Рыбный Мурман. 1957 г. Март.
W» 31 (581) 12 март» 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 Рейс траулера „Очаков" Траулер «Очаков» вышел из Кольского залива, когда в каюту капитана Тимофея Михайловича Лупачева постучался радист. — Тимофей Михайлович, — обратился он к капитану, — по исковый траулер «Киев» сооб щил в промысловой сводке о хо роших уловах на Мурманской банке. — Вот и хорошо, — ответил Лупачев, — мы как раз идем в этот район промысла. Первое траление на Мурман ской банке принесло команде «Очакова» около тонны рыбы. Сразу ясе был поставлен буй. Он служил ориентиром во время хо да- с тралом заданными курсами и глубинами, так как судно сно сило течениями и ветром. Прав да, буй пришлось дважды пере ставлять, так как рыба, гоняясь за пищей, все время была в дви жении. Чтобы не сбиться с кон центрации, траулер продвигался вслед за ней. Правильное судовождение и точные расчеты штурманов во главе с капитаном вскоре позво лили увеличить уловы. За два часа траления на борт стали под нимать до 2—3 тонн трески. С первых же дней промысла команда «Очакова» обратила осо бое внимание на увеличение ре жима траления, на экономию промыслового времени при рабо те с тралом. Как правило, ору дия лова находились в воде по 18—19 часов в сутки, намного больше нормы. За это время эки паж делал по 8—9 тралений. При каждом спуске и подъеме трала сберегалось по 7 — 8 ми нут. Только за счет этого в те чение плавания было сделано не сколько дополнительных трале ний, добыты десятки центнеров рыбы. Во всем этом большая за слуга старшего мастера по добы че рыбы Павла Иосифовича Пар хоменко. Он вместе со своими помощниками так вооружал ору дия лова, что они очень мало имели повреждений при тралени ях, не оставались в пролове. Ес ли же порывы сетей, случались, то из-за ремонта их простоев не было- Чинка тралов производи лась очень быстро. Четко и слаженно трудились моряки при уборке уловов. Здесь особенно отличились ма тросы тт. Третьяков, Смоляк, Чи стяков, Моргунов. Много стараний к сохранению высокого качества рыбопродук ции приложил старший мастер по обработке рыбы Иван Ильич Та- таринов. И его усилия не пропа ли даром. Вся рыба, доставлен ная в порт, сдана сортностью вы ше плановой. ІІе считаясь со временем', тру дилась машинная команда под руководством старшего механика Василия Георгиевича Титова. Она обеспечивала кораблю требуемый ход и бесперебойную работу всех судовых механизмов. За время плавания члены машинной команды своими, силами произ вели ряд ремонтных работ. Была произведена проточка головных пальцев двух динамо-машин, проточка клапанов и клапанных решеток от двух котельных на сосов, изготовлены стойки отбой ников клапанных решеток. Все эти работы проводились без ущерба для промысла. В выпол нении их активное участие при нимали второй механик тов. Анд реев, третий механик тов. Кош кин, токарь-слесарь тов. Попов. Несмотря на то, что в этот раз кочегарам пришлось работать на три вахты, они успешно справлялись сс своими обязанно стями, держали пар «на марке». Здесь образцы труда показывали кочегары тт. Грунтенко и Завада. Вернувшись в Мурманск нака нуне выборов в местные Советы депутатов трудящихся, коллек тив траулера «Очаков» перевы полнил рейсовое задание по всем показателям. За 15,5 суток пла вания в порт доставлено около 1 0 0 тонн рыбы, почти на 10 тонн больше плана- Экипаж «Очакова» решил за крепить успехи предвыборного соревнования. Он обязался вы полнить план первого квартала по вылову рыбы и выпуску суб продуктов, дать Родине в честь 40-й годовщины Великого Ок тября сверх годового плана не менее 2500 центнеров рыбы в полуфабрикате. Б. ЧЕРНОВ. Люди нашего бассейна В друЖбе с огнем и металлом Владимир Панов, рослый па рень с простым русским лицом, быстро взглянул на часы, надви нул на глаза защитные очки и по дошел к нагревательной печи, так называемому «волчку». Вни зу бушевало пламя. Открыв ти гель,он привычным движением опустил в огненный металл сталь ной прут и быстро вытащил его. Прут был чист. — Плавка готова,— кивнул он своему подручному, Дмитрию Цайко. — Начнем. И вот уже тигель извлечен из волчка. С исключительной лов костью разливают литейщики бронзу в кокили, которые подго товлены заранее. Пока стынут отливки, в огнен ное чрево волчка опущен новый тигель с металлом. •— Эта плавка пойдет быст рее, — думает Панов. — Волчок раскалился. Надо спешить с фор мами. ...Литейное отделение — самый маленький участок горячего цеха судоремонтного завода Главмур- манрыбпрома. Здесь трудятся два человека — Панов и Цайко. Они ровесники — им по двадцать че тыре года. Но на предприятии они слывут хорошими специалистами. Владимир Панов — заправский литейщик. За плечами у него школа ФЗО, три года работы на больших заводах. Выл вагранщи ком, формовщиком, а потом решил приехать на Север и вот уже боль ше года трудится в Мурманске. Литейное отделение выполняет важные заказы. Здесь производит ся цветное литье: втулки, болван- — Постараемся подгото вить к 40-й годовщине Совет ской власти хороший пода рок,— говорит Владимир Па- НОВ. Фото В. Гринько. -Ж *• ки, вкладыши. Работы всегда, как говорят, «по горло». Приходится дорожить каждой минутой. Моло дые производственники так и по ступают. Рабочий день унлотнен до предела. За последнее время литейщики значительно повысили выработку. Если летом они применяли тигли емкостью 75 килограммов, то сей час используют 125-килограммо вые.. Много инициативы приходится проявлять Панову. На заводе нет модельщиков. И он, когда требует ся, смело производит формовку де талей по образцам. Цветные металлы дороги и де фицитны. Литейщики бережно расходуют их. Все отходы идут в переплавку. Панов добился, чтобы в нарядах не завышали припуски, что раньше часто делалось. Это также позволяет экономить ме- W талл. Дмитрий Цайко еще совсем не давно понятия не имел о литей ном деле. Новую специальность ему помог освоить Панов, который сейчас с похвалой отзывается о своем подручном. Многое можно рассказать об инициативном литейщике. То, что литейное отделение передовое в цехе, свидетельствуют цифры. Оно ежедневно перевыполняет задание более чем вдвое. А когда поступа ют особенно срочные заказы, вы работка превышает 400 процен тов. М. СВЕТЛОВ. Ч И Т А Т Е Л И П Р Е Д Л А Г А Ю Т : Траловому флоту иметь свой буксир Перед отходом траулеров на промысел нередко возникают про стои из-за того, что они несвое временно выводятся буксирами из группы судов, стоящих у прича лов несколькими корпусами. Мне думается, что этих простоев мож но избежать, если траловый флот будет иметь свой буксир, занятый только оказанием помощи промыс ловым судам при их швартовке или при отходе в море. Д. КАЛЮГИН. Капитан траулера «Мор- шанск». Улучшнть работу промразведки Наш средний траулер X: 16 полгода находился на промысле. За это время мы выловили 400 тонн сельди, а могли бы добыть и больше. Есть недостатки в нашей работе, но мне хочется упрекнуть поисковиков в том, что они неред ко плохо наводили суда на новые концентрации. Придешь в указан ный ими район, а рыбы нет. Вот почему за январь и февраль мы взяли только 57 тонн. Н. МОРДАКОВ, Матрос среднего трауле ра № 16. Обеспечить промысловые суда буями Буй ■— основной промысловый ориентир, без которого особенно трудно работать в зимнее время. Однако промысловый отдел и отдед снабжения тралового флота обе спечению судов буями уделяют мало внимания, а те, что имеются на траулерах, быстро разряжают ся или не имеют буйлиня. Пора, давно пора не на словах, а на деле решить этот наболевший вопрос. Д. ШАЙТАНОВ. Капитан траулера «Шексна». Рыбаки Мурмана, изучайте теорию промыслового дела! ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАСНРЫТИЕ ТРАЛА ПРИ КОРМОВОМ ТРАЛЕНИИ Некоторые специалисты при держиваются того мнения, что на кормовом траулере горизонталь ное раскрытие трала имеет зна чительно большую величину, чем на бортовом траулере — на ши рину корпуса судна или базы, на которой разнесены точки подве са ваеров. Делаются предложе ния о том, чтобы с целью увели чения раскрытия трала изменить работу траулеров обычного ти па таким образом, чтобы во вре мя траления ваера шли с разных бортов судна, имея базой шири ну судна (около 9-ти метров). Анализ показывает, что в дей ствительности влияние базы вае ров сказывается лишь в неболь шой мере. Докажем это, поль зуясь помещенным здесь черте жом, имеющим следующие обозна чения: R k — усилие в кабеле, R b — усилие в ваере, R l — давление воды на траловую доску, р— угол кабеля, 7 — угол ваера. Положительное направление оси X совпадает с направлением движения оси У — перпендику лярно оси X. Проекцию ваера на плоскость X—У полагаем прямолинейной. Ввиду постоянства скорости тра ления задачу рассматриваем как статическую. Уравнения равновесия сил, действующих на траловую доску а обеспечивающих горизонталь ное раскрытие трала ВВі. будут: S R x = 0 ; -R x k— ^ х д + К х в = 0 [1 ] S Ry==0 ; —RyK+RyA_RyB= 0 [ 2 ] Последнее уравнение запишем так: Ryд=Rд slnp-bResin-f [3] Изменение раскрытия возмож но лишь в том случае, %ссли вследствие какой-то причины из меняется величина или направле ние сил Кд, R k и R b . При этом система займет новое положение равновесия, которому будет соот ветствовать другое, большее или меньшее горизонтальное раскры тие. При разведении ваеров па ве личину ААі угол ваера умень шается на величину ДТ при этом: R y f l ^ RKsin p+RB s in [7— Д7] что должно привести к некоторо му изменению ВВі. В условиях траулера типа «Пушкин», где ба за бочек подвеса ваеров составля ет 4,0 метра, Д Т составляет от 0,17 до 0, 67 градуса (при длине ваеров от 250 до 900 метров). С уменьшением угла т уси лие в ваере R b уменьшается, стремясь к величине R xb . Но величина 7 в эксплуа тации не превышает 5°, поэтому R b и R xb практически равны между собой [cos5°=0,996] В общем величина RBsin-j может при разведении ваеров уменьшаться на 2— 10 процен тов и тем самым можно исполь зовать для раскрытия трала не сколько большую часть распор ной силы досок. Результаты проведенных авто ром опытов с моделями тралов по казывают, что такое увеличение распорной силы, еатрачиваемой непосредственно на раскрытие сети, может увеличить горизон тальное раскрытие лишь на 1 —5 процентов, то есть на 0 , 2 — 1 ,0 метр. Сама же величина силы RyA не изменится, поскольку положе ние траловой доски при таких ма лых . изменениях Т и R b , остается тем же. Расчеты показывают, что для траулера типа «Фэртрай» (анг лийский кормовой траулер), у ко торого база ваеров составляет око ло 9,0 м, разведение ваеров так же не дает существенных измене ний горизонтального раскрытия, (возможное увеличение раскры тия 2—9 процентов). Это же це ликом относится в вышеуказан ным предложениям об изменении расположения точек крепления ваеров бортовых траулеров. Измерения раскрытия 37,7- метрового трала, проведенные в условиях бортового и кормового траулера, согласуются с вышеиз ложенным и не дают какой-либо существенной разницы в величи не горизонтального раскрытия, которое при изменении скорости траления от 2,8 до 3,5 узлов со ставляет 19,0—21,5 метров. Таким образом, увеличение ба зы точек подвеса ваеров лишь в небольшой мере содействует увеличению горизонтального рас крытия трала. С этой точки зре ния вряд ли целесообразно уст ройство специальных приспособ лений для увеличения базы вае ров, как например, выстрелы и т. п. Для значительного увели чения раскрытия трала таким пу тем требуется настолько большая база ваеров, что на одном судне ее получить не представляется возможным. Случаи же перехода к системе траления с двух су дов (близнецовый лов) связан с рядом особых обстоятельств и требует специального рассмотре ния. Следовательно, при решении задачи обеспечения горизонталь ного раскрытия тралов для кор мовых траулеров, необходимо ис ходить из тех же предпосылок, что и для случая бортового трале ния, которые изложены в статье профессора Ф. И. Баранова «Гори зонтальное раскрытие трала», по мещенной в журнале «Рыбное хо зяйство» ЭД 2 ва 1948 год. С. ФРИДМАН. Преподаватель Мурман ского Высшего мореход ного училища.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz