Рыбный Мурман. 1957 г. Июль.

ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ И СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРУДИЯ ЛОВА Нужен новый высокоуловистый трал Для улучшения конструк­ ции тралов, их оснастки и во­ оружения необходимо энать. что происходит с тралом в пе­ риод спуска—подъема его и в то время, когда он буксирует­ ся за судном. Наблюдать ви­ зуально за тралом в процес­ се его работы практически сложно, да это и не дает не­ обходимых данных, на основе которых можно производить усовершенствование тралов. Для того, чтобы сознатель­ но подойти к вопросу проек­ тирования, нужно энать це­ лый ряд величин: на каком расстоянии друг от друга идут клячевки и доски; как высоко поднимается верхняя подбора над грунтом; как из­ меняются эти величины с из­ менением скорости траления; какие усилия возникают в от­ дельных элементах оснастки вооружения трала, под каким углом (атаки, крена и диф­ ферента) идут доски и мно­ гое другое. Ответить на эта вопросы могут только прибо­ ры. которые находились бы на трале в процессе работы с ним и вели запись показаний или передавали их на судно. В настоящее время в рас­ поряжении инженерно-техни­ ческих работников имеется целая серия приборов, произ­ водящих замеры и запись ве­ личин, упомянутых выше. Многие приборы уже созда­ ны и изготовлены, другие на­ ходятся в стадии чертежей или разработки. Все приборы, которые соз­ даны или создаются, имеют пишущие устройства для за­ писи показаний. Передача показаний на поверхность во­ ды требует выведение эт тра­ ла на поверхность электро- кабеля или изготовления специального ваера, внутри которого проходила бы про­ водка. Но такая конструкция практически трудно выполни­ ма и работать в этом направ­ лении вряд ли имеется смысл. Настоящая статья имеет цель познакомить широкий круг работников мурманско­ го бассейна с принципом ра­ боты некоторых приборов и отдельными данными, полу­ ченными при помощи их. ► ■ • . а «. ' . • Прибор для измерения горизонтального раскрытия трала Прибор измеряет расстояние по лях, подборах, квартропах и да­ же в топенантах., ‘ Установка для замера натяжения в бегущих тросах Раньше замер усилий в бегу­ щих тросах производился таким образом: устанавливались три блока треугольником, к одному из роликов крепился динамометр. Трос, проходя с изломом между этими блоками, давил на них и вызывал отклонение стрелки ди­ намометра., С динамометра сни­ мались показания и путем пере­ счета определялась истинная ве­ личина усилия в тросе. В связи с тем, что ролики не были жест­ ко закреплены на месте при оп­ ределении усилий, неизбежно возникали ошибки, которые бы­ ли иногда весьма значительны. Новая установка, смонтирован­ ная на жесткой раме, дает воз­ можность избежать этих оши­ бок. В основу ее положен тоже принцип трех роликов, располо­ женных треугольником, но в ней два ролика укреплены жестко, третий перемещается между двумя направляющими параллелями только в одном направлении. Эти перемещения учитываются при тарировке и не вносят существен- горизонтали между двумя точка­ ми. От двух точек, между которы­ ми измеряется расстояние, идут две оттяжки, своими вторыми кон­ цами они крепятся к рычагам при­ бора. Для лучшей работы прибора длина каждой оттяжки должна быть несколько больше макси­ мального расстояния между изме­ ряемыми точками. Изменение рас­ стояния между точками вызывает изменение угла между оттяжками, а, следовательно, и угла расхожде­ ния рычагов. Изменение угла фиксируется на ленте пишущего механизма. Прибор предваритель­ но тарируется, для чего он поме­ щается в поток воды в приводит* ся искусственно изменение рас­ стояния между двумя точка­ ми. Полученная при тариров­ ке лента позволяет соста­ вить кривые или таб­ лицы, служащие для расшифровки оши^ки в показания прибора, лент записей при замерах. Тари-1 **Роме того, предварительная та- ровка дает возможность снимать истинные раскрытия трала с лен­ ты, не производя вспомогательных расчетов. При помощи ПГРТ за­ мерялось расстояние между рас­ порными досками, клячевками и между сборочными. Испытания наиболее распро- рировка дает возможность опре­ делять усилия без перерасчета, снижая отсчет с ленты пишуще­ го прибора. Для работы с этой установкой могут применяться динамографы различных систем. Замеры при помощи установки позволили определить, что при страненного во флоте 35-метрово- п°Дъеме трала наибольшие уси- го трала конструкции тов. Михова лия в ваерах возникают в мо- показали, что на промысловых “ ент 0 ТРыва трала от грунта и до- скоростях 2 ,8— 3,5 узла efo ра-1 стнгают в отдельных случаях скрытие (между клячевками) ко­ леблется от 18 до 20 метров. Недостатком данного прибора является то, что спуск— подъем трала, на котором поставлен ПГРТ, несколько осложнен и тре­ бует большого внимания штур­ манского состава при маневриро­ вании судна. Прибор для измерения вертикального раскрытия трала Предварительная тарировка дает шкалу, которая позволяет легко расшифровать запись на ленте прибора. Замеры вертикального раскры­ тия 35-метрового трала показали. Прибор измеряет подъем верх­ ней подборы над нижней. На сре­ дине верхней подборы устанавли­ вается расширительный резерву­ ар, на нижней подборе — самопи­ сец прибора, которые соединены между собой гибким, малосжимае- мым шлангом. Система герметиче­ ская и заполнена водой от само­ писца до половины расширитель­ ного резервуара. Самописец заме­ ряет и записывает вес столба во­ ды в герметической системе. 5— 6 тонн. Прибор для определения перекоса трала (Конструкция предложена капи­ таном тов. Лебедевым). Штанга прибора крепится по середине верхней подборы, к штанге укреплен самописец. Над тралом висит «флюгер» в виде флажка или сигары, который рас­ полагается при движении трала строго по направлению его дви­ жения. При правильном положе­ нии трала штанга занимает пер­ пендикулярное положение к флю­ геру. При перекосах трала она идет под другим углом к флю- что оно колеблется на промысле-1 геру^ отклонение фиксирует* вых скоростях от 1,8 до 2,4 мет- ся на ленте. Применение этого ра. Прибор дает возможность o n -1прибора позволит быстрее выяс- ределять раскрытие трала с точ­ ностью до нескольких сантимет­ ров. Прибор для замера угла атаки, крена и дифферента траловой доски Разрешить спорный вопрос Прочитав в газете «Рыбный Мурман» статью тов. Лебедева за 4 июля 1957 года «Почему про­ исходят заверты тралов?», я ре­ шил также высказать свое мне­ ние. Я считаю, что мой однофа­ милец тов. Лебедев, анализируя статью тов. Матросова от 7 фев­ раля 1957 г., правильно говорит, что заверты тралов происходят не только из-за плохой работы досок, но и из-за халатности са­ мих людей. Тов. Лебедев опровергает дока­ зательства, приведенные инжене­ ром Матросовым, что угол атаки краев доски изменяется при ее крене. Действительно, если бы было так, то. поскольку доски при травлении ваеров постоянно изменяют свой угол крена, мы бы не в силах были спустить трал без заверта. Из статьи тов. Матросова мож­ но понять, что доска имеет склонность к самовращению при закритических углах атаки. Тов. Матросов рекомендует, чтобы уг­ лы атаки однощелевых досок рав­ нялись 34— 36 градусам. годным углом атаки являете* угол в 36— 38 градусов, то по­ чему же заводы выпускают до* ски с у ш м атаки больше критик ческого? Далее в конце своей стать* тов. Лебедев говорит, что при то- чении или ветре, перпендикуляр­ ном курсу корабля, трал пойдет в стороне от диаметральной пло- скости судна; а это приведет ■ тому, что одна доска пойдет вне** реди другой, натяжение на один кабель будет больше, форма тра­ ла изменится. Короче говоря, при' большом дрейфе судна трал не ра­ ботает или почти не будет ра&н тать. Это неверно. При дрейфе судна трал изменит направление своего движения, но, так как вытрав­ ленные ваера остаются прежней длины, то никакого перекоса но будет. Для того, чтобы это можно бы* ло понять более наглядно, я при­ вожу небольшой чертеж. Зддаі стопорблок представлен центром* а ваера одинаковыми радиусам* окружности. И в каком бы по* Прибор состоит из системы ма­ ятников, которые связаны с ка­ рандашами, отмечающими на лен­ те отклонение маятников от ну­ левой линии. Корпус прибора жестко крепится на траловую до­ ску, при наклонах доски маятник сохраняет вертикальное положе­ ние, прибор же перемещается вместе с доской. Угол атаки замеряется при по­ доской по грунту. Угол между плоскостью доски и направлением ее движения и отмечается прибо­ ром. Все три угла записываются од­ новременно на одну ленту. Это дает возможность установить евязь между этими углами и их влияние на распор доски. Прибор в настоящее время из­ готовлен, но испытания его в морских условиях еще не прово­ дились. мощи хвоста, который тянется за Подводные динамографы ленное расстояние. Это переме­ щение и записывается на ленте пишущего прибора. При тариров- Подводных дичамографов раз­ работано несколько конструкций. Отличаясь между собой отдельны­ ми деталями, все они основаны на одном принципе: между двумя рессорными пружинами помеще­ ны две продольные тяги, кото­ рые при определенной нагрузке отходят друг от друга на опреде- ке составляются кривые, позволя­ ющие переводить линейные пере­ мещения и усилия. Динамографы пока еще не из­ готовлены. Поеле их изготовления будут замерены усилия в кабе- нить причины снижения улови- стости трала. В настоящее время прибор кон­ структивно дорабатывается и скоро будет сдан для изготовле­ ния. * * * В своей статье я коротко опи­ сал приборы, которые разработа­ ны работниками эксперименталь­ ной базы, ПИНРО. Гипрорыбфло- та и рационализаторами. Пока этих приборов мало. Нет еще прибора для определения формы ячеи, прибора для опреде­ ления наполнения кутка трала рыбой и многих других. Работы в этом направлении ведутся, но они были бы прове­ дены быстрее, если бы в разра­ ботке приборов приняли участие широкие массы рационализаторов и изобретателей. А наличие ком­ плекса приборов позволит быст­ рее решить вопрос создания но­ вого, высокоуловистого трала, которого ждет промышленность. В. САВРАСОВ. Заместитель начальника экспериментальной базы тралового флота. Однако, недавно на траулере «Аксай» мне пришлось измерять углы атаки трех досок. Результа­ ты вот какие: кормовая доска ле­ вого борта имеет угол атаки 41,5 градуса, носовая правого борта — 55 градусов, кормовая правого борта — 42 градуса. Четыре ра­ за я измерял также углы атаки досок и на траулере «Украина». Там они оказались соответствен­ но 48, 43,5, 39,5 и 54 градуса. Эти измерения я производил по рискам на килях досок. Если верять замерам, то полу­ чается, что углы атаки большин­ ства траловых досок больше кри­ тических. А это значит, что за­ верты должны случаться часто. Спрашивается, если самым вы- ложении ни была диаметральна* плоскость судна относительно ва­ еров, последние при нормально! работе досок всегда стремятся га- нять симметричное положение от­ носительно оси симметрии тра­ ла. Следовательно, трал, если at' него не действует течение, рабо­ тает нормально. Е. ЛЕБЕДЕВ. Капитан траулера «Аж* сай». Ма с т е р п Если сказать, что Алек­ сандр Павлович Качурин рабо­ тает во флоте с тридцатых годов, знает свое дело, выдержанный и корректный товарищ, то . этого будет мало. Лучшим примером его работы служит последний рейс... Траулер был на промысле в прибрежных районах. Из-за ка­ менистого грунта произошло не­ сколько порывов тралов. Но не­ смотря на это, простоев не было. И все потому, что старший ма­ стер по добыче рыбы тов. Качу­ рин сумел так организовать ра­ боту своей команды, что трал и траловое оборудование всегда было наготове. А ведь для того, чтобы обеспе­ чить бесперебойный переход с трала на трал, надо не только о д о б ы ч е хорошо знать орудия лова, но в заранее подготовить орудия лѳв*< Кроме того, надо наладить чет­ кость, слаженность работы комак- ды, повлиять на матросов, пра­ вить им чувство ответственности за порученное дело. Все это удалось сделать тов. Качурину. Его работа и дейст­ вия команды, безусловно, отрази­ лись на вылове рыбы. За рейс, траулер «Геническ* привез 212 тонн рыбы, вместо 208 по заданию. Этот пример, как видно, доба­ вил для характеристики еще одни штрих, т. е. то. что тов. Качурин душой болеет за свое дело. А это главное. ВАРЯГИН. РЫБНЫЙ МУРМАН № 82 11 июля 1957 г. 3стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz