Рыбный Мурман. 1957 г. Март.

W» 31 (581) 12 март» 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 Рейс траулера „Очаков" Траулер «Очаков» вышел из Кольского залива, когда в каюту капитана Тимофея Михайловича Лупачева постучался радист. — Тимофей Михайлович, — обратился он к капитану, — по­ исковый траулер «Киев» сооб­ щил в промысловой сводке о хо­ роших уловах на Мурманской банке. — Вот и хорошо, — ответил Лупачев, — мы как раз идем в этот район промысла. Первое траление на Мурман­ ской банке принесло команде «Очакова» около тонны рыбы. Сразу ясе был поставлен буй. Он служил ориентиром во время хо­ да- с тралом заданными курсами и глубинами, так как судно сно­ сило течениями и ветром. Прав­ да, буй пришлось дважды пере­ ставлять, так как рыба, гоняясь за пищей, все время была в дви­ жении. Чтобы не сбиться с кон­ центрации, траулер продвигался вслед за ней. Правильное судовождение и точные расчеты штурманов во главе с капитаном вскоре позво­ лили увеличить уловы. За два часа траления на борт стали под­ нимать до 2—3 тонн трески. С первых же дней промысла команда «Очакова» обратила осо­ бое внимание на увеличение ре­ жима траления, на экономию промыслового времени при рабо­ те с тралом. Как правило, ору­ дия лова находились в воде по 18—19 часов в сутки, намного больше нормы. За это время эки­ паж делал по 8—9 тралений. При каждом спуске и подъеме трала сберегалось по 7 — 8 ми­ нут. Только за счет этого в те­ чение плавания было сделано не­ сколько дополнительных трале­ ний, добыты десятки центнеров рыбы. Во всем этом большая за­ слуга старшего мастера по добы­ че рыбы Павла Иосифовича Пар­ хоменко. Он вместе со своими помощниками так вооружал ору­ дия лова, что они очень мало имели повреждений при тралени­ ях, не оставались в пролове. Ес­ ли же порывы сетей, случались, то из-за ремонта их простоев не было- Чинка тралов производи­ лась очень быстро. Четко и слаженно трудились моряки при уборке уловов. Здесь особенно отличились ма­ тросы тт. Третьяков, Смоляк, Чи­ стяков, Моргунов. Много стараний к сохранению высокого качества рыбопродук­ ции приложил старший мастер по обработке рыбы Иван Ильич Та- таринов. И его усилия не пропа­ ли даром. Вся рыба, доставлен­ ная в порт, сдана сортностью вы­ ше плановой. ІІе считаясь со временем', тру­ дилась машинная команда под руководством старшего механика Василия Георгиевича Титова. Она обеспечивала кораблю требуемый ход и бесперебойную работу всех судовых механизмов. За время плавания члены машинной команды своими, силами произ­ вели ряд ремонтных работ. Была произведена проточка головных пальцев двух динамо-машин, проточка клапанов и клапанных решеток от двух котельных на­ сосов, изготовлены стойки отбой­ ников клапанных решеток. Все эти работы проводились без ущерба для промысла. В выпол­ нении их активное участие при­ нимали второй механик тов. Анд­ реев, третий механик тов. Кош­ кин, токарь-слесарь тов. Попов. Несмотря на то, что в этот раз кочегарам пришлось работать на три вахты, они успешно справлялись сс своими обязанно­ стями, держали пар «на марке». Здесь образцы труда показывали кочегары тт. Грунтенко и Завада. Вернувшись в Мурманск нака­ нуне выборов в местные Советы депутатов трудящихся, коллек­ тив траулера «Очаков» перевы­ полнил рейсовое задание по всем показателям. За 15,5 суток пла­ вания в порт доставлено около 1 0 0 тонн рыбы, почти на 10 тонн больше плана- Экипаж «Очакова» решил за­ крепить успехи предвыборного соревнования. Он обязался вы­ полнить план первого квартала по вылову рыбы и выпуску суб­ продуктов, дать Родине в честь 40-й годовщины Великого Ок­ тября сверх годового плана не менее 2500 центнеров рыбы в полуфабрикате. Б. ЧЕРНОВ. Люди нашего бассейна В друЖбе с огнем и металлом Владимир Панов, рослый па­ рень с простым русским лицом, быстро взглянул на часы, надви­ нул на глаза защитные очки и по­ дошел к нагревательной печи, так называемому «волчку». Вни­ зу бушевало пламя. Открыв ти­ гель,он привычным движением опустил в огненный металл сталь­ ной прут и быстро вытащил его. Прут был чист. — Плавка готова,— кивнул он своему подручному, Дмитрию Цайко. — Начнем. И вот уже тигель извлечен из волчка. С исключительной лов­ костью разливают литейщики бронзу в кокили, которые подго­ товлены заранее. Пока стынут отливки, в огнен­ ное чрево волчка опущен новый тигель с металлом. •— Эта плавка пойдет быст­ рее, — думает Панов. — Волчок раскалился. Надо спешить с фор­ мами. ...Литейное отделение — самый маленький участок горячего цеха судоремонтного завода Главмур- манрыбпрома. Здесь трудятся два человека — Панов и Цайко. Они ровесники — им по двадцать че­ тыре года. Но на предприятии они слывут хорошими специалистами. Владимир Панов — заправский литейщик. За плечами у него школа ФЗО, три года работы на больших заводах. Выл вагранщи­ ком, формовщиком, а потом решил приехать на Север и вот уже боль­ ше года трудится в Мурманске. Литейное отделение выполняет важные заказы. Здесь производит­ ся цветное литье: втулки, болван- — Постараемся подгото­ вить к 40-й годовщине Совет­ ской власти хороший пода­ рок,— говорит Владимир Па- НОВ. Фото В. Гринько. -Ж *• ки, вкладыши. Работы всегда, как говорят, «по горло». Приходится дорожить каждой минутой. Моло­ дые производственники так и по­ ступают. Рабочий день унлотнен до предела. За последнее время литейщики значительно повысили выработку. Если летом они применяли тигли емкостью 75 килограммов, то сей­ час используют 125-килограммо­ вые.. Много инициативы приходится проявлять Панову. На заводе нет модельщиков. И он, когда требует­ ся, смело производит формовку де­ талей по образцам. Цветные металлы дороги и де­ фицитны. Литейщики бережно расходуют их. Все отходы идут в переплавку. Панов добился, чтобы в нарядах не завышали припуски, что раньше часто делалось. Это также позволяет экономить ме- W талл. Дмитрий Цайко еще совсем не­ давно понятия не имел о литей­ ном деле. Новую специальность ему помог освоить Панов, который сейчас с похвалой отзывается о своем подручном. Многое можно рассказать об инициативном литейщике. То, что литейное отделение передовое в цехе, свидетельствуют цифры. Оно ежедневно перевыполняет задание более чем вдвое. А когда поступа­ ют особенно срочные заказы, вы­ работка превышает 400 процен­ тов. М. СВЕТЛОВ. Ч И Т А Т Е Л И П Р Е Д Л А Г А Ю Т : Траловому флоту иметь свой буксир Перед отходом траулеров на промысел нередко возникают про­ стои из-за того, что они несвое­ временно выводятся буксирами из группы судов, стоящих у прича­ лов несколькими корпусами. Мне думается, что этих простоев мож­ но избежать, если траловый флот будет иметь свой буксир, занятый только оказанием помощи промыс­ ловым судам при их швартовке или при отходе в море. Д. КАЛЮГИН. Капитан траулера «Мор- шанск». Улучшнть работу промразведки Наш средний траулер X: 16 полгода находился на промысле. За это время мы выловили 400 тонн сельди, а могли бы добыть и больше. Есть недостатки в нашей работе, но мне хочется упрекнуть поисковиков в том, что они неред­ ко плохо наводили суда на новые концентрации. Придешь в указан­ ный ими район, а рыбы нет. Вот почему за январь и февраль мы взяли только 57 тонн. Н. МОРДАКОВ, Матрос среднего трауле­ ра № 16. Обеспечить промысловые суда буями Буй ■— основной промысловый ориентир, без которого особенно трудно работать в зимнее время. Однако промысловый отдел и отдед снабжения тралового флота обе­ спечению судов буями уделяют мало внимания, а те, что имеются на траулерах, быстро разряжают­ ся или не имеют буйлиня. Пора, давно пора не на словах, а на деле решить этот наболевший вопрос. Д. ШАЙТАНОВ. Капитан траулера «Шексна». Рыбаки Мурмана, изучайте теорию промыслового дела! ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАСНРЫТИЕ ТРАЛА ПРИ КОРМОВОМ ТРАЛЕНИИ Некоторые специалисты при­ держиваются того мнения, что на кормовом траулере горизонталь­ ное раскрытие трала имеет зна­ чительно большую величину, чем на бортовом траулере — на ши­ рину корпуса судна или базы, на которой разнесены точки подве­ са ваеров. Делаются предложе­ ния о том, чтобы с целью увели­ чения раскрытия трала изменить работу траулеров обычного ти­ па таким образом, чтобы во вре­ мя траления ваера шли с разных бортов судна, имея базой шири­ ну судна (около 9-ти метров). Анализ показывает, что в дей­ ствительности влияние базы вае­ ров сказывается лишь в неболь­ шой мере. Докажем это, поль­ зуясь помещенным здесь черте­ жом, имеющим следующие обозна­ чения: R k — усилие в кабеле, R b — усилие в ваере, R l — давление воды на траловую доску, р— угол кабеля, 7 — угол ваера. Положительное направление оси X совпадает с направлением движения оси У — перпендику­ лярно оси X. Проекцию ваера на плоскость X—У полагаем прямолинейной. Ввиду постоянства скорости тра­ ления задачу рассматриваем как статическую. Уравнения равновесия сил, действующих на траловую доску а обеспечивающих горизонталь­ ное раскрытие трала ВВі. будут: S R x = 0 ; -R x k— ^ х д + К х в = 0 [1 ] S Ry==0 ; —RyK+RyA_RyB= 0 [ 2 ] Последнее уравнение запишем так: Ryд=Rд slnp-bResin-f [3] Изменение раскрытия возмож­ но лишь в том случае, %ссли вследствие какой-то причины из­ меняется величина или направле­ ние сил Кд, R k и R b . При этом система займет новое положение равновесия, которому будет соот­ ветствовать другое, большее или меньшее горизонтальное раскры­ тие. При разведении ваеров па ве­ личину ААі угол ваера умень­ шается на величину ДТ при этом: R y f l ^ RKsin p+RB s in [7— Д7] что должно привести к некоторо­ му изменению ВВі. В условиях траулера типа «Пушкин», где ба­ за бочек подвеса ваеров составля­ ет 4,0 метра, Д Т составляет от 0,17 до 0, 67 градуса (при длине ваеров от 250 до 900 метров). С уменьшением угла т уси­ лие в ваере R b уменьшается, стремясь к величине R xb . Но величина 7 в эксплуа­ тации не превышает 5°, поэтому R b и R xb практически равны между собой [cos5°=0,996] В общем величина RBsin-j может при разведении ваеров уменьшаться на 2— 10 процен­ тов и тем самым можно исполь­ зовать для раскрытия трала не­ сколько большую часть распор­ ной силы досок. Результаты проведенных авто­ ром опытов с моделями тралов по­ казывают, что такое увеличение распорной силы, еатрачиваемой непосредственно на раскрытие сети, может увеличить горизон­ тальное раскрытие лишь на 1 —5 процентов, то есть на 0 , 2 — 1 ,0 метр. Сама же величина силы RyA не изменится, поскольку положе­ ние траловой доски при таких ма­ лых . изменениях Т и R b , остается тем же. Расчеты показывают, что для траулера типа «Фэртрай» (анг­ лийский кормовой траулер), у ко­ торого база ваеров составляет око­ ло 9,0 м, разведение ваеров так­ же не дает существенных измене­ ний горизонтального раскрытия, (возможное увеличение раскры­ тия 2—9 процентов). Это же це­ ликом относится в вышеуказан­ ным предложениям об изменении расположения точек крепления ваеров бортовых траулеров. Измерения раскрытия 37,7- метрового трала, проведенные в условиях бортового и кормового траулера, согласуются с вышеиз­ ложенным и не дают какой-либо существенной разницы в величи­ не горизонтального раскрытия, которое при изменении скорости траления от 2,8 до 3,5 узлов со­ ставляет 19,0—21,5 метров. Таким образом, увеличение ба­ зы точек подвеса ваеров лишь в небольшой мере содействует увеличению горизонтального рас­ крытия трала. С этой точки зре­ ния вряд ли целесообразно уст­ ройство специальных приспособ­ лений для увеличения базы вае­ ров, как например, выстрелы и т. п. Для значительного увели­ чения раскрытия трала таким пу­ тем требуется настолько большая база ваеров, что на одном судне ее получить не представляется возможным. Случаи же перехода к системе траления с двух су­ дов (близнецовый лов) связан с рядом особых обстоятельств и требует специального рассмотре­ ния. Следовательно, при решении задачи обеспечения горизонталь­ ного раскрытия тралов для кор­ мовых траулеров, необходимо ис­ ходить из тех же предпосылок, что и для случая бортового трале­ ния, которые изложены в статье профессора Ф. И. Баранова «Гори­ зонтальное раскрытие трала», по­ мещенной в журнале «Рыбное хо­ зяйство» ЭД 2 ва 1948 год. С. ФРИДМАН. Преподаватель Мурман­ ского Высшего мореход­ ного училища.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz