Рыбный Мурман. 1957 г. Ноябрь.
f г Построение социализма в СССР— главный к л а с с у , к о л х о з н о м у к р е с т ь я н с т в у , первого в мире социалистического государства! ☆ ☆ * Север стал мне родным ГодЬ і р о с т а Еще в школьные годы из книг и рассказов старших я много слышал о суровой приро де Заполярья, о бескрайних морских просторах, таящих в себе опасности, о людях, кото рым стихия нипочем. Я мысленно представлял се бе затерянный в океане ко рабль. шквалы воды, обруши вающиеся на него, строгие об ветренные лица моряков. Втайне я завидовал им и чем больше узнавал о тружениках моря, тем сильнее крепла моя мечта попасть на север, по смотреть на своеобразную кра- jCOTy природы, стать таким же моряком, как тот герой, что был в моем воображении. Э ту заветную мечту мне удалось осуществить в 1953 го ду. Тогда после службы в Военно-морском флоте на Балтике вместе со своими товарищами я приехал в Мурманск. Здесь нам посоветовали поступить на работу в сельдяной флот. И ^вот рыбообработчиком на плавбазе «Воркута» я вышел в Северную Атлантику. От непривычной работы приходилось туго. Порой брало сомнение: а не зря я приехал сюда ■ Заполярье, выдержу ли? Н о каждый раз в такую минуту горячее желание достичь по- ставленной цели, стать настоящим моряком брало верх. То- Iварнщи по работе, видя мои затруднения, помогли мне. Веко- ■ ре я стал не отставать от других. Но . овладев одной морской специальностью, я не успо коился. Техника, сердце корабля, с непреодолимой силон тя нули меня в машинное отделение. Все чаще и чаще я стал спускаться туда, беседовать с кочегарами машинистами и ме ханиками . Эта заинтересованность, конечно, была замечена ру ководством корабля, и вскоре мне предложили стать кочега- >ром. Я с радостью принял это предложение. При изучении тех ники бгшыпую помощь мне оказывали механики. [ Прошло некоторое время, и за хорошую работу руковод- ство плавбазы направило меня на учебу в школу усовершен- (ствования комплавсостава и специалистов рыбной промыш ленности (Ш У К С ) . Я решил не подвести руководство корабля и своих товарищей, оправдать нх доверие/ Заниматься прихо- ■ дилось трудно. Сказывался большой перерыв в учебе. Год напряженного труда не пропал даром. Ш колу я окон чил в числе лучших. Мне выдан диплом механик& третьего Iразряда. К этой большой радости прибавилась еще одна. В Мурманске я встретил настоящего друга жизни. В общем, я женился. По моей просьбе меня направили на «Воркуту». И в этом коллективе я работаю уже третий год. Ребята у нас хорошие. Ч ім под силу любая работа. Наш коллектив неоднократно вы- *ходил победителем в социалистическом соревновании среди ; экипажей «Мурманеельди». И . конечно, я ничуть не жалею, что приехал в Заполярье, связал свою жизнь с морем. Север стал мне родным. А . Н У С В А Л Ь Д . Четвертый механик плавбазы «Воркута». В счет 1960 года Много богатств на Кольском полуострове. Но самое драго ценное богатство — его люди, поднятые Октябрем, взращен ные Коммунистической парти ей. Далеко разнеслась молва о славных трудовых делах тока- эя Мурманской судоверфи Виктора Ивановича Майорова. «Золотые руки» — говорят о нем в нашем цехе. Как по- лобает советскому рабочему, неутомимо ищет он пути повы шения производительности тру да. постоянно совершенствует свое мастерство. Уже более пя тя лет его имя не сходит с заводской Доски почета. Не останавливаться на достигнутом, добиваться новых успехов — таков девиз токаря-новатора. Особенно напряжен но работает он в этом году. В середине марта тов. Майоров ра портовал о завершении годовой нормы и дал слово ко дню Октября дать еще две годовые нормы. И свое слово Виктор сдержал. Производительность труда молодого токаря нара стает с каждым днем. 433 .., 474 .., 529 процентов сменного за дания — таковы показатели его труда в предпраздничные дни. И сегодня, накануне великого праздника, коллектив цеха с радостью и гордостью отмечает — лучший наш производст венник Виктор Майоров завершил выполнение третьей годо вой нормы и сейчас работает в счет 1960 года, последнего го да шестой пятилетки. Недавно ему присвоено звание «Лучший токарь Мурманской области». Завершить свое пятилетнее задание за один год — такое решение принял Виктор сейчас. Вслед за тов. Майоровым закончили выполнение годовых норм токари тт. Матвеев и Курганов, слесари тт. Новиков, Бещев и Ковязин, фрезеров щики тт. Глухов и Корішлов. А сколько таких замечательных примеров по всей стра не! И все они говорят о том. что рабочие в наши дни хранят и приумножают славные традиции своего класса, который в еоюзе с трудовым крестьянством, под руководством коммуни стов 40 лет назад создал первое в мире государство свободного трудового народа. Д . Г О РШ Е Н И Н . Технолог арматурно-метизного цеха судоверфи. Известие г взятии власти в свои руки рабочими Петрогра да было восторженно встрече но трудящимися Кольского по луострова Но воспользоваться победой Октября на Мурмане сразу не удалось. Загевшне в Мурманске враги народа изме нили делу революции, предали край в рѵки английских и аме риканских капиталистов. Хозяйничание интервентов до февраля 1920 года дорого обошлось нашему краю. Гра беж. разрушение материальных ценностей, расстрелы и казни лучших представителей рабо чего класса, тюрьмы и лагери — вот что принесли «гости» из- за океана. После изгнания интервентов с Севера жизнь населения по луострова развивается по-ново му. Уже тогда, в самые тяже лые годы разрухи и голода партия, правительство и лично В. И. Ленин интересовались развитием рыбного промысла на Мурмане. В письме к ученому А . М. Книповичу Ленин подчеркнул необходимость всемерного изу чения и освоения богатств се верных морей. Для этой цели за подписью Ленина издается декрет об организации в 1921 году Плавучего морского на учно-исследовательского ин ститута (Плавморин). В 1920 году было положено начало организации в широких масштабах промыслового рыбо ловства в Баренцевом морс. Промысловый флот в то время состоял всего лишь из 12 не больших траулеров капитанами которых были смелые моряки, выходцы из поморских семей. Имена пионеров советского рыболовного промысла извест ны далеко за пределами нашей области. К ним относятся: Сте пан Дмитриевич Копытов. Фе дор Михайлович Михов. Иван Николаевич Демидов и мно гие другие. В 1924 году на базе «Арх- рыбы» и Мурманской « 0 6 - ластьрыбы» была создана еди ная организация «Севгосрыб- трест». Создание этой органи зации способствовало значи тельному увеличению добычи рыбы. Но база тралового флота, размещавшаяся в Архангель ске. не способствовала разви тию рыбного промысла, так как там порт в течение шести ме сяцев сковывали льды. Поэто му Мурманск, как незамерза ющий порт, стал играть перво степенное значение. В этот пе- итог Октябрьской революции. Слава рабочему интеллигенции Советского Союза— строителям (Из Призывов ЦК КПСС к 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции) и ш ЖизнЬ в борЬбе £ ■ѵ' -Ш • . л ѵ .; .■'?. &ІЩ0-ш. ;•ѵ' • v / '. ; .ѵ щНШ рнод ведутся работы по рас ширению рыбного порта. С тро ятся причальные л и н и я .. судо ремонтные предприятия. К а ле нинградских заводах заклады ваются новые рыболовные траулеры. По зову партии ты сячи лучших сынов Ленинграда едут осваивать заполярный край. На рыболовных траулерах тех времен техника была сла бой. Отсутствовали радиостан ции. радиопеленгаторы, эхоло ты. Работать приходилось вслепую. Мы не знали связи с берегом и с другими корабля ми. Я плавал на траулере «Саи да». II помню что трал вы брасывали и поднимали вруч ную Механизации палубных работ не было. Жилншно-бы- товые условия были тяжелыми. Размещаться приходилось по 12 человек в общих каютах. Быстрое развитие траловый флот и береговые предприятия получили за годы первых пя тилеток. Передовые экипажи кораблей «Киров». «Лебедка», «Димитров». «Двьна». «Моск ва» и другие уже тогда вы лавливали по 50— 60 тысяч центнеров в год. Это были ми ровые рекорды по тому време ни. Партия и правительство уде ляют большое внимание разви тию рыбного промысла в после военные годы. Флот пополняет ся новыми, мощными траулера ми типа «Кремль». Особенно бурный рост флота начался в 1955 году, в строй действующих кораблей всту пают траулеры типа «Пуш кин», оснащенные новейшей навигационной и другой аппа ратурой. . Эти грандиозные перемены на когда-то заброшенной окраи не царской России произошли только благодаря созданию но вого. социалистиче:кого обще ства. начало которому положи ли рабочие и крестьяне, высту пившие с оружием в руках на борьбу со старым миром. П . БД ЕВ . Капитан траулера «Но вороссийск» , де п у т а т Верховн о г о С о в е т а Р С Ф С Р . 22 июня 1941 года мирный труд советского народа был на рушен вероломным нападением немецко-фашистских захватчи ков, мечтавших за несколько недель разгромить нашу стра ну, поставить на колени на/род, сбросивший рабские цепи капи тала в 1917 году. В день нападения гитлеров ской Германии на Советский Союз корабли тралового флота находились на промысле, дале ко от родных берегов. По распо ряжению руководства управле ния флота они в спешном по рядке и без потерь возврати лись в порт. Часть из них была передана в распоряжение коман дования Северного Военно-Мор ского Флота. Я . как и другие промыслови ки, был призван во флот на четвертый день воины, получав назначение старшиной рулевых на сторожевой катер, которым командовал тов. Шадских. Н а шему экипажу поручено несе ние дозора на передовой линии. В 1943 году я был назначен капиталом корабля, занятого снабжением продовольствием и боеприпасами постав свято и наблюдения. Нелегок был труд нашего экипажа. Всегда моншо ожидать нападения вражеской авиация, обстрела с кораблей и подводных лодок, к тому же в непроглядную ночь и туман лег ко нарваться на мину. Приходи лось сутками не сходить с мо стика. по 11 — 12 тысяч миль плавать без захода в порт. Но задания мы выполняли в срок. В сентябре 1943 года, когда мы находились у одного из мы сов Белого моря, лопнул про межуточный вал. До базы было около 150 миль. Мы сшили из одеял паруса и продолжали рейс, выполнив важное задание. В годы Великой Отечествен ной войны примеры героизма показывали трудящиеся мур манских предприятий. Они по могали Советской Армии и Воен но-Морскому Флоту ковать победу над врагом. Под часты ми бомбежками фашистской авиации, по несколько суток не выходя из цехов, не считаясь со временем и усталостью, они ре монтировали боевые корабли. Большой вклад в дело победы вносили моряки промысловых судов. Им приходилось промыш лять в опасных районах, под вергаясь обстрелам вражеской авиации, торпедированию воен ных судов. В шторм ■ непогоду, при соблюдении светомаскиров ки моряки выполняли задания по вылову рыбы, во изготовле нию рыбной продукции. Немало было случаев, когда в трал вме сте с рыбой попадались мины. Труженики вторя, пренебрегая опасностью, удаляли их и про должали промысел. Труд моряков промысловых судов был поистине таким яве героическим, как у советских воинов на фронтах Великой Оте чественной войны. Моряки тралового флота, на ходясь в рядах Военно-Морско го Флота в период войны совер шали немало героических под вигов. Траулер «Северный полюс» под командованием тов. Кирее ва. неся дозорную службу, та ранил вражескую подводную лодку и потопил ее. Экипаж траулера «Лосось» за неоднократное выполнение бое вых заданий командования был удостоен звания Гвардейского, награжден орденом боевого Красного Знамени. Таких при меров можно провести немало. Немецко-фашистские захват чики просчитались. Они не уч ли моральных качеств наших людей. Недаром создатель Ком мунистической партии и госу дарства — великий Ленин гово рка. что никогда ее победить н а рода. познавшего свободную трудовую жизнь. Мужественно перенесли со ветские люди тяготы войны. Н и какая сила не поколебала волю нашего народа к победе. Новый общественно - государственный строй, рожденный Великим Ок тябрем, выдержал все испыта ния. К 40 -й годовщине своего го сударства советский народ при ходит еще более сплоченным вокруг Коммунистической пар тии. Ему не страшны никакие происки поджигателей новой войны. Наш народ умеет по стоять за себя. Это он неодно кратно доказал, отстаивая за воевания Великого Октября. Н . А Ф О Н И Н . Капитан траулера «Ка сатка». Советский на/род. все передо вое человечество отмечает 40 -ю годовщину Великой Октябрь ской социалистической револю ции. Истекшие сорок лет показы вают. чего могут достичь трудя щиеся. руководимые рабочим классом и его авангардом — Коммунистической партией. Ра нее отсталая аграрная страна превратилась в индустриальную держаіву с передовой наукой и техникой. Изобретения и техни ческие усовершенствования всегда находят у нас горячѵю поддержку, внедряются в прак тику. повышая производитель ность и облегчая труд совет ских людей. Новые научные открытия расширяют наши зна ния об окружающем нас мире, они позволяют в конечном сче те обратить богатства природы на пользу людям. Наука в С С С Р достигла в на стоящее время громадного раз вития. стала передовой в мире. Достижения ее изумляют мир, вызывают восхищение. Одним из величайших откры тий последнего времени явля ется атомная энергия. В капи талистических странах это вели чайшее открытие современности не находит применения для мир ных целей, а обращается на гон ку вооружений. И только в Со ветском Союзе 27 июня 1954 года была пущена в эксплуата цию. дает электроэнергию про мышленности и сельскому хо зяйству первая в мире атомная электростанция мощностью 5000 ииловатт. Впервые паривая турбина вращает ротор электрического генератора не за счет сжигания угля или какого-либо другого топлива, а за счет атомной энер гии —- расщепления ядра атома урана. В Советском Союзе про ектируются и строятся атомные электростанции на мощности 5 0 — 100 тысяч киловатт. Уголь и нефть — ценнейшее химиче ское сырье — будут использо ваться для получения красите лей. пластмасс, синтетического каучука, смазочных масел, спир та, пищевых жиро-в. мыла, ле карственных и других веществ. Советские ученые ведут ис следования по изучению свойств элементарных частиц, по полу чению ядериой энергии другими более эффективными способа ми. чем использованные при создании первой атомной элек тростанции. В С С С Р создан и работает самый мощный в мире ускоритель протонов — синхро фазотрон на 10 миллиардов электроновольт. По энергии ус коряемых частиц он превышает в полтора раза самые большие зарубежные ускорители. Согласно директивам X X съезда К П С С на одном из на ших судостроительных заводов успешно строится первый в ми ре ледокол с атомным двигате лем. По сто тонн угля в сутгаі потребляют ледоколы «Ермак» или «Красин». Уходя в рейс, они принимают на борт по 3 тысячи тонн угля. И все-таки не могут далеко уходить от бе регов. каждые три недели они должны бункероваться. Новый ледокол сможет уда ляться от берегов на тысячи миль. Расход ядерного «горю чего» атомным двигателем по рядка 15 тысяч лошадиных сил — 55 граммоів в сутки. Приняв запас ядерного «горючего», ко рабль смонсет быть в море прак тически неограниченно долгий с-рок. Если машины паровых ледо колов редко превышают по мощ ности 10 тысяч лошадиных сил, а наиболее крупные днзельэлек- трнческие установки на новей ших ледоколах достигают 20 25 тысяч лошадиных сил. то для таких кораблей с атомны ми двигателями пределов мощ ности не существует. Ледокол водоизмещением в 16 тысяч тонн с двигателем в 41 тысячи лошадиных сил будет самым крупным, самым мощным ко раблем подобного типа в мире. Огромные энергетические мощ ности атомного ледокола в со четания с повышенной прочно стью корпуса позволяют ему хо дить с большой скоростью, пре одолевать гораздо более тяже лые ледовые условия, чем это было возможно до сих пор. Недавно страна узнала о пу ске последнего — двадцатого агрегата Куйбышевской іидро электростанции, самой мощной в мире, дающей каждую оекѵя- ду 2 миллиона 100 .тысяч кило ватт электроэнергия. Прогресс советской науки и техники проявился, пожалуй, больше всего в реактивной тех нике. Наши достижения в этой области далеко опеРс,ка'(Г^??' рубежные. Советский нас*. шир окий самолет Т У -104 совершает рейсы из Москвы в Пекин. Прагу, Иркутск. Ташкент, Но восибирск, Хабаровск, на Кам чатку. В последние дни стало изве стно о ооздании самого большо го и быстроходного пассажир ского самолета Т У - 114 . способ ного на коротких линиях (Мо сква— Сочи, например), брать 220 пассажиров. На междуна родных линиях он будет пере возить по 120 человек, а на ли ниях внутри страны — 170 . Стоимость билета почти равна оплате за проезд по железной дороге. Создание межконтиненталь ной баллистической ракеты, пригодной для транспортировки мощного ядерного заряда и спо собной достигнуть любой точки земного шара, является, безу словно. крупнейшим научным достижением я вместе с тем существенно усиливает оборон ную мощь С С С Р . Для попада ния в любую точку земного ша ра ракета должна получить на чальную скорость 5 — 7 кило метров в секунду. Такая ско рость достигается применением многоступенчатых ракет, пред ложенных и разработанных за мечательным русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским. Большая часть траектории баллистической ракеты распо лагается на высоте в несколь ко сот километров, где сопро тивление воздуха ничтожно, поэтому точность попадавши снаряда оказывается весьма вы сокой: отклонение от целя со ставляет не более 10— 20 ки лометров. Империалисты СШ А . создавая систему военных баз в Европе и Азии, переоценили свои силы, рассчитывали на по ражение любой страны в Евро пе и Азии не только авиацией, но и ракетами. Оіш полагали при этом, что С Ш А далеко и их территория останется вне дей ствия ответного оружия. Появление баллистической ракеты меняет положение. Ни один агрессор на земном шаре не может уклониться от ответ ных ударов ракетами, прибы вающими к цели внезапно и точно. Усиление во-?н:юй мощи С С С Р является еще одним важным фактором обуздания агрессивных сил и укрепления мира. 4 октября этого года произо шло событие, которое войдет в историю мировой науки ярчай шей страницей — запущен пер вый советский искусственный спутник Земли с целью изуче ния свойств верхних областей атмосферы и физических явле ний. происходящих в пей. Ша рику с алюминиевой оболочкой весом 83.6 килограмма и диа метром 58 сантиметров необхо димо всего 95 минут, чтобы обогнуть земной шар. С момен та запуска спутник уже ооѳер- ніил несколько сот оборотов во круг земного шара и не пере стает привлекать внимание уче ных и не только ученых во всех странах мира. 3 ноября задущем второй спутник, представляющий со бою последнюю ступень раке ты-носителя. Спутник имеет ап паратуру для исследования излучений Солнца, космических лучей, а также для определения температуры и давления. В герметическом контейнере спут ника находится подопытное жи вотное — собака, за которой приборы автоматически ведут наблюдения, передавая данные на Землю. Запуск второго спутника ученые, инженеры и коллекти вы предприятий, изготовившие его. посвятили 40 -й годовщине Великого Октября. Достойный подарок великому празднику! С другой стороны, в буду щем спутники смогут быть ис пользованы как промежуточ ные станции для полета в ми ровое пространство. Запуск спутников — революция в иаіу- ке. которая открывает новые блестящие перспективы для ее развития. Эти замечательные достиже ния советских ученых в обла сти науки служат прогрессу че ловечества. Они еще раз дока зали всему миру преимущество социалистической системы, от крывшей широчайшие пути для несметных сокровищ творче ской мысли свободного народа. Под руководством Коммуни стической партии и Советского Правительства наши ученые борются за претворение в жизнь исторических решений X X съезда партии, за новые победы в решении задач по строительству коммунистиче ского общества в нашей стране. 3 . Р А П О П О Р Т . Кандидат технических наук. Яркие перемены ...Метет поземка, стонет вет хая хибара рыбака-помора. Здесь прн свете коптилки коро тает времи его семья, тревож но прислушиваясь к завывани ям ветра. Вернется ли с моря на утлой шняке кормилец семьи или его, как многих, про глотит морская пучина? Что знали поморы? Вся жизнь проходила в постоянных заботах о куске хлеба. Хоте лось бы детей вывести в люди, выучить. Но мечта тонула в беспросветной нужде. Так бы ло... А в 1917 году родилась но вая жизнь. Счастье пришло в дом помора. Сказка стала явью, мечта превращалась в действительность. Слезы радости, а не горя блестят в глазах матери, встречающей сына-моряка: в лю бую погоду приходит к причалу корабль. И дом моряка — полная чаша. Все у него есть. Привычными стали слова «радио», «школа», «книга», «кино». А в эти дни, в дни соро калетия Октября, во многие дома рыбаков Мурмана вошло и новое понятие — телевизор. Это новый быт. новаи жизнь и хо зяин ее — народ. Вот небольшой, но яркий пример. Библиотека тралового флота существует 32 года. Если сорок лет назад рыбаки, в боль шинстве своем неграмотные, могли только мечтать о книге, то сейчас лишь одна наша библиотека имеет более 8 тысяч ак тивных читателей — промысловиков н работников береговых предприятий. Они любят книгу, с увлечением читают произ ведения классиков русской и иностранной литературы, совет ских и зарубежных писателей. Коммунисты и беспартийные широко пользуются политической литературой, моряки всех специальностей с помощью книг повышают свои знания. Рост культурных запросов советского человека, которо му путь к книге, к знаниям открыл Великий Октябрь, виден не только здесь, на маленьком участке культурного фронта. Оглянитесь вокруг: в предпраздничные дни в Мурманске го- степринмио раскрылись двери нового клуба железнодорожник ков имени Сороковой годовщины Октября, возводится новое здание драматического театра, вступает в строй телевизион ный центр. Да всего и не перечесть. Сейчас в области имеетс я 126 клубов и домов культуры, около двухсот массовых библиотек, книжный фонд которых приближается к двум миллионам. Сейчас в школах области занижается 71023 учащихся. Работает пять средних специаль ных учебных заведений с 3097 слушателями, а в двух выс ших учебных заведениях — 1244 студента. Работает десять научных учреждений, выходит 20 газет с разовым тиражом 29400 экземпляров. Благодаря заботе Коммунистической партии и Советско го правительства культурно-просветительная работа среди на селения Мурманской области с каждым годом получает все больший размах. Преобразился край. И в эти дня люди его торягественно отмечают сорокалетяюю годовщину рождения власти труд»» іцихся. О . Р Ы Ж К О В А . Заведующая библиотекой тралового флота. 26 лет в порту В феврале 1931 года и при ехал в Мурманск. Поступил ра ботать грузчиком в контору берегового обслуживания тра лового флота. Старожилам знакомо это название. Те перь это первый участок рыб ного порта. Помню прошедшие годы. Флот был маленький, и рыбы в порт доставлялось немного. Но работа грузчика в ту пору бы ла очень тяжелой. Примитив ным способом, вручную проис ходила выгрузка н погрузка судов. Лопата и тачка — вот и вся «механизация». Для разгрузки траулера, в трюмах которого было всего 2 0 — 25 тонн рыбы, требовалось два-тои дня. Техника в то время была такая: в небольшие плетеные корзины в трюме накладывали рыбу, устанавливали грузовое колесо и протяін- вали через него веревку. Один конец привязывали к корзине, а другой — к дышлу упряжки лошади. Лошадь погоняли вдоль причала, и корзина поднималась наверх. Мойка рыбы, если ее так можно было назвать, делалась вручную сачками. Погрузка происходила тижелее. Соль. лед. продукты наклады вали в тачку и подкатывали вручную к кораблю. Незначительно был облегчен труд в 1932 году. К нам по ступили иностранные лебедки. И только в годы пятилеток, когда начало развиваться отечественное машиностроение, тя желый труд грузчика стал замениться машинами. С 1941 года по настоящее время механизации первого участка приняла большой размах. То , что делали рабочие руки, сейчас произ водят, в основном, машины. Установлены механические стре лы. мойки. На помощь человеку пришли автопогрузчики, ме ханические краны. И теперь женская бригада в смену выгру жает 6 0 — 70 тонн рыбопродукции. Транспортеры подают тре ску. окунь прямо в холодильник. За проработанные 26 лет я получаю пенсию. В этом чувст вуется забота нашей тартни и правительства о простых совет ских людях. Только в нашей стране так ценится труд человека* Ф Б Р И Л К Н К О В . Кладовщик инструментального цеха первого участка рыбного аорта, ....... * -*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz