Рыбный Мурман. 1957 г. Июль.
ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ Совершенствовать политическую работу с массами Пленум Мурманского горкома + ним образованием, создано де- КПСС обсудил доклад секретаря С ПЛЕНУМА МУРМАНСКОГО сять комсомольско-молодежных горкома тов. Клюшевой «О недо статках и мерах улучшения мас сово-политической работы на предприятиях и в учреждениях города». Докладчик отметила, что партийные организации города, выполняя решения XX съезда партии об улучшении идеологи ческой работы, несколько улуч шили руководство агитколлекти вами, но уровень массово-поли тической работы еще не отвеча ет современным требованиям. Траловый флот задолжал стра не 1350 тысяч центнеров рыбы. Отстают с выполнением планов «Мурмансельдь», рыбокомбинат и другие предприятия рыбной про мышленности. И дело здесь не только в промысловой обстановке, а и в слабой постановке массово- политической работы. Партий ные организации не используют еще всего многообразия форм по литической работы с массами. Например, в запущенном состоя нии находится воспитательная работа с моряками на траулерах «Колхозник», «Сосновец», «Ри га», среднем траулере № 4275. Нл одной беседы с личным со ставом траулера «Рига» за пос ледние два месяца не провели ни числящиеся но спискам шесть агитаторов корабля, ни сам пер вый помощник капитана тов. Симаков. Траулер «Добролюбов» счита ется передовым судном тралово го флота, но и здесь политиче ская работа с моряками находит ся на низком уровне. На корабле восемь агитаторов, но никто из них не проводит бесед. Команд ный состав, в том числе и капи тан тов. Едемский, также не вы ступает с докладами и беседами. Социалистическое соревнова ние среди команд ряда траулеров, а также и между судами органи зовано формально. С начала года, например, соревнуются между со бой коллективы траулеров «Доб ролюбов» и «Н. Островский», но еще ни разу они не проверяли своих обязательств: В стороне от руководства соревнованием стоят базовые комитеты тралового и сельдяного флотов (председатели тт. Глущенко и Баранов). Неслучайно поэтому, что мно- ГОРКОМА КПСС ♦ гие суда простаивают в порту из-за низкой трудовой дисципли ны и большой текучести кадров. В числе нарушителей дисципли ны оказались бывший капитан траулера «Шенкурск» тов. Ме тан и первый помощник капита на траулера «Кинешма» тов. Пронкин. Запущенность массобо-полити- ческой работы на многих кораб лях тралового флота объясняется слабым руководством со стороны партийного комитета и секрета ря его тов. Клещева. Мало учат практике агитационной работы и плохо осуществляют подбор аги таторов также партийные орга низации судоверфи, рыбного пор та, рыбокомбината и ряда дру гих. Недостаточно внимания работе с агитколлективом уделяет сек ретарь партбюро судоверфи тов. Золота вин. После выборов в мест ные советы депутатов трудящих ся агитколлектив верфи вообще прекратил свою работу и только в июне здесь начали создавать коллективы агитаторов по це хам. Но за агитаторами закреп ляется большое количество лю дей. В цехе № 2, например, на 300 человек рабочих выделено только пять агитаторов. Опыт же показывает, что агитаторов луч ше прикреплять к группе в 15— 20 человек. Это позволит уделить больше внимания инди видуальной работе с трудящими ся, вникать в их быт, откли каться на вопросы, которые их интересуют. Выступившая на пленуме сек-, ретарь партбюро рыбокомбината тов. Красикова сказала, что ос новным недостатком в агитацион ной работе являлся отрыв ее от жизни, от конкретных хозяйст венных, политических задач. Для. преодоления этого недостатка на комбинате была проведена эко номическая конференция, прово дятся лекции на экономические темы. На комбинате работает более 2500 молодежи, много молодых оригад, но полугодовой план вы полнила всего лишь одна смена холодильного завода № 2. Еще часты случаи нарушения трудо вой дисциплины . Большую бы помощь в улучшении массово-по- литической работы могли оказать молодые специалисты, но они до сих пор не привлекались к этой работе. Сейчас при комитете ВЛКСМ из числа молодых техни ков и инженеров создан моло дежный агитколлектив. В своих выступлениях заме ститель секретаря партийного ко митета «Мурмансельди» тов. Кравченко и председатель базово го комитета тралового флота тов. Глущенко отметили, что моряки рыбного Мурмана вместе с трудя щимися страны единодушно одоб рили решительные меры, приня тые июньским Пленумом ЦК КПСС против раскольников и фракционеров, пытавшихся нане сти удар единству нашей партии. В эти дни с особой силой проде монстрировано единство партии и народа, готовность трудящихся выполнить великие задачи строи тельства коммунизма, выдвину тые XX съездом партии. Готовясь достойно встретить 40-ю годовщину Великого Октяб ря, моряки изыскивают новые ре зервы увеличения добычи рыбы, преодоления отставания рыбной промышленности. Много экипа жей кораблей тралового флота обязались годовой план выпол нить к знаменательной дате 40- летпя Советской власти. Экипа жи траулеров «Свердловск», «Ашхабад», «Добролюбов» и ряда других успешно справились с планом первого полугодия. До срочно выполнили план по выло ву сельди 43 средних траулера «Мурмансельди». Задача партий ных организаций состоит в том, чтобы путем дальнейшего совер шенствования политической ра боты с массами обеспечить новый трудовой подъем среди тружени ков Мурманска. В принятой пленумом резолю ции намечены конкретные меры по устранению недостатков и улучшению массово-политиче- ской работы на предприятиях и специалистов с высшим и сред- в учреждениях города. На траулере „Свердловск".... ДВАДЦАТЬ пять лет ра- Д ботает в траловом [)лоте Александр Петрович Дегтев. Многое изменилось за эти годы, выросли ду ховно люди, краше и совер шеннее стали корабли. Если четверть века тому назад А. П. Дегтев плавал про стым матросом на утлом рыбачьем суденышке, то сейчас он работает боцманом на красавце-корабле, рефри жераторном траулере «Свердловск». За многолет нюю и безупречную службу на благо Родины опытный промысловик тов. Дегтев на гражден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. На снимке: боцман рефри жераторного траулера «Свердловск» тов. Дегтев осматривает брашпиль. ЭАСЛУЖЕННОИ славой ^ пользуется на рефри жераторном траулере «Свердловск» уборщица А. Е. Червоткина. Свой уча сток работы она всегда со держит в надлежащем по рядке и чистоте. На снимке: передовик рефрижераторного траулера «Свердловск »уборщица тов Червоткина. Фото Е. Гаврилина. Из редакционной почты Работаем по новому методу Тароремонтный цех Нагорнов- ского бондарного завода с мая ме сяца перешел на работу бригад ным методом. Организация рабо ты по бригадам повысила произ водительность труда бондарей. Значительное уплотнение рабоче го дня достигнуто за счет того, что ликвидирована очередь за по лучением бочек в ремонт. Рань ше бондарь сам ходил за ними, причем старался получить наибо лее исправную тару, требующую меньшего ремонта. Ожидая новых подач, чтобы выбрать бочку по крепче, он простаивал по 40—60 минут. С переходом на бригадный ме тод подача бочек к рабочему мес ту бондаря стала производиться подсобной рабочей. Теперь бон дарь не имеет непроизводитель ных простоев. Все 480 минут ра бочего дня используются с поль зой для дела. Средняя дневная выработка бондаря поднялась с 22,7 бочек до 31,2 шт., нормы выработки в среднем по цеху стали выполнять на 139,2 про цента. Одновременно повысились и за работки рабочих. Если раньше средний дневной заработок бонда ря составлял 40 руб. 50 коп., то при бригадном методе он достиг 47 руб. 83 коп. Введение нового метода серь езно укрепило трудовую дисцип лину в цехе. Значительно сокра тилось количество простоев. Те перь у нас принято на небольших совещаниях бригад обсуждать каждого прогульщика и лодыря, позорящего бригаду. Между брига дами разгорается горячее соревно вание за достойную встречу 40-й годовщины Великого Октября. Но вместе с тем в работе цеха имеются существенные недостат ки. Главный из них — отсутствие должной борьбы за экономию сырья. Обручи и донья, бывшие в употреблении, но еще доста точно крепкие, часто выбрасыва ются. От этого завод терпит ог ромный материальный ущерб. Если бы каждый бондарь экономил в смену хотя бы от одного до шести обручей и столько же доньев, то по заводу это бы составляло ежедневную экономию в 2 —4 ты сячи рублей. А. ГУЛКШИН. Наш родной край (Обзор литературы о Кольском полуострове) 2 UA ПРОТЯЖЕНИИ веков ** русские люди покоряли суровую природу Заполярья. Русские моряки и исследовате ли открыли, описали и положи ли на карту все побережье Се верного Ледовитого океана от Варангер фиорда в Баренцевом море до бухты Смит в Северной Америке, в том числе моря Бе лое, Печорское, Карское, Лап тевых, Восточно-Сибирское, Чу котское, архипелаги Новой Зем ли и Северной Земли. Славные исследователи земель за Полярным кругом Северного Ледовитого океана — это Семен Дежнев, Беринг, Чнрнков, Малыгин, Овцын, Проннщев, Лаптев, Челюскин, Крузенштерн, Белиннгсгаузен, Врангель, Литке, Невельский, Макаров, Седов. Имена этих от важных русских мореплавате лей знает весь мир. В сборнике «Русские мореплаватели» в 1955 году собраны рассказы о героических делах русских пат риотов. О беспримерном мужестве четырех русских людей, провед ших шестз вынужденных зимо вок на одном из безлюдных островов Груманта (Шпицберге на), рассказывается в книге Ле Руа «Приключения четырех РЫБНЫЙ МУРМАН 2 стр. 25 июля 1957 г.№ 8 8 российских матросов, к острову; Шпицбергену бурею принесен-' ных». Впервые она вышла в 1750 году, неоднократно пере издавалась (в последний раз два года тому назад). Алексей Химков и его това рищи поморы пустились в Ле довитое море с ничтожными средствами. Невысокая техника мореплавания, отсутствие боль ших знаний не устрашили рус ских. Благодаря выносливости, на ходчивости и смекалке они оста лись живы на необитаемом острове, победили стихию. По мотивам этих событий постав лен кинофильм «Море студеное». Это же событие описано в книге Бадигина «Путь на Гру- мант». Освоение природных бо гатств Кольского полуострова и примкнувших к нему морей по- настоящему началось после по беды Великого Октября. Ком мунистическая партия и Совет ское правительство постоянно уделяют большое внимание на шему Заполярью. Впервые бо гатства Северного края стано вятся народными. Все указа ния партии и правительства проникнуты заботой о советских людях, которые осваивают этот край. В журнале «Арктика», изда вавшемся до войны, приводятся интересные документы о том, как заботился о людях Запо лярья Владимир Ильич Ленин. Он просил известного профес сора Книповича представить свои соображения о постановке рыбного дела на Мурмане. Уче ный вскоре писал вождю, что он составил план научно-про мысловых исследований в океа не. Его капитальные труды по изучению природы и промыс лов морей СССР имеют важное практическое значение для раз вития нашего морского рыбно го хозяйства. Как покорялись моря, о суро вом труде промысловиков, рей сах ледоколов, героях Арктики, славных делах эпроновцев, строительстве электростанции на Ниве, продвижении на Север картофеля и овощей и о многом другом писалось в журнале «Карело-Мурманский край». Он начал выходить в 1923 го ду. Это был краеведческий общественно-экономический, ил люстрированный журнал, осве щавший жизнз края. Журнал издавался более 10 лет. Он за нимал видное, место среди дру гих печатных изданий страны. Своеобразную летопись раз вития тралового флота пред ставляет собой книга «На траулерах в Баренцевом море». В ней очерки и статьи о моряках флота. В книге выступают ста рейшие капитаны тралового флота тт. Копытов. Михов, Бурков, Самвов и другие промыс ловики, ученые Сомов, Мон- тейфель, Марти. В 1929 году в Мурманске побывал Алексей Максимович Горький. Вот как он передает запомнившийся ему разговор с рыбаками Мурмана: — Нет, нам похвастаться долго не удастся, мы даем только 6 процентов всего уло ва, а Каспий — 54 процента, а Дальний Восток — 32... — А ты дай траулера, — мы те покажем Восток с про центами, — отвечает другой моряк. Наблюдая за работой моря ков, каменотесов, советских ра ботников, жизнью пионеров, Горький увидел высокий темп строительства новой жизни на Севере. Восхищенный, он воск лицал: «А все-такивМурманске особенно хорошо чувствуешь широту размаха государственного строительства». Заметим: с тех пор прошло немного времени, а нынче рыб ный Мурман дает, третью часть всей добываемой в стране ры бы. На просторах северных мо рей сейчас плавают сотни ко раблей. Только при советской власти начинают по-настоящему и бур ными темпами развиваться эко номика и культура на Кольском полуострове. На месте бывшей отсталой окраины царской России здесь возникает круп ный индустриальный район страны. С 1938 года — это са мостоятельная Мурманская об ласть. Мурманску посвятили свои произведения многие писатели и поэты. По могучим всенароднымпланам Ты поднялся, встал с другими в ряд Город-юнг и город капитанов, Моря брат и океана брат! Так пишет о нашем Мурман ске поэт Александр Прокофьев. Мурманск по праву считает ся «воротами в Арктику». Эки пажи героических советских ле доколов, базирующихся на Мур манске. совершили много слав- чых дел. О трудностях покоре ния Арктики повествует ииса- тельСоколов-Микнтов в своем произведении «Спасение корабля». Много лет труда отдал освое нию Арктики исследователь, пи сателе и художник Николай Васильевич Пинегин. В 1941 году вышла из печати его кни га «Записки полярника». В нее включены очерки, объединен ные в главы «На неведомый Север», «В ледяных просторах» и «В стране песцов», ценные фотографии и рисунки автора. Пинегин долго работал над художественным произведением о жизни Георгия Седова, с ко торым его связывала личная дружба — они вместе дрейфо вали во льдах Арктики. Эти книги ценны. Они написаны с хорошим знанием северной при роды. Людям Советского Запо лярья, быстро растущим на по луострове новым городам пос вящают свои стихи Степан.Щи- пачев, Александр Прокофьев, Лев Ошанин, Александр Ре- шетов, Николай Флеров, Петре Дорошко и другие. А. ВОЛГИН. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz