Рыбный Мурман. 1957 г. Декабрь.

Е с т ь 1 0 . 0 0 0 ц е н т н е р о в с е л ь д и з а г о д ! Сила комсомольской инициативы Этот хмурый декабрьский день, когда на Под руководством мастера по добыче Ха- борт были подняты последние центнеры бибулииа сети быстро выбирались. Как рыбы в счет социалистического обяэатель- только серебристые потоки сельди начи- ства, надолго останется в памяти всего нали растекаться по палубе, матросы Ку- экипажа. Победа! Это крылатое слово ча- пенко, Ягодюия, Маслов энергично при- сто мелькало в оживленных разговорах нимались убирать рыбу. За всем следили всего экипажа. Моряки вспоминали эпи- зоркие глаза мастера по обработке комсо- зоды славоой борьбы за десять тысяч цен- мольца Шибеко. тнеров атлантической сельди. Вскоре стали видны результаты напря- В свой последний рейс наш комсомоль- женного труда всего коллектива. Только ско-молодежный траулер «Александр Мат- за две недели августа мы выловили 960 росов» вышел 8 августа. Остался позади центнеров атлантической сельди. При сда- родной шч)т, начала налаживаться обыч- че рыбной продукции на плавбазу выясни- ная судовая жизнь — четкая и размерен- лось, что сортность ее повысилась на два ная, полная трудностей, а иногда и оиас- процента. ностей. Комсомольские посты не дремали. Пост, Еще на переходе комсомольцы, а их у который следил за сохранностью сетей, нас одиннадцать, собрались вместе, чтобы заметил, что на сетевыборочной машине обсудить очень важные, волнующие всех работают матросы, не имеющие достаточ- вопросы. Ведь все знали, что год-то нын- ного опыта. Часто они действовали непра- че необычный, юбилейный. Советские лю- вильно. Это приводило к преждевременно- ди в этом году трудовыми подвигами от- му износу сетей, а, следовательно, к из- мечают сорокалетие Советской власти. Не лишней потере времени на их починку, захотели остаться в долгу и моряки-ком- Комсамольцы сигнализировали об этом сомольцы траулера, носящего ко многому на очередном собрании. У сетевыбороч- обязывающее имя Александра Матросова, ной машины были поставлены более рас- На собрании комсомольцы решительно торопные люди, такие, как матрос Яровой, пересмотрели свои старые обязательства. Были приняты и другие меры, в резуль- — Годовой план надо выполнить к со- тате которых срок работы промыслового роковой годовщине Великого Октября. Ина- вооружения увеличился, чс нельзя! — заявил Андрей Купенко. Стремясь как можно быЛрее выполнить — Правильно! — поддержали его ос- взятые на себя обязательства, коллектив тальпые. — А всего в этом году выловим нашего траулера работал не покладая рук. 10 тысяч цеятперов. Но мы не забывали и об отдыхе. Ведь Поставив перед собой такую ответствен- хороший отдых — залог успешного труда, ную задачу, мы задумались над тем, как В свободное время в салоне всегда бы- вьыкшшть ее. Надо было так организовать ло полно моряков. Одни играли в шахма- работу коллектива, чтобы все службы ты, другие читали художественную лите- трудалвсь в тесном взаимодействии, не ратуру, газеты, журналы. С собой в пла- допуская ни минуты простоя. Было решено вание мы взяли много граммофонных пла­ на всех участках расставить комсомоль- стинок и потом часто устраивали концер- сюие посты, которые должны будут бить в ты по заявкам моряков. Смотрели мы и набат при любых неполадках. кинофильмы, а после каждого просмотра Тут же распределили обязанности. Анд- возникали импровизированные обсужде- рея Купенко и меня назначили на ния. Все откровенно высказывали свое пост по наблюдению за сохран- мнение о просмотренном фильме, о поступ- ностью сетей. Вася Савлевич стал ответст- ках героев, сравнивали их с тем, что бы- венным за темпы и качество обработки вает в жизни каждого, рыбы. Ну, а «постовым» в машинном от- Так жил и работал коллектив нашего делеаии поставили второго механика Вла- комсомольско-молодежного траулера в те- димира Чумачеако. чение почти пятимесячного плавания на О своем решении выполнить годовой просторах Северной Атлантики. Успешно план к седьмому ноября мы рассказали на справившись с первым своим обязатель- общем судовом собрании. Поделились мы ством — выполнив годовой план к седьмо- еоображешшси насчет усовѳршенствоша- МУноября, мы досрочно завершили и вто- нйя организации труда. Инициатива комсо- рое обязательство. В этом году экипаж мольцев была горячо поддержана всеми траулера «Александр Матросов» сдал Ро- члеиами экипажа. дане свыше десяти тысяч центнеров атлан- Вот и Северная Атлантика... Все дружно тической сельди. Эту победу мы посвятили принялись за дело. После того, как выбра- XIII съезду Ленинского комсомола, ли первые сети, стало ясно, что капитан Н. НЕСТУЛОВ. ІПвмансЕнй удачно выбрал место про- Комсорг траулера «Александр мысла. Уловы были хорошие. Матросов». Невелико судно — средний траулер. А плавает оно на необъят­ ных океанских просторах. Команда корабля — волевая, сплоченная, дружная семья. На снимке: (вверху) второй помощник капитана среднего трау­ лера № 831 комсомолец Владимир Малаш. Внизу — матрос комсо­ молец Андрей Купенко. СОВЕТЫ И ЗАМЕТКИ КАПИТАНА П о л е з н о е де л о Как и з в е с т н о , ПИНРО и промысло­ вая разведка проводят в Баренцевом морс большую работу по мо­ чению промысловых рыб. особенно трески. Данные о возврате ме­ ченных экземпляров помогают выяснить пе­ редвижение рыбы, ско­ рость роста, степень воздействия промысла на запасы ее. За последний год развернула активную деятельность перспек­ тивная разведка, ко­ рабли которой обследу­ ют. изучают и осваива­ ют новые районы тра­ лового промысла в Се­ верной Атлантике. Один из этих трауле­ ров «Сокол» в рейсе -Nb 4 (май—июнь 1957 года) работал у побе­ режья Исландии. По указанию капитана тов. Соколова команда по­ метила 150 экземпля­ ров трески, попавшей в трал у северного побе­ режья острова. „ Недавно в ПИНРО пришло письмо из Рейкьявика (столица Исландии) от исланд­ ских учвных-ихтиоло- гов. Они сообщают, что исландский траулер «Свальбакур» выловил треску с советской мет­ кой № 3055. Эта ры­ бина была выпущена в море 12 июня под 66 градусов 45 минут се­ верной широты и 21 градус 25 минут за­ падной долготы на глу­ бине 40—50 морских сажен. За два месяца треска прошла около 60 миль вдоль северно­ го побережья Ислан­ дии. двигаясь в основ­ ном на запад, навстре­ чу течению. Такое пе­ редвижение типично для исландской трески в это время года. К зиме треска соби­ рается у западных и юго-западных берегов Исландии, где поло­ возрелые экземпляры нерестуют. Икра и ли­ чинки несутся течени­ ем вокруг Исландии по направлению часовой стрелки. Экземпляр, помеченный на трауле­ ре «Сокол», был дли­ ной 70 сантиметров (по определению ИС* ландских ихтиологов), имел возраст 7 лет, то есть мог быть половоз­ релым. Это уже вторая тре­ ска. помеченная на траулере «Сокол» у бе­ регов Исландии и пой­ манная исландскими рыбаками. Первая тре­ ска длиною 68 санти­ метров была помечена 14 июня 1957 года так­ же у северного побе­ режья острова и пой­ мана спустя 11 суток на 30 миль юго-запад­ нее. Мечение рыбы при­ носит большую пользу для науки и практики. К. КОНСТАНТИНОВ. Старшей научный сотрудник ПИНРО, кандидат биологи­ ческих наук. Совершенствуют знания На рефрижераторном траулере, носящем имя Нико­ лая Островского, большое внимание уделяется вопросу изучения техники, повышению квалификации и приобре­ тению вторых профессий членами экипажа. Учеба закрепляется практикой непосредственно на рабочих местах. Только за последний рейс в ноябре и де­ кабре текущего года с членами машинной команды про­ ведено по плану технической учебы 32 теоретических и практических занятия, с матросами палубной команды — 12 теоретических занятий. Ежедневно идут практические занятия по изучению устройства трала, починке его. Проводятся также занятия с рыбообработчиками по воп­ росам технологии обработки рыбы, устройству механиз­ мов рыбофабрики и морской практике. Кроме этого орга­ низованы курсы мотористов, где 12 моряков приобретают вторую профессию. Организации учебы на корабле уделяют много вре­ мени старший помощник капитана тов. Сельманович и старший механик тов. Серебров. В проведении занятий принимают участие второй механик тов. Залыгалов, чет­ вертый механик тов. Цаплин, помощники капитана тт. Минадзе и Минин, мастер по добыче тов. Иванов, тех­ нолог тов. Замятин и другие. Учеба экипажа дает свои плоды. Улучшилось обслу­ живание механизмов, повысилась квалификация моряков. Машинная команда провела работ своими силами за рейс около 2 тысяч нормочасов. Матросы тт. Кацора, Власов, Бакаено, Кузьмин и другие освоили чинку сетей трала. Подготовлены из матросов помощники мастеров по до­ быче тт. Кондратьев и Вишняков. В результате всего этого экипаж досрочно справил­ ся с выполнением годового плана и сейчас успешно за­ канчивает рейсовое обязательство по доставке в порт полного груза рыбопродукции. Ф. ЧУМАК. Первый помощника капитана. I, Работу начинать, изучив обстановку Некоторые капитаны начина­ ют спускать трал на подходе к району промысла, другие — зайдя в группу, а третьи обязательно у ориентира. Каж­ дый из этих способов имеет свои положительные и отрица­ тельные моменты. Для того, чтобы правильно начать про­ мысел, необходимо знать, как протекал он в данном районе до вашего подхода. Если замечено, что рыба, на­ пример, постепенно перемещает­ ся к юго-западу, а вы идете на­ встречу ей, то лучше начинать траления не доходя до группыл с тралом двигаться по промыс­ ловым глубинам в сторону груп­ пы. Если же рыба откатывается к востоку, а вы идете с запада, то нет никакого смысла спус­ кать орудия лова на подходе к группе, а надо зайти в восточ­ ную часть группы и там начи­ нать промысел. Если движение рыбы пока не замечено и есть ориентиры, то нуяяао обязатель­ но найти хоть один из ориенти­ ров и начинать работу от него.. Как быстрее найти ориентир ночью в большой группе трау­ леров? Зная точное место буя и глубину, нужно выйти к этой точке и внимательно осмотреть­ ся. Затем надо найти при помо­ щи световой сигнализации ко­ рабли, которые по сводке рабо­ тают у буя, и запросить у них. где он находится. Если же нель­ зя по радио договориться и узнать где буй, то зная глубину у буя и измерив глубину околр встречного судна, можно опре­ делить в какой стороне буй. то есть от буя идет этот траулер или к нему. После этого нужно ходом обязательно найти ориен­ тир. Потеря двух часов на по­ иски буя всегда оправдывается впоследствии. Найдя его. не надо сразу делать промысловые траления. Необходимо сделать от ориентира несколько поиско­ вых тралений в разные сторо­ ны. Обычно делается четыре траления, таким образом опре­ деляются лучшие промысловые курсы и глубины н начинается промысел. Если вы идете в район, где мало траулеров н обстановка еще не ясна, то обязательно на подходе нунсно поговорить с капитаном поискового судна, об­ наружившим рыбу, и узнать, как лучше работать. Если же в группе нет ориентира или вам не удалось обнаружить его из-за плохой видимости, то нужно най­ ти один из траулеров, имеющий хорошие уловы, и идти к ним без трала, пока он не будет поднимать орудия лова, чтобы потом вместе спускать тралы. Если вы энае^э. где он спускал трал, то нужно выйти в эту точку н начать работу. Никогда не спускайте трал на середине траления корабля, имеющего хорошие уловы. В плохую видимость, естественно, поиски траулеров и буев не мо­ гут иметь место, но тогда необ­ ходимо выйти на промысловые глубины и делать короткие тра­ ления. В. КУЗНЕЦОВ. Капитан траулера «Потн». В перерывы между вахтами В прошлом рейое на трауле­ ре «Оленегорск» состоялся шахматный турнир, в котором приняли участие 10 членов экипажа. Игры проводились в один круг н вызывали боль­ шой интерес у моряков судна. В итоге напряженной спор­ тивной борьбы первое и второе места поделили машинист ры­ бомучной установки Андрей Ганджа и матрос Константин Фильченко. Они оба набрала по семь очков. РЫБНЫЙ МУРМАН 28 декабря 1957 г. 3 стр..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz