Рыбный Мурман. 1957 г. Май.

М 81 (611) 23 мая 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Я Использовать специалистов по назначению Меня давно привлекала про­ фессия механика рефрижератор­ ных установок .Окончив учили­ ще, где я получил диплом меха- ннка-паровика, и проработав по этой специальности четыре года, я решил снова пойти учиться, повышать знания по холодиль­ ной технике. По окончании кур­ сов механиков холодильных уста­ новок, я был направлен на плав­ базу «Памяти Кирова». На этом судне установлены новые авто­ матические фреоновые агрега­ ты, оборудованные по последнему слову техники. Однако с самого нача­ ла работы я столкнулся на судне с фактами плохого отношения к технике. Контроль автоматиче­ ских установок не велся, ремонт оборудования не производился. Несмотря на мои неоднократные заявления об этом старшему реф­ рижераторному механику тов. Гоменюк, положение дела не из­ менилось. Главные холодильные машины не действовали ввиду неисправности конденсаторов. Ре­ монт и наблюдения за другими механизмами и аппаратами не производился. Кроме этого, в рефрижератор­ ное хозяйство почему-то были включены трюмные бочковые элеваторы, которые требуют спе­ циального постоянного наблюде­ ния и ухода. И вот, вместо того, чтобы знакомиться с холодильной техникой, производить ее ремонт, приобретать необходимые навы­ ки в управлении холодильными агрегатами, познавать все тонко­ сти рабочих процессов рефриже­ раторных установок, меня напра­ вили налаживать работу бочко­ вых элеваторов, включив в круг моих обязанностей постоянную помощь в слесарной наладке элеваторов единственному слеса­ рю, переведенному из рыбообра­ ботчиков и оформленному по во­ ле старшего механика «рефриже­ раторным механиком». К слову сказать, этот «рефри­ жераторный механик» не только не имеет специального образова­ ния, но никогда не стоял и рядом с холодильными машинами. И так длится уже второй рейс. А разве нельзя поставить на ремонт и смазку элеваторов слесарей-на- ладчиков, которые имеются на судне по штату, но используют­ ся для других работ. Надо, наконец, покончить с по­ добными фактами небрежного от­ ношения к технике. Д. ПАРФЕНОВ. Рефрижераторный ме­ ханик плавбазы «Памя­ ти Кирова». К а к о й т р а л л у ч ш е ? Почему незаслуженно забыт 25-метровый трал? На вооружении наших кораб­ лей имелось много различных си­ стем тралов, начиная от 25-и до 46-метрового. Выбор руководства флота и промыслового отдела в конце концов остановился на 35-метровом полвокрылом трале конструкции Михова. Правильно ли это? По-моему — нет. Как показали сравнительные испытания тралов различных размеров, уловистость их зависит не только от величины горизон­ тального и вертикального рас­ крытия. Например, у 46-метрово­ го трала эти параметры значи­ тельно больше, чем у других тралов, но он имеет значительно меньшую уловистость. В то же время он требует при изготовле­ нии большого количества сетема- териалов, громоздок в работе, имеет ряд других недостатков. Немаловажную роль, кроме того, играют, — скорость траления, меньшая подверженность аварий­ ности, удобство в работе и т. д. Мне кажется, что на флоте не­ заслуженно забыт 25-метровый трал. Между тем, его преимуще­ ства перед тралами других кон­ струкций очевидны. Площадь его сетной части значительно мень­ ше, чем у 35-метрового трала. Следовательно, при переводе па­ ровых траулеров на работу этим тралом на сетематериалах будет достигнута экономия государст­ венных средств по флоту на сот­ ни тысяч рублей в год. Кроме На снимке: капитан одного из лучших поисковых судов траулера «Пионер» А. С. ПАРОМОВ. Фото Н. Вольского. Есть план семи месяцев! Экипажу среднего трау­ лера № 218 план семи ме­ сяцев по вылову сельди был установлен в 3.035 центне­ ров. Этот коллектив, руко­ водимый способным органи­ затором и опытным промыс­ ловиком и капитаном тов. Рыжковым, добился крупно­ го успеха на лову в Север­ ной Атлантике: к 20 мая се­ мимесячный план был вы­ полнен! На счету экипажа— 3.500 центнеров выловлен­ ной сельди. В эти же дни первыми в сельдяном флоте, моряки среднего траулера № 218 справились с майским зада­ нием. За деловое содружество Поисковые я промысловые траулеры Мурманского флота вы­ полняют общие задачи по добыче рыбы. И чем больше будет сла­ женности в их работе, тем лучше окажутся ее результаты. Однако сейчас часто можно слышать на­ рекания оо стороны промыслови­ ков на то, что разведчики плохо помогают им работать, и жалобы разведчиков на то, что промыс­ ловики плохо прислушиваются к их рекомендациям. В каких случаях разведчики и промысловики могут не пони­ мать друг друга? Во-первых, тог­ да, когда капитаны промысловых судов невнимательны (то разным причинам) к выступлениям раз­ ведчиков на промысловых сове­ щаниях и к их радиосводкам. и, во-вторых, когда сами поискови­ ки не умеют заострить внимания капитанов подходящих к ним траулеров на самом существен­ ном, самом главном из того, что они наблюдают и что необходимо для успешного ведения промысаа. Устранение этих помех, как впіим, зависит от нас самих, и найти «общий язык» промысло­ вики и разведчики всегда могут. Было бы желание. В траловом флоте сейчас много «молодых» капитанов, не имею­ щих достаточного опыта. Это не­ удивительно; флот быстро растет. Однако умение ловить рыбу, так называемое «промысловое мастер­ ство» далеко не всегда приходит вместе с годами, в виде «бес­ платного приложения» к ним. Бьівает, что молодой промысло­ вик. или разведчик работает ни сколько не хуже, а порою и луч­ ше, чем тот, кто имеет за своими плечами многолетнюю практику. В чем же дело? И в чем «секрет» промыслового мастерства? Только в том, что один чело­ век более внимателен, любозна­ телен и напорист, чем другой. Ка­ питанами поисковых траулеров почти всегда назначаются моря­ ки. имеющие большой опыт. И мы считаем, что именно они должны сделать первые шаги к тому, чтобы наладить взаимоотно­ шения между промысловой развед­ кой и траловым флотом. Ведь их работа может считаться полно­ ценной только тогда, когда она приносит пользу промысловикам. Разведчики должны не только на­ ходить рыбу, но обязательно по­ могать ее обловить. Это особен­ но нужно потому, что в процессе «помощи» будет осуществляться передача опыта, так необходимая флоту сегодня. Поисковики должны понимать, что найти рыбу в море — это еще не все. Ее надо еще выловить. Чтобы это сделать, надо передать на промысловые суда самые точ­ ные, исчерпывающие сведения, необходимые для успешного лова. После того, как рыба найдена, на­ ступает второй, не менее ответ­ ственный момент поисковой рабо­ ты, и этот момент является луч­ шей практической школой освое­ ния моря, где поисковик должен явиться в роли учителя, а про ­ мысловики , особенно молодые ка­ питаны, учениками. К сожалению, практика пока того, доказано, что 25-метровый трал меньше подвержен аварий­ ности на тяжелых задевистых грунтах, я удобен в работе, что в свою очередь также дает эко­ номию средств и промыслового времени. Большинство кораблей флота с малыми и средними мощностями машин может перейти на скоро­ стное траление, порядка 3,5— 3,8 узла, что доступно не веем траулерам, имеющим на воору­ жении 35-метровый трал. И, наконец, удобство работы с ним и его меньшее сопротивление в воде позволит работать в штормо­ вую погоду маломощным трау­ лерам. Меньшая уловистость этого трала по сравнению с другими, вопреки мнению руководства флота, не доказана. В самом деле, основным методом определения уловистости тралов служат пока что сравнительные траления. Но каждому промысловику должно быть вполне ясно, что это не дает объективного подхода к оценке уловистости тех или других ору­ дий лова. Поэтому мне кажется, что здесь нужно прибегнуть к статистической обработке всех показателей промыслового режи­ ма, расхода сетематериалов и вы­ лова рыбы какого-либо траулера, работающего 25-метровым тра­ лом в течение всего года. Затем эти данные следует сравнить с аналогичными данными промыс­ лового траулера, работающего 35- метровым тралом. Все эти дан­ ные должны быть в промысловом отделе тралового флота. Большой опыт работы 25-мет­ ровым тралом имеют моряки ар­ хангельского тралового флота, большинство судов которого ве­ дет лов именно этим тралом. Кстати говоря, при работе в од­ ной группе с мурманскими трау­ лерами они всегда имеют лучшие уловы. Объяснить это только большей оперативностью в пере­ стройке флота, большей опыт­ ностью и знанием районов про­ мысла архангельскими капитана­ ми, конечно, нельзя. У нас на флоте привлечение опытных промысловиков — капитанов и мзетеров по добыче — к выбо­ ру на вооружение того или ино­ го трала практикуется недоста­ точно. К их мнению прислуши­ ваются слабо. Это привело к тому, что флот длительное время работал 35-метровым тралом, не отвечающим ряду требований со­ временного тралового промысла. В настоящее время многие опытные капитаны-промысло­ вики стоят за переход кораблей флота на работу 25-метровым тралом.. Поэтому руководство флота, промысловый отдел, экс­ периментальная база и лаборато­ рия добычи ІІИНРО, учитывая высказывания промысловиков, должны серьезно заняться изуче­ нием преимуществ 25-метровогг трала перед тралами других кон­ струкций. В первую очередь, сле­ дует изучить влияние на ег* вертикальное и горизонтальное раскрытие повышенных скоро­ стей траления, как одного из основных факторов в деле увели­ чения вылова рыбы. При всем этом, конечно, работники наукя в содружестве с промысловиками должны постоянно работать над совершенствованием орудий лова, вносить в их конструкции изме­ нения я дополнения, которые бы давали возможность выловить как можно больше рыбы. Н. КУДРЯШОВ. Капитан траулера «Тре­ ска». ОТ РЕДАКЦИИ: Публикуя статью тов. Кудряшова, редакция газеты «Рыб­ ный Мурман» обращается к промысловикам, инженерно-техни­ ческим работникам управления флота и научным сотрудникам ПИНРО с просьбой высказать иа страницах нашей газеты свое мнение но затронутому в данной статье вопросу. Дальнейшее совершенствование орудий лова было и остается одной из неотложных задач в работе промысловых флотов. Борьба за создание новых конструкций тралов, улуч­ шение имеющихся должна вестись систематически, способст­ вуя широкому развертыванию борьбы за высокие уловы, за безусловное выполнение государственного плана и социали­ стических обязательств, принятых в честь 40-й годовщины Великого Октября. группу, сразу вырастает. Их вы­ ступления не будут «забиты» другими выступлениями, не отно­ сящимися к данной группе. Но одних совещаний, даже про­ водимых по группам, мало. В тех случаях, когда капитаны промыс­ ловых судов не имеют отчетливо­ го представления о промысле в том или другом районе, они обяза­ ны, отбросив всякую стеснитель­ ность или боязнь оказаться «но­ вичком»^ вызвать к микрофону держиваю это предложение, до­ полнив его напоминанием о на­ стойчивой необходимости как можно теснее увязать работу по­ исковых и промысловых судов всеми средствами, вплоть до лич­ ного контакта между капитана­ ми. Разведчики должны работать в самом тесном содружестве с су­ дами, подошедшими для промысл» в район их действия. Это необ­ ходимо, чтобы лучше обловить HJwg l l | / a u 1 U u t w « в ш и а ' ( « m w u u i w r ^ • поисковиков и промЫсловиков зывает, что промысловики не имеют достаточной связи с развед­ чиками и потому не могут свое­ временно получить и правильно использовать имеющиеся данные о промысле. Во всяком случае сейчас недостаточно тех обще- флотских промысловых совеща­ ний, которые проводятся еже­ дневно по радио. Вообще, на мой взгляд, такие совещания должны проводиться не в целом по флоту, а по груп­ пам и даже небольшим группам. Тогда они будут короче и не бу­ дут отвлекать капитанов от воп­ росов промысла в том месте, где он работает. Кроме того, в этом случае совещательная роль поис­ кового траулера, или нескольких поисковых судов, обслуживающих разведчика для получения точной информации. Если эта информа­ ция окажется недостаточной, не надо бояться вызвать его пов­ торно. Из своей практики я знаю та­ кие случаи, когда разведчик пере­ давал на промысловые суда не только радиоинформацию, но и зарисованный им схематический планшет банки или квадрата, позволяющий быстро сориентиро­ ваться и облегчающий облов рыбы. Недавно на страницах «По­ лярной правды» капитан тов. Ло­ банов предложил установить «шефство» опытных капитанов над теми судами флота, которые еще не успели накопить доста­ точный опыт. Я полностью под­ обнаруженную рыбу, чтобы по­ мочь молодым капитанам как можно быстрее овлідеть «секре­ тами» промысла. Контакт между разведчиками и промысловиками должен быть постоянным и тесным. Большую роль в этом мог бы играть капи­ тан-наставник (флагман) отряда поисковых судов, должность ко­ торого во флоте должна быть вос­ становлена. Это исключало бы имеющуюся сейчас недоговорен­ ность между руководителями п р о ­ мыслового и поискового флота в море. Г. ПОПОВ. Старший инженер про* иысловой разведки Глав- журнанрыбпрома. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz