Рыбный Мурман. 1957 г. Июнь.
№ 68 (618) 8 июня 1957 г Р Ы В В Ы И М У Р М А Н Перспективы тралового лова в июне Мурманский траловый флот майский план выполнил всего на 55,2 процента. На итогах работы моряков сказалось не только на личие неудовлетворительной сырьевой базы. Слабо использо вался передовой опыт тех коллек тивов, которые и в сложившихся условиях идут впереди. Наибольшее количество рыбы в мае было выловлено в Копытов ском районе. Вторым по значе нию районом промысла был Юж ный склон Медвежинской банки. Здесь ловилась треска хорошего ассортимента. Весь месяц группа судов работала на границе Фин- маркенской и Рыбачьей банок, где добывалась, преимущественно, пикша. Временами успешно вел ся промысел на Норвежском же лобе и Демидовской банке. Каковы же перспективы трало вого промысла в июне? Сейчас пикша продолжает движение на восток. В текущем месяце ее кон центрации будут наращиваться в ряде «ходовых» квадратов вдоль побережья — на Рыбачьей и Кильдинсвой банках, в Западно- и Восточно-Прибрежном районах. Есть основания ожидать и под ходов трески с запада. По данным норвежской печати, в апреле и мае промысел трески у Финмар- кенского побережья Норвегии протекал успешнее, чем за лю бой из десяти предыдущих лет. Весьма вероятно продвижение концентраций трески на восток, как по прибрежным, так и по ос новной струе Мурманского тече ния. Поэтому благоприятная про мысловая обстановка мьжет быть на Мурманской банке, а впослед ствии — и на Мурманском мел ководье и его Северном склоне. Весьма перспективной следует считать Медвежинскую банку и районы, прилегающие к ней с се вера: у Западного Шпицбергена, Зюйд-Капский жёлоб и район острова Надежда. Однажо концент рации трееки там будут очень подвижны и их облов потребует от наших судоводителей большого умения и находчивости. В течение первой половины июня могут и«пользоваться для облова и отдельные косяки мор ского окуня — клювача в рай оне Еопытова, с постепенным продвижением на север вдоль свала. Судоводители тралового флота должны полностью использовать предстоящее улучшение сырьевой базы, проявляя максимальную оперативность и необходимую промысловую выдержку. Лаборатория донных рыб ПИНРО. М Р С — 2 5 Л Е Т БЕСЕДА С ГЛАВНЫМ ИНЖЕНЕРОМ ОБЛАСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ РЫБОЛОВЕЦКИХ КОЛХОЗОВ И МРС А. ГЕХМАНОМ Исполнилось 25 лет со дня ос нования в нашей стране моторно рыболовных станций. В том же году были созданы первые МРС на Каспийском, Азовском и Аральском морях. Теперь такие станции, обеспечивающие рыбо ловецкие колхозы флотом, а так же осуществляющие инженерно- техническое руководство, имеют ся во всех рыбопромысловых бас сейнах страны. Моторно-рыболовные станции проделали большую работу по подъему и развитию колхозного рыболовства на севере. На базе новой техники резко повысился средний улов на одного рыбака. В прошлом году, например, он со ставил 366 центнеров, против 70 центнеров в 1948 году. За это же время доходы колхозников увеличились более чем в четыре раза. МРС в нашей области является индустриально-технической и ма териальной базой колхозного ры боловства. Они коренным обра зом перевооружили промысел, сделали его из кустарного— про мышленным, из сезонного — круглогодовым. В первые годы существования МРС колхозы располагали небольшими мотор ными ботами — шойтами, с 25- сильным двигателем. Теперь кол хозный флот постоянно пополня ется новыми рыболовными суда ми: мощными ботами, сейнерами, траулерами. Удельный вес добычи рыбы ме ханизированными средствами по стоянно растет. В Полярной МРС, например, он составляет 95 про центов. В шестом пятилетии перед мо торно-рыболовными станциями стоят большие задачи по дальней шему организационно-техниче скому укреплению колхозов. Бу дет увеличена добыча рыбы на одного рыбака за счет освоения промысла в открытом море, благо даря механизации всех видов лова. Упорство побеждает Хорошим специалистом зарекомендовал себя радист траулера «Ярославль» Александр Иосифович Заборщиков. Многолетняя практика и значительные теоретические зна ния позволяют ему успешно обслуживать сложную совре менную радиоаппаратуру, обеспечивать связь кораблей с бе регом и другими судами флота на большие расстояния. На снимке. А. И. ЗАБОРЩИКОВ. Фото Б. Павлова. ...В четвертый рейс мы уходи ли 27 апреля. В предпразднич ные дни каждый моряк думал о том, как лучше отметить 1 Мая. У нашего экипажа, руководимо го молодым, но настойчивым и инициативным капитаном Пав лом Иосифовичем Сидоренко, бы ла определенная цель —- перевы полнить рейсовое задание. На корабле развернулось соревнова ние между вахтами и отдельными членами экипажа. Слово тогда моряки сдержали. Рейсовым заданием было преду смотрено выловить 155 тонн ры бы, выпустить 6.500 банок кон сервов, выработать 75 центнеров рыбной муки. Сдали же мы 170 тонн рыбы, 8.000 банок консер вов, а задание по выработке рыб ной муки перекрыли в два раза. Победа была завоевана благода ря самоотверженному труду все го коллектива и, в первую оче редь, таких членов экипажа, как старшего мастера по добыче тов. Тарасова, консервного мастера тов. Домнина, машиниста рыбо мучной установки тов. Сметани на, матросов тт. Давыдова, Сте панова, Андреева -и Мухина, за сольщика тов. Ахтариева, коче гара тов. Ганиева и других. Большую помощь экипажу оказал старший механик Игорь Васильевич Попов. В рейсе вы шли из строя втулки подвесных ваерных роликов, изготовленных судоремонтным заводом Главмур- манрыбпрома из недоброкачест венного материала. По инициати ве старшего механика втулки бы ли изготовлены своими силами, из чугунных катушек, снятых с нижней подборы трала. Особенно заметны результаты работы нашего экипажа при срав нении их с итогами труда других команд. В мае, например, мы про мышляли 22 суток, добыв за это время 2.982 центнера рыбы. Траулер «Полярный» (судно на шей группы) имеет на своем сче ту за 23 промысловых суток только около 1.000 центнеров рыбы. В. ЛЕНТИН Первый помощник капи тана траулера «Скумб рия». Аоввда р ш Сводка на Іиюня 1957 года Процент вы полнения годового плана Процент вы* полнения ме сячного плана Траловый ♦ флот 24,2 55,2 Сельдяной флот 32,3 103,3 База активного лова 14,3 34,5 Колхозы * * 17,3 * 51,6 Приведенные выше цифры го ворят сами за себя. Ни одна ры бодобывающая организация, за исключением «Мурмансельди» не справилась с майским планом. За пять месяцев этого года ры баки Мурманской области задол жали государству 1.317 тысяч центнеров рыбы. 1.086 тысяч центнеров рыбы из этого количе ства приходится на долю трало вого флота. Причины отставания тралово го флота кроются, в первую оче редь, в плохой организации тру да на кораблях, в отсутствии должного оперативного руковод ства флотом в море. Повысив темпы добычи в пос ледней декаде месяца, моряки «Мурмансельди» перекрыли май ское задание. Однако в первой пятидневке июня на сельдяном лову вновь наблюдается спад. За дача моряков средних траулеров закрепить и развить успехи, до стигнутые в мае и в ближайшее время ликвидировать свою за долженность перед государством, допущенную с начала года. За 10.008 центнеров сельди Ход выполнения обязательств на 1 июня 1957 года. 174 10.000 3.237 123 4201 10.000 2.826 118 4226 10.000 2.811 106 13 10.000 2.728 124 4214 10.000 2.489 123 4123 10.000 2.072 111 4202 10.000 2.017 109 20 10.000 1.375 115 15 10.000 1.127 59 Ѵч\\Ѵ О ТСТАВАНИЕ тралового флота превратилось, об разно выражаясь, в хрониче ское заболевание. О причинах этого отставания говорилось не раз. Никто не отрицает, что не обычное поведение рыбных ко сяков в этом году, шторма н туманы сильно затрудняли, осо бенно в первом квартале, рабо ту экипажей промысловых ко раблей. Но дело не только в объективных причинах. Немало имеется судов, моряки которых успешно вели промысел рыбы даже в самых трудных услови ях. И наряду с этим большое количество кораблей, работая в таких же условиях, система тически не справлялось и не справляется с заданиями. Всем известно, что на ряде кораблей недостаточно хорошо организован труд, в плохом со стоянии содержатся орудия ло ва. В мае много траулеров, осо бенно рефрижераторных, про мышлявших. на Копытовской банке, на Медвежке и в других районах, имело высокие уловы окуня и трески. Таким образом, отставание объясняется не только объективными причина ми. но целиком и полностью зависит от самих моряков, от начальников отделов и отрядов тралового флота. Следовало ожидать, что они сумеют развернуть работу так. чтобы не допускать дальней шей задолженности. Но на деле ч \ \ \ \ \ \ \ Ч ' \ \ \ \ ч \ \ \ \ \ \ \ \ \WWXWWVv\\ѵ\\\\\W\\\\' NXWWWVШ8— WWWWW'N WWW Все силы- в же этого пока не видно. В мае коллектив тралового флота вновь оказался в долгу перед государством. Стране недодано более * 3 8 0 тысяч центнеров рыбы. Может быть, это произошло» только в результате плохой сырьевой базы? НетІ С полной ответственностью можно ут верждать, что корень зла Кро ется в неудовлетворительном ведении промысла, в том, что на кораблях тралового флота крайне плохо используются внутренние резервы, не ведет ся борьба за полнейшее исполь зование всех возможностей и внутренних ресурсов. В мае согласно плану, сред несуточный режим градирова ния равнялся 14 часам.. Фак тически же каждый промысло вый корабль в среднем тралн- ровал в сутки только 1 2 ,3 ча са. По этой причине всего про мысловые корабли в мае не сделали 4 .6 9 3 часа тралений. Средний вылов на час трале ния по промысловым кораблям составил в мае вместо заплани рованных 2 0 центнеров, 1 2 ,8 центнера. А это значит, что да же прн создавшейся промысло вой обстановке, если бы план во режиму работы был вывод- на преодоление отставания добыче рыбы! ней, коллектив тралового фло та смог бы в мае дать госу дарству дополнительно н тому, что он дал, около 6 0 тысяч центнеров рыбной продукции. Это только один неисполь зованный резерв. А ведь в мае было потеряно немало промыс лового времени из-за аварий, происшедших на ряде судов,, из-за непроизводительных про стоев кораблей в порту н в Тюва-губе, (где, кстати сказать, до сих пор не созданы условия для быстрого снабжения ко раблей). Продолжает отставать трало вый флот и в июне. Между тем, сейчас, судя по сообщениям с поисковых и промысловых су дов, обстановка в море улуч шается. На днях поступила ра диограмма с рефрижераторного траулера «Ашхабад», который работает в проливе Девиса, у западного берега Гренландии. Моряки здесь систематически берут хорошие уловы — за 3 0 минут траления подъемы дости гают 1 0 тонн рыбы. Возникает вопрос, почему бы не послать в этот высокоуловистый район корабли, обладающие большим радиусом действия, хорошими мореходными качествами? Та ких кораблей в составе трало* вого флота много. Необходимо организовать из них постоянно действующую промысловую группу и поручить руководст во ею одному из опытных ра ботников управления тралового флота или промысловой раз ведки. Для моряков, которые будут промышлять в этом дальнем районе, нужно создать хорошие условия. Прежде всего, учиты вая, что в районе, где сейчас работает «Ашхабад», плохие грунта, следует позаботиться, чтобы на кораблях были надеж ные орудия лова, а также до статочное количество ваеров и другого снаряжения. В начале июня улучшилась промысловая обстановка у За падного Шпицбергена. Напри мер, 4 июня экипаж траулера «Ижевск» взял там, в перево де на готовую продукцию, 4 0 тонн рыбы. Моряки траулера «Сталинабад» уложили в тече ние суток в трюмы 2 8 ,5 тонны рыбной продукции, а на трау лере «Свердловск» — 3 0 тонн. Хорошие уловы имеют здесь не только рефрижераторные суда. Достаточно сказать, что коман да траулера «Лосось» добыла в течение суток 14 тонн рыбы. Правда, этот улов был взят все го лишь за 12 часов. Средне суточный режим работы с тра лом на корабле не был выпол нен. Следовательно, моряки «Лосося» не полностью исполь зовали свои возможности. Имеется рыба на Рыбачьей банке. Есть основания предпо лагать, что она подойдет и в другие прибрежные районы. Все это говорит о том. что в июне коллектив тралового фло та имеет все возможности по кончить, наконец, с отстава нием. Экипаж каждого корабля должен тралнровать в течение суток столько времени, сколь ко предусмотрено планом, и да же больше. . Пора, наконец, обратить серьезное внимание на ликви дацию простоев кораблей в порту. А простои эти все еще велики. Так 4 июня на промы сел должно было выйти 14 траулеров. Вышло же всего 9. Следует сказать, что некото рые из оставшихся судов и на другой день долго стояли у причалов. Моряки тралового флота приняли на себя в честь 40-ле тая Великого Октября ответст венные обязательства. Руково дители тралового флота, все промысловики и. в первую оче редь, коммунисты и комсомоль цы должны принять все меры к тому, чтобы добиться не только ликвидации недолова, но и ус пешного выполнения социали стических обязательств. ' С. ЗАРНИЦЫН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz