Рыбный Мурман. 1957 г. Апрель.
i i i& immss ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! РЫБНЫЙ ОРГАН ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ И ГЛАВМУРМАНРЫБПРОМА №41 (591) У К±:А 3 Президиума Верховного Совета СССР • _ - - О созыве Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР постановляет: ^ Созвать седьмую сессию Верховного Совета СССР четвертого созыва 7 мая 1957 года в гор. Москве. Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. ВОРОШИЛОВ. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. ГЕОРГАДЗЕ. Москва, Кремль, 1 апреля 1957 г. О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЦК КПСС и Совет Министров СССР публикуют тезисы докла да Н. С. Хрущева «О дальней шем совершенствовании орга низации управления промыш ленностью и строительством» , который будет сделан на бли жайшей сессии Верховного Со вета СССР. Эти тезисы публи куются для того, чтобы на осно ве их всенародного обсуждения, широкого обмена мнениями, все стороннего учета имеющегося опыта выработать наиболее це лесообразные формы управле ния народным хозяйством страны. В тезисах указывается, что развитие социалистической эко номики вызывает необходи мость постоянного совершен ствования организационных форм и методов управления про мышленностью и строитель ством, методов планирования народного хозяйства. Теперь в Советском Союзе насчитывает ся более 200 тысяч государ ственных промышленных пред приятий и свыше 100 тысяч строек, которые /размещены в различных районах страны. При существующих масштабах про изводства нынешние формы уп равления не соответствуют воз росшим требованиям конкретно го и оперативного руководства развитием народного хозяйства, ограничивают возможности пол ного использования резервов, заложенных в социалистической системе народного хозяйства. В тезисах Лпоминается, что в интересах дальнейшего раз вития народного хозяйства стра ны февральский Пленум ЦК КПСС признал необходи мым перейти к таким формам руководства хозяйственным строительством, при которых более полно сочеталось бы кон кретное и оперативное руковод ство на местах со строгим соб людением централизованного планового начала в масштабах страны. В соответствии с этим тезисы предлагают перенести центр тяжести оперативного ру ководства промьштленностью и строительством на места, к предприятиям и строй кам. В этих целях предла гается перейти от ныне суще ствующих организационных форм управления через отрас левые министерства и ведомст ва к новым формам управления по территориальному принципу. В качестве такой формы реко мендуется создание в областях, краях и республиках, где про мышленность достаточно разви та, Советов народного хозяй ства (Совнархозы). Это будет соответствовать интересам даль нейшего осуществления ленин ского принципа демократиче ского централизма в области хозяйственного строительства, который предполагает всемер ное развитие творческой ини циативы масс и местных органов при руководящей роли центра. Совет народного хозяйства явится основным звеном управ ления промышленностью и строительством, будет непосред ственно управлять подчиненны ми ему предприятиями и строй ками, руководствуясь задания ми общегосударственного плана развития народного хозяйства. Советы народного хозяйства краев, областей, республик бу дут наделены всеми правами, необходимыми для осуществле ния хозяйственной и финансо вой деятельности, и нести пол ную ответственность за выпол нение планов производства и экономические результаты дея тельности подчиненных им предприятий. Как указывается в тезисах, основную работу по руководству предприятиями и стройками следует сосредото чить в подчиненных Совнархо зам комбинатах, трестах и дру гих хозяйственных объедине ниях, построенных по отрасле вому принципу. Советы народ ного хозяйства осуществляют как перспективное, так и теку щее планирование работы про мышленности и строительства. Далее в тезиса* указывается, что Советы народного хозяйства должны строить свою работу на основе широкого участия трудя щихся в управлении промыш ленностью и строительством. Советы Министров автоном ных республик, а также ‘ крае вые и областные Советы депута тов трудящихся имеют право заслушивать доклады председа телей Советов народного хозяй ства соответствующих экономи ческих административных рай онов и таним образом участво вать в управлении развитием промышленности и строитель ства на своей территории, ак тивно воздействовать на ход вы полнения народнохозяйственно го плана. В тезисах подчеркивается необходимость централизован ного планового руководства на родным хозяйством, что выте кает из самой сущности социа листических производственных отношений, которые базируют ся на общественной собствен ности на средства производства. Намечаемая перестройка уп равления промышленностью и строительством требует корен ного улучшения работы Госпла на, чтобы в своей деятельности он опирался на Советы народно го хозяйства, экономических ад министративных районов, объ единял и координировал нх ра боту, своевременно вносил важ нейшие вопросы на рассмотре ние в Совет Министров СССР и в Центральный Комитет КПСС. В тезисах указывается, что Госплан должен быть научным планово-экономическим органом народного хозяйства страны. На основе изучения потребностей народного хозяйства и учета достижений науки и техники Госплан должен разрабатывать ----------------------* предложения по развитию всех отраслей народного хозяйства, в которых тщательно учитыва лись бы возможности комплекс ного развития экономики, более рационального использования ресурсов в общегосударствен ных интересах. Помимо пяти летних планов, Госплан призван разрабатывать перспективные планы на более длительные пе риоды. На основе этих планов должны определяться правиль ные соотношения между различ ными отраслями народного хо зяйства и направления для раз вития отдельных экономиче ских районов. В тезисах говорится, что вся основная работа по составле нию плана должна быть перене сена на места, в экономические административные районы. Раз работка планов должна начи наться на предприятии, в соот ветствующем хозяйственном объединении, в Совете народно го хозяйства, в Госплане рес публики, а затем в Госплане СССР. Наряду с работой по плани рованию, тезисы предлагают возложить на Госплан некото рые функции, обеспечивающие проведение единой централизо ванной политики в развитии важнейших отраслей промыш ленности, осуществляемые в на стоящее время министерствами. Госплан СССР необходимо на делить определенными правами для оперативного решения воп росов, связанных с координа цией работы Совнархозов. В тезисах указывается, что в новых условиях существование Госэкономкомиссии становится нецелесообразным и ее необхо димо упразднить. Тезисы выдвигают вопрос о создании при Совете Министров СССР Инженерно-технического комитета вместо ныне существу ющей Гостехники. Этот комитет призван осуществлять контроль за внедрением новейших дости жений науки н техники в народ ное хозяйство и помогать Гос плану и Совнархозам опреде лять тот научно-технический уровень, на котором необходи мо планировать развитие отрас лей народного хозяйства, учи тывая при этом новейшие дости жения науки и техники. Указывается на целесообраз ность сохранить существующий ныне Государственный комитет Совета Министров СССР по де лам строительства в связи с не обходимостью решения ряда об- * ----------------------------------- Недавно закончились переговоры между Правитель ственно-партийными делегациями Советского Союза и Вен герской Народной Республики. На снимке: во время переговоров в Кремле. Фото В. Кошевого. Фотохроника ТАСС. щих вопросов строительства и проектирования в стране. В целях централизации учета и статистики в народном хозяй стве вся работа по собиранию и разработке отчетных данных должна быть сосредоточена в органах Центрального статисти ческого управления. Перестройка управления про мышленностью и строитель ством потребует также пере- стройки работы по осуществле нию государственного контроля с тем, чтобы она проводилась на основе вовлечения широких тру дящихся масс, была сосредото чена на местах, в республиках, областях н экономических адми нистративных районах. Тезисы подчеркивают, что пе рестройка управления промыш ленностью и строительством должна значительно улучшить использование материальных и финансовых ресурсов . государ ства, повысить рентабельность предприятий, увеличить внутри хозяйственные накопления, а также быстрее устранить имею щиеся в настоящее время непро изводительные затраты и поте ри и тем самым наиболее полно использовать резервы промыш ленности. В тезисах указывается, что в связи с упразднением промыш ленных и строительных мини стерств возникает необходи мость внести изменения в со став Совета Министров СССР. Предлагается ввести в состав Совета Министров СССР Пред седателей Советов Министров союзных республик. Кроме глав сохраняемых министерств, в Со вет Министров СССР войдут председатель Госплана СССР, председатель Инженерно-техни- ческого комитета и руководите ли других государственных ко митетов, начальник ЦСУ и — по представлению Председателя Совета Министров СССР — за местители председателя и на чальники важнейших отделов Госплана СССР, которые могут быть министрами СССР, как это было сделано в отношении Госэкономкомиссии. В разделе тезисов, посвящен ных дальнейшему расширению прав республик и повышению их роли в управлении хозяйст вом, говорится: Курс, взятый на XX съезде партии на расширение прав со юзных республик в деле руко водства хозяйственным и куль турным строительством, уже за первый год осуществления ре шений съезда принес положи тельные результаты. Этот курс обеспечивает дальнейшее укреп ление нашего общественного и государственного строя, укреп ление экономического могуще ства Советского государства и подъем благосостояния народа, более правильное размещение производительных сил страны и использование местных ресур сов и возможностей. Дальней шее расширение прав союзных республик в руководстве хозяй ством окажет благотворное влияние на развитие экономики каждой республики в отдельно сти и всей страны в целом. Следующий раздел тезисов посвящен повышению роли со ветских, партийных н профсоюз ных организаций в хозяйствен ном строительстве, еще более широкому вовлечению масс тру дящихся в управление произ водством. В заключение тезисов,в част ности, говорится: Высокие темпы подъема на- родного хозяйства нашей стра ны и неуклонный рост благосо стояния народа обеспечиваются последовательным проведением партией ленинского курса на преимущественное развитие тя желой индустрии. Легкая про мышленность, сельское хозяй ство, все отрасли народного хо зяйства страны могут успешно развиваться только на базе мощ ной, постоянно растущей тяже лой индустрии... Только при всестороннем и высоком развитии отраслей про мышленности группы «А», то есть тяжелой индустрии — ме таллургии, топливной промыш ленности. энергетики, машино строения, химии, — создаются необходимые условия для раз вития всех отраслей легкой про мышленности и сельского хо зяйства. Если же этого не де лать, если поддаться неправиль ному, ложному пониманию и на править основные средства на развитие отраслей промышлен ности группы «Б», то есть лег кой промышленности, то можно иметь видимость успеха, обес печить лишь кратковременное удовлетворение некоторых по требностей. Но это будет проис ходить за счет подсекания ос нов развития нашей экономики на будущее. Нельзя допустить этого, так как это означало бы сползание с единственно пра вильного ленинского пути, об речение экономики страны на застой... Перед нашей страной, как подчеркнул с новой силой XX съезд КПСС, стоит задача — догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству продук ции на душу населения. Необхо димо иметь в виду, что эти стра ны тоже не будут стоять на месте, а при определенных ус ловиях будут двигаться вперед. Для того, чтобы перегнать наи более развитые капиталистиче ские страны по производству продукции на душу населения, необходимо, следовательно, обе спечить правильное соотноше ние капиталовложений в группу «А» и в группу «Б», обеспечить опережающие темпы развития тяжелой индустрии... Линия на опережающее раз витие тяжелой индустрии позво лит также обеспечить вооруже ние народного хозяйства стра ны передовой техникой, позво лит высоко держать обороно способность СССР. Вот почему враги Советского Союза всегда направляли и направляют свои усилия на дискредитацию этой великой ленинской идеи, кото рая является генеральной лини ей Коммунистической партии Советского Союза. Наша партия стояла, стоит и будет стоять за ленинский, про веренный многолетним опытом Советского Союза, великого Ки тая, всех стран народной демо кратии путь социалистического развития. Только этот путь ведет нас к заветной цели — к построению коммунистического общества, когда будет обеспечено удовле творение всех потребностей че ловека в труде и жизни. *- -*►
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz