Рыбный Мурман. 1957 г. Апрель.

* Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н tNS 7І1 (591) % апреля 1957 г* Механизация лова и обработки сельди Добыча сельди — этого ценного пищевого продукта, со­ ставляет большой удельный вес в общем балансе лова рыбы в нашей стране. Механизация лова и обработки ее представляет аадачу серьезной государственной важности. Директивы по шестому пятилетнему плану развития народ­ ного хозяйства СССР на 1956 — 1960 годы отмечают необхо­ димость строительства крупных сельдяных баз, оснащенных хо­ лодильниками и оборудованием, позволяющим изготовлять на судах и доставлять в порты готовую для реализации продукцию. Обращено также внимание на перевод всех рыбозаводов на ме­ ханизированную приемку и разделку рыбы, внедрение автома «гческнх линий по ее переработке. I , ПЛАВУЧАЯ СЕЛЬДЯНАЯ БАЗА Советское правительство при­ лагает большие усилия к тому, чтобы всемерно расширить комплексную механизацию лова н обработки рыбы, обеспечить рыбную промышленность совре­ менными рыболовными судами, оснащенными холодильными ус­ тановками и новейшим оборудо­ ванием, позволяющим изготов­ лять непосредственно на судах в море и доставлять в порты уже готовую к реализации про­ дукцию. Выполняя Директивы XX съезда, коллектив Государст­ венного института по проекти­ рованию предприятий и машин рыбной промышленности — Гипрорыбпром совместно с дру­ гими проектными организация­ ми выполнил эскизный проект строительства первой в нашей стране плавучей сельдяной базы. Сельдяная база будет пред­ ставлять собой большую меха­ низированную плавучую фабри­ ку обработки сельди в открытом море. После первичной обра­ ботки на средних рыболовных траулерах сельдь, сложенная в бочку навалом, сдается на пла­ вучую сельдяную базу, которая оснащена механизированной по­ точной линией для обработки продукции и выпуска ее в гото­ вом виде. Обработка сельди непосред­ ственно в море позволит значи­ тельно повысить качество вы- вускаемой продукции как сред- не-соленой, так — что особенно важно — и наиболее ценной малосольной рыбы, а также ус­ корить оборачиваемость рыбо­ ловных судов и. таким образом, увеличить общую добычу этой высококачественной морской вродукции. Плавучая сельдяная база обо­ рудована холодильной установ­ кой, позволяющей поддержи­ вать в трюмах соответствующий температурный режим, необхо­ димый для получения повышен­ ного качества рыбной продук­ ции. На дрейфующих станциях В апреле заканчивается тре­ тий год работы научных дрей­ фующих станций в Северном Ледовитом океане. Коллективы станций «Северный полюс-4» и «Северный полюс- 6 » после го­ дичного пребывания на дрейфу­ ющих льдах вернутся на мате­ рик, а в Центральной Арктике будет продолжать работу но­ вая смена полярников. Воздушной экспедиции, ко­ торая направится в Арктику в ближайшие дни, предстоит вы­ брать место для новой станции «Северный полюс-7», органи­ зуемой взамен станции «Север­ ный полюс-4». Три смены полярников про­ вели работы на станции «СП-4». Начав свой дрейф в апреле 1954 года на 75°48' се­ верной широты и 178°25' за­ падной долготы, в 500 кило­ метрах к северу от острова Врангеля, льдина проделала извилистый путь протяжен­ ностью более 7000 километров и сейчас находится в 1900 ки­ лометрах от начальной точки. 5 июля 1956 года она прошла в 13 километрах от полюса. Последние полгода льдина, де­ лая огромные петли, медленно дрейфовала на запад вдоль 2. МЕХАНИЗИРОВАННАЯ ЛИНИЯ ДООБРАБОТКИ СЕЛЬДИ НА БЕРЕГУ Плавучие сельдяные базы, о которых говорилось выше, не смогут в ближайшие годы пере­ работать на своем борту всей выловленной сельди, а поэтому часть ее будет доставляться обычными судами на береговые предприятия, где она должна пройти соответствующую техно­ логическую обработку; здесь нужно снова вснрывать бочки с сельдью, сортировать и пере­ кладывать их рядами. Вся эта работа проводится вручную и требует дополнительных затрат рабочих рук. Кроме того, такой метод обработки снжкает каче­ ство ценной морской продукции. Механизированная линия со­ стоит из участков — мойки и уборки сельди в бочки, раздел­ ки, тузлучной станции, участка санитарной обработки. Эта ли­ ния оснащена различными ма­ шинами и механизмами — пуль­ сирующим нонвейером, моеч­ ной машиной, бочкоопрокиды- вателем, солерастворителём, виброуплотнителем, машиной для разделки сельди и другим оборудованием. Внедрение новой линии дооб- работки сельди на берегу позво­ лит организовать поточность производственного процесса и работать по заданному ритму. Механизация процесса дообра- ботки рыбы облегчит условия труда рабочих и повысит произ­ водительность труда на 30 про­ центов. Пропускная способность новой линии — 80 бочек в час. 3. ЛОВ СЕЛЬДИ РАЗНОГЛУБИННЫМ ТРАЛОМ Коллектив научных сотрудни­ ков Всесоюзного научно-иссле­ довательского института мор­ ского хозяйства и океанографии в содружестве с практиками рыбной промышленности, раз­ работал новый метод лова сель­ ди разноглубинным тралом. Промышленная проверка но­ вого метода лова разноглубин­ ным тралом дала хорошие ре­ зультаты. Промысел ведется только прицельным тралением на густых концентрациях юыбы и на глубинах 200—300* мет­ ров. Глубина хода трала регули­ руется длиною вытравленных ваеров и скоростью хода. Луч­ шие результаты дает добыча сельди в ночное время. В настоящее время в районах Северной Атлантики несколько траулеров ведут промысел сель­ ди разноглубинными тралами. 4 . РЫБОПОСОЛЬНЫИ АГРЕГАТ До сих пор первичная уклад­ ка рыбы и пересыпка ее солью в таре на судах, производящих вылов сельди в море, произво­ дится вручную. Этот процесс — один из нелегких в обработке рыбной продукции и выполняет­ ся он на .открытой палубе рыбо­ ловного судна, нередко зали­ ваемой морской волной. Коллектив инженерно-техни­ ческих работников Гипрорыб- прома разработал новый рыбо- посольный агрегат, который поз­ волит механизировать посол ры­ бы непосредственно на судах, в море. Внедрение нового рыбоносольного агрегата позволит облег­ чить труд рыбаков к значительно ускорить процесс посола, по­ высит качество готовой продукции, что в конечном результате приведет к увеличению добычи рыбы. Это лишь частица той большой работы, которая ведется в институтах рыбной промышленности страны по реализации ре­ шений XX съезда КПСС. Москва (Соб. инф.). I—^ --------------------------------- * 87-й параллели. 5 марта она пересекла нулевой меридиан и 25 марта находилась на 86°48' северной широты и 2°58/ запад­ ной долготы, в 350 километрах от полюса и 300 километрах от Гренландии. Есть основания полагать, что в дальнейшем станция будет вынесена из Центральной Арк­ тики, поэтому решено ее кол­ лектив снять и взамен органи­ зовать станцию «СП-7». Новая станция будет создана в восточ­ ном районе, к северу от остро­ ва Врангеля, но значительно ближе к полюсу, чем действую­ щая станция «СП- 6 ». В этом районе в 1951 году закончила свой дрейф станция «СП-2». Действующая сейчас станция «СП- 6 » была организована в апреле 1956 года, в 300 кило­ метрах к северу от острова Врангеля. В отличие от других станций, она расположена на дрейфующем ледяном острове, * толщина ноторого превышает 11 метров, горизонтальные размеры — 13X11 километров. Эти обстоятельства благоприят­ ствовали работе коллектива по­ лярников, так как ледяной ост­ ров выдерживает сжатие льдов и не подвергается взломам, ко­ торые часто бывали на других станциях. Своеобразно проходил и дрейф станции «СП- 6 ». Описы­ вая большие петли, возвра­ щаясь назад, ледяной остров переместился к северо-западу от начальной точки всего на 300 километров, хотя общий путь его составил около 2500 километров. Сейчас станция на­ ходится в 470 километрах к се­ веро-западу от острова Вранге­ ля. Координаты станции на 25 марта — 75°25' северной ши­ роты и 173°24/ восточной дол­ готы. Дрейф проходит в районе малых глубин (около 200 мет­ ров). Ж Ж Ж Sw*vX<\ Московская область. Из­ делия Федоскинской артели живописцев широко извест­ ны не только в нашей стра­ не, но и далеко за ее преде­ лами. В 1956 году художест­ венные изделия федоскин- цев демонстрировались на выставках в Австралии, Да­ нии, Египте, Индонезии, Тур­ ции, Югославии, Сирии и других странах. Сейчас жи­ вописцы артели начали вы­ пуск изделий — сувениров к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. На снимке: живописец С. П. РОГАТОВ готовит к фестивалю шкатулку-суве­ нир. Фото Н. Кулешова. Фотохроника ТАСС. В стране и за ее рубежами МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВСТРЕЧИ СПОРТСМЕНОВ СССР Советские физкультурники продолжают расширять и ук­ реплять свои международные связи. За последнее время в Советском Союзе и за его рубе­ жами был проведен ряд между­ народных товарищеских со­ ревнований. Сезон международных мат­ чей открыли советские футбо­ листы. Московская команда «Локомотив» провела в КНР восемь игр. Эти встречи соб­ рали десятки тысяч любителей футбола и прошли в исключи­ тельно теплой обстановке. Фут­ болисты - железнодорожники одержали восемь побед при об­ щем счете мячей — 31:3. От­ метим выигрыш «Локомотива» у первой сборной КНР (3 :1 ). В Кантоне результат был 3:0, в Ухани — 3:1. Матч с коман­ дой Пекинского института физ­ культуры «Локомотив» выиг­ рал с результатом 4:0. В Бирме выступали футбо­ листы тбилисского «Динамо». Первый матч они выиграли со счетом 9:1. Однако вторая встреча между сборной Бирмы и тбилисцами прошла в ис­ ключительно острой борьбе и дала результат — 5:4. Побе­ дили советские спортсмены. Возвращаясь на Родину, тби­ лисцы встретились в Пекине со второй сборной командой КНР. Единственный гол, заби- За годы работы коллектив станции «СП- 6 », возглавляе­ мый К. А. Сычевым, как и коллектив станции «СП-4», вы­ полнил большую программу научных работ по метеороло­ гии, аэрологии, гидрологии, земному магнетизму. Новый коллектив, который будет работать в 1957—1958 гг., возглавляет кандидат гео­ графических наук геофизик В. М. Дриацкий. И здесь в со­ ставе семнадцати полярников имеются «ветераны», которые уже работали на дрейфующих станциях. Это метеоролог Г. А. Хлопушин, начальник радио­ станции О. Е. Змачинский, по­ вар И. М. Шариков. Дрейфующие научные стан­ ции будут вести работы по программе Международного геофизического года, который начнется 1 июля 1957 года. Кроме ведущихся сейчас наб­ людений, на дрейфующих стан­ циях организуется изучение ионосферы, природы полярных сияний. Расширенная програм­ ма наблюдений будет выпол­ няться меньшим по количеству коллективом полярников, чем в прошлом, благодаря оснащению экспедиции новыми совершен­ ными дистанционными и авто­ матическими приборами. Наряду с научными дрей­ фующими станциями с весны тый во втором тайме правым крайним гостей Хасая, решил исход матча. Из поездки в ГДР на тради­ ционный турнир фехтоваль­ щиков (организуемый во время вееенних ярмарок в Лейпциге) вернулась советская команда. На старт вышли фехтовальщи­ ки СССР, Польши, Румынии, Венгрии и ГДР. У мужчин первенствовал И. Тудор (Румыния). Интерес­ но, что в бою с М. Мидлером (СССР) Тудор проиграл 2:4, но в итоге победил — 5:4. Мидлер занял четвертое место. У женщин на первом месте также была румынская спорт­ сменка 0. Орбан — призер мельбурнской олимпиады. Вто­ рое место заняла Н. Шятикова (СССР), а В. Растворова (СССР) была пятой. Закончился проходивший в Москве международный товари­ щеский личный турнир по на­ стольному теннису. В нем приняли участие спортсмены Народной Республики Болга­ рии, Федеративной Народной Республики Югославии и Со­ ветского Союза. Первое место завоевала чемпионка Советско­ го Союза Э. Лесталь. Среди мужчин сильнейшим оказал­ ся чемпион Югославии В. Ха- рангозо. 1957 года в Центральной Арн- тике начнут работать автома­ тические радиометеорологи­ ческие станции. Поставленные на лед, они будут в определен­ ные сроки передавать по радио данные об атмосферном давле­ нии, температуре воздуха, ско­ рости и направлении ветра. На­ мечено создать около 15 таких автоматических радиометео­ станций в различных точках Центральной Арктики. Гидрологам автоматические радиометеостанции представят более полную картину дрейфа льдов, что крайне необходимо для точного определения ледо­ вых условий на трассе Север­ ного морского пути в период навигации. В организации новых науч­ ных дрейфующих и автомати­ ческих станций, в смене кол­ лективов и перевозне грузов участвуют опытные летчики по­ лярной авиации Герои Совет­ ского Союза И. Котов, М. Сту- пишин, Ф. Шатров, Н. Самусев, пилоты И. Бахтинов. Б. Осипов и другие известные по прош­ лым высокоширотным воздуш­ ным экспедициям пилоты. М. ЗОТИН, кандидат географических наук. И. о. редактора Б. М. Мойжес. отпм редакции; г. Мэдманздрыбн^ оорт, здание управления рыбокомбината, 3 этаж. Телефоны: редактор, зам. редактора в отв. секретарь — 3-96. ***** “ 275‘ промышленный отдел н отдел культуры в быта - 4-33. Типография «Полярной правды». Зак. 1472. Тир. 3500 ПН 00642.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz