Рыбный Мурман. 1957 г. Апрель.

46 (596) 16 апреля 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 ШШ І ІР ШрИШ| Н И И 'tr ѵ / *ѵ. , Ѵ . / Л та. Начинается дележка улова. Вот очередная «кошал- ка» повисает над палубой. (Нижний снимок). Мгновение — и рыба серебряным дождем падает в отсеки палубных ящиков. Снова трал за бортом. Поисковый рейс продол­ жается.... ^ „ дпттлп Б. ПАВЛОВ. Фото Н. Вольского. В поисковом рейсе Корабль ушел из родного порта. Перед его экипа­ жем стоит ответственная задача: обнаружить новые кон­ центрации рыбы для промыслового флота. Нелегко спра­ виться с этим заданием: рыба держится разреженно, очень подвижна. Но вот трал, который часто спускается в районе, подвергнутом обследованию поисковиками, принес несколько сот килограммов трески и пикши. Это удача! Надо концентрацию закрепить буем. Вот он под­ готовлен. и вскоре над пенистыми волнами начинает раскачиваться шест с флажком на верху. (Верхний снимок). На поисковом корабле особенно четко должны рабо­ тать мастера по добыче. Траулер бороздит море в оди­ ночку и проверить уловистость трала по подъемам рыбы на соседних кораблях, как это делается в группах, не представляется в о з м о ж н ы м . ' На поисковом траулере И «Пионер» экипаж за орудия лова спокоен — они в руках хорошего специалиста, зна­ тока своего дела, старшего мастера по добыче Петра Афанасьевича Мошкова. На среднем снимке вы видите его за подготовкой трала к спуску. Экипаж траулера «Пио­ нер» настойчиво борется за выполнение своего обяза­ тельства. принятого в честь 40-й годовщины Великого Октября. Моряки решили обнаружить 8 концентраций рыбы, сделать три безре­ монтных стоянки в порту, произвести мечение трех тысяч экземпляров рыбы. В коллективе много хороших производственников, кото­ рые передают свои знания ч менее опытным членам эки­ пажа. Техническая учеба проводится регулярно. Здесь все отлично сознают, что от умения хорошо справляться с работой на любом производственном участке зависит успех в выполнении задач по поиску рыбы. ...Раскачивает траулер крутая морская волна. Как струны, натянулись ваера. Где-то глубоко по дну моря идет трал. Следует команда — глухо зарокотала трало­ вая лебедка. Проходит некоторое время — и трал у бор- Почин приморцев поддержан Успешно провести массовый лов окуня РЕШАЮЩИЙ ПЕРИОД РАБОТЫ Второй квартал всегда счи­ тался решающим периодом для выполнения годового плана. Іравнительно хорошая погода, подходы крупных концентра­ ций посленерестовой трески и. наконец, массовый лов морско­ го окуня — все это позволяет морякам брать в этот период •ода обильные уловы. Значение второго квартала в этом году еще больше возра­ жает. Перед промысловиками стоит задача: не только с честью выполнить повышенный квартальный план, но и по­ крыть допущенный ранее недо­ лов. От этого будет зависеть не только выполнение годового плана, но и успешное осущест­ вление социалистических обя­ зательств, принятых коллекти­ вом тралового флота в честь 40-й годовщины Великого Ок­ тября. Особенно важно для до­ стижения успеха как можно шире развернуть массовый лов морского окуня. Окуневый сезон уже начал­ ся. На Копытовской банке сей­ час находится большая группа промысловых судов. Концент­ рации окуня становятся все гу­ ще н можно сказать, что в бли­ жайшие дни здесь начнется массовый лов этой рыбы. Но для получения высоких уловов необходимо соблюдать ряд важ­ ных условий. Прежде всего, траулеры ухо­ дящие на окуневый промысел, должны быть хорошо и пра­ вильно снабжены всем необхо­ димым. Кроме того, приходя­ щие с промысла корабли сле­ дует обрабатывать без каких- либо задержек. На промысле каждый день дорог. Тем более дорог он в разгар окуневого промысла, когда за один день в трюмы корабля можно уло­ жить 25—30, а иногда и все 50 тонн рыбы. Значит простоев судов в порту сверх положен­ ного нормами времени быть не должно. Из опыта прошлых лет мож­ но было бы привести немало примеров непроизводительной траты времени моряками из-за неразворотливости береговых предприятий. Бывало немало случаев, когда набрав на Ко­ пытовской банке за три—четы­ ре дня полный груз окуня, тра­ улеры простаивали на рейде по двое суток. Не меньше времени тратилось на разгрузку каждо­ го траулера. Но несколько су­ ток теряли моряки в порту на получение снабжения, а потом еще сутки — двое тратили на получение льда н воды в Тюва- губе. В конечном итоге, на стоян­ ку в порту иные корабли тра­ тили больше времени, «чем на промысловый рейс. В ЭТОМ ГОДУ ПОДОбНЫ £_£Лу - чаев не должно повторяться. Судоремонтному заводу Глаз- мурыанрыбпрома, рыбному порту и уже, конечно, всем от­ делам управления тралового флота необходимо принять са­ мые срочные меры к быстрей­ шей обработке н снабжению судов. Для полного использования имеющейся на Копытовской банке сырьевой базы траулеры необходимо снабдить нужным количеством ваеров. соответст­ вующими тралами, металличе­ скими кухтылями и 500-мнлли- метровымн бобинцами. Большая доля успеха в про­ ведении массового лова окуня зависит от самих моряков, от их дисциплинированности, вы­ держки. умения правильно ор­ ганизовать свой труд. Особенно серьезное внимание должно быть уделено на судах состоя­ нию. вооружению орудий лова и работы с ними. Техника работы с тралом на лову окуня несколько иная, чем обычно. Учитывая, что за истекший год в траловый флот пришло немало молодых судо­ водителей и мастеров по добы­ че, об этом полезно будет на­ помнить. Опыт работы на Копытов­ ской банке позволил уже вы­ работать некоторые правила вооружения нижней подборы трала. Так, привязки по крыльям ставить можно только по две по центру. Надобность в остальных привязках отпада­ ет. Благодаря этому в тралы будет попадать меньше губки и грязи, а на уловистость тра­ ла такое изменение в его воо­ ружении не отразится. При всплытии кутка губка вывали­ вается в однорядный мешок. Чтобы она не мешала и чтобы не поднимать ее вместе с ры­ бой на палубу, рекомендуется задерживать при подъеме вы­ борку кабеля, когда его будет выбрано 2—3 метра. В это вре­ мя губка вывалится через ниж­ нюю подбору. Часто при массовом лове окуня моряки теряют много рыбы, потому что от стреми­ тельного всплытия траловый мешок лопается. Чтобы избе- этого, следует, выбрав 100 саженей ваеров. начать циркуляцию и последнюю мар­ ку ваера остановить у кормо­ вого ролика, продолжая делать циркуляцию до всплытия меш­ ка. Таким образом, мешок всплывает не стремительно и не лопается. Когда в трал попадает боль­ шое количество окуня, очень важно для сокращения рейса быстро поднимать на палубу каждый улов. Чтобы достичь этого, на двухрядном мешкі» следует поставить второй де- лежный строп в 2 ,5—3 меграх от первого дележного стропа. Первый же дележный строя рекомендуется поднять на 0.5 метра. Благодаря этому, можно не только ускорить подъем тра­ ла, но н освободить машину от работы задним ходом. Ьедь окунь трудно забивается в ку­ ток. и кораблю приходится де­ лать полную циркуляцию зад­ ним ходом. Пользуясь же вто- рыв^ стропом, мы облегчаем се­ бе работу. Строп надо взять на сушилку, которой окунь и бу­ дет забиваться в куток. Работа на Копытовской бан­ ке не представляет Ж Зой сложности. Долг всех де ­ ловиков как можно лучіх.*: ис­ пользовать массовые подходы окуня в этот район промысла. М. КУЗНЕЦОВ. Кашггаи-насташшк тра­ лового флота. За высокое качество рыбы Поддерживая патриотическое начинание приморских рыбаков, моряка траулера «Биров» при­ няли на себя новые повышенные обязательства в честь 40-летнего юбилея Советской власти. На общесудовом собрании единодуш­ но решено досрочно выполнить план второго квартала по вылову рыбы и покрыть задолженность, допущенную в первой четверти года. Сверх годовой программы команда обязалась дать стране не менее 1000 центнеров рыбы в полуфабрикате. * Во втором квартале этого го­ да траловый флот должен дать стране около 400 тысяч цент­ неров морского окуня. Это боль­ шое и ответственное задание можно выполнить только при условии доставки в порт рыбы в неразделанном виде. Опыт ра­ боты по ааготовке такого окуня мы имеем с 1951 года. В прош­ лый год. например, рыбокомби­ нату было сдано 115 тысяч центнеров неразделанного оку­ ня в охлажденном виде плано­ вой сортностью. На многих судах хранение неразделанного окуня было ор­ ганизовано хорошо. Команды таких траулеров, как «Метеор», «Днепропетровск», «Шексна», сделав по два—три окуневых рейса, сдали окуня вторым сор­ том только в пределах 5 —6 процентов общего улова, а не 10 процентов, как было разре­ шено нормой. Как же моряки этих кораб­ лей добивались повышения ка­ чества неразделанного окуня? На качественное его состояние очень влияет продолжитель­ ность тралений, поэтому они длились не более 45 минут при больших концентрациях. Моряки твердо помнили, что при больших подъемах рыбу в трале за бортом держать нельзя. В солнечные дни окунь в па­ лубных ящиках нужно покры­ вать брезентом, поливая его за­ бортной водой. Нельзя допу­ скать аагруэки окуня в трюм прямо из мешка трала. Недопу­ стимо продолжительное держа­ ние рыбы на палубе. Уборку ее следует начинать сразу 9 же после подъема трала, сле­ дующий трал нужно поднимать только после того, как весь пре­ дыдущий улов будет убран. Большое значение имет хо­ рошее промывание окуня. В прошлые годы его промывали в клипфискных мойках в туз­ луках. Этим достигали тщатель­ ной промывки и полного удале­ ния ила. Но этот процесс очень трудоемкий. Можно ограни­ читься промывкой рыбы заборт- годовой ПЛАН— НСЛАВНОМГОДОВЩИНЕ Моряки «Ижевска» горячо поддерживают призыв Цент­ рального Комитета нашей пар­ тии о развертывании социали­ стического соревнования в честь 40-й годовщины Велико­ го Октября н врннимают на се­ бя обязательство — выполнить годовой государственный план к этой знаменательной дате. Стремясь достойно отметить международный праздник тру­ дящихся — 1 Мая, мы решили вылавливать в сутки по 25 тонн рыбы, вместо 20 тонн, преду­ смотренных рейсовым задани­ ем. В порт вернемся с полным грузом, изготовив 670 тонн го­ товой продукции, сократив рейс на трое суток. Капитан траулера «Ижевск» УЛЬЯНОВ, секретарь судовой пар­ тийной организации НИ­ КОНОВ, председатель судового комитета профсоюза КОШЕЛЕВ. (По радио). ной водой из шлангов, пропу­ ская ее через мойки. В трюме окунь нужно убирать на четыре горизонтальных пло­ щадки. укладывая ее рядами, равномерно пересыпая льдом. В первые дни заготовки дози­ ровка льда равна 45 процен­ там к улову, в последние — 20 процентам. Исходя из этого, в рейс следует брать 55—60 тонн льда. В первую очередь окунь нуж­ но убирать в главный трюм. Срок хранения рыбы лучше все­ го определить в восемь суток, с учетом перехода в порт. На траулерах с рефрижера­ торной установкой после выхо­ да из порта нужно включить ее. поддерживая температуру в трюме 0—1 градус по Цельсию. Выключать установку можно только в порту. Кроме того, для сохранения холода в трюмах на всех траулерах люки клип- фискного трюма должны быть плотно закрыты. Окунь в парном виде заго­ тавливается на палубе только в последний день промысла. Для быстрой разгрузки но- рабля в просветы люков глав­ ного и резервного трюмов не­ плохо ставить контейнеры: по две штуки на каждую площадку. Выполняя все эти требова­ ния, неразделанный окунь мож­ но доставлять в порт только хо­ рошее качества. Е. СЕРГЕЕВА. Инженер отдела рыбо­ обработки тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz