Рыбный Мурман. 1957 г. Февраль.

4 Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н № 17 (567) 7 февраля 1957 г. Почему происходят заверты трала и как с ними бороться (Окончание. Начало см. на 3 стр.). трала будет ничтожным, что при­ ведет к провисанию сетей и проло- ву. Уменьшение горизонтального раскрытия трала и связанное с этим провисание сетей, в результа­ те влияния сильных боковых тече­ ний на распор досок, собственно и является одной из основных причин больших порывов тралов в приб­ режных районах. Производить тра­ ление против сильного течения сле­ дует также избегать, так как в этом случае скорость движения трала относительно дна будет ма­ ла, следовательно, и улов окажет­ ся ничтожным. При. проектирова­ нии траловых досок необходимо учитывать эти обстоятельства и добиваться такой их гидродинами­ ческой компановки, чтобы они при всех неблагоприятных промысло­ вых условиях стремились восста­ навливать свой оптимальный угол атаки и таким образом обеспечи­ вали постоянное и хорошее рас­ крытие трала. 7. Авторотации особенно под­ вержены траловые доски несим­ метричной формы относительно продольной оси X, и в особенно­ сти при косом их обтекании, про­ исходящем во время спуска трала (рис 5). Поэтому при проектировании траловых досок всегда следует учитывать это обстоятельство и принимать такую форму доски, ко­ торая бы при косом обтекании не теряла своей поперечной устойчи­ вости. * * * Получив в результате выпол­ ненных продувок необходимые аэродинамические характеристи­ ки разных систем траловых досок, мы имеем теперь возможность оп­ ределить (практические углы ата­ ки для досок, находящихся на во­ оружении флота, при которых бу­ дет устранено их самовращение и будет достигнуто наибольшее рас­ крытие трала, при соблюдении всех остальных промыслово-тех­ нических условий, которые были здесь изложены. На основании .кривых коефи- циентов распорной силы С у (рис. 1) практические углы атаки для существующих систем траловых досок должны быть следующими: для прямоугольных траловых досок — 37 — 39; для овальных однощельных до­ сок — 34 — 36°; для овальных многощелевых досок — 38 — 40°. Инженер Р. МАТРОСОВ. ГордосшЬ Ли Чен-туна ' Посмотрите этот фильм ш щ „ П р о л о г а Кабардинская АССР, В Нальчике живет один из ветера- нов китайского красногвардейского отряда то®. Ли Чен-тун (И. И. Моисеенко). В 1916 году, в разгар империалистической войны, тов. Ли Чен-тун в числе 12 тысяч завербованных китайских рабочих приехал в нашу страну. Вместе с русскими лесорубами ,он трудился под Петроградом, а когда вспыхнула Великая Ок­ тябрьская революция, встал на защиту ее завоеваний. Револю­ ционные события забросили Ли Чен-туна на Северный Кавказ, где весной 1918 года по инициативе С. М. Кирова был создан красногвардейский отряд из китайских рабочих. С этим отря­ дом Ли Чен-тун прошел сквозь огонь гражданской войны, му­ жественно .сражаясь против белогвардейцев и 'интервентов. В тяжелые годы послевоенной разрухи тов. Ли Чен-тун восста­ навливал шахты Донецкого бассейна, а потом переехал в Ка- барду и работал на Нальчикском машиностроительном заводе. В 1929 году он вступил в ряды Коммунистической партии Со­ ветского Союза. Сейчас тов. Ли Чен-туну 61 год, он пенсио­ нер, живет в Нальчике, окруженный заботой и вниманием со­ ветской общественности. Тов. Ли Чен-тун говорит: — Я горжусь тем, что с оружием в руках защищал завое­ вания Великого Октября, и счастлив, что принимал участие в строительстве первого в мире социалистического государства, по пути которого идет великий Китай. На снимке: юные художники Нальчинского Дома пионе­ ров в гостях у тов. Ли Чен-туна. Фото А. Ткаченко. Фотохроника ТАСС. Производственникиобсуждаютколлективный договор Героем нового фильма «Про-| глубоко верит в народ, в массы, в лог», поставленного на студии их революционную силу. И кадры На днях на первом участке рыб­ ного порта состоялось рабочее со­ брание, посвященное обсуждению выполнения обязательств по кол­ лективному договору за 1956 год и ■принятию нового проекта ко.тдого­ вора на 1957 год. Выступавшие на собрании груз­ чики и механизаторы отметили ряд недостатков в этом деле. Они указы­ вали в частности, что руководители порта до сих пор еще не наладили стке занимаю* не по назначению красный уголок. Это затрудняет воз­ можность портовикам во время пе­ ресменок и после работы прочесть газету, сыграть в шашки и домино. Мало что делает руководство пор­ та и по внедрению в производство металлической стампы, хотя приме­ нение ее в отдельных' случаях дало положительные результаты. Все предложения грузчиков и ме­ ханизаторов были обсуждены и вне- своевременной выдачи портовикам сены в новый проект коллективно- расчетных листков; на первом уча - 1 го договора на 1957 год. «Мосфильм^ режиссером Е. Дзи- ганом іпо сценарию А. Штейна, яв­ ляется народ. О революционной борьбе пролетариата в незабывае­ мом 1905 году, о героическом подвиге московских и питерских рабочих, которые под руководст­ вом ленинской партии нанесли первый сокрушительный удар по самодержавию, рассказывает эта картина. Мы видим на экране, как люд­ ская лавина — старики, мужчины и женщины с детьми на руках,— преисполненные верой в царя, в солнечное утро 9 января идут на Дворцовую площадь. И вот солда­ ты преграждают путь к Зимнему дворцу. Раздается первый залп. Сухо трещат винтовочные выстре­ лы, и люди, изумленные, испуган­ ные, в ужасе откатываются назад. На снегу остаются первые уби­ тые. Но выстрелы не утихают, и скоро уже вся площадь покрыта трупами. Так встретил царь мир­ ное шествие рабочих людей. И они начішают прозревать. Слы­ шится гневный возмущенный го­ лос: — Как царь с нами, так и мы с царем! На снег падает портрет само держца, в переулках стихийно воз­ никают баррикады, люди берутся за булыжник, взвивается красный флаг. Народ, полный ненависти к царю и его сатрапам, поднимается на борьбу за свою свободу. В центре нашего внимания семья рабочего Путиловского заво­ да Круглова. Сначала он ярый сторонник «миротворца» Талона. Никакие уговоры дочери-револю­ ционерки Марфы не могут поко­ лебать в нем веры в царя-батюш- ку. На Дворцовую площадь Круг­ лов идет со своей младшей доч­ кой Настенькой. Он не опускает с рук «вою любимицу, почти сов­ сем крошку. Но вот солдатская пуля, пуля тех, ікого царь заставил расстреливать мирных безоруж­ ных людей, сразила Настеньку. И старый путиловец постепенно на­ чинает понимать ту великую прав­ ду, которую несут народу больше­ вики — его дочь Марфа, Федор, — партия рабочего класса, ее вождь Владимир Ильич Ленин. Владимир Ильич ясно предви­ дит будущий приход Круглова и тысяч таких же, как он, подавлен­ ных гнетом рабочих в партию, к революционной борьбе. Ленин фильма подтверждают гениальную прозорливость Ильича. Большой и трудный путь проходит рабочий Матвей Круглов (с этой ролью очень хорошо справится артист В. Соловьев). Это путь от расте­ рянности и подавленности к сти­ хийному протесту против гнета и эксплуатации и затем от бессозна­ тельного -еще протеста к активной революционной борьбе. В этой борьбе деятельно участ­ вует и дочь Круглова — Марфа. Обаятельный образ самоотвержен­ ного и преданного борца за свобо­ ду и народное счастье создает ар­ тистка И. Кондратьева. Марфа бесстрашна, настойчива, верит в торжество того дела, за которое борется вместе со своими товари­ щами, большевиками. Под влия­ нием ее простых, доходчивых, но убедительных слов крестьянин Фи­ лимонов, одетый в солдатскую шинель и сделавшийся верным слугой царя, становится револю­ ционером. Образ «пензенского» солдата Филимонова — несомнен­ ная удача артиста П. Винника. Роль В. И. Ленина в кинокарти­ не «Пролог» исполняет артист Н. Плотников. Он достигает боль­ шого портретного сходства, но в некоторых кадрах несколько сухо­ ват. Кстати говоря, у актера не было большого сценарного мате­ риала для многогранной обрисовки образа В. И. Ленина. Главное достоинство фильма заключается в том, что создано монументальное исторчночреволю- циюнное інинополотяо, что творче: ский коллектив воссоздал события бурного 1905 года, явившегося прологом Великой Октябрьской социалистической революции. И поэтому очень закономерен финал фильма. В заключительных кадрах мы видим штурм Зимнего дворца, участников первой русской рево­ люции Матвея и Марфу Кругло­ вых, солдата Филимонова, мы слы­ шим, как Владимир Ильич Ленин провозглашает Советскую власть. Воспитательное значение кино­ фильма «Пролог» исключительно велико. Эта кинокартина с истори­ ческой достоверностью и художе­ ственным мастерством повествует о борьбе наших дѳдов, отцов и ма­ терей под руководством большеви­ стской партии, созданной вели­ ким Лениным, за народное счастье. 1 \ Б. ЗЛАТИН. Могут сказать, что вопрос «су­ ществует ли судьба» является праздным. Действительно, в строительстве новой, коммунистической жизни советские люди рассчитывают н е . на судьбу, а на свои собственные силы и способности, на свое зна­ ние законов развития природы и общества. Но среди некоторых, не освободившихся от религиозного взгляда на мир, людей с нетвер­ дыми убеждениями еще бытует вера в судьбу как в какое-то «пре­ допределение свыше». Конечно, здесь надо отличать действительно верящего в судьбу от того, кто употребляет слово «судьба» не в смысле слепой веры в божественное предопределение, а в смысле исторически необходи­ мого стечения обстоятельств или просто по привычке. Например, недавно опубликованный замеча­ тельный рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» всем своим со­ держанием направлен против фа­ талистического, пассивного отно­ шения советского человека к жиз­ ни и к событиям. Коммунисты, а вместе с ними все сознательные люди, опираясь на данные науки, решительно за­ являют, что никакой «судьбы» не существует. Подлинно передовые научные взгляды на жизнь несов­ местимы с верой в судьбу. Вера в неотвратимую судьбу, как и религия в целом, есть пере­ житок древних суеверий, когда Б е с е д ы на а н т и р е л - и г и о з н ы е т е м ы Существует ли с удьба? люди, будучи бессильными перед грозными стихиями природы, все приписывали неумолимому року, судьбе. Всякая религия с древних времен распространяет идею боже­ ственного предопределения всех поступков человека. Например, древние греки считали, что у бога Зевса было три дочери Мойры — богини судьбы, а у древнеримско­ го бога Юпитера были три дочери Фаты — тоже богини судьбы. Эти богини будто бы и решали участь каждого человека. Эксплуататоры всегда использовали веру в судь­ бу, как и религию вообще, для поддержания у верующих духа по­ корности и терпения. Вера в судьбу, как червь, разъ­ едает сознание и волю людей, на­ саждает дух непротивления злу, безучастного отношения к проис­ ходящим событиям. Главный вред религиозно-фаталистических про­ поведей о божественном предоп­ ределении заключается в том, что они внушают человеку мысль о собственном бессилии, обрекают его на пассивность. При таком взгляде на жизнь лишается смыс­ ла как сама постановка человече­ ской цели, так и действия, направ­ ленные на ее достижение. Вера в судьбу противоречит всей челове­ ческой деятельности. Сама натура человека протестует против фата- в судьбу люди, когда дело идет лизма. Ни на один миг не прекра­ щается многосторонняя творче­ ская деятельность человечества. Она-то и является решающим и наглядным опровержением веры в судьбу, вдребезги разбивает фаталистическую точку зрения на ход событий. Практика всех вре­ мен и народов ярко доказывает, что суеверные мнения о судьбе являются ложными и мешающими делу прогрессивного развития об­ щества. В отличие от животных, которые пассивно приспосабли­ ваются к окружающей среде и в лучшем случае собирают гото­ вое,— люди производят необходи­ мые для их жизни материальные блага, активно воздействуют на природу, в меру своих сил преоб­ разовывают ее в соответствии со своими целями. Кроме производственной дея­ тельности трудящиеся осуществ­ ляют коренные общественно-поли­ тические преобразования с целью уничтожения социального гнета. Именно народные массы творят историю. Они содействуют про­ грессивному развитию и противо­ действуют реакционным силам, предотвращают нежелательные явления, создают новое. Характерно, что даже верящие «судьбы» не означает, будто лю­ ди могут сделать все, что угодно, стоит только захотеть. Человек только тогда может добиться осу­ ществления своих целей, когда эти ( цели сообразуются с реальной об- 0 ‘ становкой, когда человек действу- практическом выполнении важных е т с у Ч е т о м создавшихся условий задач, часто как бы забывают про и в соответствии с объективными нее и энергично берутся за работу, законами развития природы и об- рассчитывают на свои силы, бо- щества Е£ли же 4J 0£ K Не счи- рются с недостатками и препятст- тается с условиями и действует В Х и , и Вс 0 е р е лТ Нозньш П/™ : наперекор канонам « a T e p W o r o нам о судьбе о іи придерживаются ^ р п н Т к р Т ' He" 3' ^Гбо^ дТ сТ м ^ Коммунистическая партия Сото оог, да уд пло , на ветского Союза, руководящая и «что посеешь т о^ п ож н -ш ьТ напРавляі°щ ая сила советского об- ‘ щества, вооружает советских лю- Не пассивная надежда на д е ^ знанием законов развития об- божью волю, а могучие коллектив- щества и организует их на осу- ные усилия позволили советскому ществление великих задач комму- народу построить гигантские гид- нистического строительства. Успе- роэлектростанции и тем самым хи> достигнутые советским наро- обуздать природную стихию, под- д 0 М П О д руководством КПСС, яви- чинить ее своей воле, за три года дись результатом огромных твор- освоить более 35 миллионов гекта- ческих усилий и напряженной ров целинных и залежных земель. | борьбы. Нет, люди не могут застыть в ожи-1 Единственный путь к полно- дании «небесной благодати»,—они кровной, интересной жизни, к ос- работают, трудятся, активно со- вобождению своего сознания от действуют прогрессивному разви- пережитков прошлого вроде веры тию общества. в судьбу — это овладение марк-' Итак, если вера в судьбу по су- систско-ленинским мировоззрени- ществу исключает творческую дея- ем, активное участие в трудовой тельность людей, то. наоборот, во- и общественной деятельности во ля и действия людей, вся их прак- имя коммунизма тическая деятельность несовме- jj РЯЗАНЦЕВ стимы с верой в существование Кандидат философских наук, судьбы. _ J _ Надо заметить, что отрицание | И. о. редактора Б. М МОИЖЕС. Адрес редакции: г. Мурманск, рыбный порт, здание управления рыбокомбината, 3 ѳтаж. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96, промышленный отдел я отдел культуры и быте — 4-33. Типография «Полярной правды». Зак. 429. Тир. 3.500 ПН 01061.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz