Рыбный Мурман. 1957 г. Июнь.
№ 74 (624) 22 июня 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й М ¥ Р М А Н < Радиограмы спромысла В ч е с ть с л а в н о г о ю б и л е я Ремонт судов по новой технологии Траулер «Лат вия» вышел в очередной, де вятый в этом году, промыс ловый рейс. Коллектив ко рабля на общем собрании обсудил итоги работы Флота и своего судна за пять месяцев и вскрыл еще неисполь зованные резервы увеличения до бычи рыбы. Экипаж решил этот рейс посвятить знаменатель ной дате в истории СССР — 40-й годовщине Великого Октября. Коллектив взял на себя обяза тельство в девятом рейсе не толь ко завершить июньскую производ ственную программу, но и ликви дировать задолженность государ ству, создавшуюся во втором квар тале, и полностью выполнить план первого полугодия второго года шестой пятилетки. Среди вахт ши ре развертывается предоктябрь ское социалистическое соревно вание, А. РУШНИКОВ, капитан траулера «Лат вия», Н. МАТВЕЕВ, первый помощник капи тана, А. ШАРОВ, пред седатель судового ко митета. * * а Экипаж траулера «Очаков», об судив на общем собрании ход предоктябрьского социалистиче ского соревнования, взял на себя обязательство: рейсовое задание выполнить по всем показателям. Настоящий рейс мы посвящаем славному юбилею — 40-летию Со ветской власти. Т. ЛАПУЧЕВ, капитан траулера «Оча ков», В. НОВИНСКИЯ, председатель судового комитета. ВСЕ РЕЗЕРВЫ ПО ДОБЫЧЕ РЫБЫ -В ДЕИСТВИЕ1 БУДЕМЛОВИТЬ СЕЛЬДЬ ТРАЛОЛ Одним из реальных путей уве личения добычи рыбы в ближай шее время является освоение но вых районов промысла. Слабо осваивается, например, нами Северное море, хотя здесь с двадцатых годов этого столетия ведется промысел преднерестовой и нерестовой сельди, так' как в этот биологический период ее жизненного цикла она образует густые концентрации. Сельдь на чинает концентрироваться в рай оне Оркнейских островов на глу бинах. 180—200 метров и посте пенно продвигается в южном на правлении в район Догтер-банки, выходя на более мелкие места, порядка 30—40 метров. В тече ние всего продвижения, сельдь держится близко у дна, подни маясь в толщу воды в ночное время. Промысел обычно начинается середины июля и продолжается до декабря месяца. Причем, ок тябрь, ноябрь и декабрь сельдя ной промысел перебазируется уже в район пролива. По данным института морского рыболовства в Гамбурге, паровые траулеры Германии в 1953 году выловили в районе Северного мо ря 2.307.430 центнеров сельди. Отечественный промысел сель ди в районах Северного моря на чал развиваться с 50-х годов Первые попытки лова сельди дон ным тралом были сделаны Балтий ским филиалом ВНИРО и Калинин градской экспериментальной ба зой. Из Мурманска впервые на лов придонной сельди тралом вышел в море траулер «Новороссийск» в июле 1953 года. В августе в рай он промысла «Новороссийска» подошел траулер «Сталинград». За период 40 суток работы «Но вороссийска» и 30 суток работы «Сталинграда» этими судами было выловлено и доставлено в порт около 400 тонн сельди. Нужно от метить, что эти корабли не имели подробных карт промысла и были оборудованы тралами и вооруже нием, мало удовлетворявшими требования промысла в тех рай онах. Эта ошибка была повторена. В 1955 году в Северном море ра ботал траулер «Россия». Его про мысел был менее удачным, опять же по принте плохого оборудова ния судна *тралами и промвоору- жением. А вот Калининградская группа судов, работающая в Се верном море 5 лет, имеет хорошие показатели по вылову сельди. В июле месяце этого года пре дусматривается посылка группы судов на промысел придонной сельди. Предполагается направить суда типа «Пионер», большие дизельные траулеры типа «Кремль» и несколько кормовых рефрижераторных траулеров. Суда, отправляющиеся в сель дяную -экспедицию, будут оснаще ны значительно лучше, чем в пре дыдущие годы. Тралы будут из готовлены из капронового пряде на. При выборе размера ячеи уч тены замечания промысловиков, сделанные в предыдущие рейсы. Предусматривается вооружение судов двумя типами тралов: Ленинград. На Канонерском судоремонтно-судострои тельном заводе создана специальная установка — элек- траметаллизатор для покрытия гребных валов нержавею щей сталло. Расплавленная нержавеющая проволока под воздействием сжатого воздуха распыляется и с большой скоростью наносится на поверхность вала, образуя на не* . прочно прилегающий слой металла. Металлизация распылением применяется здесь для защиты гребных валов, штоков и других деталей от кор розии. Внедрение металлизации позволяет заводу ежегодно экономить более 12 тонн бронзы. Кроме того, гребные ва лы, обработанные по новой технологии, более износо устойчивы. На снимке: Н. И. Лаівряненко за металлизацией греб* ного вала парохода «Магнитогорск». Фото И. Баранова. Фотохроника ТАСС. 'У а) отечественным, 30-метровым тралом, оснащенным длинными голыми концами, что позволит до биться повышенного вертикаль ного раскрытия, порядка 4—6 м, играющего большую роль при лове сельди, (в результате наблюдений прошлых лет установлено, что сельдь держится толсгьш слоем над грунтом и для ее облова не обходимо иметь трал с раскрыти ем не ниже 4 метров), б) тралом немецкой конструкции 24,2 м который также оснащен длинны ми голыми концами. В обоих типах тралов преду сматривается оснастка их верти кальными щитами, идущими над тралом и несколько впереди его. Эти щиты играют двойную роль. За счет гидродинамических сил они обеспечивают увеличение подъема верхней подборы над грунтом и отпугивают сельдь из М ы д о л ж н ы п р е о д о л е т ь о т с т а в а н и е ! Траловый флот по-прежнему на ходится в пролове. С каждым днем задолженно .ь промысловиков пе ред государством растет. Обста новка в море остается напряжен ной. Между тем у нас сейчас есть возможности покончить с отста ванием и начать работать рит мично, используя все возможно сти для повышения уловов. Основным районом промысла сейчас является Западный Шпиц берген, Западный склон Медве- жинекой банки. Неплохо ловит ся рыба на Западном склоне Ры бачьей банки. Между тем план по добыче рыбы не выполняется. В настоящее время промысловики предъявляют справедливые требо вания к разведчикам рыбных ко сяков. Промразведке нужно тща тельно обследовать все наиболее перспективные районы моря. Пока что работа промысловой разведки оставляет желать много лучшего. Пет поисковых кораб лей в районах западнее от Норд- Капа, где могли быть концентра ции морского окуня и трески. Дав но уже не проверяется Восточ ный склон Медвежинской банки, а ведь там наблюдались концент рации рыбы. Они были нестойки ми, и наши разведчики не выяс нили, куда онм передвинулись. Нельзя, по-моему, предполагать, что эта рыба прошла на Западный склон Медвежинской банки, ско рее всего она будет просачивать ся на северо-восток. Совершенно случайно была об наружена рыба у Западного Шпицбергена. Корабли тралового флота с большим опозданием на чали облавливать имеющиеся там концентрации трески. Произошло это потому, что промысловая раз ведка не обнаружила споеврсмен- но подхода рыбы в этот район. Возникает опасение, что такие ошибки будут повторяться и в дальнейшем. В настоящее время на восточный склон Шпицберген ской банки послан поисковый траулер, но этого недостаточно. В северо-западных районах Барен цева моря следует вести неусып ную разведку. Необходимо выяс нить наличие планктона, капша- ка и мойвы в этих районах, уз нать, как развивается здесь по тепление воды, следить за при летом в этот район морских птиц. В настоящее время в южных и восточных районах Баренцева мо ря не наблюдается подходов тре ски. Это обязывает наших развед чиков как можно тщательнее про верить наличие рыбы в Западных районах Баренцева моря н' в ча стности в районе Норд-Капа, В этом году рыба ведет себя не совсем обычно. От поисковиков и промысловиков в связи с этим тре буется особенная бдительность. Нужно все время следить за под ходами рыбы с запада. Не обяза тельно всегда держать там поис ковый траулер, но время от вре мени обследовать эти районы не обходимо. От оперативной работы промразведки во многом зависит успех работы промысловых трау леров. Второй вопрое, который необ ходимо решить имение теперь, когда в нашей области создан Со вет народного хозяйства с подчи ненным ему управлением рыбной промышленности, заключается в улучшении снабжения промысло виков промвооруженйем и другим необходимым для успешного ве дения промысла снаряжением. Сейчас на траулерах не хватает металлических кухтылей. Между тек в районе Западного Шпицбер гена, например, вести успешно промысел можно лишь, имея до полнительные кухтыли, которые следует подвязывать х траловым мешкам. Это позволит предотвра тить аварийность орудий лова, а, следовательно, сэкономить много промыслового времени. Многие корабли ведут промысел слоя в 10—15 метров, прижимая1 ее к грунту, где она и захваты вается тралом. Для обеспечения технической помощи и руководства с группой судов будут направлены в море специалисты-инженеры из отде лов тралового Флота и экспери ментальной базы. По нашему мнению, посылка группы судов на лов сельди в Се верное море является весьма свое временным мероприятием, кото рое позволит увеличить вылов ры бы и поможет траловому флоту ликвидировать отставание в вы полнении государственного плана. В. САВРАСОВ. Заместитель начальника экспериментальной базы тралового флота. рыбы на больших глубинах. Те кухтыли, которые мы получаем сейчас, изготовляются из тонко го металла и на больших глубинах лопаются. Это ведет к большой аварийности орудий лова, моряки много времени теряют на починку тралов. Очень много промыслового вре мени затрачивается сейчас на перебежки кораблей из одного района в другой. Факты говорят о том, что те траулеры, которые работают в течение рейеа на од ном месте, имеют наибольшие вы ловы. Так, например, хорошо по работал в последнем рейсе экипаж траулера «Волна». Этот корабль не делал излишних перебежек. Работающий же в тех же условиях экипаж траулера «Давна» не ис пользовал всех своих возможно стей и добыл рыбы значительно меньше. Подобных примеров можно при вести немало. Задача всех промыс ловиков, всех работников управ ления тралового флота — улуч шить свою деятельность, пол ностью использовать внутренние резервы кораблей, максимально экономить промысловое время и добиться коренного перелома в ведении промысла. М. КУЗНЕЦОВ. Капнтан-яаставннк треть его отряда судов трала- вого флота. Строить—так строить, анепрохлаждаться! С удовлетворением встретили моряки тралового флота решение о строительстве жилья хозяйст венным способом. У нас, напри-' мер, подобралась бригада из 16 человек — членов экипажей, ре шивших возвести 12-квартшъ ный дом в поселке Молочное. Мо ряки с большой охотой принялись за работу и в короткий срок за ложили фундамент и уже выве ли первые три венца здания. & дальше дело стало! Еще в мае мы потеряли несколько дней впу стую. Недоставало бруса, но по* том его, в конце концов, дали. Выделили в наше распоряже ние и некоторое количество инст румента: электропилу, электрод дрели и другое. Казало»’ бы, проявлена большая забо та о механизации строительных работ. Да нет же! Электроинстру мент мы не можем применить из* за отсутствия понижающего (в 380 на 220 вольт) трансформа^ тора. К тому же для электродрели нам дали сверла по металлу, в дереве их заедает, инструмент выходит из строя. Разговоров об оказании помоща строителям в управлении трало вого флота ведется немало. Мне* гое нам обещают, только не при дется ля обещанного ждать трй года? 1 мы не хотим ждать! А. ЗАХАРОВ. Бригадир стронтелей-мо* рявов. \\ На лову семги Невдалеке от Ноканьги распо ложен остров Зеленый. Сюда еже годно съезжаются рыбаки-колхоэ- ники Саамского района на про мысел сельди и семги. Нынче ры баки появились здесь намноге раньше, и на рыбоприемный пункт уже поступили первые де сятки килограммов семги. На счету колхоза имени Чкалова 120, а колхоза «Искра» — 14Т килограммов эіой ценной рыбы*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz