Рыбный Мурман. 1957 г. Декабрь.
> Наш опыт работы в дальних районах Из прошлого рейса команда нашего траулера""возвратилась в порт имея в трюмах более 800 тонн рыбной продукции. Что же способствовало такому успеху? Обработка рыбы у нас производится только на палубе. Такой процесс работы менее трудоемкий. Шкерка обезглавленного окуня сама по себе легче, чем шкерка окуня с головой. Кроме того, уменьшаются потери, происходящие при рубке голов головорубочной машиной. В связи сэтим хочется пожелать, чтобы в дальнейшем при проектировании постройки рефрижераторных судов отечественного образца, а также при заказах за границу, совнархоз учел пожелание моряков видоизменить технологический процесс обработки рыбы. поставив в первую очередь процесс рубки, а уже затем потрошения рыбы. На вооружении у нас имеется 31.2-метровый трал. Судоводителями нашего корабля было учтено, что наилучших показателей по вылову рыбы можно добиться при сравнительно небольших скоростях траления. Поэтому траление происходило на скоростях, не превышающих 2 , 8 — 3,2 узла. Большое значение для работы имеет правильное вооружение трала. Нижнюю подбору наши мастера по добыче во главе со старшим мастером тов. Ивановым вооружают так. По верхней подборе ставят 65— 70 кухтылей и 58— 60 по мешку. Такое вооружение трала позволило нам с успехом работать в различных по своим грунтовым условиям южном и северном районах банки Флемиш- Кап.Кроме того,мы считаем, что для снижения потерь, происходящих в результате задевов, следует вместо трех 6 -метровых грунтропов делать шесть. Порыв одного из них приведет к меньшей потере, так как на нем будет меньшее количество бо- бинцев и груза, чем на грунтро- пе большого размера. Грунтро- пы надо делать не из старого ваера или, тем более, совершенно нового, а из концамень шего размера. При задевах это будет приводить к их порыву, а не к потере трала в целом. Необходимо остановиться и на другом важном моменте. В связи со сложными гидрометеорологическими условиями дальних районов промысла, необходимо на суда, отправляющиеся туда на лов рыбы, предоставлять радиобуи с хорошими отражателями, которые позволят держаться на рыбе в любых условиях. Мы уверены что если команда каждого корабля станет внимательно относиться ко всем вопросам. касающимся правильного, грамотного использования техники, оборудования и устройств своих судов, а управление флота будет снабжать в достаточной мере всем необходимым, то уловы и выработка рыбной продукции значительно возрастут. Ю. СЕЛ ЬМ АНО ВИ Ч . % Старший помощник ка питана рефрижератор ного траулера «Н. Ост ровский». Годовой план пзревыполнен! vwpw.■. ■. ■ .W.'. у.ѵ.ѵл Значительного успеха в соревновании добился эки паж плавучей базы «Антарк тика». Досрочно закончив годовую программу, коллек тив этого корабля уже при нял от моряков сельдяного флота и обработал дополни тельно к заданию десятки тысяч центнеров рыбы. С большой трудовой побе- ВСЕРЕЗЕРВЫ^ПОДОБЫЧЕРЫБЫ-ВДЕЙСТВИЕ! Лучше использовать испарители! В настоящее время промысловая обстановка с малой концентрацией рыбы требует увеличения продолжительности нахождения судов в море, что зависит от ли установлены на всех паро- теплом сливающегося из испа-судна, правильно использовали наличия на корабле запасов вых китобойцах флотилии рителя рассола. Пройдя вто-их. Так, для увеличения мета топлива и пресной воды и исп- «Алеут». • ричный подогреватель, заборт-центрической высоты — основ равного технического состояния ^ начала 1957 года испари- ная вода нагревается до темпе-ного элемента остойчивости траулера в целом. Эти запасы, тели конструкции тов. Ермоли- ратуры 70— 90 градусов. Этосудна — не принимали запаса как известно, ограничиваются на типа «ИЕР-7» — производи- обеспечивает выпадение из во-пресной воды в форпики и кор дедвейтом судна. Принятие на тельностью 7 тонн в сутки — ды свободных солей кальция имовой свес. Расход питьевоГ борт дополнительного груза устанавливаются на рыболов- магния, которые беспрерывноводы велся из ахтерпика — связано с потерей судном ос- ІІЫх судах тралового флота. На удаляются из испарителя через7 тонн хватило на рейс. Ш новных мореходных качеств — сегодняшний день этими уста- кран в льяла,машинного отде-гидрофорную систему мыты, остойчивости и непотопляемо- новками снабжены 30 трауле- ления и затем насосом осуше-воду расходовали из правого сти ров типа «Рига». ния — за борт. Такая конст-кренового отсека. При расходо- Йзвестно, что пресная вода Основными достоинствами их руктивная особенность установ-вании воды из междудонных расходуется на судах для кот- являются — экономичность, ки обеспечивает долговремен-балластных отсеков № 2 и ла (котельная вода), на быто- простота конструкции й обслу- ную работу змеевиков испари-№ 3 придерживались правила: вые нужды (мытьевая вода) и живания, длительная и непре- теля без очистки от накипи.держать эти отсеки разделен- для приготовления пищи и для рывная работа (испарители ра- Полученный от испаренияные пр 0 д0ЛЬН0й водонепрони- питья (питьевая вода). За счет ботают без очистки 20-25 су- пар (вторичный), омывая эмею-цаемой переборкой,либо полны- сокращения запаса пресной во- ток)- вик п°дсушки пара, по трубе М 0 лид 0 пустыми, с тем. чтобы ды можно увеличить запас угля Принцип работы такой уста- поступает в конденсатор. Об-не увеличивать кренящий мо- и этим продолжить время "на- новки следующий. Отработан- разующийся в конденсатореMeHJT а за счет влияния мо. хождения судна на промысле, ный пар от вспомогательных дистилат через сливную во-менха инерции свободной по- Однако недостатокпресной во- механизмов давлением 0.5 и ронку отводится либо в теплыйверХности жидкости Для того, ды ухудшает, в первую очередь, 1 кг/см 2 через клапан и коллек- ящик, либо в балластные от-чтобы не С 03 давать крен при бытовые условия команды суд- тор поступает в змеевики испа- секи.расходовании воды из отсека на: сокращается расход мытье- рителя. откуда через три ниж- Опыт эксплуатации такой ис-правого борта брали уголь на вой воды для бань и прачеч- них греющих змеевика и регу- парительной установки в тече- 2 топки котла с левого борта и ных и служит причиной нару- лирующий вентиль проходит во ние двух рейсов проведенныхнаоборох шения «Правил обслуживания вторичный подогреватель и теп- мною на траулере «Рига», по- судовых паровых котлов МРП» лый ящик. Часть пара черезказал хороший результат. Уста- Наш лучший режим работы (продувки котла верхом и ни- верхний змеевик подсушки па- новка производила 7 тонн прес-испарителя следующий. 1. Ма- зом производятся нерегулярно), ра и регулирующий вентиль ной воды в сутки и полностьюгистраль отработавшего пара от Решая задачу снабжения ры- проходит на главный холодиль- обеспечивала суточный расходвспомогательных механизмов бопромысловых судов пресной ник. котловой и мытьевой воды. Ис-(динамо-машина, центробежный, водой, главный механик кра- Забортная морская вода от пользуя испарительную уста-питательный и балластный на- боловной базы «А. Микоян» магистрали циркуляционного новку, нам удалось продлитьсосы постоянно, рулевая маши- П. М. Ермолин разработал кон- водяного насоса главного кон- время нахождения судна нана и осушительный насос — струкцию судовой испаритель- денсатора через клапан подает- промысле до 2 0 суток (при пла-периодически) сообщена в об- ной установки, позволяющей ся в конденсатор испарительной не 15) — с 31 октября по 1466 н^льц0-откуда параллель- получить пресную воду из мор- установки, из которого через 2 0 ноября — за счет сокраще-но расходуется пар на испари- ской воды без особых затрат на клапан уходит за борт. Часть ния запаса пресной воды втел"> и ВйДОПО^°Г5??ате^ь это топливо. Первый образец забортной воды через клапан и 2 раза (вместо 140 тонн приня-д^^нои воды сгу такого испарителя был установ- фильтр подается к испарителю, то 70 тонн) и принятия в ре-„пЛе.балось от О 5 ло 1 кг/см 2 лен на краболовной базе пройдя предварительно регули-зервный трюм 40 тонн допол- ’ ’ «А. Микоян» в 1953 году. Ра- рующий кран поплавкового ав-нительного запаса угля. 2. Клапан отвода первичного ботая на тепле отработавшего томата питания испарителя. Несмотря на штормы до 8 — 9пара в теплый кщик открыт на пара от вспомогательных меха- пройдя охладитель рассола (по- баллов, траулер не терял своиходин и полтора оборота, что низмов. испарительная установ- догреватель первой ступени),и мореходных качеств, так какобеспечивает выход из системы ка обеспечивала получение подогреватель второй ступени. экипаж судна (капитан тов. Ра-конденсатора и дает возмож- пресной воды до 20 тонн в сут- В охладителе рассола заборт- гозов, старший механик тов.ность использовать скрытую ки. В 1955 году испарители ная вода подогревается до тем- Щербина), изучив конструктив-теплоту парообразования на ис- конструкции тов. Ермолина бы- пературы 45 — 50 градусов но-технические особенностипарение забортней воды. Кон- _________*________________________________ ____________________________тролировать выход конденсата в теплом ящике нужно по звуку: не допускать треска в теплом ящике. Управление тралового флота «Гродно». Здесь я сумел про-нни и восстановить мое закре- 3. Уровень воды в испарите- подходат формально к закре- держаться с декабря 1956 года пление на траулере «Гродно»,ле. контролируемый водоуказа- пленню моряков за определен- по август 1957 года (до ухода Дело они разбирали 4 дня. ательным стеклом, держать в ными траулерами. В результате в отпуск). Когда вернулся из затем заявили, что не знают,пределах одной трети — одной ва флоте наблюдается большая отпуска, а это было 26 октяб- как проходило закрепление начетверти стекла регулируя его текучесть кадров. ^ ря. мне дали указание ждать судах, так как были в это вре- либо передвижением штока ре- На судах тралового флота я прихода с моря траулера мя в отпуске. Чтобы я большегулирующего крана, либо перешиваю уже много лет. С 1951 «Гродно». 13 ноября этот ко- не приходил к ним по этому во-мещением грузов и тяг поплав- по 1953 год ходил в море в ка- рабль возвратился в порт. И просу, мне дали направлениекавого автомата питания при честве машиниста. Затем, после когда мне нужно было брать на на траулер «Свет», который до учебы, был переведен механн- него направление, выяснилось, сих пор находится в ремонте, ком. С 1956 года по настоящее что я не закреплен за этим суд- Но и за «Светом» закреплен время работаю старшим меха- ном. Оказалось, что за трауле- другой старший механик, киком. ром «Гродно» закреплен стар- Такая переброска людей пря- Первые два рейса я ходил в ший механик тов. Бессараб, ко- водит к неудовлетворительной море старшим механиком на торый заменял меня во время работе экипажей на промысле, змеевика подсушки пара от- траулере «Жемчуг». Затем ме- отпуска. отставанию в выполнении про- крывать на одну четверть и од- ня послали на траулер «Сеет», Исполняющий в то время изводственных планов, пролову. ну треть оборота, а вентиль на на котором пришлось плавать обязанности главного инженера Пора с этим покончить! полоборота — оборот, всего два месяца. Корабль тов. Левкин и его заместитель А . БУРДУЛЕНКО. встал в ремонт и мне дали ука- тов. Захарьин пообещали мне Старший механик традо- Ря прогреве змеевиков эание принять новый траулер разобраться в этом недоразуме- вого флота. испарителя во время очистки Закрепишь кадрЫ на судах этом исключается возможность забрасывания соленой забортной воды в конденсатор установки. , 4. Регулирующий вентиль дой возвратилась команда «Антарктики» из очередного плавания. В порт доставлено около 36 тысяч центнеров сельди, при плане 20 тысяч центнеров. Превышено зада ние по изготовлению готовой продукции. Несмотря на штормовую погоду, экипаж плавучей базы одновременно обрабатывал по четыре средних траулера. Особенно отличились при этом боцман тов. Клеменков, матросы тт. Субботин, Нечаев, Хай- рудннов. Первенство в со ревновании среди рыбооб работчиков завоевала смена старшего мастера тов. Игна това. О тлично справилась со своими обязанностями ма шинная команда во главе со старшим механиком тов. Че- ремным. Н А СНИМ К Е : плавбаза «Антарктика» идет в порт. их «холодным душем» поднять давление первичного пара до ‘A см2. Таким образом, практика показала. что. правильно используя испарители и конструктивно-технические данные траулеров тіша «Рига», орок нахождения их на промысле без пополнения можно увеличить до 2 0 — 2 2 суток для судов с дедвейтом 370— 390 тонн и до 25 суток для кораблей с дедвейтом 450 тонн. Большинство экипажей судов эти возмояшости не используют. и имеющиеся испарители, стоящие около 50 тысяч рублей. возят балластом. Это объясняется не только неумением эксплуатировать испарительные установки, но и неправильно занятой позицией отдельными капитанами и старшими механиками судов. — находиться на промысле столько, сколько предусмотрено планом. — Если проходишь больше, переведут в другую группу н увеличат план и тогда ничего не заработаешь. — так рассуждают старшие механики тт. Казанцев (траулер «Якутск»). Ясников (траулер «Геническ») и другие. 4 Считаю такое положение ненормальным. Использование испарителей для увеличения продолжительности нахождения суднавмореприобретает огромное значение в связи с начавшимся в траловом флоте освоением комбинированного лова, то есть перехода ряда траулеров на ловсельди дрифтерными сетями. Бесспорно, траулеры, снабженные такими установками. в первуюочередь, пригодны для этой цели. Неплохо оборудовать такими испарителями дизельные траулеры типа «Кремль», имеющие ограниченный запас пресной воды и большой запас топлива. Это позволит обеспечить им промысел в отдаленных райо нах. В . СК УП СКИ И . Механик-наставник тра лового флота. РЫБНЫЙ МУРМАН 3 декабря 1957 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz