Рыбный Мурман. 1957 г. Май.
М 57 (607) 14 sun 1957 г. р ы б а ы я м у р м а н 3 В О С П И Т А Н Н И Ц А ШНОЛЫ ФЗУ Много лет существу ет іфи Мурманском ры бокомбинате школа фабрично - заводского обучения. Это кузница кадров рыбообработчи ков. Воспитанницы шко лы хорошо трудятся на производстве, успешно используя практически полученные знания. С 1950 года работает в цехе холодного копче ния коптильного заво да выпускница школы ФЗУ бракер-укладчица комсомолка Александ ра Уткина. Она хорошо освоила свое дело, си стематически перевы полняет нормы. На снимке: Александра УТКИНА за работой. Фото П. Быстроумова. Сцепление тралов можно избежать На страницах наших газет, на различных совещаниях и собра ниях неоднократно поднимался вопрос о выпуске пособий для промысловиков. Мне хочется в связи с этим остановиться на статье капитана траулера «Ак- сай» тов. Лебедева «Нам нужны новые пособия »,опубликованной 26 марта 1957 года в газете «Рыбный Мурман». В корреспонденции задан та кой вопрос: «А кто точно скажет, какую дистанцию между судами надо соблюдать при встрече, что бы не сцепиться тралами?» Отве тить на этот вопрос можно очень просто — никто точно не скажет. И не потому, что не хватает зна ний. $ потому, что сделать это по- моему невозможно. Расстояние между судами зави сят от многочисленных фактооов: сворфсти траления, длины ваеров * кабелей, курсов, расстояния между распорными досками, тече ния и силы ветра. Многочислен ность причин заставляет судово дителей определять это расстоя ние в каждом отдельном случае. И если они правильно Оценили об становку, приняли во внимание асе факторы, то сцепления не бу дет. Каждый судоводитель должен помнить, что. работая в группе траулеров, он должен располагать курсы своего корабля так. чтобы не мешать другим, стараться хо дить с тралом тем курсами, ка кими ходит основная группа су дов. ни в коем случае не тралиро- вать поперек курсов группы и не делать поворотов с тралом. Если же обстановка заставляет пройти за кормой другого траулера, то лучше уменьшить ход. И только в том случае, когда имеется полная уверенность, что опасности спеп- ления в данном случае нет. мож но прибавить ход. Бывают случаи, что штурманы отдают ваера со стопора в тот мо мент. когда их судно находится, как говорят, под носом у другого траулера. Последний попадает в очень затруднительное положение. Если же все-таки есть необходи мость отдать ваера со стопора под носом другого траулера, то нужно обязательно предупредить его гуд ками и дать ход назад. Это в том случае, если в момент отдачи со стопора ваше судно не пересекло ему курс. Если же перед отдачей курс уже пересечен, то тогда вы борку ваеров нужно производить на малом или среднем переднем ходу, держа руль почти прямо. Идя встречными параллельны ми курсами или параллельными курсами в одном направлении, не обходимо обращать серьезное вни мание на дрейф и не приближать ся к борту другого траулера на расстояние менее 100 метвов. Правда, согласно временному на ставлению не рекомендуется под ходить ближе двух кабельтовых. Но, учитывая особенности работы в некоторых промысловых райо нах, приходится уменьшать это расстояние на 100 метров. Если же корабль идет одним курсом и по каким-либо причи нам необходимо еще ближе подой ти к борту (такие случаи допу стимы только как исключение), то следует обязательно вытравить через стопор дополнительно 2—3 марки ваеров. Ни в коем случае нельзя после расхождения на встречных кур сах изменять свой курс в течение 5— 10 минут в сторону прошед шего встречного траулера. Это время (5—10 минут) зависит от длины ваеров. Практически мож но считать, что трал находится за кормой на расстоянии, равном вытравленным ваерам плюс дли на &белей. Некоторые судоводители счи тают, что трал находится от ко рабля на расстоянии, равном дли не ваеров плюс кабеля и минус глубина. Это ошибочное мнение. Глубина незначительно' умень шает расстояние трала от кормы траулера. Вот несколько примеров. Пер вый пример: глубина 450 метров; ваера находятся на глубине 900 метров; доски идут от кормы на расстоянии 800 метров плюс 40 метров кабеля — итого 840 мет ров. Следовательно, после расхож дения судов нельзя изменять кур сы в сторону прошедшего трау лера в течение 9— 10 минут. Вто рой пример: глубина 200 метров, ваера находятся на глубине 600 метров; расстояние трала за кор мой около 600 метров.В этом слу чае время расхождения равно 7 минутам. Еще пример: глубина 100 метров: ваера находятся на глубине 400 метров; трал за кор мой отстоит немногим более 400 метров. В этом случае время рас хождения составляет 5 минут. Каждый капртан обязан анали зировать все случаи сцепления тралами, делать определенные вы воды и учить своих помощников правильно оценивать сложившую ся обстановку. Нужно помнить, что сцепление тралами — это грубейшее нарушение правил про мыслового судовождения. Оно вле чет за собой потери материаль ных ценностей и промыслового времени. Желательно, чтобы другие про мысловики также выступали по затронутому вопросу на страни цах газеты «Рыбный Мурман». Это поможет молодым специали стам в освоении промыслового дела. В КУЗНЕЦОВ, Капитан траулера «Ме литополь». Лучше использовать' рефрижераторные траулеры / . В августе 1956 года рефриже раторные корабли Мурманского тралового флота начали освоение промысла на Ньюфаундлендской банке. Пионером этого большого дела явилась команда траулера «Свердловск». Основную же рабо ту по освоению здесь добычи ры бы осуществили экипажи трауле ров «Ашхабад» (капитан Г. Т. Бе- менко) и «Н. Островский» (капи тан В. Я. Орликова). Надо сказать, что наши моряки довольно хорошо изучили этот район промысла. Корабли работа ли в разное время года, при раз личных метеорологических усло виях. Несмотря на всю очевидность больших рыбных богатств запад ных районов, устойчивость кон центраций, вполне удовлетвори тельные грунтовые условия, при емлемый ассортимент рыбы, все же некоторые капитаны сильно тяготеют к восточным, уже хоро шо ими изученным районам Ба ренцева моря. Они относятся к новым районам с недоверием и с неохотой туда направляются. Та кие люди проявляют вредный кон серватизм. Они недооценивают значения новых районов, при кратковременных пониженных уловах теряют промысловую вы держку, впадают в панику, на со вещаниях в море, пытаясь пре уменьшить значимость новых про мысловых мест, демобилизируют моряков других кораблей. Эти ру ководители, имеющие большой производственный опыт, подходят к новому флоту оо старыми мер ками и нормами, не учитывают больших возможностей рефрижера торных кораблей. В одной аз приветственных те леграмм по поводу производствен ной победы траулера «Ашхабад» министр рыбной промышленно сти тов. Ишков пишет: «Своим самоотверженным тру дом, передачей накопленного опы та моряки траулера должны до биться полного освоения этих но вых мест лова, превращения их в район постоянной высокопроизво дительной работы большого тра лового флота». И действительно, капитаны траулеров «Чехо®» — П. П. Ко- рехов, «Н. Островский» — В. Я. Орликова, «Салтыков-Щедрин» — Б. С. Кисов, «Ярославль» — 0. П. Безруков, «Ворошиловград» — Я. А. Никитин, «Некрасов» — Н. Е. Елфнмов — явились энту зиастами освоения нового района промысла. Большую роль в избежании не производительного лежания в дрейфе судов на промысле играет тщательное и повседневное изу чение грунтовых условий запад ных районов, особенно банки Фламандская шапка. Системати ческое изучение грунтовых усло вий капитанами и всем судоводи тельским составом открывает ши рокие возможности для того, что бы избежать аварийности орудий лова. Рельеф дна банки Фламанд ская шапка весьма характерный расположением изобат, что в оп ределенной степени дает возмож ность приближенной ориенти ровки. Основная же роль в точном оп ределении места судна принадле жит астрономическим наблюде ниям, так как отдаленность бере говой черты исключает 'возмож ность использования радиопелен гатора. Штурманский состав реф рижераторных кораблей должен полностью обладать этими спосо бами определения места судна. Даже кратковременное иногда появление солнца либо других светил в просвете облаков должно быть использовано для взятия их высот. Широко поставленная ко мандирская учеба поможет моло дым судоводителям избежать воз можных ошибок, приобрести прак тические навыки в работе, повы сить точность своих наблюдений. Практика показала, что за 35 промысловых суток на планшет можно нанести 40—45 обсерво- ванных точек. Благодаря этому нам удалось уточнить изобаты, которые, кстати сказать, нанесе ны не совсем точно. Ценным мероприятием явилась организация на промысле синоп тической станции, где работает группа сйноптаов под руковод ством то®. Очкасова. Их прогно зы почти всегда подтверждались погодой. Не следует пренебрегать метеосообщениами канадских ра диостанций. 3. На протяжении всего времени работы наших кораблей в запад ных районах, мы накопили зна чительный опыт. Его следует обобщить, материал систематизи ровать и издать отдельным бюл летенем. Кроме этого, наступило уже время, когда ПИНРО следует серьезно взяться за систематиче ское и деятельное изучение этого района, а не ограничиваться незначительной статейкой старше го научного сотрудника института тов. Константинова, побывавшего в одном из рейсов на траулере «Ижевск». Кстати сказать, эта статья практической ценности для промысловиков не имеет. Од нако нельзя не согласиться е мне нием автора статьи в отношении исследований новых районов: банки Розенгартен, районов по бережья Исландии, в Датском про ливе, а также районов Фарерских и Лафотенских островов и других мест лова, где с большим промыс ловым успехом работали иностран ные корабли. г В настоящее же время, до де тального изучения Ньюфаунд лендской банки. Фламандской шапки, банки Лауры, прибли женного района островов Новой Шотландии, следует немедленно перевести на русский язык и рас пространить на суда имеющиеся у нас пособия, приобретенные в Канаде во время рейса траулера «Свердловск». Совершенно очевидно, что при непрерывном росте нашего флота, нельзя уповать только на восточ ные районы, которые детально изучены. Эти просторы для боль шого флота становятся тесными, так как сильно насыщены малы ми кораблями. Жизнь настоятельно требует широкого освоения новых районов промысла. И в этих новых райо нах, в частности на Фламандской шапке, нельзя ограничиваться восемью квадратами района бан ки «Свердловска», где вот уже девять месяцев малую площадь утюжат десятки больших ко раблей. 4 . Для полного и целесообразного использования рефрижераторных кораблей необходимо иметь по стоянное судно для поисковой ра боты. Оно должно обеспечивать сырьевой базой группу, инфор мировать корабли о своей деятель ности. вести постоянное наблюде ние за перемещением косяков ры бы. Тогда большие корабли, в слу чае падения подъемов в одном районе, смогут оперативно пере ключиться для лова в другом смежном районе, не теряя цен ного промыслового времени. Мне думается, что для поисковой целя целесообразно использование трау леров типа «Кремль». До сих по® практикуется назначение для поисковой работы одного из реф рижераторных кораблей, у кото рого из ресурса промыслового времени в 35 суток 10 выделяет ся на поисковую работу. Это не целесообразно, так как поисковая работа такого судна носит бесси стемный, эпизодический харак тер и целостного представления о состоянии сырьевой базы не да ет. Кроме эгого, такое судно свя зано рейсовым заданием и ограни чено во времени. Практика показала, что осен не-зимний период лова в запад ных районах является временем менее интенсивных подъемов, что вполне естественно. С наступле нием весенне-летнего периода ин тенсивность промысла здесь зна чительно возрастает (как это бы ло в прошлом году). В связи е этим следует уделить особое вни мание подготовке траулеров в летнему лову у берегов Канады. 5 . Со всей серьезностью и ответ ственностью надо подойти к воп росу снабжения судов. Необходим* создать в море базу, имеющую до статочно промснаряжения: бо- бинце®, металлических кухтылей. ваеров, капроновых тралов и меш ков «о избежание случаев, когда судно, будучи плохо снабжено в порту, при аварии на промысле орудий лова вынуждено лежать в дрейфе, теряя ценное промысло вое время. 6. На страницах журнала «Рыб ное хозяйство» № 1 за 1957 год освещены вопросы усовершенство вания орудий лова, улучшения работы отдельных узлов. Расска зано о применении динамически* поплавков повышенной плавуче сти, щитков, увеличивающих вертикальное раскрытие трала, освещены другие вопросы, взятые из широкого опыта отечественно го и иностранных промысловых флотов. Эти новшества следует смелее и оперативнее внедрять на кораблях большого тралового фло та, так как они, несомненно, долж ны привести к повышению произ водительности рефрижераторных кораблей. * * * Неустанно проводя в жизнь ре шения парши и правительства, опираясь на повседневную помощь руководства флотом и береговых организаций, моряки большого тралового флота приложат все си лы, знания и многолетний опыт для полного освоения новых бо гатых районов промысла, повыше ния производительности труда на базе внедрения и полного исполь зования перед, зой техники, повы шения рентабельности работы флот.. А. АНТИПА. Старший помощник ка- шатана траулера «Ашха бад». С богатыми уловами Соревнуясь за достойную встре чу 40-й годовщины Великого Ок тября. экипажи некоторых ко раблей добиваются значительных успехов на лову. 160 тонн рыбы предъявила к выгрузке команда траулера «Акула». Такое же количество рыбопро дукции, по предварительным дан ным, ..оставили в порт коллекти вы траулеров «Соловецкий», «Ви- нешма», «Ереван», «Лебедка» я других.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz