Рыбный Мурман. 1957 г. Июнь.
I № 72 (622) 18 нюня 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н СОВЕРШЕНСТ ВОВА Т Ь Т Е ХНИ К У ПРОМЫСЛА , МЕХАНИЗИРОВАТЬ ТРУДОЕМКИЕ ПРОЦЕССЫ! Дорогу бесквартропному тралу! Мысль о создании высокоуло вистого, удобного при работе бес- квартропного трала появилась давно, В прошлом году на ряде траулеров делались попытки пе рейти к бесквартропному спосо бу работы с тралом. Однако не достатки в конструкции таклх тралов были настолько серьезны ми, что о массовом внедрении их во флоте не могло быть я речи. В целях создания простой, от вечающей всем промысловым тре бованиям, и не нуждающейся в больших дополнительных затратах схемы бесквартропного трала в на чале этого года был проведен кон курс на лучший бесквартропный трал. В нем приняли участие мно гие моряки тралового флота. Из поступивших на рассмотре ние жюри наиболее удачными ока зались тралы, сконструированные капитанами тт. Низгнревым и Карпенко. На основе этих кон струкций была создана наиболее приемлемая схема бесквартропного трала. Новый трал позволяет намного облегчить работу матроеов. Так, важнейшая операция — подъем трала на борт, сводится в основ ном к следующему: между кабе лем и голым грунтропом ставится переходной конец клячевкн. Это позволяет выбирать кабели и го лые грунтропы до тех пор, пока крыловой бобинец подойдет на уровень планширя. После этого носовым джильсоном берутся за чекель крылового грунтропа и поднимают бобинцы на палубу. Благодаря наличию е внутренней стороны крыльев четырехметро вых «прижимных концов» хаг- лайн подходит в борту вместе с грунтропом. Дальнейшая ооерация по подъему трала производится обычным порядком. Можно применять и другой ва риант. Вместе «прижимных кон цов» ставится увеличенный на половину длины хатлайиа удав- ной линь, который крепится квар- ропной пряжкой клячевкн. В этом случае удавной линь выби рается Одновременно с грунтропом до подхода в борту трехзвенного кольца, закрепленного ва верх нем гуже. Мевок затем подни мается обычным порядком. При спуске трала бобинцы вы валиваются за борт кормовым джильсонем. В этой конструкции несколько изменен способ креп ления лапок доски с кабелем и клячевкн с кабелем или голым грунтропом. Повышенная уловкстесть, сок ращение аварийности и снижение расходования геркулесовых тро сов — вот неполный перечень преимуществ нового бесквартроп ного трала перед орудиями лова обычной конструкции. Внедрение его на кораблик тралового флота позволит сэкономить только за счет сокращения расхода герку лесовых тросов около 300 тысяч рублей в квартал. В настоящее время бесквартроп ный трал уже освоен на траулерах «Двина», «Одесса», «Кропвтадт», «Приз» и «Мелитополь». Но, к сожалению, трал новой коиетрук ции внедряется медленно. Проис ходит ото потому, что дня изго товления орудий лова но новой схеме необходимы специальные гачкн е кольцами и двухзвенные цепи. Заказ на эти детали пере дан судоверфи и должен изготов ляться в кузнечной цехе пред приятия. Нужно надеяться, что теперь, когда происходят реорга низация руководства промышлен ностью нашего' бассейна, препят ствия, мешающие своевремен но выполнить этот заказ, будут устранены. Экипажан кораблей, особенно старшим мастерам по добыче и судоводителям следует со всей серьезностью отнестись к внед рению нового трала. Вполне ве роятно, что в первое вреия могут возникнуть в работе с бесквар- тропным тралом затруднения. Ведь к новому не всегда сразу можно привыкнуть. Долг капитанов, их помощников, старших мастеров по добыче тщательно изучить осо бенности бесквартропного трала и принять все меры к тому, чтобы он был быстро освоен. Действен ную помощь в этом морякам обя заны оказать отрядные специа листы. Только в этом случае но вый трал сможет получить бы строе и всеобщее признание, а промысловики получат возмож ность увеличить вылов рыбы, В настоящее время в траловом флоте проводится закрытый кон куре по созданию эффективного безаварийного трала. И в этом конкурсе должны принять самое активное участие все промыс ловики. Л. СЕРОВ. Инженер промыслового отдела тралового флота. * * Изготовлен мощнЬш пресс Долгое время на судоремонтном заводе Главѵурманрыб- прома проточка и шлифовка ваерных валов траловых лебедок промысловых кораблей была одной из самых сложных ■ тя желых работ. Предприятие не располагало соответствующим оборудованием и поэтому валы приходилось протачивать вме сте с шестерней на двух спаренных токарных станках. Эп был вынужденный выход из создавшегося положения: ставки не соответствовали деталям такого веса и таких габаритов. Техническим отделом завода был спроектирован, а си лами цеха иеханизации, инструмента и приспособлений не давно изготовлен мощный четырехсоттопиый пресс, установ ленный на стенд для разорулсения валов. Теперь есть возмож ность спрессовывать, а потом устанавливать шестерни ваер ных валов валовых лебедок судов всех серий. Обработка уско рится, улучшится Качество работ. На стенде иолшо произво дить выполнение и других операций. На сиимке: спреесовка шестерни ваерного вала траловой лебедкн с рефрижераторного траулера «Достоевский». В. ГРИНЫСО. Инженер-конструктор судоремонтного з а й ц а * Главнурманрыбнроиа. Фото автора. Закон «О дальнейшей совер шенствования организации уп равления промышленностью и строительством» претворяется в жизнь. Скоро управление Мур манским экономическим районом будет осуществляться по новой организационной структуре. В связи с этим у иногих рабо чих и инженерно-технических работников возникают вопросы, связанные с деятельностью по улучшению работы с новаторами производства. Судя по натериалаи Всесоюз ного совещания изобретателей и новаторов, можно сказать, что существующие фориы работы с рационализаторами, законодатель ные положения, инструктивные материалы н т. д. не отвечают возросший требованиям современ ного уровня промышленности. В ход£ всенародного обсуждения тезисов доклада тов, Н. С. Хру щева было иного предложений по улучшению условий творческой работы коллективов предприятий. Предполагалось, например* возоб новить деятельность доброволыо- го Всесоюзного общества (объеди нения) изобретателей н рациона лизаторов. По нашему мнению, это вред- ложение заслуживает серьезною внимания и быстрейшего осу ществления. Отделения Вазсоюз- ного общества изобретателей и рационализаторов должны быть организованы при Совнархозах или областных профсоюзных ор ганизациях. Общество могло бы иметь свои экспериментальные мастерские и конструкторские бюро, где авторы предложений в свободное от работы время могли бы творчески трудиться, осу ществляя практически свои за мыслы. Средства для создания мате риально-технической базы обще ства могли бы поступить в ка честве отчислений (в определен ном процентном отношении) из Рационализаторам нужна серьезная помощь сумм экономии средств, получен ных после внедрения я производ ство изобретений я рационализа торских предложений. Причен эта ѳконоиил должна исчислять ся из расчета не одного года ис пользования приспособления, не- ханизма, предложенного изобре тателем им рационализатором. Надо брать в расчет более продол жительный срок, меже* быть, весь пернод использования нов шества. Членаин общества рационали заторов н изобретателей должны быть лица, которые уже имеют на своей счету рационализатор ские предложения или изобрете ния. В состав общества должны обязательно войти и экономисты. Известно, что сейчас, в большин стве случаев, при принятии того или иного предложении, его эко номическую выгоду определяют сугубо ориентировочно м в рай ках одного узкого производствен ного участка. Чаще веете эконо- ническнй эффект подсчитывается самим автором, б» творческого участия эконоиистов, без всесто роннего экономического анализа. Несовершенство такого иетода очевидно. Экономисты должны ра ботать в творческой содружестве с изобретателями, рационализато рами, конструкторами. Борьба за технический прогресс — наше общее дело. С созданиеи экономических районов будут более благоприят ные условия для ликвидации уз ких пест производства. Отдель ные процессы на предприятиях рыбной пронышленностн иожно автоматизировать. Взять к при меру бондарные заводы. Здесь в ящичном цехе многие процессы механизированы. Но п работая вручную, отдельные производст венники довеян свои трудовые навыки до совершенства, до ав- тоиатизма. Особенно эго чувст вуется в движениях рук. А ведь вместо рабочего можно поставить станок-автомат, например, на сборке ящиков. Вот где нужна ав- тоиатическая линия! Такая тема была бы почетной работой для от деления Всесоюзного общества ра ционализаторов и изобретателей. 1 в пределах эконоиического района не помешали бы никакие узковедомственные интересы. Нан неизвестно, кто будет воз главлять работу с рационализато- раии и изобретателями после ре организации министерств. Суще ствует мнение, что БРИЗ’ы долж ны быть или при главных уп равлениях или на производствен ных участках с подчинением ад- нинистративнону технико-эконо мическому совету или специаль- ноиу отделу при Совнархозе. Это позволило бы улучшить конт роль за внедрениеи новшеств, распространенней технической информации, а главное, помогло бы избежать узковедоиственнэго подхода к этому важному делу. В настоящее время, анализи руя деятельность изобретателен и рационализаторов, можно заме тить, что внедряются в оснознэм небольшие, несложные предложе ния. Нетрудно заметить также, что около половины невнедрен- ных предложений носят более сложный характер, более хлопот ливы при осуществлении их. Вот они и лежат годами без пользы для производства, стареют. Дело в том, что технические советы на предприятиях идут по пути наи меньшего сопротивления, да и условий • для внедрения более крупных предложений и изобре тений почти нет (отсутствуют необходииые материалы, конст рукторские бюро не в силах ве сти разработку большого юличе- ства чертежей, некоиу руководить этими работами). Как улучшить работу с рацио нализаторами при новых Фэрмах управления промышленностью? Этот вопрос волнует многих и ин тересно бы прочитать на стра ницах газет мнение как изобрета телей и рационализаторов, так в ответственных работников, имею щих отношение к этому делу. Мо жет быть, есть необходимость провести городское или областное совещание по этому вопросу? В работе с рационализатора ми на предприятиях Главиурман- рыбпрома имеется много серьез ных недостатков, но они в тече ние ряда лет не обсуждаются сов местно с большим числом новато ров производства. Не осуществле ны многие критические занеча- ния, высказанные на различных собраниях и конференциях. Это привело к тому, что на таких крупнейших предприятиях, как траловый флот. «Мурмансельдь», рыбокомбинат, предложений по ступает недостаточно. Не получают рационализато ры и практической помощи в из готовлении опытных образцов, предложенных ими приспособле ний и механизмов. Единственные экспериментальные мастерские в бассейне имеет Мурманским ры бокомбинат. Как это вешает де лу, говорит такой нрнмер. Ры§- ный порт не ног своими силами осуществить предложения не пневматической выгрузке рыбной муки е траулера. Конструктор ская группа порта изготовила чертежи, н мы обратились ва поиощью в Главиурианрыбнром. Характерно, что внедрение ново го иетода разгрузки кораблей —• общее дело как порта, так и ры бокомбината. Однако с внедре нием его не потороиилиеь: потре бовалось несколько различит рода заключений н ж конце цов технический совет Ілаі предложил автору доработать проект, хоти ясно, что экспери ментированием удобнее всего в этом случае заниматься рыі окои бннату. Таких примеров немало. Пора улучшить контакт между техническими советами преднрни- тий нашего бассейна. Надо сон* дать все условии дли плодотвор ной творческой работы нроніжиэ- виков, рыбообработчиков, порто виков и судоремонтников. А. ХРАПОВИЦКИН. Инженер - — друниор рыбного норжа. Угольная пыль—потеря угля! Во время погрузки угля на еу- да образуется много угольной пы ли, которая засоряет воздух и загрязняет территорию порта, Мното вреда приносит и копоть, идущая из труб кочегарок. Наблюдая за тем, как грузит ся уголь во время дождя, я заме тил, что пыли совсем не бывает. При сжигании омоченное дождем топливо дает не меньше тепла. Следовательно, можно перед по грузкой или во вріемя погрузки слегка смачивать уголь. Польза от этого очевидна. Обойдется это яе очень дорого. Следует подвести воду к бункерам, поставить не большой электромотор и центро бежный насос. Для распылении воды иожно применить обыкно венную душевую ворэпку. Давно пора также подумать об устройстве сажеуловителей. Млн же сделать простое устройство, установив в нижней части тру бы, перед поддувальный колод цем, откуда выходит дыи, водя ной сифон. R. МАКАРОВ. Вахтенный н е н и и бере говой бригады тралового флота,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz