Рыбный Мурман. 1957 г. Май.

М 57 (607) 14 sun 1957 г. р ы б а ы я м у р м а н 3 В О С П И Т А Н Н И Ц А ШНОЛЫ ФЗУ Много лет существу­ ет іфи Мурманском ры­ бокомбинате школа фабрично - заводского обучения. Это кузница кадров рыбообработчи­ ков. Воспитанницы шко­ лы хорошо трудятся на производстве, успешно используя практически полученные знания. С 1950 года работает в цехе холодного копче­ ния коптильного заво­ да выпускница школы ФЗУ бракер-укладчица комсомолка Александ­ ра Уткина. Она хорошо освоила свое дело, си­ стематически перевы­ полняет нормы. На снимке: Александра УТКИНА за работой. Фото П. Быстроумова. Сцепление тралов можно избежать На страницах наших газет, на различных совещаниях и собра­ ниях неоднократно поднимался вопрос о выпуске пособий для промысловиков. Мне хочется в связи с этим остановиться на статье капитана траулера «Ак- сай» тов. Лебедева «Нам нужны новые пособия »,опубликованной 26 марта 1957 года в газете «Рыбный Мурман». В корреспонденции задан та­ кой вопрос: «А кто точно скажет, какую дистанцию между судами надо соблюдать при встрече, что­ бы не сцепиться тралами?» Отве­ тить на этот вопрос можно очень просто — никто точно не скажет. И не потому, что не хватает зна­ ний. $ потому, что сделать это по- моему невозможно. Расстояние между судами зави­ сят от многочисленных фактооов: сворфсти траления, длины ваеров * кабелей, курсов, расстояния между распорными досками, тече­ ния и силы ветра. Многочислен­ ность причин заставляет судово­ дителей определять это расстоя­ ние в каждом отдельном случае. И если они правильно Оценили об­ становку, приняли во внимание асе факторы, то сцепления не бу­ дет. Каждый судоводитель должен помнить, что. работая в группе траулеров, он должен располагать курсы своего корабля так. чтобы не мешать другим, стараться хо­ дить с тралом тем курсами, ка­ кими ходит основная группа су­ дов. ни в коем случае не тралиро- вать поперек курсов группы и не делать поворотов с тралом. Если же обстановка заставляет пройти за кормой другого траулера, то лучше уменьшить ход. И только в том случае, когда имеется полная уверенность, что опасности спеп- ления в данном случае нет. мож­ но прибавить ход. Бывают случаи, что штурманы отдают ваера со стопора в тот мо­ мент. когда их судно находится, как говорят, под носом у другого траулера. Последний попадает в очень затруднительное положение. Если же все-таки есть необходи­ мость отдать ваера со стопора под носом другого траулера, то нужно обязательно предупредить его гуд­ ками и дать ход назад. Это в том случае, если в момент отдачи со стопора ваше судно не пересекло ему курс. Если же перед отдачей курс уже пересечен, то тогда вы­ борку ваеров нужно производить на малом или среднем переднем ходу, держа руль почти прямо. Идя встречными параллельны­ ми курсами или параллельными курсами в одном направлении, не­ обходимо обращать серьезное вни­ мание на дрейф и не приближать­ ся к борту другого траулера на расстояние менее 100 метвов. Правда, согласно временному на­ ставлению не рекомендуется под­ ходить ближе двух кабельтовых. Но, учитывая особенности работы в некоторых промысловых райо­ нах, приходится уменьшать это расстояние на 100 метров. Если же корабль идет одним курсом и по каким-либо причи­ нам необходимо еще ближе подой­ ти к борту (такие случаи допу­ стимы только как исключение), то следует обязательно вытравить через стопор дополнительно 2—3 марки ваеров. Ни в коем случае нельзя после расхождения на встречных кур­ сах изменять свой курс в течение 5— 10 минут в сторону прошед­ шего встречного траулера. Это время (5—10 минут) зависит от длины ваеров. Практически мож­ но считать, что трал находится за кормой на расстоянии, равном вытравленным ваерам плюс дли­ на &белей. Некоторые судоводители счи­ тают, что трал находится от ко­ рабля на расстоянии, равном дли­ не ваеров плюс кабеля и минус глубина. Это ошибочное мнение. Глубина незначительно' умень­ шает расстояние трала от кормы траулера. Вот несколько примеров. Пер­ вый пример: глубина 450 метров; ваера находятся на глубине 900 метров; доски идут от кормы на расстоянии 800 метров плюс 40 метров кабеля — итого 840 мет­ ров. Следовательно, после расхож­ дения судов нельзя изменять кур­ сы в сторону прошедшего трау­ лера в течение 9— 10 минут. Вто­ рой пример: глубина 200 метров, ваера находятся на глубине 600 метров; расстояние трала за кор­ мой около 600 метров.В этом слу­ чае время расхождения равно 7 минутам. Еще пример: глубина 100 метров: ваера находятся на глубине 400 метров; трал за кор­ мой отстоит немногим более 400 метров. В этом случае время рас­ хождения составляет 5 минут. Каждый капртан обязан анали­ зировать все случаи сцепления тралами, делать определенные вы­ воды и учить своих помощников правильно оценивать сложившую­ ся обстановку. Нужно помнить, что сцепление тралами — это грубейшее нарушение правил про­ мыслового судовождения. Оно вле­ чет за собой потери материаль­ ных ценностей и промыслового времени. Желательно, чтобы другие про­ мысловики также выступали по затронутому вопросу на страни­ цах газеты «Рыбный Мурман». Это поможет молодым специали­ стам в освоении промыслового дела. В КУЗНЕЦОВ, Капитан траулера «Ме­ литополь». Лучше использовать' рефрижераторные траулеры / . В августе 1956 года рефриже­ раторные корабли Мурманского тралового флота начали освоение промысла на Ньюфаундлендской банке. Пионером этого большого дела явилась команда траулера «Свердловск». Основную же рабо­ ту по освоению здесь добычи ры­ бы осуществили экипажи трауле­ ров «Ашхабад» (капитан Г. Т. Бе- менко) и «Н. Островский» (капи­ тан В. Я. Орликова). Надо сказать, что наши моряки довольно хорошо изучили этот район промысла. Корабли работа­ ли в разное время года, при раз­ личных метеорологических усло­ виях. Несмотря на всю очевидность больших рыбных богатств запад­ ных районов, устойчивость кон­ центраций, вполне удовлетвори­ тельные грунтовые условия, при­ емлемый ассортимент рыбы, все же некоторые капитаны сильно тяготеют к восточным, уже хоро­ шо ими изученным районам Ба­ ренцева моря. Они относятся к новым районам с недоверием и с неохотой туда направляются. Та­ кие люди проявляют вредный кон­ серватизм. Они недооценивают значения новых районов, при кратковременных пониженных уловах теряют промысловую вы­ держку, впадают в панику, на со­ вещаниях в море, пытаясь пре­ уменьшить значимость новых про­ мысловых мест, демобилизируют моряков других кораблей. Эти ру­ ководители, имеющие большой производственный опыт, подходят к новому флоту оо старыми мер­ ками и нормами, не учитывают больших возможностей рефрижера­ торных кораблей. В одной аз приветственных те­ леграмм по поводу производствен­ ной победы траулера «Ашхабад» министр рыбной промышленно­ сти тов. Ишков пишет: «Своим самоотверженным тру­ дом, передачей накопленного опы­ та моряки траулера должны до­ биться полного освоения этих но­ вых мест лова, превращения их в район постоянной высокопроизво­ дительной работы большого тра­ лового флота». И действительно, капитаны траулеров «Чехо®» — П. П. Ко- рехов, «Н. Островский» — В. Я. Орликова, «Салтыков-Щедрин» — Б. С. Кисов, «Ярославль» — 0. П. Безруков, «Ворошиловград» — Я. А. Никитин, «Некрасов» — Н. Е. Елфнмов — явились энту­ зиастами освоения нового района промысла. Большую роль в избежании не­ производительного лежания в дрейфе судов на промысле играет тщательное и повседневное изу­ чение грунтовых условий запад­ ных районов, особенно банки Фламандская шапка. Системати­ ческое изучение грунтовых усло­ вий капитанами и всем судоводи­ тельским составом открывает ши­ рокие возможности для того, что­ бы избежать аварийности орудий лова. Рельеф дна банки Фламанд­ ская шапка весьма характерный расположением изобат, что в оп­ ределенной степени дает возмож­ ность приближенной ориенти­ ровки. Основная же роль в точном оп­ ределении места судна принадле­ жит астрономическим наблюде­ ниям, так как отдаленность бере­ говой черты исключает 'возмож­ ность использования радиопелен­ гатора. Штурманский состав реф­ рижераторных кораблей должен полностью обладать этими спосо­ бами определения места судна. Даже кратковременное иногда появление солнца либо других светил в просвете облаков должно быть использовано для взятия их высот. Широко поставленная ко­ мандирская учеба поможет моло­ дым судоводителям избежать воз­ можных ошибок, приобрести прак­ тические навыки в работе, повы­ сить точность своих наблюдений. Практика показала, что за 35 промысловых суток на планшет можно нанести 40—45 обсерво- ванных точек. Благодаря этому нам удалось уточнить изобаты, которые, кстати сказать, нанесе­ ны не совсем точно. Ценным мероприятием явилась организация на промысле синоп­ тической станции, где работает группа сйноптаов под руковод­ ством то®. Очкасова. Их прогно­ зы почти всегда подтверждались погодой. Не следует пренебрегать метеосообщениами канадских ра­ диостанций. 3. На протяжении всего времени работы наших кораблей в запад­ ных районах, мы накопили зна­ чительный опыт. Его следует обобщить, материал систематизи­ ровать и издать отдельным бюл­ летенем. Кроме этого, наступило уже время, когда ПИНРО следует серьезно взяться за систематиче­ ское и деятельное изучение этого района, а не ограничиваться незначительной статейкой старше­ го научного сотрудника института тов. Константинова, побывавшего в одном из рейсов на траулере «Ижевск». Кстати сказать, эта статья практической ценности для промысловиков не имеет. Од­ нако нельзя не согласиться е мне­ нием автора статьи в отношении исследований новых районов: банки Розенгартен, районов по­ бережья Исландии, в Датском про­ ливе, а также районов Фарерских и Лафотенских островов и других мест лова, где с большим промыс­ ловым успехом работали иностран­ ные корабли. г В настоящее же время, до де­ тального изучения Ньюфаунд­ лендской банки. Фламандской шапки, банки Лауры, прибли­ женного района островов Новой Шотландии, следует немедленно перевести на русский язык и рас­ пространить на суда имеющиеся у нас пособия, приобретенные в Канаде во время рейса траулера «Свердловск». Совершенно очевидно, что при непрерывном росте нашего флота, нельзя уповать только на восточ­ ные районы, которые детально изучены. Эти просторы для боль­ шого флота становятся тесными, так как сильно насыщены малы­ ми кораблями. Жизнь настоятельно требует широкого освоения новых районов промысла. И в этих новых райо­ нах, в частности на Фламандской шапке, нельзя ограничиваться восемью квадратами района бан­ ки «Свердловска», где вот уже девять месяцев малую площадь утюжат десятки больших ко­ раблей. 4 . Для полного и целесообразного использования рефрижераторных кораблей необходимо иметь по­ стоянное судно для поисковой ра­ боты. Оно должно обеспечивать сырьевой базой группу, инфор­ мировать корабли о своей деятель­ ности. вести постоянное наблюде­ ние за перемещением косяков ры­ бы. Тогда большие корабли, в слу­ чае падения подъемов в одном районе, смогут оперативно пере­ ключиться для лова в другом смежном районе, не теряя цен­ ного промыслового времени. Мне думается, что для поисковой целя целесообразно использование трау­ леров типа «Кремль». До сих по® практикуется назначение для поисковой работы одного из реф­ рижераторных кораблей, у кото­ рого из ресурса промыслового времени в 35 суток 10 выделяет­ ся на поисковую работу. Это не­ целесообразно, так как поисковая работа такого судна носит бесси­ стемный, эпизодический харак­ тер и целостного представления о состоянии сырьевой базы не да­ ет. Кроме эгого, такое судно свя­ зано рейсовым заданием и ограни­ чено во времени. Практика показала, что осен­ не-зимний период лова в запад­ ных районах является временем менее интенсивных подъемов, что вполне естественно. С наступле­ нием весенне-летнего периода ин­ тенсивность промысла здесь зна­ чительно возрастает (как это бы­ ло в прошлом году). В связи е этим следует уделить особое вни­ мание подготовке траулеров в летнему лову у берегов Канады. 5 . Со всей серьезностью и ответ­ ственностью надо подойти к воп­ росу снабжения судов. Необходим* создать в море базу, имеющую до­ статочно промснаряжения: бо- бинце®, металлических кухтылей. ваеров, капроновых тралов и меш­ ков «о избежание случаев, когда судно, будучи плохо снабжено в порту, при аварии на промысле орудий лова вынуждено лежать в дрейфе, теряя ценное промысло­ вое время. 6. На страницах журнала «Рыб­ ное хозяйство» № 1 за 1957 год освещены вопросы усовершенство­ вания орудий лова, улучшения работы отдельных узлов. Расска­ зано о применении динамически* поплавков повышенной плавуче­ сти, щитков, увеличивающих вертикальное раскрытие трала, освещены другие вопросы, взятые из широкого опыта отечественно­ го и иностранных промысловых флотов. Эти новшества следует смелее и оперативнее внедрять на кораблях большого тралового фло­ та, так как они, несомненно, долж­ ны привести к повышению произ­ водительности рефрижераторных кораблей. * * * Неустанно проводя в жизнь ре­ шения парши и правительства, опираясь на повседневную помощь руководства флотом и береговых организаций, моряки большого тралового флота приложат все си­ лы, знания и многолетний опыт для полного освоения новых бо­ гатых районов промысла, повыше­ ния производительности труда на базе внедрения и полного исполь­ зования перед, зой техники, повы­ шения рентабельности работы флот.. А. АНТИПА. Старший помощник ка- шатана траулера «Ашха­ бад». С богатыми уловами Соревнуясь за достойную встре­ чу 40-й годовщины Великого Ок­ тября. экипажи некоторых ко­ раблей добиваются значительных успехов на лову. 160 тонн рыбы предъявила к выгрузке команда траулера «Акула». Такое же количество рыбопро­ дукции, по предварительным дан­ ным, ..оставили в порт коллекти­ вы траулеров «Соловецкий», «Ви- нешма», «Ереван», «Лебедка» я других.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz