Рыбный Мурман. 1957 г. Май.

№ 59 (609) 18 пая 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Я 3 Валентин Леонидович Сто­ летов возглавляет бригаду слесарей эксперименталь­ ной мастерской Мурманского рыбокомбината. Он хорошо организует труд в коллекти­ ве, сам успешно справляется с заданиями. На снимке: В. Л. СТОЛЕТОВ за рабо­ той. Фото П. Быстроумова. А о Б В Ч А PbBUČ0 Сводка на 16 мая 1957 года Процент вы­ полнения ГОДОВОГО плана • ®і 2 я ! « с ! “ £ ® О о 2 5 *9 Ч ѵ д в 5 21,2 30,7 29,1 40,9 ИД 17,3 Траловый флот Сельдяной флот База активного лова * * • Обстановка на траловом лову в Баренцевом море продолжает оставаться сложной. Промысло­ вики тралового флота, «Мур- мансельди», базы активного ло­ ва и рыбаки-колхозники задол­ жали уже государству более мил­ лиона центнеров рыбы. Львиная доля — 871 тысяча центнеров •— долг коллектива тралового флота. Несмотря на трудные ус­ ловия работы, отдельные экипа­ жи все же добиваются успеха, возвращаясь в порт с выполнен­ ными рейсовыми заданиями. Это команды траулеров «Киров», «Акула», «Жигули», «Добролю­ бов» и другие. По предположе­ ниям поисковиков обстановка в ближайшее время несколько из­ менится в лучшую сторону. Не­ обходимо сделать все для того, чтобы добиться высоких уловов и не задерживать суда в порту. Моряки «Мурмннсельди», как и тралового флота, не справи­ лись с апрельским гаданием. Од­ нако к концу первой половины мая положение в Северной Ат­ лантике улучшилось: задание третьей пятидневки моряками сельдяного флота выполнено на 134,2 процента. Впереди сорев­ нующихся идет экипаж среднего траулера >2 218 (капитан тов. Рыжков), который при майском плане в 550 центнеров на 16 мая выловил 510 центнеров сельди. Коллектив «Мурмансель- ди» должен использовать все возможности для покрытия дол­ га (21.800 центнеров) и разви­ тия успеха на лову. За 10 тысяч центнеров сельди Ход выполнения обязательств на 16 мая 1957 года Рыбаки Мурмана, изучайте теорию промыслового дела! Hekomopbie вопросы взаимодействия трала и траулера оредиге траулеров * 3 ®®5 I a s i ?ss* 1. Трал и траулер Взаимосвязь и взаимодей­ ствие орудий лова и промысло­ вого судна настолько тесны, что часто трудно определить долю каждого из этих элементов в результатах промысла. Есте­ ственно, что наибольший эф­ фект лова имеет место в том случае, когда основные харак­ теристики трала и траулера на­ ходятся в должном соответ­ ствии. К числу этих основных ха­ рактеристик следует в первую очередь отнести, соответствен­ но: сопротивление трала и мощ­ ность или точнее — тяга трау­ лера, размеры трала и размеры промысловой площади трауле­ ра, трудоемкость процессов по спуску — подъему трала и уро­ вень оборудования траулера промысловыми механизмами и устройствами. Как известно, в настоящее время наиболее мощными и прогрессивными являются трау­ леры типа «Пушкин». Поэтому дальнейшее изложение постав­ ленного вопроса дается в прило­ жении к траулерам нового типа. В 1055—56 гг. траулеры ти­ па «Пушкин» показали, что их годовая добыча на 50—60 про­ центов выше, чем годовая добы­ ча бортовых траулеров. Если пе­ редовые паровые траулеры за ГОД добывают 60—62 тысячи центнеров рыбы, то для судов типа «Пушкин» уже сейчас вполне реальной является добы­ ча за год в размере 100 тысяч центнеров. За счет чего же кормовые траулеры имеют более высокие показатели? Суточный режим траления на этих судах при обильных уло­ вах значительно выше в связи с тем, что корабль почти пол­ ностью избавлен от лежания в дрейфе из-за уборки рыбы за счет наличия рыбофабрики. В период обильных уловов команда парового траулера с большим напряжением дает су­ точную производительность по обработке рыбы до 25 тонн, а при мелком ассортименте все­ го 10—12 тонн (в полуфабрика­ те). В то же время рыбофабрика кормового траулера и его мо­ розилки систематически спо­ собны обрабатывать 30—35 тонн рыбы в сутки. Кормовой траулер имеет большую длительность рейса и более высокую скорость свобод­ ного хода, благодаря чему сни­ жается удельный вес времени, затрачиваемого на переходы, улучшается годовой промысло­ вый режим, а также имеется возможность использования дальних районов промысла. 174 10.000 3.077 107 4226 10.000 2.811 106 13 10.000 2.618 109 г4201 10.000 2.486 104 4214 10.000 2.280 111 4202 10.000 2.017 109 4123 10.000 1.997 103 20 10.000 1.375 112 15 10.000 1.127 52 исключением работы с траловы­ ми досками, а также при об­ служивании ваерных тележек слипа). Кормовые траулеры имеют наилучшее оборудование для поиска рыбы, что позволяет им производить прицельное трале­ ние, дает возможность свести до минимума количество пустых тралов, выбирать наивыгодней­ шие курсы траления, быстро осваиваться с промысловой об­ становкой по приходе в тот или иной район лова. Нетрудно ви­ деть, что все перечисленные преимущества целиком относят­ ся к самому судну. Что же касается орудия лова, то 37,7-метровый трал, которым работают новые суда, по своим параметрам мало отличается от тралов, которыми работают обычные траулеры. Таким образом, повышенные результаты работы кормовых траулеров в настоящее время целиком объясняются усовер­ шенствованием судна и ни в ка­ кой мере не могут быть отнесе­ ны за счет трала. Мало того, существующий трал не позво­ ляет судну дать более высокие результаты работы, для чего имеются объективные условия. Практика показала, что рыбо­ фабрика и морозильные камеры в состоянии выпускать не менее 30 тонн готовой продукции в сутки. Для этого суточный вы­ лов рыбы должен составлять не менее 60 тонн (сырца). При этом условии, то есть при бес­ перебойной поставке сырья для рыбофабрики, суда могли бы набирать полный груз за 20 суток лова, в то время как сей­ час они находятся на лову 30— 50 суток, и таким образом ры­ бофабрика со штатом около 40 человек явно недоиспользуется, имея загрузку в среднем за рейс 40—65 процентов. Ясно, что в условиях кормо­ вого траулера-фабрики добыча рыбы является отстающим, сдерживающим участком произ­ водства и поэтому для улуч­ шения промысловой эксплуата­ ции судов нового типа требует­ ся проведение мер для увели­ чения на них добычи рыбы. 2. Предпосылки для повышения эффективности промысловой эксплуатации В результате проведенных автором опытов по динамомет- рнванию 37.7-метрового трала в различных условиях было оп­ ределено, что суммарная на­ грузка на ваерах при скорости траления 3—3.5 узла не превы­ шает 6 ,0—6,5 тонн. При этом мощность главного двигателя Хорошие мореходные каче- <используется на 80—45 процен- ства кормовых траулеров в со-, тов это говорит о том. что кор- четанин с высокой мощностью позволяют нм успешно ловить рыбу при условиях погоды до 7—8 баллов в то время как обычные траулеры уже при 6 -ти баллах волнения прекра­ щают промысел или ведут его неполноценно, сбиваясь с луч­ ших курсов, будучи вынужде­ ны заходить после траления на ветер без трала. Кроме того, работа в этих условиях стано­ вится опасной для команды. Преимущества кормовых траулеров позволяют им в ус­ ловиях плохой погоды иметь лучшие результаты и по режи­ му и по вылову. Размеры промысловой пло­ щади кормового траулера впол­ не обеспечивают удобства рабо­ ты с тралом. Трудоемкость ра­ бочих процессов по обслужива­ нию трала меньше, чем на бор­ товых траулерах, промысловое оборудование лучше. Условия труда промысловой команды на кормовых траулерах значи­ тельно лучше, уровень техники безопасности в целом выше (за ления подтверждается опытами, проведенными Мурманской экс­ периментальной базой под ру­ ководством И. Р. Матросова в 1949—50 гг. и некоторыми другими опытами, когда трале­ ния, проводимые на повышен­ ных скоростях, давали повыше­ ние уловов. В этом направлении привлекает возможность экс­ плуатации тралов сравнительно малых размеров. Здесь глав­ ным вопросом является проек­ тирование усовершенствован­ ной оснастки трала для поддер­ жания его раскрытия, а также необходимость повышения об­ щей и местной прочности трала. Отстаивая идею более полно­ го использования мощности траулеров в режиме траления, необходимо в то же время иметь в виду следующее. Первые паро­ вые траулеры работали с боль­ шей нагрузкой во время трале­ ния, чем на свободном ходу, по­ скольку размеры судов были невелики и не требовали боль­ шой мощности на свободном хо­ ду. в то время как тралы, пере­ шедшие на паровые суда с па­ русников. уже им;'ли размеры, близкие к размерам современ­ ных тралов. Поэтому непре­ менным элементом первых траулеров были раззитые пару­ са, которые помогали им та­ щить трал. Дальнейшее развитие трало­ вого промысла характеризова­ лось постепенным увеличением размеров траулеров и скорости их хода, что требовало соответ­ ственного повышения мощности силовых установок, в то время как размеры тралов практиче­ ски не менялись. Вследствии этого в опреде­ ленный период наступило такое положение, когда потребная мощность свободного хода и мощность для траления стали примерно равны. Такое положе­ ние. например, характерно для траулеров мощностью 650 л.с. отечественной постройки ЗО-х годов, при работе их 35-метро­ выми тралами. Появление судов с мощно­ стью машин 1000—1300 л. с. привело к тому, что встал воп­ рос о недоиспользовании мощ­ ности в режиме траления. Теперь вступили в строй суда типа «Пушкин» мощностью шшшш® Шштг^ wmm На рефрижераторном тра­ улере «Серафимович» много хороших производственни­ ков, борющихся за высокие уловы, за увеличение выпу­ ска рыбной продукции-. В числе передовиков — мастер по добыче рыбы Михаил Иванович Бузенков. На снимке: М. И. БУЗЕНКОВ. Фото Б. Павлова. Лучше исследовать новые районы! 9 марта текущего года трау­ лер «Сталинабад» вышел в оче- педной рейс и взял курс на Ньюфаундлендскую банку. В этот же день траулеры «Кремль» и «Победа» снялись с промысла в Баренцевом море и направи­ лись туда же. 19 марта траулер «Сталина­ бад» начал промысловую работу и сразу же получил прекрасные оезультаты. Уловы трески дохо­ дили до 40 тонн в сутки. Трау­ леры же «Кремль» и «Победа», имея меньшую скорость и задер­ жавшись для пополнения водой у плавбазы, прибыли в район иро« мысла 26 марта. Уловы в то вре­ мя уже значительно упали и вме­ сто трески начал ловиться окунь. Пока эти траулеры пристраива­ лись в новом для них районе, ловы понизились до 0,5 — і тонны. Так продолжалось десять дней. Неожиданно заловилса жунь на Копытовской банке. Началось движение судов на во­ сток. Каков же итог из всего ска­ занного? Траулер «Сталинабад» имел 460 тонн рыбы, а трауле­ ры «Кремль» и «Победа» выло- мовые траулеры в режиме тра­ ления имеют большие неисполь­ зованные резервы мощности. С целью использования этих резервов наметилось два на­ правления: а) увеличение раз­ меров тралов; б) повышение скоростей траления. Оба эти пути представляются реаль­ ными. Повышение уловистости тра­ ла путем увеличения его раз­ меров возможно и доказывается тем. что применяемые в настоя­ щее время тралы различных размеров для судов типа МРТ, СРТ и РТ дают уловы, которые в определенной мере соответ­ ствуют их размерам. Отрица­ тельной стороной такого направ­ ления является то. что с увели­ чением размеров трала ухуд­ шается режим его спуска и подъема, увеличиваются затра­ ты труда на обслуживание тра­ ла и проведение ремонта и про­ филактической проверки, удо­ рожается стоимость орудий лова. Реальность скоростного тра­ вили только по 100-Т-150 тонн/ 1900 э. л. с. (около 2300 и. л.с.). IМожно подумать, что такая раз- не исключена возможность ница в уловах вызвана разли- дальнейшего значительного по- ЧИеМ типа кораблей. Но рефрж- вышения мощности силовых кераторные траулеры «Хаба- Установок траулеров до 4000— човскж «Свердловск» и «Север- 5000 л. с. в связи с освоением сияние» также ѵшли е дальних промысловых районов ное сияние» также ушли с Ньюфаундленда, Гренландии и IНьюфаундлендской банки с tty- т. п., что ставит вопрос о целе- стыми трюмами. Причина неудач сообразности повышения ско-1' і роется в другом. рости этих судов на переходах. Нельзя широко развивать ак- Ясно, что при таком развитии 1тивное рыболовство в отрыве от постоянное стремление исполь-1 биологических исследований. Да зовать всю мощность судна в | сих ц нет никаких конкретных режиме траления становитсяс СВедений о наличии промысло- определеняого момента нереаль- птпалеяпых пайонах. ным ибо размеры орудий лова I^ых Ры0 в отдаленных районах, и скорости их движения станут Ошибочно полагаться только на настолько велики, что будет одни опытные данные. Рыба ®- невозможно подобрать соответ- вершает миграции, которые име- ствующие материалы для их по- ют огромное значение в органа- стройки и осуществлять их*экс-1 ;ации тралового лова. Но работ- плуатацию. Ьшками ПИНРО очень медленна В связи с этим возникает не- ^ешаются задачи п0 изучение обходимость о^руд^а рау отдаленных районов промысла. с с ростои тралового М < и » несколькими агрегатами, дли to - айкает необходимость быспж*- го чтобы в режиме траления шего исследования районов Фа- ис’пользовать необходимую рерских островов, Исландии * часть общей мощности. Причем [Гренландии. Пока же работа по- в этом случае работающий віцсковиков не дает ощутимых ре­ режиме траления агрегат (или зультатов Капитаны промыело- агрегаты) будут работать с пол- трауЛеров неохотно вьгаол- ной нагрузкой, а, следователь- д ИЯ по обследованию * но, наиболее экономично и эф- няют заданияі ииуи * фективно. Мотороресурсы двн- экспериментальным работам та* гателей при такой эксплуата-1 как это отражает^на^ш^іолне^ ции повысятся. С. ФРИДМАН. Преподаватель Мурман­ ского Высшего мореход­ ного училища. Из в т о р о г о р е й с а На днях в порт из Северной Ілектив доставил 13 600 центне- Атлантикн вернулась плавучая Iров сельди. Хорошо потрудились база «П&ията Кирова». Ее кол-1рыбообработчики по выпуску го­ товой продукции. Рейсовое зада­ ние было выполнено на 170 про­ центов. нии рейсовых планов *°бычи Р№ бы. Следовательно, ПИНРО сов­ местно с траловым флотом к промысловой разведкой долже* активизировать научно-нсследа- вательскую работу. А. КАРАПУЗОВ. Второй помощник каив* тана траулера «Стали»* бад*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz