Рыбный Мурман. 1957 г. Февраль.
4 Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н № 17 (567) 7 февраля 1957 г. Почему происходят заверты трала и как с ними бороться (Окончание. Начало см. на 3 стр.). трала будет ничтожным, что при ведет к провисанию сетей и проло- ву. Уменьшение горизонтального раскрытия трала и связанное с этим провисание сетей, в результа те влияния сильных боковых тече ний на распор досок, собственно и является одной из основных причин больших порывов тралов в приб режных районах. Производить тра ление против сильного течения сле дует также избегать, так как в этом случае скорость движения трала относительно дна будет ма ла, следовательно, и улов окажет ся ничтожным. При. проектирова нии траловых досок необходимо учитывать эти обстоятельства и добиваться такой их гидродинами ческой компановки, чтобы они при всех неблагоприятных промысло вых условиях стремились восста навливать свой оптимальный угол атаки и таким образом обеспечи вали постоянное и хорошее рас крытие трала. 7. Авторотации особенно под вержены траловые доски несим метричной формы относительно продольной оси X, и в особенно сти при косом их обтекании, про исходящем во время спуска трала (рис 5). Поэтому при проектировании траловых досок всегда следует учитывать это обстоятельство и принимать такую форму доски, ко торая бы при косом обтекании не теряла своей поперечной устойчи вости. * * * Получив в результате выпол ненных продувок необходимые аэродинамические характеристи ки разных систем траловых досок, мы имеем теперь возможность оп ределить (практические углы ата ки для досок, находящихся на во оружении флота, при которых бу дет устранено их самовращение и будет достигнуто наибольшее рас крытие трала, при соблюдении всех остальных промыслово-тех нических условий, которые были здесь изложены. На основании .кривых коефи- циентов распорной силы С у (рис. 1) практические углы атаки для существующих систем траловых досок должны быть следующими: для прямоугольных траловых досок — 37 — 39; для овальных однощельных до сок — 34 — 36°; для овальных многощелевых досок — 38 — 40°. Инженер Р. МАТРОСОВ. ГордосшЬ Ли Чен-туна ' Посмотрите этот фильм ш щ „ П р о л о г а Кабардинская АССР, В Нальчике живет один из ветера- нов китайского красногвардейского отряда то®. Ли Чен-тун (И. И. Моисеенко). В 1916 году, в разгар империалистической войны, тов. Ли Чен-тун в числе 12 тысяч завербованных китайских рабочих приехал в нашу страну. Вместе с русскими лесорубами ,он трудился под Петроградом, а когда вспыхнула Великая Ок тябрьская революция, встал на защиту ее завоеваний. Револю ционные события забросили Ли Чен-туна на Северный Кавказ, где весной 1918 года по инициативе С. М. Кирова был создан красногвардейский отряд из китайских рабочих. С этим отря дом Ли Чен-тун прошел сквозь огонь гражданской войны, му жественно .сражаясь против белогвардейцев и 'интервентов. В тяжелые годы послевоенной разрухи тов. Ли Чен-тун восста навливал шахты Донецкого бассейна, а потом переехал в Ка- барду и работал на Нальчикском машиностроительном заводе. В 1929 году он вступил в ряды Коммунистической партии Со ветского Союза. Сейчас тов. Ли Чен-туну 61 год, он пенсио нер, живет в Нальчике, окруженный заботой и вниманием со ветской общественности. Тов. Ли Чен-тун говорит: — Я горжусь тем, что с оружием в руках защищал завое вания Великого Октября, и счастлив, что принимал участие в строительстве первого в мире социалистического государства, по пути которого идет великий Китай. На снимке: юные художники Нальчинского Дома пионе ров в гостях у тов. Ли Чен-туна. Фото А. Ткаченко. Фотохроника ТАСС. Производственникиобсуждаютколлективный договор Героем нового фильма «Про-| глубоко верит в народ, в массы, в лог», поставленного на студии их революционную силу. И кадры На днях на первом участке рыб ного порта состоялось рабочее со брание, посвященное обсуждению выполнения обязательств по кол лективному договору за 1956 год и ■принятию нового проекта ко.тдого вора на 1957 год. Выступавшие на собрании груз чики и механизаторы отметили ряд недостатков в этом деле. Они указы вали в частности, что руководители порта до сих пор еще не наладили стке занимаю* не по назначению красный уголок. Это затрудняет воз можность портовикам во время пе ресменок и после работы прочесть газету, сыграть в шашки и домино. Мало что делает руководство пор та и по внедрению в производство металлической стампы, хотя приме нение ее в отдельных' случаях дало положительные результаты. Все предложения грузчиков и ме ханизаторов были обсуждены и вне- своевременной выдачи портовикам сены в новый проект коллективно- расчетных листков; на первом уча - 1 го договора на 1957 год. «Мосфильм^ режиссером Е. Дзи- ганом іпо сценарию А. Штейна, яв ляется народ. О революционной борьбе пролетариата в незабывае мом 1905 году, о героическом подвиге московских и питерских рабочих, которые под руководст вом ленинской партии нанесли первый сокрушительный удар по самодержавию, рассказывает эта картина. Мы видим на экране, как люд ская лавина — старики, мужчины и женщины с детьми на руках,— преисполненные верой в царя, в солнечное утро 9 января идут на Дворцовую площадь. И вот солда ты преграждают путь к Зимнему дворцу. Раздается первый залп. Сухо трещат винтовочные выстре лы, и люди, изумленные, испуган ные, в ужасе откатываются назад. На снегу остаются первые уби тые. Но выстрелы не утихают, и скоро уже вся площадь покрыта трупами. Так встретил царь мир ное шествие рабочих людей. И они начішают прозревать. Слы шится гневный возмущенный го лос: — Как царь с нами, так и мы с царем! На снег падает портрет само держца, в переулках стихийно воз никают баррикады, люди берутся за булыжник, взвивается красный флаг. Народ, полный ненависти к царю и его сатрапам, поднимается на борьбу за свою свободу. В центре нашего внимания семья рабочего Путиловского заво да Круглова. Сначала он ярый сторонник «миротворца» Талона. Никакие уговоры дочери-револю ционерки Марфы не могут поко лебать в нем веры в царя-батюш- ку. На Дворцовую площадь Круг лов идет со своей младшей доч кой Настенькой. Он не опускает с рук «вою любимицу, почти сов сем крошку. Но вот солдатская пуля, пуля тех, ікого царь заставил расстреливать мирных безоруж ных людей, сразила Настеньку. И старый путиловец постепенно на чинает понимать ту великую прав ду, которую несут народу больше вики — его дочь Марфа, Федор, — партия рабочего класса, ее вождь Владимир Ильич Ленин. Владимир Ильич ясно предви дит будущий приход Круглова и тысяч таких же, как он, подавлен ных гнетом рабочих в партию, к революционной борьбе. Ленин фильма подтверждают гениальную прозорливость Ильича. Большой и трудный путь проходит рабочий Матвей Круглов (с этой ролью очень хорошо справится артист В. Соловьев). Это путь от расте рянности и подавленности к сти хийному протесту против гнета и эксплуатации и затем от бессозна тельного -еще протеста к активной революционной борьбе. В этой борьбе деятельно участ вует и дочь Круглова — Марфа. Обаятельный образ самоотвержен ного и преданного борца за свобо ду и народное счастье создает ар тистка И. Кондратьева. Марфа бесстрашна, настойчива, верит в торжество того дела, за которое борется вместе со своими товари щами, большевиками. Под влия нием ее простых, доходчивых, но убедительных слов крестьянин Фи лимонов, одетый в солдатскую шинель и сделавшийся верным слугой царя, становится револю ционером. Образ «пензенского» солдата Филимонова — несомнен ная удача артиста П. Винника. Роль В. И. Ленина в кинокарти не «Пролог» исполняет артист Н. Плотников. Он достигает боль шого портретного сходства, но в некоторых кадрах несколько сухо ват. Кстати говоря, у актера не было большого сценарного мате риала для многогранной обрисовки образа В. И. Ленина. Главное достоинство фильма заключается в том, что создано монументальное исторчночреволю- циюнное інинополотяо, что творче: ский коллектив воссоздал события бурного 1905 года, явившегося прологом Великой Октябрьской социалистической революции. И поэтому очень закономерен финал фильма. В заключительных кадрах мы видим штурм Зимнего дворца, участников первой русской рево люции Матвея и Марфу Кругло вых, солдата Филимонова, мы слы шим, как Владимир Ильич Ленин провозглашает Советскую власть. Воспитательное значение кино фильма «Пролог» исключительно велико. Эта кинокартина с истори ческой достоверностью и художе ственным мастерством повествует о борьбе наших дѳдов, отцов и ма терей под руководством большеви стской партии, созданной вели ким Лениным, за народное счастье. 1 \ Б. ЗЛАТИН. Могут сказать, что вопрос «су ществует ли судьба» является праздным. Действительно, в строительстве новой, коммунистической жизни советские люди рассчитывают н е . на судьбу, а на свои собственные силы и способности, на свое зна ние законов развития природы и общества. Но среди некоторых, не освободившихся от религиозного взгляда на мир, людей с нетвер дыми убеждениями еще бытует вера в судьбу как в какое-то «пре допределение свыше». Конечно, здесь надо отличать действительно верящего в судьбу от того, кто употребляет слово «судьба» не в смысле слепой веры в божественное предопределение, а в смысле исторически необходи мого стечения обстоятельств или просто по привычке. Например, недавно опубликованный замеча тельный рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» всем своим со держанием направлен против фа талистического, пассивного отно шения советского человека к жиз ни и к событиям. Коммунисты, а вместе с ними все сознательные люди, опираясь на данные науки, решительно за являют, что никакой «судьбы» не существует. Подлинно передовые научные взгляды на жизнь несов местимы с верой в судьбу. Вера в неотвратимую судьбу, как и религия в целом, есть пере житок древних суеверий, когда Б е с е д ы на а н т и р е л - и г и о з н ы е т е м ы Существует ли с удьба? люди, будучи бессильными перед грозными стихиями природы, все приписывали неумолимому року, судьбе. Всякая религия с древних времен распространяет идею боже ственного предопределения всех поступков человека. Например, древние греки считали, что у бога Зевса было три дочери Мойры — богини судьбы, а у древнеримско го бога Юпитера были три дочери Фаты — тоже богини судьбы. Эти богини будто бы и решали участь каждого человека. Эксплуататоры всегда использовали веру в судь бу, как и религию вообще, для поддержания у верующих духа по корности и терпения. Вера в судьбу, как червь, разъ едает сознание и волю людей, на саждает дух непротивления злу, безучастного отношения к проис ходящим событиям. Главный вред религиозно-фаталистических про поведей о божественном предоп ределении заключается в том, что они внушают человеку мысль о собственном бессилии, обрекают его на пассивность. При таком взгляде на жизнь лишается смыс ла как сама постановка человече ской цели, так и действия, направ ленные на ее достижение. Вера в судьбу противоречит всей челове ческой деятельности. Сама натура человека протестует против фата- в судьбу люди, когда дело идет лизма. Ни на один миг не прекра щается многосторонняя творче ская деятельность человечества. Она-то и является решающим и наглядным опровержением веры в судьбу, вдребезги разбивает фаталистическую точку зрения на ход событий. Практика всех вре мен и народов ярко доказывает, что суеверные мнения о судьбе являются ложными и мешающими делу прогрессивного развития об щества. В отличие от животных, которые пассивно приспосабли ваются к окружающей среде и в лучшем случае собирают гото вое,— люди производят необходи мые для их жизни материальные блага, активно воздействуют на природу, в меру своих сил преоб разовывают ее в соответствии со своими целями. Кроме производственной дея тельности трудящиеся осуществ ляют коренные общественно-поли тические преобразования с целью уничтожения социального гнета. Именно народные массы творят историю. Они содействуют про грессивному развитию и противо действуют реакционным силам, предотвращают нежелательные явления, создают новое. Характерно, что даже верящие «судьбы» не означает, будто лю ди могут сделать все, что угодно, стоит только захотеть. Человек только тогда может добиться осу ществления своих целей, когда эти ( цели сообразуются с реальной об- 0 ‘ становкой, когда человек действу- практическом выполнении важных е т с у Ч е т о м создавшихся условий задач, часто как бы забывают про и в соответствии с объективными нее и энергично берутся за работу, законами развития природы и об- рассчитывают на свои силы, бо- щества Е£ли же 4J 0£ K Не счи- рются с недостатками и препятст- тается с условиями и действует В Х и , и Вс 0 е р е лТ Нозньш П/™ : наперекор канонам « a T e p W o r o нам о судьбе о іи придерживаются ^ р п н Т к р Т ' He" 3' ^Гбо^ дТ сТ м ^ Коммунистическая партия Сото оог, да уд пло , на ветского Союза, руководящая и «что посеешь т о^ п ож н -ш ьТ напРавляі°щ ая сила советского об- ‘ щества, вооружает советских лю- Не пассивная надежда на д е ^ знанием законов развития об- божью волю, а могучие коллектив- щества и организует их на осу- ные усилия позволили советскому ществление великих задач комму- народу построить гигантские гид- нистического строительства. Успе- роэлектростанции и тем самым хи> достигнутые советским наро- обуздать природную стихию, под- д 0 М П О д руководством КПСС, яви- чинить ее своей воле, за три года дись результатом огромных твор- освоить более 35 миллионов гекта- ческих усилий и напряженной ров целинных и залежных земель. | борьбы. Нет, люди не могут застыть в ожи-1 Единственный путь к полно- дании «небесной благодати»,—они кровной, интересной жизни, к ос- работают, трудятся, активно со- вобождению своего сознания от действуют прогрессивному разви- пережитков прошлого вроде веры тию общества. в судьбу — это овладение марк-' Итак, если вера в судьбу по су- систско-ленинским мировоззрени- ществу исключает творческую дея- ем, активное участие в трудовой тельность людей, то. наоборот, во- и общественной деятельности во ля и действия людей, вся их прак- имя коммунизма тическая деятельность несовме- jj РЯЗАНЦЕВ стимы с верой в существование Кандидат философских наук, судьбы. _ J _ Надо заметить, что отрицание | И. о. редактора Б. М МОИЖЕС. Адрес редакции: г. Мурманск, рыбный порт, здание управления рыбокомбината, 3 ѳтаж. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96, промышленный отдел я отдел культуры и быте — 4-33. Типография «Полярной правды». Зак. 429. Тир. 3.500 ПН 01061.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz