Рыбный Мурман. 1957 г. Декабрь.

Боремся за первенство Благодаря широко развер­ нувшемуся социалистическому соревнованию, коллектив трау­ лера «Сталинабад» 12 декабря, на 19 суток раньше срока, за­ кончил выполнение годовой программы по вылову рыбы и выработке рыбопродукции. Несмотря на сложные усло­ вия зимнего промысла, экипаж корабля прилагает все усилия для досрочного выполнения принятого на себя социалисти­ ческого обязательства. Моряки полны решнАіостн до конца го­ да занять первое место среди рефрижераторных кораблей флота по абсолютному вылову рыбы и тем самым внести свой вклад в дело дальнейшего улучшения благосостояния со­ ветского народа, укрепления могущества любимой Родины. Капитан-директор трау­ лера «Сталинабад» ЮК- ЛЕЕВСКИИ. Первый помощник капи­ тана ГРАБЕК. Председатель судового комитета профсоюза БОРДАШЕНКО. ВСЕМЕРНО РАЗВИВАТЬ ЛОВ МУРМАНСКОЙ СЕЛЬДИ В счет 1958 года Моряки транспортного флота успешно справились с выполне­ нием своих социалистических обязательств. Коллектив брал слово — годовой нлан перевозок выполнить к 20 декабря, а уже к 1 декабря перевез грузов на 100,4 процента к годовому пла­ ну. Только для строительства предприятий и жилого фонда пе­ ревезено 200 тысяч кубометров лесоматериалов. План по тонно- милям выполнен па 118 процен­ тов. Развернув борьбу за экономим и бережливость, моряки-транс­ портники вместо планируемых убытков сэкономили один мил­ лион рублей. Большую работу по рациональному расходованию топлива и смазочных материалов провели машинные команды. Только угля сэкономлено на 3,2 процента. Перевыполнен также план ремонта силами машинных команд. Вместо 50 тысяч нормо- часов машинные команды отра­ ботали на ремонте 85500 часов. Многие моряки флота награж­ дены почетными грамотами Вер­ ховного Совета РСФСР, Мурман­ ского облсовпрофа н совета на­ родного хозяйства. Передовыми судами флота являются «Ви­ тязь» (капитан тов. Цыганков), «Циклон» (капитан тов. Гонча-' ров) .«Полярная звезда» (капи­ тан тов. Шадрин), «Инднга» (ка­ питан тов. Кононенко) и другие. Сейчас моряки транспортного флота работают в счет 1958 го­ да, стремясь до 1 января пере­ везти 5000 тонн сверхплановых грузов. В. ВАХРОМЕЕВ. В Баренцевом море в этом году выловили очень мало мурманской сельди, в то время, как в последние годы уловы ta были доволь­ но высоки. Достаточно сказать, что добыча этой рыбы в прошлом году составила около 1 0 0 тысяч центнеров. С 1954 года уловы сельди в Баренцевом море состояли, главным образом, из сельди поколения 1953 года. С первых лет жизни до 1955 года она была распространена в Ба­ ренцевом море очень широко. Молодь сельди поколения 1953 года появилась очень рано — в июле, распространилась она в больших количествах как по основной, так и по при­ брежной струям. Сельдь поколения 1953 года на первых трех годах жизни в значительных количествах и чаще, чем обычно, отмечалась промысловиками тралового флота в прилове, в желудке трески, а иногда и просто закину­ той на палубу волнами. Результаты научно- исследовательских наблюдений также харак­ теризуют многочисленность и широкое рас­ пространение сельди этого поколения. На первом году жизни она проникла в Белое мо­ рс и облавливалась там до трехлетнего воз­ раста. Уловы мурманской сельди за последние годы повысились. В период с 1953 года по 1955 год лов ес был наиболее удачным у бе­ регов, а позднее — в 1954—1955 гг. доволь­ но успешно шел промысел и в районах откры­ того моря. В 1956 году сельдь поколения 1953 года облавливалась в губе Иоканке. В Норвегии за счет сельди поколения 1953 года произошло значительное повыше­ ние вылова мелкой сельди. Все эти сведения указывают, несомнен­ но, на широкое распространение сельди поко­ ления 1953 года в Баренцевом море и под­ тверждают данную ему характеристику бога­ того поколения. Но в 1957 году при тщательно организо­ ванных поисках промысловых скоплений сельди в летний период ни в районах откры­ того моря, ни в прибрежных районах обнару­ жить не удалось. Анализ состояния созрева­ ния ее говорит о том, что только небольшая часть стада сельди могла пойти на нерести­ лище. а основная и наибольшая часть к лету 1957 года еще не созрела и не могла уйти на нерестилища. Как известно, мурманская сельдь нерестится у Лофотенских островов и после нереста в Баренцево море не возвра­ щается. Причина отсутствия сельди летом 1957 года в прибрежных районах понятна. Сельдь поколения 1953 года уже прошла прибреж­ ный период жизни. Дело в том, что часть мо­ лоди, распределившаяся в прибрежной зоне в заливах и губах, первые 2 —3 года жизни проводит у берегов, а затем по мере роста и созревания отходит в районы открытого моря в струи течения и уже. с трехлетнего возраста держится обычно •* л. Почему не могли обнаружить сельдь в районах открытого моря летом 1957 года — не ясно. По-видимому, это связано с необыч­ ным распределением ее. В последних числах октября небольшие скопления сельди были обнаружены в Пе­ ченгском заливе и в губе Амбарной. Наиболее высокие уловы наблюдались там 8 — 1 0 и 2 2 —22 ноября во время сизигийных вод — при наибольшей высоте приливной волны. Максимальные уловы достигали 50—60 тонн за замет кошелькового невода. Были и значи­ тельно большие уловы — до 1 0 0 и более тонн за замет. Но в большинстве случаев та­ кие уловы поднимались только частично или их совсем не удавалось поднять на борт. В первую половину ноября уловы сельди в губе ГІеченге до 30 процентов по весу со- П о б е д а с у д о с т р о и т е л е й Коллектив Николаевского судостроитель­ ного завода нм. Носенко одержал крупную производственную победу. Закончено, в ос­ новном, строительство рефрижераторного траулера «Маяковский». Это первое оте іе- ственное промысловое судно типа «Пуш­ кин». НА СНИМКЕ: спуск траулера «Мая­ ковский» на воду с помощью плавѵчего ) дока. стояли из сельди поколения 1953 года, а за­ тем уловы на 70 процентов по числу особей состояли нз сельди этого же поколения, сред­ ними размерами 22 сантиметра. Во вторую половину ноября, а также и в настоящее вре­ мя облавливается уже более мелкая сельдь, в основном, поколения 1956 года, размерами 13—15 сантиметров. Лучше всего сельдь облавливается ночью, когда она больше всего приближается к по­ верхности. Учитывая относительно благопри­ ятные условия промысла в районе Печенг- ского залива, следует их всемерно использо­ вать. Сейчас небольшие стаи сельди продол­ жают держаться в Печенгском заливе — в куту залива, в Девкиной заводи и. главным образом, в губе Амбарной. Мелкая сельдь поколения 1956 года будет здесь зимовать, придерживаясь значительных глубин и мест с крутым понижением дна. Наиболее вероят­ ная длина сельди 13—15 сантиметров. Сельдь менее 10 сантиметров может присут­ ствовать в уловах в небольших количест­ вах. Молодая сельдь поколения 1957 года может дать ощутимые результаты только ле­ том 1958 года/ Уловы со значительной примесью крупной сельди наиболее вероятны в результате но­ вых подходов ее в губу Амбарную. При соче­ тании сизигийных вод с сильными ветрами южных направлений не исключена возмож­ ность новых подходов сельди в губы побере­ жья Мурмана. Сельди поколения 1956 года относятся к высокоурожайному поколению. В настоящее время они держатся вблизи побережья, и по­ этому вполне возможны небольшие заходы ее зимой в губы не только Печенгского залива, но и в губы Мотовского и Кольского заливов. Чтобы выловить сельдь, зимующую на значи­ тельной глубине в 60—70 метров, нужно сшивать два низкостенных невода, как * это уже неоднократно практиковалось в наших условиях сейчас. Можно также облавливать такие скопления этой рыбы существующими наиболее высокостенными кошельковыми не­ водами. И. ШУТОВА-КОРЖ. Научный сотрудник лаборатории сель­ ди ПИНРО. ПОКОНЧИТЬ со штурмовщиной! Наш рыбозавод № 3 обраба­ тывает сельдь. Этот продукт, как известно, быстро не пор­ тится. Ведь сельдь даже н в полуфабрикате хорошо засоле­ на. Сортность не снижается, если уберут ее на день позд­ нее. Особенно сейчас, зимой.. Следовательно, руководство за вода имеет полную возмож­ ность так распределить работу смен, чтобы не было рывков н штурмовщины. Что же получается в дейст­ вительности? В праздничные дни наш завод работал без осо­ бой необходимости, причем ра­ бочим оплачивали, как и пола­ гается по закону, сверхуроч­ ные. Расходовались государст­ венные средства и, на мой взгляд, совершенно напрасно. Ведь уже через три дня рыбы не стало, и нам дали отгул. Руководители завода, и в первую очередь директор тов. Кобылкина, мало проявляют заботы об отдыхе рабочих. Иногда бывает так, что нас вы­ зывают на работу в воскре­ сенье, а потом отпускают, пото­ му что делать-то и нечего. По­ добный случай был, например,, 24 ноября. На собраниях директор заво­ да тов. Кобылкина любит при- водить примеры неустанной за­ боты о рабочем человеке, а са­ ма эту заботу проявляет плохо. Ей же остается сделать не так уж много — самой больше заботиться о рабочих Для этого нужно только более равномерно планировать рабо­ ту, покончить со штурмовщи­ ной. Б. ОРЛОВ. Рабочий рыбозавода № 3, И д е т с м о т р т е х н и ч е с к о г о с о с т о я н и я с у д о в А снабЖенцЬя с т о я т в стороне... В настоящее время в нашем от­ ряде, как и во всем траловом фло­ те, проходит общественный смотр технического состояния и техни­ ческой эксплуатации судов. На всех кораблях созданы комиссии по проведению смотра. Большин­ ство этих комиссий сдало отчеты о проделанной работе. По этим ма­ териалам видно, что на ряде тра­ улеров к этому важному меро­ приятию отнеслись по-разному: на одних со всей серьезностью, на других же просто формально. Взять к примеру траулер «Севе­ роморск», где капитаном тов. Ко­ валь, старшим механиком тов. Манаков. За время смотра здесь не только выявили недостатки, но и большую часть из них устрани­ ли своими силами. Были "вынуты и осмотрены, например, кольца цилиндра высокого давления пер­ вого и второго блоков, в резуль­ тате четыре поршневых кольца, потерявших упругость, заменены новыми. При вскрытии бугелей переднего и заднего хода первого и второго блоков сняты наробот- ки. пригнаны рабочие поверхно­ сти бугелей по рабочей поверхно­ сти эксцентриков, сторцеваны ма­ точники на 8 миллиметров и уста­ новлен допускаемый зазор. В діу- намо^машине № 1 износившиеся поршневые кольца заменены но­ выми. То же самое сделано и в динамо-машине № 2 . При осмотре грундбуксы выяви­ лось. что вследствие сильной вы­ работки металлической набивки необходимо заменить паровой шток и набивку. Указанные де­ фекты устранены. Что касается т.раловой лебедки, то здесь был обнаружен ряд неисправностей — имелся сильный стук в борто­ вых подшипниках. Члены машин­ ной команды выкатили машинный вал, разобрали шатунно-криво­ шипное движение, подложили под нижние половинки бортовых под­ шипников прокладки по 2 милли­ метра, подогнали подшипники но валу. Эта работа позволила при­ вести лебедку в хорошее состоя­ ние. Была произведена чистка коллекторов и регулировка щеток всех генераторов и электромото­ ров. Кроме устранения дефектов, на корабле было внесено несколь­ ко ценных рационализаторских предложений. Старший механик тов. Манаков предложил, например, увеличить диаметр гребного винта с 3,3 мет­ ра до 3,45 метра. Внедрение этой» предложения на траулере «Севе­ роморск» позволило уменьшить индикаторную мощность машины, уменьшить суточный расход угля с 12 до 9.5 тонн в сутки, увели чить продолжительность рейса до 2 2 суток, вместо 18. Однако примеры такой работы во время смотра в нашем отряде единична. На многих кораблях отнеслись к проведению смоптра совершенно несерьезно. Несмотря на большую разъяснительную ра боту, судовые комиссии траулеров «Якутск», «Арга», «Томь» и неко торых других проведение смотра посчитали какой-то ненужной на­ вязчивой кампанией. Отчет о смот­ ре траулера «Томь» составлен ва одном листке и по нему совершен но невозможно судить о действи­ тельном техническом состоянии судна и о том, какую работу про­ делала комиссия по устранению недостатков. Необходимо отметить, что ва многих судах проведение смотра свелось только к выявлению недо­ статков, а не к устранению их. по­ тому что снабжение судов мате­ риалами поставлено неудовлетво­ рительно. Нет покрасочных мате риалов, необходимых инструмен­ тов, деталей и т. д. По этой при­ чине зачастую на судах токарные станки простаивают. Вследствіе этого морякам приходится бук­ вально «выкручиваться». На том же траулере «Североморск» при осмотре упорного подшипника тре­ бовалась замена фетра в золотни­ ковых канавках, но из-за отсутст­ вия фетра пришлось под изношен­ ный фетр подложить медную ир> волоку. В своем акте там же пришлось записать, что из-за не­ имения обмотки шатунного полю­ са невозможно устранить «кор пух» генератора № 2 , хотя ликви­ дация этого дефекта под силу мо­ рякам. Думается, что отделу спабже кия тралового флота надо не стоять в стороне от проходящего смотра, а сделать для моряков все необходимое, чтобы это важное мероприятие прошло на высоком уровне. В. БАСАЛАЕВ. Начальник второго отряда судов тралового флота. РЫБНЫЙ ІѴІУРМАН 17 декабря 1957 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz