Рыбный Мурман. 1957 г. Июнь.

№ 74 (624) 22 июня 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й М ¥ Р М А Н < Радиограмы спромысла В ч е с ть с л а в н о г о ю б и л е я Ремонт судов по новой технологии Траулер «Лат­ вия» вышел в очередной, де­ вятый в этом году, промыс­ ловый рейс. Коллектив ко­ рабля на общем собрании обсудил итоги работы Флота и своего судна за пять месяцев и вскрыл еще неисполь­ зованные резервы увеличения до­ бычи рыбы. Экипаж решил этот рейс посвятить знаменатель­ ной дате в истории СССР — 40-й годовщине Великого Октября. Коллектив взял на себя обяза­ тельство в девятом рейсе не толь­ ко завершить июньскую производ­ ственную программу, но и ликви­ дировать задолженность государ­ ству, создавшуюся во втором квар­ тале, и полностью выполнить план первого полугодия второго года шестой пятилетки. Среди вахт ши­ ре развертывается предоктябрь­ ское социалистическое соревно­ вание, А. РУШНИКОВ, капитан траулера «Лат­ вия», Н. МАТВЕЕВ, первый помощник капи­ тана, А. ШАРОВ, пред­ седатель судового ко­ митета. * * а Экипаж траулера «Очаков», об­ судив на общем собрании ход предоктябрьского социалистиче­ ского соревнования, взял на себя обязательство: рейсовое задание выполнить по всем показателям. Настоящий рейс мы посвящаем славному юбилею — 40-летию Со­ ветской власти. Т. ЛАПУЧЕВ, капитан траулера «Оча­ ков», В. НОВИНСКИЯ, председатель судового комитета. ВСЕ РЕЗЕРВЫ ПО ДОБЫЧЕ РЫБЫ -В ДЕИСТВИЕ1 БУДЕМЛОВИТЬ СЕЛЬДЬ ТРАЛОЛ Одним из реальных путей уве­ личения добычи рыбы в ближай­ шее время является освоение но­ вых районов промысла. Слабо осваивается, например, нами Северное море, хотя здесь с двадцатых годов этого столетия ведется промысел преднерестовой и нерестовой сельди, так' как в этот биологический период ее жизненного цикла она образует густые концентрации. Сельдь на­ чинает концентрироваться в рай­ оне Оркнейских островов на глу­ бинах. 180—200 метров и посте­ пенно продвигается в южном на­ правлении в район Догтер-банки, выходя на более мелкие места, порядка 30—40 метров. В тече­ ние всего продвижения, сельдь держится близко у дна, подни­ маясь в толщу воды в ночное время. Промысел обычно начинается середины июля и продолжается до декабря месяца. Причем, ок­ тябрь, ноябрь и декабрь сельдя­ ной промысел перебазируется уже в район пролива. По данным института морского рыболовства в Гамбурге, паровые траулеры Германии в 1953 году выловили в районе Северного мо­ ря 2.307.430 центнеров сельди. Отечественный промысел сель­ ди в районах Северного моря на­ чал развиваться с 50-х годов Первые попытки лова сельди дон­ ным тралом были сделаны Балтий­ ским филиалом ВНИРО и Калинин­ градской экспериментальной ба­ зой. Из Мурманска впервые на лов придонной сельди тралом вышел в море траулер «Новороссийск» в июле 1953 года. В августе в рай­ он промысла «Новороссийска» подошел траулер «Сталинград». За период 40 суток работы «Но­ вороссийска» и 30 суток работы «Сталинграда» этими судами было выловлено и доставлено в порт около 400 тонн сельди. Нужно от­ метить, что эти корабли не имели подробных карт промысла и были оборудованы тралами и вооруже­ нием, мало удовлетворявшими требования промысла в тех рай­ онах. Эта ошибка была повторена. В 1955 году в Северном море ра­ ботал траулер «Россия». Его про­ мысел был менее удачным, опять же по принте плохого оборудова­ ния судна *тралами и промвоору- жением. А вот Калининградская группа судов, работающая в Се­ верном море 5 лет, имеет хорошие показатели по вылову сельди. В июле месяце этого года пре­ дусматривается посылка группы судов на промысел придонной сельди. Предполагается направить суда типа «Пионер», большие дизельные траулеры типа «Кремль» и несколько кормовых рефрижераторных траулеров. Суда, отправляющиеся в сель­ дяную -экспедицию, будут оснаще­ ны значительно лучше, чем в пре­ дыдущие годы. Тралы будут из­ готовлены из капронового пряде­ на. При выборе размера ячеи уч­ тены замечания промысловиков, сделанные в предыдущие рейсы. Предусматривается вооружение судов двумя типами тралов: Ленинград. На Канонерском судоремонтно-судострои­ тельном заводе создана специальная установка — элек- траметаллизатор для покрытия гребных валов нержавею­ щей сталло. Расплавленная нержавеющая проволока под воздействием сжатого воздуха распыляется и с большой скоростью наносится на поверхность вала, образуя на не* . прочно прилегающий слой металла. Металлизация распылением применяется здесь для защиты гребных валов, штоков и других деталей от кор­ розии. Внедрение металлизации позволяет заводу ежегодно экономить более 12 тонн бронзы. Кроме того, гребные ва­ лы, обработанные по новой технологии, более износо­ устойчивы. На снимке: Н. И. Лаівряненко за металлизацией греб* ного вала парохода «Магнитогорск». Фото И. Баранова. Фотохроника ТАСС. 'У а) отечественным, 30-метровым тралом, оснащенным длинными голыми концами, что позволит до­ биться повышенного вертикаль­ ного раскрытия, порядка 4—6 м, играющего большую роль при лове сельди, (в результате наблюдений прошлых лет установлено, что сельдь держится толсгьш слоем над грунтом и для ее облова не­ обходимо иметь трал с раскрыти­ ем не ниже 4 метров), б) тралом немецкой конструкции 24,2 м который также оснащен длинны­ ми голыми концами. В обоих типах тралов преду­ сматривается оснастка их верти­ кальными щитами, идущими над тралом и несколько впереди его. Эти щиты играют двойную роль. За счет гидродинамических сил они обеспечивают увеличение подъема верхней подборы над грунтом и отпугивают сельдь из М ы д о л ж н ы п р е о д о л е т ь о т с т а в а н и е ! Траловый флот по-прежнему на­ ходится в пролове. С каждым днем задолженно .ь промысловиков пе­ ред государством растет. Обста­ новка в море остается напряжен­ ной. Между тем у нас сейчас есть возможности покончить с отста­ ванием и начать работать рит­ мично, используя все возможно­ сти для повышения уловов. Основным районом промысла сейчас является Западный Шпиц­ берген, Западный склон Медве- жинекой банки. Неплохо ловит­ ся рыба на Западном склоне Ры­ бачьей банки. Между тем план по добыче рыбы не выполняется. В настоящее время промысловики предъявляют справедливые требо­ вания к разведчикам рыбных ко­ сяков. Промразведке нужно тща­ тельно обследовать все наиболее перспективные районы моря. Пока что работа промысловой разведки оставляет желать много лучшего. Пет поисковых кораб­ лей в районах западнее от Норд- Капа, где могли быть концентра­ ции морского окуня и трески. Дав­ но уже не проверяется Восточ­ ный склон Медвежинской банки, а ведь там наблюдались концент­ рации рыбы. Они были нестойки­ ми, и наши разведчики не выяс­ нили, куда онм передвинулись. Нельзя, по-моему, предполагать, что эта рыба прошла на Западный склон Медвежинской банки, ско­ рее всего она будет просачивать­ ся на северо-восток. Совершенно случайно была об­ наружена рыба у Западного Шпицбергена. Корабли тралового флота с большим опозданием на­ чали облавливать имеющиеся там концентрации трески. Произошло это потому, что промысловая раз­ ведка не обнаружила споеврсмен- но подхода рыбы в этот район. Возникает опасение, что такие ошибки будут повторяться и в дальнейшем. В настоящее время на восточный склон Шпицберген­ ской банки послан поисковый траулер, но этого недостаточно. В северо-западных районах Барен­ цева моря следует вести неусып­ ную разведку. Необходимо выяс­ нить наличие планктона, капша- ка и мойвы в этих районах, уз­ нать, как развивается здесь по­ тепление воды, следить за при­ летом в этот район морских птиц. В настоящее время в южных и восточных районах Баренцева мо­ ря не наблюдается подходов тре­ ски. Это обязывает наших развед­ чиков как можно тщательнее про­ верить наличие рыбы в Западных районах Баренцева моря н' в ча­ стности в районе Норд-Капа, В этом году рыба ведет себя не совсем обычно. От поисковиков и промысловиков в связи с этим тре­ буется особенная бдительность. Нужно все время следить за под­ ходами рыбы с запада. Не обяза­ тельно всегда держать там поис­ ковый траулер, но время от вре­ мени обследовать эти районы не­ обходимо. От оперативной работы промразведки во многом зависит успех работы промысловых трау­ леров. Второй вопрое, который необ­ ходимо решить имение теперь, когда в нашей области создан Со­ вет народного хозяйства с подчи­ ненным ему управлением рыбной промышленности, заключается в улучшении снабжения промысло­ виков промвооруженйем и другим необходимым для успешного ве­ дения промысла снаряжением. Сейчас на траулерах не хватает металлических кухтылей. Между тек в районе Западного Шпицбер­ гена, например, вести успешно промысел можно лишь, имея до­ полнительные кухтыли, которые следует подвязывать х траловым мешкам. Это позволит предотвра­ тить аварийность орудий лова, а, следовательно, сэкономить много промыслового времени. Многие корабли ведут промысел слоя в 10—15 метров, прижимая1 ее к грунту, где она и захваты­ вается тралом. Для обеспечения технической помощи и руководства с группой судов будут направлены в море специалисты-инженеры из отде­ лов тралового Флота и экспери­ ментальной базы. По нашему мнению, посылка группы судов на лов сельди в Се­ верное море является весьма свое­ временным мероприятием, кото­ рое позволит увеличить вылов ры­ бы и поможет траловому флоту ликвидировать отставание в вы­ полнении государственного плана. В. САВРАСОВ. Заместитель начальника экспериментальной базы тралового флота. рыбы на больших глубинах. Те кухтыли, которые мы получаем сейчас, изготовляются из тонко­ го металла и на больших глубинах лопаются. Это ведет к большой аварийности орудий лова, моряки много времени теряют на починку тралов. Очень много промыслового вре­ мени затрачивается сейчас на перебежки кораблей из одного района в другой. Факты говорят о том, что те траулеры, которые работают в течение рейеа на од­ ном месте, имеют наибольшие вы­ ловы. Так, например, хорошо по­ работал в последнем рейсе экипаж траулера «Волна». Этот корабль не делал излишних перебежек. Работающий же в тех же условиях экипаж траулера «Давна» не ис­ пользовал всех своих возможно­ стей и добыл рыбы значительно меньше. Подобных примеров можно при­ вести немало. Задача всех промыс­ ловиков, всех работников управ­ ления тралового флота — улуч­ шить свою деятельность, пол­ ностью использовать внутренние резервы кораблей, максимально экономить промысловое время и добиться коренного перелома в ведении промысла. М. КУЗНЕЦОВ. Капнтан-яаставннк треть­ его отряда судов трала- вого флота. Строить—так строить, анепрохлаждаться! С удовлетворением встретили моряки тралового флота решение о строительстве жилья хозяйст­ венным способом. У нас, напри-' мер, подобралась бригада из 16 человек — членов экипажей, ре­ шивших возвести 12-квартшъ ный дом в поселке Молочное. Мо­ ряки с большой охотой принялись за работу и в короткий срок за­ ложили фундамент и уже выве­ ли первые три венца здания. & дальше дело стало! Еще в мае мы потеряли несколько дней впу­ стую. Недоставало бруса, но по* том его, в конце концов, дали. Выделили в наше распоряже­ ние и некоторое количество инст­ румента: электропилу, электрод дрели и другое. Казало»’ бы, проявлена большая забо­ та о механизации строительных работ. Да нет же! Электроинстру­ мент мы не можем применить из* за отсутствия понижающего (в 380 на 220 вольт) трансформа^ тора. К тому же для электродрели нам дали сверла по металлу, в дереве их заедает, инструмент выходит из строя. Разговоров об оказании помоща строителям в управлении трало­ вого флота ведется немало. Мне* гое нам обещают, только не при­ дется ля обещанного ждать трй года? 1 мы не хотим ждать! А. ЗАХАРОВ. Бригадир стронтелей-мо* рявов. \\ На лову семги Невдалеке от Ноканьги распо­ ложен остров Зеленый. Сюда еже­ годно съезжаются рыбаки-колхоэ- ники Саамского района на про­ мысел сельди и семги. Нынче ры­ баки появились здесь намноге раньше, и на рыбоприемный пункт уже поступили первые де­ сятки килограммов семги. На счету колхоза имени Чкалова 120, а колхоза «Искра» — 14Т килограммов эіой ценной рыбы*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz