Рыбный Мурман. 1957 г. Апрель.

44 (594) И апреля 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н Лучщий бригадир Заслуженным авторитетом в электроцехе Абрам-мыс- ских судоремонтных мастерских пользуется бригадир Вик- тор Павлович Тепляков. На счету руководимых им элект­ ромонтеров не один десяток отремонтированных досроч­ но средних траулеров. Передовой бригадир имеет боль­ шой практический опыт и глубокие знания, которыми де­ лится со своими товарищами по труду. Он хорошо разби­ рается в схемах корабельной электроаппаратуры, умело находит их повреждения, высококачественно ремонтирует технику. Коллектив оказал ему доверие, избрав председа­ телем цехового комитета профсоюза. На снимке: бригадир электриков В. П. ТЕПЛЯКОВ за изучением схемы главного электрощита среднего трауле­ ра, только что поставленного в ремонт. Фото П. Быстроумова. НОВОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ МОРЯКОВ СЕЛЬДЯНОГО ПРОМЫСЛА Пищепромиздат выпустил в свет книгу инженера-наставника по добыче И. Я. Ахлынова «Тех­ ника дрифтерного лова сельди в Северной Атлантике». В пособии излагаются конструктивные осо­ бенности дрифтерных сетей и по­ рядков, дается основа расчета дрифтерного порядка, плавучести его, определения натяжения во­ жака при изменении нагрузок. Приводится таблица по определе­ нию длины стопорной части вожака. Книга открывается главой «Промысловая характеристика сельдей и основные районы дрифтерного лова». Здесь же при­ водится история развития про­ мысла еельди в Северной Атлан­ тике. Как известно, в этом на­ правлении большую работу про­ делали научные работники ПИНРО и моряки «Мурмансель- ди». Уже в следующих главах, в которых автор детально и в то же время доходчиво рассказывает о дрифтерном лове, приводятся примеры из практики передовых экипажей, капитанов тт. Семено­ ва, Смирнова и других. Книга дает отчетливое пред- Важные задачи промысла ставление о судах ж деталях промвооружеиия, применяемых на дрифтерном лову. Значитель­ ное место отведено вопросам ме­ ханизации трудоемких процессов работы на средних траулерах. В главе «Способы и средства для поиеков сельди» автор оста­ навливается на применяющихся в настоящее время навигационных и гидроакустических приборах. Приводятся схематические запи­ си стай сельди эхолотом ПЭЛ-4, а также запись ложного эха и дру­ гие. Значительная часть книги за­ нята описанием техники дриф­ терного лова, причем почти каж­ дая операция — подготовка се­ тей и снаряжения, выбор места лова, выметка порядка и т. д. — показана на опыте лучших ко­ раблей сельдяного флота. Автором книги, имеющим боль­ шой опыт, проделана большая ра­ бота. Новое пособие, несомненно, будет способствовать улучшению подготовки новых кадров, спо­ собных перенять накопленный опыт промысловой работы, умело использовать современную техни­ ку лова рыбы в открытом море. В апреле траловый флот дол­ жен ежесуточно добывать 22.270 центнеров рыбы. Еще напряжен­ нее будут задания в мае и в ию­ не. Неблагоприятное состояние сырьевой базы в восточных рай­ онах Баренцева моря требует от руководства и всего личного со­ става тралового флота максималь­ ного использования всех воз­ можностей. В настоящее время сырьевая ба­ за несколько улучшилась за счет хотя еще и слабых, но уже на­ чавшихся подходов рыбы в ближ­ ние районы после нереста. Послед­ ние дни активизируется промы­ сел на Финмаркенской и Рыбачь­ их банках, на Мурманском языке, в районе’ Демидовской банки, на Норвежском жолобе. Накапливает­ ся окунь в районе банки Копы- това. Условия промысла в этом году резко отличаются от прошлых лет. Применительно к этим усло­ виям нужно изменять и тактику работы флота. Каждый капитан траулера должен соблюдать стро­ жайшую дисциплину, помогать правильно расставлять суда по районам, соблюдать промысловую выдержку. Первым из условий, которое обеспечит выполнение плана вы­ лова рыбы, является правильная расстановка траулеров по райо­ нам промысла. Опыт работы в пер­ вом квартале показал, что в ус­ ловиях слабых концентраций рыбы, как только район, в кото­ ром небольшая группа траулеров имела неплохие уловы, перегру­ жался, уловы резко падали и весь флот находился в пролове. Как избежать этого? Что нуж­ но сделать, чтобы на облове от­ дельных скоплений рыбы работа­ ло максимальное количество трау­ леров для наилучшего их исполь­ зования, и в то же время не допускать перегрузки района? По моему мнению, прежде всего не­ обходимо, чтобы наши поисковики при обнаружении концентрации рыбы давали руководителю про­ мысла рекомендации, каким коли­ чеством кораблей ее облавливать. Для этого нужна более оператив­ ная работа поисковых судов, ко­ торые должны определять не только наличие косяков, но и их мощность. Вторым условием, которое по­ могло бы правильной расстановке флота, является объединение руко­ водства Мурманским и Архангель­ ским флотами, согласованное рас­ пределение кораблей по районам. Архангельский флот часто ставят в пример за оперативность. Когда речь идет о работе в одном райо­ не, то это утверждение абсолютно правильное, но когда дело касает­ ся перехода кораблей из одно­ го района в другой, то несогласо­ вание действий руководителей флотов, как правило, приводит к перегрузке района и оба флота на­ ходятся в пролове. В создавшихся условиях до­ биться успеха можно лишь тогда, когда флот будет рассредоточен на возможно большее число отдель­ ных групп. Условия для этого имеются. Можно создать несколь­ ко групп на юге Норвежского жо- лоба, Рыбачьей банке, Мурман­ ском языке, Финмаркенской банке. При создании подобных групп должны учитываться опыт капи­ танов, оснащенность траулеров техникой, производственные на­ выки команд. А для этого необхо­ димо, чтобы к созданию таких групп были привлечены прежде всего сами судоводители, работни­ ки отделов управления флота, на­ чальники отрядов и отрядные специалисты. Они должны объяс­ нить капитанам, как нужно рабо­ тать в создавшихся условиях. Много и не всегда правильно расходуется времени н а ' промыс­ ловые совещания в море. Началь­ ники отрядов должны объяснить капитанам, как нужно строить свои выступления на совещаниях капитанов, чтобы кратко, "Пра­ вильно и понятно для всех докла­ дывать о своей работе и делиться опытом. Большую помощь промыслови­ кам оказывает мечение рыб. Од­ нако эта работа промразведкой к ПИНРО за последнее время ослаб­ лена. Немало надежд возлагают мо­ ряки на эффективное использова­ ние района Копытова. Всем оче­ видно, что полноценно этот район может быть использован лишь в том случае, когда окунь будет до­ ставляться в порт в непоротоя виде. Однако со стороны ряда от­ делов главка и всех береговых организаций, которые будут иметь дело с приемкой и реализацией окуня, не принимается должных мер, чтобы организованно и ус­ пешно справиться с этой задачей. Конечно, непоротый окунь при­ несет немало хлопот некоторым неразворотливым руководителям. Им куда удобней иметь дело с со­ леной рыбой, которая ■может ле­ жать годами. Но интересы госу­ дарства требуют, чтобы непоротый окунь доставлялся в порт и мо­ ряки надеются, что им будет предоставлена эта возможность. Подготовка к приемке окуня на базу должна быть закончена в ближайшие дни, а на добычу его необходимо направить все трауле­ ры, имеющие на это возможности. В настоящее время в холодную погоду доставка непоротого окуня не представляет какой-либо уг­ розы. Нужна только четкая рабо­ та портовиков, рыбоприемщиков, железнодорожников и Мурманрыб- сбыта с тем расчетом, чтобы не создать в порту «пробки» и воз­ можно быстрее доставлять окунь потребителю. В. ПОПОВ. Начальник промыслово­ го отдела тралового флота. За высокое качество рыбопродукции Вот так История, о которой я хочу рассказать, — довольно распро­ страненное явление на нашем флоте. Очередная стоянка трау­ лера «Анатолии Бредов» в марте затянулась. Экипаж ждал, когда, наконец, будет закончен ремонт корпуса судна и механизмов. И вот котельщики справились со своим делом. Заканчивали работу и слесари. Отход в море был на­ значен на 1 апреля. Как известно, по старой и тру- дпо объяснимой традиции, в этот день принято в шутку обманы­ вать. Вот почему кое-кто срок от­ хода нашего судна на промысел взял под сомнение. И не ошиб­ ся! 1 апреля в море мы не ушли: судоремонтники «пошутили». Оказывается, отремонтированпый ими ветрогон «застучал». Его ра­ зобрали, проверили, прощупали, снова собрали и... снова злопо­ лучный стук! И тут началась свистопляска: сроки переносили изо дня в день. Экипаж собирался уже без вся­ кой веры в то. что судоремонтни­ ки справятся на этот раз с 8ака- «шугпка...» ч Р Е М О Н Т б у д е т l «ѵ I G Ъ л У 1 ?срз \ Коллектив рыбообработчиков траулера «Кубань», включившись в соревнованне за достойную встречу Первомая и 40-й годов­ щины Великого Октября, на­ стойчиво борется аа сохранение высокого качества продукции, за экономию соли и льда. Подготовка судна к рейсу на­ чинается в порту. После выгруз­ ки рыбы мы проверяем, чтобы портовики хорошо вымыли трю­ мы и трюмные доски, обязатель­ но присутствуем и во время при­ емки на корабль соли и льда. ' Я и мой помощник тов. Грун­ тов тщательно следим за пра­ вильной разделкой рыбы. Каждая неправильно ошкеренная рыбина возвращается обратно на палубу. На судне, особенно с новичками, регулярно проводятся занятия, на которых матросы проходят тео­ рию и практику разделки улова, засолки и укладки продукции в трюмы. Техническая учеба дает положительные результаты. Так, например, в последнем рейсе мо­ лодые матросы тт. Колесник, Ха- ликов и другие, впервые встав­ шие за рыборазделочный стол, успешно справлялись при обез­ главливании и шкерке трески. Замечательно работает матрос тов. Колчин. Уже в течение двух рейсов он выполняет обязанности засольщика и зарекомендовал се­ бя хорошим специалистом по об­ работке рыбы. В трюмах рыба укладывается согласно инструкции отдела ры­ бообработки. Особое внимание об­ ращается на рыбу, которая до­ ставляется в порт в свежем виде. Она укладывается в мелкораз­ дробленный лед, что предохраняет ее от помятия. Причем, свежая треска ' укладывается спинками вверх, а соленая рыба уклады­ вается в трюмные чердаки спин­ ками вниз для того, чтобы сохра­ нить в брюшной полости тузлук. Все это дает нам возможность до­ ставлять в порт рыбопродукцию высокого качества. Однако наши показатели могла быть еще более высокими, ееля бы не плохая работа отдела снаб­ жения флота. Обычно трюмные доки мы получаем нестандарт­ ные, на 1— 1,5 сантиметра тол­ ще, чем нужно. А это зачастую ведет к технической рвани ры­ бы, снижает ее качество. Забо- рочные же доски почти всегда выдаются очень тонкие, не вы­ держивают груза, из-за чего об­ валиваются площадки, рыба мнется. Непригодные выдает от­ дел снабжения и рыборазделоч­ ные столы. Во время обработки рыбы они сильно прогибаются, ухудшается качество обработки улова. С. ШАДЕНКОВ. Старший мастер по обра­ ботке рыбы траулера «Кубань». зом. На общем производственном совещании руководители флота и судоремонтного завода Главмур- манрыбпрома назначали все новые и новые сроки, а дело с места не двигалось. Только 8 аиреля, ве­ чером был закончен ремонт. А. КУЛИКОВ. Старший мастер по до­ быче рыбы траулера «Анатолий Бредов». Готовая продукция увозится в море В последние дни некоторые траулеры ушли в море, имея на борту партии изготовленных в предыдущих рейсах консервов, потому что Мурманский рыбоком­ бинат с 5 апреля прекратил при­ ем их от моряков. Так, на трау­ лере «Новиков-Прдбои» оста­ лись невыгруженными 47.000 банок консервов. Не смогли свое­ временно сдать изготовленной ими в море продукции консерв­ ные мастера траулеров «Генп- ческ» и «Камчатка». Задержка с выгрузкой консер­ вов приводит к несвоевременному оформлению документов, в ре­ зультате чего моряки не полу­ чают вовремя зарплаты. Многие консервные мастера в ожидании выгрузки не имеют возможности покинуть в порту судна, по- оыть дома с родными, с семьей. Руководители рыбокомбината объясняют все это отсутствием складских помещений. Необходи­ мо принять безотлагательные ме­ ры к изысканию мест для склади­ рования поступающей с моря продукции. Подобное положение дальше продолжаться не может. А. ЛОМТЕВА. Технолог тралового флота. Рейстраулера„Симферополь" Из очередного плавания воз­ вратился инициатор соревнова­ ния на флоте — экипаж траулера «Симферополь». Включившись в соревнование за достойную встре­ чу 40-летия Советской власти, коллектив корабля (капитан — депутат Верховного Совета СССР тов. Маклаков) настойчиво борол­ ся за повышение уловов. Несмот­ ря на сложные условия промысла, команда судна за 17 суток пла­ вания сумела выловить и обрабо­ тать 118 тонн трески и окуня. Намного перевыполнено зада­ ние по выработке субпродуктов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz