Рыбный Мурман. 1957 г. Март.
Н 38 (888) 28 варта 1957 г. Р Ы В В Ы Я 3 52В НА ПЕ Р ВОМ МЕ С Т Е В сложных условиях проходило очередное плавание инициаторов соревнования среди коллективов рефрижераторных кораблей— мо ряков траулера «Свердловск». Вначале курс был взят на Медве- жинскую банку. Но здесь рыбы не оказалось. Было принято ре шение следовать к берегам Ка нады. Неприветливо встретил коман ду «Свердловска» этот отдален ный район. Почти все время стоя ла пасмурная, штормовая погода. Большую опасность для работы, особенно в ночное время, пред ставляли огромные айсберги, ко торые двигались с северо-запада. Для точного определения их при плохой видимости и ночью судо водители использовали локатор. Сильные ветры и течения, крупная океанская волна, тума ны и снежные заряды являлись большой помехой для успешной работы. Однако коллектив кораб ля во главе с опытным капитаном Павлом Алексеевичем Задориным умело преодолевал все трудности, настойчиво боролся за выполне ние рейсового задания. Определе ние места нахождения судна, в основном, производилось по глу бинам с помощью эхолота и фиш- лупы. Кроме того, иногда делались радиоопределения по маякам, рас положенным на острове Гренлан дия и на одном из полуостровов Канады. Хорошо, со знанием дела справлялись со своими обязанно стями старший мастер по добыче рыбы тов. Ободец и его помощник тов. Малакеев. Лов велся на больших глуби нах. Чтобы трал не отрывался от морского дна во время хода, ниж няя подбора его была утяжелена на 50— 60 килограммов, против нормативов, установленных ин струкцией. Во избежание подти рания тралового мешка по швам были подшиты дополнительные кухтыли. Вдоль мешка для боль шей его крепости мастера по до быче поставили дополнительные стальные топенанты толщиной с кабельный трос. Продолжительность тралений определяется в зависимости от показаний фишлупы о наличии У С П Е Х „ С В Е Р Д Л ОВЦЕ В " рыбы. При плотных концентра циях трал находился в воде 20— 30 минут. Когда же рыба стояла разряженно, тралировали до часу и более. Во избежание лишних поры вов и задевов орудий лова по ука занию капитана судоводители старались тралировать в одну сторону с малых глубин на боль шие, курсами норд-вест и зюйд- вест, по склонам изобаты. Во вре мя подъема улова на слип, ко рабль направлялся на прежнее место, где спускался трал. Время, затраченное на обратный пере ход, компенсировалось, так как этим избегались лишние порывы сетей. Многие корабли, промышляю щие у берегов Канады, теряли тралы на задевах. У моряков «Свердловска» этого не случа лось. Для того, чтобы предотвра тить повреждения орудий лова на задевах, по приказанию ка питана тов. Задорина во время хода с тралом, рулевой матрос ставился на кормовом мостике. При наличии задева он сразу же сообщал механикам, чтобы они давали полный ход назад. Кроме этого, второй матрос ставился у ленточного стопора траловой ле бедки. При наличии задева он от давал ваера со стопора и начинал их травить. Велась на корабле борьба за сохранение орудий лова от по вреждений и во время подъема их на борт. Когда судно шло с тралой, штурманы вели его но сом на волну. При таком же по ложении на ходу выбирались орудия лова до всплытия трало вого мешка с рыбой. При затя гивании же улова на слип, трау лер ставился бортом к волне. А это предотвращало порывы сетей у борта, особенно при сильном волнении океана. В ночное время окунь делал вертикальные миграции и по падался в трал в очень малом ко личестве. Командование корабля учло такое поведение рыбы. Ночью судно переходило на бо лее мелкие глубины, где были хорошие уловы крупной трески. Готовя достойную встречу Пер- вомаю и 40-й годовщине Велико го Октября, весь экипаж трудил ся с удвоенной энергией. Как по вахтам и сменам, так и среди всех членов команды отдельно было широко развернуто социа листическое соревнование, кото рое возглавили коммунисты и комсомольцы. Несмотря на обиль ные уловы, вся рыба убиралась БорясЬ за экономию На траулере «Анатолий Бре дов» организо ваны комсомоль ские контроль ные посты. Та ким постом в ма мином отделе нии руководит токарь - слесарь Петр Дубров ский. Вместе с механиками и ко чегарами он бо рется за эконо мию материалов. На снимке: П. Я. ДУБРОВС К И И за работой. Фото П. Быстро ва. и разделывалась без задержки. Большая часть окуня отправля лась черев палубный люк на ры- бофабрику. Остальная часть уло ва разделывалась непосредствен но на палубе, где было установ лено два рыборазделочных стола. Особенно отличились на уборке уловов рыбообработчики та. Кру- тилов, Болтушкин, Старцев, Шо- рии, мастер по обработке рыбы тов. Оськин и другие. Успешно, со знанием дела тру дился механик холодильной уста новки тов. Ермилов. Команда корабля боролась за полное использование емкости трюмов. Помимо упакованных картонных ящиков, мороженая рыбопродукция укладывалась в пустые трюмные места между ящиками отдельными брикетами. Только ва счет этого было уложе но за рейс дополнительно более 50 тонн готовой продукции. Четко и бесперебойно во время плавания работали все судовые механизмы. В этом большая за слуга членов машинной команды, которую возглавляет старший ме ханик Иван Андреевич Качусов. Моряки «Свердловска», ини циаторы соревнования, успешно претворяют в жизнь свое обяза тельство, стремятся внести свой вклад в осуществление решений XX съезда КПСС, декабрьского и февральского Пленумов ЦК КПСС. Подтверждением этому может служить успешное плавание эки пажа «Свердловска». Команда передового корабля доставила из последнего рейса в порт 656 тонн свежемороженой рыбы, 28,5 тонн рыбной муки, более 6 тысяч ба нок консервов, свыше 3 тонн рыбьего жира. Сейчас экипаж суд на имеет с начала года наивыс ший вылов рыбы на флоте. Отправившись в новое плава ние, коллектив «Свердловска» в ответ на Постановление ЦК КПСС о подготовке к празднованию 40-й годовщины Великой Ок тябрьской социалистической ре волюции, дал слово закрепить и приумножить свои показатели встретить Первомай и 40-летний юбилей Советской власти достой ными трудовыми подарками. Б. ЧЕРВОВ. Ушли в „отставку *1 паровозы, Все реже и реже появля ются в рыбном порту манев ровые паровозы: их заменили небольшие, но сильные теп ловозы. Современные маши ны с успехом используются на подаче вагонов под погруз ку рыбопродукции и достав ку их для формировки соста вов на станцию Мурманск. На снимке — новые тепло возы. Фото А. СЕРГЕЕВА. На экономические темы За рентабельную работу В решениях декабрьского Пле нума ЦК КПСС и шестой сессии Верховного Совета СССР обращено внимание партийных, советских и хозяйственных организаций на необходимость осуществления за даний по повышению производи тельности труда, снижению себе стоимости продукции и обеспече нию рентабельности работы про мышленных предприятий. В докладе Министра финансов СССР тов. Зверева на шестой сес сии Верховного Совета СССР бы ла подвергнута резкой и справед ливой критике работа рыбной промышленности, которая в ис текшем году не справилась с вы полнением финансового плана и не обеспечила реализации своих обязательств перед государствен ным бюджетом. В значительной мере это явилось результатом не выполнения рыбохозяйственными организациями Северо-Западного бассейна и в частности предприя тиями Главмурманрыбпрома пла на по добыче рыбы. Известно, что Главмурманрыбпром не дал за 1956 год свыше миллиона цент неров рыбы и вышел к концу го да с разрывом по прибылям в сум ме 127,5 миллионов рублей. Было бы однако неправильно считать, что этот прорыв образо вался только за счет невыполне ния плана по добыче рыбы. Главк и многие его предприятия не су мели в достаточной мере исполь зовать резервы, которые позволи ли бы, если не полностью, то в значительной мере восполнить ущерб, полученный от недовы полнения плана по добыче. Большие потери Главмурман рыбпром понес в результате того, что на многих его предприятиях не использовали имевшихся воз можностей для выпуска охлаж денной и копченой рыбопродук ции. Мурманский траловый флот доставил в порт только 38,3 про цента свежей рыбы от общего улова, при плане 51 процент. Вследствие этого предприятия главка выполнили план по наи более рентабельным охлажденным рыботоварам лишь на 75,4 про цента, а по выпуску менее цен ной соленой рыбы — на 86,7 про центов. А если бы главк довел выполнение плана по охлажден ным рыботоварам до фактического выполнения плана по соленой ры бе, это дало бы государству до полнительно около 150 тысяч центнеров свежей продукции, а предприятиям главка — дополни тельных накоплений в сумме 46 миллионов рублей. Опыт работы передовых экипа жей показывает, что имелась воз можность значительного увеличе ния доставки свежей рыбы. На пример, экипаж траулера «Мер курий» (капитан тов. Сирица, мастер по обработке рыбы тов. Кузнецов) сдал 67,6 процентов свежей рыбы от общего улова за год; моряки траулера «Соловец кий» (капитан тов. Джемалетди- нов, мастер по обработке рыбы тов. Трифонов) — 63,8 процента и т. д. К сожалению, и в текущем году с доставкой свежья в порт дело обстоит неудовлетворитель но. Не были использованы в ис текшем году имевшиеся возмож ности и по увеличению выпуска копченых рыботоваров, балыков, и консервов, мало внимания уде лялось освоению таких ценных консервов, как шпроты и сардины в масле. За счет этого были также допущены потери на десятки мил лионов рублей. В настоящее время есть возможность намного увели чить выпуск копченых рыботова ров за счет направления на коп чение большого количества мор ского окуня, зубатки, палтуса, трески и малосоленой сельди, и эту возможность надо превратить в действительность. Управление «Мурмансельди» является одним из крупных по ставщиков атлантической сельди. Население предъявляет сейчас спрос главным обрпом на сельдь в слабосоленом и среднесоленом виде. Между тем, качество сельди, поступающей из «Мурмансельди», остается еще низкам, сельдь вы пускается, в основном, в сред не- и крепкосоленом виде, а на этом Главмурманрыбпром теряет крупные денежные средства. Надо и этот резерв увеличения рента бельности поставить на службу государству. Настало время перей ти на заготовку и доставку в порт атлантической сельди только в слабосоленом и среднесоленом виде. План по сортности продукции предприятия Главмурманрыбпро ма в целом выполнили, в сравне нии с 1955 годом сортность улуч шена. И все же здесь также ока зались неиспользованными боль шие резервы. Предприятиями до пущен выпуск нестандартной ры бопродукции в количестве 39 ты сяч центнеров, что свидетельству ет о наличии грубых нарушений технологической дисциплины, на носящих государству большой ма териальный ущерб. На состоявшемся недавно в Мурманске совещании актива работников рыбохозяйственных предприятий Северо-Западного бассейна приводилось много дру гих примеров, свидетельствующих о том, что на ряде предприятий Главмурманрыбпрома отсутствует целеустремленная работа по выяв лению н использованию резервов. В самом деле, разве можно счи тать нормальным такое положе ние, что управление тралового флота (начальник тов. Маев- ский), увеличило в 1956 году по Высокая производительность труда Уважает экипаж траулера «Ку бань» консервного мастера тов. Макарова и машиниста рыбомуч ной установки тов. Телегина. Ува жает за трудолюбие, за непре клонное стремление добиться мак симального выпуска продукции. Даже самое малое количество тресковой печени, внутренностей рыбы и рыбьих голов не пропада ет на траулере «Кубань» даром. В начале нынешнего рейса за первые четыре дня экипаж уло жил в трюмы 30 тонн рыбного полуфабриката. За это время тов. Макаров изготовил 5 тысяч банок консервов, а тов. Телегин выра ботал 4 тонны рыбной муки. С. ДЕМИ» (Наш спец. корр.) сравнению с 1955 годом добычу рыбы на 10 процентов, выпуск валовой продукции на 18 процен тов. Производственные же запасы увеличились с 57,2 млн. рублей, на 1 января 1956 года, до 74,7 млн. рублей, на 1 января 1957 года, или на 30,6 процентов. «Мурмансельдь» (начальник тов. Гунин) в 1956 году снизила по сравнению с 1955 годом добычу рыбы на 8 процентов, а производ ственные запасы увеличились за год на 22,2 процента. Мурманский рыбокомбинат (директор тов. Са- зыкин) снизил в 1956 году, по сравнению с 1955 годом, выпуск валовой продукции на 7 процен тов, а свои производственные за пасы увеличил на 14 процентов. Почти на всех ведущих пред приятиях имеются значительные запасы сверхнормативных непро- кредитованных материальных ценностей. По данным на 1 янва ря эти запасы составили в управ лении тралового флота 9,5 млн. рублей, у «Мурмансельди» — 4,1 млн. рублей. Кроме того, у мно гих предприятий имеется много излишних и ненужных им цен ностей, реализация которых про ходит совершенно неудовлетвори тельно. В управлении тралового флота как на начало 1956 года, так и на конец года имелось из лишних материальных ценностей (Окончание на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz