Рыбный Мурман. 1957 г. Июль.

Законное требование Дорогу разноглубинному тралу Манланова! Один из старейших капитанов тралового флота Андрей Яковле­ вич Маклаков известен на Мурма- не не только как опытный про­ мысловик, но и как новатор по изготовлению орудий лова. В течение многих лет тов. Мак­ лаков работает со своим экипажем тралом собственной конструкции. И еще не было ни одного года, чтобы команда корабля, возглав­ ляемая Маклаковым, не выполни­ ла государственного плана. Изобрел тов. Макпаков и трал для лова трески со средних трау­ леров. В течение нескольких лет, когда суда «Мурмансельди» вели траловый лов рыбы в Баренцевом море, их команды за короткий срок брали богатые уловы. Еще в 1937 году тов. Маклаков предложил пелогический трал для лова .сельди с двух судов. При его испытании, уловы рыбы достигали 6 тонн. Однако трал применен не был, так как работать с двух су­ дов считали неудобным. В 1950 году, когда сельдь боль­ шими косяками держалась в рай­ оне острова Исландия, Маклаков снова предложил лов сельди про­ изводить с помощью трала. И хо­ тя такие тралы были изготовле­ ны, но лов ими не производился. Когда Мурманский траловый флот пополнился рефрижератор­ ными траулерами (судами с кор­ мовым тралением), то приборами, находящимися на них, было уста­ новлено, что в толще воды дер­ жится не только сельдь, а и рыба тресковых пород. Во время нахождения в Москве на сессии Верховного Совета СССР тов. Маклаков был на приеме у Министра рыбпой промышленно­ сти СССР. В беседе Министр задал тов. Маклакову вопрос, почему мурманчане нг ловят рыбу в раз­ ных слоях воды. Сейчас на флоте имеются приборы, которые точно показывают ее нахождение. О бе­ седе с Министром рыбной про­ мышленности тов. Маклаков до­ ложил заместителю начальника Главмурманрыбпрома тов. Кирееву и предложил свой трал для лова рыбы на разных глубинах. Макла­ ков предложил провести испыта­ ния своего трала на рефрижера­ торных кораблях, где имеются приборы, показывающие косяки рыбы. В апреле 1956 года на траулер «Ярославль» была направлена ко­ миссия для испытания тралов, в том числе и разноглубинного тра­ ла конструкции Маклакова. Трал был изготовлен из капроновой нитки (дели). При испытаниях он показал хорошие результаты. Его можно было спускать на разную К чему такой б ю р о к р а т и з м ? Из редакционной почты глубину. В горизонте маклаков- ский трал держался устойчиво. Вертикальное раскрь&ие его до­ стигало около 6 метров, горизон­ тальное — свыше 20 метров. Рас­ порные траловые доски применя­ лись системы инженера Матросова. В ноябре 1956 года был изго­ товлен новый трал конструкции капитана Маклакова. Однако кон­ струкция его была совершенно ис­ кажена. Трал был изготовлен из пеньковой дели. Он не соответст­ вовал ни размерам, ни весу. И вот в совершенно искаженном ви­ де, не в таком, в каком он должен был быть и в каком испытывался на траулере «Ярославль», трал Маклакова был направлен на тра­ улер «Северное сияние» для эк­ спериментального лова сельди в Северной Атлантике. Для экспериментальных работ с тралом, созданным работниками ПИНРО и тралом конструкции Маклакова. была создана комис­ сия. Тов, Маклаков не участво­ вал в этой комиссии и даже че был поставлен в известность, что его трал видоизменен работника­ ми ПИНРО и должен испыты­ ваться, хотя Маклаков в это вре­ мя находился в порту. Как выяснилось из рассказов членов экипажа траулера «Север­ ное сияние», трал Маклакова спускался в воду за время плава­ ния всего четыре раза. Причем спускался он тогда, когда рыбо- искатель не давал показаний о на­ личии рыбы. Трал Маклакова резко отлича­ ется от грала конструкции сотруд­ ников ПИНРО. Он имеет прямо­ стенные крылья, которые дают ему большой горизонтальный рас- пор и создают поавильную форму его. А это, несомненно, сказы­ вается на увеличении добычи рыбы. Капитан тов. Маклаков совер­ шенно правильно считает, что его трал не испытан. Работники ПИНРО исказили конструкцию маклаковского трала, сделали его из несоответствующей, недоброка­ чественной дели. Трал же ПИПРО был сделан из капроновой дети, да и переделывался он за время плавания несколько раз, так как сотрудники института сами нахо­ дились в море во время испыта­ ний. Тов. Маклаков считает, что его разноглубинный трал пригоден для промысла и может дать непло­ хие результаты в работе. Он за­ конно требует распоряжения про­ вести испытание своего разноглу­ бинного трала для того, чтобы бы­ стрее внедрить его на промысле. Б. ЧЕРВОВ. Третьего июля мы пришли из очередного рейса. В этот же день траулер разгрузили и поставили к причалу на Абрам-мысе. Сво­ бодные от вахтенной службы мо­ ряки уехали в город. 5 июля к ра­ боте присгучила береговая брига­ да, и судовая вахтенная служба тоже ушла на отдых. Меня изве­ стили, что необходимо перереги­ стрировать пропуска. Я собрал семь удостоверений, составил список и отнес его заверить в от­ дел кадров. После этого иду в бю­ ро пропусков рыбного порта в на­ дежде получить ранее взятые у членов команды пропуска и пере­ регистрировать имеющиеся на ру­ ках. Но тут выяснилось, что на­ чальник бюро пропусков тов. Куз­ нецова не может представить, что такое «на судне береговая брига­ да». Узнав, что люди пришли с моря и сейчас отдыхают, она спокойно кивнула головой и ска­ зала: — А раз они на отдыхе, то пропуска им не нужны! Я, а также стоявший рядом со мной матрос тов. Гусак возмути­ лись. Ведь пропуск в рыбный порт нужен всегда. Но начальник бюро пропусков уже нас не слу­ шала и категорически заявила: — Или соберите 70 процентов пропусков и паспортов и сдайте на регистрацию или идите и от­ дыхайте. Когда придете на рабо­ ту, тогда соберите у всех сразу и сдайте. Но это невозможно, так как бу­ дучи уже на работе весь личный состав судна не сможет сдать паспорта. Они необходимы для других целей. На мое предложение взять спи­ сок личного состава, заверенный в отделе кадров, и в проходной на переезде регистрировать пропуска у приходящих с нашего судна, тов. Кузнецова не обратила вни­ мания. Надо покончить с излишней во­ локитой и бюрократизмом, кото­ рые еще есть при регистрации пропусков. А. ВАРАКИН. Третий помощник капитана среднего траулера № 221 . Упорядочить котельное хозяйство Всю прошлую зиму из цехов Нагорновского бондарного завода поступали бесконечные жалобы на недостаток пара. И в самом деле, обслуживание котельного хозяй­ ства на заводе поставлено из рук вон плохо. Неприглядную картину пред­ ставляет территория котельной. Вся она так захламлена, что доб­ раться до котельной — великий труд. Лаже сейчас в котельной имеют место перебои с подачей топлива, так как механизация по­ дачи не налажена. Имеющийся транспортер работает плохо, с большими перебоями. Особенно плохо обстояло прош­ лой зимой с хранением топлива. Оно складировалось беспорядочно. Мелкие древесные отходы разбра­ сывались, затем заносились боль­ шим слоем снега и по существу пропадали. И если к этому доба­ вить, что топливо часто было не качественным, а подъезды к ко­ тельной для его доставки исклю­ чительно плохие, то каждому бу­ дет ясно, почему в цехах ощущал­ ся недостаток пара. Урок прошлой зимы, кажется, должен был бы заставить инжене- ра-теплотехника тов. Климашова и дирекцию подумать о создании в течение летнего периода доста­ точного запаса дров, но до сих пор ничего не сделано. Пора так­ же решить вопрос о хранении то­ плива. Нужно немедленно убрать хлам, накопившийся на огромной территории котельной и очень опасный в противопожарном от­ ношении, особенно сейчас, в жар­ кую погоду. Должен быть постро­ ен склад или навес с полом для топлива, чтобы его не засыпало снегом, ибо мелкие древесные от­ ходы, засыпанные им, значитель­ но снижают свою калорийность. Не менее важный вопрос — ремонт котельной, в особенности самих котлов. Второй котел дал значительную просадку и находит­ ся в аварийном состоянии. Само­ му заводу его отремонтировать не под силу, а строительные ор­ ганизации, ссылаясь на загружен­ ность работами, отказываются произвести ремонт котла. Обра­ щались мы и в управление рыб­ ной промышленности Совнархоза, но помощи также пока что не по­ лучили. А зима не за горами. К ремонту котлов и котельной надо приступить немедленно. А. ОСОКО. Редактор заводской стенгазеты. Навести на кораблях образцовый порядок Третий помощник капитана траулера «Урал» Владислаі Быстро® много времени уделя*\ ет технической учебе и восш* тательной работе среди моря* ков своей вахты. В предоктябрьском соревно­ вании руководимая им вахта заняла на судне первое место. На снимке: Владислав БЫ­ СТРОВ в штурманской рубке. . Фото А. Тамарина, Передовой моторисѵг Хорошим специалистом зарекомендовал себя на траулере «Свердловск» моторист В. И. Смирнов. Он принимает самое активное участие в ремонте судовых механизмов. На снимке: моторист тов. Смирнов за работой, f Фото Е. Гаврилина. В последние годы траловый флот пополнился большим числом судов новейшей постройки. Осо­ бенное восхищение вызывают рефрижераторные траулеры типа «Пушкин». Они оснащены по последнему слову техники. Толь­ ко советский траловый флот об­ ладает таками кораблями, и не­ удивительно, что, когда они по­ явились на промысле, рыбаки других траулеров с восхищением смотрели на эти мощные краси­ вые, белоснежные, как чайки, океанские корабли. Но вот прошло несколько лет, и наши рефрижераторные трау­ леры перестали радовать глаз. Как правило, все они плохо окра­ шены, на бортах, палубных над­ стройках видны ржавые подтеки. Корабли запущены. Происходит это не потому, что экипажи наших судов не любят их, не борются за их честь. Возьмем к примеру рефрижера­ торный траулер «Свердловск». Его команда прилагает все силы к тому, чтобы сделать свой ко­ рабль передовым, образцовым. Мы добились первенства в пред­ октябрьском социалистическом со- 1чевновании коллективов рефри­ жераторных судов. Но посмотри­ те на внешний вид корабля, ког­ да он последний раз вернулся в порт с полным грузом. Мне, как боцману этого траулера, груст­ но и стыдно смотреть на свой любимый корабль. А все это происходит потому, что отдел снабжения тралового флота (начальник тов. Лебедев) не обеспечивает моряков необхо­ димыми покрасочными материа­ лами и инструментами. Как пра­ вило, заявки, которые мы даем в отдел снабжения, удовлетворяют­ ся всего лишь на 25 процентов. В результате этого нет никакой возможности содержать траулер r порядке. Не только иокрасочными мате­ риалами, но и другими предме­ тами, необходимыми в повседнев­ ном обиходе моряков, нас снаб­ жают неудовлетворительно. По норме нам положено на каждого матроса два рыборазделочных но­ жа на один год; каждый рыбооб­ работчик должен получать раз в год нарукавники и передник. Но все это поступает к нам такого низкого качества, что очень бы­ стро изнашивается. Отдел снабжения совершенно Благодарю за заботу 27 лет проработала я на Мурманском рыбокомбинате, а в мае 1957 года ушла на пен­ сию. В тот день, когда я уходила на отдых, коллектив консервно­ го завода рыбокомбината уст­ роил мне теплые проводы. Ди­ рекция, товарищи по работе преподнесли подарки, пожелали хорошего отдыха. В июне заводской комитет профсоюза выдал мне бесплат­ ную путевку в дом отдыха в Зеленогорск. Там я хорошо от­ дохнула, участвовала в экскур­ сиях. Видела и шалаш в Разли­ ве, где скрывался от врагов ре­ волюции в свое время В. И, Ленин. Глубокую благодарность вы­ ношу я коллективу консервщи­ ков, который так тепло прово­ дил меня на отдых. Также горя­ чо благодарю Коммунистиче­ скую партию и Советское пра­ вительство за их заботу о ста­ рых производственниках. X. КОРЕХОВА. Пенсионерка. не заботится о нуждах моряков. Только этим можно объяснить тот недопустимый факт, что эки­ пажам рефрижераторных кораб­ лей, разгружающихся в торговом порту, не представляются авто­ машины для доставки в рыбный порт нуждающейся в ремонте обуви и различного снаряжения* Уже сейчас нужно думать о том, чтобы обеспечить корабли типа «Пушкин» необходимым ко­ личеством чехлов для укрытия в зимнее время многочисленных механизмов. Кроме того, давно назрел во­ прос о необходимости повысить роль боцмана на кораблях. В частности, в настоящее время на рефрижераторных траулерах п» оплате за рыбопродукцию боцман приравнен к матросу II класса. Этот вопрос неоднократно ставил­ ся перед Министерством рыбной промышленности СССР, но не был решен положительно. Сейчас Мурманскому Совнархозу необхо­ димо вновь вернуться к этому вопросу. На рыболовных траулерах дол­ жен быть наведен образцовый порядок. А. ДЕГТЕВ. Боцман траулера «Свердловск». РЫБНЫЙ МУРМАН № 87 23 июля 1957 г. 3 стр .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz