Рыбный Мурман. 1957 г. Июнь.

I № 72 (622) 18 нюня 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н СОВЕРШЕНСТ ВОВА Т Ь Т Е ХНИ К У ПРОМЫСЛА , МЕХАНИЗИРОВАТЬ ТРУДОЕМКИЕ ПРОЦЕССЫ! Дорогу бесквартропному тралу! Мысль о создании высокоуло­ вистого, удобного при работе бес- квартропного трала появилась давно, В прошлом году на ряде траулеров делались попытки пе­ рейти к бесквартропному спосо­ бу работы с тралом. Однако не­ достатки в конструкции таклх тралов были настолько серьезны­ ми, что о массовом внедрении их во флоте не могло быть я речи. В целях создания простой, от­ вечающей всем промысловым тре­ бованиям, и не нуждающейся в больших дополнительных затратах схемы бесквартропного трала в на­ чале этого года был проведен кон­ курс на лучший бесквартропный трал. В нем приняли участие мно­ гие моряки тралового флота. Из поступивших на рассмотре­ ние жюри наиболее удачными ока­ зались тралы, сконструированные капитанами тт. Низгнревым и Карпенко. На основе этих кон­ струкций была создана наиболее приемлемая схема бесквартропного трала. Новый трал позволяет намного облегчить работу матроеов. Так, важнейшая операция — подъем трала на борт, сводится в основ­ ном к следующему: между кабе­ лем и голым грунтропом ставится переходной конец клячевкн. Это позволяет выбирать кабели и го­ лые грунтропы до тех пор, пока крыловой бобинец подойдет на уровень планширя. После этого носовым джильсоном берутся за чекель крылового грунтропа и поднимают бобинцы на палубу. Благодаря наличию е внутренней стороны крыльев четырехметро­ вых «прижимных концов» хаг- лайн подходит в борту вместе с грунтропом. Дальнейшая ооерация по подъему трала производится обычным порядком. Можно применять и другой ва­ риант. Вместе «прижимных кон­ цов» ставится увеличенный на половину длины хатлайиа удав- ной линь, который крепится квар- ропной пряжкой клячевкн. В этом случае удавной линь выби­ рается Одновременно с грунтропом до подхода в борту трехзвенного кольца, закрепленного ва верх­ нем гуже. Мевок затем подни­ мается обычным порядком. При спуске трала бобинцы вы­ валиваются за борт кормовым джильсонем. В этой конструкции несколько изменен способ креп­ ления лапок доски с кабелем и клячевкн с кабелем или голым грунтропом. Повышенная уловкстесть, сок­ ращение аварийности и снижение расходования геркулесовых тро­ сов — вот неполный перечень преимуществ нового бесквартроп­ ного трала перед орудиями лова обычной конструкции. Внедрение его на кораблик тралового флота позволит сэкономить только за счет сокращения расхода герку­ лесовых тросов около 300 тысяч рублей в квартал. В настоящее время бесквартроп­ ный трал уже освоен на траулерах «Двина», «Одесса», «Кропвтадт», «Приз» и «Мелитополь». Но, к сожалению, трал новой коиетрук ции внедряется медленно. Проис­ ходит ото потому, что дня изго­ товления орудий лова но новой схеме необходимы специальные гачкн е кольцами и двухзвенные цепи. Заказ на эти детали пере­ дан судоверфи и должен изготов­ ляться в кузнечной цехе пред­ приятия. Нужно надеяться, что теперь, когда происходят реорга­ низация руководства промышлен­ ностью нашего' бассейна, препят­ ствия, мешающие своевремен­ но выполнить этот заказ, будут устранены. Экипажан кораблей, особенно старшим мастерам по добыче и судоводителям следует со всей серьезностью отнестись к внед­ рению нового трала. Вполне ве­ роятно, что в первое вреия могут возникнуть в работе с бесквар- тропным тралом затруднения. Ведь к новому не всегда сразу можно привыкнуть. Долг капитанов, их помощников, старших мастеров по добыче тщательно изучить осо­ бенности бесквартропного трала и принять все меры к тому, чтобы он был быстро освоен. Действен­ ную помощь в этом морякам обя­ заны оказать отрядные специа­ листы. Только в этом случае но­ вый трал сможет получить бы­ строе и всеобщее признание, а промысловики получат возмож­ ность увеличить вылов рыбы, В настоящее время в траловом флоте проводится закрытый кон­ куре по созданию эффективного безаварийного трала. И в этом конкурсе должны принять самое активное участие все промыс­ ловики. Л. СЕРОВ. Инженер промыслового отдела тралового флота. * * Изготовлен мощнЬш пресс Долгое время на судоремонтном заводе Главѵурманрыб- прома проточка и шлифовка ваерных валов траловых лебедок промысловых кораблей была одной из самых сложных ■ тя­ желых работ. Предприятие не располагало соответствующим оборудованием и поэтому валы приходилось протачивать вме­ сте с шестерней на двух спаренных токарных станках. Эп был вынужденный выход из создавшегося положения: ставки не соответствовали деталям такого веса и таких габаритов. Техническим отделом завода был спроектирован, а си­ лами цеха иеханизации, инструмента и приспособлений не­ давно изготовлен мощный четырехсоттопиый пресс, установ­ ленный на стенд для разорулсения валов. Теперь есть возмож­ ность спрессовывать, а потом устанавливать шестерни ваер­ ных валов валовых лебедок судов всех серий. Обработка уско­ рится, улучшится Качество работ. На стенде иолшо произво­ дить выполнение и других операций. На сиимке: спреесовка шестерни ваерного вала траловой лебедкн с рефрижераторного траулера «Достоевский». В. ГРИНЫСО. Инженер-конструктор судоремонтного з а й ц а * Главнурманрыбнроиа. Фото автора. Закон «О дальнейшей совер­ шенствования организации уп­ равления промышленностью и строительством» претворяется в жизнь. Скоро управление Мур­ манским экономическим районом будет осуществляться по новой организационной структуре. В связи с этим у иногих рабо­ чих и инженерно-технических работников возникают вопросы, связанные с деятельностью по улучшению работы с новаторами производства. Судя по натериалаи Всесоюз­ ного совещания изобретателей и новаторов, можно сказать, что существующие фориы работы с рационализаторами, законодатель­ ные положения, инструктивные материалы н т. д. не отвечают возросший требованиям современ­ ного уровня промышленности. В ход£ всенародного обсуждения тезисов доклада тов, Н. С. Хру­ щева было иного предложений по улучшению условий творческой работы коллективов предприятий. Предполагалось, например* возоб­ новить деятельность доброволыо- го Всесоюзного общества (объеди­ нения) изобретателей н рациона­ лизаторов. По нашему мнению, это вред- ложение заслуживает серьезною внимания и быстрейшего осу­ ществления. Отделения Вазсоюз- ного общества изобретателей и рационализаторов должны быть организованы при Совнархозах или областных профсоюзных ор­ ганизациях. Общество могло бы иметь свои экспериментальные мастерские и конструкторские бюро, где авторы предложений в свободное от работы время могли бы творчески трудиться, осу­ ществляя практически свои за­ мыслы. Средства для создания мате­ риально-технической базы обще­ ства могли бы поступить в ка­ честве отчислений (в определен­ ном процентном отношении) из Рационализаторам нужна серьезная помощь сумм экономии средств, получен­ ных после внедрения я производ­ ство изобретений я рационализа­ торских предложений. Причен эта ѳконоиил должна исчислять­ ся из расчета не одного года ис­ пользования приспособления, не- ханизма, предложенного изобре­ тателем им рационализатором. Надо брать в расчет более продол­ жительный срок, меже* быть, весь пернод использования нов­ шества. Членаин общества рационали­ заторов н изобретателей должны быть лица, которые уже имеют на своей счету рационализатор­ ские предложения или изобрете­ ния. В состав общества должны обязательно войти и экономисты. Известно, что сейчас, в большин­ стве случаев, при принятии того или иного предложении, его эко­ номическую выгоду определяют сугубо ориентировочно м в рай­ ках одного узкого производствен­ ного участка. Чаще веете эконо- ническнй эффект подсчитывается самим автором, б» творческого участия эконоиистов, без всесто­ роннего экономического анализа. Несовершенство такого иетода очевидно. Экономисты должны ра­ ботать в творческой содружестве с изобретателями, рационализато­ рами, конструкторами. Борьба за технический прогресс — наше общее дело. С созданиеи экономических районов будут более благоприят­ ные условия для ликвидации уз­ ких пест производства. Отдель­ ные процессы на предприятиях рыбной пронышленностн иожно автоматизировать. Взять к при­ меру бондарные заводы. Здесь в ящичном цехе многие процессы механизированы. Но п работая вручную, отдельные производст­ венники довеян свои трудовые навыки до совершенства, до ав- тоиатизма. Особенно эго чувст­ вуется в движениях рук. А ведь вместо рабочего можно поставить станок-автомат, например, на сборке ящиков. Вот где нужна ав- тоиатическая линия! Такая тема была бы почетной работой для от­ деления Всесоюзного общества ра­ ционализаторов и изобретателей. 1 в пределах эконоиического района не помешали бы никакие узковедомственные интересы. Нан неизвестно, кто будет воз­ главлять работу с рационализато- раии и изобретателями после ре­ организации министерств. Суще­ ствует мнение, что БРИЗ’ы долж­ ны быть или при главных уп­ равлениях или на производствен­ ных участках с подчинением ад- нинистративнону технико-эконо­ мическому совету или специаль- ноиу отделу при Совнархозе. Это позволило бы улучшить конт­ роль за внедрениеи новшеств, распространенней технической информации, а главное, помогло бы избежать узковедоиственнэго подхода к этому важному делу. В настоящее время, анализи­ руя деятельность изобретателен и рационализаторов, можно заме­ тить, что внедряются в оснознэм небольшие, несложные предложе­ ния. Нетрудно заметить также, что около половины невнедрен- ных предложений носят более сложный характер, более хлопот­ ливы при осуществлении их. Вот они и лежат годами без пользы для производства, стареют. Дело в том, что технические советы на предприятиях идут по пути наи­ меньшего сопротивления, да и условий • для внедрения более крупных предложений и изобре­ тений почти нет (отсутствуют необходииые материалы, конст­ рукторские бюро не в силах ве­ сти разработку большого юличе- ства чертежей, некоиу руководить этими работами). Как улучшить работу с рацио­ нализаторами при новых Фэрмах управления промышленностью? Этот вопрос волнует многих и ин­ тересно бы прочитать на стра­ ницах газет мнение как изобрета­ телей и рационализаторов, так в ответственных работников, имею­ щих отношение к этому делу. Мо­ жет быть, есть необходимость провести городское или областное совещание по этому вопросу? В работе с рационализатора­ ми на предприятиях Главиурман- рыбпрома имеется много серьез­ ных недостатков, но они в тече­ ние ряда лет не обсуждаются сов­ местно с большим числом новато­ ров производства. Не осуществле­ ны многие критические занеча- ния, высказанные на различных собраниях и конференциях. Это привело к тому, что на таких крупнейших предприятиях, как траловый флот. «Мурмансельдь», рыбокомбинат, предложений по­ ступает недостаточно. Не получают рационализато­ ры и практической помощи в из­ готовлении опытных образцов, предложенных ими приспособле­ ний и механизмов. Единственные экспериментальные мастерские в бассейне имеет Мурманским ры­ бокомбинат. Как это вешает де­ лу, говорит такой нрнмер. Ры§- ный порт не ног своими силами осуществить предложения не пневматической выгрузке рыбной муки е траулера. Конструктор­ ская группа порта изготовила чертежи, н мы обратились ва поиощью в Главиурианрыбнром. Характерно, что внедрение ново­ го иетода разгрузки кораблей —• общее дело как порта, так и ры­ бокомбината. Однако с внедре­ нием его не потороиилиеь: потре­ бовалось несколько различит рода заключений н ж конце цов технический совет Ілаі предложил автору доработать проект, хоти ясно, что экспери­ ментированием удобнее всего в этом случае заниматься рыі окои бннату. Таких примеров немало. Пора улучшить контакт между техническими советами преднрни- тий нашего бассейна. Надо сон* дать все условии дли плодотвор­ ной творческой работы нроніжиэ- виков, рыбообработчиков, порто­ виков и судоремонтников. А. ХРАПОВИЦКИН. Инженер - — друниор рыбного норжа. Угольная пыль—потеря угля! Во время погрузки угля на еу- да образуется много угольной пы­ ли, которая засоряет воздух и загрязняет территорию порта, Мното вреда приносит и копоть, идущая из труб кочегарок. Наблюдая за тем, как грузит­ ся уголь во время дождя, я заме­ тил, что пыли совсем не бывает. При сжигании омоченное дождем топливо дает не меньше тепла. Следовательно, можно перед по­ грузкой или во вріемя погрузки слегка смачивать уголь. Польза от этого очевидна. Обойдется это яе очень дорого. Следует подвести воду к бункерам, поставить не­ большой электромотор и центро­ бежный насос. Для распылении воды иожно применить обыкно­ венную душевую ворэпку. Давно пора также подумать об устройстве сажеуловителей. Млн же сделать простое устройство, установив в нижней части тру­ бы, перед поддувальный колод­ цем, откуда выходит дыи, водя­ ной сифон. R. МАКАРОВ. Вахтенный н е н и и бере­ говой бригады тралового флота,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz