Рыбный Мурман. 1957 г. Декабрь.

> Наш опыт работы в дальних районах Из прошлого рейса команда нашего траулера""возвратилась в порт имея в трюмах более 800 тонн рыбной продукции. Что же способствовало такому успеху? Обработка рыбы у нас производится только на палубе. Такой процесс работы менее трудоемкий. Шкерка обезглавленного окуня сама по себе легче, чем шкерка окуня с головой. Кроме того, уменьшаются потери, происходящие при рубке голов головорубочной машиной. В связи сэтим хочется пожелать, чтобы в дальнейшем при проектировании постройки рефрижераторных судов отечественного образца, а также при заказах за границу, совнархоз учел пожелание моряков видоизменить технологический процесс обработки рыбы. поставив в первую очередь процесс рубки, а уже затем потрошения рыбы. На вооружении у нас имеется 31.2-метровый трал. Судоводителями нашего корабля было учтено, что наилучших показателей по вылову рыбы можно добиться при сравнительно небольших скоростях траления. Поэтому траление происходило на скоростях, не превышающих 2 , 8 — 3,2 узла. Большое значение для работы имеет правильное вооружение трала. Нижнюю подбору наши мастера по добыче во главе со старшим мастером тов. Ивановым вооружают так. По верхней подборе ставят 65— 70 кухтылей и 58— 60 по мешку. Такое вооружение трала позволило нам с успехом работать в различных по своим грунтовым условиям южном и северном районах банки Флемиш- Кап.Кроме того,мы считаем, что для снижения потерь, происходящих в результате задевов, следует вместо трех 6 -метровых грунтропов делать шесть. Порыв одного из них приведет к меньшей потере, так как на нем будет меньшее количество бо- бинцев и груза, чем на грунтро- пе большого размера. Грунтро- пы надо делать не из старого ваера или, тем более, совершенно нового, а из концамень­ шего размера. При задевах это будет приводить к их порыву, а не к потере трала в целом. Необходимо остановиться и на другом важном моменте. В связи со сложными гидрометеорологическими условиями дальних районов промысла, необходимо на суда, отправляющиеся туда на лов рыбы, предоставлять радиобуи с хорошими отражателями, которые позволят держаться на рыбе в любых условиях. Мы уверены что если команда каждого корабля станет внимательно относиться ко всем вопросам. касающимся правильного, грамотного использования техники, оборудования и устройств своих судов, а управление флота будет снабжать в достаточной мере всем необходимым, то уловы и выработка рыбной продукции значительно возрастут. Ю. СЕЛ ЬМ АНО ВИ Ч . % Старший помощник ка­ питана рефрижератор­ ного траулера «Н. Ост­ ровский». Годовой план пзревыполнен! vwpw.■. ■. ■ .W.'. у.ѵ.ѵл Значительного успеха в соревновании добился эки­ паж плавучей базы «Антарк­ тика». Досрочно закончив годовую программу, коллек­ тив этого корабля уже при­ нял от моряков сельдяного флота и обработал дополни­ тельно к заданию десятки тысяч центнеров рыбы. С большой трудовой побе- ВСЕРЕЗЕРВЫ^ПОДОБЫЧЕРЫБЫ-ВДЕЙСТВИЕ! Лучше использовать испарители! В настоящее время промысловая обстановка с малой концентрацией рыбы требует увеличения продолжительности нахождения судов в море, что зависит от ли установлены на всех паро- теплом сливающегося из испа-судна, правильно использовали наличия на корабле запасов вых китобойцах флотилии рителя рассола. Пройдя вто-их. Так, для увеличения мета топлива и пресной воды и исп- «Алеут». • ричный подогреватель, заборт-центрической высоты — основ равного технического состояния ^ начала 1957 года испари- ная вода нагревается до темпе-ного элемента остойчивости траулера в целом. Эти запасы, тели конструкции тов. Ермоли- ратуры 70— 90 градусов. Этосудна — не принимали запаса как известно, ограничиваются на типа «ИЕР-7» — производи- обеспечивает выпадение из во-пресной воды в форпики и кор дедвейтом судна. Принятие на тельностью 7 тонн в сутки — ды свободных солей кальция имовой свес. Расход питьевоГ борт дополнительного груза устанавливаются на рыболов- магния, которые беспрерывноводы велся из ахтерпика — связано с потерей судном ос- ІІЫх судах тралового флота. На удаляются из испарителя через7 тонн хватило на рейс. Ш новных мореходных качеств — сегодняшний день этими уста- кран в льяла,машинного отде-гидрофорную систему мыты, остойчивости и непотопляемо- новками снабжены 30 трауле- ления и затем насосом осуше-воду расходовали из правого сти ров типа «Рига». ния — за борт. Такая конст-кренового отсека. При расходо- Йзвестно, что пресная вода Основными достоинствами их руктивная особенность установ-вании воды из междудонных расходуется на судах для кот- являются — экономичность, ки обеспечивает долговремен-балластных отсеков № 2 и ла (котельная вода), на быто- простота конструкции й обслу- ную работу змеевиков испари-№ 3 придерживались правила: вые нужды (мытьевая вода) и живания, длительная и непре- теля без очистки от накипи.держать эти отсеки разделен- для приготовления пищи и для рывная работа (испарители ра- Полученный от испаренияные пр 0 д0ЛЬН0й водонепрони- питья (питьевая вода). За счет ботают без очистки 20-25 су- пар (вторичный), омывая эмею-цаемой переборкой,либо полны- сокращения запаса пресной во- ток)- вик п°дсушки пара, по трубе М 0 лид 0 пустыми, с тем. чтобы ды можно увеличить запас угля Принцип работы такой уста- поступает в конденсатор. Об-не увеличивать кренящий мо- и этим продолжить время "на- новки следующий. Отработан- разующийся в конденсатореMeHJT а за счет влияния мо. хождения судна на промысле, ный пар от вспомогательных дистилат через сливную во-менха инерции свободной по- Однако недостатокпресной во- механизмов давлением 0.5 и ронку отводится либо в теплыйверХности жидкости Для того, ды ухудшает, в первую очередь, 1 кг/см 2 через клапан и коллек- ящик, либо в балластные от-чтобы не С 03 давать крен при бытовые условия команды суд- тор поступает в змеевики испа- секи.расходовании воды из отсека на: сокращается расход мытье- рителя. откуда через три ниж- Опыт эксплуатации такой ис-правого борта брали уголь на вой воды для бань и прачеч- них греющих змеевика и регу- парительной установки в тече- 2 топки котла с левого борта и ных и служит причиной нару- лирующий вентиль проходит во ние двух рейсов проведенныхнаоборох шения «Правил обслуживания вторичный подогреватель и теп- мною на траулере «Рига», по- судовых паровых котлов МРП» лый ящик. Часть пара черезказал хороший результат. Уста- Наш лучший режим работы (продувки котла верхом и ни- верхний змеевик подсушки па- новка производила 7 тонн прес-испарителя следующий. 1. Ма- зом производятся нерегулярно), ра и регулирующий вентиль ной воды в сутки и полностьюгистраль отработавшего пара от Решая задачу снабжения ры- проходит на главный холодиль- обеспечивала суточный расходвспомогательных механизмов бопромысловых судов пресной ник. котловой и мытьевой воды. Ис-(динамо-машина, центробежный, водой, главный механик кра- Забортная морская вода от пользуя испарительную уста-питательный и балластный на- боловной базы «А. Микоян» магистрали циркуляционного новку, нам удалось продлитьсосы постоянно, рулевая маши- П. М. Ермолин разработал кон- водяного насоса главного кон- время нахождения судна нана и осушительный насос — струкцию судовой испаритель- денсатора через клапан подает- промысле до 2 0 суток (при пла-периодически) сообщена в об- ной установки, позволяющей ся в конденсатор испарительной не 15) — с 31 октября по 1466 н^льц0-откуда параллель- получить пресную воду из мор- установки, из которого через 2 0 ноября — за счет сокраще-но расходуется пар на испари- ской воды без особых затрат на клапан уходит за борт. Часть ния запаса пресной воды втел"> и ВйДОПО^°Г5??ате^ь это топливо. Первый образец забортной воды через клапан и 2 раза (вместо 140 тонн приня-д^^нои воды сгу такого испарителя был установ- фильтр подается к испарителю, то 70 тонн) и принятия в ре-„пЛе.балось от О 5 ло 1 кг/см 2 лен на краболовной базе пройдя предварительно регули-зервный трюм 40 тонн допол- ’ ’ «А. Микоян» в 1953 году. Ра- рующий кран поплавкового ав-нительного запаса угля. 2. Клапан отвода первичного ботая на тепле отработавшего томата питания испарителя. Несмотря на штормы до 8 — 9пара в теплый кщик открыт на пара от вспомогательных меха- пройдя охладитель рассола (по- баллов, траулер не терял своиходин и полтора оборота, что низмов. испарительная установ- догреватель первой ступени),и мореходных качеств, так какобеспечивает выход из системы ка обеспечивала получение подогреватель второй ступени. экипаж судна (капитан тов. Ра-конденсатора и дает возмож- пресной воды до 20 тонн в сут- В охладителе рассола заборт- гозов, старший механик тов.ность использовать скрытую ки. В 1955 году испарители ная вода подогревается до тем- Щербина), изучив конструктив-теплоту парообразования на ис- конструкции тов. Ермолина бы- пературы 45 — 50 градусов но-технические особенностипарение забортней воды. Кон- _________*________________________________ ____________________________тролировать выход конденсата в теплом ящике нужно по звуку: не допускать треска в теплом ящике. Управление тралового флота «Гродно». Здесь я сумел про-нни и восстановить мое закре- 3. Уровень воды в испарите- подходат формально к закре- держаться с декабря 1956 года пление на траулере «Гродно»,ле. контролируемый водоуказа- пленню моряков за определен- по август 1957 года (до ухода Дело они разбирали 4 дня. ательным стеклом, держать в ными траулерами. В результате в отпуск). Когда вернулся из затем заявили, что не знают,пределах одной трети — одной ва флоте наблюдается большая отпуска, а это было 26 октяб- как проходило закрепление начетверти стекла регулируя его текучесть кадров. ^ ря. мне дали указание ждать судах, так как были в это вре- либо передвижением штока ре- На судах тралового флота я прихода с моря траулера мя в отпуске. Чтобы я большегулирующего крана, либо перешиваю уже много лет. С 1951 «Гродно». 13 ноября этот ко- не приходил к ним по этому во-мещением грузов и тяг поплав- по 1953 год ходил в море в ка- рабль возвратился в порт. И просу, мне дали направлениекавого автомата питания при честве машиниста. Затем, после когда мне нужно было брать на на траулер «Свет», который до учебы, был переведен механн- него направление, выяснилось, сих пор находится в ремонте, ком. С 1956 года по настоящее что я не закреплен за этим суд- Но и за «Светом» закреплен время работаю старшим меха- ном. Оказалось, что за трауле- другой старший механик, киком. ром «Гродно» закреплен стар- Такая переброска людей пря- Первые два рейса я ходил в ший механик тов. Бессараб, ко- водит к неудовлетворительной море старшим механиком на торый заменял меня во время работе экипажей на промысле, змеевика подсушки пара от- траулере «Жемчуг». Затем ме- отпуска. отставанию в выполнении про- крывать на одну четверть и од- ня послали на траулер «Сеет», Исполняющий в то время изводственных планов, пролову. ну треть оборота, а вентиль на на котором пришлось плавать обязанности главного инженера Пора с этим покончить! полоборота — оборот, всего два месяца. Корабль тов. Левкин и его заместитель А . БУРДУЛЕНКО. встал в ремонт и мне дали ука- тов. Захарьин пообещали мне Старший механик традо- Ря прогреве змеевиков эание принять новый траулер разобраться в этом недоразуме- вого флота. испарителя во время очистки Закрепишь кадрЫ на судах этом исключается возможность забрасывания соленой забортной воды в конденсатор установки. , 4. Регулирующий вентиль дой возвратилась команда «Антарктики» из очередного плавания. В порт доставлено около 36 тысяч центнеров сельди, при плане 20 тысяч центнеров. Превышено зада­ ние по изготовлению готовой продукции. Несмотря на штормовую погоду, экипаж плавучей базы одновременно обрабатывал по четыре средних траулера. Особенно отличились при этом боцман тов. Клеменков, матросы тт. Субботин, Нечаев, Хай- рудннов. Первенство в со­ ревновании среди рыбооб­ работчиков завоевала смена старшего мастера тов. Игна­ това. О тлично справилась со своими обязанностями ма­ шинная команда во главе со старшим механиком тов. Че- ремным. Н А СНИМ К Е : плавбаза «Антарктика» идет в порт. их «холодным душем» поднять давление первичного пара до ‘A см2. Таким образом, практика показала. что. правильно используя испарители и конструктивно-технические данные траулеров тіша «Рига», орок нахождения их на промысле без пополнения можно увеличить до 2 0 — 2 2 суток для судов с дедвейтом 370— 390 тонн и до 25 суток для кораблей с дедвейтом 450 тонн. Большинство экипажей судов эти возмояшости не используют. и имеющиеся испарители, стоящие около 50 тысяч рублей. возят балластом. Это объясняется не только неумением эксплуатировать испарительные установки, но и неправильно занятой позицией отдельными капитанами и старшими механиками судов. — находиться на промысле столько, сколько предусмотрено планом. — Если проходишь больше, переведут в другую группу н увеличат план и тогда ничего не заработаешь. — так рассуждают старшие механики тт. Казанцев (траулер «Якутск»). Ясников (траулер «Геническ») и другие. 4 Считаю такое положение ненормальным. Использование испарителей для увеличения продолжительности нахождения суднавмореприобретает огромное значение в связи с начавшимся в траловом флоте освоением комбинированного лова, то есть перехода ряда траулеров на ловсельди дрифтерными сетями. Бесспорно, траулеры, снабженные такими установками. в первуюочередь, пригодны для этой цели. Неплохо оборудовать такими испарителями дизельные траулеры типа «Кремль», имеющие ограниченный запас пресной воды и большой запас топлива. Это позволит обеспечить им промысел в отдаленных райо­ нах. В . СК УП СКИ И . Механик-наставник тра­ лового флота. РЫБНЫЙ МУРМАН 3 декабря 1957 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz