Рыбный Мурман. 1957 г. Июль.
П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь На повестке дня— вопрос о подготовке к зиме Коммунисты Нагорновекого I Нуждина отметила низкое каче- бондарного завода на своем собра- ство работ, производимых в жн- нии обсудили доклад главного лых домах стройгруппой завода, инженера завода тов. Коноплева возглавляемой тов. Рудаковым, о ходе подготовки предприятия Жилиіцно - коммунальному от- к работе в зимних условиях. До- делу, говорили коммунисты, кладчик и выступившие в^ пре- предстоит еще немало работы по ниях раскрыли довольно безот- подготовке к зиме: надо кагіи- радную картину. План капиталь- тально отремонтировать отоии- ного ремонта выполнен в первом тельную сеть в детяслях, в двух полугодии только на 80 процен- домах отеплить паропроводные тов. Из намеченных 135 меро- трубы, отремонтировать крыши. ( приятии по подготовке к зиме Строительная группа имела и фактически осуществлено лишь имеет все возможности в срок 26. в выполнять капитальные и теку- Для обеспечения нормальной щИе ремонтные работы. Но этих работы цехов очень важно, чтобы возможностей стройгруппа не ис- паросиловое хозяйство находи- пользовала, лось в хорошем состоянии. Одна- Трудовая дисциплина среди ко к ремонту котельной еще не 1 ремонхных рабочих сильно рае- пристунили, второй котел непри- шаталась Рабочий день начина- годен к эксплуатации. Очень Ртся с получасовым опозданием, медленно ремонтируются иаро- заканчивается тоже на полчаса проводы. раньше. Много случаев пьянства. ь'пярИК Рас?Р°ечного ^ еха* Здесь стали традицией прогулы член КПСС тов. Федотов указал, I после получки по 3— 4 дня. Пло- _ и _ _’ хо также организован труд. Шту- важнеишего на заводе, находится | каТуры^ например, часто про стаивают из-за несвоевременного подвоза песка и других материа лов. Повинен в этом, в первую далее тов. Федотов, часто забы-1 очеРеДь» начальник стройгруппы вают о создании необходимых у с - І 108, РіДаков« который ослаоил ловий для рабочих. В раскроеч-1Рі квводетво, не проявляет требо- ном цехе, например, недавно пе- стельности, не контролирует реложили печи так, что рабочий качество^ раоог. теперь не имеет возможности по-1 Партийное собрание решитель- лучить кипяченую воду или про -1 но потребовало от и. о. директора сушить свою спецодежду. завода тов. Медведева, главного Как докладчик, так и высту- инженера тов. Коноплева и ру- пающие много говорили, что I ководителя стройгруппы тов. крайне медленно и плохо ведется Рудакова немедленно устранить ремонт жилого фонда предприя- имеющиеся недостатки в ходе под- тия. Из пяти домов, предназна-1 готовки к зиме и все ремонтные ченных к капитальному ремонту, I работы выполнить в срок. Ком- работы производятся в четырех. I мунисты для ускорения работ ре- Из них два должны быть сданы [комендовали дирекции завода в эксплуатацию еще две недели Iшире использовать инициативу назад, в третьем все еще ведут- 1 рабочих цехов. Такие работы, ся надолго затянувшиеся маляр- (как ремонт бетонированных по- ные работы, в четвертом — не I лов в картонажном цехе, в мойке смонтирована электроосветитель- и т. п. вполне могут выполнить ная сеть. бондари или же рабочие этих же Эту работу можно было бы за- цехов. Одновременно собрание кончить давно, но вся беда в I обратилось к управлению рыбной том, что старую электропровод -1 промышленности с просьбой ку частью уничтожили рабочие обеспечить завод необходимым стройгруппы, а другую часть | количеством извести сухой шту- электромонтеры использовали для катурки, шифера, электрошнура внутризаводских целей, надеясь и газовых труб, ибо отсутствие на присылку нового электро- этих материалов ставит под уг- Трехлетие первой в мире в столь ветхом состоянии, что грозит развалиться, однако там пока что весь ремонт ограничил ся перестилкой полов. При ремонте цехов, говорит шнура. Начальник жилищно-комму нального отдела коммунист тов. розу срыва все ремонтные ра боты. А. ЖИРЯКОВ. Исполнилось три года со дня пуска первой в мире атомной электростанции. Вот уже в течение трех лет она дает промышленный ток в энергетическое кольцо страны. Вокруг первенца атом ной энергии вырос новый благоустроенный город Об нинск, раскинувший своя красивые прямые улицы сре ди вековых сосновых лесов Калужской области. Со всех концов страны и всего мира сюда приезжают тысячи экс курсантов, чтобы увидеть здесь, какими путями совет ские ученые, инженеры и ра бочие заставили внутриядер ную энергию служить на благо человека. Три года работы станция показали надежность и без укоризненность всех ее уз лов, спроектированных со ветскими учеными и сделан ных руками советских рабо чих на отечественных заво дах. Она становится теперь школой и лабораторией для строителей новых атомных энергетических гигантов, ко торые сооружают советские люди, выполняя директивы XX съезда Коммунистиче ской партии. Для этих гиган тов здесь готовятся кадры эксплуатационников, им вы- сококвалифициров а н н ы й коллектив станции охотно и предупредительно передает свой богатый опыт. Да и не только им. В Обнинске про ходят подготовку специали сты ряда зарубежных стран и. в частности, братского Китая. На еншеке: насосный узел атомной электростанции. Контроль за уровнями воды в компенсаторах регулирует ся автоматическими прибо рами. Фото В. Савостьянова и М. Редькина. ПОДГОТОВКА ШКОЛ К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ ТраловЬій ф л о т —школе Большую помощь средней школе № 4 в деле внедрения политехнизации оказывает шеф ее — траловый флот. Два то карных станка для слесарных мастерских и необходимый для них инструмент и материалы, верстак для столярной мастер ской, узлы автомобиля для ка бинета автодела, приборы, фо тоаппараты, лыжи, ядра, брусья и многое другое обору дование для школьных кабине тов и лабораторий дарят школь никам шефы. Помогает трало вый флот также и в оснащении кабинета машиноведения. Успешно ведутся шефствую щим предприятием и ремонт ные работы. Маляры бригады тов. Борзихина, работающие на окраске здания, выполняют свои нормы выработки на 150 —170 процентов; Почти вдвое перевыполняют свой план плот ники тт. Молотилов и Стродов. Ремонт школы пошел бы еще быстрее, если бы объект был обеспечен строительными ма териалами. Задерживает его. в частности, отсутствие извести и некоторых красок. Другой не достаток — слабый контроль за ремонтными работами со стороны прораба тов. Халангот. По его вине серьезно затягив" ются санитарно-технические ра боты. Новым строительным объек том в школе является гараж для автомашин. Планировку его произвели ученики 8—9 классов, а строят шефы. Ра бочие береговых предприятий воздвигают гараж для учебных автомашин в нерабочее время. Жаль только, что этой стройке не уделяет нужного внимания прораб тов. Азаров. Только этим можно объяснить то. что строительство гаража ведется вяло, кадры рабочих часто сме няются и план строительства выполнен только на 20—25 процентов, а ведь до начала учебного года осталось не много. А. КИСЕЛЕВ. И. о. директора школы № 4. Заботливый шеф По-отечески заботится о пя той семилетней школе гор. Мурманска ее шеф — управ ление рыбного порта (началь ник тов. Тисленко). Большие работы шефом проделаны по ремонту школьного здания: по крашены панели, крыша, за бор, окна и парты, побелены по толки, исправлена водопровод ная и канализационная сеть, электропроводка, забетониро вано парадное крыльцо. Хорошо потрудились на ре монте школы маляры тт. Алек сандрова, Быкова, Остапова. Суслова. Это и понятно. Ведь они хотят, чтобы их дети учи лись в красивой, хорошо отре монтированной школе. Позаботились портовики и о том, чтобы детям в школе бы ло тепло. Топливо завезено на весь отопительный сезон. Но особым предметом забо ты шефов является обеспече ние школьных кабинетов и ма стерских оборудованием, необ ходимым для проведения ла бораторных работ, для осу ществления политехнического обучения. Еще два года назад рыбный порт создал для школь ников мастерские, обеспечил их нужными инструментами, при борами. С тех пор мастерские постоянно пополняются новым оборудованием. В этом году ше фы подарили школьникам но вый, не бывший в употребле нии сверлильный станок. Комсомольцы рыбного порта хотят создать школьникам хо рошие условия для отдыха щ спорта. Они решили до начала нового учебного года своими силами оборудовать пришколь ную спортивную площадку. Л. ГАЛАНИНА. И. о. директор.! семв- летней школы № 5. Для своих детей Нагорновская школа полно стью готова к приему детей в новом учебном году. Здание школы хорошо отремонтирова но. Выбеленные стены класс ных комнат и коридоров свер кают белизной. Блестят пане ли, покрытые масляной кра ской. Все отделочные и маляр ные работы выполнены безуп речно. Так позаботился о школе шеф ее — Нагорновский бон дарный завод. Как только за кончились в школе занятия, ди рекция завода немедленно на правила туда строительную группу. И строители потруди лись для своих детей на славу. Позаботился завод и об осна щении школы Совершенной электроаппаратурой и другим оборудованием для практиче ских занятий школьников. Око ло школьного здания возво дится гараж для учебной авто машины. Для завершения его строительства недостает толь ко шифера. А. ИЛЬИН. Наш родной край (Обзор литературы о Польском полуострове) 1 . Летописи, договорные грамо ты русских князей с иностран цами. записи путешественников, произведения народного твор чества. сохранившиеся до на ших дней, свидетельствуют о том, что Мурман — исконно русская земля. Еще в XI веке начинается заселение новго родцами этого дикого края. А с XIII века тут уже идет ожив ленная торговля рыбой, пушни ной, охотничьими припасами, тканями, металлическими изде лиями. И все же на протяжении мно гих столетий этот край пред ставлял собой темный угол, за брошенную окраину царской России. Богатства недр полу острова оставались неразгадан ными и не использовались. При митивным был рыбный промы сел, а жизнь промысловых лю дей исключительно тяжелой. Даже царский историк Случев- ский, написавший в конце прош лого столетия книгу «По Севе ру России», не мог скрыть ужасной нищеты, жестокой эк сплуатации народа. «В начале марта,—пишет он, задолго до того, пока прилетает РЫБНЫЙ МУРМАН 2 стр, 20 июля 1957 г. № 86 в Соловки первая чайка, когдаf еще вполне сильны мартовские' морозы в Петербурге... по бе лым саванам нашего Севера, по мерзлым тундрам и озерам, не имеющим дорог, пользуясь для ночлега редким лопарским чу мом или простым навесом на бревешках, воткнутых неизвест ным добрым человеком, тянут ся из волостей Архангельской и ближней Олонецкой губерний к поморью промысловые люди, так называемые «покручники». Где пешком, где на оленях, до вольствуясь в качестве пищи почти исключительно тронутою гниением треской, двигаются эти темные люди, не имеющие полей, к Великому Ледовитому океану. Для любителя мрач ных красок было бы где разой тись при описании этого стихий ного движения покручников по белому савану, сквозь длинные, длинные ночи, в свете поляр ных сияний, по еле видным, по стоянно заносимым буранами тропочкам». Автор книги говорит о том, что труд бедных людей куп лен хозяевами вперед, они в долгу и «идут на отработку». И так из года в год. Случевский описывает, что представляли разбросанные по побережью Баренцева и Белого морей станы, становища, куда приходили на сезон законтрак тованные на ярмарках люди. «Так называемые «станови ща», жилья, рассеянные по Мурману. принадлежащие тому или другому хозяину, к кото рым покручники приходят пос ле описанного пути и где живут летом на берегу, между одним уловом и другим, это настоя щие гноилища: нары узки, ста ры, грязны; десятки людей ды шат тут воздухом каких-нибудь двадцати кубических саженей, а цынга. скорбут и горячки с в е л и себе гнезда самого вопию щего характера», — пишет он. В. И. Ленин в книге «Разви тие капитализма в России» ука зывает. что «покрут» является жестокой формой эксплуата ции. «освященной веками». В книгах «Наблюдения вра ча» Гулевича, «Сборник мате риалов по истории Кольского полуострова в XVI—XVII ве ках», «Описание Колы и Ас трахани» академика Озерецков- ского, «Страна холода» Неми ровича-Данченко, «Русский Се вер» Энгельгарда. «В стране холода» Шилинского, «Мурман ская железная дорога», вышед ших до Великой Октябрьской революции, в той или иной сте пени запечатлены мрачные вре мена прошлого Кольского полу острова. О Мурмане написано немало книг. Но можно с полной уве ренностью сказать, что до та лантливого советского писателя Михаила Пришвина никто так не понял, не почувствовал не обычную. изумительную красо ту Заполярья. Никто до Приш вина не рассказывал о людях Кольского полуострова с такой правдивостью, поэтичностью, романтической проникновен ностью. Он пишет, что тот. кто хоть раз побывал на Севере, тот навсегда очаруется своеоб разной величественной красо той этого сурового и, на первый взгляд, неприветливого края. В нескольких словах дает Пришвин яркую картину. Тон ким художественным чутьем угадывает талантливый писа тель. в чем состоит прелесть Севера, его природы. Он пишет: «То, что на юге у художни ков называется тоном, на севе ре раскладывается на десять и больше тонов, и от этого цвета нежнее и тоньше, а вместе с тем. конечно, и тени, и облака, и воды, н горы — все вокруг на севере нежнее и тоньше, боль ше интимного человеческого на чала. чем природного, больше радости, связанной с трудом че ловека, чем радости — счастья, получаемого на юге даром». Первый раз Михаил Приш вин побывал на Севере за де сять лет до Великой Октябрь ской социалистической револю ции. Тогда на месте нынешнего Мурманска были одни камени стые пахты и топь мшистых, не проходимых болот. Молодого Пришвина не испугала тогда эта суровая русская сторона. Литературное мастерство его проявилось в первой же книге «В краю непуганых птиц», на писанной после первого путе шествия на Север. Михаила Пришвина восхити ли простота, гостеприимство трудолюбивых здешних людей, как и он, «поэтов в душе». «Хо роший, приемистый народ». — тепло говорит о северянах При швин. Тема творческого труда рус ских людей, преобразующих и покоряющих суровую природу Заполярья, стала основной те мой писателя. В своем замеча тельном произведении «За вол шебным колобком» Михаил Пришвин, не скрывая порази тельной отсталости на север ных промыслах зверя и рыбы, дает красочные каргины муже ства охотников и рыбаков-помо- ров. В Белом море охотников нередко на льдинах уносило в открытый океан. Только слу чайность могла тогда спасти их от гибели. Надо подчеркнуть, что и до революции, когда царило неве жество, тупоумие местных на чальников, не желающих при слушиваться к голосу передо вых людей, северяне совершили немало подвигов по освоению Севера, его богатств. Они про славили наш народ. А. ВОЛГИН. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz