Рыбный Мурман. 1957 г. Декабрь.

ИНИЦИАТИВА И ОПЫТ О централизованном руководстве промыслом За последние годы траловый флот Мурманска числению вы­ рос. Промысловые суда все боль­ ше и больше оснащаются совре­ менной техникой. Руководство флотом в море усложнилось. Естественно, возникает необходи­ мость наиболее целесообразно ор­ ганизовать работу групп на про­ мысле и наиболее эффективно ис­ пользовать технику, кото?>ой рас­ полагает траловый флот. Руководители промысла и ка­ питаны судов ориентируются по сводкам и выступлениям на про­ мысловых советах. Точность ди­ станций судов в сводках для об­ лова малых косяков недостаточна — дается квадрат, равный 100 квадратным милям или 343 квад­ ратным километрам. Кроме того, зачастую траулеры дают неверно номера квадратов. Иногда пред­ намеренно в сводках занижают подъемы — дабы не привлечь к себе много судов и не разогнать косяк. Нарушаются правила сиг­ нализации о количестве подъе­ мов. Безобразно обстоит дело с постановкой буев. Все эти вопро­ сы всегда были предметом обсуж­ дения на промысловых советах. Если на малой акватории рабо­ тает большое количество трауле­ ров, рыба держится «пятнами» и быстро «исчезает». 0 малых ми­ грациях рыбы мы не имеем ника­ ких данных. Наука в этом вопросе помочь нам не может, а вопрос очень актуальный. Если бы руководитель промыс­ ла имел более точные данные о работе каждого траулера его группы, знал ориентировочно пе­ ремещение косяка, он смог бы дер­ жать группу на перемещающейся концентрации, эффектнее органи­ зовать местные поиски. Учитывая важность удержания группы на рыбе, предлагаю вве­ сти централизованное руковод­ ство промыслом группами в 2 0— 30 судов. Способ этот заключается в следующем. В районе обнаружен­ ного поисковым кораблем косяка поставить на якорях два плав- маяка на расстоянии 5—6 миль друг от друга по указанному ру­ ководителем промысла направле­ нию. После постановки и уточ­ нения локатором взаимного по­ ложения, один из плавмаяков дает всем траулерам направление и дистанцию второго маяка. Пример: М-3 по курсу 45° расстояние 55 кабельтовых. На всех судах группы . переносят прокладку на планшет централь­ ной полярной проекции, подбира­ ют для планшета нужный мас­ штаб (север, для удобства про­ кладки считают не в центре план­ шета, а наверху). Прокладка на этом планшете ведется так же, как на картах меркаторской про­ екции (по лаксодромии). План­ шет разбит на 32 сектора, от центра на равных расстояниях нанесены масштабные круги. На равных расстояниях от центра по данным маяка наносят точки плавмаяков для определения по радиопеленгам. При прокладке на таком планшете географиче­ ские коордшаты нас не интере­ суют. Руководитель промысла ведет прокладку всех траулеров груп­ пы на таком же планшете (см. ри­ сунок). В определенное время все траулеры группы дают на флаг­ манский корабль короткие радио­ граммы. Пример: 184, 27, 12, N 20, 20. Это значит траулер 184 из сектора Ms 27 на расстоянии 12 миль ходит курсом на север и об­ ратно на юг, последние два тра­ ления имел по 2 тонны. Свою исходную точку ( 27— 12) траулер определяет по радиопе­ ленгам на плавмаяки или локато­ ром. Штурман на флагмане нано­ сит курсы из исходных точек всех траулеров и на них проставляет подъемы. Район лучших уловов обводит карандашом, отмечает центр концентрации. Проделав такую прокладку несколько раз, через определенные промежутки времени, руководитель промысла анализирует обстановку: с какой скоростью и в каком направлении перемещается центр концентра­ ции, каких размеров косяк, сколько траулеров можно поста­ вить в район лучшей концентра­ ции, какие корабли заканчивают промысел, как расставить суда, какой грунт, погода. Расстановка делается конкрет­ ными указаниями. Пример: 113, 09, 06 N, что означает траулер № 113 следовать в исходную «точку» — сектор 9, на рас­ стояние 6 миль от центра план­ шета, ходить с севера на юг (кур­ сы истинные). . , - - Путем расстановки судов на косяке и вокруг него можно будет судить о горизонтальных переме­ щениях рыбы. Но поскольку она очень часто поднимается от грун­ та в толщу воды, для наблюдений нужно иметь в группе 2— 3 тра­ улера с лодарами или эхолотами. Контроль за выполнением рас­ поряжений руководителя про­ мысла по расстановке траулеров помогает вести экипажи плав­ маяков. Если какой-либо корабль сбился с курса и ходит не на том месте, где указано, ему пред­ лагают поработать на пеленг, а плавмаякам определить его ме­ сто, сообщить «заблудившемуся», а также руководителю промысла планшетные координаты (№ сек­ тора и расстояние от центра). Ру­ ководитель промысла ставит траулер в рамки данного ему района. Для осуществления местных поисков из точки, (планшетных координат), указанной руководи­ телем промысла, капитан трауле­ ра может на свое усмотрение тра­ лить разными курсами, не уда­ ляясь от нее более, чем на 1—2 траления. Если возникла необходимость, руководитель промысла ставит судно с сомнительными орудиями лова для проверки на лучшую концентрацию рыбы рядом с хо­ рошо ловящим траулером. Планшетные координаты заде­ вав немедленно сообщаются всем кораблям группы для предупреж­ дения аварийности тралов други­ ми судами. Пример: 31 09 ЗДВ, это значит в 31 секторе на рас­ стоянии 9 миль задев. Тенденция дачи заниженных уловов капитанами отпадает, так как не будет «хаотической ата­ ки» траулеров, имеющих хорошие подъемы. Кроме того, корабли, преднамеренно занизившие уловы, рискуют быть перемещенными ру­ ководителем промысла в другой район. Централизованное руководство группой на промысле, конечно, имеет ряд недостатков. Но мне кажется, оно все-таки лучше су­ ществующей ныне системы руко­ водства промыслом. А как дума­ ют другие промысловики? Хорошо если бы опт высказали свое мне­ ние через газету по затронутому вопросу. В. ПАВЛИЧЕНКО. Капитан траулера «Водник». ЗА КАЧЕСТВОМ ПРОДУКТОВ НУЖНО СЛЕДИТЬ Продуктами питания моря­ ков тралового флота обеспечи­ вает магазин № 1 рыбкоопа тралового флота. Выписка про­ дуктов производится в присут­ ствии поваров. Это делается для того, чтобы повар имел возможность разнообразить питание команды. Но иногда получается что администрация магазина № 1 без согласия и ведома команды делает замену и вместо выпи­ санных продуктов часто отпу­ скает совсем другие. Продукты, как правило, от­ пускаются в спешке, а при та­ ком «аврале» получатель не всегда может проверить добро­ качественность продуктов, ко­ торыми снабжают корабль. Вот результаты такой спеш­ ки. В рейс № 3 команде трау­ лера «Ярославль» было отпу­ щено 800 килограммов кваше­ ной капусты. При вскрытии бочек с капустой оказалось, что непригодной к употребле­ нию более 30 процентов. Еще раньше были получены в судовую лавочку консервы «Гусиное рагу в желе». Они оказались к питанию совсем непригодными. Это было под­ тверждено ревизионной К 051 ИС- сией судна, а также и судовым врачом. Интересно отметить, что ад­ министрация магазина нашла «выход из положения»: непри­ годные к питанию консервы с лицевого счета судовой лавки были списаны и переведены на рацион питания для команды. Было получено растительного масла 80 килограммов. Из не­ го оказалось примерно 9 кило­ граммов осадков. которые нельзя было ни фильтровать, ни пустить на смазку хлебных форм. В августовском рейсе была получена мука высшего и вто­ рого сортов, вся с завышенной влажностью. Это. конечно, от­ разилось и на качестве выпе­ каемых изделий. Таких фактов можно приве­ сти очень много. Я считаю, что при отпуске продуктов нужно тщательно проверять и» как администра­ ции магазина, так и получате­ лю. Магазин должен предъяв­ лять либо качественное удосто­ верение. либо сертификат, по­ лученные с торговых баз. ѵ В. РЯБЕНЬКИЕ. Старший повар трау­ лера «Ярославль». Поскольку о вышедшей давно из печати книге Т. Фрид­ мана «Устройство и теория промысловых тралов» не было отзывов, я хочу на страницах га­ зеты поделиться своим мнени­ ем и высказать ряд замечаний, которые у меня возникли при чтении этой книги. Первое из них. На странице 3 4 говорится, что лапки доски испытывают наибольшую на­ грузку в тот момент, когда при обрыве ваера необходимо вы­ дернуть врезавшуюся в грунт доску. Это не верно. Бели при вытаскивания доски из грунта лопнет кабель или какая-либо другая снасть, то тогда можно сказать, что лапки доски в дан­ ном случае испытали нагрузку, примерно, равную той. которая бывает при задевах тралом за грунт, когда рвется какая-либо снасть. В противном случае лапки доски, видимо, испытыва­ ют напряжение меньшее, чем это бывает при сильных заде­ вах тралом, когда лопаются ка­ беля. лапки или ваера. На странице 38 сказано, что для ускорения оснащения трала ' кухтылями, они крепятся не к подборе, а нанизываются на 30- метровый трос диаметром 7,7 миллиметра, который в свою очередь прикрепляется к под­ боре. Это положение устарело, и в настоящее время трос для нанизывания кухтылей делает­ ся из геркулеса путем отделе­ ния от него дзух нарт, на кото­ рые затем нанизываются кух- тыли. Состоит этот трос из трех кусков: один на гуж. два по крыльям. Далее говорится, что в петли на концах верхней подборы вставляются коуши. Действительно, слух есть, что когда-то давно в огоны хатлай- на вставлялись коуши, но те­ перь это не делается потому, что коуши нужны для преду­ преждения порчи огона от тре­ ния о закрепленную за него снасть. Резиновый 200-миллиметро­ вый бобинец имеет вес в воде не 1 килограмм, как сказано на странице 53, а 0,4 килограм­ ма. В книге тов. Фридмана на странице 84 говорится, что' в настоящее время гори­ зонтальное раскрытие тра­ ла не превышает 4 5— 50 процентов от длины верхней подборы. Это не верно. Я производил замеры угла между ваерами у стопорблока. По ним видно, что если счи­ тать, что ваера не имеют проги­ ба друг к другу, то доски при ваерах длиной 250—275 са­ жен идут друг от друга в сред­ нем на расстоянии 47.3 метра. Это значит, что 35-метровый трал при кабелях длиной 40 метров имеет горизонтальное раскрытие 2 1 метр, что состав­ ляет 60 процентов от длины верхней подборы. Если же учесть прогиб ваеров во внут- « реннюю сторону, то раскрытие будет еще больше. Замеры горизонтального рас­ крытия трала, проведенные Мурманской эксперименталь­ ной базой за период с 21 по 31 марта 1958 года, показали, что раскрытие трала при скорости 3.0 узла равно 22,5 метра или 65 процентов от длины верхней подборы. На страницах 111 и 112 ска­ зано, что в случае увеличения силы R 3 с(мотри рисунок 62 в книге) уменьшится сила R ,. что приведет к некоторому умень­ шению горизонтального раскры­ тия трала. Эта мысль правиль­ ная только для случая, когда доска работает с углом атаки меньше критического. Если же доска работает с углом атаки больше критического, то в этом случае, при уменьшении угла атаки доски с силой R 3 , сила R , не уменьшится. В журнале «Рыбное хозяй­ ство» за 1957 год тов. Матро­ сов в своей статье говорит, что однощелевые доски, выпускае­ мые в настоящее время заво­ дами. работают при угле атаки около 45 градусов. Если, допу­ стим. сопротивление трала уве­ личилось на столько, что угол а атаки доски снизился с 45 до 40 градусов, то основная гид­ родинамическая формула Я к - о , 5 С ^ Г уменьшит величину коэффи­ циента С (величины С, и С, вы­ браны с графинов мурманской экспериментальной базы) с 0 ,64 до 0,62, а формула R y - 0 , 5 C y / ) \ ^ F увеличит С, с 0.75 до 0.82. то есть в результате изменения угла атаки в меньшую сторону, сила R , возросла и сменила на­ правление. Горизонтальное рас­ крытие трала уменьшится, по­ тому что сила R*, возросла больше, чем сила R9V. И еще одно замечание. На странице і0 4 и 124 говорится, что при увеличении длины вы­ травленных ваеров, давление трала на грунт увеличивается. Монсно понять, что автор ре­ комендует регулировать давле­ ние трала на грунт длиною вы­ травленных ваеров. Приведен­ ный ниже расчет показывает обратное. Если принять, что при изменении длины вытрав­ ленных ваеров дифферент до­ ски не меняется, то можно рас­ чет делать следующим образом. При скорости траления в три узла сила сопротивления трала и сила веса кабеля распределя­ ются так. что если закрепить передний конец кабеля у (дос­ ки) на 75 сантиметров выше заднего (у клячевки), то сила сопротивления трала и вес ка­ беля дадут вертикальную со­ ставляющую. которая у доски выражается в 56 килограм­ мов, что равно весу кабеля, то есть вес кабеля будет прихо­ диться на доску. Если же оба конца кд*еля закрепить на од­ ном уровне, то вес кабеля, равный 56 килограммам, рас­ пределится поровну между до­ ской и клячевкой. Наблюдение за траловыми досками показы­ вает. что кили досок блестят по высоте 25—30 сантиметров. Для нашего случая примем такую ситуацию, когда ваеров было мало, доска вязла в грунт на 15 сантиметров, а когда да­ ли ваеров много, то она вреза­ лась в грунт на 30 сантимет­ ров. то есть точка крепления переднего конца кабеля опусти­ лась ниже на 15 сантиметров. Это значит, что одна пятая часть веса кабеля стала рас­ пределяться между клячевкой и доской поровну, а остальные четыре пятых по-преягаему да­ вить на доску. Если считать, что до опускания переднего конца кабеля на 15 сантимет­ ров кабель уже имел провес и клячовка была им загружена, то после опускания переднего конца кабеля на 15 сантимет­ ров давление на клячовку при­ бавилось на (56:5):2-5.6 кило­ грамма. В настоящее время тралы вооружаются так. что их вес в воде равен 400—500 кило­ граммам. Из этого вытекает, что дотравливание ваеров для прижатия трала к грунту ни­ чего существенного не дает. Вот и все те замечания, ко­ торые хотелось мне высказать. Е. ЛЕБЕДЕВ. Капитан траулера «Ук­ раина». *2!!!!!!!!!!!I!!!!!!!!!?!!!!!!!!!!!!!!!!!!!*!!!!!- РЫБНЫЙ МУРМАН 27 декабря 1957 г. 3 стр. П р о м ы с л о в и к а м — п о л н о ц е н н ы е п о с о б и я О книге „Устройство и теория тралов не-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz