Рыбный Мурман. 1957 г. Май.

I Г і ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ный iW-* ОРГАН ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ И ГЛАЗМУРМАНРЫБПРОМА й 56(BOB) IСуббота, 1 мая 1057 г. Цена 15 коп. С о з д а н н а я т р у д о м н а р о д а м о г у ч а я с о ц и а л и с т и ч е с к а я э к о н о м и к а — о с н о в а д а л ь н е й и і е г о п р о ц в е т а н и я С о в е т с к о й Р о д и н ы - б л а г о п о л у ч и я и с ч а с т ь я т р у д я щ и х с я . Н а ш е о б щ е с т в о у в е р е н н о с м о т р и т в б у д у щ е е и и д е т в п е р е д , в с в о е к о м м у н и с т и ч е с к о е з а в т р а . (Из доклада тов. Н. С. Хрущева на седьмой сессия Верховного Совета СССР). % С е д ь м а я с е с с и я В е р х о в н о г о С о в е т а С С С Р Верховный Совет СССР перехо­ дит к рассмотрению вопроса о тальвейшем совершенствовании организации управления промыш­ ленность» и строительством. Слово для доклада предостав­ ляется тепло встреченному соб­ равшимися Первому секретарю Центрального Комитета КПСС де­ путату Н. С. Хрущеву. Прежде всего мне хотелось бы, говорит тов. Н. С. Ірущев, сооб­ щить некоторые итоги всенарод­ ного обсуждения ѳтого вопроса в период подготовки к настоящей сеесии. С 30 марта по 4 мая, согласно предварительным дан- аым, на предприятиях и строй- sax, в научных организациях и учреждениях, в колхозах, МТС и совхозах, б частях Советской Ар­ мии и в учебных заведениях про­ ведено более 514 тысяч собраний, яа которых присутствовало 40 миллионов 820 тысяч трудящих­ ся, из них свыше 2 миллионов 300 тысяч человек выступили со своими замечаниями и предложе­ ниями по вопросам улучшения руководства промышленностью и строительством. Обсуждение этих вопросов нашло широкое освеще­ ние на страницах центральных и местных газет и журналов. Это обсуждение служит новым ярким свидетельством советского демократизма. Всенародное обсуж­ дение столь важного государст­ венного вопроса представляет со­ бой конкретный пример претворе­ ния в жизнь ленинского принци­ па коллективного руководства и неразрывной связи руководства с народом, когда партия и прави­ тельство при рассмотрении на­ зревших задач коммунистического строительства советуются с на­ родом, коллективный разум кото­ рого помогает находить наиболее правильные решения. Как показало всенародное об­ суждение, советские люди глубоко сознают, что главные задачи раз­ вития народного хозяйства СССР состоят в том, чтобы на базе пре­ имущественного развития тяже­ лей промышленности, непрерыв­ ного технического прогресса и повышения производительности труда обеспечить дальнейший мощный рост всех отраслей на­ родного хозяйства, осуществить крутой подъем сельскохозяйствен­ ного производства и на этой осно­ ве добиться значительного по­ вышения материального благосо­ стояния и культурного уровня советского народа. С чувством за­ конной патриотической гордости за свою Родину наш народ отме­ чает, что мы располагаем теперь всеми необходимыми условиями для того, чтобы на путях мирно­ го экономического соревнования решить в исторически кратчай­ шие сроки основную экономиче­ скую задачу СССР — догнать и перегнать наиболее развитые ка­ питалистические страны по про­ изводству продукции на душу населения. Характерной чертой всенарод­ ного обсуждения явились подлин­ но большевистская непримири­ мость к настроениям благодушия, самоуспокоенности и зазнайства, неукротимое стремление идти впе­ ред, преодолевая па своем пути трудности и преграды, борясь с явлениями косности и застоя, бю­ рократизма и ведомственной огра­ ниченности. Было внесено много ценных предложений, как лучше организовать управление про­ мышленностью в строительством с учетом конкретных условий и особенностей отдельных экономи­ ческих районов, областей и рес­ публик, отдельных отраслей на­ родного хозяйства. Тов. Хрущев говорит о тяжелом наследии, полученном советской властью от царизма, от буржуаз­ но-помещичьего строя. Преодолев неимоверные трудности — голод, разруху, иностранную интервен­ цию, подрывные дейетвия импе­ риализма, — советский народ по плану, разработанному великим Лениным, под водительством пар­ тии, своим самоотверженным тру­ дом построил социализм. За годы Советской власти на­ ша страна обогнала в экономиче­ ском развитии многие капитали­ стические государства и по уров­ ню промышленного производства вышла на второе место в мире. Объем промышленной продукции по сравнению с дореволюционным периодом к 1957 году возрос бо­ лее чем в 30 раз,, а по сравнению с 1940 годом — почти в четыре раза. За последние годы народное хозяйство СССР сделало новый крупный шаг вперед, поднялось на более высокую ступень. Социа­ листическая промышленность раз­ вивается высокими темпами на базе достижений современной на­ уки и техники. Крупные успехи достигнуты Советским Союзом в деле социа­ листического преобразования сельского хозяйства. На основе подъема промышленного и сель­ скохозяйственного производства непрерывно повышается жизнен­ ный уровень народа. Исключи­ тельно велики успехи Советского Союза и в области культурного строительства. Тов. Хрущев затем говорит о росте народного хозяйства и необ­ ходимости дальнейшего совершен­ ствования организационных форм управления промышленностью и строительством. Вопросы управле­ ния промышленностью и строи­ тельством, отмечает он, всег­ да находились в центре внимания партии и правительства. По мере роста производительных сил стра­ ны, развития науки и техники, роста кадров развивались и со­ вершенствовались формы органи­ зационного руководства экономи­ ческим строительством. По при этом сохранялся основной ленин­ ский принцип демократического централизма и планового руко­ водства народным хозяйством. Теперь, продолжает тов. Хру­ щев, когда народное хозяйство гигантски выросло, назрела жиз­ ненная необходимость внести из­ менения в организацию управле­ ния промышленностью и строи­ тельством. Вдумайтесь, товари­ щи, в такие цифры: на необъят­ ных просторах нашей страны имеется теперь более 200 тысяч государственных промышленных предприятий и свыше 100 тысяч строек. Совершенно очевидно, что таким огромным количеством предприятий и строек трудно осу­ ществлять конкретное и опера­ тивное руководство из мини­ стерств и ведомств. Возросшие масштабы производства требуют усиления конкретного и опера­ тивного руководства народным хо­ зяйством, совершенствования ор­ ганизационных форм управления. Это необходимо прежде всего для того, чтобы дать еще больший простор развитию производитель­ ных сил страны, полнее исполь­ зовать имеющиеся у нас огром­ ные резервы для дальнейшего подъема народного хозяйства и улучшения благосостояния, что­ бы еще шире развивать творче­ скую инициативу и активность трудящихся масс. Мы не можем также не видеть, что существующие формы управ­ ления производством через мини­ стерства и ведомства порождают многие недостатки. Одним иг крупных недостатков является наличие ведомственных барьеров. Ведомственный подход приводит к ослаблению, а зачастую и к нару­ шению нормальных производст­ венных связей между предприя­ тиями различных министерств, расположенными в одном и том же городе или экономическом районе. При нынешней структуре, когда управление осуществляется из центра по вертикали, на дли­ тельное время задерживается ре­ шение ряда важных вопросов. Большим злом, порожіаемым ведомственностью, являются нера­ циональные железнодорожные пе­ ревозки. Докладчик это иллюстри­ рует яркими примерами. Ведом­ ственные барьеры, отмечает тов. Хрущев, мешают рациональному использованию автомобильного транспорта, они неблагоприятно сказываются на нашем энергети­ ческом хозяйстве (стремление от­ дельных ведомств строить свои электростанции — мелкие и ма­ лоэффективные), снижают наши возможности в капитальном строительстве. Тов. Хрущев далее подчеркива­ ет, что главное богатство нашего социалистического государства состоит в людях, своими руками укрепляющих могущество Совет­ ской Родины. Организуя в широ­ ких масштабах подготовку спе­ циалистов для всех отраслей хо­ зяйства, партия и правительство особое внимание уделяли созда­ нию инженерно-технических кад­ ров. Если в 1928 году инженеров и техников у нас было всего 98 тысяч, то в настоящее время их имеется около 1 миллиона 800 тысяч. Однако при нынешней структуре управления часть ин­ женерно-технических работников занята в аппаратах министерств и ведомств и отвлечена от непо­ средственного участия в произ­ водстве. При существующей структуре управления решение многих воп­ росов, которые выдвигают пред­ приятия, проходит длительный путь через большое количество ступеней и инстанций. Из-за ве­ домственной разобщенности ' и удаленности министерств и глав­ ков от предприятий и строек ра­ ботники министерств вынуждены тратить много времени на ненуж­ ную переписку. Реорганизация управления про­ мышленностью и строительством будет способствовать устранению многих из этих недостатков, при­ близит руководство к производ­ ству, даст возможность более ус­ пешно вести борьбу с бюрокра­ тизмом. Задачи дальнейшего подъема народного хозяйства на современ­ ном этапе его развития, говорит тов. Хрущев, выдвигают необхо­ димость перенесения центра тя­ жести оперативного руководства промышленностью и строитель­ ством на места, ближе к пред­ приятиям и стройкам. А это мож­ но сделать только путем перехода от управления народным хозяй­ ством через отраслевые министер­ ства и ведомства к управлению, построенному по территориально­ му признаку. ЦК КПСС и Совет Министров СССР считают. Что организационной формой такого управления должны стать Советы народного хозяйства, которые не­ обходимо создать в экономических административных районах. Всенародное обсуждение пока­ зало, что предложение о создании Советов народного хозяйствз, как органов управления промышлен­ ностью и строительством по эко­ номическим административным районам, получило единодушное одобрение со стороны партийных, советских, профсоюзных и других общественных организации и всех трудящихся нашей страны. Сейчас вырисовываются, гово­ рит докладчик, такие, наиболее рациональные предложения, ко­ торые выдвигаются на обсужде­ ние настоящей сессии. Из числа промышленных и строительных министерств сохра­ няются: Министерство авиацион­ ной промышленности, Министер­ ство судостроительной промыш­ ленности, Министерство радио­ технической промышленности. Министерство химической про­ мышленности, Министерство сред­ него машиностроения и Мини­ стерство транспортного строитель­ ства. Министерство оборонной промышленности предлагается объединить с Министерством об­ щего машиностроения. Министер­ ство электростанций — с Мини­ стерством строительства электро­ станций. Перечисленные министерства следует сохранить, чтобы при проведении перестройки управле­ ния промышленностью и строи­ тельством совершить более плано­ мерный переход к руководству по-новому, не ослабляя нашей ин­ дустрии. Но эти министерства необходимо коренным образом ре­ организовать, они должны пла­ нировать развитие соответствую­ щих отраслей промышленности, обеспечивать должный техниче» ский уровень их производства, а также составлять плавы по науч­ но-исследовательским и проектно- конструкторским работам в конт­ ролировать их выполнение. Эти министерства надо освободить от непосредственного управления соответствующими предприятия­ ми, в связи с этим их централь­ ные аппараты должны быть зна­ чительно сокращены. Следует сказать о руководстве такими отраслями, как угольная а нефтяная промышленность, чер­ ная и цветная металлургия. Пред­ приятия этих отраслей располо­ жены главным образом в РСФСР, Украинской ССР. Казахской ССР и Азербайджанской ССР. Поэтому нет нужды иметь общесоюзные министерства по указанным от­ раслям. Руководство ими целесо­ образно сосредоточить в Советах народного хозяйства экономиче­ ских районов и республик. В РСФСР предлагается иметь республиканские министерства черной металлургии, цветной ме­ таллургии, угольной промышлен­ ности, в Украинской ССР — ми­ нистерства черной металлургии и угольной промышленности. В РСФСР и Азербайджанской ССР — иметь министерства нефтяной промышленности. В РСФСР к Украинской ССР предусматри­ вается иметь республиканские ми­ нистерства строительства по не­ которым отраслям, а также мини­ стерства лесной промышленности и министерства бумажной и дере- ^обрабатывающей промышленно­ сти. Промышленные предприятия н стройки сохраняемых министерств так же, как и упраздняемых ми­ нистерств, переходят в ведение совнархозов, которые будут осу­ ществлять непосредственное ру­ ководство эгими предприятиями через соответствующие террито* риальные управления. Работу по перестройке не сле­ дует затягивать, ее нужно про­ вести в течение мая — июня это­ го года. Тов. Хрущев отмечает, что по­ давляющее большинство участни­ ков всенародного обсуждения под­ держало предложение, выдвинутое в тезисах, о создании Советов на­ родного хозяйства по экономиче­ ским административным районам применительно к существующему административному делению и с учетом уровня развития промыш­ ленности в области, крае, респуб­ лике. Однако отнюдь не обязан тельно создавать совнархозы в каждой области, как это предла­ гали некоторые товарищи. Преду­ сматривается создание 92 совнар^ хозов, в том числе в РСФСР —• 68 , Украинской ССР — 11, в* остальных союзных республика! — по одному Совету народного' хозяйства. Взамен существующего деления промышленности на союзную* союзно-республиканскую, респуб­ ликанскую и местную необходим® впредь установить две формы под- (Окончанне на 2-й етрЛ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz