Рыбный Мурман. 1957 г. Март.

№ 36 (586) 23 марта 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 9 Со з д а ть все у с л о ви я для выполнения плана Многие руководители кораблей тралового флота при существую­ щей обстановке проявляют расте­ рянность, делают такие «прогно­ зы», которые никак не способ­ ствуют мобилизации всех усилий коллективов на преодоление от­ ставания по добыче рыбы. Про­ мысловики в своих неудачах об- ішняют поисковиков, а те, в свою очередь, ссылаются на «не­ бывалый» по трудностям год, на то, что ПИНРО мало им помо­ гает. Однако, судя по опыту рабо­ ты передовых экипажей, и в на­ стоящее время есть возможность выполнять суточные задания. Правда, обстановка продолжает оставаться сложной. Флот про­ мышляет сейчас в Копытовском районе, на Нордкинской, Фин- маркенской и Демидовской бан­ ках. Уловы здесь за одно трале­ ние колеблются от 500 кило­ граммов до 1,5 тонны, а иногда бывают и выше. Есть рыба и на Мурманском языке, а 16 марта на западной оконечности Мурманского мелко­ водья поисковый траулер «Тра­ верз» обнаружил неплохую кон­ центрацию трески и пикши. Уже утром, на другой день траулеры «Полярная правда» и «Мелито­ поль» имели здесь трех— четы­ рехтонные уловы. У поставлен­ ных моряками этих кораблей буев начали успешно промыш­ лять другие суда. Из этого яв­ ствует, что жалобы на отсутст­ вие сырьевой базы часто бывают не основательны. Большие требования предъяв­ ляются к поисковикам. Неплохо работают экипажи поисковых траулеров «Киев» и «Енисей», обнаружившие в Копытовском районе концеятрацни окуня. Но все ли сделано разведчика­ ми морских глубин, чтобы обес­ печить флот устойчивой сырье­ вой базой? Нет, пока не все. Так, на 16 марта в море находи­ лось всего семь кораблей пром­ разведки, тогда как надо только для оперативного обслуживания тех районов, где работает флот, минимум 9— 10 траулеров. Не плохо было бы командова­ нию каждого поискового трауле­ ра добиться оперативного и тща­ тельного обследования большего числа квадратов. Однако такие обширные районы, как Демидов­ ская банка и Мурманское мелко­ водье обследованы поисковиками только частично. Появилась да­ же «теория» о том, что на Де­ мидовской банке рыба вся вылов­ лена, а между тем косяки трески и пикши проходят через нее с востока на запад, хотя многие капитаны доказывают, что этого быть не должно. Это мнение опроверг экипаж траулера «Сос- новец», который 17 марта, отой­ дя от группы на запад, случайно обнаружил косяк, который облав­ ливало позже несколько судов. Л ю д и н а ш е г о б а с с е й н а С заботой о любимой Родине Рыба ведет себя подвижно, и надо настойчиво облавливать имеющиеся концентрации, рас­ ширяя районы поиска. Руководи­ тель промысла тов. Сухопяткин и руководитель поисковиков тов. Лобанов еще совсем недавно счи­ тали, что подходов рыбы с запада нет и флот облавливает остатки зимующей трески и пикши. По­ правку внес капитан траулера «Харьков» тов. Романов, кото­ рый вскоре сообщил, что на Нордкинской банке им обнаруже­ ны с помощью рыбоискателя плотные косяки, идущие ё запа­ да на восток в 5— 11 метрах над морским дном, то есть на глуби­ нах, доступных для трала. Рыба подходит, надо улучшить её поиск и облов. Давно не было поисковых судов в Центральном районе, заброшена Териберская банка и ряд других районов, где всегда в это время года раньше шел промысел. Следует устранить этот недостаток. Успешное выявление сырьевой базы может быть проведено толь­ ко при тесном сотрудничестве поисковиков с промысловиками, при оказании друг другу взаим­ ной действенной помощи. Сейчас поисковых судов в море мало, по­ этому местными поисками рыбы, обследованием районов, располо­ женных на пути к месту работы должны заниматься экипажи про­ мысловых кораблей. Однако не все капитаны это понимают. Не­ давно тов. Сухопяткин поручил капитану траулера «Ярославль», проходившему у Норвежского жо- лоба, сделать несколько тралений, чтобы выяснить, есть ли там ры­ ба. Это поручение не было вы­ полнено. Не осуществили практи­ ческих заданий по проверке райо­ нов, лежащих на пути к месту промысла, капитаны траулеров «Сириус» и «Кедровка». В дружной работе, в едином стремлении добиться коренного перелома в выполнении плана— залог успеха коллектива тралово­ го флота. Сейчас руководством промысла заняты опытные капи­ таны, прекрасные моряки тт. Су­ хопяткин и Лобанов. Но беда в том, что они не имеют достаточ­ ных прав и возможностей для ру­ ководства промыслом, например, не могут без согласия управления флота, а нередко и руководите­ лей главка, осуществлять пере­ становку судов, посылку в дру: гие районы поисковых кораблей и т. д. Так было недавно, когда появилась необходимость послать на Норвежский жолоб поисковое судно. Использовать все резервы про­ мысла, добиваться создания всех условий для выполнения плано­ вых ваданий — такова теперь за­ дача, которую следует решать настойчиво, без промедления. С. ДЕМИН. (Наш спец. корр.). Баренцево море. (По радио). м р я д у Среди членов палубной команды траулера «Анато­ лий Бредов» оДно из первых мест заслуженно принадле­ жит матросу первого класса Николаю Федоровичу Стар­ цеву. Он хорошо владеет приемами разделки рыбы, знает правила ее укладки в трюме и собирается стать за­ сольщиком. Не допуская сам брака в работе, он помогает комсомольскому контрольно­ му посту добиваться выпуска продукции высокого качест­ ва. Хорошо трудятся также матросы тт. Козлов. Бронни­ ков и Веденин. На снимке — матрос траулера «Анатолий Бредов» Н. Ф. СТАРЦЕВ. Фото П. Быстрова. БОЦМАНУ ЗАМАРИНУ — 6 0 ЛЕТ ...Лавиной черных бушлатов хлынул на главные улицы вос­ ставшего Петрограда второй Балтийский экипаж. Матросы вихрем взлетали по лестницам многоэтажных зданий (словно по боевой тревоге по корабель­ ным трапам), громили на черда­ ках пулеметные гнезда, очища­ ли улицы и площади от всякой «контры». «Даешь власть Советов!». Пять дней и ночей, почти без сна и отдыха работали на рево­ люцию тогда, в октябре 1917 года, восставшие моряки. И вились в сомкнутом строю и в матросской цепи ленточки бес­ козырки Василия Замарина — двадцатилетнего парня из семьи коренных поморов с Летнего берега Беломорского уезда. Давно это было, но и сейчас шестидесятилетний Василий Павлович вспоминает мельчай­ шие подробности тех незабы­ ваемых дней и лет. Из Петро­ града он с отрядом моряков перебрасывается в Мурманск, здесь служит более года, а по­ том демобилизуется. Начал ра­ ботать на пароходе «Север», хо­ дившем с почтой по линии Ар­ хангельск— Варде. Но вот Кольский полуостров, часть Архангельской области оказались под пятой оккупан­ тов. Собрались друзья-моряки, повели разговор о «порядках», заведенных захватчиками. Кто- то подслушал. Сцапали и — на Мудьюг — остров смерти. Но оккупанты не только убива­ ли северян, им нужны были и люди-рабы, послушные их во­ ле. Замолвил за Замарина сло­ вечко знавший его начальник мореходной школы. Освободили и — винтовку в руки: «Иди, воюй против большевиков». Оружие взял, только подумал: «Это против тех-то, что свободу народу дали, землю у помещи­ ков. заводы у капиталистов отобрали. Нет, шалишь!» Еще и в бою не побывав, перешел Василий Павлович с группой товарищей на сторону красных. В лесах и топях севера, в Кры­ му довелось помору воевать за родную власть. Закончилась гражданская война, началась война с разру­ хой, голодом, за новую могу­ чую Советскую Россию. И Ва­ силий Павлович, у которого и прадеды были рыбаками, идет на промысел, добывать для мо­ лодой республики рыбу. Ловили только летом. Зимой за морским зверем ходили. Работал помор навигацию на траулере «Дель­ фин», год — на ледокольном пароходе «Седов», еще трудил­ ся на парусниках, тогда принад­ лежавших частникам. А траловый флот рос. Нуж­ ны были государству крепкие люди, умелые рыбацкие руки. И с 1935 года, с 3 0 апреля — эту дату Василий Павлович $ крепко запомнил — он на всю жизнь вошел в коллектив Мур­ манского тралового флота. Па­ ру рейсов трудился матросом. Увидели руководители в рыба­ ке заботливого, рачительного хозяина народного добра — сде­ лали боцманом. Полюбилось Василию Павло­ вичу боцманское дело, так с тех пор с ним и не расстается. Правда, был перерыв. Воевал. Снова довелось защищать го­ род — колыбель Великой Ок­ тябрьской социалистической ре­ волюции. Почти три года ору­ дийный расчет, в котором он мог занять любое место, — от подносчика снарядов до коман­ дира — беспощадным огнем от­ стаивал родную землю, завое­ вания Великого Октября. Много у Василия Павловича учеников. Уважают его промыс­ ловики, набирается молодежь ума-разума, учась у старого боцмана. А в море хорошо чело­ века видно: трус он или смело­ го десятка, лодырь или труже­ ник. И не только у боцмана за­ бот, что за корабельным хозяй­ ством присматривать, в поряд­ ке содержать — отдает он мно­ го сил и воспитанию молодых моряков. А среди них есть и такие, что за несколько лет от рыбодела до капитанского ми­ стика добираются. Тут нужен глаз да глаз: чтобы не зазнался, не оторвался от коллектива. Но такие встречаются редко, боль- ше крепких, надежных кадров становится на флоте. Осенью 1 9 5 6 года после о»* пуска Василий Павлович встре­ тился с капитаном нового трау­ лера «Каунас» Сергеем Алек­ сеевичем Антуфьевым. Рад был молодой капитан этой ветренее ведь со старым боцманом Сер* гей знаком давно. Еще плавая радистом на траулере «Папаг- нин», много лет назад полюбил он этого труженика. Позвал в собой — Василий Павлович не отказался. Так отдел кадров н направил его на это судно. Не жалел сил Василий Пав­ лович. добросовестно трудясь на благо Родины, и Советская власть позаботилась о пожилом моряке. В прошлом году он по бесплатной путевке побывал на курорте в Евпатории. Семья его не знает материальных затруд­ нений, вырастил боцман четы­ рех дочерей, все получили обра­ зование, вышли на широкую до­ рогу жизни. Большую заботу проявил эки­ паж траулера «Каунас» о своем боцмане. В день его шестиде­ сятилетия — 12 февраля с. г.. экипаж собрался в салоне, что­ бы отметить это событие в жиз­ ни Василия Павловича. Много теплых слов было сказано о трудолюбивом моряке. Поста­ рался и кок. изготовил именной пирог. Купила команда боцма­ ну на свои сбережения ценный подарок. Но самым большим подарком для него был. пожа­ луй, приказ капитана, в котором Сергей Алексеевич Антуфьев сумел верно выразить чувства коллектива. До глубины души был взволнован таким внимани­ ем Василий Павлович. Он горя­ чо благодарил за это своих то­ варищей по труду, обещая и впредь честно служить Родине. Большую жизнь прожил этот труженик, много повидал на своем веку. 40-летне Советской власти он хочет встретить со всей'страной в труде, в заботах о расцвете любимой Родины. П. БЫСТРОУМОВ. На снимке: боцман трауле­ ра «Каунас» В. П. Замарин. Фото автора. П е р в ы й п о л н о г р у з н ы и Траулер «Ярославль» впервые выходил в район «Свердловска» в зимнее время. Все знали, что уло­ вы в этом районе высокие и надо было своевременно к"этому под­ готовиться. Еще на переходе второй помощ­ ник капитана тов. Сельманович предложил удлинить вытяжные концы на мешке трала. Во время первых же тралений промыслови­ ки убедились, что второй помощ­ ник капитана внес дельное пред­ ложение. Мешок с удлиненными вытяжными концами не отрывал­ ся даже в том случае, когда уло­ вы доходили до 13— 15 тонн. Коллективу «Ярославля», как и экипажам многих других реф­ рижераторных траулеров, при­ шлось встретиться со многими трудностями. Редко выпадали дни, когда не было штормов. При 7—3-балльном волнении моря моряки продолжали промысел, поднимая за траление до 10 и более тони рыбы. В отдельные дни штормы доходили до 11 баллов. На этот раз экипажу «Ярослав­ ля» пришлось встретиться с айс­ бергами. Было это в середине рей­ са. Океан штормил. В условиях ограниченной видимости трудно вести наблюдение, но старший по­ мощник капитана тов. Шередека вовремя заметил огромную ледя­ ную гору. Благодаря его бдитель­ ности и находчивости, судно бла­ гополучно разошлось с айсбергом. После этого пришлось встре­ титься еще с одной ледяной горой, появившейся на курсе «Ярослав­ ля». Сильный ветер, слепящий глаза снег, очень затрудняли наблюдения, но впередсмотрящий матрос тов. Задорин успешно спра­ вился с возложенной на него за­ дачей. И только к утру судно мог­ ло безопасно продолжать промыс­ ловую работу. Хорошие подъемы в этом рейсе были, в основном, ночью, но команда стремилась и в дневное время добывать возможно больше рыбы. Тут была проявлена хоро­ шая инициатива, которая заклю­ чалась в том, что как только трал с уловом поднимался на палубу, сразу же спускался второй трал, и только после этого начиналась дележка улова. Таким образом, за рейс было сэкономлено много про­ мыслового времени и дополнитель­ но добыты десятки центнеров рыбы. В одной из французских про­ мысловых книг писалось, что на­ до быть настоящим виртуозом, чтобы работать на банке Флемиш- Кап. Такими виртуозами, мастера­ ми промыслового дела оказались советские рыбаки иг в частности, экипаж рефрижераторного трау­ лера «Ярославль». Итоги работы в сложном зим­ нем рейсе показывают, что моря­ ки успешно справились с задачей, доставив в порт полный груз го­ товой продукции. Большой вклад в успех экипа­ жа внесли рыбообработчики. Мо­ лодой коллектив рыбофабрикн быстро освоил обработку улова. В отдельные дни он успевал выра­ ботать до 30 тонн готовой про­ дукции. Бесперебойно работали главная машина корабля и многочислен­ ные вспомогательные механизмы. Второй машинной вахте, руково­ димой тов. Куприяновым, при­ сужден переходящий вымпел ко­ рабля. Свой первый полногрузныі рейс во втором году шестой пяти­ летки моряки «Ярославля» 1 ** святили 40-й годовщине Вела* кого Октября. Готовая рыбопродукция, вы­ груженная с траулера в железі дорожные вагоны, отправлена і многие города нашей страны. А. ИВАНОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz