Рыбный Мурман. 1957 г. Июль.

Б о евая друЖба Каждый год с большим волне* нлем и радостью отмечает День Военно-Морского Флота Союза ОСР коллектив Мурманской су­ доверфи. Да и как же не волноваться! Ведь у большинства работах, ма­ стеров, инженеров и техников с Военно-Морским Флотом связано немало воспоминаний. Всю Вели­ кую Отечественную войну кол­ лектив верфи был связан креп­ кой дружбой с моряками Северно­ го Военно-Морского Флота, помо­ гал им добиваться победы над ко­ варным врагом. Трудно приходилось судоре­ монтникам верфи. Трудности за­ ключались в том, что многие ра­ бочие, инженеры и техники ушли на фронт. Людей не хвата­ ло, но ремонт боевых кораблей не должен был задерживаться. И поэтому рабочие, мастера, инже­ неры зачастую сутками остава­ лись в цехах, выполняя заказы флота. Подводные лодки, эсминцы, сторожевики, торпедные катера иногда возвращались из боевых походов с серьезными поврежде­ ниями. И судоремонтники счита­ ли делом своей рабочей чести ввести боевые корабли быстрее в строй. Командиры прославленных подводных лодок Герои Советско­ го Союза тт. Лунин, Гаджиев, Фисанович не раз бывали в це­ хах судоверфи и высоко оценива­ ли мастерство судоремонтников, их быструю работу. За короткий срок наш коллек­ тив вооружил .боевой техникой и промысловые корабли тралового флота, чтобы моряки могли от­ бивать воздушных и подводных пиратов, спокойнее добывать ры­ бу для фронтовиков и работников тыла. Фашистские воздушные пира­ ты не давали нам спокойно ра­ ботать. На территорию верфи за время войны было сброшено бо­ лее 250 фугасных бомб, причи­ нивших немалые повреждения производственным помещениям. На трудовом посту погибло и бы­ ло ранено около 50 работников верфи. Но ничто не останавливало наших людей. Рука об руку с военными моряками мы тушили пожары, устраняли повреждения в цехах. Работа продолжалась с еще большим напряжением. Ко­ рабли быстро уходили в боевые походы, морская пехота получала верфи минометы и другое воо­ ружение. Высокую трудовую доблесть на ремонте кораблей Северного фло­ та, крепкую боевую дружбу с военными моряками проявили слесари тт. Федосеев, Пимеаов, Гусаров, Харламов, Бачин, Жем­ чугов, Елисеев, Клещев, плазо- вый разметчик тов. Попутников, электромонтер тов. Бачин, брига­ дир слесарей тов. Изгорев и мно­ гие другие. Не раз командование Северно­ го флота выносило благодарности коллективу верфи. Большая группа работников нашего пред­ приятия за помощь Военно- Мор- Новые теплоходы Азербайджанская ССР. Бакинский судостроитель­ ный завод имени Вано Сту- £ руа начал выпуск морских теплоходов . буксировщиков. Два из них уже спущены на воду. На снимке: спущенные на воду морские теплоходы-бук­ сировщики «Бора» (справа) | и «Смерч». Фото Ф. Шевцова. Фотохроника ТАСС. Бывший североморец—передовой производственник 13 лет провел на кораблях Се- верного Военно-Морского Флота скону Флоту в годы Великои Виктор Федорович Евдокимов. За Отечественной воины была на-1 безупречную службу и участие в граждена орденами и медалями I Великой Отечественной войне Советского Союза- Среди них тт. лейтенант Евдокимов получил Шаматрин, Трифанов, Баев, Фе- несколько правительственных наград. В прошлом году Евдокимов ушел в запас. Не желая бросать досеев, Фомин, Костин и многие другие. За достигнутые успехи в ре­ монте боевых кораблей коллек­ тиву верфи вручено на вечное хранение Красное Знамя Государ­ ственного комитета обороны. Так крепла и закалялась на­ ша боевая дружба с моряками- еевероморцами. На славных бое­ вых традициях Великой О т е ч е с т - 1^ и . ^ ч т о ^ накануне и вздень венной войны сейчас воспиты- морскую профессию, он поступил работать в Мурманский рыбный порт. Сейчас тов. Евдокимов пла­ вает старшим помощником капи­ тана буксирного парохода «Ком­ мунар». И здесь бывший североморец показывает образцы дисциплини­ рованности и отличного знания своего дела. Соревнование моделистов В нашем городе уже стало тра- ваются молодые судоремонтники. И. ЛАМКИН. Председатель заводского комитета профсоюзов су­ доверфи. РАДОСТНЫЙ ДЕНЬ Завтра — День Военно-Мор­ ского Флота СССР. Советские лю­ ди, особенно те. кому довелось служить во флоте, радостно от­ мечают этот всенародный празд­ ник. После демобилизации из со­ става Черноморского флота я приехал в Мурманск и стал рабо­ тать на рефрижераторном трау- Военно-Морского Флота СССР проходят соревнования модели­ стов, занимающихся в военно- морском клубе. На днях, в районе Жилстроя, у небольшого озера было особенно многолюдно. Здесь демонстрировали свое умение и мастерство десятки юных и взрослых моделистов. Среди них было немало и работников рыб­ ной промышленности нашего го­ рода. Зрители с интересом наблюда­ ли, как гладкую поверхность лере «Пушкин». Там трудилось много бывших военных моряков, которые на всю жизнь полюбили море, связали с ним свою судьбу. 1озера бороздили самоходные мо- Как правило, они показывают дели различных кораблей, ими пример в социалистическом I восхищались и дети и взрослые. труде. В. БУБНОВ. Матрос береговой брига­ ды тралового флота. 20 моделистов-умельцев вы­ ставили здесь самоходные, парус­ ные и настольные модели. Высо­ кую оценку комиссии получила модель линкора (класс боевых кораблей), очень тонко и краси­ во изготовленную учеником мо­ дельщика судоверфи Викторам Спичкиным. Всеобщее одобрение вызвала модель транспортн >го судна (класс кораблей торгового флота), выполненная учеником токаря ремонтно-механического цеха Мурманского рыбокомби­ ната Геннадием Ганичевым. Мо­ дель заняла третье место. 14 июля, в день Военно-Мор­ ского Флота, в Мурманске пред­ полагается провести областные соревнования морских модели­ стов. В них активное участие примут моряки, рыбообработчи­ ки, судоремонтники, портовики. Победители соревнования будут зачислены участниками Всесоюз­ ного соревнования по морскому моделизму. Жизнь связана с морем Еще в детстве, когда я жил в Курской области, моей страстной мечтой было стать моряком. Как и многие мои сверстники, пом­ ню я зачитывался книгами, по­ вествующими о жизни на море, и уже если случалось встретить на­ стоящего моряка, то мог часами стоять и слушать его рассказы* Поэтому, когда меня, семна­ дцатилетнего тракториста, в 1944 году призвали в армию, то я попросился во флот. Медицин­ ская комиссия признала меня годным, и вскоре я был зачислен в Северный флот. И хотя еще шла Великая Отечественная вой­ на, но в боевых операциях, к со­ жалению, мне почти не пришлось участвовать, так как целый год я учился. О военной службе можно бы­ ло бы много рассказать, но я ог­ раничусь только одним эпизодов. Однажды, когда я был старши­ ной группы мотористов, комсо­ мольцы нашего дивизиона посла­ ли моей матери письмо-благодар­ ность. Во время службы в военном флоте мне пришлось близко по­ знакомиться с ветеранами Вели­ кой Отечественной войны, кото­ рые, не жалея жизни, сражались за нашу любимую Родину, участ­ вовали во многих морских опера­ циях. Они учили молодых матро­ сов, показывали им пример в бое­ вой и политической подготовке, прививали любовь к морю, к ко­ раблям. В 1951 году, когда нришло время демобилизоваться, я ре­ шил, что жить без моря не могу. К тому же знал, что в сельдя­ ном флоте острая нехватка спе­ циалистов, а в советском военном флоте я получил специальность. Через несколько дней я уже ушел в море старшим механиком на среднем рыболовном трауле­ ре № 437. С тех пор, как я впервые всту­ пил на корабль, прошло немало лет, работал я и на других судах, И вот сейчас, если меня спросят, что такое море, флот, отвечу: для меня это дом, здесь я полу­ чил образование, здесь вступил в Коммунистическую партию. Б. ХОЛОБАЕВ. Старший механик сред­ него траулера № 221. ВЕТЕРАНЫ Это случилось осенью 1943 года в Карском море. Вражеские подводные лодки напали на со­ ветские транспорты. Вблизи на­ ходились два советских военных корабля. Еще совсем недавно они были обыкновенными рыболовными траулерами, но война прервала их мирный труд. Сменив про­ мысловое вооружение на орудия и пулеметы, эти небольшие су­ да стали сторожевыми кораблями; ходили в дозорах, тралили мины, а подчас конвоировали транс­ портные суда. Вместе с трауле­ рами простились с мирной граж­ данской жизнью и многие из тех, кто бороздил на них промысло­ вые банки Баренцева моря, добы­ вая для Родины треску, окуня, зубатку... Теперь они защищали Родину с оружием в руках. На мостиках тральщиков стоя­ ли их командиры, уже тогда из­ вестные промысловики, капита­ ны Ананьин и Корехов. Воору­ женные не столько орудиями, сколько неиссякаемым мужест­ вом, отвагой и ярой ненавистью к подлым фашистским пиратам, советские моряки устремились на врага. Началось жестокое неравное морское сражение двух слабо во­ оруженных маленьких траулеров с целой стаей оснащенных по последнему слову военной техни­ ки подводных лодок. Но сила на стороне тех, на чьей стороне правда. Враг бежал. Ему все же удалось пустить торпеды и две из них поразили два транспорта. Успешно проведя спасательные работы, конвой продолжал свой путь. Не всегда удавалось подводным лодкам врага уходить безнака­ занно от наших траулеров. Всем известен случай, когда враже­ ская сумбарина всплыла перед носом беззащитного мирного траулера, намереваясь попросту расстрелять его, но пораженная метким таранным ударом на­ всегда легла на подводный грунт. Боевая слава, словно морская чайка, реет над нашими про­ мысловыми кораблями. Ею увен­ чаны многие промысловики, ко­ торые сейчас в канун праздника Военно-Морского Флота нашей страны успешно трудятся на благо любимой Отчизны. В бое­ вых сражениях, в штормовых по­ ходах заслужена ветеранами тра­ лового флота эта слава! В салонах траулеров «Ленин», «Киров», «Лосось»... мы видим бронзовые мемориальные доски, которыми награждены эти кораб­ ли за годы службы в составе Северного Военно-Морского Фло­ та. На них перечислены боевые дела морских тружеников. Тысячи миль пройдено рыбо­ ловными траулерами, ставшими в военную годину грозными бое­ выми кораблями, при сопровож­ дении транспортов, великое мно­ жество мин, расставленных ко­ варным врагом на наших ком­ муникациях, уничтожено и обез­ врежено, немало сбито самоле­ тов. Не счесть тех. кто в боевых сражениях, так же как и на рыбных промыслах, показали се­ бя верными сынами Отчизны. Среди многих можно назвать имена капитанов Ананьина, Низ- гирева, Маклакова, Анисимова, М. И. Кузнецова, М. М. Епарина, Романова, Корехова. Волова, Гу- нина, Рассказова и многих дру­ гих. Славный боевой путь прошел Василий Иосифович Попов. Вой­ ну, как и многие его товарищи, промысловики тралового флота, он начал на Северном флоте по­ мощником командира боевого ко­ рабля. В августе 1941 года во время боя с вражескими само­ летами военный моряк Попов был тяжело ранен. Началась томительная госпи­ тальная жизнь. Шел месяц за месяцем, раненого переводили из госпиталя в госпиталь. Все даль­ ше и дальше увозили его от род­ ного студеного моря, где его то­ варищи североморцы вели жесто­ кие бои с врагом на суше и на море, грудью защищая родной Мурманск, всю необъятную Со­ ветскую землю. Только через год в приволж­ ском городе Балашове врачи, на­ конец, признали его здоровым и годным к дальнейшему несению морской службы. Но море было далеко. — Куда пошлют? —- думал моряк. — Хорошо бы на корабль. Но мечтая об этом, он в то же время всей душой рвался в бой с врагом, все равно где — на су­ ше или море. В те грозные дни над Волгой день и ночь стояло зарево. Шла величайшая в истории битва за счастье, за судьбу человечества. На пути фашистских орд встал Сталинград. — Пойдете служить на Волж­ скую военную флотилию, — ска­ зали моряку. Мечта сбылась *— не при­ шлось расставаться с кораблями. Попов стал служить на броневых катерах. На вопрос, «что они делали», Василий Иосифович лаконично отвечает: — Охраняли караваны, работа­ ли на переправах, наносили удары по врагу. Победоносного конца Сталин­ градской битвы ему увидеть не пришлось. Тяжело контуженный в одном из жестоких боев, он сно­ ва попал в госпиталь. Потом бы* демобилизован. Началась мирная жизнь. Не совсем, конечно, мирная — шла война, и Попов отдавал все си­ лы на дело победы, как отдавали их те его товарищи, которые под защитой кораблей и самолетов Северного флота продолжали до­ бывать для страны рыбу, бес­ страшно уходя в море и порой самостоятельно отражая нападе­ ние врага. С того времени прошло нема­ ло лет. Отгремела война. Восста­ новлен и стал еще краше Мур­ манск, вырос траловый флоъ «Ленин», «Киров», «Лосось» не считаются теперь первоклассны­ ми судами, какими они были раньше. Рядом с ними теперь работают новые, оснащенные мощной техникой корабли. Но и эти ветераны не уступают им. Так же гордо, как несли они Военно-Морской флаг, несут они теперь Красный флаг, присвоен­ ный мирным советским судам. А те, кто в сражениях покры­ ли себя воинской славой, в млг»- ной работе добывают трудовую славу* С. ДЕМИН. РЫБНЫН МУРМАН Ш 83 13 июля 1957 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz