Рыбный Мурман. 1957 г. Август.
/ Плавбаза «Памяти Кирова > вернулась в порт с перевыполнением задания. Фото Б. Вяткина. Уловы могли быть выше За экономию и бережливость Читатель продолжает разговор О действии трала при дрейфе Напечатанная в газете «Рыб- расположен ближе к корме и нов ный Мурман» от 4 июля статья улавливает под вегер больше, капитана траулера «Амдерма» тов. Возьмем другой случай. Судно в Лебедева «Почему бывают завер- дрейфе, поступательное движение ты» дает много правильных сове- по курсу. Движение судна-и тра- тов при работе с тралом. Однако в статье есть и ошибочные поло жения. Тов. Лебедев, например, утвер ждает: «Нет сомнения, что трал при течении или при ветре пер пендикулярном курсу корабля, бу дет работать неправильно». Такое ошибочное мнение имеют многие судоводители. Давайте разберем, как будет В морекой практике нам всегда действовать дрейф на работу тра- приходится учитывать дрейф ііѳ ла при бортовом тралении. Если кильватерной струе. Следуя с нет дрейфа и судно передвигается тралом, кильватерная струя ие на- с обыкновенной скоростью, то раллельна направлению ваеров. трал только под действием рабо- Это бывает из-за тоге, что пере ла по отношению к грунту будет в направлении равнодействующей двух секторов, составленных дву мя силами: ветра и силой маши ны. Если эти силы постоянны, то направление ваеров будет также постоянно по равнодействующей и трал раскроется полностью. В та ком случае счисление нужно ве сти строго по направлению ваеров. Разбор одного рейса Экипажу рыболовного траулера к плавбазе «Воркута». Там трау- «Сосновец», по заданию предстоя- лер простоял трое суток, а за- ! ! « “ 160 Т0НН РЫбЫв На ТеМ вернул“ * меету чрежиВ мышленности подвел итоги двух- Г Т О Т » « А А П А М М » « к ____ ________ __________ Р «С ^ /Я + ^ _ месячного смотра по борьбе за эко- ла и доставил в .порт требуемый тонн рыбы, кораоль возвратился ношш и бережливость на лесо- груз. Казалось бы, задание выпол- в порт. нено. Однако на поверку выходит Как видно, промысловая обета- наоборот. Корабль пробыл в море новка была не особенно плохая, больше положеннвго времени, рыба попадалась довольно часто и иногда в большом количестве. Однако задание не удалось вы- руля приходится держать прямо. не ты винтов по диаметральной пло- ___(___________________ скости (по курсу) будет иметь u Президиум Мурманского обкома должное РаскРытие. Предположим, в заключение статьи хочу вы- ирезидиум мурманского оокома что поступательного движения по П„ЯЙТ, Й1Ш0 ЖРЛаяиР. товшш» бы профсоюза рабочих пищевои про- KVDCV Het а имеется лишь „п„й* разить вдно *елапие. хорошо оы — -------- КУР^У нет, а имеется лишь дрейф судоводителям промысловых еу- перпендикулярный курсу и с той же скоростью. В этом случае вае- ра пойдут от стопора перпендику лярно диаметральной плоскости, то есть по линии дрейфа, трал бу- так тарных предприятиях. За период смотра сэкономлено более 250 кубометров круглого дет иметь то же раскрытие^ леса, около 1000 кубометров как ваера зыходят из одной точки аі1|іиіш1, ис глимт,„ клепки и пиломатериалов, свыше — со стопора. В практике так не полнить. И это потому, что коче- Двух тонн обручного железа, боль- бывает. И это потому, что стопор гары не держали пар на марке, шое количество гвоздей, канифо- _________ судно развивало малую скорость, ли и парафина, быче рыбы за более короткий переходы длились по трое суток Экономии сырья и материалов срок, привезти лучший улов? и в результате в тех районах, где способствовали рационализатор- Да, могли. Так говорят и старший была рыба, экипажу судна прихо- ские предложения производствен- Рейс продолжался двадцать де вять суток, а не двадцать, как предусмотрено планом. Возникает вопрос, а могли бы моряки этого судна выполнить задание по до- дов собраться в провести дискус сию по вопросам дрейфа и тече ний. Ведь приборов для определе ния их на судах еще нет, а мне ния у нас разные. В. ПАВЛИЧЕНКО Капитан рыболовного траулера «Водник». Простои судов ведут к порче рыбы помощник капитана траулера тов. дилось промышлять меньшее вре- Васин и третий помощник тов. мя. Кроме того, из-за ненсправно- Бакшандаев и другие. Для того, сти ветрогона, ремонта механиз- чтобы лучше вникнуть в суть де- мов траулер часто ложился в ла, проследим, как же проходил дрейф. Только из-за этого было рейс. потеряно более 40 часов промыс- Траления в прибрежных рано- лового времени, нах не дали положительных ре- Почему же происходили про- зультатов. За один подъем трал стой, что привело к этому? На доставлял всего по 200—300 ки- этот вопрос ответил старший лограммов трески. Такие уловы, механик траулера тов. Ильин, безусловно, не удовлетворяли мо- По его словам, вопрос о ремонте ряков, и капитан судна тов. Ми- ветрогона поднимался несколько хайлов принял решение идти в раз, но безуспешно. К началу про район юго-восточнее Шпицберге- шедшего рейса ветрогон стал поч- на. Здесь пришлось провести ти совсем негодным. Коленчатый большую поисковую работу. Ры- вал у него вышел из размеров бу искали на разных іглубинах, регистрских норм, подшипники и Пройдя по определенной изобате поршневые кольца износились, ников. Мастер тароремонтного цеха Нагорновского бондарного завода тов. Шилов предложил новый ме тод раскроя пиломатериалов на донья для бочек, что позволяет рейсы, судов транс портного флота в рыбном порту проходит совершенно иначе. сберегать значительное количе ство ценного материала. Шофер С0В®Ршать очередные Мурманского бондарного завода Однако обработка тов. Лелеко внес предложение о замене деревянных стоек на авто машинах, приспособленных для перевозки клепки, специальными цепями. Бондарь тов. Матвеев из менил крепление подставок к за- донным стенкам. Победителем в смотре признан Суда управления транспортно- Вот примеры. Морская баржа го флота занимаются, в основном, К: 14 доставила в порт 90 тонв перевозкой рыбопродукции с по- рыбопродукции, и с 26 июля она бережья, .принятой от рыбаков- стоит на рейде в ожидании поста- колхозников. Казалось бы. что новки к причалу. Морская баржа придя в порт, эти корабли сразу № 5 прибыла в Мурманск 27 же должны были ставиться под июля. В ее трюмах 130 тонн за- разгрузку и, освободив трюмы, таренной рыбы. По неизвестно. сколько она будет ожидать, чтобы ее поставили к причалу. С 30 июля стоят на рейде мо торные шхуны «Полет» и «Юнн- Перевалочная база управления тер». Они предъявили к выгруз- морского лова очень много при- ке 500 тонн затаренной рыбо- няла рыбопродукции с кораб- продукции. И если срок стоянки лей транспортного флота. Но ры- их еще продлится, то можно ожи- ба эта испортилась. И вот уже с дать, что всю доставленную рыбу 25 июля рыбный порт вывозит ее придется также отвозить на го на городскую свалку. родскую свалку. Доставленная с побережья за- Не решен вопрос о приемке _ ______ ______ г______ ____________________ коллектив Мурманского бондарно- ^ _____________ _ ___ ^ ____ _____________ _ минут 20—30, переходили на перестала работать преес-маслен- го завода. Он награжден Почетной таренная мойва длительное время сельди с лихтера «Чибис», другую. Рыба попадалась большей ка. Из-за починки и замены дета- грамотой обкома профсоюза рабо- никуда не использовалась, и пре- Порча рыбы приносит большом частью на склонах и в впадинах, лей и приходилось останавливать пппичшпрвнпр ™ и вратилась в такой продукт, что ущерб государству. Однако на это На борт поднимали за одно трале- судно. А щ примышленное!и и даже завод pu6H0g муки не мо_ никто не обращает внимания. Не ние по полторы—две тонны тре- К простоям траулера привело Управления рыбной промышленно- жет ее использовать для перера- беспокоится об этом и начальник ски. Хорошим уловам во многом еще и то, что члены машинной сти Совнархоза. ботки. транспортного флота тов. Векшин, способствовало и то, что члены команды проводили банение ды- Отмечены успехи по экономии А все это происходит потому, Для того, чтобы избежать пор- экипажа, несмотря на сильные могарных трубок вручную. Перед „ бережливости на Нагорновском что к°Ра6ли и баржи, доставляю- чи рыбы, доставленной от рыба- туманы, часто ставили буй и, дер-отходом в море отдел снабжения — — -- ------- ------------ жась возле него, ходили курсами, тралового флота, несмотря на за- на которых стояла рыба. явку, не выдал команде гибкий Все эти дни отлично труди- шланг. Вследствие этого на чист- лась команда, возглавляемая ку дымогарных трубок уходило старшим мастером по добыче ры- гораздо больше времени, чем по- бы тов. Каширским. Спуск и ложено. подъем трала они проводили за Немалую роль сыграло также, 30—35 минут. На обработке ры- что на промысел корабль ушел, бы выделялись матросы тт. Пан- не имея на борту кочегара пер- дилов, Рылов, Свинкин. Каждый вого класса тов. Дернова. из них за минуту обрабатывал Как видно, последний рейс по 15—16 рыб. траулера «Сосновец» говорит о Через несколько дней, когда том, что хорошим уловам ■ успеш- промысловая обстановка ухудши- ной работе коллектива этого еуд- лась, судно взяло курс на остров на еще препятствуют различные менно ставить суда к причалам и немедленно их обрабатывать. П. МАСЛЕНОЙ. Старший диспетчер рыб ного порта. йлц„„„пл„ щие рыбопродукцию с побережья, ков-колхозников, нужно своевре- дарном заводе. простаивают сутками на рейде в а . ііАШШВ. ожидании постановки под вы- Заведующий отделом об- грузку. И, конечно, особенно в кома профсоюза рабочих жаркую погоду, рыба портится, пищевой промышленности, превращаясь в утиль. На достигнутом не остановимся Соревнуясь за достойную ветре- ры придонных и поверхностных Отдельные крепкие куски сетей в чу 40-й годовщины Великого Ок- слоев воды. Если температура дальнейшем употребляются в ка- тября, экипаж поискового трау- удовлетворительная, то проиэво- лера «Пота» с каждым рейсом дим короткие траления. Обвару- улучшает показатели своей рабо- жив скопление рыбы, мы закреп- ты. Если в первые рейсы уловы ляли буй и выясняли, на каких ; --------------- # г ------ ------------л-------------------- 4 ,*/ U F v i M « v i u j w i р а м ш т п е " ---------- ~ - ----------г ----------- г ---------------------- ---------------- --------— - * ~ — ----------------------------* ------------- ----------- Медвежии, где поисковый трау- помехи. Долг моряков устранить были по М 7 или 40 тонн, то в глубинах и курсах можно полу лер «Пионер» брал хорошие уло- их. К этому обязывает и высокая последнем плавании они возросли чить лучшие уловы, вы. Но здесь команда ^Сосновца» правительственная награда, кото- Д® тонн. Всего же^с начала Тщательное ведение поисковой недолго промышляла. Косяк рыбы рой удостоены многие яг членов ушел, запасы угля были на ,исхо- экипажа траулера «Сосновец». де, пришлось идти на пополнение В. ВАРЯГИН. ■* *■ года моряки тр-улера «Поти» вы- работЫ приводит к успехам. В ловили и доставили в порт 411 прошлом рейсе, например, в райо- тонн рыбы и, таким образом, вы полнили социалистическое обяза тельство более чем на 50 процен тов. Неплохо справляется экипаж не острова Медвежий мы обнару жили концентрацию морского оку ня. Подошедшие в этот район траулера «Шексна», «Карась» и другие промысловые суда удачно На траулере «Хабаровск» перед отходом в рейс. Фот* В . корабля с поисковой работой. Из провели здесь лов ^ыбы. За пол десяти концентраций рыбы, кото- тора часа траления экипажи этих рые согласно взятому обязатель- кораблей поднимали на борт по ству требуется обнаружить в этом 4—5 тонн окуня, году, найдено уже шесть. Из них qT0 касается экономии топлива, три средних косяка и три малых, сетевых и смазочных материалов. Результаты могли быть лучше, то и здесь мы достигли неплохих если бы на судне была установле- успехов. Благодаря старшему ма- на фишлупа, а старой конструк- стеру по’ добыче рыбы тов. Шеле- ции эхолот, дающий неверные по- стуну и его помощнику тов. Гор- казания, заменен новым. Поэтому бунову орудия лова у нас содер- поиски рыбы усложняются. При- жатся в полном порядке. Изношеа- ходится тщательнее счислять ные и порванные места тралов не путь, чаще измерять температу- выбрасываются, а идут в дело. честве материала для ночмвкм. За истекшие месяцы благодаря это му уже сэкономлено два пропла та отпускаемых ва корабль сете» материалов. Добросовестное отношение к обязанностям, отличное состояние механизмов — все это позволило кораблю провести за полугодие не две безремонтные стоянки в порту, как стояла в обязательстве, а че тыре. Смазочных материалов сэко номлено не пять, а семь процен тов. Все эти успехи, конечно, отрад ны, но на достигцутом мы не ос тановимся и приложим все алы к тому, чтобы всенародный празд ник — день сорокалетия Совет ской власти встретить еще боль шими трудовыми успехами. Л. ПИТЕРЯКОВ. Капитан поискового трау лера «Поп». РЫБНЫЙ МУРМАН 15 августа 1957 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz