Рыбный Мурман. 1957 г. Ноябрь.

f г Построение социализма в СССР— главный к л а с с у , к о л х о з н о м у к р е с т ь я н с т в у , первого в мире социалистического государства! ☆ ☆ * Север стал мне родным ГодЬ і р о с т а Еще в школьные годы из книг и рассказов старших я много слышал о суровой приро­ де Заполярья, о бескрайних морских просторах, таящих в себе опасности, о людях, кото­ рым стихия нипочем. Я мысленно представлял се­ бе затерянный в океане ко­ рабль. шквалы воды, обруши­ вающиеся на него, строгие об­ ветренные лица моряков. Втайне я завидовал им и чем больше узнавал о тружениках моря, тем сильнее крепла моя мечта попасть на север, по­ смотреть на своеобразную кра- jCOTy природы, стать таким же моряком, как тот герой, что был в моем воображении. Э ту заветную мечту мне удалось осуществить в 1953 го­ ду. Тогда после службы в Военно-морском флоте на Балтике вместе со своими товарищами я приехал в Мурманск. Здесь нам посоветовали поступить на работу в сельдяной флот. И ^вот рыбообработчиком на плавбазе «Воркута» я вышел в Северную Атлантику. От непривычной работы приходилось туго. Порой брало сомнение: а не зря я приехал сюда ■ Заполярье, выдержу ли? Н о каждый раз в такую минуту горячее желание достичь по- ставленной цели, стать настоящим моряком брало верх. То- Iварнщи по работе, видя мои затруднения, помогли мне. Веко- ■ ре я стал не отставать от других. Но . овладев одной морской специальностью, я не успо­ коился. Техника, сердце корабля, с непреодолимой силон тя­ нули меня в машинное отделение. Все чаще и чаще я стал спускаться туда, беседовать с кочегарами машинистами и ме­ ханиками . Эта заинтересованность, конечно, была замечена ру ­ ководством корабля, и вскоре мне предложили стать кочега- >ром. Я с радостью принял это предложение. При изучении тех­ ники бгшыпую помощь мне оказывали механики. [ Прошло некоторое время, и за хорошую работу руковод- ство плавбазы направило меня на учебу в школу усовершен- (ствования комплавсостава и специалистов рыбной промыш­ ленности (Ш У К С ) . Я решил не подвести руководство корабля и своих товарищей, оправдать нх доверие/ Заниматься прихо- ■ дилось трудно. Сказывался большой перерыв в учебе. Год напряженного труда не пропал даром. Ш колу я окон­ чил в числе лучших. Мне выдан диплом механик& третьего Iразряда. К этой большой радости прибавилась еще одна. В Мурманске я встретил настоящего друга жизни. В общем, я женился. По моей просьбе меня направили на «Воркуту». И в этом коллективе я работаю уже третий год. Ребята у нас хорошие. Ч ім под силу любая работа. Наш коллектив неоднократно вы- *ходил победителем в социалистическом соревновании среди ; экипажей «Мурманеельди». И . конечно, я ничуть не жалею, что приехал в Заполярье, связал свою жизнь с морем. Север стал мне родным. А . Н У С В А Л Ь Д . Четвертый механик плавбазы «Воркута». В счет 1960 года Много богатств на Кольском полуострове. Но самое драго­ ценное богатство — его люди, поднятые Октябрем, взращен­ ные Коммунистической парти­ ей. Далеко разнеслась молва о славных трудовых делах тока- эя Мурманской судоверфи Виктора Ивановича Майорова. «Золотые руки» — говорят о нем в нашем цехе. Как по- лобает советскому рабочему, неутомимо ищет он пути повы­ шения производительности тру­ да. постоянно совершенствует свое мастерство. Уже более пя­ тя лет его имя не сходит с заводской Доски почета. Не останавливаться на достигнутом, добиваться новых успехов — таков девиз токаря-новатора. Особенно напряжен­ но работает он в этом году. В середине марта тов. Майоров ра­ портовал о завершении годовой нормы и дал слово ко дню Октября дать еще две годовые нормы. И свое слово Виктор сдержал. Производительность труда молодого токаря нара­ стает с каждым днем. 433 .., 474 .., 529 процентов сменного за­ дания — таковы показатели его труда в предпраздничные дни. И сегодня, накануне великого праздника, коллектив цеха с радостью и гордостью отмечает — лучший наш производст­ венник Виктор Майоров завершил выполнение третьей годо­ вой нормы и сейчас работает в счет 1960 года, последнего го­ да шестой пятилетки. Недавно ему присвоено звание «Лучший токарь Мурманской области». Завершить свое пятилетнее задание за один год — такое решение принял Виктор сейчас. Вслед за тов. Майоровым закончили выполнение годовых норм токари тт. Матвеев и Курганов, слесари тт. Новиков, Бещев и Ковязин, фрезеров­ щики тт. Глухов и Корішлов. А сколько таких замечательных примеров по всей стра­ не! И все они говорят о том. что рабочие в наши дни хранят и приумножают славные традиции своего класса, который в еоюзе с трудовым крестьянством, под руководством коммуни­ стов 40 лет назад создал первое в мире государство свободного трудового народа. Д . Г О РШ Е Н И Н . Технолог арматурно-метизного цеха судоверфи. Известие г взятии власти в свои руки рабочими Петрогра­ да было восторженно встрече­ но трудящимися Кольского по­ луострова Но воспользоваться победой Октября на Мурмане сразу не удалось. Загевшне в Мурманске враги народа изме­ нили делу революции, предали край в рѵки английских и аме­ риканских капиталистов. Хозяйничание интервентов до февраля 1920 года дорого обошлось нашему краю. Гра­ беж. разрушение материальных ценностей, расстрелы и казни лучших представителей рабо­ чего класса, тюрьмы и лагери — вот что принесли «гости» из- за океана. После изгнания интервентов с Севера жизнь населения по­ луострова развивается по-ново­ му. Уже тогда, в самые тяже­ лые годы разрухи и голода партия, правительство и лично В. И. Ленин интересовались развитием рыбного промысла на Мурмане. В письме к ученому А . М. Книповичу Ленин подчеркнул необходимость всемерного изу­ чения и освоения богатств се­ верных морей. Для этой цели за подписью Ленина издается декрет об организации в 1921 году Плавучего морского на­ учно-исследовательского ин­ ститута (Плавморин). В 1920 году было положено начало организации в широких масштабах промыслового рыбо­ ловства в Баренцевом морс. Промысловый флот в то время состоял всего лишь из 12 не­ больших траулеров капитанами которых были смелые моряки, выходцы из поморских семей. Имена пионеров советского рыболовного промысла извест­ ны далеко за пределами нашей области. К ним относятся: Сте­ пан Дмитриевич Копытов. Фе­ дор Михайлович Михов. Иван Николаевич Демидов и мно­ гие другие. В 1924 году на базе «Арх- рыбы» и Мурманской « 0 6 - ластьрыбы» была создана еди­ ная организация «Севгосрыб- трест». Создание этой органи­ зации способствовало значи­ тельному увеличению добычи рыбы. Но база тралового флота, размещавшаяся в Архангель­ ске. не способствовала разви­ тию рыбного промысла, так как там порт в течение шести ме­ сяцев сковывали льды. Поэто­ му Мурманск, как незамерза­ ющий порт, стал играть перво­ степенное значение. В этот пе- итог Октябрьской революции. Слава рабочему интеллигенции Советского Союза— строителям (Из Призывов ЦК КПСС к 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции) и ш ЖизнЬ в борЬбе £ ■ѵ' -Ш • . л ѵ .; .■'?. &ІЩ0-ш. ;•ѵ' • v / '. ; .ѵ щНШ рнод ведутся работы по рас­ ширению рыбного порта. С тро­ ятся причальные л и н и я .. судо­ ремонтные предприятия. К а ле­ нинградских заводах заклады­ ваются новые рыболовные траулеры. По зову партии ты­ сячи лучших сынов Ленинграда едут осваивать заполярный край. На рыболовных траулерах тех времен техника была сла­ бой. Отсутствовали радиостан­ ции. радиопеленгаторы, эхоло­ ты. Работать приходилось вслепую. Мы не знали связи с берегом и с другими корабля­ ми. Я плавал на траулере «Саи­ да». II помню что трал вы­ брасывали и поднимали вруч­ ную Механизации палубных работ не было. Жилншно-бы- товые условия были тяжелыми. Размещаться приходилось по 12 человек в общих каютах. Быстрое развитие траловый флот и береговые предприятия получили за годы первых пя­ тилеток. Передовые экипажи кораблей «Киров». «Лебедка», «Димитров». «Двьна». «Моск­ ва» и другие уже тогда вы­ лавливали по 50— 60 тысяч центнеров в год. Это были ми­ ровые рекорды по тому време­ ни. Партия и правительство уде­ ляют большое внимание разви­ тию рыбного промысла в после­ военные годы. Флот пополняет­ ся новыми, мощными траулера­ ми типа «Кремль». Особенно бурный рост флота начался в 1955 году, в строй действующих кораблей всту­ пают траулеры типа «Пуш­ кин», оснащенные новейшей навигационной и другой аппа­ ратурой. . Эти грандиозные перемены на когда-то заброшенной окраи­ не царской России произошли только благодаря созданию но­ вого. социалистиче:кого обще­ ства. начало которому положи­ ли рабочие и крестьяне, высту­ пившие с оружием в руках на борьбу со старым миром. П . БД ЕВ . Капитан траулера «Но­ вороссийск» , де п у т а т Верховн о г о С о в е т а Р С Ф С Р . 22 июня 1941 года мирный труд советского народа был на­ рушен вероломным нападением немецко-фашистских захватчи­ ков, мечтавших за несколько недель разгромить нашу стра­ ну, поставить на колени на/род, сбросивший рабские цепи капи­ тала в 1917 году. В день нападения гитлеров­ ской Германии на Советский Союз корабли тралового флота находились на промысле, дале­ ко от родных берегов. По распо­ ряжению руководства управле­ ния флота они в спешном по­ рядке и без потерь возврати­ лись в порт. Часть из них была передана в распоряжение коман­ дования Северного Военно-Мор­ ского Флота. Я . как и другие промыслови­ ки, был призван во флот на четвертый день воины, получав назначение старшиной рулевых на сторожевой катер, которым командовал тов. Шадских. Н а ­ шему экипажу поручено несе­ ние дозора на передовой линии. В 1943 году я был назначен капиталом корабля, занятого снабжением продовольствием и боеприпасами постав свято и наблюдения. Нелегок был труд нашего экипажа. Всегда моншо ожидать нападения вражеской авиация, обстрела с кораблей и подводных лодок, к тому же в непроглядную ночь и туман лег­ ко нарваться на мину. Приходи­ лось сутками не сходить с мо­ стика. по 11 — 12 тысяч миль плавать без захода в порт. Но задания мы выполняли в срок. В сентябре 1943 года, когда мы находились у одного из мы­ сов Белого моря, лопнул про­ межуточный вал. До базы было около 150 миль. Мы сшили из одеял паруса и продолжали рейс, выполнив важное задание. В годы Великой Отечествен­ ной войны примеры героизма показывали трудящиеся мур­ манских предприятий. Они по­ могали Советской Армии и Воен­ но-Морскому Флоту ковать победу над врагом. Под часты­ ми бомбежками фашистской авиации, по несколько суток не выходя из цехов, не считаясь со временем и усталостью, они ре­ монтировали боевые корабли. Большой вклад в дело победы вносили моряки промысловых судов. Им приходилось промыш­ лять в опасных районах, под­ вергаясь обстрелам вражеской авиации, торпедированию воен­ ных судов. В шторм ■ непогоду, при соблюдении светомаскиров­ ки моряки выполняли задания по вылову рыбы, во изготовле­ нию рыбной продукции. Немало было случаев, когда в трал вме­ сте с рыбой попадались мины. Труженики вторя, пренебрегая опасностью, удаляли их и про­ должали промысел. Труд моряков промысловых судов был поистине таким яве героическим, как у советских воинов на фронтах Великой Оте­ чественной войны. Моряки тралового флота, на­ ходясь в рядах Военно-Морско­ го Флота в период войны совер­ шали немало героических под­ вигов. Траулер «Северный полюс» под командованием тов. Кирее­ ва. неся дозорную службу, та­ ранил вражескую подводную лодку и потопил ее. Экипаж траулера «Лосось» за неоднократное выполнение бое­ вых заданий командования был удостоен звания Гвардейского, награжден орденом боевого Красного Знамени. Таких при­ меров можно провести немало. Немецко-фашистские захват­ чики просчитались. Они не уч­ ли моральных качеств наших людей. Недаром создатель Ком­ мунистической партии и госу­ дарства — великий Ленин гово­ рка. что никогда ее победить н а ­ рода. познавшего свободную трудовую жизнь. Мужественно перенесли со­ ветские люди тяготы войны. Н и ­ какая сила не поколебала волю нашего народа к победе. Новый общественно - государственный строй, рожденный Великим Ок­ тябрем, выдержал все испыта­ ния. К 40 -й годовщине своего го­ сударства советский народ при­ ходит еще более сплоченным вокруг Коммунистической пар­ тии. Ему не страшны никакие происки поджигателей новой войны. Наш народ умеет по­ стоять за себя. Это он неодно­ кратно доказал, отстаивая за­ воевания Великого Октября. Н . А Ф О Н И Н . Капитан траулера «Ка­ сатка». Советский на/род. все передо­ вое человечество отмечает 40 -ю годовщину Великой Октябрь­ ской социалистической револю­ ции. Истекшие сорок лет показы­ вают. чего могут достичь трудя­ щиеся. руководимые рабочим классом и его авангардом — Коммунистической партией. Ра­ нее отсталая аграрная страна превратилась в индустриальную держаіву с передовой наукой и техникой. Изобретения и техни­ ческие усовершенствования всегда находят у нас горячѵю поддержку, внедряются в прак­ тику. повышая производитель­ ность и облегчая труд совет­ ских людей. Новые научные открытия расширяют наши зна­ ния об окружающем нас мире, они позволяют в конечном сче­ те обратить богатства природы на пользу людям. Наука в С С С Р достигла в на­ стоящее время громадного раз­ вития. стала передовой в мире. Достижения ее изумляют мир, вызывают восхищение. Одним из величайших откры­ тий последнего времени явля­ ется атомная энергия. В капи­ талистических странах это вели­ чайшее открытие современности не находит применения для мир­ ных целей, а обращается на гон­ ку вооружений. И только в Со ­ ветском Союзе 27 июня 1954 года была пущена в эксплуата­ цию. дает электроэнергию про­ мышленности и сельскому хо­ зяйству первая в мире атомная электростанция мощностью 5000 ииловатт. Впервые паривая турбина вращает ротор электрического генератора не за счет сжигания угля или какого-либо другого топлива, а за счет атомной энер­ гии —- расщепления ядра атома урана. В Советском Союзе про­ ектируются и строятся атомные электростанции на мощности 5 0 — 100 тысяч киловатт. Уголь и нефть — ценнейшее химиче­ ское сырье — будут использо­ ваться для получения красите­ лей. пластмасс, синтетического каучука, смазочных масел, спир­ та, пищевых жиро-в. мыла, ле­ карственных и других веществ. Советские ученые ведут ис­ следования по изучению свойств элементарных частиц, по полу­ чению ядериой энергии другими более эффективными способа­ ми. чем использованные при создании первой атомной элек­ тростанции. В С С С Р создан и работает самый мощный в мире ускоритель протонов — синхро­ фазотрон на 10 миллиардов электроновольт. По энергии ус­ коряемых частиц он превышает в полтора раза самые большие зарубежные ускорители. Согласно директивам X X съезда К П С С на одном из на­ ших судостроительных заводов успешно строится первый в ми­ ре ледокол с атомным двигате­ лем. По сто тонн угля в сутгаі потребляют ледоколы «Ермак» или «Красин». Уходя в рейс, они принимают на борт по 3 тысячи тонн угля. И все-таки не могут далеко уходить от бе­ регов. каждые три недели они должны бункероваться. Новый ледокол сможет уда­ ляться от берегов на тысячи миль. Расход ядерного «горю­ чего» атомным двигателем по­ рядка 15 тысяч лошадиных сил — 55 граммоів в сутки. Приняв запас ядерного «горючего», ко­ рабль смонсет быть в море прак­ тически неограниченно долгий с-рок. Если машины паровых ледо­ колов редко превышают по мощ­ ности 10 тысяч лошадиных сил, а наиболее крупные днзельэлек- трнческие установки на новей­ ших ледоколах достигают 20 25 тысяч лошадиных сил. то для таких кораблей с атомны­ ми двигателями пределов мощ­ ности не существует. Ледокол водоизмещением в 16 тысяч тонн с двигателем в 41 тысячи лошадиных сил будет самым крупным, самым мощным ко­ раблем подобного типа в мире. Огромные энергетические мощ­ ности атомного ледокола в со­ четания с повышенной прочно­ стью корпуса позволяют ему хо­ дить с большой скоростью, пре­ одолевать гораздо более тяже­ лые ледовые условия, чем это было возможно до сих пор. Недавно страна узнала о пу­ ске последнего — двадцатого агрегата Куйбышевской іидро электростанции, самой мощной в мире, дающей каждую оекѵя- ду 2 миллиона 100 .тысяч кило­ ватт электроэнергия. Прогресс советской науки и техники проявился, пожалуй, больше всего в реактивной тех­ нике. Наши достижения в этой области далеко опеРс,ка'(Г^??' рубежные. Советский нас*. шир­ окий самолет Т У -104 совершает рейсы из Москвы в Пекин. Прагу, Иркутск. Ташкент, Но­ восибирск, Хабаровск, на Кам­ чатку. В последние дни стало изве­ стно о ооздании самого большо­ го и быстроходного пассажир­ ского самолета Т У - 114 . способ­ ного на коротких линиях (Мо­ сква— Сочи, например), брать 220 пассажиров. На междуна­ родных линиях он будет пере­ возить по 120 человек, а на ли­ ниях внутри страны — 170 . Стоимость билета почти равна оплате за проезд по железной дороге. Создание межконтиненталь­ ной баллистической ракеты, пригодной для транспортировки мощного ядерного заряда и спо­ собной достигнуть любой точки земного шара, является, безу­ словно. крупнейшим научным достижением я вместе с тем существенно усиливает оборон­ ную мощь С С С Р . Для попада­ ния в любую точку земного ша­ ра ракета должна получить на­ чальную скорость 5 — 7 кило­ метров в секунду. Такая ско­ рость достигается применением многоступенчатых ракет, пред­ ложенных и разработанных за­ мечательным русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским. Большая часть траектории баллистической ракеты распо­ лагается на высоте в несколь­ ко сот километров, где сопро­ тивление воздуха ничтожно, поэтому точность попадавши снаряда оказывается весьма вы­ сокой: отклонение от целя со­ ставляет не более 10— 20 ки­ лометров. Империалисты СШ А . создавая систему военных баз в Европе и Азии, переоценили свои силы, рассчитывали на по­ ражение любой страны в Евро­ пе и Азии не только авиацией, но и ракетами. Оіш полагали при этом, что С Ш А далеко и их территория останется вне дей­ ствия ответного оружия. Появление баллистической ракеты меняет положение. Ни один агрессор на земном шаре не может уклониться от ответ­ ных ударов ракетами, прибы­ вающими к цели внезапно и точно. Усиление во-?н:юй мощи С С С Р является еще одним важным фактором обуздания агрессивных сил и укрепления мира. 4 октября этого года произо­ шло событие, которое войдет в историю мировой науки ярчай­ шей страницей — запущен пер­ вый советский искусственный спутник Земли с целью изуче­ ния свойств верхних областей атмосферы и физических явле­ ний. происходящих в пей. Ша­ рику с алюминиевой оболочкой весом 83.6 килограмма и диа­ метром 58 сантиметров необхо­ димо всего 95 минут, чтобы обогнуть земной шар. С момен­ та запуска спутник уже ооѳер- ніил несколько сот оборотов во­ круг земного шара и не пере­ стает привлекать внимание уче­ ных и не только ученых во всех странах мира. 3 ноября задущем второй спутник, представляющий со­ бою последнюю ступень раке­ ты-носителя. Спутник имеет ап­ паратуру для исследования излучений Солнца, космических лучей, а также для определения температуры и давления. В герметическом контейнере спут­ ника находится подопытное жи­ вотное — собака, за которой приборы автоматически ведут наблюдения, передавая данные на Землю. Запуск второго спутника ученые, инженеры и коллекти­ вы предприятий, изготовившие его. посвятили 40 -й годовщине Великого Октября. Достойный подарок великому празднику! С другой стороны, в буду­ щем спутники смогут быть ис­ пользованы как промежуточ­ ные станции для полета в ми­ ровое пространство. Запуск спутников — революция в иаіу- ке. которая открывает новые блестящие перспективы для ее развития. Эти замечательные достиже­ ния советских ученых в обла­ сти науки служат прогрессу че­ ловечества. Они еще раз дока­ зали всему миру преимущество социалистической системы, от­ крывшей широчайшие пути для несметных сокровищ творче­ ской мысли свободного народа. Под руководством Коммуни­ стической партии и Советского Правительства наши ученые борются за претворение в жизнь исторических решений X X съезда партии, за новые победы в решении задач по строительству коммунистиче­ ского общества в нашей стране. 3 . Р А П О П О Р Т . Кандидат технических наук. Яркие перемены ...Метет поземка, стонет вет­ хая хибара рыбака-помора. Здесь прн свете коптилки коро­ тает времи его семья, тревож­ но прислушиваясь к завывани­ ям ветра. Вернется ли с моря на утлой шняке кормилец семьи или его, как многих, про­ глотит морская пучина? Что знали поморы? Вся жизнь проходила в постоянных заботах о куске хлеба. Хоте­ лось бы детей вывести в люди, выучить. Но мечта тонула в беспросветной нужде. Так бы­ ло... А в 1917 году родилась но­ вая жизнь. Счастье пришло в дом помора. Сказка стала явью, мечта превращалась в действительность. Слезы радости, а не горя блестят в глазах матери, встречающей сына-моряка: в лю­ бую погоду приходит к причалу корабль. И дом моряка — полная чаша. Все у него есть. Привычными стали слова «радио», «школа», «книга», «кино». А в эти дни, в дни соро­ калетия Октября, во многие дома рыбаков Мурмана вошло и новое понятие — телевизор. Это новый быт. новаи жизнь и хо­ зяин ее — народ. Вот небольшой, но яркий пример. Библиотека тралового флота существует 32 года. Если сорок лет назад рыбаки, в боль­ шинстве своем неграмотные, могли только мечтать о книге, то сейчас лишь одна наша библиотека имеет более 8 тысяч ак­ тивных читателей — промысловиков н работников береговых предприятий. Они любят книгу, с увлечением читают произ­ ведения классиков русской и иностранной литературы, совет­ ских и зарубежных писателей. Коммунисты и беспартийные широко пользуются политической литературой, моряки всех специальностей с помощью книг повышают свои знания. Рост культурных запросов советского человека, которо­ му путь к книге, к знаниям открыл Великий Октябрь, виден не только здесь, на маленьком участке культурного фронта. Оглянитесь вокруг: в предпраздничные дни в Мурманске го- степринмио раскрылись двери нового клуба железнодорожник ков имени Сороковой годовщины Октября, возводится новое здание драматического театра, вступает в строй телевизион­ ный центр. Да всего и не перечесть. Сейчас в области имеетс я 126 клубов и домов культуры, около двухсот массовых библиотек, книжный фонд которых приближается к двум миллионам. Сейчас в школах области занижается 71023 учащихся. Работает пять средних специаль­ ных учебных заведений с 3097 слушателями, а в двух выс­ ших учебных заведениях — 1244 студента. Работает десять научных учреждений, выходит 20 газет с разовым тиражом 29400 экземпляров. Благодаря заботе Коммунистической партии и Советско­ го правительства культурно-просветительная работа среди на­ селения Мурманской области с каждым годом получает все больший размах. Преобразился край. И в эти дня люди его торягественно отмечают сорокалетяюю годовщину рождения власти труд»» іцихся. О . Р Ы Ж К О В А . Заведующая библиотекой тралового флота. 26 лет в порту В феврале 1931 года и при­ ехал в Мурманск. Поступил ра­ ботать грузчиком в контору берегового обслуживания тра­ лового флота. Старожилам знакомо это название. Те ­ перь это первый участок рыб­ ного порта. Помню прошедшие годы. Флот был маленький, и рыбы в порт доставлялось немного. Но работа грузчика в ту пору бы­ ла очень тяжелой. Примитив­ ным способом, вручную проис­ ходила выгрузка н погрузка судов. Лопата и тачка — вот и вся «механизация». Для разгрузки траулера, в трюмах которого было всего 2 0 — 25 тонн рыбы, требовалось два-тои дня. Техника в то время была такая: в небольшие плетеные корзины в трюме накладывали рыбу, устанавливали грузовое колесо и протяін- вали через него веревку. Один конец привязывали к корзине, а другой — к дышлу упряжки лошади. Лошадь погоняли вдоль причала, и корзина поднималась наверх. Мойка рыбы, если ее так можно было назвать, делалась вручную сачками. Погрузка происходила тижелее. Соль. лед. продукты наклады­ вали в тачку и подкатывали вручную к кораблю. Незначительно был облегчен труд в 1932 году. К нам по­ ступили иностранные лебедки. И только в годы пятилеток, когда начало развиваться отечественное машиностроение, тя­ желый труд грузчика стал замениться машинами. С 1941 года по настоящее время механизации первого участка приняла большой размах. То , что делали рабочие руки, сейчас произ­ водят, в основном, машины. Установлены механические стре­ лы. мойки. На помощь человеку пришли автопогрузчики, ме­ ханические краны. И теперь женская бригада в смену выгру­ жает 6 0 — 70 тонн рыбопродукции. Транспортеры подают тре­ ску. окунь прямо в холодильник. За проработанные 26 лет я получаю пенсию. В этом чувст­ вуется забота нашей тартни и правительства о простых совет­ ских людях. Только в нашей стране так ценится труд человека* Ф Б Р И Л К Н К О В . Кладовщик инструментального цеха первого участка рыбного аорта, ....... * -*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz