Рыбный Мурман. 1957 г. Декабрь.
Боремся за первенство Благодаря широко развер нувшемуся социалистическому соревнованию, коллектив трау лера «Сталинабад» 12 декабря, на 19 суток раньше срока, за кончил выполнение годовой программы по вылову рыбы и выработке рыбопродукции. Несмотря на сложные усло вия зимнего промысла, экипаж корабля прилагает все усилия для досрочного выполнения принятого на себя социалисти ческого обязательства. Моряки полны решнАіостн до конца го да занять первое место среди рефрижераторных кораблей флота по абсолютному вылову рыбы и тем самым внести свой вклад в дело дальнейшего улучшения благосостояния со ветского народа, укрепления могущества любимой Родины. Капитан-директор трау лера «Сталинабад» ЮК- ЛЕЕВСКИИ. Первый помощник капи тана ГРАБЕК. Председатель судового комитета профсоюза БОРДАШЕНКО. ВСЕМЕРНО РАЗВИВАТЬ ЛОВ МУРМАНСКОЙ СЕЛЬДИ В счет 1958 года Моряки транспортного флота успешно справились с выполне нием своих социалистических обязательств. Коллектив брал слово — годовой нлан перевозок выполнить к 20 декабря, а уже к 1 декабря перевез грузов на 100,4 процента к годовому пла ну. Только для строительства предприятий и жилого фонда пе ревезено 200 тысяч кубометров лесоматериалов. План по тонно- милям выполнен па 118 процен тов. Развернув борьбу за экономим и бережливость, моряки-транс портники вместо планируемых убытков сэкономили один мил лион рублей. Большую работу по рациональному расходованию топлива и смазочных материалов провели машинные команды. Только угля сэкономлено на 3,2 процента. Перевыполнен также план ремонта силами машинных команд. Вместо 50 тысяч нормо- часов машинные команды отра ботали на ремонте 85500 часов. Многие моряки флота награж дены почетными грамотами Вер ховного Совета РСФСР, Мурман ского облсовпрофа н совета на родного хозяйства. Передовыми судами флота являются «Ви тязь» (капитан тов. Цыганков), «Циклон» (капитан тов. Гонча-' ров) .«Полярная звезда» (капи тан тов. Шадрин), «Инднга» (ка питан тов. Кононенко) и другие. Сейчас моряки транспортного флота работают в счет 1958 го да, стремясь до 1 января пере везти 5000 тонн сверхплановых грузов. В. ВАХРОМЕЕВ. В Баренцевом море в этом году выловили очень мало мурманской сельди, в то время, как в последние годы уловы ta были доволь но высоки. Достаточно сказать, что добыча этой рыбы в прошлом году составила около 1 0 0 тысяч центнеров. С 1954 года уловы сельди в Баренцевом море состояли, главным образом, из сельди поколения 1953 года. С первых лет жизни до 1955 года она была распространена в Ба ренцевом море очень широко. Молодь сельди поколения 1953 года появилась очень рано — в июле, распространилась она в больших количествах как по основной, так и по при брежной струям. Сельдь поколения 1953 года на первых трех годах жизни в значительных количествах и чаще, чем обычно, отмечалась промысловиками тралового флота в прилове, в желудке трески, а иногда и просто закину той на палубу волнами. Результаты научно- исследовательских наблюдений также харак теризуют многочисленность и широкое рас пространение сельди этого поколения. На первом году жизни она проникла в Белое мо рс и облавливалась там до трехлетнего воз раста. Уловы мурманской сельди за последние годы повысились. В период с 1953 года по 1955 год лов ес был наиболее удачным у бе регов, а позднее — в 1954—1955 гг. доволь но успешно шел промысел и в районах откры того моря. В 1956 году сельдь поколения 1953 года облавливалась в губе Иоканке. В Норвегии за счет сельди поколения 1953 года произошло значительное повыше ние вылова мелкой сельди. Все эти сведения указывают, несомнен но, на широкое распространение сельди поко ления 1953 года в Баренцевом море и под тверждают данную ему характеристику бога того поколения. Но в 1957 году при тщательно организо ванных поисках промысловых скоплений сельди в летний период ни в районах откры того моря, ни в прибрежных районах обнару жить не удалось. Анализ состояния созрева ния ее говорит о том, что только небольшая часть стада сельди могла пойти на нерести лище. а основная и наибольшая часть к лету 1957 года еще не созрела и не могла уйти на нерестилища. Как известно, мурманская сельдь нерестится у Лофотенских островов и после нереста в Баренцево море не возвра щается. Причина отсутствия сельди летом 1957 года в прибрежных районах понятна. Сельдь поколения 1953 года уже прошла прибреж ный период жизни. Дело в том, что часть мо лоди, распределившаяся в прибрежной зоне в заливах и губах, первые 2 —3 года жизни проводит у берегов, а затем по мере роста и созревания отходит в районы открытого моря в струи течения и уже. с трехлетнего возраста держится обычно •* л. Почему не могли обнаружить сельдь в районах открытого моря летом 1957 года — не ясно. По-видимому, это связано с необыч ным распределением ее. В последних числах октября небольшие скопления сельди были обнаружены в Пе ченгском заливе и в губе Амбарной. Наиболее высокие уловы наблюдались там 8 — 1 0 и 2 2 —22 ноября во время сизигийных вод — при наибольшей высоте приливной волны. Максимальные уловы достигали 50—60 тонн за замет кошелькового невода. Были и значи тельно большие уловы — до 1 0 0 и более тонн за замет. Но в большинстве случаев та кие уловы поднимались только частично или их совсем не удавалось поднять на борт. В первую половину ноября уловы сельди в губе ГІеченге до 30 процентов по весу со- П о б е д а с у д о с т р о и т е л е й Коллектив Николаевского судостроитель ного завода нм. Носенко одержал крупную производственную победу. Закончено, в ос новном, строительство рефрижераторного траулера «Маяковский». Это первое оте іе- ственное промысловое судно типа «Пуш кин». НА СНИМКЕ: спуск траулера «Мая ковский» на воду с помощью плавѵчего ) дока. стояли из сельди поколения 1953 года, а за тем уловы на 70 процентов по числу особей состояли нз сельди этого же поколения, сред ними размерами 22 сантиметра. Во вторую половину ноября, а также и в настоящее вре мя облавливается уже более мелкая сельдь, в основном, поколения 1956 года, размерами 13—15 сантиметров. Лучше всего сельдь облавливается ночью, когда она больше всего приближается к по верхности. Учитывая относительно благопри ятные условия промысла в районе Печенг- ского залива, следует их всемерно использо вать. Сейчас небольшие стаи сельди продол жают держаться в Печенгском заливе — в куту залива, в Девкиной заводи и. главным образом, в губе Амбарной. Мелкая сельдь поколения 1956 года будет здесь зимовать, придерживаясь значительных глубин и мест с крутым понижением дна. Наиболее вероят ная длина сельди 13—15 сантиметров. Сельдь менее 10 сантиметров может присут ствовать в уловах в небольших количест вах. Молодая сельдь поколения 1957 года может дать ощутимые результаты только ле том 1958 года/ Уловы со значительной примесью крупной сельди наиболее вероятны в результате но вых подходов ее в губу Амбарную. При соче тании сизигийных вод с сильными ветрами южных направлений не исключена возмож ность новых подходов сельди в губы побере жья Мурмана. Сельди поколения 1956 года относятся к высокоурожайному поколению. В настоящее время они держатся вблизи побережья, и по этому вполне возможны небольшие заходы ее зимой в губы не только Печенгского залива, но и в губы Мотовского и Кольского заливов. Чтобы выловить сельдь, зимующую на значи тельной глубине в 60—70 метров, нужно сшивать два низкостенных невода, как * это уже неоднократно практиковалось в наших условиях сейчас. Можно также облавливать такие скопления этой рыбы существующими наиболее высокостенными кошельковыми не водами. И. ШУТОВА-КОРЖ. Научный сотрудник лаборатории сель ди ПИНРО. ПОКОНЧИТЬ со штурмовщиной! Наш рыбозавод № 3 обраба тывает сельдь. Этот продукт, как известно, быстро не пор тится. Ведь сельдь даже н в полуфабрикате хорошо засоле на. Сортность не снижается, если уберут ее на день позд нее. Особенно сейчас, зимой.. Следовательно, руководство за вода имеет полную возмож ность так распределить работу смен, чтобы не было рывков н штурмовщины. Что же получается в дейст вительности? В праздничные дни наш завод работал без осо бой необходимости, причем ра бочим оплачивали, как и пола гается по закону, сверхуроч ные. Расходовались государст венные средства и, на мой взгляд, совершенно напрасно. Ведь уже через три дня рыбы не стало, и нам дали отгул. Руководители завода, и в первую очередь директор тов. Кобылкина, мало проявляют заботы об отдыхе рабочих. Иногда бывает так, что нас вы зывают на работу в воскре сенье, а потом отпускают, пото му что делать-то и нечего. По добный случай был, например,, 24 ноября. На собраниях директор заво да тов. Кобылкина любит при- водить примеры неустанной за боты о рабочем человеке, а са ма эту заботу проявляет плохо. Ей же остается сделать не так уж много — самой больше заботиться о рабочих Для этого нужно только более равномерно планировать рабо ту, покончить со штурмовщи ной. Б. ОРЛОВ. Рабочий рыбозавода № 3, И д е т с м о т р т е х н и ч е с к о г о с о с т о я н и я с у д о в А снабЖенцЬя с т о я т в стороне... В настоящее время в нашем от ряде, как и во всем траловом фло те, проходит общественный смотр технического состояния и техни ческой эксплуатации судов. На всех кораблях созданы комиссии по проведению смотра. Большин ство этих комиссий сдало отчеты о проделанной работе. По этим ма териалам видно, что на ряде тра улеров к этому важному меро приятию отнеслись по-разному: на одних со всей серьезностью, на других же просто формально. Взять к примеру траулер «Севе роморск», где капитаном тов. Ко валь, старшим механиком тов. Манаков. За время смотра здесь не только выявили недостатки, но и большую часть из них устрани ли своими силами. Были "вынуты и осмотрены, например, кольца цилиндра высокого давления пер вого и второго блоков, в резуль тате четыре поршневых кольца, потерявших упругость, заменены новыми. При вскрытии бугелей переднего и заднего хода первого и второго блоков сняты наробот- ки. пригнаны рабочие поверхно сти бугелей по рабочей поверхно сти эксцентриков, сторцеваны ма точники на 8 миллиметров и уста новлен допускаемый зазор. В діу- намо^машине № 1 износившиеся поршневые кольца заменены но выми. То же самое сделано и в динамо-машине № 2 . При осмотре грундбуксы выяви лось. что вследствие сильной вы работки металлической набивки необходимо заменить паровой шток и набивку. Указанные де фекты устранены. Что касается т.раловой лебедки, то здесь был обнаружен ряд неисправностей — имелся сильный стук в борто вых подшипниках. Члены машин ной команды выкатили машинный вал, разобрали шатунно-криво шипное движение, подложили под нижние половинки бортовых под шипников прокладки по 2 милли метра, подогнали подшипники но валу. Эта работа позволила при вести лебедку в хорошее состоя ние. Была произведена чистка коллекторов и регулировка щеток всех генераторов и электромото ров. Кроме устранения дефектов, на корабле было внесено несколь ко ценных рационализаторских предложений. Старший механик тов. Манаков предложил, например, увеличить диаметр гребного винта с 3,3 мет ра до 3,45 метра. Внедрение этой» предложения на траулере «Севе роморск» позволило уменьшить индикаторную мощность машины, уменьшить суточный расход угля с 12 до 9.5 тонн в сутки, увели чить продолжительность рейса до 2 2 суток, вместо 18. Однако примеры такой работы во время смотра в нашем отряде единична. На многих кораблях отнеслись к проведению смоптра совершенно несерьезно. Несмотря на большую разъяснительную ра боту, судовые комиссии траулеров «Якутск», «Арга», «Томь» и неко торых других проведение смотра посчитали какой-то ненужной на вязчивой кампанией. Отчет о смот ре траулера «Томь» составлен ва одном листке и по нему совершен но невозможно судить о действи тельном техническом состоянии судна и о том, какую работу про делала комиссия по устранению недостатков. Необходимо отметить, что ва многих судах проведение смотра свелось только к выявлению недо статков, а не к устранению их. по тому что снабжение судов мате риалами поставлено неудовлетво рительно. Нет покрасочных мате риалов, необходимых инструмен тов, деталей и т. д. По этой при чине зачастую на судах токарные станки простаивают. Вследствіе этого морякам приходится бук вально «выкручиваться». На том же траулере «Североморск» при осмотре упорного подшипника тре бовалась замена фетра в золотни ковых канавках, но из-за отсутст вия фетра пришлось под изношен ный фетр подложить медную ир> волоку. В своем акте там же пришлось записать, что из-за не имения обмотки шатунного полю са невозможно устранить «кор пух» генератора № 2 , хотя ликви дация этого дефекта под силу мо рякам. Думается, что отделу спабже кия тралового флота надо не стоять в стороне от проходящего смотра, а сделать для моряков все необходимое, чтобы это важное мероприятие прошло на высоком уровне. В. БАСАЛАЕВ. Начальник второго отряда судов тралового флота. РЫБНЫЙ ІѴІУРМАН 17 декабря 1957 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz