Рыбный Мурман. 1957 г. Май.
№ 64 (614) 30 мая 1957 г. Р Ы Б В Ы й М У Р М А Н 3 Н О В А Т О Р Ы — п р о и з в о л е Т В У г Заботливый труженик Консервный мастер трау лера «Волхов» Николай Фе дорович Силка зарекомендо вал себя специалистом, хоро шо изучившим свое дело. Он успешно справляется с про изводственными заданиями, передает свой опыт работы молодежи. Когда на траулере «Вол хов» была переоборудована жиротопенная установка, Николай Федорович, не жа лея ни сил, ни времени, стремился использовать все преимущества нового устрой ства. Благодаря стремлению мастера и его товарищей по труду добиться максималь ного выпуска ценной продук ции, на корабле были про ведены опыты по выяснению возможностей комбинирован ной установки. Заботой о производстве проникнута и статья Н. Ф. Силка, опуб ликованная ниже. ВНЕДРИТЬ КОМБИНИРОВАННУЮ ЖИРОТОПЕННУЮ УСТАНОВКУ Инженерно-технические работ ники отдела рыбообработки уп равления тралового флота тт. Зайцев и Савенко предложили комбинированную установку для выгрева рыбьего жира из тре сковой печени. Такие установки уже смонтированы и используют ся на нескольких траулерах. Я хочу рассказать о преимуще ствах комбинированного устрой ства против сепараторной уста новки «Делаваль». Во-первых, она более экономична, имеет меньше отдельных механизмов, проще в обслуживании. Два про стых жиротопенных котла заме нили дезинтегратор, смеситель, бак для горячей воды, высвободив при этом четыре электромотора. Комбинированная установка, используемая мною на траулере «Волхов», позволила нам значи тельно сократить трудоемкость работ, увеличить выход жира. Каждый моряк знает о^том, как дорог на корабле каждый ки лограмм пресной воды, каждый киловатт электроэнергии. А сня тие четырех электромоторов поз волило высвободить 2,5 киловат та электроэнергии, избежать по терь пресной воды для прогрева ния массы вместе с паром: Стал значительно легче труд машини- ста-сепараторщика. Это объяс няется тем, что раньше из-за ма лейшей неисправности электро мотора, например, шнека дробил ки выходила из строя вся уста новка сепаратора, и мастера по жиротоплению вынуждены были сырье перерабатывать в деревян ных бочках. Ясно, что выход жира в этом случае был незна чителен (около 50 процентов). Имея теперь в установке се паратор и два котла, время на выгрев жира сократилось наполо вину (по сравнению с судами, на которых имеются только котлы). Увеличилась пропускная спо собность установок. Весь рабочий процесс протекает так же, как и на кораблях, где нет сепаратор ных установок — 30— 40 минут расходуется на прогрев и такое же время на выгрев жира. Выго да в том, что не производится от стой, на котором обычно расхо дуется от одного до двух часов. Полностью отсутствует вторичный выгрев, который также отнима ет такое же время. Когда жир выгрет, запускают сепаратор и прогоняют через не го кипящую массу из котлов. Жира при такой обработке полу чается больше, чем при исполь зовании только одних котлов. При эксплуатации комбинирован ной установки производились не которые опыты. Вот что дал один „В новых условия х неизмеримо возраста е т роль заводов , фабрик, ш а х т и с троек в ре шении задач те хническо го прогресса. Именно на предприятиях д о лж н а со з дава ть ся новейшая техника, совершенство - ваться те хно ло гия производства . В э ти х це ля х с л е д у е т всемерно разви вать заводские конс тр ук тор ские бюро и лаборатории , организовать на ве д ущи х предприятиях на учно -исследова те льские институты или переда ть им некоторые из с ущ е с тв ующ и х . Н а д о всемерно развивать массовое дви жение рационализаторов и и з обр е та те лей1". Из доклада Н. С. Хрущева на седьмой сессии Верховного Совета СССР Люди тр у д а и т в о р ч е с т в а из них. Загрузка печени, выгрев жира производились по инструк ции, известной всем мастерам. Жир сливали не через сепара тор, а через краны. Обычно в котле от одного выгрева получа ется 70—80 литров жира. Мы сделали второй выгрев, счерпав жир ковшом после отстоя. Потом доводили оставшуюся в котле массу до бурного кипения и про гоняли ее через сепаратор. Так получалось еще два—три вось милитровых ведра жира из каж дого котла. Обычно этот жир на установках, где нет сепаратора, уходит за борт или привозится в порт с граксой. Из приведенного выше приме ра видно, как много можно по лучить дополнительно рыбьего жира в течение года, если при нормальной загрузке ежесуточно его получается сверх обычной нормы до 50 литров. Выходит, что в общей сложности по флоту жир выбрасывается за борт тон нами, которые стоят многие ты сячи рублей. Нам известно, что на котлах выгрев жира производится луч ше, чем на сепараторных уста новках, но отделить полностью жир от белковых веществ без се паратора невозможно. Вот почему большие преимущества дает ком бинированное устройство. Чем быстрее оно будет внедрено на все траулеры, тем больше стра на получит ценного пищевого и медицинского продукта, каким является рыбий жир из тресковой печени. Выполняя решения XX съезда партии, советские люди на всех участках производства борются за технический прогресс, Серьез ный вклад в это дело внесли тт. Зайцев и Савенко, предложив комбинированную установку для жиротопления. Хочется сказать и о другом. Монтируя комбинированные ус тановки на кораблях, судоремонт ники, вероятно, не знают в ка ких условиях нам приходится ра ботать в море. А может быть, за вод не располагает необходимыми материалами. Но факт остается фактом, что трубопроводы при установке котлов и арматуры монтируются диаметром меньше, чем указано в чертежах. Малы по размерам воронки для слива грак- сы, неправильно подводится бол- лер для горячей воды. Все это ведет к переделкам, к ухудше нию работы установки. Надо эти замечания учесть и ошибок не повторять. Н. СИЛКА. Консервный мастер траулера «Волхов»* Уж так видно бывает в жиз ни: полюбит человек металл, на учится делать из него умные, приносящие пользу людям маши ны и появляется у него страсть, крепнущая год от году, к совер шенствованию этих машин. Так случилось и с Виктором Кирее вым, ныне слесарем эксперимен тальных мастерских Мурманского рыбокомбината. Сам он из Май копа. Там и начался трудовой путь молодого рабочего. Работа была интересной: Май копский станкостроительный за вод выпускал оборудование не только для отечественных, но и для заграничных предприятий. Полировочные полуавтоматы, на пример, направлялись в Китай. Делал завод и резьбонакатные станки. Доводка их требовала умелых рук, сообразительности, смекалки в работе. В таком деле и получил Виктор трудовую за калку. Она пригодилась ему в новом коллективе: с октября 1955 года Виктор трудится в эксперимен тальных мастерских рыбокомби ната. Силами конструкторов и ра бочих здесь создано много различ ных приспособлений и механиз мов, облегчающих труд рыбооб работчиков. Активное участие в претворении в жизнь творческих замыслов инженеров, рационали заторов предприятия принимал и Киреев. Решал он при этом и са мостоятельные задачи. Вот как довелось ему недавно успешно справиться с одной из таких за дач. Около двух лет назад с Одес ского завода имени М. И. Кали нина на рыбокомбинат поступили этикетировочные машины. Как ни бились над ними на пред приятии, машины работать отка зались. Пришлось консервщицам продолжать вручную наклеивать этикетки на банки. Не могли с этим примириться эксперименталыцики! И вот в конце прошлого года, за доводку этикетировочной машины взя лись молодой конструктор Васи лий Палькин и слесарь Виктор Киреев. Неудачи подстерегали их: ведь с машиной на заводе-изгото- вителе тоже немало повозились инженеры и рабочие. Но настой чивость победила! А трудились они, что называется, плечом к плечу, ру ка об руку. Виктор не раз вы сказывал дельные мысли, Васи лий их подхватывал, вскоре они «укладывались» в эскиз или чер теж, а там, смотришь, и в металл воплощались — зримо, весомо! Не так уж велика эта машина, а переделать пришлось заново многое. Заводской ремень, кото рый катит по направляющим банки, был двойным. Стоило од- Конструктор Василий ПАЛЬ- КИН за работой. ному из них «забуксовать», и этикетка сбивалась в сторону, мялась. Брак! Палькин и Киреев поставили сплошной ремень с па зом посередине (чтобы клея не касался). Это уже победа, пусть маленькая, но победа: этикетки ложились ровно, без перекосов. На заводе «нацепляли» на ма шину восемь прижимных роли ков. Куда их столько? Убрали, оставили только три, а конструк ция ничуть от этого не пострада ла. Не было предусмотрено ею отсечного клапана — поставили. Удлинили направляющие — то же е пользой. Плохо подавался клей к план ке, с которой он попадал на бан ки: то падало, то поднималось давление. Виктор предложил под нять весь клапан выше, сокра тив раза в четыре расстояние между ним и клеевой планкой. Сделали вначале клапан без ре гулировки, машина продолжала экспериментальщиков «хандрить»: клей подавался не- ------------- ----- *• равномерно. При наладке клапана Виктор вдруг подал мысль; «А что, если клапан сделать регули руемым?» Сделали. Верно, это и требовалось! Много пришлось подумать над разработкой каждого узла конст руктору Василию Палькину. Но, как говорится, терпение и труд все перетрут: проблемы, связан ные с доводкой машины, оказав лись разрешимыми. Усовершенст вовав ее, пустив в работу, конст руктор и слесарь не успокоились на этом. И хотя сейчас с по мощью машины этикетками за смену покрывалось до 20— 25 тысяч банок, (причем этим дело* занято четыре человека, вместо восьми, обеспечивавших раньше выпуск такого же количества про дукции) не была механизирована еще одна трудоемкая операция! нанесение на этикетку трафарета. Втроем — начальник конструк торского отдела Юрий Василье вич Рассолов, Василий Палькин и Виктор Киреев — создали я специальное приспособление, ко торое при установке на этикети ровочную машину будет автома тически наносить трафарет. Эксперименталыцики направ ляют заводу-изготовителю исчеін пывающие данные о своих ново введениях в конструкцию маши ны с тем, чтобы они были учте ны при массовом выпуске это! техники. Консервщицы хорошо приняла усовершенствованную машину. Сейчас Виктор Киреев обучает их регулировке, наладке машины в рабочем состоянии. Впереди непочатый кран ра боты для экспериментальщиков^. Их ждут не менее трудные задаче по созданию новых, улучшение конструкций имеющихся меха низмов. В творческом труде не* предела исканиям. И вместе со всем советским народом рабочие и инженерно-технические работ ники экспериментальных мастер ских и конструкторского бюрв рыбокомбината встретят 40-» годовщину Советской власти, сделавшей труд радостным ж вдохновенным, новыми творче скими достижениями. П. БЫСТРОУМОВ. Фото автора. * ------------- ------- ----- -- Виктор КИРЕЕВ у этикетировочной ма- | РЫКОВАНОВА — одна из первых работ- шины. Рядом с ним консервщица Галина (ниц, освоивших ре«улировку машины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz