Рыбный Мурман. 1957 г. Июль.

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ Совершенствовать политическую работу с массами Пленум Мурманского горкома + ним образованием, создано де- КПСС обсудил доклад секретаря С ПЛЕНУМА МУРМАНСКОГО сять комсомольско-молодежных горкома тов. Клюшевой «О недо­ статках и мерах улучшения мас­ сово-политической работы на предприятиях и в учреждениях города». Докладчик отметила, что партийные организации города, выполняя решения XX съезда партии об улучшении идеологи­ ческой работы, несколько улуч­ шили руководство агитколлекти­ вами, но уровень массово-поли­ тической работы еще не отвеча­ ет современным требованиям. Траловый флот задолжал стра­ не 1350 тысяч центнеров рыбы. Отстают с выполнением планов «Мурмансельдь», рыбокомбинат и другие предприятия рыбной про­ мышленности. И дело здесь не только в промысловой обстановке, а и в слабой постановке массово- политической работы. Партий­ ные организации не используют еще всего многообразия форм по­ литической работы с массами. Например, в запущенном состоя ­ нии находится воспитательная работа с моряками на траулерах «Колхозник», «Сосновец», «Ри­ га», среднем траулере № 4275. Нл одной беседы с личным со­ ставом траулера «Рига» за пос­ ледние два месяца не провели ни числящиеся но спискам шесть агитаторов корабля, ни сам пер­ вый помощник капитана тов. Симаков. Траулер «Добролюбов» счита­ ется передовым судном тралово­ го флота, но и здесь политиче­ ская работа с моряками находит­ ся на низком уровне. На корабле восемь агитаторов, но никто из них не проводит бесед. Команд­ ный состав, в том числе и капи­ тан тов. Едемский, также не вы­ ступает с докладами и беседами. Социалистическое соревнова­ ние среди команд ряда траулеров, а также и между судами органи­ зовано формально. С начала года, например, соревнуются между со­ бой коллективы траулеров «Доб­ ролюбов» и «Н. Островский», но еще ни разу они не проверяли своих обязательств: В стороне от руководства соревнованием стоят базовые комитеты тралового и сельдяного флотов (председатели тт. Глущенко и Баранов). Неслучайно поэтому, что мно- ГОРКОМА КПСС ♦ гие суда простаивают в порту из-за низкой трудовой дисципли­ ны и большой текучести кадров. В числе нарушителей дисципли­ ны оказались бывший капитан траулера «Шенкурск» тов. Ме­ тан и первый помощник капита­ на траулера «Кинешма» тов. Пронкин. Запущенность массобо-полити- ческой работы на многих кораб­ лях тралового флота объясняется слабым руководством со стороны партийного комитета и секрета­ ря его тов. Клещева. Мало учат практике агитационной работы и плохо осуществляют подбор аги­ таторов также партийные орга­ низации судоверфи, рыбного пор­ та, рыбокомбината и ряда дру­ гих. Недостаточно внимания работе с агитколлективом уделяет сек­ ретарь партбюро судоверфи тов. Золота вин. После выборов в мест­ ные советы депутатов трудящих­ ся агитколлектив верфи вообще прекратил свою работу и только в июне здесь начали создавать коллективы агитаторов по це­ хам. Но за агитаторами закреп­ ляется большое количество лю­ дей. В цехе № 2, например, на 300 человек рабочих выделено только пять агитаторов. Опыт же показывает, что агитаторов луч­ ше прикреплять к группе в 15— 20 человек. Это позволит уделить больше внимания инди­ видуальной работе с трудящими­ ся, вникать в их быт, откли­ каться на вопросы, которые их интересуют. Выступившая на пленуме сек-, ретарь партбюро рыбокомбината тов. Красикова сказала, что ос­ новным недостатком в агитацион­ ной работе являлся отрыв ее от жизни, от конкретных хозяйст­ венных, политических задач. Для. преодоления этого недостатка на комбинате была проведена эко­ номическая конференция, прово­ дятся лекции на экономические темы. На комбинате работает более 2500 молодежи, много молодых оригад, но полугодовой план вы­ полнила всего лишь одна смена холодильного завода № 2. Еще часты случаи нарушения трудо­ вой дисциплины . Большую бы помощь в улучшении массово-по- литической работы могли оказать молодые специалисты, но они до сих пор не привлекались к этой работе. Сейчас при комитете ВЛКСМ из числа молодых техни­ ков и инженеров создан моло­ дежный агитколлектив. В своих выступлениях заме­ ститель секретаря партийного ко­ митета «Мурмансельди» тов. Кравченко и председатель базово­ го комитета тралового флота тов. Глущенко отметили, что моряки рыбного Мурмана вместе с трудя­ щимися страны единодушно одоб­ рили решительные меры, приня­ тые июньским Пленумом ЦК КПСС против раскольников и фракционеров, пытавшихся нане­ сти удар единству нашей партии. В эти дни с особой силой проде­ монстрировано единство партии и народа, готовность трудящихся выполнить великие задачи строи­ тельства коммунизма, выдвину­ тые XX съездом партии. Готовясь достойно встретить 40-ю годовщину Великого Октяб­ ря, моряки изыскивают новые ре­ зервы увеличения добычи рыбы, преодоления отставания рыбной промышленности. Много экипа­ жей кораблей тралового флота обязались годовой план выпол­ нить к знаменательной дате 40- летпя Советской власти. Экипа­ жи траулеров «Свердловск», «Ашхабад», «Добролюбов» и ряда других успешно справились с планом первого полугодия. До­ срочно выполнили план по выло­ ву сельди 43 средних траулера «Мурмансельди». Задача партий­ ных организаций состоит в том, чтобы путем дальнейшего совер­ шенствования политической ра­ боты с массами обеспечить новый трудовой подъем среди тружени­ ков Мурманска. В принятой пленумом резолю­ ции намечены конкретные меры по устранению недостатков и улучшению массово-политиче- ской работы на предприятиях и специалистов с высшим и сред- в учреждениях города. На траулере „Свердловск".... ДВАДЦАТЬ пять лет ра- Д ботает в траловом [)лоте Александр Петрович Дегтев. Многое изменилось за эти годы, выросли ду­ ховно люди, краше и совер­ шеннее стали корабли. Если четверть века тому назад А. П. Дегтев плавал про­ стым матросом на утлом рыбачьем суденышке, то сейчас он работает боцманом на красавце-корабле, рефри­ жераторном траулере «Свердловск». За многолет­ нюю и безупречную службу на благо Родины опытный промысловик тов. Дегтев на­ гражден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. На снимке: боцман рефри­ жераторного траулера «Свердловск» тов. Дегтев осматривает брашпиль. ЭАСЛУЖЕННОИ славой ^ пользуется на рефри­ жераторном траулере «Свердловск» уборщица А. Е. Червоткина. Свой уча­ сток работы она всегда со­ держит в надлежащем по рядке и чистоте. На снимке: передовик рефрижераторного траулера «Свердловск »уборщица тов Червоткина. Фото Е. Гаврилина. Из редакционной почты Работаем по новому методу Тароремонтный цех Нагорнов- ского бондарного завода с мая ме­ сяца перешел на работу бригад­ ным методом. Организация рабо­ ты по бригадам повысила произ­ водительность труда бондарей. Значительное уплотнение рабоче­ го дня достигнуто за счет того, что ликвидирована очередь за по­ лучением бочек в ремонт. Рань­ ше бондарь сам ходил за ними, причем старался получить наибо­ лее исправную тару, требующую меньшего ремонта. Ожидая новых подач, чтобы выбрать бочку по­ крепче, он простаивал по 40—60 минут. С переходом на бригадный ме­ тод подача бочек к рабочему мес­ ту бондаря стала производиться подсобной рабочей. Теперь бон­ дарь не имеет непроизводитель­ ных простоев. Все 480 минут ра­ бочего дня используются с поль­ зой для дела. Средняя дневная выработка бондаря поднялась с 22,7 бочек до 31,2 шт., нормы выработки в среднем по цеху стали выполнять на 139,2 про­ цента. Одновременно повысились и за­ работки рабочих. Если раньше средний дневной заработок бонда­ ря составлял 40 руб. 50 коп., то при бригадном методе он достиг 47 руб. 83 коп. Введение нового метода серь­ езно укрепило трудовую дисцип­ лину в цехе. Значительно сокра­ тилось количество простоев. Те­ перь у нас принято на небольших совещаниях бригад обсуждать каждого прогульщика и лодыря, позорящего бригаду. Между брига­ дами разгорается горячее соревно­ вание за достойную встречу 40-й годовщины Великого Октября. Но вместе с тем в работе цеха имеются существенные недостат­ ки. Главный из них — отсутствие должной борьбы за экономию сырья. Обручи и донья, бывшие в употреблении, но еще доста­ точно крепкие, часто выбрасыва­ ются. От этого завод терпит ог­ ромный материальный ущерб. Если бы каждый бондарь экономил в смену хотя бы от одного до шести обручей и столько же доньев, то по заводу это бы составляло ежедневную экономию в 2 —4 ты­ сячи рублей. А. ГУЛКШИН. Наш родной край (Обзор литературы о Кольском полуострове) 2 UA ПРОТЯЖЕНИИ веков ** русские люди покоряли суровую природу Заполярья. Русские моряки и исследовате­ ли открыли, описали и положи­ ли на карту все побережье Се­ верного Ледовитого океана от Варангер фиорда в Баренцевом море до бухты Смит в Северной Америке, в том числе моря Бе­ лое, Печорское, Карское, Лап­ тевых, Восточно-Сибирское, Чу­ котское, архипелаги Новой Зем­ ли и Северной Земли. Славные исследователи земель за Полярным кругом Северного Ледовитого океана — это Семен Дежнев, Беринг, Чнрнков, Малыгин, Овцын, Проннщев, Лаптев, Челюскин, Крузенштерн, Белиннгсгаузен, Врангель, Литке, Невельский, Макаров, Седов. Имена этих от­ важных русских мореплавате­ лей знает весь мир. В сборнике «Русские мореплаватели» в 1955 году собраны рассказы о героических делах русских пат­ риотов. О беспримерном мужестве четырех русских людей, провед­ ших шестз вынужденных зимо­ вок на одном из безлюдных островов Груманта (Шпицберге­ на), рассказывается в книге Ле Руа «Приключения четырех РЫБНЫЙ МУРМАН 2 стр. 25 июля 1957 г.№ 8 8 российских матросов, к острову; Шпицбергену бурею принесен-' ных». Впервые она вышла в 1750 году, неоднократно пере­ издавалась (в последний раз два года тому назад). Алексей Химков и его това­ рищи поморы пустились в Ле­ довитое море с ничтожными средствами. Невысокая техника мореплавания, отсутствие боль­ ших знаний не устрашили рус­ ских. Благодаря выносливости, на­ ходчивости и смекалке они оста­ лись живы на необитаемом острове, победили стихию. По мотивам этих событий постав­ лен кинофильм «Море студеное». Это же событие описано в книге Бадигина «Путь на Гру- мант». Освоение природных бо­ гатств Кольского полуострова и примкнувших к нему морей по- настоящему началось после по­ беды Великого Октября. Ком­ мунистическая партия и Совет­ ское правительство постоянно уделяют большое внимание на­ шему Заполярью. Впервые бо­ гатства Северного края стано­ вятся народными. Все указа­ ния партии и правительства проникнуты заботой о советских людях, которые осваивают этот край. В журнале «Арктика», изда­ вавшемся до войны, приводятся интересные документы о том, как заботился о людях Запо­ лярья Владимир Ильич Ленин. Он просил известного профес­ сора Книповича представить свои соображения о постановке рыбного дела на Мурмане. Уче­ ный вскоре писал вождю, что он составил план научно-про­ мысловых исследований в океа­ не. Его капитальные труды по изучению природы и промыс­ лов морей СССР имеют важное практическое значение для раз­ вития нашего морского рыбно­ го хозяйства. Как покорялись моря, о суро­ вом труде промысловиков, рей­ сах ледоколов, героях Арктики, славных делах эпроновцев, строительстве электростанции на Ниве, продвижении на Север картофеля и овощей и о многом другом писалось в журнале «Карело-Мурманский край». Он начал выходить в 1923 го­ ду. Это был краеведческий общественно-экономический, ил­ люстрированный журнал, осве­ щавший жизнз края. Журнал издавался более 10 лет. Он за­ нимал видное, место среди дру­ гих печатных изданий страны. Своеобразную летопись раз­ вития тралового флота пред­ ставляет собой книга «На траулерах в Баренцевом море». В ней очерки и статьи о моряках флота. В книге выступают ста­ рейшие капитаны тралового флота тт. Копытов. Михов, Бурков, Самвов и другие промыс­ ловики, ученые Сомов, Мон- тейфель, Марти. В 1929 году в Мурманске побывал Алексей Максимович Горький. Вот как он передает запомнившийся ему разговор с рыбаками Мурмана: — Нет, нам похвастаться долго не удастся, мы даем только 6 процентов всего уло­ ва, а Каспий — 54 процента, а Дальний Восток — 32... — А ты дай траулера, — мы те покажем Восток с про­ центами, — отвечает другой моряк. Наблюдая за работой моря­ ков, каменотесов, советских ра­ ботников, жизнью пионеров, Горький увидел высокий темп строительства новой жизни на Севере. Восхищенный, он воск­ лицал: «А все-такивМурманске особенно хорошо чувствуешь широту размаха государственного строительства». Заметим: с тех пор прошло немного времени, а нынче рыб­ ный Мурман дает, третью часть всей добываемой в стране ры­ бы. На просторах северных мо­ рей сейчас плавают сотни ко­ раблей. Только при советской власти начинают по-настоящему и бур­ ными темпами развиваться эко­ номика и культура на Кольском полуострове. На месте бывшей отсталой окраины царской России здесь возникает круп­ ный индустриальный район страны. С 1938 года — это са­ мостоятельная Мурманская об­ ласть. Мурманску посвятили свои произведения многие писатели и поэты. По могучим всенароднымпланам Ты поднялся, встал с другими в ряд Город-юнг и город капитанов, Моря брат и океана брат! Так пишет о нашем Мурман­ ске поэт Александр Прокофьев. Мурманск по праву считает­ ся «воротами в Арктику». Эки­ пажи героических советских ле­ доколов, базирующихся на Мур­ манске. совершили много слав- чых дел. О трудностях покоре­ ния Арктики повествует ииса- тельСоколов-Микнтов в своем произведении «Спасение корабля». Много лет труда отдал освое­ нию Арктики исследователь, пи­ сателе и художник Николай Васильевич Пинегин. В 1941 году вышла из печати его кни­ га «Записки полярника». В нее включены очерки, объединен­ ные в главы «На неведомый Север», «В ледяных просторах» и «В стране песцов», ценные фотографии и рисунки автора. Пинегин долго работал над художественным произведением о жизни Георгия Седова, с ко­ торым его связывала личная дружба — они вместе дрейфо­ вали во льдах Арктики. Эти книги ценны. Они написаны с хорошим знанием северной при­ роды. Людям Советского Запо­ лярья, быстро растущим на по­ луострове новым городам пос­ вящают свои стихи Степан.Щи- пачев, Александр Прокофьев, Лев Ошанин, Александр Ре- шетов, Николай Флеров, Петре Дорошко и другие. А. ВОЛГИН. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz