Рыбный Мурман. 1957 г. Июнь.

Nfc 66 (616) 4 и м я 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Рыбаки Мурмана, изучайте теорию промыслового дела! Некоторые вопросы взаимодействия трала * 3 . МЕТОДИКА. Как известно, траулер боль­ шую часть своего рабочего вре­ мени занимается тралением, то есть буксировкой трала по дну моря, В этих условиях харак­ тер работы силовой установки траулера ничем не отличается от работы морского буксира. Поэтому для анализа промыс­ лового использования силовой установки траулера вполне при­ менима методика построения паспортных диаграмм тяги и мощности, которая использует­ ся Для решения задач, связан­ ных с эксплуатацией буксиров при всех вариантах нагрузки. Для оценки промыслового использования силовой уста­ новки траулера необходимо ре­ шить более узкую задачу, а именно, определить значение максимальной тяги и скорости при тралении тем или иным тралом. В связи с этим, а также в связи с большим объемом рас­ четов, требующихся для состав­ ления паспортных диаграмм тяги и мощности, автором раз­ работана иная методика, кото­ рая позволяет более просто по­ лучить необходимые данные. и траулера Наибольшую специфичность имеет расчет предельной тяги Re max. Для его выполнения требу­ ются следующие данные: а) зависимость числа оборо­ тов двигателя от скорости тра­ ления при переходе от режима на швартовых к режиму сво­ бодного хода (при условии ра­ боты машины на предельном крутящем моменте). На основании обработки экс­ периментальных данных по траулерам и буксирам эту за­ висимость с вполне достаточной точностью полагаем прямоли­ нейной, а необходимое для по­ строения этой зависимости зна­ чение числа оборотов двигате­ ля на швартовых определяем из условия равенства крутя­ щих моментов с помощью диаграммы Папмеля второй группы. б) значение коэффициента попутного потока и засасыва­ ния и их зависимости от скоро­ сти, которые также принима­ ются прямолинейными. в) элементы гребного винта, которые берутся по его чер­ тежу. Расчет выполняется по сле- Ѵ/^АЛ 'SB Эта методика состоит в сле­ дующем: 1. Выполняется расчет пре­ дельной тяги винта Ре max в зависимости от скорости дви­ жения на максимальных числах оборотов при переходе от ре­ жима от на шварювых к режи­ му свободного хода (в пределах интересующего нас диапазона скоростей траления). 2. По известным формулам и материалам выполняется рас­ чет и сопротивление корпуса траулера Rk при различных условиях погоды, в зависимо­ сти от скорости траления. 3. Подбираются полученные экспериментальным путем ха­ рактеристики сопротивления тралов Т в зависимости от ско­ рости траления. 4. На графикё наносятся кривые Re max и суммар­ ные кривые R = (R k -4 -T )=S (Y ) Абсцисса точки пересечения кривых Re max и R дает значе­ ние максимальной скорости. Для определения максималь­ ной тяги для данной скорости траления Ѵі проводится ордина­ та по пересечению ее с кривой Re max. (См. рис. 1). Поскольку траулер работает в различных условиях погоды на море, то значения достижи­ мой скорости траления и зна­ чения достижимой тяги при за­ данной скорости будут сущест­ венно отличаться между собой соответственно состоянию моря и силе ветра. Поэтому на гра­ фик наносятся две кривые R т. п и R m п., одна из кото­ рых R т. п- соответствует усло­ виям тихой погоды, а другая R т - п- наихудшим условиям погоды, при которых траулер данного типа в состоянии еще вести промысел.________________ Продолжение статья, опуб­ ликованной в «Рыбном Мур- мане» № 59 от 18 мая с. г. (Рис. 1). дующей схеме: 1. скорость винта с учетом попутного потока Y P = (1—W) Vm 2. относительная поступь: 1п ѵр 3. Коэффициент упора К, определяется из диаграммы Папмеля 1-й группы по значе- 4 . РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ДЛЯ ТРАУЛЕРА ТИПА «ПУШКИН» И 37,7-МЕТРОВОГО ТРАЛА Результаты расчета, выпол­ ненного по изложенной методи­ ке для траулера типа «Пуш­ кин», работающего 37,7-метро­ вым тралом, приведены на рис. 2. „ Анализ кривых рис. 2 пока­ зывает следующее. При скоро­ сти траления 3,5 узла, которая сейчас является высшим обще­ принятым пределом, и наихуд­ ших условиях погоды можно увеличить тягу с 7,8 т., кото­ рая требуется при работе 37,7- метровым,' тралом до 17,7т., причем нужно иметь в виду, что из затрачиваемых в настоя­ щее время 7,8 т. на буксировку трала расходуется лишь 5,5 т. (остальное идет на преодоле­ ние сопротивления корпуса). Таким образом, траулер типа «Пушкин» способен буксиро­ вать со скоростью 3,5 узла трал, сопротивление которого 15,1 т., то есть почти в три ра­ за больше, чем у существую­ щего. При работе 37.7-метровым тралом максимально достижи­ мая скорость в штормовую по­ году составляет 5,5 узлов. Ясно, что имея данные о со­ противлении любого другого трала, можно и для него опре­ делить достижимую скорость и резерв тяги при работе с трау­ лера типа «Пушкин*. Для это­ го нужно лишь нанести на рис. 2 суммарную кривую со­ противления данного трала и судна. Предлагаемая методика, как это очевидно, применима ко всем типам судов, занимающим­ ся траловым промыслом (РТ. СРТ, МРТ, ТРБ и другие), с целью анализа их промысло­ вых возможностей и обоснован­ ного подбора тралов в зависи­ мости от данных судна. С этой целью, как указывалось выше, нужно рассчитать, в зависимо­ сти от скорости траления, и по­ строить кривую Ре max для данного судна, рассчитать и по­ строить кривую Rk. затем про­ суммировать кривые Rk и Т, On ы т н ы и м е х а н и к С апреля 1956 года работа­ ет вторым механиком на трау­ лере «Ярославль» Николай Александрович Дорофеев. За плечами этого специалиста большая школа жизни. С 1938 по 1956 год он находился в рядах военно-морского флота, где получил значительные тех­ нические знания. С приходом на промысловый корабль ме­ ханик передает свой опыт мо­ лодым морякам. Так, моторист комсомолец Вениамин Соколов во многом обязан своему стар­ шему товарищу по труду, ком­ мунисту тов. Дорофееву. Об­ щими силами машинная коман­ да делает много ремонтных ра­ бот, помимо четкой эксплуата­ ции техники в море и в порту. Так, недавно была произведена чистка главного двигателя. Николай Александрович при­ нимает активное участие в об­ щественной жизни экипажа — он редактирует судовую стен­ газету, Печатным словом меха­ ник способствует улучшению работы производственных уча­ стков корабля, воспитанию вы­ соких качеств членов коллек­ тива. На снимке: второй меха­ ник траулера «Ярославль» Н. А. ДОРОФЕЕВ за раз­ боркой форсунки. Фото П. Быстроумова. Новый метод укладки рыбопродукции Траулер «Салтыков-Щедрин» почти весь свой очередной полу­ торамесячный рейс провел на Копытовской банке. Экипаж ра­ ботал не гуже многих других: иногда суточная выработка гото­ вой продукции доходила до 30 тонн. Окунь заготовляла с голова­ ми. Такой продукции в трюмы обычно входит 560—580 тона. А траулер «Салтыков-Щедрин» доставил в порт 726 тонн. При­ чем, никакие другие помещения, кроме трюмов, не использова­ лись. В чем же дело? А дело в том, что на этом тра­ улере для укладки продукции впервые были применены не кар­ тонные ящики, а четырехслой­ ные бумажные мешки. Их приня­ то называть крафт-мешками. В первые дни рейса работа по- новому не ладилась. Особенно плохо удавалась вначале обвязка кулей шпагатом. Но это было быстро освоено, и вскоре упаков­ щики включились в общий ритм технологического цикла. В мешок входило по 39 кило­ граммов рыбопродукции — боль­ ше, чем в картонный ящик. Да и вес самого мешка всего лишь 400 граммов. А ведь и это влия­ ет на увеличение грузовместимо­ сти трюмов. При новом методе укладки рыбы расстановка людей такая же. Но здесь надо быть особенно расторопным при упаковке меш­ ков и укладке их в трюмы. Этим в совершенстве овладел оыбооб- работчик Иван Сидоренко. Рабо­ тая в трюме, он использовал каждый свободный сантиметр площади, плотно укладывая мещ- ки с мороженой рыбой. Впрочем мешки в этом слу- чае — уже понятие относитель­ ное. Наполненные рыбными бри­ кетами крафт-мешки по форме очень псхоки на обычные кар­ тонные ящики. Значит и ш>к выгрузке их с корабля и нш транспортировке в вагонах не надо никаких дополнительных приспособлений и оборудования. Новый метод укладки заморо­ женных брикетов, примененный на рефрижераторном траулер* «Салтыков-Щедрин», вполне оп­ равдал себя. Грузоподъемность трюмов увеличилась на 21 пдо­ цент. Кроме того, за счет примене­ ния бумажных мешков достигает­ ся значительная э к о н о ми я средств. Если один картонныі ящик стоит около девяти рублей, то один крафт-мешок стоит оіня рубль пять копеек. Вот отсюда и получилось, что команда «Сал­ тыкова-Щедрина» на таре сэко­ номила за рейс 110 тысяч руб­ лей. — Новый, вполне оправдав­ ший себя метод укладки рыбо­ продукции надо немедленно при­ менить и на других судах, — го­ ворит технолог траулера «Салты­ ков-Щедрин» Петр Васильевич Рогозин. — Мы подсчитали, что за счет этого флот сэкономит за год 35 миллионов рублей. Внушительная цифра! А. ИВАНОВ. В Т Е П Л И Ц Е Рис. 2. Расчетная диаграмма тяги и скорости для трау­ лера типа «Пушкин». Трал 37,7-метровый. Условные обозначения: а) резерв скорости в штормовую погоду, в) резерв скорости втихую погоду, с) резерв тяги в штормовую погоду (9,6 тонны) д) резерв тяги в тихую погоду (11,1 тонны). Я------------------------ после чего составить расчет­ ную диаграмму типа рис. 2 и проанализировать ее. С. ФРИДМАН. Преподаватель Мур­ манского Высшего море­ ходного училища. ------------------------J* ниям *.р и нѵд 4. Упор винта Р = К ,р п 2Д* 5. Истинный упор винта V xz 6. Тяга винта Ре m ax==Pz- ( 1 - t ) . В суровых климатических ус­ ловиях борются за урожай по­ леводы и работники защищен­ ного грунта подсобного хозяй­ ства тралового флота. В течение ряда лет здесь подобрались кадры людей, хорошо знающих и любящих свое дело. Среди них — работница защищенного грунта Мария Сергеевна По­ дольская. Она около трех лет трудится в клинской теплице. На снимке: М. С. ПО­ ДОЛЬСКАЯ в тепіице. Фото В. Павлова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz