Рыбный Мурман. 1957 г. Июль.

ЗА ЧЕТКУЮИБЕСПЕРЕБОЙНУЮРАБОТУ СУДОВЫХ МАШИННМЕХАНИЗМОВ! ■ft; Катионитовые установки—на суда Одним из главных недостат­ ков огнетрубных и комбиниро­ ванных котлов, установленных на паровых траулерах нашего флота, является высокая чувст­ вительность их к тепловым на­ пряжениям и к осадкам котло­ вой воды. В таких котлах, яв­ ляющихся своего рода испари­ телями, скапливаются посторон­ ние примеси в воде, нераствори­ мые соли магния и кальция и химикали от применения внут- рикотловой обработки котель­ ной воды антинакипиннымн средствами. Такая чувствительность объ­ ясняется сложной конструкци­ ей, требующей наличия внутри котла плоских' стенок, связей, распорок, потолочных балок и пучков труб. Если тепловые напряжения в них уже довольно значительны при растопке до 2000 кг/см2 у комбинированных котлов «Гоу- ден-Джонсон», то они резко уве­ личиваются в результате ухуд­ шения теплоотвода из-за загряз­ нения нагревательных поверхно­ стей шламомасляным пористым налетом, слой которого толщи­ ной в 0,2 миллиметра ухудшает теплопроводность чистой стенки металла с такой же эффектив­ ностью, как и слой накипи тол­ щиной в 6 миллиметров — в 10—12 раз. Анализ массовых проседаний топок комбинированных котлов системы «Гоуден-Джонсон», установленных на судах типа «Рига», свидетельствует о том. что основной причиной их яв­ ляется загрязнение нагреватель­ ных поверхностей котлов имен­ но таким пористым шламома­ сляным налетом толщиной от 1 до 2-х миллиметров, а в от­ дельных случаях до 5 мм. Теплоизолирующий слой, со­ зданный этим налетом, приво­ дит к загрязнению трубок па­ роперегревателей и их пережо­ гу; к ухудшению теплообмена между стенками дымогарных трубок котла, влекущему за со­ бой форсировку котла, и к ухуд­ шению теплопередачи между стенкой топок, что, вместе с форсировкой котла и интенси­ фикацией горения угля у стен­ ки топки, вызывает явление ползучести металла топок в зо­ не максимальных тепловых на­ грузок топочного пространства, сопровождающееся общей пла­ стической деформацией жаро­ вых труб. За 4 года эксплуатации на 44-х траулерах типа «Рига» имелись случаи проседаний то­ пок. Аналогичные аварии имеют место и на других траулерах. Известно также, что внутри- котловая обработка котельной воды антинакипннными средст­ вами (антидепон) полностью не предохраняет котлы от обра­ зования накипи, не уменьшает ни общего количества шлама в котле, ни концентрации раство­ ренных в воде солей. В это же самое время находящийся в антидепоне тринатрийфосфат делает шлам пористым, склон­ ным к восприятию выделяющей­ ся в котловой воде углекисло­ ты и кислорода, частички кото­ рого коррозируют котельное же­ лезо. Если учесть к тому же, что технический прогресс идет по пути увеличения давления пара в котлах и перегрева пара вы­ ше 4 0 0 градусов (в котлах « Г о у ­ д ен - Джонсон» температура пе­ регретого пара равна 4 5 0 гра­ дусам). при которых влияние шлама проявляется особенно резко, — то станет понятным, что способ внутрикотловой об­ работки воды в современных условиях становится неприем­ лемым. В связи с этим в настоящее время широко применяются ме­ тоды внекотловой обработки ко­ тельной воды. Один из них — катионный обмен, нашедший широкое распространение в стационарных установках, все более начинает применяться на иностранных судах, в речном и морском флотах СССР. Так, в навигацию 1954 года только в пароходствах Сибири эксплуатировалось более 100 катионитовых установок. В 1 9 5 5 году на пароходе «Си­ ваш» была смонтирована экспе­ риментальная катионнтовая установка, разработанная на­ чальником теплотехнической ла­ боратории Балтийского госмор- пароходетва Я. С. Пененжиком. показавшая хороший результат работы. Суть катионного обмена за­ ключается в фильтрации сырой питательной воды и части ко­ тельной воды через слой катио- нитового материала (сульфо- уголь), обладающего свойством обменивать свои ионы натрия на ионы кальция и магния. При пропускании через слой катио­ нита воды, содержащей соли магния и кальция, последние р ы и з г о т о в л я ю т с я ИЗ ЛИСТОВОЙ і с т а л и , с в а р н ы е . Установка проста в обслужи­ вании, компактна и экономична. Применение ее увеличивает срок между котлочистками до 5—6 тысяч часов работы котла. Это позволяет резко сократить навигационные простои судов и освобождает эксплуатационни­ ков от необходимости очистки котла от накипи. Уменьшается расход на антидепон, топливо и простои судов в котлочистках. Фильтрующий материал (сульфоуголь) практически не требует замены, так как реге­ нерируется: годовой износ со­ ставляет 12—15 процентов. Главное же преимущество ка- тионитовой установки в том. что она освобождает котловую воду 'і Ремонтируем своими силами Экипаж рефрижераторного траулера «Добролю­ бов» с первых дней этого года активно включился в со­ циалистическое соревнование в честь 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Вместе со всем экипажем корабля активное участие в предоктябрьском социалистическом соревновании при­ нимает машинная команда. Траулер «Добролюбов», так же как и другие суда этого типа, оснащен Новейшей техникой. Многие механизмы, как. например, траловая лебедка, филейная машина, многочисленные транспортер­ ные линии и др., приводятся в действие электричеством. Специалисты, обслуживающие судовое энергохозяйство, отлично справляются со своими обязанностями. Особен­ но хорошо трудится электрик Юрий Коламбет. Он вни­ мательно следит за электрооборудованием, обеспечивает бесперебойную работу механизмов. На снимке: Ю. КОЛАМБЕТ на вахте. Фото А. Тамарина. ( вступают во взаимодействие с катионитом. То же самое происходит с со­ лями магния — ионы магния замещаются ионами натрия. Вместо вредных солей маг­ ния и кальция в котловой воде образуются соли натрия. Пропускание через катионит воды, содержащей соли кальция и магния, можно продолжать до тех пор, пока в катионите имеется незамещенный натрий. Когда весь натрий замещен маг­ нием и кальцием, катионит вос­ станавливают. Для этого его промывают 8—10-процентным раствором поваренной соли. Хлористый кальций, хлористый магний и другие примеси, за­ грязняющие катионит, удаляют­ ся при этом за борт вместе с промывающей водой. Катионнтовая установка про­ изводительностью 2 тонны в час состоит из фильтра механи­ ческой очистки, катионитового фильтра и солерастворителя, со­ единенных трубопроводами и арматурой. В фильтре механической очи­ стки, в котором уложена дре- нажная система со слоями гра­ вия и кварцевого песка, вода из балластных отсеков очищается от взвешенных частиц (цемент, ржавчина, песок, ил и другие). Катионитовый фильтр представ­ ляет собой цилиндр со сфери­ ческими днищами, нижнее дни­ ще фильтра залито бетоном, и на него в горизонтальном поло­ жении укладывают дренажную систему со щелевыми клапана­ ми. Для загрузки сульфоугля устраивается специальный люк. В солерастворителе производит­ ся приготовление раствора со­ ли. необходимого для регенера­ ции сульфоугля. Все эти фильт­ от всех примесей, солей каль­ ция и магния, антидепонного шлама, агрессивного действия антидепона на котловую сталь. Все это дает возможность попа­ дающему в котел маслу как в свободном, так и в эмульсион­ ном состоянии всплывать квер­ ху; откуда его легко удалить верхним продуванием, а не осаждаться на нагревательных поверхностях котла. Нет никакого сомнения в том. что оборудование паровых трау­ леров катионитовыми установ­ ками полностью исключит ава­ рии паровых котлов всех си­ стем. связанныё с просадками топок. К сожалению, до сего време­ ни руководители Мурманской судоверфи (тт. Иванов, Доможи- ров) безответственно относятся к внедрению новой техники на судах тралового флота, к изго­ товлению экспериментального комплекта катнонитовой уста­ новки для траулеров типа «Ри­ га». К выполнению нашего за­ каза, сданного со всеми черте­ жами еще 22-го февраля с. г., судоверфь пока не приступила, хотя было указание начальника главфлота тов. Дуракова вы­ полнить его во втором квартале и телеграфное распоряжение начальника Главморпрома тов. Михайлова о выполнении зака­ за в кратчайший срок. Надеемся, что председатель Мурманского Совнархоза тов. Сухорученко поймет особую важность осуществления этого мероприятия и обяжет судо­ верфь выполнять наш заказ не­ медленно. В. СКУПСКИЯ. Механнк-иаставынк 2-го отряда. Наш траулер «Микоян» был спущен на воду почти тридцать лет тому назад. Естественно, что от долгой эксплуатации машина и механизмы сильно износились и сейчас зачастую выходят из с то я . Поломки и неполадки в машинной части бывают самые разнообоаз- ные и требуют ремонта или же починки, которую можно провести самим. Как бы то ни было, но каж­ дая неисправность машины или механизмов явление очень непон­ ятное и иногда, как это было в прошлом году, приводит к про­ стоям судна и, следовательно, к пролову. Нынче, готовясь к встрече 40-й годовщины Великого Октября, мы взяли обязательство — содержать машину и механизмы в хорошем техническом состоянии и добиться того, чтобы судно не простаивало по вине машинной команды. В со­ циалистическом обязательстве бы­ ло также указано — сделать в те­ чение 1957 года две безремонт­ ных стоянки и своими силами про­ извести ремонтные работы общим объемом в 2000 часов. Прошло уже шесть месяцев и. надо сказать, мы добились ощути­ мых успехов. За все прошедшие рейсы траулер ни разу не простаи­ вал на промысле из-за неисправ­ ности машин. Что касается без­ ремонтных стоянок, то их мы про­ вели за полугодие не одну, а две — в марте и мае. Кроме того, ма­ шинная команда отработала на ре­ монте механизмов уже более 1000 часов. Как же мы добились этого? Когда находимся в море, то ис­ пользуем каждую стоянку судна, которая происходит из-за починки трала, промера ваеров, перехода с трала на трал. В эти имеющиеся в нашем распоряжении часы или минуты члены машинной команды делают профилактический осмотр и производят мелкий ремонт. В последнем рейсе, например, за время стоянок вторым механи­ ком траулера тов. Рыжовым были вскрыты рамовый и мотылевый подшипники цилиндра высокого давления. Проводя мелкий ремонт в море, мы, тем самым, сокращаем объем работ в порту и меньше обращаем­ ся за помощью на завод междурей­ сового ремонта траулеров. По при­ ходу в порт у нас остается также больше времени на проведение ос­ новных ремонтных работ. Очень показательной является прошлая стоянка. Тогда второго механика у нас не было: его певе- вели на другое судно. Несмотря на это, машинист тов. Руткевич и машинист рыбомучной установки тов. Гонджа сравнительно за ко­ роткий срок проделали такую сложную работу, как переборка металлической набивки цилиндров высокого и среднего давления главной машины. Помимо этого, тт. Руткевич и Гонджа заменили поршневые кольца , перебрали го­ ловной подшипник цилиндра вы­ сокого давления, проделали дру­ гие работы. В результате, судно было под­ готовлено и ушло на промысел в срок. Этого, безусловно, не было бы, если бы весь мелкий ремонт не провели в море, а отложили до прихода в порт. Относительно проведения ре­ монта при стоянке в порту можно сказать лишь то, что у вас заве­ дено правило — дело доводить до конца. Поэтому ремонтные работы мы проводим иногда и в то время, когда на судно заступает берего­ вая бригада. Тщательная подго­ товка к рейсу, по сути дела, и спасает нас от «происшествий» и простоев в море. Не знаю, как сложится обстановка в предстоя­ щем рейсе, во пока особого беспо­ койства нет. Проверка показала, что машины и механизмы находят­ ся в хорошем техническом состоя­ нии и могут выдержать большую нагрузку. Я говорю в «хорошем» потому, что некоторые из них, как, напри­ мер, котлы, могли бы содержаться в более лучшем, отличном, так сказать, состоянии. Трудно ска­ зать, достигнем ли мы того, чтобы все машины работали безотказно. Заверю только в том, что социали­ стические обязательства, которые мы взяли в честь достойной встре­ чи 40-й годовщины Великого Ок­ тября мы не только выполним, но и перевыполним. Ф. БОГДАНОВ. Старшвй иеханяк трау­ лера «М иом» . Подарок новатора Как и все моряки траулера «Карп», электромеханик тов. Чо- уров готовится достойно отметить сорокалетие Великой Октябрь­ ской социалистической револю­ ции. Он не только хорошо справ­ ляется со своими обязанностями, отлично обслуживает вверенные ему механизмы, но и занимает­ ся рационализацией. Недавно тов. Чоуров смонтиро­ вал новую схему работы генера­ тора. Внедрение в жизнь пред­ ложения новатора намного облег­ чает работу судоводителей и чле­ нов палубной команды. Новая схема работы генерато­ ра позволяет увеличить его обо­ роты. Это в значительной мере облегчает спуск трала. Дело в том, что при старой системе травление ваеров производится при менее низких оборотах электролебедки. А это создает большие трудности, особенно при работе корабля в группе других судов. Чтобы вытравить ваера на заданный курс, при старой схе­ ме было необходимо начинать травление ваеров до 90 градусов в сторону от курса. Иначе созда­ валась опасность попадания вае- ра под лопасть винта. Кроме того, при травлении ваеров приходи­ лось делать большую циркуля­ цию в их сторону. При предложенной тов. Чоуро- вым схеме работа траловой ле­ бедки значительно улучшилась, скорость травления ваеров уве­ личилась. В результате мы те­ перь при каждом спуске трала выигрываем 5— 6 минут про­ мыслового времена. Новатор нашего корабля сде­ лал хороший подирок Родине. Ес­ ли эта схема будет применена на всех судах типа «Пионер», то будет получен большой экономи­ ческий эффект. Корабли нашей группы смогут добыть большее количество рыбы дополнительно к плану. Д. ЛУЗИН Первый воиощннк капн тана траулера «Каро». РЫБНЫЙ МУРМАН № 84 16 июля 1957 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz