Рыбный Мурман. 1957 г. Май.
I Г і ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ный iW-* ОРГАН ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ И ГЛАЗМУРМАНРЫБПРОМА й 56(BOB) IСуббота, 1 мая 1057 г. Цена 15 коп. С о з д а н н а я т р у д о м н а р о д а м о г у ч а я с о ц и а л и с т и ч е с к а я э к о н о м и к а — о с н о в а д а л ь н е й и і е г о п р о ц в е т а н и я С о в е т с к о й Р о д и н ы - б л а г о п о л у ч и я и с ч а с т ь я т р у д я щ и х с я . Н а ш е о б щ е с т в о у в е р е н н о с м о т р и т в б у д у щ е е и и д е т в п е р е д , в с в о е к о м м у н и с т и ч е с к о е з а в т р а . (Из доклада тов. Н. С. Хрущева на седьмой сессия Верховного Совета СССР). % С е д ь м а я с е с с и я В е р х о в н о г о С о в е т а С С С Р Верховный Совет СССР перехо дит к рассмотрению вопроса о тальвейшем совершенствовании организации управления промыш ленность» и строительством. Слово для доклада предостав ляется тепло встреченному соб равшимися Первому секретарю Центрального Комитета КПСС де путату Н. С. Хрущеву. Прежде всего мне хотелось бы, говорит тов. Н. С. Ірущев, сооб щить некоторые итоги всенарод ного обсуждения ѳтого вопроса в период подготовки к настоящей сеесии. С 30 марта по 4 мая, согласно предварительным дан- аым, на предприятиях и строй- sax, в научных организациях и учреждениях, в колхозах, МТС и совхозах, б частях Советской Ар мии и в учебных заведениях про ведено более 514 тысяч собраний, яа которых присутствовало 40 миллионов 820 тысяч трудящих ся, из них свыше 2 миллионов 300 тысяч человек выступили со своими замечаниями и предложе ниями по вопросам улучшения руководства промышленностью и строительством. Обсуждение этих вопросов нашло широкое освеще ние на страницах центральных и местных газет и журналов. Это обсуждение служит новым ярким свидетельством советского демократизма. Всенародное обсуж дение столь важного государст венного вопроса представляет со бой конкретный пример претворе ния в жизнь ленинского принци па коллективного руководства и неразрывной связи руководства с народом, когда партия и прави тельство при рассмотрении на зревших задач коммунистического строительства советуются с на родом, коллективный разум кото рого помогает находить наиболее правильные решения. Как показало всенародное об суждение, советские люди глубоко сознают, что главные задачи раз вития народного хозяйства СССР состоят в том, чтобы на базе пре имущественного развития тяже лей промышленности, непрерыв ного технического прогресса и повышения производительности труда обеспечить дальнейший мощный рост всех отраслей на родного хозяйства, осуществить крутой подъем сельскохозяйствен ного производства и на этой осно ве добиться значительного по вышения материального благосо стояния и культурного уровня советского народа. С чувством за конной патриотической гордости за свою Родину наш народ отме чает, что мы располагаем теперь всеми необходимыми условиями для того, чтобы на путях мирно го экономического соревнования решить в исторически кратчай шие сроки основную экономиче скую задачу СССР — догнать и перегнать наиболее развитые ка питалистические страны по про изводству продукции на душу населения. Характерной чертой всенарод ного обсуждения явились подлин но большевистская непримири мость к настроениям благодушия, самоуспокоенности и зазнайства, неукротимое стремление идти впе ред, преодолевая па своем пути трудности и преграды, борясь с явлениями косности и застоя, бю рократизма и ведомственной огра ниченности. Было внесено много ценных предложений, как лучше организовать управление про мышленностью в строительством с учетом конкретных условий и особенностей отдельных экономи ческих районов, областей и рес публик, отдельных отраслей на родного хозяйства. Тов. Хрущев говорит о тяжелом наследии, полученном советской властью от царизма, от буржуаз но-помещичьего строя. Преодолев неимоверные трудности — голод, разруху, иностранную интервен цию, подрывные дейетвия импе риализма, — советский народ по плану, разработанному великим Лениным, под водительством пар тии, своим самоотверженным тру дом построил социализм. За годы Советской власти на ша страна обогнала в экономиче ском развитии многие капитали стические государства и по уров ню промышленного производства вышла на второе место в мире. Объем промышленной продукции по сравнению с дореволюционным периодом к 1957 году возрос бо лее чем в 30 раз,, а по сравнению с 1940 годом — почти в четыре раза. За последние годы народное хозяйство СССР сделало новый крупный шаг вперед, поднялось на более высокую ступень. Социа листическая промышленность раз вивается высокими темпами на базе достижений современной на уки и техники. Крупные успехи достигнуты Советским Союзом в деле социа листического преобразования сельского хозяйства. На основе подъема промышленного и сель скохозяйственного производства непрерывно повышается жизнен ный уровень народа. Исключи тельно велики успехи Советского Союза и в области культурного строительства. Тов. Хрущев затем говорит о росте народного хозяйства и необ ходимости дальнейшего совершен ствования организационных форм управления промышленностью и строительством. Вопросы управле ния промышленностью и строи тельством, отмечает он, всег да находились в центре внимания партии и правительства. По мере роста производительных сил стра ны, развития науки и техники, роста кадров развивались и со вершенствовались формы органи зационного руководства экономи ческим строительством. По при этом сохранялся основной ленин ский принцип демократического централизма и планового руко водства народным хозяйством. Теперь, продолжает тов. Хру щев, когда народное хозяйство гигантски выросло, назрела жиз ненная необходимость внести из менения в организацию управле ния промышленностью и строи тельством. Вдумайтесь, товари щи, в такие цифры: на необъят ных просторах нашей страны имеется теперь более 200 тысяч государственных промышленных предприятий и свыше 100 тысяч строек. Совершенно очевидно, что таким огромным количеством предприятий и строек трудно осу ществлять конкретное и опера тивное руководство из мини стерств и ведомств. Возросшие масштабы производства требуют усиления конкретного и опера тивного руководства народным хо зяйством, совершенствования ор ганизационных форм управления. Это необходимо прежде всего для того, чтобы дать еще больший простор развитию производитель ных сил страны, полнее исполь зовать имеющиеся у нас огром ные резервы для дальнейшего подъема народного хозяйства и улучшения благосостояния, что бы еще шире развивать творче скую инициативу и активность трудящихся масс. Мы не можем также не видеть, что существующие формы управ ления производством через мини стерства и ведомства порождают многие недостатки. Одним иг крупных недостатков является наличие ведомственных барьеров. Ведомственный подход приводит к ослаблению, а зачастую и к нару шению нормальных производст венных связей между предприя тиями различных министерств, расположенными в одном и том же городе или экономическом районе. При нынешней структуре, когда управление осуществляется из центра по вертикали, на дли тельное время задерживается ре шение ряда важных вопросов. Большим злом, порожіаемым ведомственностью, являются нера циональные железнодорожные пе ревозки. Докладчик это иллюстри рует яркими примерами. Ведом ственные барьеры, отмечает тов. Хрущев, мешают рациональному использованию автомобильного транспорта, они неблагоприятно сказываются на нашем энергети ческом хозяйстве (стремление от дельных ведомств строить свои электростанции — мелкие и ма лоэффективные), снижают наши возможности в капитальном строительстве. Тов. Хрущев далее подчеркива ет, что главное богатство нашего социалистического государства состоит в людях, своими руками укрепляющих могущество Совет ской Родины. Организуя в широ ких масштабах подготовку спе циалистов для всех отраслей хо зяйства, партия и правительство особое внимание уделяли созда нию инженерно-технических кад ров. Если в 1928 году инженеров и техников у нас было всего 98 тысяч, то в настоящее время их имеется около 1 миллиона 800 тысяч. Однако при нынешней структуре управления часть ин женерно-технических работников занята в аппаратах министерств и ведомств и отвлечена от непо средственного участия в произ водстве. При существующей структуре управления решение многих воп росов, которые выдвигают пред приятия, проходит длительный путь через большое количество ступеней и инстанций. Из-за ве домственной разобщенности ' и удаленности министерств и глав ков от предприятий и строек ра ботники министерств вынуждены тратить много времени на ненуж ную переписку. Реорганизация управления про мышленностью и строительством будет способствовать устранению многих из этих недостатков, при близит руководство к производ ству, даст возможность более ус пешно вести борьбу с бюрокра тизмом. Задачи дальнейшего подъема народного хозяйства на современ ном этапе его развития, говорит тов. Хрущев, выдвигают необхо димость перенесения центра тя жести оперативного руководства промышленностью и строитель ством на места, ближе к пред приятиям и стройкам. А это мож но сделать только путем перехода от управления народным хозяй ством через отраслевые министер ства и ведомства к управлению, построенному по территориально му признаку. ЦК КПСС и Совет Министров СССР считают. Что организационной формой такого управления должны стать Советы народного хозяйства, которые не обходимо создать в экономических административных районах. Всенародное обсуждение пока зало, что предложение о создании Советов народного хозяйствз, как органов управления промышлен ностью и строительством по эко номическим административным районам, получило единодушное одобрение со стороны партийных, советских, профсоюзных и других общественных организации и всех трудящихся нашей страны. Сейчас вырисовываются, гово рит докладчик, такие, наиболее рациональные предложения, ко торые выдвигаются на обсужде ние настоящей сессии. Из числа промышленных и строительных министерств сохра няются: Министерство авиацион ной промышленности, Министер ство судостроительной промыш ленности, Министерство радио технической промышленности. Министерство химической про мышленности, Министерство сред него машиностроения и Мини стерство транспортного строитель ства. Министерство оборонной промышленности предлагается объединить с Министерством об щего машиностроения. Министер ство электростанций — с Мини стерством строительства электро станций. Перечисленные министерства следует сохранить, чтобы при проведении перестройки управле ния промышленностью и строи тельством совершить более плано мерный переход к руководству по-новому, не ослабляя нашей ин дустрии. Но эти министерства необходимо коренным образом ре организовать, они должны пла нировать развитие соответствую щих отраслей промышленности, обеспечивать должный техниче» ский уровень их производства, а также составлять плавы по науч но-исследовательским и проектно- конструкторским работам в конт ролировать их выполнение. Эти министерства надо освободить от непосредственного управления соответствующими предприятия ми, в связи с этим их централь ные аппараты должны быть зна чительно сокращены. Следует сказать о руководстве такими отраслями, как угольная а нефтяная промышленность, чер ная и цветная металлургия. Пред приятия этих отраслей располо жены главным образом в РСФСР, Украинской ССР. Казахской ССР и Азербайджанской ССР. Поэтому нет нужды иметь общесоюзные министерства по указанным от раслям. Руководство ими целесо образно сосредоточить в Советах народного хозяйства экономиче ских районов и республик. В РСФСР предлагается иметь республиканские министерства черной металлургии, цветной ме таллургии, угольной промышлен ности, в Украинской ССР — ми нистерства черной металлургии и угольной промышленности. В РСФСР и Азербайджанской ССР — иметь министерства нефтяной промышленности. В РСФСР к Украинской ССР предусматри вается иметь республиканские ми нистерства строительства по не которым отраслям, а также мини стерства лесной промышленности и министерства бумажной и дере- ^обрабатывающей промышленно сти. Промышленные предприятия н стройки сохраняемых министерств так же, как и упраздняемых ми нистерств, переходят в ведение совнархозов, которые будут осу ществлять непосредственное ру ководство эгими предприятиями через соответствующие террито* риальные управления. Работу по перестройке не сле дует затягивать, ее нужно про вести в течение мая — июня это го года. Тов. Хрущев отмечает, что по давляющее большинство участни ков всенародного обсуждения под держало предложение, выдвинутое в тезисах, о создании Советов на родного хозяйства по экономиче ским административным районам применительно к существующему административному делению и с учетом уровня развития промыш ленности в области, крае, респуб лике. Однако отнюдь не обязан тельно создавать совнархозы в каждой области, как это предла гали некоторые товарищи. Преду сматривается создание 92 совнар^ хозов, в том числе в РСФСР —• 68 , Украинской ССР — 11, в* остальных союзных республика! — по одному Совету народного' хозяйства. Взамен существующего деления промышленности на союзную* союзно-республиканскую, респуб ликанскую и местную необходим® впредь установить две формы под- (Окончанне на 2-й етрЛ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz