Рыбный Мурман. 1957 г. Май.
Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н № 56 (606) 11 мая 1957 Г. С е д ь м а я с е с с и я В е р х о в н о г о С о в е т а С С С Р (Окончание). чинения: промышленность союз но-республиканскую, которая бу дет входить в ведение Советов на родного хозяйства, и промышлен ность местную, подчиненную не посредственно местным Советам депутатов трудящихся. Говоря о взаимоотношениях совнархозов с областными и крае выми Советами, тов. Хрущев от мечает, что сейчас нецелесообраз но подчинять совнархозы местным Советам. Но Советы не должны стоять в стороне от деятельности совнархозов. Они обязаны заслу шивать их доклады и тем самым принимать участие в управлении хозяйственным строительством на территории своего края или об ласти. Советы народного хозяйства краев, областей и республик бу дут непосредственно управлять подчиненными им хозяйственны ми объединениями, предприятия ми и стройками, руководствуясь заданиями общегосударственного плана развития народрого хозяй ства. Тов. Хрущев затем остановил ся на вопросах развития специа лизации и кооперирования в про мышленности. В результате пере стройки управления будут созда ны значительно большие возмож ности для специализации и ко оперирования как внутри эконо мических районов и республик, так и во всем народном хозяйстве, будут созданы условия для луч шего использования промышлен ного потенциала страны, достиже нии нашей науки, правильной расстановки инженерно-техниче ских и научных кадров, повыше ния роли научных учреждений и институтов в борьбе за техниче ский прогресс. Чтобы обеспечить широкое уча стие трудящихся в управлении промышленностью и строитель ством, при совнархозах целесооб разно создать технико-экономиче ские советы, в которые войдут крупные специалисты, новаторы и передовики производства, руко водители партийных, советских, хозяйственных, профсоюзных, на учно-исследовательских и других организаций. При обсуждении тезисов мно гие товарищи указывали на не обходимость расширить права ди ректоров предприятий, сократить число плановых показателей, ко торые устанавливаются для пред приятий и строек, предоставить директорам больше самостоятель ности в решении технических, финансовых и хозяйственных воп росов. Следует серьезно подумать над этими вопросами и найти наиболее разумное их решение, говорит тов. Хрущев. Создание совнархозов даст воз можность упорядочить материаль но-техническое снабжение и вме сто множества существующих в настоящее время в областях, кра ях^ и республиках параллельно действующих сбытовых и снаб женческих контор и баз создать единые органы, ведающие снаб жением и сбытом. Значительная часть доклада посвящена вопросам дальнейшего улучшения планирования и пере стройки работы оргаиов планиро вания и учета. Плановое ведение народного хозяйства, говорит тов. Хрущев, является одним из корен ных преимуществ социалистиче ского строя перед капиталистиче ским. Осуществляя мероприятия по совершенствованию организа ции руководства народным хо зяйством, партия и правительство уделяют особое внимание дальней шему усилению планового начала в развитии народного хозяйства. Намечаемая перестройка управ ления промышленностью и строи тельством требует коренного улучшения работы плановых ор ганов в центре и на местах. Гос план СССР должен стать научным планово-экономическим органом народного хозяйства страны. Он призван глубоко, и всесторонне изучать потребности народного хозяйства, учитывать достижения науки и техники и на основе это го разрабатывать предложения по развитию всех отраслей народного хозяйства, в которых наиболее тщательно учитывать возможно сти комплексного развития эконо мики и рационально использовать ресурсы в общегосударственных интересах. Надо значительно улучшить дело перспективного планирова ния. Помимо годовых и пятилет них планов Госплан призван раз рабатывать перспективные планы на более длительные периоды в целом по народному хозяйству страны и по отдельным отраслям. Нужно так построить планирова ние, чтобы ужѳ в текущем году были известны основные намет ки плана на следующий год и в текущей пятилетке основные на метки плана на будущую пяти летку, или, по крайней мере, на ее первые годы. На Госплан СССР следует воз ложить некоторые функции, обес печивающие проведение единой централизованной политики в развитии важнейших отраслей промышленности, осуществляемой в настоящее время министерст вами. Охарактеризовав основные функции, которые счедует возло жить на Госплан СССР. тов. Хру щев затем говорит, что разработ ка планов должна начинаться на предприятиях, затем в соответ ствующем хозяйственном объеди нении, в Совете народного хозяй ства, в Госплане республики и за вершаться в Госплане СССР. Та кая практика позволит в макси мальной мере использовать мест ные ресурсы, производственные мощности и обеспечить рацио нальное размещение производства но территории страны. На Госплан СССР необходимо возложить составление планов ма териально-технического снабже ния народного хозяйства и реше-. ние текущих вопросов, связанных с их осуществлением. Аппарат Госплана не должен быть громоздким. Для успешного осуществления новых задач и функций в Госплане следует иметь отдел по перспективному планированию, а также специа лизированные отделы по отраслям народного хозяйства. Руководите ли основных отделов Госплана СССР по своей подготовке и опы ту должны быть на уровне ны нешних министров. Непрерывный рост социали стического производства может осуществляться лишь на базе высшей техники, при неуклонном техническом прогрессе. Наиболее важные мероприятия по развитию науки и техники должны преду сматриваться единым планом раз вития народного хозяйства, со ставляемым Госпланом СССР. Учитывая предложения многих наших специалистов, головные научно-исследовательские ин ституты следует оставить в под чинении сохраняемых мини стерств или подчинить соответ ствующим отделам Госплана. Большинство же отраслевых на учно-исследовательских, проект ных и конструкторских организа ций надо подчинить совнархозам, имея в виду перебазировать неко торые из этих организаций ближе к производству. В тезисах, говорит тов. Хру щев, предлагалось вместо ныне существующей Гостехники обра зовать Инженерно-технический комитет Совета Министров СССР. В ходе обсуждения тезисов многие инженеры, деятели науки выска зали пожелание именовать этот орган Научно-техническим коми тетом. Отметив, что это предложе ние следует принять, докладчик остановился затем на вопросах, которыми должен заниматься Научно-технический комитет. Це лесообразно также образовать на учно-технические комитеты в союзных республиках, а в необ ходимых случаях и при Советах народного хозяйства экономиче ских административных районов. Следует всемерно развивать за водские конструкторские бюро и лаборатории, организовать на ве дущих предприятиях научно-ис- следовательскяе институты или передать им некоторые из суще ствующих. Надо всемерно разви вать массовое движение рациона лизаторов и изобретателей. То карь-изобретатель Ленинградского Кировского завода тов. Еарасев и многие другие товарищи высказы вают предложение об организации добровольного общества изобрета телей и рационализаторов. Это предложение, отмечает докладчик,- заслуживает внимания. Для решения ряда общих воп росов строительства и проектиро вания необходимо сохранить су ществующий ныне Государствен ный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР). Собирание и разработка отчетных данных должны быть сосредоточены в ор ганах Центрального Статистиче ского Управления. Следует и впредь сохранять централизован ное финансовое планирование и централизацию необходимых де нежных ресурсов в государствен ном бюджете, в том числе в союз ном бюджете, с тем, чтобы обес печить бесперебойное финансиро вание растущих потребностей народного хозяйства и необходи мые пропорции в разгитии всего народного хозяйства СССР, хозяй ства союзных республик и отдель ных экономических районов. Тов. Хрущев остановился на вопросах материально-техниче ского снабжения предприятий, от метив, что это снабжение целесо образно построить по террито риальному принципу, то есть че рез совнархозы, при сохранении централизованного планового рас пределения материальных ресур сов по экономическим районам. При этом совнархозам должна быть предоставлена самостоятель ность в использовании выделяе мых им материальных ресурсов. Докладчик далее подчеркнул, что назрела необходимость развития в широких масштабах прямых связей заводов, фабрик и строек с непосредственными поставщика ми сырья, материалов и комплек тующих изделий, как наиболее целесообразной и экономически выгодной формы снабжения и сбыта продукции. Осуществление мероприятий по усовершенствованию организа ционных форм управления про мышленностью и строительством, говорит тов. Хрущев, требует пе рестройки содержания и методов работы органов Государственного контроля. Видимо, следует разра ботать положение о Государствен ном контроле применительно к но вым условиям, с тем, чтобы зна чительно усилить работу по конт ролю на местах, в экономических административных районах. Докладчик говорит затем, что перестройка управления промыш ленностью и строительством имеет огромное значение в деле даль- зейшего расширения прав союз ных республик в руководстве хо зяйственным строительством. Наряду с огромным экономиче ским значением намечаемые меро приятия имеют и первостепенное политическое значение, так как знаменуют собой новый крупный шаг в проведении ленинской на циональной политики, подготов ленный всем ходом социалистиче ского строительства. Широкие права, предоставляемые республи кам в хозяйственном строитель стве, будут способствовать еще большему развитию инициативы и творческой активности масс, расцвету материальных и духов ных сил всех наций и народно стей Советского Союза, дальней шему укреплению дружбы между народами нашей страны. _ * . Успешное развитие хозяйства и культуры каждой республики невозможно без быстрого роста народного хозяйства страны в це лом, так как экономика Советско го Союза представляет собой еди ный, неразрывный комплекс. Следовательно, в своей работе по руководству промышленностью и строительством республиканские органы на первый план должны ставить вопросы, имеющие обще союзное значение. Прежде всего они должны сосредоточивать свое внимание на развитии тех отрас лей промышленности республики, которые играют важнейшую роль в экономике всей страны. В ходе обсуждения тезисов от мечалось, что при новой струк туре управления, когда местным органам предоставляются широ кие права, могут появляться тен денции к автаркии, стремление строить замкнутоз хозяйство внутри района или республики. Такие опасения имеют под собой почву, и об этом забывать не следует. Выявление и борьба против этих вредных местниче ских тенденций, идущих вразрез с общегосударственными интере сами, должны быть постоянно в поле зрения партийных, совет ских, хозяйственных и профсоюз ных органов. В борьбе с подобны ми явлениями необходимо, кроме средств политического руковод ства, в полной мере использовать такие мощные рычаги в руках государства, как единое народно хозяйственное планирование, централизованные финансы и об щегосударственная статистика. В новых условиях еще большее значение приобретают вопросы развития науки и техники. До кладчик замечает, что настало время перейти от разговоров к практическому осуществлению мероприятий по приближению научных учреждений к произ водству. Следует, например, вся чески поддержать инициативу академиков М. А. Лаврентьева и С. А. Христиановича. выступив ших с предложением создать крупный научный центр на во стоке страны, перевести на восток некоторые хорошо зарекомендо вавшие себя научные коллективы из Москвы и Ленинграда. Тов. Хрущев в заключитель ной части доклада отмечает, что в условиях, когда проводятся ме ры по приближению хозяйственно го руководства к производству, значительно повышается роль Советов депутатов трудящихся, которые являются подлинными органами народовластия. Предстоящая перестройка ру ководства промышленностью и строительством потребует боль шой организаторской работы со стороны Советов депутатов трудя щихся, профсоюзов, комсомола, Коммунистической партии. Осуществляя перестройку уп равления промышленностью и строительством, подчеркивает тов. Хрущев, мы должвы постоянно иметь в виду, что высокие темпы подъема народного хозяйства на шей страны и неуклонный рост благосостояния народа обеспечи ваются последовательным прове дением партией ленинского курса на преимущественное развитие тяжелой индустрии. Этот курс мы должны неуклонно проводить и впредь как в наших перспектив ных и текущих планах развития народного хозяйства, так и во всей работе центральных и мест ных органов. у Вопрос о дальнейшем совер шенствовании организации уп равления промышленностью и строительством в нашей стране, говорит докладчик, вызвал боль шой интерес и многочисленнее отклики в зарубежных странах. Органы печати стран социалисти ческого лагеря и прогрессивная нечать капиталистических стран, комментируя тезисы доклада и их всенародное обсуждение, указы вают, что намечаемые мероприя тия знаменуют новой этап даль нейшего развития социалистиче ской экономики в СССР. Что ка сается буржуазной печати, то следует прежде всего отметить по пытку подавляющего большин ства газет и журналов скрыть от читателей действительно всена родный характер обсуждения важ нейших вопросов хозяйственного строительства в Советском Союзе. И это не случайно, ибо буржуаз ные журналисты, постоянно кри чащие об отсутствии демократии в Советском Союзе, боятся ска зать правду читателям о том, что весь советский народ активно об суждает коренные вопросы улуч шения управления промышлен ностью и строительством. Советский народ всегда актив но поддерживая и поддерживает Коммунистическую партию и Со ветское правительство В настоя щее время наш народ как никогда сплочен вокруг своей партии, что находит свое . конкретное выра жение во всех делах, проводимых в нашей стране. Наше общество уверенно смотрит в будущее и идет вперед, в свое коммунистиче ское завтра. Заканчивая доклад, тов. Хру щев говорит: — Сорок лет тому назад рабо чий класс России, возглавляемый героической партией коммуни стов, выкованной великим Ле ниным, высоко поднял знамя со циалистической революции, зна мя освобождения трудящихся от ненавистных и тяжких оков ка питалистического рабства, знамя борьбы за мир, за счастье наро дов. Ныне под эг* знамя беспово ротно стали многие народы Евро пы п Азии. Сила примера — это великая сила, товарищи. Так бу дем же и впредь высоко нести знамя Великого Октября, демон стрируя преимущества социализ ма перед капитализмом, умножая наши успехи в строительстве ком мунистического общества! Доклад тов. Н. С, Хрущева де путаты и гости многократно пре- оывали продолжительными апло дисментами. (ТАСС). % <9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz