Рыбный Мурман. 1957 г. Май.
М 81 (611) 23 мая 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Я Использовать специалистов по назначению Меня давно привлекала про фессия механика рефрижератор ных установок .Окончив учили ще, где я получил диплом меха- ннка-паровика, и проработав по этой специальности четыре года, я решил снова пойти учиться, повышать знания по холодиль ной технике. По окончании кур сов механиков холодильных уста новок, я был направлен на плав базу «Памяти Кирова». На этом судне установлены новые авто матические фреоновые агрега ты, оборудованные по последнему слову техники. Однако с самого нача ла работы я столкнулся на судне с фактами плохого отношения к технике. Контроль автоматиче ских установок не велся, ремонт оборудования не производился. Несмотря на мои неоднократные заявления об этом старшему реф рижераторному механику тов. Гоменюк, положение дела не из менилось. Главные холодильные машины не действовали ввиду неисправности конденсаторов. Ре монт и наблюдения за другими механизмами и аппаратами не производился. Кроме этого, в рефрижератор ное хозяйство почему-то были включены трюмные бочковые элеваторы, которые требуют спе циального постоянного наблюде ния и ухода. И вот, вместо того, чтобы знакомиться с холодильной техникой, производить ее ремонт, приобретать необходимые навы ки в управлении холодильными агрегатами, познавать все тонко сти рабочих процессов рефриже раторных установок, меня напра вили налаживать работу бочко вых элеваторов, включив в круг моих обязанностей постоянную помощь в слесарной наладке элеваторов единственному слеса рю, переведенному из рыбообра ботчиков и оформленному по во ле старшего механика «рефриже раторным механиком». К слову сказать, этот «рефри жераторный механик» не только не имеет специального образова ния, но никогда не стоял и рядом с холодильными машинами. И так длится уже второй рейс. А разве нельзя поставить на ремонт и смазку элеваторов слесарей-на- ладчиков, которые имеются на судне по штату, но используют ся для других работ. Надо, наконец, покончить с по добными фактами небрежного от ношения к технике. Д. ПАРФЕНОВ. Рефрижераторный ме ханик плавбазы «Памя ти Кирова». К а к о й т р а л л у ч ш е ? Почему незаслуженно забыт 25-метровый трал? На вооружении наших кораб лей имелось много различных си стем тралов, начиная от 25-и до 46-метрового. Выбор руководства флота и промыслового отдела в конце концов остановился на 35-метровом полвокрылом трале конструкции Михова. Правильно ли это? По-моему — нет. Как показали сравнительные испытания тралов различных размеров, уловистость их зависит не только от величины горизон тального и вертикального рас крытия. Например, у 46-метрово го трала эти параметры значи тельно больше, чем у других тралов, но он имеет значительно меньшую уловистость. В то же время он требует при изготовле нии большого количества сетема- териалов, громоздок в работе, имеет ряд других недостатков. Немаловажную роль, кроме того, играют, — скорость траления, меньшая подверженность аварий ности, удобство в работе и т. д. Мне кажется, что на флоте не заслуженно забыт 25-метровый трал. Между тем, его преимуще ства перед тралами других кон струкций очевидны. Площадь его сетной части значительно мень ше, чем у 35-метрового трала. Следовательно, при переводе па ровых траулеров на работу этим тралом на сетематериалах будет достигнута экономия государст венных средств по флоту на сот ни тысяч рублей в год. Кроме На снимке: капитан одного из лучших поисковых судов траулера «Пионер» А. С. ПАРОМОВ. Фото Н. Вольского. Есть план семи месяцев! Экипажу среднего трау лера № 218 план семи ме сяцев по вылову сельди был установлен в 3.035 центне ров. Этот коллектив, руко водимый способным органи затором и опытным промыс ловиком и капитаном тов. Рыжковым, добился крупно го успеха на лову в Север ной Атлантике: к 20 мая се мимесячный план был вы полнен! На счету экипажа— 3.500 центнеров выловлен ной сельди. В эти же дни первыми в сельдяном флоте, моряки среднего траулера № 218 справились с майским зада нием. За деловое содружество Поисковые я промысловые траулеры Мурманского флота вы полняют общие задачи по добыче рыбы. И чем больше будет сла женности в их работе, тем лучше окажутся ее результаты. Однако сейчас часто можно слышать на рекания оо стороны промыслови ков на то, что разведчики плохо помогают им работать, и жалобы разведчиков на то, что промыс ловики плохо прислушиваются к их рекомендациям. В каких случаях разведчики и промысловики могут не пони мать друг друга? Во-первых, тог да, когда капитаны промысловых судов невнимательны (то разным причинам) к выступлениям раз ведчиков на промысловых сове щаниях и к их радиосводкам. и, во-вторых, когда сами поискови ки не умеют заострить внимания капитанов подходящих к ним траулеров на самом существен ном, самом главном из того, что они наблюдают и что необходимо для успешного ведения промысаа. Устранение этих помех, как впіим, зависит от нас самих, и найти «общий язык» промысло вики и разведчики всегда могут. Было бы желание. В траловом флоте сейчас много «молодых» капитанов, не имею щих достаточного опыта. Это не удивительно; флот быстро растет. Однако умение ловить рыбу, так называемое «промысловое мастер ство» далеко не всегда приходит вместе с годами, в виде «бес платного приложения» к ним. Бьівает, что молодой промысло вик. или разведчик работает ни сколько не хуже, а порою и луч ше, чем тот, кто имеет за своими плечами многолетнюю практику. В чем же дело? И в чем «секрет» промыслового мастерства? Только в том, что один чело век более внимателен, любозна телен и напорист, чем другой. Ка питанами поисковых траулеров почти всегда назначаются моря ки. имеющие большой опыт. И мы считаем, что именно они должны сделать первые шаги к тому, чтобы наладить взаимоотно шения между промысловой развед кой и траловым флотом. Ведь их работа может считаться полно ценной только тогда, когда она приносит пользу промысловикам. Разведчики должны не только на ходить рыбу, но обязательно по могать ее обловить. Это особен но нужно потому, что в процессе «помощи» будет осуществляться передача опыта, так необходимая флоту сегодня. Поисковики должны понимать, что найти рыбу в море — это еще не все. Ее надо еще выловить. Чтобы это сделать, надо передать на промысловые суда самые точ ные, исчерпывающие сведения, необходимые для успешного лова. После того, как рыба найдена, на ступает второй, не менее ответ ственный момент поисковой рабо ты, и этот момент является луч шей практической школой освое ния моря, где поисковик должен явиться в роли учителя, а про мысловики , особенно молодые ка питаны, учениками. К сожалению, практика пока того, доказано, что 25-метровый трал меньше подвержен аварий ности на тяжелых задевистых грунтах, я удобен в работе, что в свою очередь также дает эко номию средств и промыслового времени. Большинство кораблей флота с малыми и средними мощностями машин может перейти на скоро стное траление, порядка 3,5— 3,8 узла, что доступно не веем траулерам, имеющим на воору жении 35-метровый трал. И, наконец, удобство работы с ним и его меньшее сопротивление в воде позволит работать в штормо вую погоду маломощным трау лерам. Меньшая уловистость этого трала по сравнению с другими, вопреки мнению руководства флота, не доказана. В самом деле, основным методом определения уловистости тралов служат пока что сравнительные траления. Но каждому промысловику должно быть вполне ясно, что это не дает объективного подхода к оценке уловистости тех или других ору дий лова. Поэтому мне кажется, что здесь нужно прибегнуть к статистической обработке всех показателей промыслового режи ма, расхода сетематериалов и вы лова рыбы какого-либо траулера, работающего 25-метровым тра лом в течение всего года. Затем эти данные следует сравнить с аналогичными данными промыс лового траулера, работающего 35- метровым тралом. Все эти дан ные должны быть в промысловом отделе тралового флота. Большой опыт работы 25-мет ровым тралом имеют моряки ар хангельского тралового флота, большинство судов которого ве дет лов именно этим тралом. Кстати говоря, при работе в од ной группе с мурманскими трау лерами они всегда имеют лучшие уловы. Объяснить это только большей оперативностью в пере стройке флота, большей опыт ностью и знанием районов про мысла архангельскими капитана ми, конечно, нельзя. У нас на флоте привлечение опытных промысловиков — капитанов и мзетеров по добыче — к выбо ру на вооружение того или ино го трала практикуется недоста точно. К их мнению прислуши ваются слабо. Это привело к тому, что флот длительное время работал 35-метровым тралом, не отвечающим ряду требований со временного тралового промысла. В настоящее время многие опытные капитаны-промысло вики стоят за переход кораблей флота на работу 25-метровым тралом.. Поэтому руководство флота, промысловый отдел, экс периментальная база и лаборато рия добычи ІІИНРО, учитывая высказывания промысловиков, должны серьезно заняться изуче нием преимуществ 25-метровогг трала перед тралами других кон струкций. В первую очередь, сле дует изучить влияние на ег* вертикальное и горизонтальное раскрытие повышенных скоро стей траления, как одного из основных факторов в деле увели чения вылова рыбы. При всем этом, конечно, работники наукя в содружестве с промысловиками должны постоянно работать над совершенствованием орудий лова, вносить в их конструкции изме нения я дополнения, которые бы давали возможность выловить как можно больше рыбы. Н. КУДРЯШОВ. Капитан траулера «Тре ска». ОТ РЕДАКЦИИ: Публикуя статью тов. Кудряшова, редакция газеты «Рыб ный Мурман» обращается к промысловикам, инженерно-техни ческим работникам управления флота и научным сотрудникам ПИНРО с просьбой высказать иа страницах нашей газеты свое мнение но затронутому в данной статье вопросу. Дальнейшее совершенствование орудий лова было и остается одной из неотложных задач в работе промысловых флотов. Борьба за создание новых конструкций тралов, улуч шение имеющихся должна вестись систематически, способст вуя широкому развертыванию борьбы за высокие уловы, за безусловное выполнение государственного плана и социали стических обязательств, принятых в честь 40-й годовщины Великого Октября. группу, сразу вырастает. Их вы ступления не будут «забиты» другими выступлениями, не отно сящимися к данной группе. Но одних совещаний, даже про водимых по группам, мало. В тех случаях, когда капитаны промыс ловых судов не имеют отчетливо го представления о промысле в том или другом районе, они обяза ны, отбросив всякую стеснитель ность или боязнь оказаться «но вичком»^ вызвать к микрофону держиваю это предложение, до полнив его напоминанием о на стойчивой необходимости как можно теснее увязать работу по исковых и промысловых судов всеми средствами, вплоть до лич ного контакта между капитана ми. Разведчики должны работать в самом тесном содружестве с су дами, подошедшими для промысл» в район их действия. Это необ ходимо, чтобы лучше обловить HJwg l l | / a u 1 U u t w « в ш и а ' ( « m w u u i w r ^ • поисковиков и промЫсловиков зывает, что промысловики не имеют достаточной связи с развед чиками и потому не могут свое временно получить и правильно использовать имеющиеся данные о промысле. Во всяком случае сейчас недостаточно тех обще- флотских промысловых совеща ний, которые проводятся еже дневно по радио. Вообще, на мой взгляд, такие совещания должны проводиться не в целом по флоту, а по груп пам и даже небольшим группам. Тогда они будут короче и не бу дут отвлекать капитанов от воп росов промысла в том месте, где он работает. Кроме того, в этом случае совещательная роль поис кового траулера, или нескольких поисковых судов, обслуживающих разведчика для получения точной информации. Если эта информа ция окажется недостаточной, не надо бояться вызвать его пов торно. Из своей практики я знаю та кие случаи, когда разведчик пере давал на промысловые суда не только радиоинформацию, но и зарисованный им схематический планшет банки или квадрата, позволяющий быстро сориентиро ваться и облегчающий облов рыбы. Недавно на страницах «По лярной правды» капитан тов. Ло банов предложил установить «шефство» опытных капитанов над теми судами флота, которые еще не успели накопить доста точный опыт. Я полностью под обнаруженную рыбу, чтобы по мочь молодым капитанам как можно быстрее овлідеть «секре тами» промысла. Контакт между разведчиками и промысловиками должен быть постоянным и тесным. Большую роль в этом мог бы играть капи тан-наставник (флагман) отряда поисковых судов, должность ко торого во флоте должна быть вос становлена. Это исключало бы имеющуюся сейчас недоговорен ность между руководителями п р о мыслового и поискового флота в море. Г. ПОПОВ. Старший инженер про* иысловой разведки Глав- журнанрыбпрома. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz