Рыбный Мурман. 1957 г. Март.
4 e s s П 1 Б Н Ы Й М У Р М А В J* 39 (589) 30 марта 1957 г. I Л ю д и н а ш е г о б а с с е й н а Преемник традиций „Славы" Немного в траловом флоте найдется моряков, которые бы не знали траулера «Слава» и его бывшего капитана Семена Яковлевича Сухопяткина. Ко рабль этот прославился окуне выми рейсами, а капитан — как большой мастер промысла морского окуня. Много лет «Слава» зимой и особенно весной отправлялась на промысел морского окуня. Траулер шел на запад. Слева но борту тянулись гранитные берега, изрезанные многочис ленными фиордами. Но вот ■дали показались очертания знакомого мыса. Сухопяткин хорошо знал особенности этого района и трудности работы в нем. Здесь береговая отмель переходит в крутой склон, почти обрыв. Возле обрыва и скапливаются концентрации морского окуня, пришедшего сюда от южных берегов Норвегии, Шпицберге на, острова Медвежий. Тралировать надо по завалу. Собьешься с курса вправо — попадешь на отмель, влево — на глубины, где окуня нет, за то есть много подводных скал, порвешь только сети, а рыбы ие поймаешь. Имелась еще одна трудность промысла в этом районе. Тра лировать можно только по те чению. После каждого подъема трала надо возвращаться в об- сервоваиную точку, разворачи ваться на 180 градусов, снова определяться н только после этого бросать трал. Но эти трудности всегда окупались сторицею. За 15—20 минут траления поднималось по 6—8 тонн морского окуня. За десяток промысловых су ток Сухопяткин набирал пол ный груз ценной рыбы и под флагами расцвечивания возвра щался в порт. А еще через двое суток траулер снова направлял ся на промысел. Так было много лет, пока Семен Яковлевич командовал траулером «Слава». Й все эти годы он терпеливо и настой чиво вел многочисленные про мысловые записи, составлял промысловые планшеты, нано сил на них записи пеленгов, глубин, рельефа дна и скоро сти течений. Все это обогащало егб знания промысловых райо нов, облегчало и без того тя желый труд моряков. Несмотря на строгость ка питана, любили его матросы, мастера по добыче и обработке рыбы, штурманы... Любили за то, что строгость Сухопяткин всегда сочетал с заботой о лю дях, постоянно общался с ними, воспитывал их, учил морскому делу. Большую и хорошую школу, работая с Сухопяткиным, про шел на траулере «Слава» не один моряк. Обогатил себя ѳдесь знаниями и Феликс Ива нович Новосельский, пришед ший на это судно с неменее прославленного корабля — «Киров». Плавая на траулере «Киров» со старейшим капи таном тралового флота Павлом Ильичом Баевым, Новосель- екий изучил районы промысла трески н пикши, а Сухопяткин передал ему опыт лова мор ского окуня. Сколько бессонных ночей провели в море капитан Сухопяткин и его старший по мощник Феликс Иванович. Сколько трудности вместе ис пытали! Бывало, отстояв вахту, старпом уходил на отдых, но не успевал он забыться тревож ным сном, как капитан вызы вал его на мостик. — Пойдёте на палубу! Полу чился заверт трала. Надо по скорее его распутать! Через пару часов, когда старпом весь мокрый и уста лый поднимался на мостик, капитан по-отечески говорил: — А вот теперь идите и от дыхайте, пока я вас не разбу жу сам. Может быть, обо вёём этом не стоило бы и вспоминать, ес ли бы недавно не произошел один случай. С промысла вернулся траулер «Слава», который привез 80 тонн морского окуня. Во флоте хорошо знают, что на этом ко рабле Сухопяткин не плавает уже более полугода. Он — за меститель начальника флота, руководит промыслом в Барен цевом море. Принял от него ко рабль Феликс Иванович Ново сельский. Молодой капитан сде лал рейс на промысел окуня н неплохо справился со сложным заданием. Мы побывали на борту трау лера «Слава». Феликс Иванович достал из ящика и разложил на столе про мысловую карту и несколько планшетов. Вид у них был, пря мо скажем, явно потертый. На одном из планшетов нам броси лась в глаза дата его изготовле ния — 1951 год. Здесь сказано все, что нужно знать промысло вику для успешного промысла. На каких глубинах, в какое вре мя года и какими бывают кон центрации морского окуня. Где попадаются в трал подводные камни, а где — губка. В каких точках — задевистые места. Какой грунт на различных глу бинах. Сохранились даже ка рандашные отметки мест по становки буя н прокладка ре комендуемых курсов. — Что, нравится?— спросил Новосельский, заметив наш взгляд. — Так, ведь, это же целое богатство! — Вот именно, что богат ство. Да еще какое! Оно мне досталось, так сказать, по на следству от Семена Яковлеви ча. Когда уходил он с судна, сказал: — «Вот, возьми. Это Николаев. 2.000 голубей < решили вырастить к Всемир ному фестивалю молодежи жители города. Здесь орга низованы пять общественных голубятен. Одна нз них по строена на территории мель ничного комбината № 6. На снимке: в обеденный перерыв рабочие мельнично го комбината кормят голу бей. Фото К. Дудченко. Фотохроника ТАСС. = = * тебе пригодится, и не один раз». И как видите, уже при годилось. Чтобы мы стали де лать без этих планшетов и карт? Но это еще не все... — С этими словами капитан до стал плоский деревянный ящик, раскрыл его и положил на стол прибор, похожий на огромный циркуль с усеченным углом. — Это тоже наследство Су хопяткина — протрактор. На многих кораблях судоводители давно забыли об этом приборе и выходят на обсервованную точку по компасу, предвари тельно, конечно, сняв углы при помощи секстана. Новосельский отложил в сто рону планшеты и продемонст рировал, как надо пользоваться протрактором. — На траулере «Ролик», на пример, только после послед него рейса капитан решил за вести такой прибор, — продол жал разговор Феликс Ивано вич, — а у нас на судне им ра ботают уже много лет. Каждый штурман убежден, что, поль зуясь протрактором, он не до пустит неточности при нанесе нии на карту счислимого места. — А где вы промышляли? — полюбопытствовали мы. — На Нордкинской банке. За 20 минут траления подни мали по две больших кошалки. Там, за одиннадцать промысло вых суток, нам удалось выло вить 80 тонн морского окуня. Немного помолчав, капитан рассказал нам, как на Норд кинской банке были обнаруже ны скопления окуня, Оказа лось, это тоже дело рук Сухо пяткина. Плавая в прошлом рейсе на траулере «Добролю бов», Семен Яковлевич вос пользовался случаем и попро сил капитана Морозова пройти вдоль зоны нейтральных вод. Здесь-то с помощью фишлупы Сухопяткин и обнаружил рыбу. Через несколько дней Семен Яковлевич был в порту и, встретив Новосельского, дал ему задание идти в квадрат, где был обнаружен окунь. Ученик выполнил указания своего учи теля, но на первых порах до пустил ошибку, забыл о силь ных течениях в промысловом районе, стал ставить буй, а он и утонул. Вскоре Сухопяткин снова был в море. В первый же день пребывания на промысле, он по радио связался с Новосель ским, интересовался ходом про мысла. давал ценные советы молодому капитану. Снимаясь с промысла, радист траулера «Слава» вызвал по радио Су хопяткина. В радиорубке собрались капитан, первый по мощник, старший механик. И когда из репродуктора моряки услышали знакомый голос, Но восельский, взяв микрофон, сказал: — Семен Яковлевич! Весь экипаж «Славы» выносит вам сердечную благодарность за большую помощь, ноторую вы оказали. Мы помним вас и по- прежнему считаем вас членом своей команды. Это были слова, идущие от сердца. Сухопяткин с такой же сердечностью ответил: —. Феликс Иванович, тебе тоже большое спасибо! Спасибо за то, что ты поддержал заме чательные традиции «Славы». Одним словом, молодец! Так капитан Феликс Ивано вич Новосельский был признан достойным преемником тради ций «Славы». Б. ФЕДОРОВ. Ч а й н в о р д „ Т р а л " СОСТАВИЛ А. УДАЛЬЦОВ. 1 ш 1 [Б -4 » □ Ui т I U 1. Рыболовное судно. 2. Колокол на корабле. 3. Указатель по ложения руля. 4. Плавание судна между двумя портами. 5. Место крепления мачты. 6. Штурманский электрик. 7. Трос, идущий по боковому шву трала. 8. Траловая сеть. 9. Трос, протянутый между стойками. 10. Коса, отмель с твердым грунтом. 11. Трос, к кото рому крепится нижняя кромка трала. 12. Лопарь с гаком стрелы у мостика. 13. Рабочая шлюпка на траулере. 14. Двухрядный мешок* 16. Трос, предназначенный для подтягивания бобинцев на палубу, 16. Шарнирная откидная крышка в фальшборте. 17. Жилое поме щение на траулере. 18. Распорка в якорном звене. 19. Снасть, кре пящая стеньгу с носа корабля. 20. Прибор для измерения влажно сти воздуха. 21. Вертикальная ветвь ахтерштевня, служащая для навешивания руля. 22. Рассол, образовавшийся при чердачном по соле рыбы. 23. Путь движения корабля. 24. Полчаса на флоте. 25. Название траулера. 26. Трос, служащий для подъема улова с рыбой. 27. Конец реи. 28. Приспособление для капитальной задел ки пробоин снаружи. 29. Один из главных румбов. 30. Шлюпочный якорь. 31. Предмет вывешиваемый траулером, идущим с тралом. 32. Поперечное крепление, предохраняющее корпус судна от сжатия льдов. 33. Сигнал о помощи, подаваемый по радио при наступлении крайней опасности для судна и экипажа. 34. Морской лодырь. Н О В О С Т И С П О Р Т А ВПЕРЕДИ СМЫСЛОВ В матче на первенство мира по шахматам сыграно уже девять партий. В номере газеты «Рыб ный Мурман» за 21 нарта мы со общали о результатах закончив шихся шести партий. Тогда счет составлял 3:3. После этого Смыс лов сумел довести счет матча до 5:4 в свою пользу. Прошедшие восемь партий между двумя гроссмейстерами протекали в острой борьбе, кото рая изобиловала комбинацион ными неожиданностями. В последних трех встречах Смыслов набрал 3 очка и яв ляете* зяз.ешш соревнова ния в отличие от m^m/re матча, сыгранного с М. Ботвинником, когда после восьми партий счет был 5:3 в польву чемпиона мира. АРМЕЙЦЫ СТОЛИЦЫ — СИЛЬНЕЙШИЕ В СТРАНЕ Закончилось первенство СССР' по хоккею с мячом. В последнем матче встретились две сильней шие команды — Центрального спортивного клуба Министерства обороны и Свердловского Дома офицеров. Обе команды подошли к заключительной игре, набрав одинаковое количество очков и согласно положению о розыгрыше между ними былаг назначена до полнительная встреча. Игра состоялась на архангель ском стадионе «Динамо». Она вы звала большой интерее местных любителей хоккея. Решающую встречу москвичи провели со свойственной им напо ристостью и организованностью. Они играли дружно и слаженно и выиграли матч ео счетом 3:1. Команда столичных армейцев в третии раз завоевала звание чем пиона страны по хоккею с мя чом. Ей вручен переходящий приз Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВСТРЕЧА БОКСЕРОВ В Федеративную Республику Германии выезжала сборная команда Советского Союза по бок су для проведения товарищеских матчей с боксерами ФРГ. Первая встреча советских бок серов, тепло встреченных много численными зрителями, как из вестно, закончилась ничейным результатом. На днях состоялся второй матч со второй сборной командой Фе деративной Республики Герма нии. На этот раз боксеры СССР, мо билизовав все силы и энергию, добились васлуженной победы, за кончив встречу со счетом 6:4. ПЕРВЕНСТВО СИБИРИ И ДАЛЬН^О ВОСТОКА В Иркутске конькобежцы 14 команд оспаривали первенство Сибири и Дальнего Востока. Не смотря на неблагоприятные усло вия погоды, состязания прошли в интересной спортивной борьбе и продемонстрировали рост мастер ства скороходов. Как на отдельных дистанциях, так и в многоборье были пока заны сравнительно высокие ре зультаты. В результате напряжепной борьбы командный приз завоева ли представители Иркутска. И. о. редактора Б. М. Мойжес. Адрее редакция: г. Мурманск,рыбный порт, здание управления рыбокомбината. 3 этаж. Телефоны: редактор, зам. редактора а отв. секретарь — 3-96. отдел писем — 2-75, промышленный отдел н отдел культуры и быта — 4-33. -Типография «Полярной правды». “ ----- ~ Зак. 1303. Тир. 3500 ПН 01625 *3‘
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz