Рыбный Мурман. 1957 г. Февраль.
4 Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н *• № 19 (569) 12 февраля 1957 г. КНИЖНАЯ T T G J T K J V В профсоюзную библиотеку рыб ного порта поступили новые книги: Косяченко А. П., Молчан И. А. — «Слесарное дело» Машгизиз- дат. 1956 год. В книге излагаются краткие сведения по организации рабочего места слесаря, дается описание ра бочего измерительного инструмен та, технических процессов слесар ных операций по изготовление штампов и форм для литья под дав лением и станочных операций, вы полняемых слесарями. Здесь так же имеются сведения о черных и цветных металлах. Книга предназначена для слеса рей 3—6 разрядов. Клейтман С. JL, Лагунов JI. Я. «Техническое обслуживание и ре монт автомобилей в автохозяйст вах». В этой работе рассматриваются вопросы организации и технологии обслуживания и ремонта основных марок грузовых и легковых авто мобилей отечественного производ ства. Книгой могут пользоваться ра ботники автохозяйства, водители, слесаря по ремонту и автотехники. Ривлин JI. Б . «Обслуживание це хового электрооборудования». Гос- энергиздат. 1956 год. В книге изложены основные принципы работы электродвигате лей и аппаратуры управления. В ней даются указания по эксплуата ции цехового электрооборудования. Предназначается в качестве посо бия для подготовки электромонте ров по обслуживанию промышлен ного электрооборудования и повы шения квалификации электромон- теров-практиков. Балабанов Е. «Солнце на земле. Что такое атомная энергия и как она служит людям». Изд. «Моло дая гвардия», 1956 год, Автор знакомит читателя с твор чеством ученых, поставивших пе ред собой сказочную цель — вме сто использования жалких крох консервированной энергии солн ца создать свое солнце на земле. Читая книгу, читатель может заглянуть внутрь атома, увидеть, как современные «алхимики» превращают одно вещество в другое, как силы атома содейству ют техническому прогрессу, как меченые атомы совершают револю-, цию в методах научных исследова ний и как радиоактивные вещества возвращают людям здоровье. Дубинин А. Д. «Приемы слесар ных работ» Машгизиздат. 1956 год. В книге подробно описаны прие мы слесарных работ, измеритель ный инструмент и принципы пра вильной организации труда. Даны сведения по основам машинострои тельного черчения. Книга предназначается для на чинающих слесарей. * , М. ЦВЕТКОВА. Заведующая профсоюзной библиотекой рыбного порта. ---------- + ---------- Рейс в честь фестиваля Экипаж среднего траулера M j 4165, руководимый капитаном тов. Федотовым, успешно вел промы сел сельди ів Северной Атлантике в 1956 году. Он занял первое м&сто среда соревнующихся экипажей ком сомольско-молодежных судов и чет вертое место но флоту. Моряки добы ли около 10 тысяч центнеров сельди. В этом году моряки комсомольско- молодежного среднего траулера № 4165 обязались работать еще лучше. Во время стоянки в порту на корабле было подготовлено вое для успешного рейса. Комсомольцы и мо лодые моряки решили посвятипъ предстоящее плавание фестивалю молодежи гор. Мурманска. Еомит&т ВЛКСМ «Мурмансельди» одобрил это решение. Экипаж судна обязался выполнить рейсовое задание ©о дню открытия юродского молодежного фестиваля. Сейчас средний траулер !Ns 4165 вы шел в Северную Атлантику. ПервЬій рассказ А. Вебер. = Неторопливо расправив скатав шуюся в трубочку тетрадь, Иван Антонович склонился над нею. Седоватые, редкие пряди свеси лись и закрыли морщинистый лоб. Иван Антонович, не прерывая чтения, бережно пригладил их на зад. Николай настороженно смотрел на редактора. Смутное чувство тревоги, не покидавшее его с са мого начала прихода в кабинет, усилилось. Он видел, как Иван Антонович быстро перевернул од ну страницу, затем другую, потом также быстро третью... Николаю стало не по себе. — Как странно он читает, — подумал Николай, — мне бы за это время не прочитать и трети страницы... Неужели рассказ та кой плохой?... Но верить в это не хотелось. И лицо Ивана Антоновича, казалось, не говорило об этом. На нем Нико лай не замечал тех неуловимых движений мышц, которые красно речивее слов сказали бы. что ре дактор недоволен. Наоборот, чи тал Иван Антонович, кажется, с удовольствием. Но тревожное чувство не проходило. Николай облокотился на колени и застыл в ожидании, скрестив пальцы боль ших, обветренных рук. Сегодня ночью в каюте, мучаясь над чистым листом, Николай рисо вал себе заманчивые картины. Кто-то (облик этого человека был ему неясен) читает его рассказ и взволнованно говорите «Молодой человек, вы написали изумитель но!» Николай мечтал, в нетерпе нии покусывал кончик ручки, пил воду и, слушая плеск невидимых волн, снова хватался за перо. Нужные слова приходили с тру дом. Они, казалось, витали рядом, роились в мыслях и подчиняясь им, готовы были сорваться, чтобы лечь на бумагу... Но, точно вспуг нутые птицы, пропадали, и на бу магу ложилось совсем не то. А хо телось начать рассказ по-необык- новенному. чтобы с первых же фраз читатель заинтересовался поступком Вани Перова, чтобы о нем знали не только моряки, и что бы (чего греха таить) по достоин ству оценили и литературные спо собности автора—Николая Крупи- нина. Для этого нужен был именно рассказ, захватывающий, взволно ванный рассказ и ничто другое. До рассвета он сидел, не разгибая спи ны, все обдумывал, набрасывал, готовились принять улов, и про изошел тот самый «задев», от ко торого на морском дне остались ле жать и трал, и траловые доски, и изрядное количество метров вае- ров. — Второй за день, — констати ровал капитан Владимир Павло вич Павлов. Потихоньку, чтобы не услыхал вахтенный, он выругался. Его уста лые, покрасневшие от недосыпа ния глаза зло сверкнули. Нет, больше рисковать тралами он не мог, не имел права. Пока матросы на палубе вооружали новый, а вахтенный штурман старательно заносил в планшет координаты злополучного места, капитан успел побывать в каюте. Вернулся он от туда с потрепанной тетрадью в клеенчатом зеленом переплете. . — Какие суда работают в этом районе? — спросил Владимир Павлович у штурмана. Он кончиком карандаша коснул ся самой середины изображенного на карте узкого заливчика, распо ложенного в пяти милях от маяка Большого. Штурман заглянул в журнал, отыскал последние свод ки; — Вроде никто, Владимир Пав лович. Места там тоже ненадеж ные, вряд ли кого нелегкая туда понесет... — А мы все же попробуем туда сходить, — отозвался Белов. — Вы не забыли эту тетрадь? Конечно, штурман узнал ее. Это был дневник старейшего капи тана тралового флота Егора Петро вича Быкова, предшественника Владимира Павловича. Уходя на пенсию, старый моряк оставил его судоводителям «Кильдина», сказав при этом: — Не забывайте, заглядывайте сюда... Авось, иопда-нибудь и при годится: не много не мало, а в нем 20-летний опыт мой... И вот Владимир Павлович ре шил «заглянуть». — Правда, записи в ней сдела ны три года назад, — сказал он, — но им можно верить. По всем данным рыба там должна быть. Тонны 3 —4 за траление обещает нам Егор Петрович, не меньше... Старый капитан Быков ошибся — первое же траление в забытом всеми заливчике принесло на борт траулера «Кильдин» не 3 —4, а около семи тонн отличной зелено вато-серой пикши. Такого улова зачеркивал. А когда зеленая сопка і М0РЯКИ давно и надо ли ^ говорить, как подняла их дух эта маленькая победа. — Денька два вот так порабо тать, глядишь и «Колу» бы догна ли, — мечтательно проговорил стоящий у траловой лебедки Ваня Перов, помощник тралмейстера. Траулер «Кола» о котором гово рил Ваня, соревновался с «Киль- дином» и имел на своем счету уже около 60 тысяч центнеров вылов ленной с начала года рыбы, в то время, как у «Кильдина» было только 54 тысячи центнеров. Был установлен еще один стол для раз делки рыбы. Помогать в уборке богатого улова вышли и те, кому положено было отдыхать. Вымы тая, разделанная рыба непрерыв ным потоком поступала на филей ную машину, а с другого конца ее проворные руки моряков бережно принимали белоснежные пласты филе. на берегу осветилась первыми лу чами солнца и в иллюминатор по тянуло прохладным дыханием за лива, Николай стал торопливо пи сать, часто встряхивая свою «веч ную», видавшую виды ручку. Сло ва пришли, и нащупав нужную нить повествования, он рассказы вал на бумаге о том, чему сам был свидетелем три дня назад. ...В тот день рефрижераторному траулеру «Кильдин» с самого ут ра, как говорится, «не везло». Два с половиной часа потратили судоводители, чтобы хоть немного удержаться на обнаруженном ко сяке пикши. Маленькая площадка «пятачок», на траверзе маяка Большого изобиловала не столько рыбой, сколько всякими подвод ными каверзами. С трудом каза лось нашли на «пятачке» безопас ную дорожку, но в самый послед ний момент, когда на траулере уже На палубе уже принимали вто рой трал. Снова невдалеке от кор мы всплыл огромный мешок и, приветствуемый хриплыми крика ми обалдевших чаек, тяжело зако лыхался на зыбких волнах. — Смотри, — подмигнул Ваня своему другу Николаю, — пожа луй, не меньше, чем и в первый раз, а? — Не зѳвай, не зевай, ребята, — командовал тралмейстер. — —Ну-ка, Иван, пусти м&ня на ле бедку... ...Мешок лопнул совсем неожи данно. Увлекаемый мощной тягой лебедки, он неспеша втягивался на слип, распираемый изнутри тре пещущими рыбьими телами. Никто даже не понял сразу, что же прои зошло. Сначала раздался легкий треск, похожий на то, как рвется парусина. Один из швов мешка мгновенно разошелся, и рыба, под нятая со дна такими усилиями, сверкающей струей покатилась по слипу, посыпалась обратно в море. Замолкла лебедка, словно и она испугалась наступившей вдруг ти шины. Секунду,# другую никто не произносил ни слова. А рыба все сыпалась и сыпалась в море... В следующий же миг от группы моряков отделилась невысокая фи гура. Это был Ваня Перов. Он од ним прыжком перескочил через цепочку бобинцев и, пробежав по наклонной поверхности слипа, с размаху упал на траловый мешок. Цепко удерживаясь на его пове^с- ности, Ваня подоррался к рваной дыре, навалился и а нее и всем те лом прижался к мешку. Повернув к морякам мокрое, покрасневшее лицо, Ваня ожесточенно махнул рукой — Тяните! Снова загрохота ла лебедка, Трал потянулся вверх, неся на себе распластавшуюся фи гуру человека. Десятки дружеских рук потянулись к Ване, и через минуту он стоял на палубе, вы мокший до нитки, весь облеплен ный чешуей, довольный и счастли вый. Перед самым обедом в салон пришел капитан. Негромким, сры вающимся от волнения голосом, Владимир Павлович прочел при каз, в котором помощнику трал мейстера Ивану Федоровичу Перо ву за инициативные, смелые дей ствия по спасению значительной части улова объявлялась благо дарность с выдачей денежной пре мии. Дмя матроса решено было занести в судовую Книгу Почета. Вот что случилось на траулере «Кильдин» всего лишь три дня на зад. Достойный поступок Вани Пе рова и решил описать в своем рас сказе Николай Крупинин, его луч ший друг. Вот почему он не спал всю ночь, мечтая как бы получше отобразить на бумаге все благо родство души моряка, его сме лость, его морскую душу. ...Да, предчувствие не обмануло Николая Крупинина: рассказ дей ствительно был плохой. И редакто ру областной газеты Ивану Анто новичу нужно было ровным счетом несколько минут, чтобы убедиться в этом окончательно и беспово ротно. Говоря откровенно, это нельзя был назвать рассказом. Это был и не очерк, а самая заурядная зари совка, к тому же еще и длинная. И даже интересный факт, послу живший основой зарисовки, не спа сал ее от сурового приговора. (Окончание следует.) Краснодарский край. Хорошо организована учеба на двухго дичных агрозоотехнических кур-' сах при Доме культуры колхоза имени Калинина Каневского района. Колхозники учатся на курсах без отрыва от произ водства. Сейчас на курсах обу* чается 150 человек. Дом куль туры имеет свой опытный учас ток, на котором проводятся опыты по выращиванию высо ких урожаев зерновых культур. На сшшке: звеньевые колхо за имени Калинина М. СЕМИ- КОНЕНКО (слева) и Т. ПЕТ- ЧЕНКО на лабораторных заня тиях. Фото Е. Шулепова. Фотохроника ТАСС. Н Т О Г Л А В Н Е Е ? Басня Как-то раз на переходе ночью, Когда луна качалась на волне, Заметил ваер, как бы между прочим, \ - З а вас работать надоело мне. Вы только посмотрите на меня — Какая стать во мне, какая сила, Как будто я весь соткан из огня И лишь луна меня посеребрила. А ты, кухтыль, какая ты находка, Ты просто единица без нуля. Нет, только я, да, может быть, ле- j бедка На промысле — надежда корабля. Иль взять несчастную удавку. При имени одном берет тоска„і — Без удавки сел бы гы на лавку ,— Сказала тут распорная доска. У Ж если говорить и, правды не скры вая, Начистоту все вывести, то я Главная, такая боевая, Незаменимая на промысле, друзья. Расхвастался тут ваер. Ну и что же? Что может ваер сделать без меня? При любой погоде непогожей Трал распираю только я и я. Иначе брел бы он по дну морскому, Как брошенный за палубу мешок ... Но тут раздался звонкий и знакомый Маленького бобенца смешок. — Я бобенец и, может быть, юнец, Быть может, просто пешка, наконец; Но без меня и самый лучший трал Впустую бы таскали до утра , * * * У этой басни две морали есть — Беда тому, кто хочет превознесть Себя над коллективом сгоряча; Беда тому, кто только уповая На главное, уходит, забывая На промысле о самых мелочах . Т. КОНСТАНТИНОВ. Новое экспедиционное судно (Севастопольская биологическая станция Академии наук СССР полу* чила новое научно-исследователь ское экспедиционное судно. Ему присвоено имя академика А. 0. Ко валевского. , '«Академик А. іЕовалеазский» — небольшое судно. Его длина — 38,5 метра, осадка — 3,2 метра. Оно об ладает, как показали испытания, хорошими мореходными качествами. Судно хорошо оборудовано для научной работы. Имеется пять ла бораторий: микробиологии, ихтиоло гии, гидрологии, гидрохимии и гид роакустики. Главная машина судна развивает среднюю скорость до 10 миль в час. Судно оборудовано новейшими средствами сівязи, радионавигацион ными и ѳлектронавигаіронными приборами. Вспомогательные меха низмы электрифицированы и ■авто матизированы. На палубе установлены равные осветительные приборы, в том числе вращающийся прожектор. Это пш- іволит вести работы и в ночное вре мя. Установленные по левому борту гидрологические электролебедки со счетчиками берут пробы воды и грунта іна глубине до 400 метров, а лебедки типа «Океан» — на глуби не до 6000 метров. Глубоководный якорь, опускающийся на глубину до 2000 метров, дает возможность делать продолжительные стоянки в открытом море, вдали от берегов. Судно оборудовано также морски ми вертушками для определения на правления течений и приборами для определения скорости ветра. На бор ту имеются морские батометры и глубоководные термометры, тралы различных систем, захлопывающие ся планктонные сеги и много дру гих приборов для сбора морских жи вотных и растений. Для регистрации проходящих косяков рыбы установ лен эхолот. 'Отличная техника, которой осна щено экспедиционное судно, и соз данные на нем хорошие бытовые условия для1 экипажа и научных сотрудников будут способствовать лучшему выполнению задач, постав ленных перед коллективом судна «Академик А. Ковалевский». И. о. редактора Б. М. МОИЖЕС. Адрес реда г. Мурманск,^ рыбный порт, здание управления рыбокомбината, 3 этаж. Телефоны: редактор, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96 промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33. Типография «Полярной прівды». Зак, 421 Тир. 3.500 ПН 00037
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz