Рыбный Мурман. 1957 г. Август.
Молодые промысловики рассказывают о своих первых рейсах UA КОРАБЛЯХ тралового флота работает ** немало молодых моряков, которые при шли во флот после демобилизации из армии, по комсомольским путевкам, просто так при ехали в Мурманск, чтобы работать на промыс ловых судах. Всех их привели сюда любовь к морю, желание быть полезными своей со циалистической Родине. На промысловых судах молодежь нахо дит родной дом. В дружной семье моряков молодые патриоты учатся бороться со стихи ей, преодолевать трудности, приобретают на стоящую морскую закалку. Проплавав по не сколько рейсов, многие из новичков уже ста ли хорошими промысловиками, настоящими специалистами своего дела. Ниже мы публикуем письма молодых патриотов, в которых рассказывается, как они приобретают морские профессии. ПРИОБРЕЛИ МОРСКИЕ ПРОФЕССИИ У каждого из нас до приезда в Заполярье по-разному складыва лась жизнь. Один работал горня ком в шахте, другой служил в рядах Советской Армии. Вероят но, никогда нам не пришлось бы работать вместе, если б не жела ние стать моряками. ,, В 1955 году почти в одно и то же время мы приехали в Мур манск. Здесь обоих направили ма тросами третьего класса на рыбо ловный траулер «Соловецкий». Первое время приходилось тяже ло, но постепенно мы осваива лись и в дальнейшем уже стали не отставать от других. С каждым рейсом мы все боль ше расширяли свой кругозор, приобретали практические навы ки, перенимали опыт старших то варищей, учились. Приблизительно рейса через два нас поставили матросами вто рого класса, а потом в первого класса. В октябре прошлого года один из нас сдал экзамен на помощни ка мастера по обработке рыбы. Второй получил специальность засольщика. Большую помощь в учебе вам оказали товарищи по работе в в особенности старший мастер по обработке рыбы тов. Смврнов. На достигнутом мы, конэчно, не остановимся и свою квалифи кацию повысим. П. ЧЕРНОВ, матрос. К. ДУБРОВСКИЙ, по мощник мастера во об работке рыбы траулера «Соловецкий». Вдвоем с товарищем Суровая и полная романтики профессия моряка с детства при влекала меня. Но огромная вод ная стихия, манила и вместе е тем тревожила. ■— Справлюсь ли? Выйдет ли из меня моряк? Тяжело, навер ное, будет, — возникали такие опасения. Все же летом этого го да я решил пойти во флот. И вот с комсомольской путев кой я приехал из Мончегорска в Мурманск. Здесь в хлопотах прошло несколько дней. Вместе с приехавшим тоже по комсомоль ской путевке пареньком из г. Кан далакши Виктором Смирновым нас направили матросами на ры боловный траулер «Якутск». 7 июля мы вышли в море. Сна чала, пока шли по заливу до Тю- ва-губы, все было хорошо. Но, когда судно вышло в море, стало не по себе. От сильной качки, не привычной обстановки я забо лел. Вскоре, правда, поправился от «морской болезни» и стал ра ботать. Вначале было трудно справляться с новым и незнако мым делом, но потом привык. За это время мы уже сдружи лись с Виктором Смирновым. Вме сте осваивали в море, в корабль, помогали, подбадривали друг друга. С промысла вернулись благопо лучно. Море мне пришлось по ду ше, и я остаюсь работать во фло те. В. ПРОЧЕНКО, Матрос траулера «Якутск». В друЖном. к о л л е к т и в е В Мурманский траловый флот я поступил работать после демо билизации из рядов Советской Ар мии. Раньше никогда не бывал в море, а о рыбацкой жизни знал только по рассказам и книгам. Вот уже несколько рейсов схо дил на траулере «Джанкой». Пер вое время мне было, конечна, трудновато. Я совершенно не имел представления об орудиях лова, о разделке рыбы. Да в, по правде признаться, качку плохо перено сил в первом плавании. Однако на помощь мне пришел дружный коллектив корабля. Ма тросы научили меня правильно обезглавливать и разделывать треску, окунь и зубатку. У старшего мастера по добыче тов. Карпова я учился правильно выполнять операции при спуске и подъеме трала, быстро чинить сети. Помощь товарищей по работе позволила мне быстро освоить трудное рыбацкое дело. Уже в первом рейсе я сдал техминимум на матроса второго класса. А сей час уже имею специальность ма троса первого класса. Помимо работы я выполняю на траулере и общественное' поруче ние. Являясь судовым библиоте карем, своевременно меняю кни ги ,при подборе литературы учи тываю запросы и пожелания чле нов команды. На траулере «Джанкой» друж ный и сплоченный коллектив. Мы приложим все усилия для повы шения уловов, чтобы е честью выполнить обязательства, приня тые в честь 40-й годовщины Ве ликого Октября. К. стонис. Матрос траулера «Джан кой». D МЕСТЕ со всеми трудящи- ы мнея Мурманской области моряки траулера «Метеор» ак тивно участвуют в предоктябрь ском социалистическом соревно вании. Промысловики упорно ведут борьбу за ликвидацию от ставания, за лучшее использова ние орудий лова, за четкую ра боту всех механизмов. На корабле немало передови ков социалистического соревно вания, которые своим трудом показывают пример всему эки пажу. На снимке: (слева напра во) лучшие производственники корабля — второй помощник капитана тов. ХАБАРОВ, боц ман тов. ЕЖОВ; 4 матрос тов. ШАХОВ, третий механик тов, КЕЛЬДЕР, капитан тов. ПЯТ КОВ, матрос тов. МАЗКИН, старший механик тов. ПОР- КУЯН. Фото Б. Майнина. Разрешить заготовку мелкой рыбы Промысловая обстановка в Ба- плавание нашего траулера ренцевом море по-прежнему про- «Сельдь». Если бы было разре- должает оставаться сложной. Эки- шено брать под соль «мелочь» с пажи многих траулеров не вы- головой, мы бы заготовили за полняют суточные задания по вы- рейс не менее 10 тонн дополни* лову рыбы. тельной рыбопродукции. При подъеме орудий лова в ка- Прилов мелкой рыбы был и на честве прилова обычно попадает других кораблях. Значит, в счет много мелкой рыбы. Обезглавли- выполнения государственного вать ее и брать в свежем виде плана были бы сданы сотни и нельзя, так как она не выдержи- даже тысячи центнеров рыбы* вает срока хранения. При теперешне§ длохо§ В свое время мелкая нестан- вой базе руководству флота не_ д ртная рыоа обрабатывалась и обходимо добиться разрешения на засаливалась с головами. Такой заготовку соленой мелкой рыбы с метод обработки давал положи- головами независимо от установ- тельные результаты. Сейчас же п мелкую рыбу не разрешается е ного стандарТа ' значитель- шкерить и засаливать е головами, но УвеЛЙЧИТ Добычу рыбы, будет так как она не соответствует способствовать выполнению ptS* стандарту. Поэтому весь прилов совых заданий. мелкой рыбы приходится перема- П. СМИРНОВ. лывать на рыбную муку. Старший помощник каяк- Взять к примеру последнее тана траулера «Сельдь». На передовом судне Еак и все промысловики наше го бассейна, команды малых тра улеров колхоза «Энергия» актив но борются за достойную встречу сорокалетия Великого Октября. Ряд экипажей добился в июле хороших успехов в работе. Осо бенно удачно вел промысел кая- лектив малого траулера «Боец*, руководимый бывалым рыбаком тов. Беляевым. В течение месяца коллектив этого судна должен был добыть 150 центнеров рыбы, а до был 381 центнер. Внедрить новую схему кормового траления Недавно закончился очеред ной рейс рефрижераторного траулера «Жигулевск». Помимо основного рейсового задания, которое дается каждому про мысловому кораблю, его эки пажу было поручено выполнить ряд ” экспериментальных работ. На производство их было вы делено 21 сутки. Они состояли в основном из четырех разде лов. Для наблюдения и производ ства экспериментальных работ на борту судна находилась спе циальная бригада из 11 чело век. состоявшая из работников тралового флота, эксперимен тальной базы, ПИНРО и Гип- рорыбфлота. Каждым из участ ников комиссии должна была выполняться определенная ра бота. Большие задачи возлага лись и на команду судна. По первому разделу были сняты параметры (вертикальное и горизонтальное раскрытие) типов тралов 11x12 конструк ции ПИНРО, 13x13 конструк ции ПИНРО и 30-метрового трала конструкции тов. Старо войтова. определена глубина хо да трала в зависимости от дли ны вытравленных ваеров и ско рости движения судна, замере ны усилия на ваерах в период траления определено макси мально допустимое число оборо тов главного двигателя при бук сировке разноглубинного трала. Наличие специальных приборов позволило получить большое количество данных, необходи мых для дальнейшего совер шенствования разноглубинных тралов. Отдельные материалы, кото рые будут доведены до сведе ния промысловиков в ближай шее время, помогут им при ло ве сельди в осенне-зимний пе риод в Северной Атлантике. По второму разделу задания было произведено определение параметров промысловых тра лов с различными типами до сок — однощелевыми овальны ми, площадью 4.5 квадратных метра, двухщитовыми оваль ными, площадью 5 квадратных метров, досками с решетками конструкции ПИНРО. Полученные данные позволят создать трал с необходимым во оружением для проведения сравнительных испытаний на уловистость при работе на по вышенных скоростях. По третьему разделу зада ния сотрудниками Гизрорыб- флота была произведена регу лировка вспомогательных ме ханизмов и главного двигателя на режиме траления .Это поз волит снизить расход топлива и. кроме того, дает ценные ма териалы, необходимые при про ектировании судовых двигате лей внутреннего сгорания. И. наконец, участники рейса произвели испытания новой схемы работы с тралом на кор мовых траулерах, предложен ной группой работников трало вого флота и эксперименталь ной базы. Суть новой схемы заключа ется в следующем. По бортам траулера на швартовой палубе устанавливаются траловые ду ги с нодвесными роликами. Ва- ер от лебедки проходит через поворотный ролик, стоящий на стенке слипа, через подвесной ролик и уходит в воду к тралу. При выборке трала доски при жимаются у дуг. отключаются и вираются кабели до кляче вок. При подходе клячевок, на них одеваются гаки специаль ных вытяяшых концов, обнесен ных вокруг кормы. После этого кабели потргвливаются, а вы тяжные концы выбираются до подхода клячевок к станине ле бедки. Дальнейший подъем тра ла осуществляется обычным методом. Спуск трала, до начала мо мента травления кабелей, произ водится обычным путем. После этого клячевки спускаются в воду на специальных вытяжных концах, а затем кабели подби раются до подхода клячэвок к дугам. Здесь гаки вытяжных концов отсоединяются и оде ваются на утки, затем травят ся кабели, включаются доски, травятся доски и ваера. При работе по новой схеме легко и безопасно травить до ски. так как они разнесены друг от друга на 9—10 метров и выделены из зоны вихревого потока винта. Исключаются удары их друг о друга, а также повреждение их. Новая схема имеет и пер спективное значение. Создают ся предпосылки для полного использования мощности трау леров. путем применения тра лов больших размеров и рас порных досок большой площа ди. Кроме того, эта схема поз воляет разработать способ де лежки улова на плаву. Испытания показали, что но вая конструкция трала имеет некоторые недостатки. Так, происходит трение последней марки ваера о выступ фальш борта в районе килевой планки, неудобно включение и выклю чение барабанов для работы со специальными вытяжными концами. Эти недостатки в ос новном являются результатом того, что для проведения испы таний было решено использо вать имеющееся в траловом флоте оборудование, а не изго тавливать новое. Использова ние старого оборудования поз волило. правда, провести испы тания с минимальными затра тами средств. Проведенный сравнительный хронометраж затрат времени спуска и подъема трала пока зал, что даже при наличии ука занных недостатков имеется экономия времени при работе по новой схеме около 5 минут на каждый спуск-подъем. Пос ле устранения заеданий и осво ения командой работы по но вой схеме, время на спуск-подъ ем трала можно будет умень шить еще на 4—5 минут. Руководство тралового фло та решило приступить к пере ходу судов с кормовым трале нием на работу по новой схе ме, произведя немедленную разработку необходимых про мысловых устройств. Для ускорения процесса раз работки этих устройств необхо димо создать группу из инже неров экспериментальной базы, конструкторского бюро и авто ров предложения. Внедрение новой схемы облегчит труд мо ряков и повысит производитель ность труда. Необходимо отме тить, что при выходе в рейс траулера «Жигулевск» отдел снабжения тралового флота не обеспечил корабль достаточным количеством снаряжения, а участники экспериментальной бригады не проследили за этим на берегу. Потеряв в начале эк спериментов два трала с дета лями оснастки, мы оказались в тяжелом положении. Выправить его удалось тем. что небольшое количество промснарятяения было подвезено нам на другом корабле. В дальнейшем, при направле нии судов в экспериментальные рейсы, отделу снабжения н ру ководству флота нужно обра щать особое внимание на обес печение кораблей всем необхо димым. В. САВРАСОВ. Заместитель начальника экспериментальной базы. (Участник рейса). РЫБНЫЙ МУРМАН. М 82 3 августа 1957 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz