Рыбный Мурман. 1957 г. Февраль.
№ 19 (569) 12 февраля 1957 г. Р . Ы Б Й Ы И М У Р М А Н 3 Перспективы тралового промысла в феврале В январе текущего года промыс ловая обстановка в Баренцевом море была очень сложной. Несмотря на уменьшение плана добычи рыбы на d 50 тысяч центнеров, январское вадание траловым флотом выполнено только на 68 процентов, «недолов со ставил более 70 тысяч центнеров. Очень затруднили траловый лов в Баренцевом море исключительно леблагопрпятные метеорологические условия: по официальным данным, около 40 процентов общего промыс лового времени было потеряно из-за штормов, а если принять во внима ние, что нередко траления произво дились при весьма свежей погоде и іне могли считаться полноценными, ети потери намного увеличатся. .Однако, несомненно и то, что ни в одном из районов Баренцева моря, использованных в январе для тра лового промысла и обследованных поисковым флотом, не было кон центраций рыбы, обеспечивающих выполнение плана. Хорошая про мысловая обстановка наблюдалась аишь в районе «Свердловска» (близ берегов Канады), где средний улов на час траления достигал более 2-5 центнеров. Но в этом районе в тече ние января рефрижераторные суда только накапливались; общее их ко личество было столь невелико по сравнению с судами, работающими в Баренцевом море, что их успех не мог покрыть недолова в основном районе промысла. В 1957 году и в ближайшие годы запасы донных рыб в Ба ренцевом море будут находиться на более низком уровне, чем в 1954 и 1955 гг., которые были исключи тельными по благоприятному соче танию я составу промыслового стада и его распределению на промысловой акватории. Вследствие убыли рыб л . возрастов (поколений 1947, 1948 и 1949 гг.) и недоста точно полноценного пополнения мо лодыми рыбами (поколений 1952 и (1953 гг.) запасы ухудшатся и по сравнению с 1956 г. Дальнейшее значительное увели чение добычи рыбы требует более планомерного и активного использо вания траловым флотом северо-за падных районов, до сих пор облав ливающихся от случая к случаю, а также освоения северо-западного по бережья Норвегии и районов Север ной Атлантики. Все ѳти задачи свя- ваны с отказом от увеличения числа паровых траулеров с 15— 18-суточ ными сроками плавания, которые в предшествующие, а более крупная будет сравнительно быстро перехо дить к западу или, вслед за мойвой, в берегам. В соответствии с указанными предложениями наибольшее внима ние поисковиков должно быть обра щено на Медвежинскую банку и ближние западные районы. Для своевременного обнаружения начала подходов мойвенной трески к бере там должна быть усилена разведка в прибрежной зоне. і- Несмотря на неудачу январских рейсов поисковых траулеров к севе- могут работать только в южной ча- цю-западному побережью^ Норвегии сти моря, и пополнением флота необходимо продолжить обследование только за счет судов, имеющих срок ртого района. По данным норвеж- плавания и скорость, позволяющие ск,ой статистики, уже в^ прошлом работать в любых районах Северной году подходы нерестовой трески Атлантики. В каких же условиях будет вес тись траловый промысел в феврале? Вследствие начавшегося охлажде ния придонных слоев воды во всех промысловых районах и все более определяющегося подхода мойвы в (районы южной части, моря, лежащие на ее путях к берегам, в Баренцевом шоре следует ожидать улучшения промысловой обстановки и нараста ния концентраций. Наилучшие условия для скопле ний рыбы должны быть на западном и южном склонах Медвежинской банки и в ближних западных райо нах (от Демидовской до Мурманской банки). Е концу месяца возможен подход рыбы (вслед ва мойвой) к берегам, и, прежде всего, к западной части, побережья (Вильдинская, Ры бачья, Финмаркенская банки). В центральных районах (особенно в северной части Мурманского мел ководья и примыкающих к нему) также можно ожидать'* увеличения іконцентраций рыбы, но здесь они могут быть менее стойкими. Мелкой рыбы, образующей в центральных районах наибольшие скопления, в этом году значительно меньше, чем рыли значительно іболыпими, чем за последние 4— 5 лет. В текущем го ду они должны еще 'более возрасти в связи с тем, что сейчас созрела основная часть трех урожайных по колений 1947, 1948 и 1949 гг. Преднерестовые концентрации рыб ртих поколений должны обеспечить хорошие уловы в районе от Маланг- банки до Алдей-банки. В районе «Свердловска» продол жают удерживаться высокие уловы морского окуня. Всю группу рефри жераторных траулеров необходимо держать в этом районе. Одновремен но е этим, надо активизировать об следование соседних районов, в частности Ньюфаундлендскую банку. Ѳто совершенно неотложно на слу чай серьезного ухудшения ледовой обстановки в районе работы группы. іК тому же на Ньюфаундлендской банке приближается время обычного трескового промысла иностранными траулерами, опыт которых необходи мо в полной мере использовать. В. ТРАВИН. Заведующий лабораторией донных рыб ПИНРО, кан дидат биологических наук. К П Приближается начало (весенней путины. К этому ответственному пе риоду наша артель начала деятель но готовиться заранее. Так, коман да сейнера № 52,55 за 25 дней про вела профилактический ремонт судо вой техники. Моряки, не теряя вре мени, подготовили орудия лоша. В конце января этот сейнер первым в юолхоее ушел на промысел. В это же время проводился про филактический ремонт другого суд на — сейнера № 5285. Команда за две с половиной декады, осуществи- У Т И Н Е П О Т О + ВЫ •БЕСЕДА С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ РЫБОЛОВЕЦКОГО КОЛХОЗА «УДАРНИК» т о в . к о с и н о в ы м ла чистку главного двигателя, вы полнила. другие .работы. Мастер по. добыче с матросами подготовили про- мыслоівое (вооружение. Однако сейнер в море в срок не ушел: задержали его шефы — коллектив Абрам-мыс- ских судоремонтных мастерских, не своевременно отремонти'ровайпшш мо топомпу. С выходом .на промысел ры баки та® решили шести лов, чтобы наверстать упущенное время. іКоллектив Териберских судоре монтных мастерских помог нашей ар тели, своевременно отремонтировав остальные аіва судна — «Туман» и «Долгий». Сейчас на них мастера по добыче тт. Пваню® я Байков, матро сы тт. Бачин, Казарин, Моряков и Павлов готовят к работе орудия ло ва. Вся подготовка проводится с та ким расчетом, чтобы суда вышли в море не позднее 15 февраля. На Мурманском рыбокомбинате работает технический каби нет, основной задачей которого является пропаганда передового опыта, новых методов труда, достижений рационализаторов и нова торов производства. На снимке: инженер-конструктор А. П. ПОЛЯКОВА проводит в техкабинете групповую консультацию для механиков завода и nej- хов по допускам и посадкам, применяемым в машиностроительной промышленности. Фото Б. Алексеева. Новая техникадля заводов рыбокомбината Над столами, покрытыми белой чертежной бумагой и калькой, склонились инженеры и техники конструкторского отдела. По чертежам, разработанным конструкторами, в эксперимен тальной мастерской производят ся детали и машины. —Напряженно трудится в эти дни коллектив конструкторского отдела и экспериментальной ма стерской, — говорит старший маетер Михаил Васильевич, — выполняя большую и сложную ра боту по реконструкции кон сервного завода. Коллектив подсчитал свои возможности, детально обсудил задание и, претворяя в жизнь ре шения декабрьского Пленума ЦК КПСС, обязался выполнить его досрочно. За это время конструк торы в короткий срок разработа ли проект реконструкции кон сервного завода, с необходимыми чертежами, схемами и эскизами. Особенно хорошо потрудились над составлением проекта кон структоры т. т. Лишницкий, Палькин, Цвылев, Полякова. С большим опережением гра фика выполняют задания брига ды слесарей тт. Столетова и Моисеева. Средняя производи тельность труда в этих бригадах составляет 140—160 процентов. Токари тт. Исаев и Кобелев каждый день выполняют по 2— 2,5 задания. При реконструкции консервно го завода в рыборазделочном от делении будет установлено шесть плавникорезок, два рыборазде лочных и пластинчатых тран спортера. Для сбивки тузлука с рыбы установлено вибросито. В обжарочном отделении уже готовы к эксплуатаций два шка фа для охлаждения рыбы после обжарки. Для заливки консервов-маслом в расфасовочном отделении идет монтаж двух соусонаполнителей, две машины будут осуществлять подачу банок. Полностью реконструировано автоклавное отделение. В нем до полнительно установлены два автоклава, готовы шесть автома тических стерилизаторов систе мы Бабенкова. Проложен новый монорельс для электротельферов, сделано три поворотных круга для перемещения автоклавных сеток с консервами. 15 февраля все работы по ре конструкции должны быть за кончены. Завод будет выпускать каждые сутки 90 тысяч банок консервов, вместо 70 тысяч, из готовлявшихся ранее. На 1,5 процента снизится себестоимость продукции и улучшится качество: Сейчас конструкторы разраба тывают эскизные проекты для дальнейшего наращивания мощ ности предприятий комбината. Л. АНТОНОВ. чик (есть такая должность в бюро. Загрузчик — непосредственный помощник технолога, исполнитель его поручений) наряд, передал его, например, токарю. А что должен делать токарь? Вы думаете, изго товить указанную в наряде де таль? В конечном итоге — да, но вначале он должен (а точнее не должен, это не его дело) снять размеры с образца или с сопрягае мой детали, подчас найти мате риал, продумать технологический процесс выполнения заданного из делия. Как это отражается на работе токарей, показывают такие факты. Прежде всего надо отметить, что технологи часто боятся (другого слова не найдешь!) определить размеры ответственных деталей и указывать их в наряде. А вдруг ошибешься? Вот почему в нарядах нередко появляются или «липо вые» размеры (только для опреде ления стоимости выполненной ра боты), или отметки «изготовить по образцу», «изготовить по месту»... Все отдается на откуп токарю. Правильно определит он размеры (на что израсходует немало време ни) — хорошо, ошибется, «запо рет» деталь — окажется в числе бракоделов, понесет за это наказа ние. А технолог? Он умывает ру ки, его хата с краю... Что говорят в подтверждение сказанного факты? Вот наряд № 16615, (по заказу № 714002, траулер «Узбекистан»). Работа по нему была 28 января с. г. поруче-І В частных разговорах производ- на токарю тов. Шадрину. Указан- ] ственников на эти темы нет-нет да ные в наряде размеры поршня ди намо-машины не соответствуют действительным, даны только для определения стоимости работы. Токарь самостоятельно определил размеры. В этот же день ему была пору чена другая работа по этому же кораблю (наряд № 16970, заказ; № 714002). В наряде было напи-* £ " ‘бюоо Р Я Н Г Ѵ п ѵ л и о п т о п м і ѵ т . ! ВСв ОЮрО. и проскользнет предложение: вы делить одного технолога специаль но для снятия размеров деталей, освободив от этой работы других специалистов планово-распредели тельного бюро. А кто на это согла сится? Вряд ли найдется такой работник (даже если его труд бу дет хорошо оплачиваться), чтобы взять на себя ответственность за „^ПГ “ЗВеС, ТИокончаГ ьную і Выход один: все технологи /irJat nLu а котельной донки J дояжны перестроить свою работу, сЯу с т а н о в к о й ' Г т о к Г в | S Z L b ^ T ™ “ “УЛЬТУРУ центрах» А какая же это «окончательная» обработка? Опять все отдается на откуп токарю: ТЕори, действуй! Ошибешься — ответишь. В итоге рабочий теряет впустую много времени. Вместо того, чтобы полу чить от технологов хорошо офор мленный наряд-(с точными разме рами, с приложенными к нему эскизами, с описанием последова тельности операций и т. д.) и ма териал для изготовления детали, и изучив задание, немедленно, а подчас — и заранее подготовить инструмент и начать работу, то карь вынужден заниматься опреде лением размеров (на это в смену нередко при сложном задании ухо дит час — два), искать материалы, уточнять технологический про цесс.. А станок в это время про стаивает. за производства на своем участке, обеспечивая выполнение заданий по судоремонту на высоком уров не. Дело чести инженерно-техни- е ческих работников — дать рабо чим грамотную техническую до кументацию, освободить их от всех лишних забот, о которых здесь рассказано. Сейчас такие к«£ры администра цией принимаются, но пока серь езных перемен к лучшему не за- I эдетно. Так, 5 февраля токарь тов. Кочкин по наряду № 18509 (заказ № 702102 по траулеру «Тралмей стер») должен был расточить буге ля главной машины, определив конфигурацию протачиваемой ча ста детали по шаблону. Слесари бригады тов. Фурина изготовили шаблон, собрали бугель и отдали его на расточку. И тут обнаружи лось, что сборка была сделана ллохо. На исправление ошибки уш ло часа полтора. В это время то карь простаивал. Загрузчик тов. Кириллов, ответ ственный за выполнение этого за каза, не проконтролировал хода работ, пустил дело на самотек. А таких упущений в труде техноло гов и загрузчиков еще немало. * * * Анализируя только что приве денный пример, следует обратить внимание и на то, что на кораблях тралового флота еще не нашла широкой поддержки инициатива моряков траулера «Соловецкий». Известно, что они недавно помогли сократить сроки междурейсовой стоянки, разобрав до прихода в порт траловую лебедку, подлежа щую ремонту, сообщив по радио данные о деталях, которые можно было заготовить заранее. Механики траулера «Тралмей стер» также могли снять размеры бугелей (это сделали сами судоре монтники), подготовить шаблон, произвести разборку этого узла главной машины сразу же по при ходу в порт. В этой связи не будет лишним еще раз напомнить об одном круп ном резерве производства. Извест но, что ремонтируя однотипные корабли, завод должен иметь неко торый запас наиболее ходовых де талей (т. е. тех, что быстрее всего изнашиваются и подвергаются восстановлению). Много было на предприятии •разговоров о созда нии склада полуфабрикатов, одна ко его так и нет до сих пор. А цехи порой *■ загружены недо статочно и могли бы изготовлять детали в запас, на склад. Напри мер, кузнечный цех может, в. на стоящее вреМя выпускать допол нительно кили для траловых до сок. шестигранники, фланцы к тру бам, болты разных размеров для траловых досок и горловин уголь ных бункеров, пальцы подвесных роликов и многое другое. Много изделий мог бы дать коллектив механического цеха и других участков производства. Партийная организация -завода неоднократно занималась всеми указанными здесь вопросами. Од нако мало одних хороших реше ний, надо, наконец, добиться вы полнения их. В этом судоремонт никам должны помочь экипажи су дов, руководители, инженерно-тех нические работники управлений флотов. Поднять судоремонт на более высокий уровень, ликвидировать укоренившиеся на производстве серьезные недостатки — общая задача коллективов береговых предприятий и моряков. Для вы полнения этой задачи есть все воз можности. Надо их использовать. Корабли — на промысел! Каж дый сэкономленный в порту час — это дополнительно выловленные центнеры, тонны рыбы! П. БЫСТРОУМОВ. і
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz