Рыбный Мурман. 1957 г. Декабрь.
Е с т ь 1 0 . 0 0 0 ц е н т н е р о в с е л ь д и з а г о д ! Сила комсомольской инициативы Этот хмурый декабрьский день, когда на Под руководством мастера по добыче Ха- борт были подняты последние центнеры бибулииа сети быстро выбирались. Как рыбы в счет социалистического обяэатель- только серебристые потоки сельди начи- ства, надолго останется в памяти всего нали растекаться по палубе, матросы Ку- экипажа. Победа! Это крылатое слово ча- пенко, Ягодюия, Маслов энергично при- сто мелькало в оживленных разговорах нимались убирать рыбу. За всем следили всего экипажа. Моряки вспоминали эпи- зоркие глаза мастера по обработке комсо- зоды славоой борьбы за десять тысяч цен- мольца Шибеко. тнеров атлантической сельди. Вскоре стали видны результаты напря- В свой последний рейс наш комсомоль- женного труда всего коллектива. Только ско-молодежный траулер «Александр Мат- за две недели августа мы выловили 960 росов» вышел 8 августа. Остался позади центнеров атлантической сельди. При сда- родной шч)т, начала налаживаться обыч- че рыбной продукции на плавбазу выясни- ная судовая жизнь — четкая и размерен- лось, что сортность ее повысилась на два ная, полная трудностей, а иногда и оиас- процента. ностей. Комсомольские посты не дремали. Пост, Еще на переходе комсомольцы, а их у который следил за сохранностью сетей, нас одиннадцать, собрались вместе, чтобы заметил, что на сетевыборочной машине обсудить очень важные, волнующие всех работают матросы, не имеющие достаточ- вопросы. Ведь все знали, что год-то нын- ного опыта. Часто они действовали непра- че необычный, юбилейный. Советские лю- вильно. Это приводило к преждевременно- ди в этом году трудовыми подвигами от- му износу сетей, а, следовательно, к из- мечают сорокалетие Советской власти. Не лишней потере времени на их починку, захотели остаться в долгу и моряки-ком- Комсамольцы сигнализировали об этом сомольцы траулера, носящего ко многому на очередном собрании. У сетевыбороч- обязывающее имя Александра Матросова, ной машины были поставлены более рас- На собрании комсомольцы решительно торопные люди, такие, как матрос Яровой, пересмотрели свои старые обязательства. Были приняты и другие меры, в резуль- — Годовой план надо выполнить к со- тате которых срок работы промыслового роковой годовщине Великого Октября. Ина- вооружения увеличился, чс нельзя! — заявил Андрей Купенко. Стремясь как можно быЛрее выполнить — Правильно! — поддержали его ос- взятые на себя обязательства, коллектив тальпые. — А всего в этом году выловим нашего траулера работал не покладая рук. 10 тысяч цеятперов. Но мы не забывали и об отдыхе. Ведь Поставив перед собой такую ответствен- хороший отдых — залог успешного труда, ную задачу, мы задумались над тем, как В свободное время в салоне всегда бы- вьыкшшть ее. Надо было так организовать ло полно моряков. Одни играли в шахма- работу коллектива, чтобы все службы ты, другие читали художественную лите- трудалвсь в тесном взаимодействии, не ратуру, газеты, журналы. С собой в пла- допуская ни минуты простоя. Было решено вание мы взяли много граммофонных пла на всех участках расставить комсомоль- стинок и потом часто устраивали концер- сюие посты, которые должны будут бить в ты по заявкам моряков. Смотрели мы и набат при любых неполадках. кинофильмы, а после каждого просмотра Тут же распределили обязанности. Анд- возникали импровизированные обсужде- рея Купенко и меня назначили на ния. Все откровенно высказывали свое пост по наблюдению за сохран- мнение о просмотренном фильме, о поступ- ностью сетей. Вася Савлевич стал ответст- ках героев, сравнивали их с тем, что бы- венным за темпы и качество обработки вает в жизни каждого, рыбы. Ну, а «постовым» в машинном от- Так жил и работал коллектив нашего делеаии поставили второго механика Вла- комсомольско-молодежного траулера в те- димира Чумачеако. чение почти пятимесячного плавания на О своем решении выполнить годовой просторах Северной Атлантики. Успешно план к седьмому ноября мы рассказали на справившись с первым своим обязатель- общем судовом собрании. Поделились мы ством — выполнив годовой план к седьмо- еоображешшси насчет усовѳршенствоша- МУноября, мы досрочно завершили и вто- нйя организации труда. Инициатива комсо- рое обязательство. В этом году экипаж мольцев была горячо поддержана всеми траулера «Александр Матросов» сдал Ро- члеиами экипажа. дане свыше десяти тысяч центнеров атлан- Вот и Северная Атлантика... Все дружно тической сельди. Эту победу мы посвятили принялись за дело. После того, как выбра- XIII съезду Ленинского комсомола, ли первые сети, стало ясно, что капитан Н. НЕСТУЛОВ. ІПвмансЕнй удачно выбрал место про- Комсорг траулера «Александр мысла. Уловы были хорошие. Матросов». Невелико судно — средний траулер. А плавает оно на необъят ных океанских просторах. Команда корабля — волевая, сплоченная, дружная семья. На снимке: (вверху) второй помощник капитана среднего трау лера № 831 комсомолец Владимир Малаш. Внизу — матрос комсо молец Андрей Купенко. СОВЕТЫ И ЗАМЕТКИ КАПИТАНА П о л е з н о е де л о Как и з в е с т н о , ПИНРО и промысло вая разведка проводят в Баренцевом морс большую работу по мо чению промысловых рыб. особенно трески. Данные о возврате ме ченных экземпляров помогают выяснить пе редвижение рыбы, ско рость роста, степень воздействия промысла на запасы ее. За последний год развернула активную деятельность перспек тивная разведка, ко рабли которой обследу ют. изучают и осваива ют новые районы тра лового промысла в Се верной Атлантике. Один из этих трауле ров «Сокол» в рейсе -Nb 4 (май—июнь 1957 года) работал у побе режья Исландии. По указанию капитана тов. Соколова команда по метила 150 экземпля ров трески, попавшей в трал у северного побе режья острова. „ Недавно в ПИНРО пришло письмо из Рейкьявика (столица Исландии) от исланд ских учвных-ихтиоло- гов. Они сообщают, что исландский траулер «Свальбакур» выловил треску с советской мет кой № 3055. Эта ры бина была выпущена в море 12 июня под 66 градусов 45 минут се верной широты и 21 градус 25 минут за падной долготы на глу бине 40—50 морских сажен. За два месяца треска прошла около 60 миль вдоль северно го побережья Ислан дии. двигаясь в основ ном на запад, навстре чу течению. Такое пе редвижение типично для исландской трески в это время года. К зиме треска соби рается у западных и юго-западных берегов Исландии, где поло возрелые экземпляры нерестуют. Икра и ли чинки несутся течени ем вокруг Исландии по направлению часовой стрелки. Экземпляр, помеченный на трауле ре «Сокол», был дли ной 70 сантиметров (по определению ИС* ландских ихтиологов), имел возраст 7 лет, то есть мог быть половоз релым. Это уже вторая тре ска. помеченная на траулере «Сокол» у бе регов Исландии и пой манная исландскими рыбаками. Первая тре ска длиною 68 санти метров была помечена 14 июня 1957 года так же у северного побе режья острова и пой мана спустя 11 суток на 30 миль юго-запад нее. Мечение рыбы при носит большую пользу для науки и практики. К. КОНСТАНТИНОВ. Старшей научный сотрудник ПИНРО, кандидат биологи ческих наук. Совершенствуют знания На рефрижераторном траулере, носящем имя Нико лая Островского, большое внимание уделяется вопросу изучения техники, повышению квалификации и приобре тению вторых профессий членами экипажа. Учеба закрепляется практикой непосредственно на рабочих местах. Только за последний рейс в ноябре и де кабре текущего года с членами машинной команды про ведено по плану технической учебы 32 теоретических и практических занятия, с матросами палубной команды — 12 теоретических занятий. Ежедневно идут практические занятия по изучению устройства трала, починке его. Проводятся также занятия с рыбообработчиками по воп росам технологии обработки рыбы, устройству механиз мов рыбофабрики и морской практике. Кроме этого орга низованы курсы мотористов, где 12 моряков приобретают вторую профессию. Организации учебы на корабле уделяют много вре мени старший помощник капитана тов. Сельманович и старший механик тов. Серебров. В проведении занятий принимают участие второй механик тов. Залыгалов, чет вертый механик тов. Цаплин, помощники капитана тт. Минадзе и Минин, мастер по добыче тов. Иванов, тех нолог тов. Замятин и другие. Учеба экипажа дает свои плоды. Улучшилось обслу живание механизмов, повысилась квалификация моряков. Машинная команда провела работ своими силами за рейс около 2 тысяч нормочасов. Матросы тт. Кацора, Власов, Бакаено, Кузьмин и другие освоили чинку сетей трала. Подготовлены из матросов помощники мастеров по до быче тт. Кондратьев и Вишняков. В результате всего этого экипаж досрочно справил ся с выполнением годового плана и сейчас успешно за канчивает рейсовое обязательство по доставке в порт полного груза рыбопродукции. Ф. ЧУМАК. Первый помощника капитана. I, Работу начинать, изучив обстановку Некоторые капитаны начина ют спускать трал на подходе к району промысла, другие — зайдя в группу, а третьи обязательно у ориентира. Каж дый из этих способов имеет свои положительные и отрица тельные моменты. Для того, чтобы правильно начать про мысел, необходимо знать, как протекал он в данном районе до вашего подхода. Если замечено, что рыба, на пример, постепенно перемещает ся к юго-западу, а вы идете на встречу ей, то лучше начинать траления не доходя до группыл с тралом двигаться по промыс ловым глубинам в сторону груп пы. Если же рыба откатывается к востоку, а вы идете с запада, то нет никакого смысла спус кать орудия лова на подходе к группе, а надо зайти в восточ ную часть группы и там начи нать промысел. Если движение рыбы пока не замечено и есть ориентиры, то нуяяао обязатель но найти хоть один из ориенти ров и начинать работу от него.. Как быстрее найти ориентир ночью в большой группе трау леров? Зная точное место буя и глубину, нужно выйти к этой точке и внимательно осмотреть ся. Затем надо найти при помо щи световой сигнализации ко рабли, которые по сводке рабо тают у буя, и запросить у них. где он находится. Если же нель зя по радио договориться и узнать где буй, то зная глубину у буя и измерив глубину околр встречного судна, можно опре делить в какой стороне буй. то есть от буя идет этот траулер или к нему. После этого нужно ходом обязательно найти ориен тир. Потеря двух часов на по иски буя всегда оправдывается впоследствии. Найдя его. не надо сразу делать промысловые траления. Необходимо сделать от ориентира несколько поиско вых тралений в разные сторо ны. Обычно делается четыре траления, таким образом опре деляются лучшие промысловые курсы и глубины н начинается промысел. Если вы идете в район, где мало траулеров н обстановка еще не ясна, то обязательно на подходе нунсно поговорить с капитаном поискового судна, об наружившим рыбу, и узнать, как лучше работать. Если же в группе нет ориентира или вам не удалось обнаружить его из-за плохой видимости, то нужно най ти один из траулеров, имеющий хорошие уловы, и идти к ним без трала, пока он не будет поднимать орудия лова, чтобы потом вместе спускать тралы. Если вы энае^э. где он спускал трал, то нужно выйти в эту точку н начать работу. Никогда не спускайте трал на середине траления корабля, имеющего хорошие уловы. В плохую видимость, естественно, поиски траулеров и буев не мо гут иметь место, но тогда необ ходимо выйти на промысловые глубины и делать короткие тра ления. В. КУЗНЕЦОВ. Капитан траулера «Потн». В перерывы между вахтами В прошлом рейое на трауле ре «Оленегорск» состоялся шахматный турнир, в котором приняли участие 10 членов экипажа. Игры проводились в один круг н вызывали боль шой интерес у моряков судна. В итоге напряженной спор тивной борьбы первое и второе места поделили машинист ры бомучной установки Андрей Ганджа и матрос Константин Фильченко. Они оба набрала по семь очков. РЫБНЫЙ МУРМАН 28 декабря 1957 г. 3 стр..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz