Рыбный Мурман. 1957 г. Ноябрь.

В помощь агитатору Декларация правнародов России Сегодня испол­ няется 40 лет со дня утверждения (1917 год) Сове­ том Народных Комиссаров «Декларации врав народов России». Великая Октябрьская социалистическая революция осво­ бодила народы России от национального гнета. Она положила начало осуществлению программы Коммунистической партии по национальному вопросу. Советская власть провозгласила в качестве незыблемого закона первого в мире социалистическо­ го государства по национальному вопросу: равенство н суве­ ренность народов России, право всех народов страны на сво­ бодное самоопределение, отмена всяких национальных и на- ционально-релнгиозиых привилегии и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп. Верная принципу самоопределения нации, Коммунистиче­ ская партия обеспечила свободу государственного устройства народов, вплоть до государственного отделения. Претворяя в жизнь национальную программу, В. и. Ле­ нин и партия глубоко верили, что полная свобода наций в оп­ ределении своей судьбы обеспечит торжество пролетарского интернационализма, единство трудящихся всех наций. Декларация поднял» к новой жизни многомиллионные массы ранее угнетенных национальностей, заложила прочный фундамент несокрушимой дружбы народов нашей страны. В первые годы Советской власти под руководством партии сложилась федерация, основанная на территории автономии наций — РСФСР. Российская Советская Федеративная Социа­ листическая Республика развивалась н крепла на основе ле­ нинских принципов добровольности, равноправия и взаимопо­ мощи народов. Последовательно проводя в жизнь ленинскую национальную политику самоопределения нации. Советское правительство признало независимость народов Украины, лопѵссии. Прибалтики, Закавказья и Средней Азии Братское сотрудничество народов Российской Федерации и других советских республик явилось прочной основой созда­ ния великого многонационального государства Сорокалетний опыт практического осуществления маркси­ стско-ленинской национальной программы в нашей «ране под­ твердил правильность предвидения большевиков. Советское государство превратилось в могучий добровольный союз равно­ правных наций. Дружба народов Советского Союза, выдержав все испытания как в годы социалистического строительства, так и в период Великой Отечественной войны, еще более окреп- f ла и закалилась. Она является движущей силон развития Со- ветского общества по пути к коммунизму. ♦ Партийная жизнь И з о т с т а ю щ и х — в п е р е д о в ы е Подготовка к выборам в народные суды началась На предприятиях рыбной про­ мышленности нашего бассейна развернулась подготовка к важ­ ной политической кампании — вы­ борам народных судов. Партбюро судоремонтного ^ в о ­ да управления рыбной промыш­ ленности совнархоза на второй день после объявления Указа Президиума Верховного Совета РСФСР на своем заседании обновило и увеличило агиткол­ лектив распределило дома среди агитаторов. Руководителем агитколлектива утвержден коммунист тов. Литанский. Заведо­ вать агитпунктом партийная организация поручила токаірю коммунисту тов. Багаеву. Пересмотрен и обновлен агитколлектив в рыбном парту. Разъяснительную работу среди населения будут зести 92 че­ ловека, вместо 65 работавших ранее. Здесь агитколлектив по­ полнен за счет передовых производственников, коммунистов, комсомольце© и беспартийных. Партийная организация сред­ него траулера № 12 немного­ численна. но. несмотря на это, занимает ведущую роль и в вос­ питательной работе, и в произ­ водственной деятельности эки­ пажа. Коммунисты корабля, опираясь на помощь комсомоль­ ской и профсоюзной организа­ ций, много сделали в последнем рейсе по мобилизации всех усилий коллектива на успешное выполнение взятых социалисти­ ческих обязательств. Еще при переходе нз порта на промысел, в конце июля, партийное собрание обсудило перспективы выполнения рейсо­ вого задания. На другой день провели общее собрание экипа­ жа. О необходимости слаженной работы говорил коммунист тов. Белко. Он привел примеры по­ терь драгоценного промыслово­ го времени из-за несогласован­ ности в работе. — Если мы сумеем изжить недостатки полностью исполь­ зуем опыт передовиков, то вполне сможем перевыполнить рейсовое задание. Надо взять обязательство выловить сверх плана тысячу центнеров сель­ ди, — сказал секретарь парт­ организации тов. Коновалов. Что и говорить обязательст­ во серьезное. Ведь сверхплано­ вая тысяча центнеров — это как раз столько, сколько эки­ паж добыл за семь месяцев этого года. Но коммунистов поддержали комсомольцы. О реальности обязательства гово­ рили на собрании матрос тов. Голубев, старший механик тов. Иванов. Решение о вылове ты­ сячи центнеров сельди сверх плана было принято. Теперь предстояла большая организаторская работа. Надо было увлечь весь экипаж на выполнение обязательства, вы­ являть и использовать резервы повышения производительности труда. И большую роль в этом сыграл личный пример комму­ нистов. Незаурядные способности су­ доводителя проявил второй помощник капитана коммунист тов. Белко. Он правильно опре­ делял местонахождение судна и умело руководил работой по выборке сетей. Вежливый, ак­ куратный и дисциплинирован­ ный, тов. Белко показывал об­ разец отношения к труду для всех членов экипажа. Всего лишь второй рейс пла­ вал на рыбодобывающем судне старший помощник капитана коммунист тов. Кравец, при­ шедший в сельдяной флот с военного корабля. Но за корот­ кий срок он полностью освоил работу с сетями. Для тов. Крав­ ца характерен творческий подход к делу. Он не стесняет­ ся спросить о непонятном, ча­ сто вносит свои предложения, стремится и, бесспорно, скоро станет хорошим промыслови­ ком. Старший по возрасту, ом умело сочетает требователь­ ность с забоггой, подлинно оте­ ческим подходом к каждому члену экипажа. Секретарь парторганизации тов. Коновалов, работая стар­ шим мастером по добыче, про­ являет исключительную заботу о промвооружении. В этот рейс корабль получил вожак 50-процентной годности. Тов. Коновалов при наборе порядка, подбирая вожак, внимательно следил за его состоянием и, где это нужно, укреплял его дополнительными канатами. И вот результат — несмотря на работу в штормовых условиях, с силой ветра в 7—8 баллов, не было случаев обрыва н по­ тери порядков. Все коммунисты, являясь агитаторами, регулярно про­ водят с личным составом бесе­ ды, организуют читку газет. Тов. Коновалов сделал доклад о 40-й годовщине Великого Октября. Впервые ему прихо­ дилось заниматься этим делом. Но доклад получился интерес­ ный. Активно включились в борь­ бу за высокие уловы комсо­ мольцы во главе с секретарем организации третьим помощ­ ником капитана тов. Данило­ вым. Днем и ночью можно бы­ ло видеть возле механизмов комсомольца моториста тов. Тюлюкова Ни одно устранение дефектов не обходилось без его участия. Четко и быстро рабо­ тал матрос член ВЛКСМ тов. Ершов. Заслуженным автори­ тетом среди команды пользует­ ся старший матр<£ тов. Сал­ тыков. Любую порученную ра­ боту, будь это обязанности ма­ стера по добыче или мастера по обработке рыбы, он выпол­ няет спокойно, уверенно, бы­ стро и тут же показывает то­ варищам. как это надо делать. Это он стоял за рулем, когда судно шло в туманную ночь по Кольскому заливу в родной порт. Так самоотверженно трудят­ ся все одиннадцать комсомоль­ цев корабля. На своих собра­ ниях они меньше всего говорят об успехах. Вскрыть новые ре­ зервы увеличения вылова ры­ бы, устранить все, что мешает успешному труду коллектива — вот чем проникнуты все мысли и дела молодых моряков. Каких успехов может достичь энергичная и инициативная мо­ лодежь видно на примере ма­ шинной команды. В продолже­ ние всего рейса судовые меха­ низмы работали безотказно. Итоги работы экипажа регу­ лярно обсуждаются на засе­ даниях судового комитета проф­ союза. Имена передовиков со­ ревнования заносятся на Доску почета. Судовой комитет по­ стоянно вывешивает в салоне промысловые сводки. Моряки имеют возможность сравнить результаты своей работы с ре­ зультатами экипажей других судов. Председатель судового комитета тов. Заика, работаю­ щий на судне радистом с пер­ вого дня ввода корабля в экс­ плуатацию, сам является хоро­ шим производственником. Он всегда содержит аппаратуру в исправности и обеспечивает бесперебойную связь капитана- флагмана с судами отряда, с базами, с командованием экспе­ диции. Неслучайно фамилия тов. Заики отмечена на брон­ зовой отличительной Доске, ви­ сящей в салоне. Дружно и слаженно работал коллектив. В труде он сплотил­ ся и окреп. За весь рейс не было ни одной жалобы, ни од­ ного дисциплинарного проступ­ ка. При уловах в 30 тонн на подвахты выходили все как один н дрейфа не теряли. И вот результат — за рейс до­ быто 4660 центнеров сельди. Это на 1060 центнеров больше рейсового задания. Обязательство, на которое коммунисты нацеливали эки­ паж корабля, оказалось под си­ лу дружной семье моряков среднего траулера № 12 . Г. БОЙКО. Капитан среднего трау­ лера № 1 2 . Еще раз о некоторых вопросах взаимодействия трала и траулера 18 мая и 4 июня в газете «Рыбный Мурман» была опуб­ ликована статья «Некоторые вопросы взаимодействия трала и траулера», посвященная во­ просам промысловой эксплуа­ тации тралового флота. Учиты­ вая важность обеспечения наи­ более эффективного использо­ вания промысловых судов и тот факт, что упомянутая ста­ тья некоторыми читателями была не совсем правильно по­ нята (см. например статью старшего помощника капитана траулера «Сталинабад» А. Ка- рапузова в номере от 12 сен­ тября 1957 г.). необходимо сно­ ва вернуться к вопросу о вза­ имодействии трала и трауле­ ра с тем, чтобы более подробно остановиться уже не на методи­ ке расчетов которая изложена в предыдущей статье, а на тех­ нической сущности поднятого нами вопроса. В процессе активного мор­ ского промысла орудие лова и траулер находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимо­ сти. Поэтому, естественно, что наибольший эффект промысла будет иметь место в том слу­ чае. когда основные характери­ стики орудия лова будут впол­ не соответствовать основным РЫБНЫЙ МУРМАН 2 стр. 16 ноября 1957 г. характеристикам корабля. Как в отечественной, так и в зарубежной литературе по тех­ нике промышленного рыболов­ ства имеется большое количест­ во работ, посвященных изуче­ нию качеств орудий лова. Одна­ ко, вопросу об их взаимосвязи обычно не уделяется внимания. Между тем, на стыке этих двух элементов промысла — орудий лова и рыболовных судов — на­ ходятся большие резервы увели­ чения .эффективности морского рыболовства за счет улучшения эксплуатации действующих су­ дов и более правильного проек­ тирования новых. Траловый флот на протяже­ нии своей истории дал много вариантов комплекса трал-тра­ улер. Вначале это были бим- трал и его прототипы, которы­ ми работали с парусных трау­ леров различных видов и раз­ меров, потом — распорный трал и траулер с механическим двигателем. Особенно большое техниче­ ское разнообразие дал послед­ ний — «машинный» период развития тралового промысла, когда^ для тралового лова впер­ вые был использован пароход. В течение этого периода в про­ мысле были применены оттер- трал, трал Виньерон-Даля (с кабелями), много других дон­ ных и пелагических тралов. Для их буксировки были при­ менены сперва колесные, а за ­ тем и винтовые суда с паровы­ ми машинами, дизелями, тур­ бинами, электродвигателями; были сконструированы различ­ ного рода шпи.вд н лебедки для подъема трала с приводом от паровых машин, двигателей внутреннего сгорания и элек­ тромоторов; были использова­ ны различные схемы располо­ жения промысловых устройств и механизмов обеспечивающих спуск и подъем трала с борта, с кормы и даже... с носа трау­ лера. Но во всех случаях орудия лова и промысловые суда соз­ давались обособленно и «встре­ чались» в море как бы случай­ но. Проектированием их зани­ мались различные специали­ сты, совершенно не думающие друг о друге. Выбор орудий ло­ ва для судов производился «на глазок». Вышеизложенные положения справедливы для всех видов ак­ тивного морского рыболовства, но они особенно наглядно дей­ ствуют в условиях тралового промысла, дающего более 30 процентов общей добычи рыбы в нашей стране и продолжаю­ щего быстро развиваться. Отмечая тесную взаимную связь н взаимозависимость ору­ дия лова и промыслового суд­ на, мы исходим нз того, что орудие лова является основ­ ным, ведущим элементом это­ го комплекса, поскольку основ­ ные характеристики орудия ло­ ва непосредственно зависят от физиологии объекта лова — рыбы. Чтобы установить правила оптимальной взаимосвязи ору­ дия лова и промыслового суд­ на, применительно к траловому лову, нужно сначала выяснить, а какие же именно характери­ стики трала и траулера долж­ ны, в первую очередь, соответ­ ствовать друг другу. Выбрав эти характеристики и устано­ вив расчетным и опытным пу­ тем их значения для трала, мы сможем тогда обоснованно фор­ мулировать промысловые тре­ бования для определения при проектировании основных па­ раметров траулера, соответст­ вующего данному орудию ло­ ва. В условиях же эксплуата­ ции флота знание основных оп­ тимальных зависимостей между орудием лова и судном по­ зволит из наличного количест­ ва типов тралов и типов про­ мысловых судов выбирать тра­ лы и траулеры наиболее под­ ходящие для совместной рабо­ ты, намечать меры по модер­ низации тралов и траулеров с тем .чтобы добиться их наилуч­ шего соответствия. Основными задачами судна в процессе лова являются букси­ ровка трала, спуск его и подъ­ ем улова Первая из этих за­ дач требует от траулера нали­ чия определенной мощности силовой установки. Вторая за­ дача — спуск и подъем трала — требует наличия на судне специальных промысловых ме­ ханизмов. устройств и доста­ точных рабочих площадей. При этом мощность силовой уста­ новки и в некоторой мере даже ее тип. а также характеристи­ ка промысловых механизмов и устройств, зависят от типа и размеров трала от требуемой на промысле скорости движе­ ния. а следовательно — от со­ противления трала. Таким образом, задача уста­ новления соответственных ха­ рактеристик трала и траулера, в первую очередь, требует установить зависимость между величиной трала и величиной его сопротивления в диапазо­ не скоростей траления. Расчет­ ные методы определения сопро­ тивления трала пока еще раз­ работаны недостаточно и дают лишь приближенные результа­ ты. но зато, как всем известно, сопротивление трала с полным вооружением успешно опреде­ ляется в морских условиях с помощью динамометра. Поэто­ му зависимость между величи­ ной трала и величиной его сопротивления для всех, внед­ ренных в эксплуатацию донных и разноглубинных тралов мо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz