Рыбный Мурман. 1957 г. Июль.
79 (629) 4 1957 p. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Экономить промысловое время В этом году на сельдяном про мысле Северной Атлантики, осо бенно в весенне-летний период, сложилась относительно благо приятная обстановка. Правда, в апреле частые штормы не позво ляли морякам проводить тщатель ные обследования районов моря и добиваться стабильных уловов. Наступившее похолодание заста вило сельдь опуститься на глуби ну и это повлияло на уловы. В мае промысловая обстановка в море значительно улучшилась. Уловы стали более устойчивыми, суточные задания стали перевы полняться. Успех имеют те, кто быстро* своевременно,без потери дрейфов приспосабливается к новой обста новке. Не всем капитанам удается это делать легко. Возьмем в качестве примера деятельность экипажа среднего траулера № 845. В то время, когда весь флот старался как мож но лучше облавливать сельдяные концентрация, капитан этого суд на тов. Абаркин проявлял расте рянность и вместо того, чтобы умело использовать местные ус ловия, делал большие перебежки. Иногда переходы длились двое су ток. Естественно, что погоня за «большой рыбой» не привела к ус пеху. Моряки потеряли много про мыслового времени и недодали го сударству большое количество рыбы. Также неудовлетворительно работали и капитаны средних траулеров №№ 4217, 4229 тт. Пчелинцев и Долганев. Б чему приводят излишние пе ребежки из района в район, сви детельствует тот факт, что эки паж среднего траулера № 845 выловил в июне лишь 135 цент неров рыбы, а моряки среднего траулера Л? 4229 — 190 цент неров. Летом на промысле очень мно го времени уделяется поискам рыбы, но не все моряки знают, как нужно обнаруживать сель дяные косяки. Некоторые из них, выбрав утром сети и прослушав по радио совещание капитанов, не торопясь, взвешивают обста новку и принимают решение следовать в район наиболее высо ких уловов. По пути они перио дически включают эхолот, про веряют наличие косяков. Так в частности поступают капитаны средних траулеров №№ 347, 218, 17, 221, 13, 436, 20 тт. Клоч ков, Рыжков, Украинцев, Дар кин, Подолько, Петров, Лухиев и другие. Экипажами руководимых ими кораблей было в июне вы ловлено более чем по пятьсот центнеров сельди. Так, моряки среднего траулера № 436 в сред нем вылавливали с 16 по 28 ию ня по десять центнеров сельди и больше, а моряки траулера № 20 за 24 дня взяли четыреста девя носто центнеров. К сожалению, на сельдяном фло те имеются капитаны, которые не понимают простой истины, гласящей, что погоня за «боль шой рыбой» к добру не приводит. Пробегав целый день и не найдя с помощью эхолотов густых скоп лений рыбы, подобные горе-рыба- ки оказываются в безвыходном положении. В результате они или совсем не мечут сетей, или же ставят их впустую. Отличительные особенности ра бота экипажей передовых кораб лей те, что они не останавлива ются на достигнутом, а принима ют меры для улучшения уловов. Нередко в салонах этих судов проводятся обсуждения работы коллектива за истекший день, на мечаются пути к устранению имеющихся недостатков. Именно благодаря этому моряки среднего траулера № 218, руководимые капитаном тов. Рыжковым, завое вали в первом полугодии первен ство в социалистическом соревно вании среди экипажей сельдяного флота. Весь коллектив «Мурмансель- ди» активно борется за достой ную встречу 40-й годовщины Ве ликой Октябрьской социалисти ческой революции. У промысло виков есть все возможности не только выполнить свои социали стические обявательства, но и дать стр4не как можно больше рыбы сверх обещанного. Но для этого нужно правильно исполь зовать промысловую обстановку, экономить время. Те, кто, умело используя существующую промысловую об становку, избегают излишних пе ребежек из одного оайона моря в другой, имеют хорошие уловы, Р. МИХАИЛОВ — стар ший инженер отдела до бычи «Мурмансельдн». БРОШЮРЫ ОБ ОПЫТЕ ПЕРЕДОВИНОВ Среди литературы, которую выпускает мурманская книжная редакция, можно найти немало пособий, книг и брошюр, расска зывающих о передовиках рыбного промысла. Так, в июне вышла из печати 2 часть «Пособия для су доводителей» «Орудия лова». Сдана в набор и 3 часть этой книги «Промысловые районы». Очень полезным является также вышедшее из печати в июне учебное пособие «Демидов ская банка». Особый интерес представляет брошюра «Опыт ра боты моряков траулера «Сосно- вец», написанная капитаном этого судна тов. Михайловым, а также инженером Боднаром. Сейчас промысловым отделом управления тралового флота под готовлены и сданы в печать еще две брошюры, рассказывающие об опыте работы рыболовных трау леров «Некрасов* и «Добролю бов». В очередном рейсе моряки рефрижераторного траулера «Сталинабад* добились но вых успехов в предоктябрь ском социалистическом со ревновании. Рейсовое зада ние они перевыполнили. Большую помощь оказали морякам члены машинной команды. На этом снимке— передовик соревнования, вто рой механик С. П. МАКСИ МОВ. Фото В. Борисова. Траулер «Пушкин» подходит к причалу порта. Годовой план—к 7 ноября Включившись в социалистиче ское соревнование, посвященное сорокалетию Великого Октября, коллектив траулера «Пушкин» обязался выполнить годовой план к 7 ноября. Дав Родине слово, промысловики стараются сдержать его. Особенно много дел у палубной команды. Да это и не удивитель но, ведь от работы добытчиков многое зависит. Чтобы иметь хо рошие уловы, мы стараемся со держать орудия лова в образцовом порядке. На нашем корабле работает не мало моряков, плававших ранее на траулерах бортового траления. Чтобы освоиться с новыми мето дами труда, они упорно учатся. Особенно хорошо трудятся матро сы-добытчики второй вахты тт. Байкалов, Бугаев, Кузнецов и другие. Коллектив этой вахты за воевал на корабле первенство в предоктябрьском социалистиче ском соревновании. В последнем рейсе мы работали в районах моря с каменистым грунтом, засоренным губкой. Чтобы в трал попадало меньше губки, мы сменили нижнюю под бору, поставив на нее по сею* 500-миллиметровых бобинцев* Чтобы успешно работать в мо^ ре, мы уже в порту тщательно го товимся к очередному рейсу* С сожалению, работники отдела снабжения не всегда обеспечивав ют промысловиков нужным прок-* вооружением. Так, перед выходом в последний рейс мы получила всего-навсего пять пар кабелей* I Этого количества было явно недо статочно. Б. КОЛПАКОВ — стар* V шнй мастер по добыче ' рыбы траулера «Пушкинк, А. МИТИН — мастер по добыче. Кочегары траулера «Рыбец» с большим вниманием прочли напе чатанную в газете «Рыбный Мур- ман» 4 июня статью об опыте ра боты кочегаров сахалинского па роходства. Эта статья вызвала много споров, и мы решили приме нить предложенный метод работы на практике. Однако нам не уда лось добиться высоких огней в топках, которые обеспечивали бы необходимое давление пара в котле. Вина в этом не кочегаров. Прежде всего мы получаем недоб рокачественный уголь. Он быстро шлакуется, и нам приходится ча сто чистить топки. Мы не можем по примеру сахалинцев удержать НУЖЕН ХОРОШИИ УГОЛЬ слой угля в топке 15— 17 санти метров, так как, работая на полу чаемом угле, испытываем большие трудности. При каждой чистке то пок мы обнаруживаем в них слоі шлака толщиной 12— 15 сант*- метров. Нам кажется, что при работе аа поступающем к нам угле у стенок топки нельзя держать большой слой топлива, так как от этого образуется много шлака. Чтобы добиться успеха при работе по но вому методу, необходимо система тически производить подломкг УГІ?' КАДКИ, Г. КУЗНЕЦОВ — кочегары траулера «Рыбец». _ _ ___ , да. Одна доска врезалась в грунт Почему происходят заверши тралов или лежит на нем плашмя, дру- 7 февраля 1957 года в газете «Рыбный Мурман» была опуб ликована статья инженера тов. Матросова «Почему происходят заверты трала и как с ними бо роться». Автор статьи ставил своей целью разъяснить морякам промыслового флота причины за- вертон и предлагает эффектив ные меры борьбы с завертами, которые ранее еще не применя лись. Тов. Матросов считает, что в завертах трала повинны не штур мана и тралмейстеры, а исклю чительно неправильная работа до сок. Так ли это? Нет, не так. Всем известно, что и при нор мально работающих досках завер ты бывают. Приведу несколько примеров. Вот один из них. Доски завер нуты при их выравнивании. При чина заверта. Носовая доска тра вится на циркуляции быстрее кормовой. В этом случае кормо вая доска отходит перпендику лярно или почти перпендикуляр но борту, а носовая уходит под корпус. Происходит это потому, что доска тянется только за лап ки; на ваер, поскольку он тра вится, натяжения нет ила оно слабое. При этом резко снижает ся сопротивление трала. Задняя часть доски идет впереди перед ней, а кормовая доска выходит вправо. Лпшь только по мере на тяжения ваера и увеличения со противления трала доска начи нает работать нормально. Как же бороться с таким за- вертом? Ответ один — травить медленнее носовую доску. Бывает и так. Доски перевер нулись в начале травления вае- ров. Здесь могут быть три при чины. Во-первых, неисправность доски, в о - в т о р ы х , неравномерное начало травления ваеров и, в-третьих, уменьшение расстоя ния между досками в начале трав ления. Как происходит заверт? Доска, (допустим носовая) в первом случае кренится наружу или внутрь. На доску, кроме ее соб ственного веса, действуют силы: натяжения кабеля и ваера, со противление воды и сила засоса и завихрения. Под действием этих сил доска стігмится занять такое положение, при котором со противление ее потоку воды бу дет наименьшим. Тов. Матросов утверждает, что при этом угол атаки верхней и нижней кромок доски, а также гая доска работает. В этом слу- сила распора верха и низа доски г чае Расстояние между досками будут различными. Но ведь, если сокращается наполовину бы было так, то доска принимала бы форму винтовой лилии, т. е. деформировалась. Однако в дей ствительности этого не бывает. Более того, угол атаки для всех точек доски постоянен при лю бых ее положениях, конечно, при условии, если она имеет плоскую поверхность и не деформирова лась. Так как ваера травят не равномерно, т. е. приложение сил и их влияние все время меняют ся, то доски совершают самые разнообразные движения. Все будет зависеть от условий, в ко торых находится доска, от вели чины действующих на нее сил и точек приложения в этот момент. Мерами предотвращения завер- тов, происходящих в начале трав ления ваеров, является своевре менное исправление и ремонт до сок, одновременно и тугое трав ление ваеров до 75— 100 сажен. Кроме того, необходимо внима тельно следить за работой досок перед травлением ваеров. Носовая доска после постановки руля пря мо должна быть хорошо отведе на, а кормовая медленно подхо дить к борту. и при повороте в ту или иную сторону заверт неизбежен. Доски сойдут ся вместе. Чтобы предотвратить заверт, следует не делать повороты до тех пор, пока не выяснена пра вильная работа досок и ,не вы равнены ваера. Заверт бывает на задевах, ког да на грунте лежит одна или обе доски. В этом случае при выбор ке марки следует подбирать вае- ры ровно и сразу после отдачи стопора. Если этого сделать нель зя, то надо выравнять марки пос ле прихода на панер. При подъеме трала также про исходят заверты. Они бывают в то время, когда дают ход после прихода ваеров на панер, или когда, идя с тралом при сильном ветре в бейдевинд, отдают стопор и судно разворачивают на 150— 160 градусов. В первом случае циркуляцию следует начинать только после прихода ваеров на нанер. Во вто ром случае рекомендуется сле дующее. Идя с тралом бейдевинд, повернуть на ветер и вытянуть ваера; после чего отдать стопор. руль прямо и ходом привеста ваера так, чтобы они смотрел* назад. Работу досок и трала при те чении я разбирать не стану. За мечу лишь то, что и здесь, п* моему шению, тов. Матросов де нускает ошибку, так как. тра* пойдет в стороне от диаметраль ной плоскости. Одна доска пойдет несколько позади другой, натя жение на один кабель будет больше, форма трала сильно из менится. Зависит это не от уменьшения распоркой силы до ски, а в основном от разницы к длине ваеров, так как и тот * другой пойдут под углом к диа метральной плоскости корабля. І Нет сомнения, чго трал при те чении или ветре, перпендикуляр ном курсу корабля, будет рабо тать неверно. В заключение хочу добавить, что положения, которые я выска зал, являются плодом моих лич ных наблюдений. Что касается капитанов и мастеров по добыче, то хотелось, чтобы на страницах газеты они высказали свои мне ния по этому важному для всех нае вопросу. А. ЛЕБЕДЕВ — канш- т ш я траулера «Амдер- Случается заверт и иного ро- тПосле отдачи стопора положить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz