Рыбный Мурман. 1957 г. Март.

Н 38 (888) 28 варта 1957 г. Р Ы В В Ы Я 3 52В НА ПЕ Р ВОМ МЕ С Т Е В сложных условиях проходило очередное плавание инициаторов соревнования среди коллективов рефрижераторных кораблей— мо­ ряков траулера «Свердловск». Вначале курс был взят на Медве- жинскую банку. Но здесь рыбы не оказалось. Было принято ре­ шение следовать к берегам Ка­ нады. Неприветливо встретил коман­ ду «Свердловска» этот отдален­ ный район. Почти все время стоя­ ла пасмурная, штормовая погода. Большую опасность для работы, особенно в ночное время, пред­ ставляли огромные айсберги, ко­ торые двигались с северо-запада. Для точного определения их при плохой видимости и ночью судо­ водители использовали локатор. Сильные ветры и течения, крупная океанская волна, тума­ ны и снежные заряды являлись большой помехой для успешной работы. Однако коллектив кораб­ ля во главе с опытным капитаном Павлом Алексеевичем Задориным умело преодолевал все трудности, настойчиво боролся за выполне­ ние рейсового задания. Определе­ ние места нахождения судна, в основном, производилось по глу­ бинам с помощью эхолота и фиш- лупы. Кроме того, иногда делались радиоопределения по маякам, рас­ положенным на острове Гренлан­ дия и на одном из полуостровов Канады. Хорошо, со знанием дела справлялись со своими обязанно­ стями старший мастер по добыче рыбы тов. Ободец и его помощник тов. Малакеев. Лов велся на больших глуби­ нах. Чтобы трал не отрывался от морского дна во время хода, ниж­ няя подбора его была утяжелена на 50— 60 килограммов, против нормативов, установленных ин­ струкцией. Во избежание подти­ рания тралового мешка по швам были подшиты дополнительные кухтыли. Вдоль мешка для боль­ шей его крепости мастера по до­ быче поставили дополнительные стальные топенанты толщиной с кабельный трос. Продолжительность тралений определяется в зависимости от показаний фишлупы о наличии У С П Е Х „ С В Е Р Д Л ОВЦЕ В " рыбы. При плотных концентра­ циях трал находился в воде 20— 30 минут. Когда же рыба стояла разряженно, тралировали до часу и более. Во избежание лишних поры­ вов и задевов орудий лова по ука­ занию капитана судоводители старались тралировать в одну сторону с малых глубин на боль­ шие, курсами норд-вест и зюйд- вест, по склонам изобаты. Во вре­ мя подъема улова на слип, ко­ рабль направлялся на прежнее место, где спускался трал. Время, затраченное на обратный пере­ ход, компенсировалось, так как этим избегались лишние порывы сетей. Многие корабли, промышляю­ щие у берегов Канады, теряли тралы на задевах. У моряков «Свердловска» этого не случа­ лось. Для того, чтобы предотвра­ тить повреждения орудий лова на задевах, по приказанию ка­ питана тов. Задорина во время хода с тралом, рулевой матрос ставился на кормовом мостике. При наличии задева он сразу же сообщал механикам, чтобы они давали полный ход назад. Кроме этого, второй матрос ставился у ленточного стопора траловой ле­ бедки. При наличии задева он от­ давал ваера со стопора и начинал их травить. Велась на корабле борьба за сохранение орудий лова от по­ вреждений и во время подъема их на борт. Когда судно шло с тралой, штурманы вели его но­ сом на волну. При таком же по­ ложении на ходу выбирались орудия лова до всплытия трало­ вого мешка с рыбой. При затя­ гивании же улова на слип, трау­ лер ставился бортом к волне. А это предотвращало порывы сетей у борта, особенно при сильном волнении океана. В ночное время окунь делал вертикальные миграции и по­ падался в трал в очень малом ко­ личестве. Командование корабля учло такое поведение рыбы. Ночью судно переходило на бо­ лее мелкие глубины, где были хорошие уловы крупной трески. Готовя достойную встречу Пер- вомаю и 40-й годовщине Велико­ го Октября, весь экипаж трудил­ ся с удвоенной энергией. Как по вахтам и сменам, так и среди всех членов команды отдельно было широко развернуто социа­ листическое соревнование, кото­ рое возглавили коммунисты и комсомольцы. Несмотря на обиль­ ные уловы, вся рыба убиралась БорясЬ за экономию На траулере «Анатолий Бре­ дов» организо­ ваны комсомоль­ ские контроль­ ные посты. Та­ ким постом в ма­ мином отделе­ нии руководит токарь - слесарь Петр Дубров­ ский. Вместе с механиками и ко­ чегарами он бо­ рется за эконо­ мию материалов. На снимке: П. Я. ДУБРОВС К И И за работой. Фото П. Быстро­ ва. и разделывалась без задержки. Большая часть окуня отправля­ лась черев палубный люк на ры- бофабрику. Остальная часть уло­ ва разделывалась непосредствен­ но на палубе, где было установ­ лено два рыборазделочных стола. Особенно отличились на уборке уловов рыбообработчики та. Кру- тилов, Болтушкин, Старцев, Шо- рии, мастер по обработке рыбы тов. Оськин и другие. Успешно, со знанием дела тру­ дился механик холодильной уста­ новки тов. Ермилов. Команда корабля боролась за полное использование емкости трюмов. Помимо упакованных картонных ящиков, мороженая рыбопродукция укладывалась в пустые трюмные места между ящиками отдельными брикетами. Только ва счет этого было уложе­ но за рейс дополнительно более 50 тонн готовой продукции. Четко и бесперебойно во время плавания работали все судовые механизмы. В этом большая за­ слуга членов машинной команды, которую возглавляет старший ме­ ханик Иван Андреевич Качусов. Моряки «Свердловска», ини­ циаторы соревнования, успешно претворяют в жизнь свое обяза­ тельство, стремятся внести свой вклад в осуществление решений XX съезда КПСС, декабрьского и февральского Пленумов ЦК КПСС. Подтверждением этому может служить успешное плавание эки­ пажа «Свердловска». Команда передового корабля доставила из последнего рейса в порт 656 тонн свежемороженой рыбы, 28,5 тонн рыбной муки, более 6 тысяч ба­ нок консервов, свыше 3 тонн рыбьего жира. Сейчас экипаж суд­ на имеет с начала года наивыс­ ший вылов рыбы на флоте. Отправившись в новое плава­ ние, коллектив «Свердловска» в ответ на Постановление ЦК КПСС о подготовке к празднованию 40-й годовщины Великой Ок­ тябрьской социалистической ре­ волюции, дал слово закрепить и приумножить свои показатели встретить Первомай и 40-летний юбилей Советской власти достой­ ными трудовыми подарками. Б. ЧЕРВОВ. Ушли в „отставку *1 паровозы, Все реже и реже появля­ ются в рыбном порту манев­ ровые паровозы: их заменили небольшие, но сильные теп­ ловозы. Современные маши­ ны с успехом используются на подаче вагонов под погруз­ ку рыбопродукции и достав­ ку их для формировки соста­ вов на станцию Мурманск. На снимке — новые тепло­ возы. Фото А. СЕРГЕЕВА. На экономические темы За рентабельную работу В решениях декабрьского Пле­ нума ЦК КПСС и шестой сессии Верховного Совета СССР обращено внимание партийных, советских и хозяйственных организаций на необходимость осуществления за­ даний по повышению производи­ тельности труда, снижению себе­ стоимости продукции и обеспече­ нию рентабельности работы про­ мышленных предприятий. В докладе Министра финансов СССР тов. Зверева на шестой сес­ сии Верховного Совета СССР бы­ ла подвергнута резкой и справед­ ливой критике работа рыбной промышленности, которая в ис­ текшем году не справилась с вы­ полнением финансового плана и не обеспечила реализации своих обязательств перед государствен­ ным бюджетом. В значительной мере это явилось результатом не­ выполнения рыбохозяйственными организациями Северо-Западного бассейна и в частности предприя­ тиями Главмурманрыбпрома пла­ на по добыче рыбы. Известно, что Главмурманрыбпром не дал за 1956 год свыше миллиона цент­ неров рыбы и вышел к концу го­ да с разрывом по прибылям в сум­ ме 127,5 миллионов рублей. Было бы однако неправильно считать, что этот прорыв образо­ вался только за счет невыполне­ ния плана по добыче рыбы. Главк и многие его предприятия не су­ мели в достаточной мере исполь­ зовать резервы, которые позволи­ ли бы, если не полностью, то в значительной мере восполнить ущерб, полученный от недовы­ полнения плана по добыче. Большие потери Главмурман­ рыбпром понес в результате того, что на многих его предприятиях не использовали имевшихся воз­ можностей для выпуска охлаж­ денной и копченой рыбопродук­ ции. Мурманский траловый флот доставил в порт только 38,3 про­ цента свежей рыбы от общего улова, при плане 51 процент. Вследствие этого предприятия главка выполнили план по наи­ более рентабельным охлажденным рыботоварам лишь на 75,4 про­ цента, а по выпуску менее цен­ ной соленой рыбы — на 86,7 про­ центов. А если бы главк довел выполнение плана по охлажден­ ным рыботоварам до фактического выполнения плана по соленой ры­ бе, это дало бы государству до­ полнительно около 150 тысяч центнеров свежей продукции, а предприятиям главка — дополни­ тельных накоплений в сумме 46 миллионов рублей. Опыт работы передовых экипа­ жей показывает, что имелась воз­ можность значительного увеличе­ ния доставки свежей рыбы. На­ пример, экипаж траулера «Мер­ курий» (капитан тов. Сирица, мастер по обработке рыбы тов. Кузнецов) сдал 67,6 процентов свежей рыбы от общего улова за год; моряки траулера «Соловец­ кий» (капитан тов. Джемалетди- нов, мастер по обработке рыбы тов. Трифонов) — 63,8 процента и т. д. К сожалению, и в текущем году с доставкой свежья в порт дело обстоит неудовлетворитель­ но. Не были использованы в ис­ текшем году имевшиеся возмож­ ности и по увеличению выпуска копченых рыботоваров, балыков, и консервов, мало внимания уде­ лялось освоению таких ценных консервов, как шпроты и сардины в масле. За счет этого были также допущены потери на десятки мил­ лионов рублей. В настоящее время есть возможность намного увели­ чить выпуск копченых рыботова­ ров за счет направления на коп­ чение большого количества мор­ ского окуня, зубатки, палтуса, трески и малосоленой сельди, и эту возможность надо превратить в действительность. Управление «Мурмансельди» является одним из крупных по­ ставщиков атлантической сельди. Население предъявляет сейчас спрос главным обрпом на сельдь в слабосоленом и среднесоленом виде. Между тем, качество сельди, поступающей из «Мурмансельди», остается еще низкам, сельдь вы­ пускается, в основном, в сред­ не- и крепкосоленом виде, а на этом Главмурманрыбпром теряет крупные денежные средства. Надо и этот резерв увеличения рента­ бельности поставить на службу государству. Настало время перей­ ти на заготовку и доставку в порт атлантической сельди только в слабосоленом и среднесоленом виде. План по сортности продукции предприятия Главмурманрыбпро­ ма в целом выполнили, в сравне­ нии с 1955 годом сортность улуч­ шена. И все же здесь также ока­ зались неиспользованными боль­ шие резервы. Предприятиями до­ пущен выпуск нестандартной ры­ бопродукции в количестве 39 ты­ сяч центнеров, что свидетельству­ ет о наличии грубых нарушений технологической дисциплины, на­ носящих государству большой ма­ териальный ущерб. На состоявшемся недавно в Мурманске совещании актива работников рыбохозяйственных предприятий Северо-Западного бассейна приводилось много дру­ гих примеров, свидетельствующих о том, что на ряде предприятий Главмурманрыбпрома отсутствует целеустремленная работа по выяв­ лению н использованию резервов. В самом деле, разве можно счи­ тать нормальным такое положе­ ние, что управление тралового флота (начальник тов. Маев- ский), увеличило в 1956 году по Высокая производительность труда Уважает экипаж траулера «Ку­ бань» консервного мастера тов. Макарова и машиниста рыбомуч­ ной установки тов. Телегина. Ува­ жает за трудолюбие, за непре­ клонное стремление добиться мак­ симального выпуска продукции. Даже самое малое количество тресковой печени, внутренностей рыбы и рыбьих голов не пропада­ ет на траулере «Кубань» даром. В начале нынешнего рейса за первые четыре дня экипаж уло­ жил в трюмы 30 тонн рыбного полуфабриката. За это время тов. Макаров изготовил 5 тысяч банок консервов, а тов. Телегин выра­ ботал 4 тонны рыбной муки. С. ДЕМИ» (Наш спец. корр.) сравнению с 1955 годом добычу рыбы на 10 процентов, выпуск валовой продукции на 18 процен­ тов. Производственные же запасы увеличились с 57,2 млн. рублей, на 1 января 1956 года, до 74,7 млн. рублей, на 1 января 1957 года, или на 30,6 процентов. «Мурмансельдь» (начальник тов. Гунин) в 1956 году снизила по сравнению с 1955 годом добычу рыбы на 8 процентов, а производ­ ственные запасы увеличились за год на 22,2 процента. Мурманский рыбокомбинат (директор тов. Са- зыкин) снизил в 1956 году, по сравнению с 1955 годом, выпуск валовой продукции на 7 процен­ тов, а свои производственные за­ пасы увеличил на 14 процентов. Почти на всех ведущих пред­ приятиях имеются значительные запасы сверхнормативных непро- кредитованных материальных ценностей. По данным на 1 янва­ ря эти запасы составили в управ­ лении тралового флота 9,5 млн. рублей, у «Мурмансельди» — 4,1 млн. рублей. Кроме того, у мно­ гих предприятий имеется много излишних и ненужных им цен­ ностей, реализация которых про­ ходит совершенно неудовлетвори­ тельно. В управлении тралового флота как на начало 1956 года, так и на конец года имелось из­ лишних материальных ценностей (Окончание на 4-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz