Рыбный Мурман. 1957 г. Июнь.
Nfc 66 (616) 4 и м я 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Рыбаки Мурмана, изучайте теорию промыслового дела! Некоторые вопросы взаимодействия трала * 3 . МЕТОДИКА. Как известно, траулер боль шую часть своего рабочего вре мени занимается тралением, то есть буксировкой трала по дну моря, В этих условиях харак тер работы силовой установки траулера ничем не отличается от работы морского буксира. Поэтому для анализа промыс лового использования силовой установки траулера вполне при менима методика построения паспортных диаграмм тяги и мощности, которая использует ся Для решения задач, связан ных с эксплуатацией буксиров при всех вариантах нагрузки. Для оценки промыслового использования силовой уста новки траулера необходимо ре шить более узкую задачу, а именно, определить значение максимальной тяги и скорости при тралении тем или иным тралом. В связи с этим, а также в связи с большим объемом рас четов, требующихся для состав ления паспортных диаграмм тяги и мощности, автором раз работана иная методика, кото рая позволяет более просто по лучить необходимые данные. и траулера Наибольшую специфичность имеет расчет предельной тяги Re max. Для его выполнения требу ются следующие данные: а) зависимость числа оборо тов двигателя от скорости тра ления при переходе от режима на швартовых к режиму сво бодного хода (при условии ра боты машины на предельном крутящем моменте). На основании обработки экс периментальных данных по траулерам и буксирам эту за висимость с вполне достаточной точностью полагаем прямоли нейной, а необходимое для по строения этой зависимости зна чение числа оборотов двигате ля на швартовых определяем из условия равенства крутя щих моментов с помощью диаграммы Папмеля второй группы. б) значение коэффициента попутного потока и засасыва ния и их зависимости от скоро сти, которые также принима ются прямолинейными. в) элементы гребного винта, которые берутся по его чер тежу. Расчет выполняется по сле- Ѵ/^АЛ 'SB Эта методика состоит в сле дующем: 1. Выполняется расчет пре дельной тяги винта Ре max в зависимости от скорости дви жения на максимальных числах оборотов при переходе от ре жима от на шварювых к режи му свободного хода (в пределах интересующего нас диапазона скоростей траления). 2. По известным формулам и материалам выполняется рас чет и сопротивление корпуса траулера Rk при различных условиях погоды, в зависимо сти от скорости траления. 3. Подбираются полученные экспериментальным путем ха рактеристики сопротивления тралов Т в зависимости от ско рости траления. 4. На графикё наносятся кривые Re max и суммар ные кривые R = (R k -4 -T )=S (Y ) Абсцисса точки пересечения кривых Re max и R дает значе ние максимальной скорости. Для определения максималь ной тяги для данной скорости траления Ѵі проводится ордина та по пересечению ее с кривой Re max. (См. рис. 1). Поскольку траулер работает в различных условиях погоды на море, то значения достижи мой скорости траления и зна чения достижимой тяги при за данной скорости будут сущест венно отличаться между собой соответственно состоянию моря и силе ветра. Поэтому на гра фик наносятся две кривые R т. п и R m п., одна из кото рых R т. п- соответствует усло виям тихой погоды, а другая R т - п- наихудшим условиям погоды, при которых траулер данного типа в состоянии еще вести промысел.________________ Продолжение статья, опуб ликованной в «Рыбном Мур- мане» № 59 от 18 мая с. г. (Рис. 1). дующей схеме: 1. скорость винта с учетом попутного потока Y P = (1—W) Vm 2. относительная поступь: 1п ѵр 3. Коэффициент упора К, определяется из диаграммы Папмеля 1-й группы по значе- 4 . РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ДЛЯ ТРАУЛЕРА ТИПА «ПУШКИН» И 37,7-МЕТРОВОГО ТРАЛА Результаты расчета, выпол ненного по изложенной методи ке для траулера типа «Пуш кин», работающего 37,7-метро вым тралом, приведены на рис. 2. „ Анализ кривых рис. 2 пока зывает следующее. При скоро сти траления 3,5 узла, которая сейчас является высшим обще принятым пределом, и наихуд ших условиях погоды можно увеличить тягу с 7,8 т., кото рая требуется при работе 37,7- метровым,' тралом до 17,7т., причем нужно иметь в виду, что из затрачиваемых в настоя щее время 7,8 т. на буксировку трала расходуется лишь 5,5 т. (остальное идет на преодоле ние сопротивления корпуса). Таким образом, траулер типа «Пушкин» способен буксиро вать со скоростью 3,5 узла трал, сопротивление которого 15,1 т., то есть почти в три ра за больше, чем у существую щего. При работе 37.7-метровым тралом максимально достижи мая скорость в штормовую по году составляет 5,5 узлов. Ясно, что имея данные о со противлении любого другого трала, можно и для него опре делить достижимую скорость и резерв тяги при работе с трау лера типа «Пушкин*. Для это го нужно лишь нанести на рис. 2 суммарную кривую со противления данного трала и судна. Предлагаемая методика, как это очевидно, применима ко всем типам судов, занимающим ся траловым промыслом (РТ. СРТ, МРТ, ТРБ и другие), с целью анализа их промысло вых возможностей и обоснован ного подбора тралов в зависи мости от данных судна. С этой целью, как указывалось выше, нужно рассчитать, в зависимо сти от скорости траления, и по строить кривую Ре max для данного судна, рассчитать и по строить кривую Rk. затем про суммировать кривые Rk и Т, On ы т н ы и м е х а н и к С апреля 1956 года работа ет вторым механиком на трау лере «Ярославль» Николай Александрович Дорофеев. За плечами этого специалиста большая школа жизни. С 1938 по 1956 год он находился в рядах военно-морского флота, где получил значительные тех нические знания. С приходом на промысловый корабль ме ханик передает свой опыт мо лодым морякам. Так, моторист комсомолец Вениамин Соколов во многом обязан своему стар шему товарищу по труду, ком мунисту тов. Дорофееву. Об щими силами машинная коман да делает много ремонтных ра бот, помимо четкой эксплуата ции техники в море и в порту. Так, недавно была произведена чистка главного двигателя. Николай Александрович при нимает активное участие в об щественной жизни экипажа — он редактирует судовую стен газету, Печатным словом меха ник способствует улучшению работы производственных уча стков корабля, воспитанию вы соких качеств членов коллек тива. На снимке: второй меха ник траулера «Ярославль» Н. А. ДОРОФЕЕВ за раз боркой форсунки. Фото П. Быстроумова. Новый метод укладки рыбопродукции Траулер «Салтыков-Щедрин» почти весь свой очередной полу торамесячный рейс провел на Копытовской банке. Экипаж ра ботал не гуже многих других: иногда суточная выработка гото вой продукции доходила до 30 тонн. Окунь заготовляла с голова ми. Такой продукции в трюмы обычно входит 560—580 тона. А траулер «Салтыков-Щедрин» доставил в порт 726 тонн. При чем, никакие другие помещения, кроме трюмов, не использова лись. В чем же дело? А дело в том, что на этом тра улере для укладки продукции впервые были применены не кар тонные ящики, а четырехслой ные бумажные мешки. Их приня то называть крафт-мешками. В первые дни рейса работа по- новому не ладилась. Особенно плохо удавалась вначале обвязка кулей шпагатом. Но это было быстро освоено, и вскоре упаков щики включились в общий ритм технологического цикла. В мешок входило по 39 кило граммов рыбопродукции — боль ше, чем в картонный ящик. Да и вес самого мешка всего лишь 400 граммов. А ведь и это влия ет на увеличение грузовместимо сти трюмов. При новом методе укладки рыбы расстановка людей такая же. Но здесь надо быть особенно расторопным при упаковке меш ков и укладке их в трюмы. Этим в совершенстве овладел оыбооб- работчик Иван Сидоренко. Рабо тая в трюме, он использовал каждый свободный сантиметр площади, плотно укладывая мещ- ки с мороженой рыбой. Впрочем мешки в этом слу- чае — уже понятие относитель ное. Наполненные рыбными бри кетами крафт-мешки по форме очень псхоки на обычные кар тонные ящики. Значит и ш>к выгрузке их с корабля и нш транспортировке в вагонах не надо никаких дополнительных приспособлений и оборудования. Новый метод укладки заморо женных брикетов, примененный на рефрижераторном траулер* «Салтыков-Щедрин», вполне оп равдал себя. Грузоподъемность трюмов увеличилась на 21 пдо цент. Кроме того, за счет примене ния бумажных мешков достигает ся значительная э к о н о ми я средств. Если один картонныі ящик стоит около девяти рублей, то один крафт-мешок стоит оіня рубль пять копеек. Вот отсюда и получилось, что команда «Сал тыкова-Щедрина» на таре сэко номила за рейс 110 тысяч руб лей. — Новый, вполне оправдав ший себя метод укладки рыбо продукции надо немедленно при менить и на других судах, — го ворит технолог траулера «Салты ков-Щедрин» Петр Васильевич Рогозин. — Мы подсчитали, что за счет этого флот сэкономит за год 35 миллионов рублей. Внушительная цифра! А. ИВАНОВ. В Т Е П Л И Ц Е Рис. 2. Расчетная диаграмма тяги и скорости для трау лера типа «Пушкин». Трал 37,7-метровый. Условные обозначения: а) резерв скорости в штормовую погоду, в) резерв скорости втихую погоду, с) резерв тяги в штормовую погоду (9,6 тонны) д) резерв тяги в тихую погоду (11,1 тонны). Я------------------------ после чего составить расчет ную диаграмму типа рис. 2 и проанализировать ее. С. ФРИДМАН. Преподаватель Мур манского Высшего море ходного училища. ------------------------J* ниям *.р и нѵд 4. Упор винта Р = К ,р п 2Д* 5. Истинный упор винта V xz 6. Тяга винта Ре m ax==Pz- ( 1 - t ) . В суровых климатических ус ловиях борются за урожай по леводы и работники защищен ного грунта подсобного хозяй ства тралового флота. В течение ряда лет здесь подобрались кадры людей, хорошо знающих и любящих свое дело. Среди них — работница защищенного грунта Мария Сергеевна По дольская. Она около трех лет трудится в клинской теплице. На снимке: М. С. ПО ДОЛЬСКАЯ в тепіице. Фото В. Павлова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz