Рыбный Мурман. 1957 г. Июль.

РАВНЯТЬСЯПОМОРЯКАМСРЕДНЕГОТРАУЛЕРА „АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ"! Впереди комсомольцы IJ ЕДАВНО среднему рыбо- **ловному траулеру № 831 было присвоено название «Александр Матросов». Эки­ паж судна стал комсомольско- молодежным. И он заслужил это. Комсомольцы у нас тру­ дятся на самых различных уча­ стках. Тов. Богатырев является капитаном судна, вторым по­ мощником капитана плавает тов. Кологреев, в машинном от­ делении работает второй меха­ ник тов. Саватеев. хороший пример в труде показывает радист тов. Щепелев, матросы тт. Купенко и Савлевич. Ком­ сомольская организация на­ правляет и контролирует де­ ятельность экипажа. Выпуска­ ем мы стенгазету «Комсомоль­ ский сигнал», в которой отме­ чаем передовиков, критикуем нерадивых, вскрываем недо­ статки в работе. Особенно много этих недо­ статков было в начале прошло­ го рейса. Тогда у нас очень плохо ловилась рыба. Промыс­ ловая обстановка была слож­ ная, сельдь разбивалась на от­ дельные стаи, долго не задер­ живалась на одном' месте и бы­ стро переходила в другой рай­ он. В начале рейса, например, из-за неисправности компрессо­ ра приходилось дважды откла­ дывать выборку сетей. Много недостатков первое время было в работе палубной команды. Незнание отдельных механизмов и оборудования ко­ рабля, отсутствие хороших на­ выков в работе приводили к то­ му, что на выполнение тех или иных операций затрачивалось больше времени, чем положено. Все эти неполадки необходи­ мо было ликвидировать в крат­ чайший срок. Тем более, что перед выходом на промысел экипаж брал в честь 40-й годов­ щины Великого Октября со­ циалистическое обязательство — выполнить рейсовое задание на 110' процентов, а сортность рыбы повысить на два процен­ та выше плановой. Срочно провели комсомоль­ ское собрание и решили, во-пер­ вых, самим подтянуться и быть для других примером, а, во-вто­ рых помогать отстающим, учить их. На собрании было также предложено при обра­ ботке сетей производить через определенное время замену и ставить людей на другие участ­ ки работы. Так и стали делать. Вскоре положение выправи­ лось. Члены машинной коман­ ды во главе со старшим меха­ ником тов. Ушаковым, исправи­ ли компрессор, провели чист­ ку двигателей и затем в тече­ ние всего рейса поддерживали машину и механизмы в отлич­ ном состоянии. Комсомолец тов. Савлевич тоже подтянулся и стал быст­ рее обрабатывать сельдь. Впо­ следствии вместе с матросом тов. Вихаревым он неплохо трудился на обработке сетей. Хорошо проводили эту опера­ цию также комсомолец тов. Ку­ пенко и работающий в паре с ним матрос тов. Наумов. Сла­ женно действовали коммунист тов. Кокшаров и матрос тов. Маслов. Разнообразие труда, переход с одной работы на другую по­ зволили экипажу в дальнейшем свободно обрабатывать за день по 140—160 центнеров рыбы. Благодаря мастеру по обра­ ботке рыбы тов. Киселеву, ко­ торый настойчиво обучал мат­ росов и свободных от вахты людей, как надо обезглавли­ вать сельдь, сортность рыбы значительно повысилась. Из сданных на плавбазу «Памяти Кирова» 830 центнеров рыбы, например, 98 процентов пошло первым сортом. Это на три процента выше планового зада­ ния и на один процент выше взятого нами социалистическо­ го обязательства. Большая заслуга в перевы­ полнении рейсового задания и полугодового плана принадле­ жит, бесспорно, капитану трау-1 лера тов. Богатыреву, который, несмотря на сложную промыс­ ловую обстановку, сумел найти рыбу и взять ее. За умелую ор­ ганизацию работ комсомольцу В. Богатыреву вручен По­ хвальный лист горкома ВЛКСМ. Вместе с радистом ко­ рабля тов. Шепелевым молодой судоводитель тов. Богатырев получил Почетную грамоту Уп­ равления сельдяного флота и базового комитета профсоюза. Эти высокие награды нашим товарищам и то, что траулер признан передовым среди ком­ сомольско-молодежных судов сельдяного флота, обязывает нас трудиться еще лучше. И мы постараемся работать так, чтобы переходящий Красный вымпел комитета ВЛКСМ «Мурмансельди» не покидал наш корабль. Н. НЕСТУЛОВ. Матрос, секретарь ком­ сомольской организации среднего траулера «Александр Матросов». І р і ш ш На снимке: боцман среднего рыболовного траулера «Александр Матросов» тов. СОЛОМАТИН за работой. Фото А. Иванова. Работаем без простоев Как известно, успешное выпол­ нение рейсового задания по выло­ ву рыбы во многом зависит от четкой и бесперебойной работы механизмов. Для того, чтобы суд­ но не простаивало в море и не те­ ряло ценного промыслового вре­ мени, нам приходится прилагать много усилий. Трудность заклю­ чается еще в том, что работаем мы втроем, а не вчетвером. Не­ смотря на это, со своими обязан­ ностями машинная команда справляется успешно, все профи­ лактические осмотры, ремонт и чистку механизмов проводит свое­ временно. В последнем рейсе, например, вместе со старшим механиком тов. Ушаковым и третьим механи­ ком тов. Лебедевым мы произвели несколько крупных работ: сняли крышки с восьми цилиндров глав­ ного двигателя, протерли всасы­ вающие и выхлопные клапаны, вынули для проверки два поршня. Кроме того, провели полную чист­ ку и протирку клапанов дизель- динамо -1 и дизель-динамо- 2 , про­ чистили также паровой котел и перебрали арматуру. Благодаря своевременному проведению ре­ монтных работ, к началу выборки сетей у нас все бывает наготове. Во время рейса мы не только обеспечиваем нормальную работу машин и механизмов. Днем, когда Продукция сверх плана Когда радио принесло весть о том, что нашему среднему рыбо­ ловному траулеру № 831 при­ сваивается название «Александр Матросов» и экипаж становится комсомольско-молодежным, всех членов экипажа охватило радост­ ное волнение. Воодушевленные этим известием молодые моряки с еще большей энергией стали бо­ роться за увеличение добычи ры­ бы, повышение ее сортности, за полное и рациональное использо­ вание машин и механизмов, эко­ номию топлива. Всех объединяло одно желание — встретить 40-ю годовщину Великого Октября хо­ рошими производственными пока­ зателями и стать лучшими среди кораблей сельдяного флота. Вот почему каждый — матрос, коче­ гар или судоводитель, со всей серьезностью относился к пору­ ченному делу и работал, не счи­ таясь с отдыхом. Никто, например, не заставлял механиков тт. Ушакова, Саватее- ва и Лебедева на прошлой стоянке в порту работать в то время, ког­ да на судно заступила береговая бригада. В течение десяти дней механики сами проводили ремонт­ ные работы. Произведя за корот­ кий срок чистку главного двига­ теля, молодые энтузиасты значи­ тельно ускорили отход траулера в море. Стремление быть первыми сре­ ди экипажей промысловых судов сельдяного флота уже дало пер­ вые положительные результаты. В социалистическом соревновании комсомольско-молодежных судов сельдяного флота по итогам ше­ сти прошедших месяцев нам при­ суждено первое место. Полугодовой план по добыче рыбы коллектив траулера выпол­ нил досрочно, еще 5 июня. Сей­ час на нашем счету имеется 3750 центнеров выловленной рыбы. Особенно удачным был у нас прошлый рейс. Нам предстояло выловить 1550 центнеров сельди, но мы привезли в порт 1890 цен­ тнеров и выполнили, таким обра­ зом, задание на 120,4 процента. Почти весь груз был принят пер­ вым сортом. Знаменательным яв­ ляется еще то, что с промысла корабль вернулся на три дня раньше срока. Как же мы добились таких ус­ пехов? Начало рейса не предве­ щало хорошего. Лов рыбы мы на­ чали в первых числах апреля на банке Викинг. Промысел прохо­ дил в сложной, подчас штормо­ вой обстановке, в сети шла мел­ кая сельдь, преимущественно 22— 26-миллиметровая. Из-за от­ сутствия мелкоячейных сетей всю сельдь не облавливали и часто на борт поднимали какие-нибудь десятки килограммов. Тщательно изучив промысло­ вую обстановку, узнав, что дру­ гие суда имеют хорошие уловы, мы приняли решение перейти в район Фарерских островов. Там мы обнаружили большие концент­ рации рыбы. Сельдь пошла круп­ ная. Но для того, чтобы постоян­ но держаться на рыбе, нашим су­ доводителям пришлось немало по­ трудиться. Старший помощник капитана корабля тов. Федосеев и второй помощник тов. Кологреев с честью вышли из трудного ис­ пытания. Каждую вахту они име­ ли обсервации, точно водили суд­ но заданными курсами, что поз­ воляло нам брать хорошие уловы. Так, в мае мы выловили 660, а в июне 710 центнеров рыбы. Успешному выполнению полу­ годового производственного зада­ ния способствовало то, что в пос­ леднем рейсе экипаж трудился очень слаженно. В течение всего рейса не было ни одного случая простоя траулера по вине машин­ ной команды. При переходе в другой промысловый район ско­ рость судна была не менее 8 миль в час. Особо следует отметить работу мастера по добыче рыбы тов. Ха- бибулина и его команды. Они быстро убирали из порядка пор- на палубе скапливается большое количество сельди, встаем на подвахту — помогаем матросам обрабатывать рыбу. Если же на палубе не бывает завалов сельди, то часы подвахты используем для наведения порядка и чистоты в машинном отделении. Так, выбрав свободные минуты, мы вымыли и покрасили все в машинном отде­ лении. Перед выходом в последний рейс наша команда взяла обяза­ тельство — в честь 40-й годов­ щины Великого Октября сберечь два процента масла и пять про­ центов топлива. Свое слово мы сдержали. Экономия была достиг­ нута за счет правильной регули­ ровки топливной аппаратуры, а также за счет спуска отстоя в топливный бак с дальнейшим ис­ пользованием его для работы котла. За отличную службу механики тт. Ушаков и Лебедев занесены на судовую Доску почета. В настоя­ щее время все механизмы у нас полностью готовы к предстояще­ му рейсу. А. САВАТЕЕВ. Второй механик сред­ него рыболовного трау­ лера «Александр Матро­ сов». ванные сети, сушили и чинили их, а иногда даже из двух — трех сетей делали одну. На обработке рыбы трудились все, даже штурманский состав и машинная команда. С 8 утра и до 24 часов ночи на палубе шла на­ пряженная работа. Хорошо проявили себя матросы тт. Вихарев, Купенко, Наумов и боцман тов. Соломатин. Послед­ ний обезглавливал но 30— 32 рыбы в минуту. 18 июля мы вернулисьв порт. Здесь нас тепло встретили. На ми­ тинге экипажу судна вручили Похвальный лист Мурманского го­ родского комитета ВЛКСМ и По­ четную грамоту Управления сель­ дяного флота и базового комите­ та профсоюза. Сейчас мы готовимся к выходу в море. В предстоящем рейсе эки­ паж корабля приложит все уси­ лия к тому, чтобы в социалисти­ ческом соревновании, посвящен­ ном сорокалетию Великого Октя­ бря, занять первое место среди судов сельдяного флота. В. БОГАТЫРЕВ. Капитан среднего трау­ лера «Александр Мат­ росов». При помощи радио В период летнего лова сельди, когда успех зависит от хорошей работы эхолота и радиопеленга­ тора, очень важно, чтобы эти приборы не выходили из строя. У эхолота же часто бывают неис­ правности. При работе на стомет­ ровом диапазоне, например, не­ редко ломаются перо, пружина и отпаивается наконечник. За ле­ то нам пришлось починить шесть перьев и полностью заменить пружины. Ремонт производили сами. Из одномиллиметровой про­ волоки делали основание пера, а из тросика — пружину. Нако­ нечник из иридия мы припаива­ ли оловом, но не с канифолью, а с кислотой. От этого работа пера не ухудшалась. Такое самодель­ ное перо работало не меньший срок, чем изготовленное на за­ воде. Для выхода к траулерам, име­ ющим хорошие уловы, и для оп­ ределения местонахождения ко­ рабля в море, большую роль иг­ рает правильная работа радиопе­ ленгатора. В районе Фарерских островов, где мы промышляли, несмотря на плохую видимость, наш радиопеленгатор давал точ­ ные показания по радиомаякам. Отличное техническое состояние радиопеленгатора, точность его показаний одпажды нам очень помогли. Южная группа судов Мурман­ ской флотилии, в состав которой мы входили, одно время удач­ но промышляла. Но вдруг косяк сельди куда-то исчез. При помо­ щи радиопеленгатора мы выясни­ ли ,что сносы во время дрейфа были не на юго-восток, как все считали, а по кривой, вначале на юго-восток, потом — восток и далее на северо-восток. Сносы ис­ числялись в 15— 20 миль. Рыба встречалась только на первом этапе дрейфа. В этом районе, за­ паднее Фарерских островов, мм нашли утерянный косяк и взяли на борт в течение пяти суток бо­ лее 350 центнеров сельди. Хочется сказать и о тех недо­ статках, которые еще встречают­ ся в нашей работе. Местонахож­ дение судна, как известно, мож­ но определять по радиомаякам Однако на нашем суд­ не имеются лишь устаревшие карты издания 1953— 54 годов. Навигационная камера нас не снабжает новыми картами при­ брежных районов Исландии и Фа­ рерских островов. Это очень от­ ражается на ведении промысла и в условиях тумана приводит даже к утере косяка рыбы. А. ЩЕПЕЛЕВ. Радист среднего трау­ лера «Александр Мат­ росов». „Комсомольский сигнал" Успеху моряков среднего рыбо­ ловного траулера «Александр Матросов» во многом помогло то, что на судне с первых же дней рейса выходил боевой сатириче­ ский листок «Комсомольский сигнал». В острой сатирической форме листок обличал тех, кто своей халатностью, небрежность» тормозил работу коллектива. Ка­ рикатуры, снабженные едким* подписями, действовали на «про­ винившихся» так, что в даль­ нейшем они исправлялись я ра­ ботали с огоньком. В. ВАРЯГИН. РЫБНЫЙ МУРМАН № 88 25 июля 1957 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz