Рыбный Мурман. 1957 г. Август.

Молодые промысловики рассказывают о своих первых рейсах UA КОРАБЛЯХ тралового флота работает ** немало молодых моряков, которые при­ шли во флот после демобилизации из армии, по комсомольским путевкам, просто так при­ ехали в Мурманск, чтобы работать на промыс­ ловых судах. Всех их привели сюда любовь к морю, желание быть полезными своей со­ циалистической Родине. На промысловых судах молодежь нахо­ дит родной дом. В дружной семье моряков молодые патриоты учатся бороться со стихи­ ей, преодолевать трудности, приобретают на­ стоящую морскую закалку. Проплавав по не­ сколько рейсов, многие из новичков уже ста­ ли хорошими промысловиками, настоящими специалистами своего дела. Ниже мы публикуем письма молодых патриотов, в которых рассказывается, как они приобретают морские профессии. ПРИОБРЕЛИ МОРСКИЕ ПРОФЕССИИ У каждого из нас до приезда в Заполярье по-разному складыва­ лась жизнь. Один работал горня­ ком в шахте, другой служил в рядах Советской Армии. Вероят­ но, никогда нам не пришлось бы работать вместе, если б не жела­ ние стать моряками. ,, В 1955 году почти в одно и то же время мы приехали в Мур­ манск. Здесь обоих направили ма­ тросами третьего класса на рыбо­ ловный траулер «Соловецкий». Первое время приходилось тяже­ ло, но постепенно мы осваива­ лись и в дальнейшем уже стали не отставать от других. С каждым рейсом мы все боль­ ше расширяли свой кругозор, приобретали практические навы­ ки, перенимали опыт старших то­ варищей, учились. Приблизительно рейса через два нас поставили матросами вто­ рого класса, а потом в первого класса. В октябре прошлого года один из нас сдал экзамен на помощни­ ка мастера по обработке рыбы. Второй получил специальность засольщика. Большую помощь в учебе вам оказали товарищи по работе в в особенности старший мастер по обработке рыбы тов. Смврнов. На достигнутом мы, конэчно, не остановимся и свою квалифи­ кацию повысим. П. ЧЕРНОВ, матрос. К. ДУБРОВСКИЙ, по­ мощник мастера во об­ работке рыбы траулера «Соловецкий». Вдвоем с товарищем Суровая и полная романтики профессия моряка с детства при­ влекала меня. Но огромная вод­ ная стихия, манила и вместе е тем тревожила. ■— Справлюсь ли? Выйдет ли из меня моряк? Тяжело, навер­ ное, будет, — возникали такие опасения. Все же летом этого го­ да я решил пойти во флот. И вот с комсомольской путев­ кой я приехал из Мончегорска в Мурманск. Здесь в хлопотах прошло несколько дней. Вместе с приехавшим тоже по комсомоль­ ской путевке пареньком из г. Кан­ далакши Виктором Смирновым нас направили матросами на ры­ боловный траулер «Якутск». 7 июля мы вышли в море. Сна­ чала, пока шли по заливу до Тю- ва-губы, все было хорошо. Но, когда судно вышло в море, стало не по себе. От сильной качки, не­ привычной обстановки я забо­ лел. Вскоре, правда, поправился от «морской болезни» и стал ра­ ботать. Вначале было трудно справляться с новым и незнако­ мым делом, но потом привык. За это время мы уже сдружи­ лись с Виктором Смирновым. Вме­ сте осваивали в море, в корабль, помогали, подбадривали друг друга. С промысла вернулись благопо­ лучно. Море мне пришлось по ду­ ше, и я остаюсь работать во фло­ те. В. ПРОЧЕНКО, Матрос траулера «Якутск». В друЖном. к о л л е к т и в е В Мурманский траловый флот я поступил работать после демо­ билизации из рядов Советской Ар­ мии. Раньше никогда не бывал в море, а о рыбацкой жизни знал только по рассказам и книгам. Вот уже несколько рейсов схо­ дил на траулере «Джанкой». Пер­ вое время мне было, конечна, трудновато. Я совершенно не имел представления об орудиях лова, о разделке рыбы. Да в, по правде признаться, качку плохо перено­ сил в первом плавании. Однако на помощь мне пришел дружный коллектив корабля. Ма­ тросы научили меня правильно обезглавливать и разделывать треску, окунь и зубатку. У старшего мастера по добыче тов. Карпова я учился правильно выполнять операции при спуске и подъеме трала, быстро чинить сети. Помощь товарищей по работе позволила мне быстро освоить трудное рыбацкое дело. Уже в первом рейсе я сдал техминимум на матроса второго класса. А сей­ час уже имею специальность ма­ троса первого класса. Помимо работы я выполняю на траулере и общественное' поруче­ ние. Являясь судовым библиоте­ карем, своевременно меняю кни­ ги ,при подборе литературы учи­ тываю запросы и пожелания чле­ нов команды. На траулере «Джанкой» друж­ ный и сплоченный коллектив. Мы приложим все усилия для повы­ шения уловов, чтобы е честью выполнить обязательства, приня­ тые в честь 40-й годовщины Ве­ ликого Октября. К. стонис. Матрос траулера «Джан­ кой». D МЕСТЕ со всеми трудящи- ы мнея Мурманской области моряки траулера «Метеор» ак­ тивно участвуют в предоктябрь­ ском социалистическом соревно­ вании. Промысловики упорно ведут борьбу за ликвидацию от­ ставания, за лучшее использова­ ние орудий лова, за четкую ра­ боту всех механизмов. На корабле немало передови­ ков социалистического соревно­ вания, которые своим трудом показывают пример всему эки­ пажу. На снимке: (слева напра­ во) лучшие производственники корабля — второй помощник капитана тов. ХАБАРОВ, боц­ ман тов. ЕЖОВ; 4 матрос тов. ШАХОВ, третий механик тов, КЕЛЬДЕР, капитан тов. ПЯТ­ КОВ, матрос тов. МАЗКИН, старший механик тов. ПОР- КУЯН. Фото Б. Майнина. Разрешить заготовку мелкой рыбы Промысловая обстановка в Ба- плавание нашего траулера ренцевом море по-прежнему про- «Сельдь». Если бы было разре- должает оставаться сложной. Эки- шено брать под соль «мелочь» с пажи многих траулеров не вы- головой, мы бы заготовили за полняют суточные задания по вы- рейс не менее 10 тонн дополни* лову рыбы. тельной рыбопродукции. При подъеме орудий лова в ка- Прилов мелкой рыбы был и на честве прилова обычно попадает других кораблях. Значит, в счет много мелкой рыбы. Обезглавли- выполнения государственного вать ее и брать в свежем виде плана были бы сданы сотни и нельзя, так как она не выдержи- даже тысячи центнеров рыбы* вает срока хранения. При теперешне§ длохо§ В свое время мелкая нестан- вой базе руководству флота не_ д ртная рыоа обрабатывалась и обходимо добиться разрешения на засаливалась с головами. Такой заготовку соленой мелкой рыбы с метод обработки давал положи- головами независимо от установ- тельные результаты. Сейчас же п мелкую рыбу не разрешается е ного стандарТа ' значитель- шкерить и засаливать е головами, но УвеЛЙЧИТ Добычу рыбы, будет так как она не соответствует способствовать выполнению ptS* стандарту. Поэтому весь прилов совых заданий. мелкой рыбы приходится перема- П. СМИРНОВ. лывать на рыбную муку. Старший помощник каяк- Взять к примеру последнее тана траулера «Сельдь». На передовом судне Еак и все промысловики наше­ го бассейна, команды малых тра­ улеров колхоза «Энергия» актив­ но борются за достойную встречу сорокалетия Великого Октября. Ряд экипажей добился в июле хороших успехов в работе. Осо­ бенно удачно вел промысел кая- лектив малого траулера «Боец*, руководимый бывалым рыбаком тов. Беляевым. В течение месяца коллектив этого судна должен был добыть 150 центнеров рыбы, а до­ был 381 центнер. Внедрить новую схему кормового траления Недавно закончился очеред­ ной рейс рефрижераторного траулера «Жигулевск». Помимо основного рейсового задания, которое дается каждому про­ мысловому кораблю, его эки­ пажу было поручено выполнить ряд ” экспериментальных работ. На производство их было вы­ делено 21 сутки. Они состояли в основном из четырех разде­ лов. Для наблюдения и производ­ ства экспериментальных работ на борту судна находилась спе­ циальная бригада из 11 чело­ век. состоявшая из работников тралового флота, эксперимен­ тальной базы, ПИНРО и Гип- рорыбфлота. Каждым из участ­ ников комиссии должна была выполняться определенная ра­ бота. Большие задачи возлага­ лись и на команду судна. По первому разделу были сняты параметры (вертикальное и горизонтальное раскрытие) типов тралов 11x12 конструк­ ции ПИНРО, 13x13 конструк ции ПИНРО и 30-метрового трала конструкции тов. Старо­ войтова. определена глубина хо­ да трала в зависимости от дли­ ны вытравленных ваеров и ско­ рости движения судна, замере­ ны усилия на ваерах в период траления определено макси­ мально допустимое число оборо­ тов главного двигателя при бук­ сировке разноглубинного трала. Наличие специальных приборов позволило получить большое количество данных, необходи­ мых для дальнейшего совер­ шенствования разноглубинных тралов. Отдельные материалы, кото­ рые будут доведены до сведе­ ния промысловиков в ближай­ шее время, помогут им при ло­ ве сельди в осенне-зимний пе­ риод в Северной Атлантике. По второму разделу задания было произведено определение параметров промысловых тра­ лов с различными типами до­ сок — однощелевыми овальны­ ми, площадью 4.5 квадратных метра, двухщитовыми оваль­ ными, площадью 5 квадратных метров, досками с решетками конструкции ПИНРО. Полученные данные позволят создать трал с необходимым во­ оружением для проведения сравнительных испытаний на уловистость при работе на по­ вышенных скоростях. По третьему разделу зада­ ния сотрудниками Гизрорыб- флота была произведена регу­ лировка вспомогательных ме­ ханизмов и главного двигателя на режиме траления .Это поз­ волит снизить расход топлива и. кроме того, дает ценные ма­ териалы, необходимые при про­ ектировании судовых двигате­ лей внутреннего сгорания. И. наконец, участники рейса произвели испытания новой схемы работы с тралом на кор­ мовых траулерах, предложен­ ной группой работников трало­ вого флота и эксперименталь­ ной базы. Суть новой схемы заключа­ ется в следующем. По бортам траулера на швартовой палубе устанавливаются траловые ду­ ги с нодвесными роликами. Ва- ер от лебедки проходит через поворотный ролик, стоящий на стенке слипа, через подвесной ролик и уходит в воду к тралу. При выборке трала доски при­ жимаются у дуг. отключаются и вираются кабели до кляче­ вок. При подходе клячевок, на них одеваются гаки специаль­ ных вытяяшых концов, обнесен­ ных вокруг кормы. После этого кабели потргвливаются, а вы­ тяжные концы выбираются до подхода клячевок к станине ле­ бедки. Дальнейший подъем тра­ ла осуществляется обычным методом. Спуск трала, до начала мо­ мента травления кабелей, произ­ водится обычным путем. После этого клячевки спускаются в воду на специальных вытяжных концах, а затем кабели подби­ раются до подхода клячэвок к дугам. Здесь гаки вытяжных концов отсоединяются и оде­ ваются на утки, затем травят­ ся кабели, включаются доски, травятся доски и ваера. При работе по новой схеме легко и безопасно травить до­ ски. так как они разнесены друг от друга на 9—10 метров и выделены из зоны вихревого потока винта. Исключаются удары их друг о друга, а также повреждение их. Новая схема имеет и пер­ спективное значение. Создают­ ся предпосылки для полного использования мощности трау­ леров. путем применения тра­ лов больших размеров и рас­ порных досок большой площа­ ди. Кроме того, эта схема поз­ воляет разработать способ де­ лежки улова на плаву. Испытания показали, что но­ вая конструкция трала имеет некоторые недостатки. Так, происходит трение последней марки ваера о выступ фальш­ борта в районе килевой планки, неудобно включение и выклю­ чение барабанов для работы со специальными вытяжными концами. Эти недостатки в ос­ новном являются результатом того, что для проведения испы­ таний было решено использо­ вать имеющееся в траловом флоте оборудование, а не изго­ тавливать новое. Использова­ ние старого оборудования поз­ волило. правда, провести испы­ тания с минимальными затра­ тами средств. Проведенный сравнительный хронометраж затрат времени спуска и подъема трала пока­ зал, что даже при наличии ука­ занных недостатков имеется экономия времени при работе по новой схеме около 5 минут на каждый спуск-подъем. Пос­ ле устранения заеданий и осво­ ения командой работы по но­ вой схеме, время на спуск-подъ­ ем трала можно будет умень­ шить еще на 4—5 минут. Руководство тралового фло­ та решило приступить к пере­ ходу судов с кормовым трале­ нием на работу по новой схе­ ме, произведя немедленную разработку необходимых про­ мысловых устройств. Для ускорения процесса раз­ работки этих устройств необхо­ димо создать группу из инже­ неров экспериментальной базы, конструкторского бюро и авто­ ров предложения. Внедрение новой схемы облегчит труд мо­ ряков и повысит производитель­ ность труда. Необходимо отме­ тить, что при выходе в рейс траулера «Жигулевск» отдел снабжения тралового флота не обеспечил корабль достаточным количеством снаряжения, а участники экспериментальной бригады не проследили за этим на берегу. Потеряв в начале эк­ спериментов два трала с дета­ лями оснастки, мы оказались в тяжелом положении. Выправить его удалось тем. что небольшое количество промснарятяения было подвезено нам на другом корабле. В дальнейшем, при направле­ нии судов в экспериментальные рейсы, отделу снабжения н ру­ ководству флота нужно обра­ щать особое внимание на обес­ печение кораблей всем необхо­ димым. В. САВРАСОВ. Заместитель начальника экспериментальной базы. (Участник рейса). РЫБНЫЙ МУРМАН. М 82 3 августа 1957 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz