Рыбный Мурман. 1957 г. Февраль.

№ 21 (571) 16 февраля 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Ловить рыбу всюду, где она обнаружена Неудовлетворительная промысло-1 часть флота работает на Медвежин- вая Постановка, сложившаяся в ян­ варе этого года, продолжала оста­ ваться такой же и в феврале. Доста­ точно сказать, что траловый флот в этом месяце еще ни разу не выпол­ нил суточного задания. Основной причиной этого являет­ ся-недостаточная сырьевая база в основных районах Баренцева моря, а также сложные метеорологические зимние условия. Зима 1956 — 1957 годов резко от­ личается от условий промысла в этот период времени прошлых лет. В прошлые годы в первом квартале траловый флот выполнял план ис­ ключительно за счет мелкой рыбы, концентрировавшейся в декабре — феврале в центральных районах моря. В этом же году мелкая рыба в Центральном районе совершенно от­ сутствует. Причем в весенне-летний период 1956 года прохождения рыбы на восток не наблюдалось. Поэтому вполне естественно, что осеннего от­ хода ее на запад ждать было нечего. Правда, работники ППНРО ориенти­ ровали флот на то, что отходящую рыбу можно будет облавливать на Гусиной банке и в Центральном рай­ оне. Но прогноз этот не оправдался. Отходящей рыбы не оказалось, и промысловый флот ее не облавливал, несмотря на то, что и гидрологиче­ ская обстановка была благоприят­ ная, а в северо-восточных районах имелась и достаточная кормовая ба­ за. Отсюда ясно, что, кроме благо­ приятной гидрологической обстанов­ ки и кормовой базы, есть еще другие условия, которые не позволяют кон­ центрироваться рыбе в тех или иных районах. Эти условия сохранились и до на­ стоящего времени. Сейчас основная ской банке и в Центральном районе, облавливает ту рыбу, которая оста­ лась там на зимовку. В Центральном районе запасы этой рыбы небольшие и рассчитывать на то, что в феврале флот за счет ее будет выполнять план, нельзя. Эта рыба продвигается на запад, и поисковые суда должны особенно тщательно следить за все­ ми склонами Мурманской банки. Кроме того, сейчас надо тщательно наблюдать за западными районами, (Норвежский жолоб, Нордкинская и Фннмаркенская банки). В районе Норвежского жолоба уже появилась отнерестоівавшая треска, которая будет постепенно продви­ гаться на восток. На Демидовской банке также осталась часть рыбы на зимовку. Но рыба здесь очень разреженная и не скапливается в отдельных квадратах. Подъемы ее составляют по 0,2— 0,3 тонны, что, конечно, не удовлетворяет промыс­ ловый флот. Таким образом, предполагается, что в феврале флот будет работать в Центральном районе с последующим перемещением на Мурманскую бан­ ку, а также в район острова Мед­ вежий. Флот должен быть распреде­ лен в этих зонах лова примерно по­ ровну. Несмотря на тяжелую промысло­ вую обстановку, флот работает очень неравномерно. Это объясняется тем, что не все судоводители серьезно относятся к промысловому судовождению, не удерживают корабли на обнаружен­ ных концентрациях, сбиваются с тех глубин, на которых имеется рыба. Не все еще капитаны пю-серьез­ ному относятся к закреплению буя­ ми тех мест, где берут хорошие уло­ вы. Надо заметить, что в настоящее время, имея постоянные уловы по 1— 1,5 тонны, можно выполнять су­ точное задание. А это значит, что в этих квадратах необходимо ставить буи. Нужно учитывать и то, что в местах, где сейчас работает флот, су­ ществуют сильные постоянные тече­ ния и корабли быстро сносит с ме­ ста. Нужно обратить внимание и на орудия лова. Их надо чаще прове­ рять, в особенности ваера и нижнюю подбору трала. Работая в Централь­ ном районе, где грунт хороший, не надо бояться загружать нижнюю подбору. На днях в промысловой разведке Главмурманрыбпрома состоялось со­ вещание, обратившее особое внима­ ние на перспективы работы в Мед- вежинском районе. Здесь постоянно будут находиться четыре поисковых траулера. В Центральном районе бу­ дут вести поисковые работы два судна. Кроме этого, поисковые ко­ рабли сейчас находятся и в других районах, где ожидаются подходы рыбы. Район Демидовской банки также в настоящее время имеет некоторое промысловое значение. Здесь решено держать 10— 15 траулеров, так как уловы рыбы в этой зоне промысла удерживаются сейчас до 1,5 трнны за два часа траления. В последние дни промысел улуч­ шился как в районе острова Медве­ жий, так и в Центральном районе. Руководители флота, коллективы кораблей должны использовать все возможности для увеличения вылова рыбы. И. АНИСИМОВ. Капитан-наставник промыс­ ловой разведки Главмур­ манрыбпрома. Катя завтра погода\ ДОРОГУ РАЗНОГЛУБИННОМУ ТРАЛУ! Н е о б ы ч н ы й р е й с Рефрижераторный траулер «Ви­ тебск» закончил второй рейс. Мы за­ нимались в нем траловым ловом сельди. В Северной Атлантике эки­ паж судна работал впервые. Новым для моряков корабля оказался и разноглубинный трал. Траловый лов сельди в открытом море производится недавно. До нас этим занимался экипаж рефрижера­ торного траулера «Северное сия­ ние». Некоторые крупицы опыта этого коллектива мы переняли по радио. Фактически же новые орудия лова осваивали самостоятельно. Серьезную помощь оказали морякам работники ПИНРО, которые находи­ лись в плавании на нашем судне. Когда траулер «Витебск» пришел в район промысла, обстановка на сельдяном лову ухудшилась. Рыба поднялась в верхние слои воды от 5 до 20 метров. На таких глубинах тралом работать было нельзя, гак как шум гребного винта пугал рыбу. К тому же в это время концентрации сельди были разряженные — они шли к местам нерестилищ. Все это вызывало серьезные трудности. Пришлось приспосабливаться к об­ становке. Надо отдать должное нашим судо­ водителям во главе с капитаном Ва­ силием Родионовичем Требушным. Пользуясь приборами, они даже в сложных условиях старались точно определить концентрацию рыбы .Это позволяло делать прицельные тра­ ления. Орудия лова начинали спус­ кать за 200— 300 метров до подхода к косяку. Когда трал уже был спущен и раскрывался, мы оказывались на Еонцентрацип. Траления длились от 5 до 40 минут, в зависимости от ве­ личины косяка и его подвижности. Это определялось записью эхолотов. Спуск и подъем разноглубинного тра­ ла производился так же, как и донно­ го. Правда, приходилось регулиро­ вать длину ваеров. Это было вызвано тем, что сельдь меняла глубину свое­ го залегания. Памятно первое траление. В то время мы еще не знали, сколько нуж­ но травить ваеров, чтобы трал шел по заданной глубине. На помощь пришли особые приборы, которые крепились на верхнюю и нижнюю подборы трала. Показания их позво­ лили судоводителям составить спе­ циальную таблицу. В ней была рас­ считана длина ваеров при тралениях, в зависимости от залегания косяка и скорости хода .корабля. В устройстве разноглубинного сельдяного трала ничего сложного нет. Работать с ним значительно лег­ че, чем донным. Однако и этот но­ вый трал не лишен недостатков. Уже в настоящее время нужно решать во- прос об улучшении его конструкции. Прежде всего, у нас еще нет спе­ циальных траловых досок для новых орудий лова. Траловые доски Матро­ сова на сельдяном промысле не сов­ сем подходящие. Они тяжелы и не позволяют судну развивать необхо­ димую скорость. А ведь от скорости хода корабля на сельдяном промысле зависит многое, так как сельдь ве­ дет себя очень подвижно. Распор у разноглубинного трала значительно больше, чем у донного. Но это в свою очередь также сказы­ вается на скорости траления. Поэто­ му мне кажется, что целесообразнее на лову сельди применять тралы меньших размеров. В рейсе по со­ вету сотрудников ПИНРО были не­ сколько уменьшены габариты грала, больше, чем обычно, загружена ниж- достигнуто раскрытие няя подбора. Этим было большее вертикальное трала. Однако ход судна при трале­ ниях увеличился незначительно. По­ этому в устранении недостатков в конструкции разноглубинного трала требуются объединенные усилия ра­ ботников ПИНРО и моряков. Перед коллективом траулера «Ви­ тебск» в прошедшем рейсе были по­ ставлены экспериментальные зада­ чи. Он должен был продолжить испы­ тания новых орудий лова, начатые экипажем траулера «Северное сия­ ние», и выяснить районы, наиболее пригодные для тралового лова сель­ ди. И надо сказать, с этими задачами команда корабля справилась. Все мо­ ряки проявили большой интерес к новому виду промысла, успешно справлялись с возложенными на них обязанностями. На судовой Доске почета можно увидеть имена наших лучших членов экипажа — старше­ го мастера по добыче рыбы тов. Александрова, матросов тт. Батина, Кузнецова, рыбообработчиков тт. Петрова, Павлова и других. Нет сомнения, что траловый лов сельди в открытом море получит ши­ рокое распространение. Доказатель­ ством этому могут служить первые экспериментальные рейсы рефриже­ раторных траулеров «Северное«сия­ ние» и «Витебск». Е. КУЗЬМИН. Мастер по добыче рыбы траулера «Витебск». Об этом морякам скажет В. Л. ОЧКАСОВ ...Спокойно сегодня море. Ве­ ет слабый ветер, лениво перека­ тываются небольшие волны. В промысловых районах морские просторы бороздят сотни рыбо­ ловных кораблей. На палубу поднимается уло<в, рыба обра­ батывается ловкими руками мо­ ряков, укладывается ими в трюмы. Спокойно сегодня море, а ка­ ким оно будет завтра? На этот вопрос должны ответить синоп­ тики. Вот один из них склонил­ ся над картой погоды. Собран­ ные перед ѳтим данные радио­ метеосводок, поступивших со многих станций, помогают сей­ час ему разобраться в обста­ новке. Ложатся на марту условные значки, цифры... Сегодня на карте условный, безобидный на вид значок, а завтра это, мо­ жет быть, могучие волны, не­ истовый ветер, срывающий с них вспененные гривы... А о шторме моряки должны знать заранее, хорошо подготовиться к нему, предупредить беды, ко­ торые подчас приносит с собой разъяренная стихия. Ответственна и сложна рабо­ та синоптиков, обслуживающих промысловый флот в Северной Атлантике, этой метко назван­ ной моряками «кухне погоды». Около четырех лет успешно трудится здесь, в синоптической группе Мурманского бюро пого­ ды Владимир Леонтьевич Очка- сов. Он хорошо изучил обслу­ живаемый район. ваайб Свои знания Владимир Ле­ онтьевич [Постоянно совершенст­ вует, к делу относится серьез­ но, в работе внимателен. Вот почему ему Удается системати­ чески готовить хорошие прогно­ зы. Моряки сельдяного флота, которые длительное время поль­ зовались его прогнозами, тепло отзываются об Очкасове, как о мастере своего дела. Сейчас Владимир Леонтьевич обслуживает суда тралового флота, промышляющие у Нью­ фаундленда. П. БЫСТРОУМОВ. На снимке: В. Л. Очкасов за составлением очередной синоптической карты. Фото третьего помощника капитана, плавбазы «Памяти Ильича» М. Еобовика. Ценный опыт не внедряется Условия осенне-зимнего промысла сельди в Северной Атлантике требу­ ют надежного промыслового снаря­ жения для дрифтерных порядков, а главное — верхних и нижних по- водцов к ним. Применяемые в последние годы поводцы из пеньковых канатов не отвечают этик требованиям. Из-за недостаточной прочности и прежде­ временного износа их флот несет громадные убытки от потерь сетей и другого лромснаряжения. Чтобы уменьшить эти потери, еще в конце 1954 года и в 1955 году на ряде судов «Мурмансельди» в ка­ честв© верхних и, особенно, нижних поводцов ■был применен канат «Гер­ кулес» диаметром 14— 15 мм. Из этого каната нижними поводц&ми вооружался или полностью порядок, или геркулес ставился в порядок через один пеньковый поводец, или же для усиления прочности всего дрифтерного порядка, геркулесовые поводцы через пять сетей ставились сквозными, то есть от вожака, далее по боковой подборе сети к кухтылю. Опыт эксплуатации этих повод- Цов показал, что они, повышая прочность порядка, имеют срок службы выше, чем поводцы из пеньковых канатов. На среднем траулере 4239 (капитан тов. Яицкий, старший мастер по добыче тов. Шабаров), например, одним комплектом верхних и нижних по­ водцов из каната «Геркулес» прора­ ботали весь 1955 год, тогда как на это время пеньковых поводцов по­ требовалось бы не менее двух ком­ плектов. Можно назвать много средних траулеров, которые весь осенне- зимний период 1955— 1956 года имели на вооружении геркулесовые нижние поводцы и дают хорошие Учимся работать без брака В прошлом году рабочими нашего Рабочие смены мастера тов. Кова-1 занятиях умело раскрывает причины ленко, не теряя напрасно дорогого [возникновения брака при обработке завода допускалось низкое качество обработки рыбы. Сейчас, воспользо­ вавшись отсутствием большой на­ грузки, так как флот доставляет ма­ ло продукции, наш коллектив много внимания уделяет технической уче­ бе. Мы учимся работать так, чтобы покончить с браком. времени, глубоко изучают все произ­ водственные процессы. Хорошо про­ водит занятия бригадир тов. Антоно­ ва. Она рассказывает о правилах разделки рыбы, об уплотненной ук­ ладке ее в бочки с целью экономии тары и т. д, Мастер тов. Цыкнна .на продукции, подсказывает пути его предупреждения. Р. НОВИКОВА. Работннца первого рыбоза­ вода Мурманского рыбоком­ бинате. отзывы о работе с ними. Средние траулеры №№ 177 и 832, 'благода­ ря тому, что имели геркулесовые нижние поводцы, сохранили свои порядки в свежую погоду и при больших уловах, когда пеньковые поводцы лопались и сети задержи­ вались только на этих геркулесовых поводцах. Казалось бы, что управление «Мурмансельдь», опираясь на опыт 1955 года,, примет решительные ме­ ры к тому, чтобы в осенне-зимний период промысла 1956— 1957 года, внедрить геркулесовые поводцы в более широком масштабе. Но этого не произошло. На место промысла не поступал и не поступает канат «Геркулес» для поводцов. В начале декабря замести­ тель начальника управления тов. Ефимов сообщил, что этого каната не будет. А суда по-прежнему из-за непрочных пеньковых поводцов имеют потери промснаряжения. Об­ рывы нижних поводцов при хоро­ ших уловах и в свежую погоду на промысле — нередкое явление. В результате этих обрывов сети с уло­ вом одна.за другой ложатся на вожак и накручиваются на нвго. Это кончается потерей нескольких сетей и уловов. Но бывает и хуже. Нама­ тывание сетей на вожак ведет к об­ рыву верхних поводцов и кухтылей, к потере плавучести порядка и к потоплению его. На средних трауле­ рах MiN» 176, 242 я других не было еще дрейфа, с уловом, чтобы не произошел обрыв 2— 3 и более по­ водцов. Вопрос о необходимости внедрения геркулесового каната в качестве нижних поводцов к дрифтерным порядкам не один раз поднимался на страницах «Рыбного Мурмана» и «Полярной правды». Поступали предложения об организации по­ делки комплектов этих поводцов на борегу, в сетевязальных мастерских. Однако все это осталось на бумаге. Необходимо, наконец, добиться решения этого вопроса. И. АХЛЫНОВ. Инженер-наставник но до­ быче III отряда судов уп­ равления «Мурмансельди»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz