Рыбный Мурман. 1957 г. Февраль.

№ 19 (569) 12 февраля 1957 г. Р . Ы Б Й Ы И М У Р М А Н 3 Перспективы тралового промысла в феврале В январе текущего года промыс­ ловая обстановка в Баренцевом море была очень сложной. Несмотря на уменьшение плана добычи рыбы на d 50 тысяч центнеров, январское вадание траловым флотом выполнено только на 68 процентов, «недолов со­ ставил более 70 тысяч центнеров. Очень затруднили траловый лов в Баренцевом море исключительно леблагопрпятные метеорологические условия: по официальным данным, около 40 процентов общего промыс­ лового времени было потеряно из-за штормов, а если принять во внима­ ние, что нередко траления произво­ дились при весьма свежей погоде и іне могли считаться полноценными, ети потери намного увеличатся. .Однако, несомненно и то, что ни в одном из районов Баренцева моря, использованных в январе для тра­ лового промысла и обследованных поисковым флотом, не было кон­ центраций рыбы, обеспечивающих выполнение плана. Хорошая про­ мысловая обстановка наблюдалась аишь в районе «Свердловска» (близ берегов Канады), где средний улов на час траления достигал более 2-5 центнеров. Но в этом районе в тече­ ние января рефрижераторные суда только накапливались; общее их ко­ личество было столь невелико по сравнению с судами, работающими в Баренцевом море, что их успех не мог покрыть недолова в основном районе промысла. В 1957 году и в ближайшие годы запасы донных рыб в Ба­ ренцевом море будут находиться на более низком уровне, чем в 1954 и 1955 гг., которые были исключи­ тельными по благоприятному соче­ танию я составу промыслового стада и его распределению на промысловой акватории. Вследствие убыли рыб л . возрастов (поколений 1947, 1948 и 1949 гг.) и недоста­ точно полноценного пополнения мо­ лодыми рыбами (поколений 1952 и (1953 гг.) запасы ухудшатся и по сравнению с 1956 г. Дальнейшее значительное увели­ чение добычи рыбы требует более планомерного и активного использо­ вания траловым флотом северо-за­ падных районов, до сих пор облав­ ливающихся от случая к случаю, а также освоения северо-западного по­ бережья Норвегии и районов Север­ ной Атлантики. Все ѳти задачи свя- ваны с отказом от увеличения числа паровых траулеров с 15— 18-суточ­ ными сроками плавания, которые в предшествующие, а более крупная будет сравнительно быстро перехо­ дить к западу или, вслед за мойвой, в берегам. В соответствии с указанными предложениями наибольшее внима­ ние поисковиков должно быть обра­ щено на Медвежинскую банку и ближние западные районы. Для своевременного обнаружения начала подходов мойвенной трески к бере­ там должна быть усилена разведка в прибрежной зоне. і- Несмотря на неудачу январских рейсов поисковых траулеров к севе- могут работать только в южной ча- цю-западному побережью^ Норвегии сти моря, и пополнением флота необходимо продолжить обследование только за счет судов, имеющих срок ртого района. По данным норвеж- плавания и скорость, позволяющие ск,ой статистики, уже в^ прошлом работать в любых районах Северной году подходы нерестовой трески Атлантики. В каких же условиях будет вес­ тись траловый промысел в феврале? Вследствие начавшегося охлажде­ ния придонных слоев воды во всех промысловых районах и все более определяющегося подхода мойвы в (районы южной части, моря, лежащие на ее путях к берегам, в Баренцевом шоре следует ожидать улучшения промысловой обстановки и нараста­ ния концентраций. Наилучшие условия для скопле­ ний рыбы должны быть на западном и южном склонах Медвежинской банки и в ближних западных райо­ нах (от Демидовской до Мурманской банки). Е концу месяца возможен подход рыбы (вслед ва мойвой) к берегам, и, прежде всего, к западной части, побережья (Вильдинская, Ры­ бачья, Финмаркенская банки). В центральных районах (особенно в северной части Мурманского мел­ ководья и примыкающих к нему) также можно ожидать'* увеличения іконцентраций рыбы, но здесь они могут быть менее стойкими. Мелкой рыбы, образующей в центральных районах наибольшие скопления, в этом году значительно меньше, чем рыли значительно іболыпими, чем за последние 4— 5 лет. В текущем го­ ду они должны еще 'более возрасти в связи с тем, что сейчас созрела основная часть трех урожайных по­ колений 1947, 1948 и 1949 гг. Преднерестовые концентрации рыб ртих поколений должны обеспечить хорошие уловы в районе от Маланг- банки до Алдей-банки. В районе «Свердловска» продол­ жают удерживаться высокие уловы морского окуня. Всю группу рефри­ жераторных траулеров необходимо держать в этом районе. Одновремен­ но е этим, надо активизировать об­ следование соседних районов, в частности Ньюфаундлендскую банку. Ѳто совершенно неотложно на слу­ чай серьезного ухудшения ледовой обстановки в районе работы группы. іК тому же на Ньюфаундлендской банке приближается время обычного трескового промысла иностранными траулерами, опыт которых необходи­ мо в полной мере использовать. В. ТРАВИН. Заведующий лабораторией донных рыб ПИНРО, кан­ дидат биологических наук. К П Приближается начало (весенней путины. К этому ответственному пе­ риоду наша артель начала деятель­ но готовиться заранее. Так, коман­ да сейнера № 52,55 за 25 дней про­ вела профилактический ремонт судо­ вой техники. Моряки, не теряя вре­ мени, подготовили орудия лоша. В конце января этот сейнер первым в юолхоее ушел на промысел. В это же время проводился про­ филактический ремонт другого суд­ на — сейнера № 5285. Команда за две с половиной декады, осуществи- У Т И Н Е П О Т О + ВЫ •БЕСЕДА С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ РЫБОЛОВЕЦКОГО КОЛХОЗА «УДАРНИК» т о в . к о с и н о в ы м ла чистку главного двигателя, вы­ полнила. другие .работы. Мастер по. добыче с матросами подготовили про- мыслоівое (вооружение. Однако сейнер в море в срок не ушел: задержали его шефы — коллектив Абрам-мыс- ских судоремонтных мастерских, не­ своевременно отремонти'ровайпшш мо­ топомпу. С выходом .на промысел ры­ баки та® решили шести лов, чтобы наверстать упущенное время. іКоллектив Териберских судоре­ монтных мастерских помог нашей ар­ тели, своевременно отремонтировав остальные аіва судна — «Туман» и «Долгий». Сейчас на них мастера по добыче тт. Пваню® я Байков, матро­ сы тт. Бачин, Казарин, Моряков и Павлов готовят к работе орудия ло­ ва. Вся подготовка проводится с та­ ким расчетом, чтобы суда вышли в море не позднее 15 февраля. На Мурманском рыбокомбинате работает технический каби­ нет, основной задачей которого является пропаганда передового опыта, новых методов труда, достижений рационализаторов и нова­ торов производства. На снимке: инженер-конструктор А. П. ПОЛЯКОВА проводит в техкабинете групповую консультацию для механиков завода и nej- хов по допускам и посадкам, применяемым в машиностроительной промышленности. Фото Б. Алексеева. Новая техникадля заводов рыбокомбината Над столами, покрытыми белой чертежной бумагой и калькой, склонились инженеры и техники конструкторского отдела. По чертежам, разработанным конструкторами, в эксперимен­ тальной мастерской производят­ ся детали и машины. —Напряженно трудится в эти дни коллектив конструкторского отдела и экспериментальной ма­ стерской, — говорит старший маетер Михаил Васильевич, — выполняя большую и сложную ра­ боту по реконструкции кон­ сервного завода. Коллектив подсчитал свои возможности, детально обсудил задание и, претворяя в жизнь ре­ шения декабрьского Пленума ЦК КПСС, обязался выполнить его досрочно. За это время конструк­ торы в короткий срок разработа­ ли проект реконструкции кон­ сервного завода, с необходимыми чертежами, схемами и эскизами. Особенно хорошо потрудились над составлением проекта кон­ структоры т. т. Лишницкий, Палькин, Цвылев, Полякова. С большим опережением гра­ фика выполняют задания брига­ ды слесарей тт. Столетова и Моисеева. Средняя производи­ тельность труда в этих бригадах составляет 140—160 процентов. Токари тт. Исаев и Кобелев каждый день выполняют по 2— 2,5 задания. При реконструкции консервно­ го завода в рыборазделочном от­ делении будет установлено шесть плавникорезок, два рыборазде­ лочных и пластинчатых тран­ спортера. Для сбивки тузлука с рыбы установлено вибросито. В обжарочном отделении уже готовы к эксплуатаций два шка­ фа для охлаждения рыбы после обжарки. Для заливки консервов-маслом в расфасовочном отделении идет монтаж двух соусонаполнителей, две машины будут осуществлять подачу банок. Полностью реконструировано автоклавное отделение. В нем до­ полнительно установлены два автоклава, готовы шесть автома­ тических стерилизаторов систе­ мы Бабенкова. Проложен новый монорельс для электротельферов, сделано три поворотных круга для перемещения автоклавных сеток с консервами. 15 февраля все работы по ре­ конструкции должны быть за­ кончены. Завод будет выпускать каждые сутки 90 тысяч банок консервов, вместо 70 тысяч, из­ готовлявшихся ранее. На 1,5 процента снизится себестоимость продукции и улучшится качество: Сейчас конструкторы разраба­ тывают эскизные проекты для дальнейшего наращивания мощ­ ности предприятий комбината. Л. АНТОНОВ. чик (есть такая должность в бюро. Загрузчик — непосредственный помощник технолога, исполнитель его поручений) наряд, передал его, например, токарю. А что должен делать токарь? Вы думаете, изго­ товить указанную в наряде де­ таль? В конечном итоге — да, но вначале он должен (а точнее не должен, это не его дело) снять размеры с образца или с сопрягае­ мой детали, подчас найти мате­ риал, продумать технологический процесс выполнения заданного из­ делия. Как это отражается на работе токарей, показывают такие факты. Прежде всего надо отметить, что технологи часто боятся (другого слова не найдешь!) определить размеры ответственных деталей и указывать их в наряде. А вдруг ошибешься? Вот почему в нарядах нередко появляются или «липо­ вые» размеры (только для опреде­ ления стоимости выполненной ра­ боты), или отметки «изготовить по образцу», «изготовить по месту»... Все отдается на откуп токарю. Правильно определит он размеры (на что израсходует немало време­ ни) — хорошо, ошибется, «запо­ рет» деталь — окажется в числе бракоделов, понесет за это наказа­ ние. А технолог? Он умывает ру­ ки, его хата с краю... Что говорят в подтверждение сказанного факты? Вот наряд № 16615, (по заказу № 714002, траулер «Узбекистан»). Работа по нему была 28 января с. г. поруче-І В частных разговорах производ- на токарю тов. Шадрину. Указан- ] ственников на эти темы нет-нет да ные в наряде размеры поршня ди­ намо-машины не соответствуют действительным, даны только для определения стоимости работы. Токарь самостоятельно определил размеры. В этот же день ему была пору­ чена другая работа по этому же кораблю (наряд № 16970, заказ; № 714002). В наряде было напи-* £ " ‘бюоо Р Я Н Г Ѵ п ѵ л и о п т о п м і ѵ т . ! ВСв ОЮрО. и проскользнет предложение: вы­ делить одного технолога специаль­ но для снятия размеров деталей, освободив от этой работы других специалистов планово-распредели­ тельного бюро. А кто на это согла­ сится? Вряд ли найдется такой работник (даже если его труд бу­ дет хорошо оплачиваться), чтобы взять на себя ответственность за „^ПГ “ЗВеС, ТИокончаГ ьную і Выход один: все технологи /irJat nLu а котельной донки J дояжны перестроить свою работу, сЯу с т а н о в к о й ' Г т о к Г в | S Z L b ^ T ™ “ “УЛЬТУРУ центрах» А какая же это «окончательная» обработка? Опять все отдается на откуп токарю: ТЕори, действуй! Ошибешься — ответишь. В итоге рабочий теряет впустую много времени. Вместо того, чтобы полу­ чить от технологов хорошо офор­ мленный наряд-(с точными разме­ рами, с приложенными к нему эскизами, с описанием последова­ тельности операций и т. д.) и ма­ териал для изготовления детали, и изучив задание, немедленно, а подчас — и заранее подготовить инструмент и начать работу, то­ карь вынужден заниматься опреде­ лением размеров (на это в смену нередко при сложном задании ухо­ дит час — два), искать материалы, уточнять технологический про­ цесс.. А станок в это время про­ стаивает. за производства на своем участке, обеспечивая выполнение заданий по судоремонту на высоком уров­ не. Дело чести инженерно-техни- е ческих работников — дать рабо­ чим грамотную техническую до­ кументацию, освободить их от всех лишних забот, о которых здесь рассказано. Сейчас такие к«£ры администра­ цией принимаются, но пока серь­ езных перемен к лучшему не за- I эдетно. Так, 5 февраля токарь тов. Кочкин по наряду № 18509 (заказ № 702102 по траулеру «Тралмей­ стер») должен был расточить буге­ ля главной машины, определив конфигурацию протачиваемой ча­ ста детали по шаблону. Слесари бригады тов. Фурина изготовили шаблон, собрали бугель и отдали его на расточку. И тут обнаружи­ лось, что сборка была сделана ллохо. На исправление ошибки уш­ ло часа полтора. В это время то­ карь простаивал. Загрузчик тов. Кириллов, ответ­ ственный за выполнение этого за­ каза, не проконтролировал хода работ, пустил дело на самотек. А таких упущений в труде техноло­ гов и загрузчиков еще немало. * * * Анализируя только что приве­ денный пример, следует обратить внимание и на то, что на кораблях тралового флота еще не нашла широкой поддержки инициатива моряков траулера «Соловецкий». Известно, что они недавно помогли сократить сроки междурейсовой стоянки, разобрав до прихода в порт траловую лебедку, подлежа­ щую ремонту, сообщив по радио данные о деталях, которые можно было заготовить заранее. Механики траулера «Тралмей­ стер» также могли снять размеры бугелей (это сделали сами судоре­ монтники), подготовить шаблон, произвести разборку этого узла главной машины сразу же по при­ ходу в порт. В этой связи не будет лишним еще раз напомнить об одном круп­ ном резерве производства. Извест­ но, что ремонтируя однотипные корабли, завод должен иметь неко­ торый запас наиболее ходовых де­ талей (т. е. тех, что быстрее всего изнашиваются и подвергаются восстановлению). Много было на предприятии •разговоров о созда­ нии склада полуфабрикатов, одна­ ко его так и нет до сих пор. А цехи порой *■ загружены недо­ статочно и могли бы изготовлять детали в запас, на склад. Напри­ мер, кузнечный цех может, в. на­ стоящее вреМя выпускать допол­ нительно кили для траловых до­ сок. шестигранники, фланцы к тру­ бам, болты разных размеров для траловых досок и горловин уголь­ ных бункеров, пальцы подвесных роликов и многое другое. Много изделий мог бы дать коллектив механического цеха и других участков производства. Партийная организация -завода неоднократно занималась всеми указанными здесь вопросами. Од­ нако мало одних хороших реше­ ний, надо, наконец, добиться вы­ полнения их. В этом судоремонт­ никам должны помочь экипажи су­ дов, руководители, инженерно-тех­ нические работники управлений флотов. Поднять судоремонт на более высокий уровень, ликвидировать укоренившиеся на производстве серьезные недостатки — общая задача коллективов береговых предприятий и моряков. Для вы­ полнения этой задачи есть все воз­ можности. Надо их использовать. Корабли — на промысел! Каж­ дый сэкономленный в порту час — это дополнительно выловленные центнеры, тонны рыбы! П. БЫСТРОУМОВ. і

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz