Рыбный Мурман. 1957 г. Июнь.

№ 71 (621) 15 июня 1957 г Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Р А С Т Е Т М О Л О Д А Я С М Е Н А Школьники на заводской практике За станком — восьмиклассница Лена Лопатина. ------------------------------ - *■ Все более прочнее место в тересовало школьных планах занимает по­ литехническое обучение. Резкий школьник не мечтает постоять, например, за токарным станком, собственными руками изготов­ лять машины. Недавно учащиеся 8-х классов средней школы № 13 проходили производственную практику на судоремонтном заводе Главмѵр- манрыбпрома. Это предприятие— шеф нашей школы. Началу заня­ тий предшествовала большая ор­ ганизационная подготовка. Был составлен план практических ра­ бот, ученики побывали на эк- скурсии, познакомились с про­ изводством. Для прохождения практики было выделено четыре ведущих цеха: слесарный, меха­ нический. деревообделочный и электро-радиоцех. Беседовали мы с начальниками цехов, мастера­ ми и рабочими. К 29 мая нас ждали на заводе. На последних в учебном году уроках машиноведения школьни­ ки познакомились с правилами поведения на производстве, техникой безопасности, закрепи­ ли свои знания по умению поль­ зоваться измерительными и дру­ гими инструментами. И дома прибавилось заботы: ученика го­ товили себе спе­ цодежду. Им хо­ телось быть похо- I жим® на наогоя- •Г; : Щ щих рабочих. И вот этот день іа-стал. 29 мая I четыре группы "ч * учеников начали свой первый тру­ довой день. Ра­ ботники завода и школы волнова­ лись: как-то он пройдет? Но опа­ сения были нап­ расными. Коллек­ тив тепло встретил учеников. Каж­ дый из них полу­ чил несложное за­ дание. Исчезла как-то сама по се­ бе стеснитель­ ность, ребята засыпали рабочих вопросами. Их ин- все: и на­ значение механизма, с которым им в это время пришлось иметь дело, и оплата труда рабочих. Но вот позади 12 рабочих дней. Ученики потрудились на славу, получили эое-какие на­ выки. Некоторые из них твердо решили, что после средней шко­ лы придут на завод. Ученик 8 «а» класса Володя Меньшиков так и заявил: «Вот кончу десять классов и — на завод. Буду ос­ ваивать специальность токаря- расточника. А десять классов на­ до обязательно кончить: без обра­ зования на заводе, особенно то­ карю, сейчас делать нечего». А вот ученики Псковский и Коноплев решили стать слесаря­ ми, ученица Третьякова — стро- галыцицей. Ребята оказали заводу значи­ тельную помощь. За две недели они изготовили 1.200 колец для маслоулавливающих фильтров* обработали около 200 задраек, много шплинтов, шайб и прокла­ док, делали разборку, чистку и мелкий ремонт различных судо­ вых механизмов, например, холо­ дильных установок с рефрижера­ торных траулеров. Пригодилось знание геометрии, когда ученики запиливали грани головок бол­ тов. Припомнилась химия, фи­ зика... В деревообделочном цехе уче­ ники изготовили более сорока ры­ боразделочных столов для про­ мысловых судов, около 150 со­ ляных ящиков и т. д. Это по­ зволило многим рабочим освобо­ диться от мелких работ и выпол­ нять заказы непосредственно на судах. Прилежно трудились ребята и в электроцехе. Они готовили не­ исправные электромоторы к ре- мопту: разбирали их, чистили, снимали старую обмотку. При­ влекли их и обмоточные работы, где особенно успешно справля­ лась с заданиями Нина Андронова. Надо было видеть, как стара­ тельно, с огоньком проходила производственную практику на­ ша круглая отличница вось­ миклассница Лена Лопатина. Она самостоятельно вытачива­ ла болты, гайки, шайбы, на­ конечники к проводам... Довери­ ли ей и более сложные работы: она сама установила на станок и проточила коллекторы двух яко­ рей электромоторов. Все ребята трудились добро­ совестно, но особенно следует отметить Серякову Галю, Белоу­ сову Зою, Подшивалова Юрия, Самородову Аллу, Третьякову Ни­ ну, Карпушеву Зою, Сурикову Людмилу, Псковского Валенти­ на, Касьянцеву Таню, Андронову Нину. Производственная практика учащихся прошла успешно пото­ му, что была хорошо организова­ на, а коллектив завода, увидев в учениках своих верных помощни­ ков и достойную подрастающую смену, по-отечесжи отнесся к школьникам. С благодарностью будут вспоминать они слесарей А. Н. Булатова, Г. А. Исупова и Н. П. Караваева, токаря-расточ­ ника Н. Ф. Локтева, токаря М. М. Жукова, строгалыцицу Н. С. Спирину и фрезеровщицу Эмилию Епифанову, которая сама недавно после средней школы пришла на завод, а теперь гото­ вится к поступлению в инсти­ тут. Многому научились ребята у обмотчицы В. А. Куличенко. Мастер по ремонту киноаппарату­ ры И. М. Тарасенко научил школьников демонстрировать фильмы. Это им очень пригодит­ ся: ведь в школе есть свой кино­ аппарат. Но в большой семье не без урода: нашлись на заводе и та­ кие работники, которые не поже­ лали «возиться» со школьника­ ми. К таким можно отнести бри­ Школьники беседуют с на­ чальником механического цеха Павлом Ивановичем Гурлевым. Он когда-то сам был учеником токаря на этом предприятии, потом токарем, технологом, а теперь ему доверено руковод­ ство цехом. гадира слесарей Гречушникова я бригадира электриков Зайцева. Коллектив и руководство пред­ приятия высоко оценили помощь' школьников, поощрив их за от­ личную учебу и работу. Почет­ ной грамотой и книгой отмече­ ны Лена Лопатина, Людмила Пеш­ кова, Владимир Меньшиков я другие ученики. Производственная практика по­ казала любовь школьников к труду. Пройдет немного лет, и в цехах предприятия нашего горо­ да появятся молодые рабочие, уже сегодня нашедшие свое призва­ ние. Г. ДОМАНОВ. Преподаватель машино­ ведения средней школы № 13. Фото В. Гринько. I— -и — ..I.. . Машины простаивают Нередко грузовые автомашины, получив во время работы некото­ рые повреждения, возвращаются с линии в гараж с поломанным бортом или брусом кузова. Быва­ ет н так, что у некоторых шофе­ ров оказывается неправильна оформленный путевой лист. С* всеми этими неполадками, бе*у- словно, нужно вести повседнев­ ную борьбу и виновных привле­ кать к ответственности. Однако начальник автоколонны № 1 автобазы рыбного порта Го­ рянников понимает эту борьбу своеобразно. Обнаружив неис­ правность, он обычно отдает приказ диспетчеру в следующую смену машину на линию не вы­ пускать. ПІофер неисправной ш уже как правило отремонтиро­ ванной машины выходит на сле­ дующий день на работу. Но зани­ мается он не перевозкой грузов, а пишет объяснительные запиекя, разные оправдательные докумен­ ты. Рабочее время идет, машин* простаивает. Простой машины в течение смены стоит больших денег да и шофер за вынужденный прогул получает зарплату. Я считаю, что подобная прак­ тика неправильна. Виновен шо­ фер или нет в мелкой поломке, выяснить это надо в нерабочее время и не допускать простоев автомашин, которых и без того не хватает. П. ХАРИН. Шофер автобазы рыбно­ го порта. Анатолий Малышев, демобили­ зовавшись из Советской Армии, приехал а Мурманск. Устроиться на работу было нетрудно. Каж­ дый день в газете встречались объявления: требуются, требуют­ ся, требуются... Люди были нуж­ ны везде — на заводах, в порту, на стройках, на флоте. Куда пой­ ти? Этот вопрос волновал молодо­ го человека. — Иди на траулер,— совето­ вали Анатолию многие.— Прав­ да, работа трудная, но интерес­ ная. Малышев до этого никогда не был в море. И оно страшило его. Не без колебаний Анатолий все- таки решился поступить в трало­ вый флот. И вот получено на­ правление на траулер «Мелито­ поль». Капитан встретил Малы­ шева приветливо: — Значит, не плавали? Это ничего. Привыкните. Будете ра­ ботать на третьей вахте. Старши­ на там толковый, поможет быст­ ро освоить промысловое дело. Обычно новичков на судах встречают с недоверием, а неко­ торые моряки даже считают их обузой для себя. Но у Бориса Маркова — старшины третьей вахты — другое мнение. Он сам в траловом флоте сравнитель­ но недавно, менее двух лет. А вот сумел же за эго время стать матросом первого класса. Конеч­ но. помогли товарищи, которые настойчиво учили его, передава­ ЛЮДИ НАШЕГО -БАССЕЙНА ВАХТА БОРИСА МАРКОВА ли свой опыт, накопленный за многие годы плавания. В первом рейсе Малышеву при­ шлось трудновато. Его поставили на подачу рыбы. В минуту нуж­ но положить на рыборазделочный стол несколько десятков рыбин. И не как попало, а так, чтобы шкерщикам было удобно рабо­ тать. не переворачивать рыбу лишний раз. После вахты ломило спину, ныли руки в суставах. Порой Анатолий думал: «Скорей бы конец рейса. Может, лучше списаться с корабля, пойти рабо­ тать на берег?» Но новичок все время чувст­ вовал помощь товарищей. И к концу рейса он работал уже уве­ реннее. Даже попробовал шке- рить рыбу, хотя это и получалось медленно. — Что ж, из тебя неплохой моряк получится, — сказал как- то молодому матросу старший помощник капитана. Похвала старшего товарища подбодрила Анатолия. Он уже не думал списываться. Особенно нравилась Малышеву техниче­ ская учеба. В эти часы штурман рассказывал об основах морской практики, о рулевом устройстве, о навигационных приборах. Ма­ стер по добыче знакомил с кон­ струкциями тралов, показывал, как их чинить, а боцман знако­ мил с такелажным делом, требо­ вал вязать замысловатые узлы. Молодой моряк понял: для то­ го, чтобы быть настоящим про­ мысловиком, не только надо уметь шкерить рыбу, нужно еще очень многое знать. После трех рейсов он стал матросом вто­ рого класса. Недавно за двенад­ цатидневное плавание Малышев получил на руки около 1300 руб­ лей. Теперь он доволен и работой и заработком, а больше всего — своими товарищами, которые и помогают ему стать настоящим моряком. На вахте у Бориса Маркова только молодежь. Николай Барха­ тов, например, сделал только один рейс, как говорят, принял морское крещение. Но о нем уже с одобрением отзываются на ко­ рабле. Как и Малышеву, Барха­ тову с первых дней прихода на судно помогают опытные товари­ щи. Николай чувствует это и сам старается работать хорошо. Третья вахта — передовая на траулере. Быстрее ее никто не спускает и не поднимает трала Да и рыбу молодёжь обрабатыва1 ет с исключительной быстротой Когда на палубе лежит богатый улов, отличаются, конечно, бо­ лее опытные матросы. Старши­ на Марков шкерит под свежье до 14 рыбин в минуту. Подстать ему и матрос Николай Сафрони, плавающий на флоте полтора го­ да. А в трюме в это время с за­ видной ловкостью работает за­ сольщик Волков. Он быстро, но тщательно пересыпает рыбу солью, плотно укладывает ее чердаки. Каждый член вахты знает, что экипаж корабля взял на себя от­ ветственное социалистическое обязательство в честь 40-летия Великого Октября. Выполнить его нелегко, но возможно. Моло­ дые моряки делают все для того, чтобы вывести свой траулер в число передовых на флоте. В один из майских дней рыба ловилась особенно хорошо. Улов за траление достигал 8 тонн. Вся палуба была завалена треской. Моряки уже 8 часов были заняты разделкой рыбы. А тут опять подняли несколько тонн трески. Что делать? Не выбрасывать же ее за борт. И третья вахта реши­ ла работать до тех пор. пока не будет устранен завал. Никто не сетовал на усталость. В этот день за 16 часов в трюмы было уло­ жено 29 тонн продукции. Моря­ ки ушли на отдых с сознание* выполненного долга. Молодежная вахта особенн* много внимания уделяет эконо­ мии сырья, повышению качества продукции. Матросы не допуска­ ют, чтобы рыба уходила за бор». Они тщательно собирают п е ч е » для выработки рыбьего жира ■ консервов. Не допускают матро­ сы и брака при разделке рыбы. В том, что траулер сдает продук­ цию сортностью выше плановой, большая заслуга молодых мор** гоэв. Старшина вахты Борис Мар­ ков пользуется авторитетом ва корабле. Он член судового коми­ тета профсоюза, во время между­ рейсовых стоянок организует культпоходы в кино и театр. Не было время, о котором Борис да­ же не хочет вспоминать. Связал­ ся он тогда с плохой компанией, пьянствовал. Но на помощь при­ шел коллектив, товарищи. К Марков понял свои ошибки, ре­ шил не повторять их. Теперь он может с гордостью сказать: — На нашей вахте нет нару­ шителей трудовой дисциплины. Да и могут ли они быть на пе­ редовой вахте? Ведь здесь высо­ ко развито чувство локтя, това­ рищеской поддержки. Люди ра­ стут с помощью коллектива, ста­ новятся подлинными мастерам* промыслового дела. А. ИВАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz