Рыбный Мурман. 1957 г. Декабрь.

I Год от году растет мастерство моряков СЛОВО—ИНИЦИАТОРАМ СОРЕВНОВАНИЯ„ДЕСЯШЫСЯЧНИНОВ“ * Далеко з а пределами наше­ го бассейна из­ вестны имена пе­ редовых люден сельдяного фло­ та. Среди них видное место за Там, где в действии опыт,—-выше улов! В борьбе за 10000 центнеров Э КИПАЖ среднего трауле­ ра № 4226 в основном Беседа со старшин помощником капитана А. ПОНОМАРЕВЫМ □ состоит из молодежи. И кол­ лектив наш дружный и работо­ способный. По инициативе ком- времени, гидрологическая и ме ннмает Михаил мУнистов и комсомольцев ко- теорологическая обстановка. Николаевич До- Ра^ля моряки судна выступили поведение рыбы. зачішателями соревнования на флоте за вылов в этом году 10.000 центнеров сельди. Значительную роль в повы- броВОЛЬСКИЙ — капитан средне­ го т р а у л е р а •N* 4228. Это спо­ собный промыс Очень ценно то. что наш ка­ питан тов. Добровольский, яв- почти горизонтальные переме­ щения, то она хорошо объячеи- вается в сетях. Чтобы не те* рять даром времени, после вос­ хода луны мы сразу же вы­ бираем орудия лова и, как правило, с богатым уловом. В 4—5 часов утра, перед захо­ дом луны, снова выметываем ляясь флагманом отряда, ста- порядок. В это время рыба де- рался вести промысел не в том лает утренние подъемы н так- шении уловов сыграло также квадрате, где большая скучен- же хорошо ловится, ловив, хороший соревнование нашего экипажа ность кораблей и одни мешают Как известно, основной ус- организатор мо- с моРяками среднего траулера работать другим, а в другом пех промысла зависит от нра- ряков. Конечно 4202, которое было начато квадрате. Для этого судоводи- вильного вооружения орудий известность он! в начале гоДа- Наш капитан гели систематически, по не- лова и от правильной работы с как и любой Михаил Николаевич Доброволь- сколько раз в день, по возмож- ними. И надо сказать,, что с r*TS1t ІІ QUraniinDUA T ГГѴ гт/чп«г> ____ _______ ______ __ ____ ___ другой руководи тель, получил благодаря славе возглавляемо г о ский ежедневно беседовал по ности производили определе- этим делом у нас на корабле радио с капитаном среднего ния местонахождения корабля обстоит хорошо. Это заслуга рыболовного траулера № 4202 астрономическим путем и по старшего мастера по добыче ....... л_тг л w Клавдием Валерьяновичем Ар- радиомаякам. Выйдя из груп- коммуниста Лаврентия Андрее- им коллектива. Экипаж среднего траулера №"4226 — друж^ деевым и Александром Петро- пы судов, мы знакомились с вича Кручинина. Наша коман- ная семья моряков, способная выполнить любую пронзводст- внчем Морозовым, который за- условиями для лова. Измеряли да одной из первых на флоте венную задачу. Это она доказала самоотверженным трудом на менял временно Ардеева. Они поверхностным термометром начала ставить в дрифтерном промысле в Северной Атлантике. Еще в прошлом году моряки Договорились между собой, в температуру воды, определяли порядке между кухтылямн про- Плпл». —-__ ___ * •* * 1 Ю Т»Т»чг ПГЛОПЧПV ТТПTT ТТОФТ ТЛ . пт* _ - _____ ГГ__—_____ _—__ ___ вали друг другу веты. ценные этого корабля выловили около 9400 центнеров сельди пере- каких квадратах начинать по крыв план на 2000 центнеров. к- *і°„вот настУПил 1957 год... Экипаж среднего траулера лучше и на какой глубине ме- JNo выступил инициатором социалистического соревнова- тать дрифтерный порядок, Да­ ния среди моряков сельдяного флота по вылову 10 тысяч центнеров сельди. Повышенное обязательство было реальным, так как коллектив накопил богатый опыт работы в Северной Атлантике, верил в творческие способности каждого члена эки­ пажа, в руководителей всех участков производства на корабле. Свое слово моряки с честью сдержали. Недавно они рапорто- вали Родине о вылове десяти тысяч центнеров сельди. НА СНИМКЕ: руководитель передового коллектива — капитан среднего траулера № 4226 М. Н. Добровольский. Фото П. Быстроумова. течение, силу и направление водники. Проводники во время иски рыбы, делились мнениями ветра. Когда эхолот начинал выборки сетей не даіот возмож- о судовождении, о том, как показывать наличие косяка, ности кухтылям с поводцами мы определяли мощность и заходить под корму и предот- глубину его залегания. И ко- вращают намотку поводцов на со- нечно, обязательно определяли винт и срезывание им кухты- направление движения рыбы. лей. Кроме ^этого, проводники Судоводители на нашем ко- Так, например, сельдь обычно значительно ускоряют выборку рабле все молодые — комсо мольцы. Однако под руковод- тывались при этом ТРУД ХОРОШО ОРГАНИЗОВАН Второй рейс нашего среднего волной», как выражаются про- бы лучше снабжали нас орудия- траулера, во время которого мысловики. был закреплен успех предыду­ щего плавания, проходил в ос­ новном в осенне-зимний пери- Металя мы обычно по 60— 70 сетей за 20—25 минут. Это, ми лова. Что же получилось? Судно вышло в рейс с полным промысловым вооружением, со- од, когда условия лова, как из- роткими — еще быстрее. Улов вестно, сильно изменяются, был, как правило, 300—400 Это мы учитывали в своей ра- килограммов на сетку, но бы- если длинные поводцы, а с ко- гласно установленным нормам. Метали мы вначале по 120 се- боте. Во-первых, мы заранее тща­ тельно проверили орудия лова. вал и до тонны. Выборку сетей производили лось по 40 сетей, потому что с помощью механического ро- старый запас иссяк, а новых сетей плавбазы давали недоста­ точно. Да и те сети, что получали с плавбаз, зачастую оказы- нижних слоях, поводцы имели сетей матросы менялись места- вались крайне низкого качест- ми, потому что если два чело- ва. Сети из новой дели, поса- СоответственнО новым услови- ла, так как сетевыборочной ям подготовили дрифтерные се- машины у нас не было. Рас­ ти. Поскольку сельдь в холод- становка людей при этом была ное время года держится в другая. Через каждые 15—20 ___ . _волны имел на 40—70 метро®. Большое внимание было уде- века все время будут стоять на - - женной на старые подборы, лоно подготовке команды. Что- тряске сетей, то они очень выходили из строя через два_ оы все матросы хорошо знали устанут, свое дело, я провел с ними в При уловах до одной тонны начале рейса подробный инст- на сеть мы выбирали их н сра- руктаж. Кроме того, перед вы- зу же вытряхивали сельдь, что- меткой сетей я еще раз объяс­ няю, что должен делать каж- в сетях на палубе. Это дый. Благодаря такой подготовке, все матросы нашего корабля движется вдоль кромки двух орудий лова. БлагодарА приме- смежных температур течения, нению их в работе, мы не име- ством капитана они успешно холодного и теплого.. Поэтому ли ни одного случая намотки справлялись со своими обязан- нужно обязательно знать на- поводцов и сетей на винт, хотя ностями. Перед выметкой по- правление течений, чтобы вы- более 6 месяцев вели промы- рядка велись тщательные поис- метать сети поперек их направ- сел .при сильном волнении оке- ки рыбных концентраций, учи- ления. Иногда приходилось на- ана с поводцами длиной 40— периоды ходить и вертикальный гради- 70 метров. ент, чтобы заранее знать, ка- в некоторые дни уловы ры- кой длины ставить к сетям по- бы у нас доходили до 25—30 водцы. Вертикальный градиент ТОКн. Однако из-за уборки ее определялся с помощью глубо- мы не простаивали. Обрабаты- ководного термометра. вать улов выходили все члены Некоторые капитаны судов экипажа. В авангарде соревно- не совсем правильно учитыва- вания становились коммунисты ют влияние ветров при промы- и комсомольцы. Они личным еловой работе. Наш же капитан примером вдохновляли осталь- очень тщательно следит за цЫХ моряков на самоотвержен- изменениями направлений вет- НЫц труд, ра, так как они играют значи- Ѵл ' __ ____ _____ ѵ“ “ Г тГ кЛЬ П рим ер “ “ S ? обязанностями „астер по' ветер только что начался, рыба ^іві^Никитин ^ т р о сы ° и рассредоточивается. Если же ^еевич Никитин, матросы тт. ОН прадолжает „уть н на вто- љлов. Лунен«о. Шестако». рые сутки, то сельдь уже сно- неРньш и другие. ва сбивается в косяк, который Вера моряков в выполнение обязательно движется и может принятого обязательства, дей- дать обильный улов. Мы опре- ственное социалистическое со- делили, что при северных вет- ревнованне. напряженный труд рах рыба ловится лѵчше, чем всего коллектива принесли за­ при южных. служенный успех. С начала го- При выметке сетей учиты- да нами добыто 10.100 центне- вается у нас восход и заход лу- ров сельди, при задании 6940 ны. Так, например, в тот ве- центнеров. Вся рыба сдана чер, когда должна взойти луна, сортностью выше плановой. тей, а рыбы было мало. В ок­ тябре и ноябре, когда рыба по­ шла хорошо, метать приходи- три дрейфа. Недостаток, орудий лова мы старались восполнить своими бы она долго не залеживалась снлами- жалея ни труда, ни мы вьшетьіваем порядок как За успешную работу нашему _ PfiPWAUU ТЗWaWIlVTA лплг\лпиѵіл - ____ ___ _______ возможность повысить ность сельди. Хотя вылов сельди в дает сорт- этом хорошо знают свои обязанно- рейсе на нашем судне был не­ сти и не теряются в самой тя- плохим, но он, безусловно, мог желой обстановке. Даже те, кто бы быть намного больше, если плавает в первый раз, как. на­ пример. матрос Костенко, от­ лично справляются с поручен­ ным делом. Немалое значение при рабо­ те с сетями имеет расстановка людей по рабочим местам. При выметке сетей на самую ответ­ ственную операцию — выбра­ сывать верхние поводцы и при­ вязывать буйки — я обычно ставлю самых опытных матро­ сов Смирнова и Луценко. Они отличаются наибольшей, как говорят, разворотливостью н смекалкой. Четкий, слаженный труд всех матросов позволил про­ изводить выметку сетей в боль­ шинстве случаев с хода, несмот­ ря на то. что работать этим способом при длинных повоД- цах и сильном волнении моря очень трудно. Метать сети, когда судно двигается с помо­ щью машины, мы предпочли выметке с парусом, потому что вся операция в первом случае происходит быстрее и создает меньше риска сойти с основной концентрации сельди. Только при очень большой волне мета­ ли сети под парусом или «под времени, в каждую свободную можно раньше, чтобы он стоял экипажу вручена Почетная минуту чинили сети. Из кусков в е восхода небесного грамота управления и базового сетеи комбиниР°- светила, так как при восходе комитета профсоюза «Мурман- его рыба опускается на боль- сельди». Капитан корабля тов. шие глубины и сетями ее не Добровольский и я получили возьмешь. А так как при опу- Почетные грамоты облнепол- сканни вглубь сельдь делает кома и обкома партии. вали одну, Л. КРУЧИНИН. Старший мастер по до­ быче рыбы. £ ДОАШИННАЯ команда на­ шего корабля проработа­ ла в этом году около 10 месяцев без ремонта судовых механизмов береговыми предприятиями. Это достигнуто благодаря тщательному контролю за всеми ко­ рабельными механизмами. Возьмем к примеру последнее плавание. Траулер нахо­ дился на промысле 6 месяцев и возвратился в порт с хоро­ шим техническим состоянием техники. Члены машинной команды работали в тесном содруже­ стве с судоводителями, оказывая друг другу помощь. Сразу же после выхода в море механики начали вести повседневную проверку механизмов по заведыванию. Это позволило свое­ временно выявлять тот или иной дефект и быстро устранять его. Строго выполняя правила обслуживания судовых дизелей и ухода за ними, каждый член нашего коллектива стремился обеспечить бесперебойную работу механизмов, чтобы внести свой вклад в выполнение принятого обязательства. Через каждые 150—200 часов проверялись форсунки, распыляющие топливо, клапаны топливных насосов, производились замеры необходимых зазоров. Тщательная фильтрация топлива, как известно, в значи­ тельной степени влияет на долговечность и надежность в ра­ боте всей топливной аппаратуры. Об этом хорошо знает вто­ рой механик тов. Мошников. Он ставил фильтры тонкой очист­ ки и благодаря этому добился сохранения аппаратуры в отлич­ ном состоянии. Во время приемки топлива с плавучих баз он особое внимание обращал на то, чтобы в топливные цистерны не попадала забортная вода. Д р у ж н о й с е м ь е й В хорошем рабочем состоянии содержал все палубные механиз мы, электрооборудование и котел третий механик тов. Хрущев. Многих трудов стоила ему пере­ мотка вновь обмоток полюсов электростартера ДМ-20 в усло­ виях штормовой погоды. Эта трудоемкая работа им была вы­ полнена быстро и высококачественно. Душой нашего коллектива является моторист—коммунист тов. Кузнецов. Ни одной ремонтной работы не выполнено без его участия. Своим добросовестным и любовным отношени ем к делу он завоевал уважение всего экипажа. Превосходно выполняя свои обязанности, тов. Кузнецов повседневно повы шает свои технические знания, готовясь стать механиком. Мы. механики, ощущали в море помощь и со стороны палубной команды. Приведу такой пример. Во время *.промыс­ ла вышел из строя привод электророла. Так как запасного привода не было, нужна была помощь с плавучих баз. Но здесь проявили находчивость и смекалку бывший мастер по добыче рыбы тов. Гагарин и матрос тов. Смирнов, в течение нескольких часов они изготовили нужный привод, который ра­ ботал до окончания рейса. За время плавания силами машинной команды проделаны значительные ремонтные работы. Произведена полная замена поршневой группы ДМ-10, чистка двигателя ДМ-20, «Букау- Вольф» 100 л. с., переборка электрокомпрессора и всех топ­ ливных насосов. По инициативе механиков внедрено в произ­ водство ценное предложение — устранен максимальный за­ зор вспомогательного вала лебедки. Большое внимание мы уде­ ляли экономии топлива и смазочных материалов. С начала года нами сбережено 7 процентов топлива. Д. ТАРТАКОВСКИИ ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz