Рыбный Мурман. 1957 г. Май.

№ 64 (614) 30 мая 1957 г. Р Ы Б В Ы й М У Р М А Н 3 Н О В А Т О Р Ы — п р о и з в о л е Т В У г Заботливый труженик Консервный мастер трау­ лера «Волхов» Николай Фе­ дорович Силка зарекомендо­ вал себя специалистом, хоро­ шо изучившим свое дело. Он успешно справляется с про­ изводственными заданиями, передает свой опыт работы молодежи. Когда на траулере «Вол­ хов» была переоборудована жиротопенная установка, Николай Федорович, не жа­ лея ни сил, ни времени, стремился использовать все преимущества нового устрой­ ства. Благодаря стремлению мастера и его товарищей по труду добиться максималь­ ного выпуска ценной продук­ ции, на корабле были про­ ведены опыты по выяснению возможностей комбинирован­ ной установки. Заботой о производстве проникнута и статья Н. Ф. Силка, опуб­ ликованная ниже. ВНЕДРИТЬ КОМБИНИРОВАННУЮ ЖИРОТОПЕННУЮ УСТАНОВКУ Инженерно-технические работ­ ники отдела рыбообработки уп­ равления тралового флота тт. Зайцев и Савенко предложили комбинированную установку для выгрева рыбьего жира из тре­ сковой печени. Такие установки уже смонтированы и используют­ ся на нескольких траулерах. Я хочу рассказать о преимуще­ ствах комбинированного устрой­ ства против сепараторной уста­ новки «Делаваль». Во-первых, она более экономична, имеет меньше отдельных механизмов, проще в обслуживании. Два про­ стых жиротопенных котла заме­ нили дезинтегратор, смеситель, бак для горячей воды, высвободив при этом четыре электромотора. Комбинированная установка, используемая мною на траулере «Волхов», позволила нам значи­ тельно сократить трудоемкость работ, увеличить выход жира. Каждый моряк знает о^том, как дорог на корабле каждый ки­ лограмм пресной воды, каждый киловатт электроэнергии. А сня­ тие четырех электромоторов поз­ волило высвободить 2,5 киловат­ та электроэнергии, избежать по­ терь пресной воды для прогрева­ ния массы вместе с паром: Стал значительно легче труд машини- ста-сепараторщика. Это объяс­ няется тем, что раньше из-за ма­ лейшей неисправности электро­ мотора, например, шнека дробил­ ки выходила из строя вся уста­ новка сепаратора, и мастера по жиротоплению вынуждены были сырье перерабатывать в деревян­ ных бочках. Ясно, что выход жира в этом случае был незна­ чителен (около 50 процентов). Имея теперь в установке се­ паратор и два котла, время на выгрев жира сократилось наполо­ вину (по сравнению с судами, на которых имеются только котлы). Увеличилась пропускная спо­ собность установок. Весь рабочий процесс протекает так же, как и на кораблях, где нет сепаратор­ ных установок — 30— 40 минут расходуется на прогрев и такое же время на выгрев жира. Выго­ да в том, что не производится от­ стой, на котором обычно расхо­ дуется от одного до двух часов. Полностью отсутствует вторичный выгрев, который также отнима­ ет такое же время. Когда жир выгрет, запускают сепаратор и прогоняют через не­ го кипящую массу из котлов. Жира при такой обработке полу­ чается больше, чем при исполь­ зовании только одних котлов. При эксплуатации комбинирован­ ной установки производились не­ которые опыты. Вот что дал один „В новых условия х неизмеримо возраста ­ е т роль заводов , фабрик, ш а х т и с троек в ре­ шении задач те хническо го прогресса. Именно на предприятиях д о лж н а со з дава ть ся новейшая техника, совершенство - ваться те хно ло гия производства . В э ти х це ля х с л е д у е т всемерно разви­ вать заводские конс тр ук тор ские бюро и лаборатории , организовать на ве д ущи х предприятиях на учно -исследова те льские институты или переда ть им некоторые из с ущ е с тв ующ и х . Н а д о всемерно развивать массовое дви­ жение рационализаторов и и з обр е та те лей1". Из доклада Н. С. Хрущева на седьмой сессии Верховного Совета СССР Люди тр у д а и т в о р ч е с т в а из них. Загрузка печени, выгрев жира производились по инструк­ ции, известной всем мастерам. Жир сливали не через сепара­ тор, а через краны. Обычно в котле от одного выгрева получа­ ется 70—80 литров жира. Мы сделали второй выгрев, счерпав жир ковшом после отстоя. Потом доводили оставшуюся в котле массу до бурного кипения и про­ гоняли ее через сепаратор. Так получалось еще два—три вось­ милитровых ведра жира из каж­ дого котла. Обычно этот жир на установках, где нет сепаратора, уходит за борт или привозится в порт с граксой. Из приведенного выше приме­ ра видно, как много можно по­ лучить дополнительно рыбьего жира в течение года, если при нормальной загрузке ежесуточно его получается сверх обычной нормы до 50 литров. Выходит, что в общей сложности по флоту жир выбрасывается за борт тон­ нами, которые стоят многие ты­ сячи рублей. Нам известно, что на котлах выгрев жира производится луч­ ше, чем на сепараторных уста­ новках, но отделить полностью жир от белковых веществ без се­ паратора невозможно. Вот почему большие преимущества дает ком­ бинированное устройство. Чем быстрее оно будет внедрено на все траулеры, тем больше стра­ на получит ценного пищевого и медицинского продукта, каким является рыбий жир из тресковой печени. Выполняя решения XX съезда партии, советские люди на всех участках производства борются за технический прогресс, Серьез­ ный вклад в это дело внесли тт. Зайцев и Савенко, предложив комбинированную установку для жиротопления. Хочется сказать и о другом. Монтируя комбинированные ус­ тановки на кораблях, судоремонт­ ники, вероятно, не знают в ка­ ких условиях нам приходится ра­ ботать в море. А может быть, за­ вод не располагает необходимыми материалами. Но факт остается фактом, что трубопроводы при установке котлов и арматуры монтируются диаметром меньше, чем указано в чертежах. Малы по размерам воронки для слива грак- сы, неправильно подводится бол- лер для горячей воды. Все это ведет к переделкам, к ухудше­ нию работы установки. Надо эти замечания учесть и ошибок не повторять. Н. СИЛКА. Консервный мастер траулера «Волхов»* Уж так видно бывает в жиз­ ни: полюбит человек металл, на­ учится делать из него умные, приносящие пользу людям маши­ ны и появляется у него страсть, крепнущая год от году, к совер­ шенствованию этих машин. Так случилось и с Виктором Кирее­ вым, ныне слесарем эксперимен­ тальных мастерских Мурманского рыбокомбината. Сам он из Май­ копа. Там и начался трудовой путь молодого рабочего. Работа была интересной: Май­ копский станкостроительный за­ вод выпускал оборудование не только для отечественных, но и для заграничных предприятий. Полировочные полуавтоматы, на­ пример, направлялись в Китай. Делал завод и резьбонакатные станки. Доводка их требовала умелых рук, сообразительности, смекалки в работе. В таком деле и получил Виктор трудовую за­ калку. Она пригодилась ему в новом коллективе: с октября 1955 года Виктор трудится в эксперимен­ тальных мастерских рыбокомби­ ната. Силами конструкторов и ра­ бочих здесь создано много различ­ ных приспособлений и механиз­ мов, облегчающих труд рыбооб­ работчиков. Активное участие в претворении в жизнь творческих замыслов инженеров, рационали­ заторов предприятия принимал и Киреев. Решал он при этом и са­ мостоятельные задачи. Вот как довелось ему недавно успешно справиться с одной из таких за­ дач. Около двух лет назад с Одес­ ского завода имени М. И. Кали­ нина на рыбокомбинат поступили этикетировочные машины. Как ни бились над ними на пред­ приятии, машины работать отка­ зались. Пришлось консервщицам продолжать вручную наклеивать этикетки на банки. Не могли с этим примириться эксперименталыцики! И вот в конце прошлого года, за доводку этикетировочной машины взя­ лись молодой конструктор Васи­ лий Палькин и слесарь Виктор Киреев. Неудачи подстерегали их: ведь с машиной на заводе-изгото- вителе тоже немало повозились инженеры и рабочие. Но настой­ чивость победила! А трудились они, что называется, плечом к плечу, ру­ ка об руку. Виктор не раз вы­ сказывал дельные мысли, Васи­ лий их подхватывал, вскоре они «укладывались» в эскиз или чер­ теж, а там, смотришь, и в металл воплощались — зримо, весомо! Не так уж велика эта машина, а переделать пришлось заново многое. Заводской ремень, кото­ рый катит по направляющим банки, был двойным. Стоило од- Конструктор Василий ПАЛЬ- КИН за работой. ному из них «забуксовать», и этикетка сбивалась в сторону, мялась. Брак! Палькин и Киреев поставили сплошной ремень с па­ зом посередине (чтобы клея не касался). Это уже победа, пусть маленькая, но победа: этикетки ложились ровно, без перекосов. На заводе «нацепляли» на ма­ шину восемь прижимных роли­ ков. Куда их столько? Убрали, оставили только три, а конструк­ ция ничуть от этого не пострада­ ла. Не было предусмотрено ею отсечного клапана — поставили. Удлинили направляющие — то­ же е пользой. Плохо подавался клей к план­ ке, с которой он попадал на бан­ ки: то падало, то поднималось давление. Виктор предложил под­ нять весь клапан выше, сокра­ тив раза в четыре расстояние между ним и клеевой планкой. Сделали вначале клапан без ре­ гулировки, машина продолжала экспериментальщиков «хандрить»: клей подавался не- ------------- ----- *• равномерно. При наладке клапана Виктор вдруг подал мысль; «А что, если клапан сделать регули­ руемым?» Сделали. Верно, это и требовалось! Много пришлось подумать над разработкой каждого узла конст­ руктору Василию Палькину. Но, как говорится, терпение и труд все перетрут: проблемы, связан­ ные с доводкой машины, оказав лись разрешимыми. Усовершенст­ вовав ее, пустив в работу, конст­ руктор и слесарь не успокоились на этом. И хотя сейчас с по­ мощью машины этикетками за смену покрывалось до 20— 25 тысяч банок, (причем этим дело* занято четыре человека, вместо восьми, обеспечивавших раньше выпуск такого же количества про­ дукции) не была механизирована еще одна трудоемкая операция! нанесение на этикетку трафарета. Втроем — начальник конструк­ торского отдела Юрий Василье­ вич Рассолов, Василий Палькин и Виктор Киреев — создали я специальное приспособление, ко­ торое при установке на этикети­ ровочную машину будет автома­ тически наносить трафарет. Эксперименталыцики направ­ ляют заводу-изготовителю исчеін пывающие данные о своих ново­ введениях в конструкцию маши­ ны с тем, чтобы они были учте­ ны при массовом выпуске это! техники. Консервщицы хорошо приняла усовершенствованную машину. Сейчас Виктор Киреев обучает их регулировке, наладке машины в рабочем состоянии. Впереди непочатый кран ра­ боты для экспериментальщиков^. Их ждут не менее трудные задаче по созданию новых, улучшение конструкций имеющихся меха­ низмов. В творческом труде не* предела исканиям. И вместе со всем советским народом рабочие и инженерно-технические работ­ ники экспериментальных мастер­ ских и конструкторского бюрв рыбокомбината встретят 40-» годовщину Советской власти, сделавшей труд радостным ж вдохновенным, новыми творче­ скими достижениями. П. БЫСТРОУМОВ. Фото автора. * ------------- ------- ----- -- Виктор КИРЕЕВ у этикетировочной ма- | РЫКОВАНОВА — одна из первых работ- шины. Рядом с ним консервщица Галина (ниц, освоивших ре«улировку машины.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz