Рыбный Мурман. 1957 г. Март.
№ 37 (587) 26 марта 1957 г. Р Ы Б Н Ы Я81 м У Р М А Н ■ ' I— — — — ШШШШкшІ и I ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ, СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРУДИЯ ЛОВА! ☆ ☆ Внедрить бесквартропный т р а л Идея создания бесквартроп- ного трала возникла у моряков тралового -флота давно. Чем это вызвано? Во-первых, наличие квартро лов у орудий лова, которыми сейчас промышляют моряки, значительно уменьшает верти кальное раскрытие трала. Во- вторых, квартропы усложняют работу матросов, требуют до полнительной затраты времени при спуске и подъеме трала и лишнего расхода сетематериа- лов. Самое асе главное то. что квартропы способствуют умень шению вылова рыбы. О внедрении на промысле бесквартропного трала было много предложений. Капитаны флота тт. Низгирев, Карпенко. Щукин и некоторые мастера по добыче рыбы внесли свои пред ложения по конструкции тако го трала. Причем все эти пред ложения имеют различные ва рианты. Однако до сих пор ни одно из таких предложений не внедрено в производство. Но и з настоящее время промысло вики не оставили идеи созда ния бесквартропного трала. Несмотря на то. что предложе ния о новых орудиях лова не внедряются на промысле, бес- квартропные тралы практиче ски используются на отдель ных кораблях. В 1951 году на траулере «Россия» на левом борту был поставлен бесквартропный трал. Работа им в течение 20 суток показала, что идея эта очень хорошая, но необходимо доработать отдельные узлы в этой схеме. Недостатки заклю чались в том, что у бесквар тропного трала нужно было от ключить не только траловые доски, но и клячевкн. В 1954 году схема нового трала была мною переделана. В результате, он стал не толь ко бесквартропным. но и бес- клячевочным. Испытания трала, вооружен ного по новой схеме, не дали положительных результатов. Почему так произошло, я не знаю, так как на этих испыта ниях не присутствовал. В настоящее время на трау лере «Мелитополь» на одном борту установки бесквартроп ный и бесклячевочный трал, которым команда работала уже два рейса. Трал вооружен по схеме, которая прошла испы тания, но вначале не дала нуж ных результатов. У нас на тра улере были устранены некото рые мелкие недостатки новой схемы, и в настоящее время можно с уверенностью сказать. что работа с новым тралом полностью освоена. Примерная схема бесквар тропного н бесклячевочного трала проста. Это — 35-метро вый полнокрылый трав. Длина верхней подборы его — 75 метров. Кабелей нет. Длина нижней подборы — 90 метров. Благодаря второму восьмимет ровому переходному концу обе подборы — верхняя я нижняя — заваливаются полностью на палубу без помощи сушил ки. или джильсонов. Траловые доски в этом случае отключа ются, для чего на досках вме сто восьмерки стоят гачки. Для удобства работы с досками на переходном конце поставлена лапка длиною полтора метра. Первый переходный конец уд линен до 10,5 метров. Вначале при сильном штор ме от натяжения рвало ниж нюю ' часть трала. Для избежа ния этого мы теперь удавку крепим у начала носового кры ла. Пока еще рано делать окончательные выводы, но уже есть первые положительные ре зультаты. Спуск и подъем но вых орудий лова сокращается примерно на 3 минуты. Дости гается облегчение в работе, убыстряется переход с трала на трал. При подъеме новых орудий лова за бортом не остается сетного полотна, а это значит, что меньше рвутся се ти, кораблю в любое время можно дать требуемый ход. При работе с новым тралом сетематериалы экономятся за счет уменьшения порчи кону сов и крыльев трала квартропа- ми. При этом предоставляется возможность свободного и бы строго профилактического ос мотра и ремонта крыльев тра ла. Облегчается также работа команды при дележках улова, так как крыло трала в это вре мя не болтается за бортом. Естественно, что новая схе ма не является идеальной. Но хочется только пожелать, что бы руководители флота, а осо бенно бюро рационализации и изобретательства тралового флота, обратили внимание на практическое применение бес квартропного трала на промыс ле и собрали весь материал о новых орудиях лова, который уже есть у моряков. Бесквартропный трал — трал перспективный. И мы на деемся, что он обязательно бу дет внедрен на промысле. Эта важная задача должна быть решена как можно быстрее. В. КУЗНЕЦОВ. K u an a траулера «Ме- О чем говорит опыт В А Ж Н А Я З А Д А Ч А В августе прошлого года в печати я поделился своим опы том работы с бесквартропным тралом на траулере «Россия» в Северной Атлантике. Стремле ние освоить и усовершенство вать трал без квартропов выз вано отнюдь не желанием сок ратить время, затрачиваемое на спуск и подъем трала, которое на глубинах до двухсот метров моряками доведено до 36 минут. В дальнейшем на этих опера циях можно будет сэкономить еще две—три минуты. Основная цель перехода на работу тралом без квартропов состоит в том, чтобы разгрузить верхнюю подбору, то есть уве личить вертикальное раскрытие трала, добиться его большей уловистостн. Вторым достоин ством этого трала является его гораздо меньшая аварийность при работе на тяжелых грунтах. ема трала на борт судна. От ключая полностью траловую до ску от кабеля, мы подтягиваем обе клячевки к подвесным ро ликам так, чтобы они обе были у планширя. Потом клячевки подвешиваются на пристроен ном у дуги тросике. Затем отключаем клячевку от кабеля (так же. как и трало вую доску), и, продолжая вы бирать кабель, натягиваем грунтроп вдоль борта до уров ня палубы за бортом. Хатлайн при этом также вытягивается вдоль борта с помощью спе циального тросика длиной 3,5 метра, соединяющего грунтроп с хатлайном и рассчитанным так, чтобы он был одинаковой длины с грунтропом. Для переваливания бобин- цев и обоих подбор трала через планширь мы под мостиком по ставили блок с лопарем н гаком на конце лопаря. Зацепив за центр грунтропа гаком, мы, ви- рая этот лопарь, легко перева- дмил ь с он где квартроп бывает чуть ли не самой уязвимой частью орудий лова. Задевая за неровности грунта, он стягивает трал, пов реждает сетки, обрывается, ча сто наматывается на грунтроп и совсем закрывает трал. Все это было нами хорошо проверено в течение двухмесяч ного промысла на Исландских банках и банке «Розенгартен». Здесь трал всегда приходил пов режденным. с оборванными квартропами. А бесквартропный трал нис разу не порвало. Он вызывает все больший интерес у моряков тралового флота. Не которые капитаны пытаются ос воить способ подъема тралов без квартропов. Как всякое но вое дело, в этой работе еще много неудобств. В настоящей статье я хо чу рассказать о том. как мы поднимаем трал без помощи квартропов (смотрите схему). На устройстве трала не останав ливаюсь, о нем я писал раньше. Вот как выглядит процесс подъ- ливаем обе подборы н бобинцы через борт на палубу, причем весь грунтроп -ложится у борта на решетки. Затем удавкой в обычном порядке поднимаем улов на палубу. Для того, что бы прохождению мешка с уло вом не мешала натянутая верх няя подбора, мы ее стравливаем и укладываем на решетки. А вот как происходит спуск трала. Вначале за борт вывали вается мешок, затем кормовым дяшльсоном — обе подборы. Травим кабеля, и трал расправ ляется за бортом в воде до свое го нормального положения. При соединяем клячевки, а затем и траловые доски. Дальше спуск трала происходит в обычном по рядке. Из сказанного видно, что на каждом кабеле, как носовом так и кормовом, приходится делать три соединения. Мы осуществ ляем их при помощи колец на кабеле и гаков на клячевке, ла пок доски и шкентеля на доске. Эти соединения затруднительны и мало надежны.’ так как во время волны может произойти самоотдача. Надежным соеди нением были бы разрезные кольца из стали высокой проч ности. Однако промысловый от дел не сумел еще обеспечить суда такими кольцами. Надо их заказать и добиться, чтобы из готовлены они были из хорошей стали. Нет сомнения в том, что бес квартропный трал будет при меняться у нас как более улови стый и менее подверженный аварийности. Нужно общими усилиями всего коллектива фло та найти наиболее удобный н надежный способ подъема тра ла без помощи квартропов. Нетрудно пе ределать на бес- кварт р о п ны й 31,2 и 25-метро вый тралы. Но для того, чтобы перео б о р у д о* вать. как бес квартропный. 35- метровый трал, которым работа* ет большинство судов флота, его необходимо пред варительно пере делать с таким расчетом, чтобы верхняя подбора помещалась меж ду траловыми ду гами или найти другой способ подъема верхней подборы. Мне приходилось наблюдать, как почти все команды немец ких траулеров работают без квартропов. Причем на них ус тановлены подъемные щиты, которые увеличивают верти кальное раскрытие трала. У них также есть несколько способов подъемов орудий лова на борт судна. Лучшее использование, со вершенствование орудий лова— важная задача, которая по пле чу нашему коллективу промыс ловиков. Ее надо решить. И чем быстрее, тем лучше. И. КАРПЕНКО. Каяятан траулера «Крон штадт*. Нам нужны новые пособия На траловом лову я не нови чок: трудился тралмейстером, а сейчас плаваю штурманом. В общей сложности двадцать лет отдано этому делу. По-моему, на тяжелых грунтах и в зимних условиях более экономичным, более удобным в работе являет ся 25-метровый трал. Такого же мнения придерживаются н другие члены экипажа нашего судна. Поэтому мы и попросили отдел снабжения дать нам 25-метровые тралы. Однако на ша просьба не была выполнена — нам дали 35-метровые пол нокрылые тралы. Почему-то в отделе снабже ния решают за промысловиков: какие и в каком количестве дать на суда те или иные за требованные материалы. Или снабженцам виднее с берега? На промысле мы еще раз убе дились в преимуществах 25-мет рового трала перед 35-метро вым. В Медвежинском районе работали и тем и другим. Тра ления 25-метровьш тралом да вали больше на одну—две тон ны рыбы улова, работа с ним требовала меньше оборотов гребного винта, что. в свою оче редь, позволяло сэкономить больше топлива, увеличить срок нахождения судна на промысле. При переходе с трала на трал требуется меньше времени, он меньше рветсяѵ По-моему, все это достаточ но убедительно говорит в.поль зу 25-метрового трала. Отдел снабжения должен обеспечить ими суда в достаточном количе стве. В. МАСЛОВ. Третий помощник каш тан* траулера «Шеэссяа». В конце января нынешнего года на корабли тралового фло та поступила радиограмма, призывающая промысловиков участвовать в конкурсе по соз данию конструкции бесквар тропного трала. Кое-какие мыс ли о таком трале у меня были, и вскоре я предложил свою схе му. Она отличалась от обычной тем, что в вооружении трала отсутствовали квартропы, кабе ля и клячевки. При подъеме его ‘после отключения досок, с помощью переходного конца бобинцы вместе с хатлайном можно было сразу полностью поднимать на борт судна. Обсудив с личным составом предложенную схему, мы реши ли. что ее стоит опробывать в работе. За две вахты передела ли один из тралов, спустили его за борт. Сделали шесть трале ний. Члены экипажа пришли к заключению, что такой трал очень удобен в работе. Но уло- вистости его мы проверить не смогли за такое короткое время. Вернувшись в порт, я пошел в экспериментальную базу. Там мне сказали; «Вы изобрели от- тер-трал, который отжил свой век еще в 30-х годах. Рыбу он ловил значительно хуже трала, которым мы сейчас работаем». Там же мне показали еще око ло десяти более совершенных схем бесквартропного трала. Проделанный на Нашем судне эксперимент особого ущерба го сударству не нанее. Жаль толь ко. что две вахты ушло на бес полезную переделку трала, а за шесть тралений мы, пожа луй, не доловили около трех тонн рыбы. А могло бы ведь быть и хуже. Можно привести много при меров, когда моряки оказывают ся в пролове, не зная принципа работы орудий лова. Так. многие промысловики уверены в том. что трал при крутом повороте судна отры вается от грунта, хотя на самом деле он садится на него и не движется с места до тех пор. пока на новом курсе не натя нутся ваера. Ошибаются ■ те моряки, которые говорят, будто бы трал переворачивается во время поворота, хотя этого быть не может. Да что и говорить о сложных вопросах принципа работы орудий лова, когда мно гие не знают, на каком расстоя нии друг от друга идут распор ные доски. А кто точно скажет, какую дистанцию между судами надо соблюдать при встрече, чтобы не сцепиться тралами? Давно пора руководителям флота позаботиться о выпуске книги, в которой была бы де тально освещена работа с тра лом. Такая книга должна обоб щить опыт промысловиков. Более оперативным печатным изданием может быть ежемесяч ный промысловый бюллетень. Надо добиться, чтобы он начал в ближайшее время выходить я издаваться регулярно. Е. ЛЕБЕДЕВ. Капитан траулера «Ажсай».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz