Рыбный Мурман. 1957 г. Июль.

79 (629) 4 1957 p. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Экономить промысловое время В этом году на сельдяном про­ мысле Северной Атлантики, осо­ бенно в весенне-летний период, сложилась относительно благо­ приятная обстановка. Правда, в апреле частые штормы не позво­ ляли морякам проводить тщатель­ ные обследования районов моря и добиваться стабильных уловов. Наступившее похолодание заста­ вило сельдь опуститься на глуби­ ну и это повлияло на уловы. В мае промысловая обстановка в море значительно улучшилась. Уловы стали более устойчивыми, суточные задания стали перевы­ полняться. Успех имеют те, кто быстро* своевременно,без потери дрейфов приспосабливается к новой обста­ новке. Не всем капитанам удается это делать легко. Возьмем в качестве примера деятельность экипажа среднего траулера № 845. В то время, когда весь флот старался как мож­ но лучше облавливать сельдяные концентрация, капитан этого суд­ на тов. Абаркин проявлял расте­ рянность и вместо того, чтобы умело использовать местные ус­ ловия, делал большие перебежки. Иногда переходы длились двое су­ ток. Естественно, что погоня за «большой рыбой» не привела к ус­ пеху. Моряки потеряли много про­ мыслового времени и недодали го­ сударству большое количество рыбы. Также неудовлетворительно работали и капитаны средних траулеров №№ 4217, 4229 тт. Пчелинцев и Долганев. Б чему приводят излишние пе­ ребежки из района в район, сви­ детельствует тот факт, что эки­ паж среднего траулера № 845 выловил в июне лишь 135 цент­ неров рыбы, а моряки среднего траулера Л? 4229 — 190 цент­ неров. Летом на промысле очень мно­ го времени уделяется поискам рыбы, но не все моряки знают, как нужно обнаруживать сель­ дяные косяки. Некоторые из них, выбрав утром сети и прослушав по радио совещание капитанов, не торопясь, взвешивают обста­ новку и принимают решение следовать в район наиболее высо­ ких уловов. По пути они перио­ дически включают эхолот, про­ веряют наличие косяков. Так в частности поступают капитаны средних траулеров №№ 347, 218, 17, 221, 13, 436, 20 тт. Клоч­ ков, Рыжков, Украинцев, Дар­ кин, Подолько, Петров, Лухиев и другие. Экипажами руководимых ими кораблей было в июне вы­ ловлено более чем по пятьсот центнеров сельди. Так, моряки среднего траулера № 436 в сред­ нем вылавливали с 16 по 28 ию­ ня по десять центнеров сельди и больше, а моряки траулера № 20 за 24 дня взяли четыреста девя­ носто центнеров. К сожалению, на сельдяном фло­ те имеются капитаны, которые не понимают простой истины, гласящей, что погоня за «боль­ шой рыбой» к добру не приводит. Пробегав целый день и не найдя с помощью эхолотов густых скоп­ лений рыбы, подобные горе-рыба- ки оказываются в безвыходном положении. В результате они или совсем не мечут сетей, или же ставят их впустую. Отличительные особенности ра­ бота экипажей передовых кораб­ лей те, что они не останавлива­ ются на достигнутом, а принима­ ют меры для улучшения уловов. Нередко в салонах этих судов проводятся обсуждения работы коллектива за истекший день, на­ мечаются пути к устранению имеющихся недостатков. Именно благодаря этому моряки среднего траулера № 218, руководимые капитаном тов. Рыжковым, завое­ вали в первом полугодии первен­ ство в социалистическом соревно­ вании среди экипажей сельдяного флота. Весь коллектив «Мурмансель- ди» активно борется за достой­ ную встречу 40-й годовщины Ве­ ликой Октябрьской социалисти­ ческой революции. У промысло­ виков есть все возможности не только выполнить свои социали­ стические обявательства, но и дать стр4не как можно больше рыбы сверх обещанного. Но для этого нужно правильно исполь­ зовать промысловую обстановку, экономить время. Те, кто, умело используя существующую промысловую об­ становку, избегают излишних пе­ ребежек из одного оайона моря в другой, имеют хорошие уловы, Р. МИХАИЛОВ — стар­ ший инженер отдела до­ бычи «Мурмансельдн». БРОШЮРЫ ОБ ОПЫТЕ ПЕРЕДОВИНОВ Среди литературы, которую выпускает мурманская книжная редакция, можно найти немало пособий, книг и брошюр, расска­ зывающих о передовиках рыбного промысла. Так, в июне вышла из печати 2 часть «Пособия для су­ доводителей» «Орудия лова». Сдана в набор и 3 часть этой книги «Промысловые районы». Очень полезным является также вышедшее из печати в июне учебное пособие «Демидов­ ская банка». Особый интерес представляет брошюра «Опыт ра­ боты моряков траулера «Сосно- вец», написанная капитаном этого судна тов. Михайловым, а также инженером Боднаром. Сейчас промысловым отделом управления тралового флота под­ готовлены и сданы в печать еще две брошюры, рассказывающие об опыте работы рыболовных трау­ леров «Некрасов* и «Добролю­ бов». В очередном рейсе моряки рефрижераторного траулера «Сталинабад* добились но­ вых успехов в предоктябрь­ ском социалистическом со­ ревновании. Рейсовое зада­ ние они перевыполнили. Большую помощь оказали морякам члены машинной команды. На этом снимке— передовик соревнования, вто­ рой механик С. П. МАКСИ­ МОВ. Фото В. Борисова. Траулер «Пушкин» подходит к причалу порта. Годовой план—к 7 ноября Включившись в социалистиче­ ское соревнование, посвященное сорокалетию Великого Октября, коллектив траулера «Пушкин» обязался выполнить годовой план к 7 ноября. Дав Родине слово, промысловики стараются сдержать его. Особенно много дел у палубной команды. Да это и не удивитель­ но, ведь от работы добытчиков многое зависит. Чтобы иметь хо­ рошие уловы, мы стараемся со­ держать орудия лова в образцовом порядке. На нашем корабле работает не­ мало моряков, плававших ранее на траулерах бортового траления. Чтобы освоиться с новыми мето­ дами труда, они упорно учатся. Особенно хорошо трудятся матро­ сы-добытчики второй вахты тт. Байкалов, Бугаев, Кузнецов и другие. Коллектив этой вахты за­ воевал на корабле первенство в предоктябрьском социалистиче­ ском соревновании. В последнем рейсе мы работали в районах моря с каменистым грунтом, засоренным губкой. Чтобы в трал попадало меньше губки, мы сменили нижнюю под­ бору, поставив на нее по сею* 500-миллиметровых бобинцев* Чтобы успешно работать в мо^ ре, мы уже в порту тщательно го­ товимся к очередному рейсу* С сожалению, работники отдела снабжения не всегда обеспечивав ют промысловиков нужным прок-* вооружением. Так, перед выходом в последний рейс мы получила всего-навсего пять пар кабелей* I Этого количества было явно недо­ статочно. Б. КОЛПАКОВ — стар* V шнй мастер по добыче ' рыбы траулера «Пушкинк, А. МИТИН — мастер по добыче. Кочегары траулера «Рыбец» с большим вниманием прочли напе­ чатанную в газете «Рыбный Мур- ман» 4 июня статью об опыте ра­ боты кочегаров сахалинского па­ роходства. Эта статья вызвала много споров, и мы решили приме­ нить предложенный метод работы на практике. Однако нам не уда­ лось добиться высоких огней в топках, которые обеспечивали бы необходимое давление пара в котле. Вина в этом не кочегаров. Прежде всего мы получаем недоб­ рокачественный уголь. Он быстро шлакуется, и нам приходится ча­ сто чистить топки. Мы не можем по примеру сахалинцев удержать НУЖЕН ХОРОШИИ УГОЛЬ слой угля в топке 15— 17 санти­ метров, так как, работая на полу­ чаемом угле, испытываем большие трудности. При каждой чистке то­ пок мы обнаруживаем в них слоі шлака толщиной 12— 15 сант*- метров. Нам кажется, что при работе аа поступающем к нам угле у стенок топки нельзя держать большой слой топлива, так как от этого образуется много шлака. Чтобы добиться успеха при работе по но­ вому методу, необходимо система­ тически производить подломкг УГІ?' КАДКИ, Г. КУЗНЕЦОВ — кочегары траулера «Рыбец». _ _ ___ , да. Одна доска врезалась в грунт Почему происходят заверши тралов или лежит на нем плашмя, дру- 7 февраля 1957 года в газете «Рыбный Мурман» была опуб­ ликована статья инженера тов. Матросова «Почему происходят заверты трала и как с ними бо­ роться». Автор статьи ставил своей целью разъяснить морякам промыслового флота причины за- вертон и предлагает эффектив­ ные меры борьбы с завертами, которые ранее еще не применя­ лись. Тов. Матросов считает, что в завертах трала повинны не штур­ мана и тралмейстеры, а исклю­ чительно неправильная работа до­ сок. Так ли это? Нет, не так. Всем известно, что и при нор­ мально работающих досках завер­ ты бывают. Приведу несколько примеров. Вот один из них. Доски завер­ нуты при их выравнивании. При­ чина заверта. Носовая доска тра­ вится на циркуляции быстрее кормовой. В этом случае кормо­ вая доска отходит перпендику­ лярно или почти перпендикуляр­ но борту, а носовая уходит под корпус. Происходит это потому, что доска тянется только за лап­ ки; на ваер, поскольку он тра­ вится, натяжения нет ила оно слабое. При этом резко снижает­ ся сопротивление трала. Задняя часть доски идет впереди перед­ ней, а кормовая доска выходит вправо. Лпшь только по мере на­ тяжения ваера и увеличения со­ противления трала доска начи­ нает работать нормально. Как же бороться с таким за- вертом? Ответ один — травить медленнее носовую доску. Бывает и так. Доски перевер­ нулись в начале травления вае- ров. Здесь могут быть три при­ чины. Во-первых, неисправность доски, в о - в т о р ы х , неравномерное начало травления ваеров и, в-третьих, уменьшение расстоя­ ния между досками в начале трав­ ления. Как происходит заверт? Доска, (допустим носовая) в первом случае кренится наружу или внутрь. На доску, кроме ее соб­ ственного веса, действуют силы: натяжения кабеля и ваера, со­ противление воды и сила засоса и завихрения. Под действием этих сил доска стігмится занять такое положение, при котором со­ противление ее потоку воды бу­ дет наименьшим. Тов. Матросов утверждает, что при этом угол атаки верхней и нижней кромок доски, а также гая доска работает. В этом слу- сила распора верха и низа доски г чае Расстояние между досками будут различными. Но ведь, если сокращается наполовину бы было так, то доска принимала бы форму винтовой лилии, т. е. деформировалась. Однако в дей­ ствительности этого не бывает. Более того, угол атаки для всех точек доски постоянен при лю­ бых ее положениях, конечно, при условии, если она имеет плоскую поверхность и не деформирова­ лась. Так как ваера травят не­ равномерно, т. е. приложение сил и их влияние все время меняют­ ся, то доски совершают самые разнообразные движения. Все будет зависеть от условий, в ко­ торых находится доска, от вели­ чины действующих на нее сил и точек приложения в этот момент. Мерами предотвращения завер- тов, происходящих в начале трав­ ления ваеров, является своевре­ менное исправление и ремонт до­ сок, одновременно и тугое трав­ ление ваеров до 75— 100 сажен. Кроме того, необходимо внима­ тельно следить за работой досок перед травлением ваеров. Носовая доска после постановки руля пря­ мо должна быть хорошо отведе­ на, а кормовая медленно подхо­ дить к борту. и при повороте в ту или иную сторону заверт неизбежен. Доски сойдут­ ся вместе. Чтобы предотвратить заверт, следует не делать повороты до тех пор, пока не выяснена пра­ вильная работа досок и ,не вы­ равнены ваера. Заверт бывает на задевах, ког­ да на грунте лежит одна или обе доски. В этом случае при выбор­ ке марки следует подбирать вае- ры ровно и сразу после отдачи стопора. Если этого сделать нель­ зя, то надо выравнять марки пос­ ле прихода на панер. При подъеме трала также про­ исходят заверты. Они бывают в то время, когда дают ход после прихода ваеров на панер, или когда, идя с тралом при сильном ветре в бейдевинд, отдают стопор и судно разворачивают на 150— 160 градусов. В первом случае циркуляцию следует начинать только после прихода ваеров на нанер. Во вто­ ром случае рекомендуется сле­ дующее. Идя с тралом бейдевинд, повернуть на ветер и вытянуть ваера; после чего отдать стопор. руль прямо и ходом привеста ваера так, чтобы они смотрел* назад. Работу досок и трала при те­ чении я разбирать не стану. За­ мечу лишь то, что и здесь, п* моему шению, тов. Матросов де­ нускает ошибку, так как. тра* пойдет в стороне от диаметраль­ ной плоскости. Одна доска пойдет несколько позади другой, натя­ жение на один кабель будет больше, форма трала сильно из­ менится. Зависит это не от уменьшения распоркой силы до­ ски, а в основном от разницы к длине ваеров, так как и тот * другой пойдут под углом к диа­ метральной плоскости корабля. І Нет сомнения, чго трал при те­ чении или ветре, перпендикуляр­ ном курсу корабля, будет рабо­ тать неверно. В заключение хочу добавить, что положения, которые я выска­ зал, являются плодом моих лич­ ных наблюдений. Что касается капитанов и мастеров по добыче, то хотелось, чтобы на страницах газеты они высказали свои мне­ ния по этому важному для всех нае вопросу. А. ЛЕБЕДЕВ — канш- т ш я траулера «Амдер- Случается заверт и иного ро- тПосле отдачи стопора положить

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz