Рыбный Мурман. 1957 г. Ноябрь.
В помощь агитатору Декларация правнародов России Сегодня испол няется 40 лет со дня утверждения (1917 год) Сове том Народных Комиссаров «Декларации врав народов России». Великая Октябрьская социалистическая революция осво бодила народы России от национального гнета. Она положила начало осуществлению программы Коммунистической партии по национальному вопросу. Советская власть провозгласила в качестве незыблемого закона первого в мире социалистическо го государства по национальному вопросу: равенство н суве ренность народов России, право всех народов страны на сво бодное самоопределение, отмена всяких национальных и на- ционально-релнгиозиых привилегии и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп. Верная принципу самоопределения нации, Коммунистиче ская партия обеспечила свободу государственного устройства народов, вплоть до государственного отделения. Претворяя в жизнь национальную программу, В. и. Ле нин и партия глубоко верили, что полная свобода наций в оп ределении своей судьбы обеспечит торжество пролетарского интернационализма, единство трудящихся всех наций. Декларация поднял» к новой жизни многомиллионные массы ранее угнетенных национальностей, заложила прочный фундамент несокрушимой дружбы народов нашей страны. В первые годы Советской власти под руководством партии сложилась федерация, основанная на территории автономии наций — РСФСР. Российская Советская Федеративная Социа листическая Республика развивалась н крепла на основе ле нинских принципов добровольности, равноправия и взаимопо мощи народов. Последовательно проводя в жизнь ленинскую национальную политику самоопределения нации. Советское правительство признало независимость народов Украины, лопѵссии. Прибалтики, Закавказья и Средней Азии Братское сотрудничество народов Российской Федерации и других советских республик явилось прочной основой созда ния великого многонационального государства Сорокалетний опыт практического осуществления маркси стско-ленинской национальной программы в нашей «ране под твердил правильность предвидения большевиков. Советское государство превратилось в могучий добровольный союз равно правных наций. Дружба народов Советского Союза, выдержав все испытания как в годы социалистического строительства, так и в период Великой Отечественной войны, еще более окреп- f ла и закалилась. Она является движущей силон развития Со- ветского общества по пути к коммунизму. ♦ Партийная жизнь И з о т с т а ю щ и х — в п е р е д о в ы е Подготовка к выборам в народные суды началась На предприятиях рыбной про мышленности нашего бассейна развернулась подготовка к важ ной политической кампании — вы борам народных судов. Партбюро судоремонтного ^ в о да управления рыбной промыш ленности совнархоза на второй день после объявления Указа Президиума Верховного Совета РСФСР на своем заседании обновило и увеличило агиткол лектив распределило дома среди агитаторов. Руководителем агитколлектива утвержден коммунист тов. Литанский. Заведо вать агитпунктом партийная организация поручила токаірю коммунисту тов. Багаеву. Пересмотрен и обновлен агитколлектив в рыбном парту. Разъяснительную работу среди населения будут зести 92 че ловека, вместо 65 работавших ранее. Здесь агитколлектив по полнен за счет передовых производственников, коммунистов, комсомольце© и беспартийных. Партийная организация сред него траулера № 12 немного численна. но. несмотря на это, занимает ведущую роль и в вос питательной работе, и в произ водственной деятельности эки пажа. Коммунисты корабля, опираясь на помощь комсомоль ской и профсоюзной организа ций, много сделали в последнем рейсе по мобилизации всех усилий коллектива на успешное выполнение взятых социалисти ческих обязательств. Еще при переходе нз порта на промысел, в конце июля, партийное собрание обсудило перспективы выполнения рейсо вого задания. На другой день провели общее собрание экипа жа. О необходимости слаженной работы говорил коммунист тов. Белко. Он привел примеры по терь драгоценного промыслово го времени из-за несогласован ности в работе. — Если мы сумеем изжить недостатки полностью исполь зуем опыт передовиков, то вполне сможем перевыполнить рейсовое задание. Надо взять обязательство выловить сверх плана тысячу центнеров сель ди, — сказал секретарь парт организации тов. Коновалов. Что и говорить обязательст во серьезное. Ведь сверхплано вая тысяча центнеров — это как раз столько, сколько эки паж добыл за семь месяцев этого года. Но коммунистов поддержали комсомольцы. О реальности обязательства гово рили на собрании матрос тов. Голубев, старший механик тов. Иванов. Решение о вылове ты сячи центнеров сельди сверх плана было принято. Теперь предстояла большая организаторская работа. Надо было увлечь весь экипаж на выполнение обязательства, вы являть и использовать резервы повышения производительности труда. И большую роль в этом сыграл личный пример комму нистов. Незаурядные способности су доводителя проявил второй помощник капитана коммунист тов. Белко. Он правильно опре делял местонахождение судна и умело руководил работой по выборке сетей. Вежливый, ак куратный и дисциплинирован ный, тов. Белко показывал об разец отношения к труду для всех членов экипажа. Всего лишь второй рейс пла вал на рыбодобывающем судне старший помощник капитана коммунист тов. Кравец, при шедший в сельдяной флот с военного корабля. Но за корот кий срок он полностью освоил работу с сетями. Для тов. Крав ца характерен творческий подход к делу. Он не стесняет ся спросить о непонятном, ча сто вносит свои предложения, стремится и, бесспорно, скоро станет хорошим промыслови ком. Старший по возрасту, ом умело сочетает требователь ность с забоггой, подлинно оте ческим подходом к каждому члену экипажа. Секретарь парторганизации тов. Коновалов, работая стар шим мастером по добыче, про являет исключительную заботу о промвооружении. В этот рейс корабль получил вожак 50-процентной годности. Тов. Коновалов при наборе порядка, подбирая вожак, внимательно следил за его состоянием и, где это нужно, укреплял его дополнительными канатами. И вот результат — несмотря на работу в штормовых условиях, с силой ветра в 7—8 баллов, не было случаев обрыва н по тери порядков. Все коммунисты, являясь агитаторами, регулярно про водят с личным составом бесе ды, организуют читку газет. Тов. Коновалов сделал доклад о 40-й годовщине Великого Октября. Впервые ему прихо дилось заниматься этим делом. Но доклад получился интерес ный. Активно включились в борь бу за высокие уловы комсо мольцы во главе с секретарем организации третьим помощ ником капитана тов. Данило вым. Днем и ночью можно бы ло видеть возле механизмов комсомольца моториста тов. Тюлюкова Ни одно устранение дефектов не обходилось без его участия. Четко и быстро рабо тал матрос член ВЛКСМ тов. Ершов. Заслуженным автори тетом среди команды пользует ся старший матр<£ тов. Сал тыков. Любую порученную ра боту, будь это обязанности ма стера по добыче или мастера по обработке рыбы, он выпол няет спокойно, уверенно, бы стро и тут же показывает то варищам. как это надо делать. Это он стоял за рулем, когда судно шло в туманную ночь по Кольскому заливу в родной порт. Так самоотверженно трудят ся все одиннадцать комсомоль цев корабля. На своих собра ниях они меньше всего говорят об успехах. Вскрыть новые ре зервы увеличения вылова ры бы, устранить все, что мешает успешному труду коллектива — вот чем проникнуты все мысли и дела молодых моряков. Каких успехов может достичь энергичная и инициативная мо лодежь видно на примере ма шинной команды. В продолже ние всего рейса судовые меха низмы работали безотказно. Итоги работы экипажа регу лярно обсуждаются на засе даниях судового комитета проф союза. Имена передовиков со ревнования заносятся на Доску почета. Судовой комитет по стоянно вывешивает в салоне промысловые сводки. Моряки имеют возможность сравнить результаты своей работы с ре зультатами экипажей других судов. Председатель судового комитета тов. Заика, работаю щий на судне радистом с пер вого дня ввода корабля в экс плуатацию, сам является хоро шим производственником. Он всегда содержит аппаратуру в исправности и обеспечивает бесперебойную связь капитана- флагмана с судами отряда, с базами, с командованием экспе диции. Неслучайно фамилия тов. Заики отмечена на брон зовой отличительной Доске, ви сящей в салоне. Дружно и слаженно работал коллектив. В труде он сплотил ся и окреп. За весь рейс не было ни одной жалобы, ни од ного дисциплинарного проступ ка. При уловах в 30 тонн на подвахты выходили все как один н дрейфа не теряли. И вот результат — за рейс до быто 4660 центнеров сельди. Это на 1060 центнеров больше рейсового задания. Обязательство, на которое коммунисты нацеливали эки паж корабля, оказалось под си лу дружной семье моряков среднего траулера № 12 . Г. БОЙКО. Капитан среднего трау лера № 1 2 . Еще раз о некоторых вопросах взаимодействия трала и траулера 18 мая и 4 июня в газете «Рыбный Мурман» была опуб ликована статья «Некоторые вопросы взаимодействия трала и траулера», посвященная во просам промысловой эксплуа тации тралового флота. Учиты вая важность обеспечения наи более эффективного использо вания промысловых судов и тот факт, что упомянутая ста тья некоторыми читателями была не совсем правильно по нята (см. например статью старшего помощника капитана траулера «Сталинабад» А. Ка- рапузова в номере от 12 сен тября 1957 г.). необходимо сно ва вернуться к вопросу о вза имодействии трала и трауле ра с тем, чтобы более подробно остановиться уже не на методи ке расчетов которая изложена в предыдущей статье, а на тех нической сущности поднятого нами вопроса. В процессе активного мор ского промысла орудие лова и траулер находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимо сти. Поэтому, естественно, что наибольший эффект промысла будет иметь место в том слу чае. когда основные характери стики орудия лова будут впол не соответствовать основным РЫБНЫЙ МУРМАН 2 стр. 16 ноября 1957 г. характеристикам корабля. Как в отечественной, так и в зарубежной литературе по тех нике промышленного рыболов ства имеется большое количест во работ, посвященных изуче нию качеств орудий лова. Одна ко, вопросу об их взаимосвязи обычно не уделяется внимания. Между тем, на стыке этих двух элементов промысла — орудий лова и рыболовных судов — на ходятся большие резервы увели чения .эффективности морского рыболовства за счет улучшения эксплуатации действующих су дов и более правильного проек тирования новых. Траловый флот на протяже нии своей истории дал много вариантов комплекса трал-тра улер. Вначале это были бим- трал и его прототипы, которы ми работали с парусных трау леров различных видов и раз меров, потом — распорный трал и траулер с механическим двигателем. Особенно большое техниче ское разнообразие дал послед ний — «машинный» период развития тралового промысла, когда^ для тралового лова впер вые был использован пароход. В течение этого периода в про мысле были применены оттер- трал, трал Виньерон-Даля (с кабелями), много других дон ных и пелагических тралов. Для их буксировки были при менены сперва колесные, а за тем и винтовые суда с паровы ми машинами, дизелями, тур бинами, электродвигателями; были сконструированы различ ного рода шпи.вд н лебедки для подъема трала с приводом от паровых машин, двигателей внутреннего сгорания и элек тромоторов; были использова ны различные схемы располо жения промысловых устройств и механизмов обеспечивающих спуск и подъем трала с борта, с кормы и даже... с носа трау лера. Но во всех случаях орудия лова и промысловые суда соз давались обособленно и «встре чались» в море как бы случай но. Проектированием их зани мались различные специали сты, совершенно не думающие друг о друге. Выбор орудий ло ва для судов производился «на глазок». Вышеизложенные положения справедливы для всех видов ак тивного морского рыболовства, но они особенно наглядно дей ствуют в условиях тралового промысла, дающего более 30 процентов общей добычи рыбы в нашей стране и продолжаю щего быстро развиваться. Отмечая тесную взаимную связь н взаимозависимость ору дия лова и промыслового суд на, мы исходим нз того, что орудие лова является основ ным, ведущим элементом это го комплекса, поскольку основ ные характеристики орудия ло ва непосредственно зависят от физиологии объекта лова — рыбы. Чтобы установить правила оптимальной взаимосвязи ору дия лова и промыслового суд на, применительно к траловому лову, нужно сначала выяснить, а какие же именно характери стики трала и траулера долж ны, в первую очередь, соответ ствовать друг другу. Выбрав эти характеристики и устано вив расчетным и опытным пу тем их значения для трала, мы сможем тогда обоснованно фор мулировать промысловые тре бования для определения при проектировании основных па раметров траулера, соответст вующего данному орудию ло ва. В условиях же эксплуата ции флота знание основных оп тимальных зависимостей между орудием лова и судном по зволит из наличного количест ва типов тралов и типов про мысловых судов выбирать тра лы и траулеры наиболее под ходящие для совместной рабо ты, намечать меры по модер низации тралов и траулеров с тем .чтобы добиться их наилуч шего соответствия. Основными задачами судна в процессе лова являются букси ровка трала, спуск его и подъ ем улова Первая из этих за дач требует от траулера нали чия определенной мощности силовой установки. Вторая за дача — спуск и подъем трала — требует наличия на судне специальных промысловых ме ханизмов. устройств и доста точных рабочих площадей. При этом мощность силовой уста новки и в некоторой мере даже ее тип. а также характеристи ка промысловых механизмов и устройств, зависят от типа и размеров трала от требуемой на промысле скорости движе ния. а следовательно — от со противления трала. Таким образом, задача уста новления соответственных ха рактеристик трала и траулера, в первую очередь, требует установить зависимость между величиной трала и величиной его сопротивления в диапазо не скоростей траления. Расчет ные методы определения сопро тивления трала пока еще раз работаны недостаточно и дают лишь приближенные результа ты. но зато, как всем известно, сопротивление трала с полным вооружением успешно опреде ляется в морских условиях с помощью динамометра. Поэто му зависимость между величи ной трала и величиной его сопротивления для всех, внед ренных в эксплуатацию донных и разноглубинных тралов мо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz