Рыбный Мурман. 1957 г. Июль.
ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ И СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРУДИЯ ЛОВА Нужен новый высокоуловистый трал Для улучшения конструк ции тралов, их оснастки и во оружения необходимо энать. что происходит с тралом в пе риод спуска—подъема его и в то время, когда он буксирует ся за судном. Наблюдать ви зуально за тралом в процес се его работы практически сложно, да это и не дает не обходимых данных, на основе которых можно производить усовершенствование тралов. Для того, чтобы сознатель но подойти к вопросу проек тирования, нужно энать це лый ряд величин: на каком расстоянии друг от друга идут клячевки и доски; как высоко поднимается верхняя подбора над грунтом; как из меняются эти величины с из менением скорости траления; какие усилия возникают в от дельных элементах оснастки вооружения трала, под каким углом (атаки, крена и диф ферента) идут доски и мно гое другое. Ответить на эта вопросы могут только прибо ры. которые находились бы на трале в процессе работы с ним и вели запись показаний или передавали их на судно. В настоящее время в рас поряжении инженерно-техни ческих работников имеется целая серия приборов, произ водящих замеры и запись ве личин, упомянутых выше. Многие приборы уже созда ны и изготовлены, другие на ходятся в стадии чертежей или разработки. Все приборы, которые соз даны или создаются, имеют пишущие устройства для за писи показаний. Передача показаний на поверхность во ды требует выведение эт тра ла на поверхность электро- кабеля или изготовления специального ваера, внутри которого проходила бы про водка. Но такая конструкция практически трудно выполни ма и работать в этом направ лении вряд ли имеется смысл. Настоящая статья имеет цель познакомить широкий круг работников мурманско го бассейна с принципом ра боты некоторых приборов и отдельными данными, полу ченными при помощи их. ► ■ • . а «. ' . • Прибор для измерения горизонтального раскрытия трала Прибор измеряет расстояние по лях, подборах, квартропах и да же в топенантах., ‘ Установка для замера натяжения в бегущих тросах Раньше замер усилий в бегу щих тросах производился таким образом: устанавливались три блока треугольником, к одному из роликов крепился динамометр. Трос, проходя с изломом между этими блоками, давил на них и вызывал отклонение стрелки ди намометра., С динамометра сни мались показания и путем пере счета определялась истинная ве личина усилия в тросе. В связи с тем, что ролики не были жест ко закреплены на месте при оп ределении усилий, неизбежно возникали ошибки, которые бы ли иногда весьма значительны. Новая установка, смонтирован ная на жесткой раме, дает воз можность избежать этих оши бок. В основу ее положен тоже принцип трех роликов, располо женных треугольником, но в ней два ролика укреплены жестко, третий перемещается между двумя направляющими параллелями только в одном направлении. Эти перемещения учитываются при тарировке и не вносят существен- горизонтали между двумя точка ми. От двух точек, между которы ми измеряется расстояние, идут две оттяжки, своими вторыми кон цами они крепятся к рычагам при бора. Для лучшей работы прибора длина каждой оттяжки должна быть несколько больше макси мального расстояния между изме ряемыми точками. Изменение рас стояния между точками вызывает изменение угла между оттяжками, а, следовательно, и угла расхожде ния рычагов. Изменение угла фиксируется на ленте пишущего механизма. Прибор предваритель но тарируется, для чего он поме щается в поток воды в приводит* ся искусственно изменение рас стояния между двумя точка ми. Полученная при тариров ке лента позволяет соста вить кривые или таб лицы, служащие для расшифровки оши^ки в показания прибора, лент записей при замерах. Тари-1 **Роме того, предварительная та- ровка дает возможность снимать истинные раскрытия трала с лен ты, не производя вспомогательных расчетов. При помощи ПГРТ за мерялось расстояние между рас порными досками, клячевками и между сборочными. Испытания наиболее распро- рировка дает возможность опре делять усилия без перерасчета, снижая отсчет с ленты пишуще го прибора. Для работы с этой установкой могут применяться динамографы различных систем. Замеры при помощи установки позволили определить, что при страненного во флоте 35-метрово- п°Дъеме трала наибольшие уси- го трала конструкции тов. Михова лия в ваерах возникают в мо- показали, что на промысловых “ ент 0 ТРыва трала от грунта и до- скоростях 2 ,8— 3,5 узла efo ра-1 стнгают в отдельных случаях скрытие (между клячевками) ко леблется от 18 до 20 метров. Недостатком данного прибора является то, что спуск— подъем трала, на котором поставлен ПГРТ, несколько осложнен и тре бует большого внимания штур манского состава при маневриро вании судна. Прибор для измерения вертикального раскрытия трала Предварительная тарировка дает шкалу, которая позволяет легко расшифровать запись на ленте прибора. Замеры вертикального раскры тия 35-метрового трала показали. Прибор измеряет подъем верх ней подборы над нижней. На сре дине верхней подборы устанавли вается расширительный резерву ар, на нижней подборе — самопи сец прибора, которые соединены между собой гибким, малосжимае- мым шлангом. Система герметиче ская и заполнена водой от само писца до половины расширитель ного резервуара. Самописец заме ряет и записывает вес столба во ды в герметической системе. 5— 6 тонн. Прибор для определения перекоса трала (Конструкция предложена капи таном тов. Лебедевым). Штанга прибора крепится по середине верхней подборы, к штанге укреплен самописец. Над тралом висит «флюгер» в виде флажка или сигары, который рас полагается при движении трала строго по направлению его дви жения. При правильном положе нии трала штанга занимает пер пендикулярное положение к флю геру. При перекосах трала она идет под другим углом к флю- что оно колеблется на промысле-1 геру^ отклонение фиксирует* вых скоростях от 1,8 до 2,4 мет- ся на ленте. Применение этого ра. Прибор дает возможность o n -1прибора позволит быстрее выяс- ределять раскрытие трала с точ ностью до нескольких сантимет ров. Прибор для замера угла атаки, крена и дифферента траловой доски Разрешить спорный вопрос Прочитав в газете «Рыбный Мурман» статью тов. Лебедева за 4 июля 1957 года «Почему про исходят заверты тралов?», я ре шил также высказать свое мне ние. Я считаю, что мой однофа милец тов. Лебедев, анализируя статью тов. Матросова от 7 фев раля 1957 г., правильно говорит, что заверты тралов происходят не только из-за плохой работы досок, но и из-за халатности са мих людей. Тов. Лебедев опровергает дока зательства, приведенные инжене ром Матросовым, что угол атаки краев доски изменяется при ее крене. Действительно, если бы было так, то. поскольку доски при травлении ваеров постоянно изменяют свой угол крена, мы бы не в силах были спустить трал без заверта. Из статьи тов. Матросова мож но понять, что доска имеет склонность к самовращению при закритических углах атаки. Тов. Матросов рекомендует, чтобы уг лы атаки однощелевых досок рав нялись 34— 36 градусам. годным углом атаки являете* угол в 36— 38 градусов, то по чему же заводы выпускают до* ски с у ш м атаки больше критик ческого? Далее в конце своей стать* тов. Лебедев говорит, что при то- чении или ветре, перпендикуляр ном курсу корабля, трал пойдет в стороне от диаметральной пло- скости судна; а это приведет ■ тому, что одна доска пойдет вне** реди другой, натяжение на один кабель будет больше, форма тра ла изменится. Короче говоря, при' большом дрейфе судна трал не ра ботает или почти не будет ра&н тать. Это неверно. При дрейфе судна трал изменит направление своего движения, но, так как вытрав ленные ваера остаются прежней длины, то никакого перекоса но будет. Для того, чтобы это можно бы* ло понять более наглядно, я при вожу небольшой чертеж. Зддаі стопорблок представлен центром* а ваера одинаковыми радиусам* окружности. И в каком бы по* Прибор состоит из системы ма ятников, которые связаны с ка рандашами, отмечающими на лен те отклонение маятников от ну левой линии. Корпус прибора жестко крепится на траловую до ску, при наклонах доски маятник сохраняет вертикальное положе ние, прибор же перемещается вместе с доской. Угол атаки замеряется при по доской по грунту. Угол между плоскостью доски и направлением ее движения и отмечается прибо ром. Все три угла записываются од новременно на одну ленту. Это дает возможность установить евязь между этими углами и их влияние на распор доски. Прибор в настоящее время из готовлен, но испытания его в морских условиях еще не прово дились. мощи хвоста, который тянется за Подводные динамографы ленное расстояние. Это переме щение и записывается на ленте пишущего прибора. При тариров- Подводных дичамографов раз работано несколько конструкций. Отличаясь между собой отдельны ми деталями, все они основаны на одном принципе: между двумя рессорными пружинами помеще ны две продольные тяги, кото рые при определенной нагрузке отходят друг от друга на опреде- ке составляются кривые, позволя ющие переводить линейные пере мещения и усилия. Динамографы пока еще не из готовлены. Поеле их изготовления будут замерены усилия в кабе- нить причины снижения улови- стости трала. В настоящее время прибор кон структивно дорабатывается и скоро будет сдан для изготовле ния. * * * В своей статье я коротко опи сал приборы, которые разработа ны работниками эксперименталь ной базы, ПИНРО. Гипрорыбфло- та и рационализаторами. Пока этих приборов мало. Нет еще прибора для определения формы ячеи, прибора для опреде ления наполнения кутка трала рыбой и многих других. Работы в этом направлении ведутся, но они были бы прове дены быстрее, если бы в разра ботке приборов приняли участие широкие массы рационализаторов и изобретателей. А наличие ком плекса приборов позволит быст рее решить вопрос создания но вого, высокоуловистого трала, которого ждет промышленность. В. САВРАСОВ. Заместитель начальника экспериментальной базы тралового флота. Однако, недавно на траулере «Аксай» мне пришлось измерять углы атаки трех досок. Результа ты вот какие: кормовая доска ле вого борта имеет угол атаки 41,5 градуса, носовая правого борта — 55 градусов, кормовая правого борта — 42 градуса. Четыре ра за я измерял также углы атаки досок и на траулере «Украина». Там они оказались соответствен но 48, 43,5, 39,5 и 54 градуса. Эти измерения я производил по рискам на килях досок. Если верять замерам, то полу чается, что углы атаки большин ства траловых досок больше кри тических. А это значит, что за верты должны случаться часто. Спрашивается, если самым вы- ложении ни была диаметральна* плоскость судна относительно ва еров, последние при нормально! работе досок всегда стремятся га- нять симметричное положение от носительно оси симметрии тра ла. Следовательно, трал, если at' него не действует течение, рабо тает нормально. Е. ЛЕБЕДЕВ. Капитан траулера «Аж* сай». Ма с т е р п Если сказать, что Алек сандр Павлович Качурин рабо тает во флоте с тридцатых годов, знает свое дело, выдержанный и корректный товарищ, то . этого будет мало. Лучшим примером его работы служит последний рейс... Траулер был на промысле в прибрежных районах. Из-за ка менистого грунта произошло не сколько порывов тралов. Но не смотря на это, простоев не было. И все потому, что старший ма стер по добыче рыбы тов. Качу рин сумел так организовать ра боту своей команды, что трал и траловое оборудование всегда было наготове. А ведь для того, чтобы обеспе чить бесперебойный переход с трала на трал, надо не только о д о б ы ч е хорошо знать орудия лова, но в заранее подготовить орудия лѳв*< Кроме того, надо наладить чет кость, слаженность работы комак- ды, повлиять на матросов, пра вить им чувство ответственности за порученное дело. Все это удалось сделать тов. Качурину. Его работа и дейст вия команды, безусловно, отрази лись на вылове рыбы. За рейс, траулер «Геническ* привез 212 тонн рыбы, вместо 208 по заданию. Этот пример, как видно, доба вил для характеристики еще одни штрих, т. е. то. что тов. Качурин душой болеет за свое дело. А это главное. ВАРЯГИН. РЫБНЫЙ МУРМАН № 82 11 июля 1957 г. 3стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz