Рыбный Мурман. 1957 г. Июнь.
№ 71 (621) 15 июня 1957 г Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Р А С Т Е Т М О Л О Д А Я С М Е Н А Школьники на заводской практике За станком — восьмиклассница Лена Лопатина. ------------------------------ - *■ Все более прочнее место в тересовало школьных планах занимает по литехническое обучение. Резкий школьник не мечтает постоять, например, за токарным станком, собственными руками изготов лять машины. Недавно учащиеся 8-х классов средней школы № 13 проходили производственную практику на судоремонтном заводе Главмѵр- манрыбпрома. Это предприятие— шеф нашей школы. Началу заня тий предшествовала большая ор ганизационная подготовка. Был составлен план практических ра бот, ученики побывали на эк- скурсии, познакомились с про изводством. Для прохождения практики было выделено четыре ведущих цеха: слесарный, меха нический. деревообделочный и электро-радиоцех. Беседовали мы с начальниками цехов, мастера ми и рабочими. К 29 мая нас ждали на заводе. На последних в учебном году уроках машиноведения школьни ки познакомились с правилами поведения на производстве, техникой безопасности, закрепи ли свои знания по умению поль зоваться измерительными и дру гими инструментами. И дома прибавилось заботы: ученика го товили себе спе цодежду. Им хо телось быть похо- I жим® на наогоя- •Г; : Щ щих рабочих. И вот этот день іа-стал. 29 мая I четыре группы "ч * учеников начали свой первый тру довой день. Ра ботники завода и школы волнова лись: как-то он пройдет? Но опа сения были нап расными. Коллек тив тепло встретил учеников. Каж дый из них полу чил несложное за дание. Исчезла как-то сама по се бе стеснитель ность, ребята засыпали рабочих вопросами. Их ин- все: и на значение механизма, с которым им в это время пришлось иметь дело, и оплата труда рабочих. Но вот позади 12 рабочих дней. Ученики потрудились на славу, получили эое-какие на выки. Некоторые из них твердо решили, что после средней шко лы придут на завод. Ученик 8 «а» класса Володя Меньшиков так и заявил: «Вот кончу десять классов и — на завод. Буду ос ваивать специальность токаря- расточника. А десять классов на до обязательно кончить: без обра зования на заводе, особенно то карю, сейчас делать нечего». А вот ученики Псковский и Коноплев решили стать слесаря ми, ученица Третьякова — стро- галыцицей. Ребята оказали заводу значи тельную помощь. За две недели они изготовили 1.200 колец для маслоулавливающих фильтров* обработали около 200 задраек, много шплинтов, шайб и прокла док, делали разборку, чистку и мелкий ремонт различных судо вых механизмов, например, холо дильных установок с рефрижера торных траулеров. Пригодилось знание геометрии, когда ученики запиливали грани головок бол тов. Припомнилась химия, фи зика... В деревообделочном цехе уче ники изготовили более сорока ры боразделочных столов для про мысловых судов, около 150 со ляных ящиков и т. д. Это по зволило многим рабочим освобо диться от мелких работ и выпол нять заказы непосредственно на судах. Прилежно трудились ребята и в электроцехе. Они готовили не исправные электромоторы к ре- мопту: разбирали их, чистили, снимали старую обмотку. При влекли их и обмоточные работы, где особенно успешно справля лась с заданиями Нина Андронова. Надо было видеть, как стара тельно, с огоньком проходила производственную практику на ша круглая отличница вось миклассница Лена Лопатина. Она самостоятельно вытачива ла болты, гайки, шайбы, на конечники к проводам... Довери ли ей и более сложные работы: она сама установила на станок и проточила коллекторы двух яко рей электромоторов. Все ребята трудились добро совестно, но особенно следует отметить Серякову Галю, Белоу сову Зою, Подшивалова Юрия, Самородову Аллу, Третьякову Ни ну, Карпушеву Зою, Сурикову Людмилу, Псковского Валенти на, Касьянцеву Таню, Андронову Нину. Производственная практика учащихся прошла успешно пото му, что была хорошо организова на, а коллектив завода, увидев в учениках своих верных помощни ков и достойную подрастающую смену, по-отечесжи отнесся к школьникам. С благодарностью будут вспоминать они слесарей А. Н. Булатова, Г. А. Исупова и Н. П. Караваева, токаря-расточ ника Н. Ф. Локтева, токаря М. М. Жукова, строгалыцицу Н. С. Спирину и фрезеровщицу Эмилию Епифанову, которая сама недавно после средней школы пришла на завод, а теперь гото вится к поступлению в инсти тут. Многому научились ребята у обмотчицы В. А. Куличенко. Мастер по ремонту киноаппарату ры И. М. Тарасенко научил школьников демонстрировать фильмы. Это им очень пригодит ся: ведь в школе есть свой кино аппарат. Но в большой семье не без урода: нашлись на заводе и та кие работники, которые не поже лали «возиться» со школьника ми. К таким можно отнести бри Школьники беседуют с на чальником механического цеха Павлом Ивановичем Гурлевым. Он когда-то сам был учеником токаря на этом предприятии, потом токарем, технологом, а теперь ему доверено руковод ство цехом. гадира слесарей Гречушникова я бригадира электриков Зайцева. Коллектив и руководство пред приятия высоко оценили помощь' школьников, поощрив их за от личную учебу и работу. Почет ной грамотой и книгой отмече ны Лена Лопатина, Людмила Пеш кова, Владимир Меньшиков я другие ученики. Производственная практика по казала любовь школьников к труду. Пройдет немного лет, и в цехах предприятия нашего горо да появятся молодые рабочие, уже сегодня нашедшие свое призва ние. Г. ДОМАНОВ. Преподаватель машино ведения средней школы № 13. Фото В. Гринько. I— -и — ..I.. . Машины простаивают Нередко грузовые автомашины, получив во время работы некото рые повреждения, возвращаются с линии в гараж с поломанным бортом или брусом кузова. Быва ет н так, что у некоторых шофе ров оказывается неправильна оформленный путевой лист. С* всеми этими неполадками, бе*у- словно, нужно вести повседнев ную борьбу и виновных привле кать к ответственности. Однако начальник автоколонны № 1 автобазы рыбного порта Го рянников понимает эту борьбу своеобразно. Обнаружив неис правность, он обычно отдает приказ диспетчеру в следующую смену машину на линию не вы пускать. ПІофер неисправной ш уже как правило отремонтиро ванной машины выходит на сле дующий день на работу. Но зани мается он не перевозкой грузов, а пишет объяснительные запиекя, разные оправдательные докумен ты. Рабочее время идет, машин* простаивает. Простой машины в течение смены стоит больших денег да и шофер за вынужденный прогул получает зарплату. Я считаю, что подобная прак тика неправильна. Виновен шо фер или нет в мелкой поломке, выяснить это надо в нерабочее время и не допускать простоев автомашин, которых и без того не хватает. П. ХАРИН. Шофер автобазы рыбно го порта. Анатолий Малышев, демобили зовавшись из Советской Армии, приехал а Мурманск. Устроиться на работу было нетрудно. Каж дый день в газете встречались объявления: требуются, требуют ся, требуются... Люди были нуж ны везде — на заводах, в порту, на стройках, на флоте. Куда пой ти? Этот вопрос волновал молодо го человека. — Иди на траулер,— совето вали Анатолию многие.— Прав да, работа трудная, но интерес ная. Малышев до этого никогда не был в море. И оно страшило его. Не без колебаний Анатолий все- таки решился поступить в трало вый флот. И вот получено на правление на траулер «Мелито поль». Капитан встретил Малы шева приветливо: — Значит, не плавали? Это ничего. Привыкните. Будете ра ботать на третьей вахте. Старши на там толковый, поможет быст ро освоить промысловое дело. Обычно новичков на судах встречают с недоверием, а неко торые моряки даже считают их обузой для себя. Но у Бориса Маркова — старшины третьей вахты — другое мнение. Он сам в траловом флоте сравнитель но недавно, менее двух лет. А вот сумел же за эго время стать матросом первого класса. Конеч но. помогли товарищи, которые настойчиво учили его, передава ЛЮДИ НАШЕГО -БАССЕЙНА ВАХТА БОРИСА МАРКОВА ли свой опыт, накопленный за многие годы плавания. В первом рейсе Малышеву при шлось трудновато. Его поставили на подачу рыбы. В минуту нуж но положить на рыборазделочный стол несколько десятков рыбин. И не как попало, а так, чтобы шкерщикам было удобно рабо тать. не переворачивать рыбу лишний раз. После вахты ломило спину, ныли руки в суставах. Порой Анатолий думал: «Скорей бы конец рейса. Может, лучше списаться с корабля, пойти рабо тать на берег?» Но новичок все время чувст вовал помощь товарищей. И к концу рейса он работал уже уве реннее. Даже попробовал шке- рить рыбу, хотя это и получалось медленно. — Что ж, из тебя неплохой моряк получится, — сказал как- то молодому матросу старший помощник капитана. Похвала старшего товарища подбодрила Анатолия. Он уже не думал списываться. Особенно нравилась Малышеву техниче ская учеба. В эти часы штурман рассказывал об основах морской практики, о рулевом устройстве, о навигационных приборах. Ма стер по добыче знакомил с кон струкциями тралов, показывал, как их чинить, а боцман знако мил с такелажным делом, требо вал вязать замысловатые узлы. Молодой моряк понял: для то го, чтобы быть настоящим про мысловиком, не только надо уметь шкерить рыбу, нужно еще очень многое знать. После трех рейсов он стал матросом вто рого класса. Недавно за двенад цатидневное плавание Малышев получил на руки около 1300 руб лей. Теперь он доволен и работой и заработком, а больше всего — своими товарищами, которые и помогают ему стать настоящим моряком. На вахте у Бориса Маркова только молодежь. Николай Барха тов, например, сделал только один рейс, как говорят, принял морское крещение. Но о нем уже с одобрением отзываются на ко рабле. Как и Малышеву, Барха тову с первых дней прихода на судно помогают опытные товари щи. Николай чувствует это и сам старается работать хорошо. Третья вахта — передовая на траулере. Быстрее ее никто не спускает и не поднимает трала Да и рыбу молодёжь обрабатыва1 ет с исключительной быстротой Когда на палубе лежит богатый улов, отличаются, конечно, бо лее опытные матросы. Старши на Марков шкерит под свежье до 14 рыбин в минуту. Подстать ему и матрос Николай Сафрони, плавающий на флоте полтора го да. А в трюме в это время с за видной ловкостью работает за сольщик Волков. Он быстро, но тщательно пересыпает рыбу солью, плотно укладывает ее чердаки. Каждый член вахты знает, что экипаж корабля взял на себя от ветственное социалистическое обязательство в честь 40-летия Великого Октября. Выполнить его нелегко, но возможно. Моло дые моряки делают все для того, чтобы вывести свой траулер в число передовых на флоте. В один из майских дней рыба ловилась особенно хорошо. Улов за траление достигал 8 тонн. Вся палуба была завалена треской. Моряки уже 8 часов были заняты разделкой рыбы. А тут опять подняли несколько тонн трески. Что делать? Не выбрасывать же ее за борт. И третья вахта реши ла работать до тех пор. пока не будет устранен завал. Никто не сетовал на усталость. В этот день за 16 часов в трюмы было уло жено 29 тонн продукции. Моря ки ушли на отдых с сознание* выполненного долга. Молодежная вахта особенн* много внимания уделяет эконо мии сырья, повышению качества продукции. Матросы не допуска ют, чтобы рыба уходила за бор». Они тщательно собирают п е ч е » для выработки рыбьего жира ■ консервов. Не допускают матро сы и брака при разделке рыбы. В том, что траулер сдает продук цию сортностью выше плановой, большая заслуга молодых мор** гоэв. Старшина вахты Борис Мар ков пользуется авторитетом ва корабле. Он член судового коми тета профсоюза, во время между рейсовых стоянок организует культпоходы в кино и театр. Не было время, о котором Борис да же не хочет вспоминать. Связал ся он тогда с плохой компанией, пьянствовал. Но на помощь при шел коллектив, товарищи. К Марков понял свои ошибки, ре шил не повторять их. Теперь он может с гордостью сказать: — На нашей вахте нет нару шителей трудовой дисциплины. Да и могут ли они быть на пе редовой вахте? Ведь здесь высо ко развито чувство локтя, това рищеской поддержки. Люди ра стут с помощью коллектива, ста новятся подлинными мастерам* промыслового дела. А. ИВАНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz