Рыбный Мурман. 1957 г. Март.

№ 37 (587) 26 марта 1957 г. Р Ы Б Н Ы Я81 м У Р М А Н ■ ' I— — — — ШШШШкшІ и I ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ, СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРУДИЯ ЛОВА! ☆ ☆ Внедрить бесквартропный т р а л Идея создания бесквартроп- ного трала возникла у моряков тралового -флота давно. Чем это вызвано? Во-первых, наличие квартро­ лов у орудий лова, которыми сейчас промышляют моряки, значительно уменьшает верти­ кальное раскрытие трала. Во- вторых, квартропы усложняют работу матросов, требуют до­ полнительной затраты времени при спуске и подъеме трала и лишнего расхода сетематериа- лов. Самое асе главное то. что квартропы способствуют умень­ шению вылова рыбы. О внедрении на промысле бесквартропного трала было много предложений. Капитаны флота тт. Низгирев, Карпенко. Щукин и некоторые мастера по добыче рыбы внесли свои пред­ ложения по конструкции тако­ го трала. Причем все эти пред­ ложения имеют различные ва­ рианты. Однако до сих пор ни одно из таких предложений не внедрено в производство. Но и з настоящее время промысло­ вики не оставили идеи созда­ ния бесквартропного трала. Несмотря на то. что предложе­ ния о новых орудиях лова не внедряются на промысле, бес- квартропные тралы практиче­ ски используются на отдель­ ных кораблях. В 1951 году на траулере «Россия» на левом борту был поставлен бесквартропный трал. Работа им в течение 20 суток показала, что идея эта очень хорошая, но необходимо доработать отдельные узлы в этой схеме. Недостатки заклю­ чались в том, что у бесквар­ тропного трала нужно было от­ ключить не только траловые доски, но и клячевкн. В 1954 году схема нового трала была мною переделана. В результате, он стал не толь­ ко бесквартропным. но и бес- клячевочным. Испытания трала, вооружен­ ного по новой схеме, не дали положительных результатов. Почему так произошло, я не знаю, так как на этих испыта­ ниях не присутствовал. В настоящее время на трау­ лере «Мелитополь» на одном борту установки бесквартроп­ ный и бесклячевочный трал, которым команда работала уже два рейса. Трал вооружен по схеме, которая прошла испы­ тания, но вначале не дала нуж­ ных результатов. У нас на тра­ улере были устранены некото­ рые мелкие недостатки новой схемы, и в настоящее время можно с уверенностью сказать. что работа с новым тралом полностью освоена. Примерная схема бесквар­ тропного н бесклячевочного трала проста. Это — 35-метро­ вый полнокрылый трав. Длина верхней подборы его — 75 метров. Кабелей нет. Длина нижней подборы — 90 метров. Благодаря второму восьмимет­ ровому переходному концу обе подборы — верхняя я нижняя — заваливаются полностью на палубу без помощи сушил­ ки. или джильсонов. Траловые доски в этом случае отключа­ ются, для чего на досках вме­ сто восьмерки стоят гачки. Для удобства работы с досками на переходном конце поставлена лапка длиною полтора метра. Первый переходный конец уд­ линен до 10,5 метров. Вначале при сильном штор­ ме от натяжения рвало ниж­ нюю ' часть трала. Для избежа­ ния этого мы теперь удавку крепим у начала носового кры­ ла. Пока еще рано делать окончательные выводы, но уже есть первые положительные ре­ зультаты. Спуск и подъем но­ вых орудий лова сокращается примерно на 3 минуты. Дости­ гается облегчение в работе, убыстряется переход с трала на трал. При подъеме новых орудий лова за бортом не остается сетного полотна, а это значит, что меньше рвутся се­ ти, кораблю в любое время можно дать требуемый ход. При работе с новым тралом сетематериалы экономятся за счет уменьшения порчи кону­ сов и крыльев трала квартропа- ми. При этом предоставляется возможность свободного и бы­ строго профилактического ос­ мотра и ремонта крыльев тра­ ла. Облегчается также работа команды при дележках улова, так как крыло трала в это вре­ мя не болтается за бортом. Естественно, что новая схе­ ма не является идеальной. Но хочется только пожелать, что­ бы руководители флота, а осо­ бенно бюро рационализации и изобретательства тралового флота, обратили внимание на практическое применение бес­ квартропного трала на промыс­ ле и собрали весь материал о новых орудиях лова, который уже есть у моряков. Бесквартропный трал — трал перспективный. И мы на­ деемся, что он обязательно бу­ дет внедрен на промысле. Эта важная задача должна быть решена как можно быстрее. В. КУЗНЕЦОВ. K u an a траулера «Ме- О чем говорит опыт В А Ж Н А Я З А Д А Ч А В августе прошлого года в печати я поделился своим опы­ том работы с бесквартропным тралом на траулере «Россия» в Северной Атлантике. Стремле­ ние освоить и усовершенство­ вать трал без квартропов выз­ вано отнюдь не желанием сок­ ратить время, затрачиваемое на спуск и подъем трала, которое на глубинах до двухсот метров моряками доведено до 36 минут. В дальнейшем на этих опера­ циях можно будет сэкономить еще две—три минуты. Основная цель перехода на работу тралом без квартропов состоит в том, чтобы разгрузить верхнюю подбору, то есть уве­ личить вертикальное раскрытие трала, добиться его большей уловистостн. Вторым достоин­ ством этого трала является его гораздо меньшая аварийность при работе на тяжелых грунтах. ема трала на борт судна. От­ ключая полностью траловую до­ ску от кабеля, мы подтягиваем обе клячевки к подвесным ро­ ликам так, чтобы они обе были у планширя. Потом клячевки подвешиваются на пристроен­ ном у дуги тросике. Затем отключаем клячевку от кабеля (так же. как и трало­ вую доску), и, продолжая вы­ бирать кабель, натягиваем грунтроп вдоль борта до уров­ ня палубы за бортом. Хатлайн при этом также вытягивается вдоль борта с помощью спе­ циального тросика длиной 3,5 метра, соединяющего грунтроп с хатлайном и рассчитанным так, чтобы он был одинаковой длины с грунтропом. Для переваливания бобин- цев и обоих подбор трала через планширь мы под мостиком по­ ставили блок с лопарем н гаком на конце лопаря. Зацепив за центр грунтропа гаком, мы, ви- рая этот лопарь, легко перева- дмил ь с он где квартроп бывает чуть ли не самой уязвимой частью орудий лова. Задевая за неровности грунта, он стягивает трал, пов­ реждает сетки, обрывается, ча­ сто наматывается на грунтроп и совсем закрывает трал. Все это было нами хорошо проверено в течение двухмесяч­ ного промысла на Исландских банках и банке «Розенгартен». Здесь трал всегда приходил пов­ режденным. с оборванными квартропами. А бесквартропный трал нис разу не порвало. Он вызывает все больший интерес у моряков тралового флота. Не­ которые капитаны пытаются ос­ воить способ подъема тралов без квартропов. Как всякое но­ вое дело, в этой работе еще много неудобств. В настоящей статье я хо­ чу рассказать о том. как мы поднимаем трал без помощи квартропов (смотрите схему). На устройстве трала не останав­ ливаюсь, о нем я писал раньше. Вот как выглядит процесс подъ- ливаем обе подборы н бобинцы через борт на палубу, причем весь грунтроп -ложится у борта на решетки. Затем удавкой в обычном порядке поднимаем улов на палубу. Для того, что­ бы прохождению мешка с уло­ вом не мешала натянутая верх­ няя подбора, мы ее стравливаем и укладываем на решетки. А вот как происходит спуск трала. Вначале за борт вывали­ вается мешок, затем кормовым дяшльсоном — обе подборы. Травим кабеля, и трал расправ­ ляется за бортом в воде до свое­ го нормального положения. При­ соединяем клячевки, а затем и траловые доски. Дальше спуск трала происходит в обычном по­ рядке. Из сказанного видно, что на каждом кабеле, как носовом так и кормовом, приходится делать три соединения. Мы осуществ­ ляем их при помощи колец на кабеле и гаков на клячевке, ла­ пок доски и шкентеля на доске. Эти соединения затруднительны и мало надежны.’ так как во время волны может произойти самоотдача. Надежным соеди­ нением были бы разрезные кольца из стали высокой проч­ ности. Однако промысловый от­ дел не сумел еще обеспечить суда такими кольцами. Надо их заказать и добиться, чтобы из­ готовлены они были из хорошей стали. Нет сомнения в том, что бес­ квартропный трал будет при­ меняться у нас как более улови­ стый и менее подверженный аварийности. Нужно общими усилиями всего коллектива фло­ та найти наиболее удобный н надежный способ подъема тра­ ла без помощи квартропов. Нетрудно пе­ ределать на бес- кварт р о п ны й 31,2 и 25-метро­ вый тралы. Но для того, чтобы перео б о р у д о* вать. как бес­ квартропный. 35- метровый трал, которым работа* ет большинство судов флота, его необходимо пред­ варительно пере­ делать с таким расчетом, чтобы верхняя подбора помещалась меж­ ду траловыми ду­ гами или найти другой способ подъема верхней подборы. Мне приходилось наблюдать, как почти все команды немец­ ких траулеров работают без квартропов. Причем на них ус­ тановлены подъемные щиты, которые увеличивают верти­ кальное раскрытие трала. У них также есть несколько способов подъемов орудий лова на борт судна. Лучшее использование, со­ вершенствование орудий лова— важная задача, которая по пле­ чу нашему коллективу промыс­ ловиков. Ее надо решить. И чем быстрее, тем лучше. И. КАРПЕНКО. Каяятан траулера «Крон­ штадт*. Нам нужны новые пособия На траловом лову я не нови­ чок: трудился тралмейстером, а сейчас плаваю штурманом. В общей сложности двадцать лет отдано этому делу. По-моему, на тяжелых грунтах и в зимних условиях более экономичным, более удобным в работе являет­ ся 25-метровый трал. Такого же мнения придерживаются н другие члены экипажа нашего судна. Поэтому мы и попросили отдел снабжения дать нам 25-метровые тралы. Однако на­ ша просьба не была выполнена — нам дали 35-метровые пол­ нокрылые тралы. Почему-то в отделе снабже­ ния решают за промысловиков: какие и в каком количестве дать на суда те или иные за­ требованные материалы. Или снабженцам виднее с берега? На промысле мы еще раз убе­ дились в преимуществах 25-мет­ рового трала перед 35-метро вым. В Медвежинском районе работали и тем и другим. Тра­ ления 25-метровьш тралом да­ вали больше на одну—две тон­ ны рыбы улова, работа с ним требовала меньше оборотов гребного винта, что. в свою оче­ редь, позволяло сэкономить больше топлива, увеличить срок нахождения судна на промысле. При переходе с трала на трал требуется меньше времени, он меньше рветсяѵ По-моему, все это достаточ­ но убедительно говорит в.поль­ зу 25-метрового трала. Отдел снабжения должен обеспечить ими суда в достаточном количе­ стве. В. МАСЛОВ. Третий помощник каш­ тан* траулера «Шеэссяа». В конце января нынешнего года на корабли тралового фло­ та поступила радиограмма, призывающая промысловиков участвовать в конкурсе по соз­ данию конструкции бесквар­ тропного трала. Кое-какие мыс­ ли о таком трале у меня были, и вскоре я предложил свою схе­ му. Она отличалась от обычной тем, что в вооружении трала отсутствовали квартропы, кабе­ ля и клячевки. При подъеме его ‘после отключения досок, с помощью переходного конца бобинцы вместе с хатлайном можно было сразу полностью поднимать на борт судна. Обсудив с личным составом предложенную схему, мы реши­ ли. что ее стоит опробывать в работе. За две вахты передела­ ли один из тралов, спустили его за борт. Сделали шесть трале­ ний. Члены экипажа пришли к заключению, что такой трал очень удобен в работе. Но уло- вистости его мы проверить не смогли за такое короткое время. Вернувшись в порт, я пошел в экспериментальную базу. Там мне сказали; «Вы изобрели от- тер-трал, который отжил свой век еще в 30-х годах. Рыбу он ловил значительно хуже трала, которым мы сейчас работаем». Там же мне показали еще око­ ло десяти более совершенных схем бесквартропного трала. Проделанный на Нашем судне эксперимент особого ущерба го­ сударству не нанее. Жаль толь­ ко. что две вахты ушло на бес­ полезную переделку трала, а за шесть тралений мы, пожа­ луй, не доловили около трех тонн рыбы. А могло бы ведь быть и хуже. Можно привести много при­ меров, когда моряки оказывают­ ся в пролове, не зная принципа работы орудий лова. Так. многие промысловики уверены в том. что трал при крутом повороте судна отры­ вается от грунта, хотя на самом деле он садится на него и не движется с места до тех пор. пока на новом курсе не натя­ нутся ваера. Ошибаются ■ те моряки, которые говорят, будто бы трал переворачивается во время поворота, хотя этого быть не может. Да что и говорить о сложных вопросах принципа работы орудий лова, когда мно­ гие не знают, на каком расстоя­ нии друг от друга идут распор­ ные доски. А кто точно скажет, какую дистанцию между судами надо соблюдать при встрече, чтобы не сцепиться тралами? Давно пора руководителям флота позаботиться о выпуске книги, в которой была бы де­ тально освещена работа с тра­ лом. Такая книга должна обоб­ щить опыт промысловиков. Более оперативным печатным изданием может быть ежемесяч­ ный промысловый бюллетень. Надо добиться, чтобы он начал в ближайшее время выходить я издаваться регулярно. Е. ЛЕБЕДЕВ. Капитан траулера «Ажсай».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz