Рыбный Мурман. 1953 г. Сентябрь.

г РЫБНЫЙ МУРМАН ВСЕ СИЛЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ За высокие уловы сельди На сельдяной промысел в Север- лр Юл ~ Ф и н и ш у средний траулер Л.1 lo b вышел в начале июля. Судно было тщательно и всесторонне под­ готовлено к длительному рейсу. Две очень важные задачи стояли перед коллективом корабля: на­ учиться вести сельдяной лов и обес­ печить ритмичную работу, система­ тическое выполнение суточных зада­ нии. Наиболее сложной и трудной ко освоить порученное ему дело. Кро­ ме того, пооперационный метод рабо­ ты наиболее выгоден на сельдяном лову. Он позволяет создать необходи­ мый поток ів трудовом процессе, поз­ воляет добиться вышкой слаженно­ сти всего коллектива. Все мероприятия, проведенные на корабле во время стоянки в порту и во время перехода к месту промысла, сразу же дали хорошие результаты. г „ ------ Д ІЫ ІІ ЛѴ |/иШЛС с э й т т ш . рвая задача, от успешного Когда начались промысловые дрейфы, решения ее зависело все. Сложность эта заключалась в том, что подав­ ляющее большинство членов экипа­ жа никогда не участвовало в про­ мысле, не имело о нем ни малейше­ го понятия. Из матросов, например, на сельдяном лову бывали только два человека. Опираясь на этих двух матросов и дрифмейстера тов. Спиридонова, мы организовали изучение палубной командой дрифтерного вооружения, подготовили его к [раоот-е1. Каждый мо­ ряк наглядно ознакомился с устрой­ ством дрифтерного порядка, его осна­ щением. В процессе этого обучения мы предметно убедились, что можно с успехом готовить кадры различных профессий непосредственно на ко­ рабле. Некоторые капитаны кораблей постоянно претендуют на то, чтобы им дшвали в рейс людей уже подготов­ ленных, квалифицированных. И если случается, что тот или иной корабль не оправился с заданием, команд­ ный состав обязательно объясняет плохую работу слабой подготовлен­ ностью кадров. Мы убедились, что эти ссылки лишены всякого основа­ ния. При внимательном подходе к делу всегда можно обеспечить ко­ рабль хорошими кадрами. Мы не ограничились тем, что про­ вели несколько занятий непосред­ ственно в порту. Во время перехода на промысел мы эти занятия продол­ жали. А чтобы закрепить полученные моряками знания практически, был устроен учебный замет сетей. Матро­ сы набирали сети, ставили порядок, крепили его, выбирали сети и трясли их, — т. е. делали все то, что пола­ галось делать при настоящем про­ мысловом - дрейфе. Когда учебный дрейф закончился, мы разобрали его достоинства и недостатки. Каждому моряку было указано, какие ошибки он допускал в своей работе, как сле­ довало поступать в том или ином случае. Учебный дрейф помог нам не только обучить людей, но показал деловые качества каждого матроса. В зависимости от этого была произве­ дена расстановка людей по рабочим местам. Места закреплялись постоян­ но, никакой перестановки членов команды не допускалось. Это дела­ лось с целью дать возможность каж­ дому моряку наиболее полно и глубо­ экипаж уже производил выметку по­ рядка из 120 сетей за 28— 30 ми­ нут. А буквально через несколько дрейфов выметка сетей в таком же количестве производилась всего за 15 минут. Подготовленность команды позволила также быстро обрабаты­ вать улов. Вначале при улове 250— 300 килограммов на сетку мы выбирали сети на палубу, а потом уже трясли их. уОчень скоро мы трясли сети с тагаим уловом уже без остановки, ходоім . Это высвобождало много дополнительного времени не­ посредственно для промысловых дрейфов. Чтобы облегчить труд, мо­ ряки чередовались друг с другом. Серьезную работу но повышению темпов промысла провела профсоюз­ ная организация нашего среднего траулера. Судовой комитет профсою­ за, с помощью командования корабля, организовал социалистическое сорев­ нование между группой моряков, за­ нятых на уборке сельди, и группой, которая выбирала порядок. Соревно­ вание было развернуто также между отдельными моряками. На профсоюз­ ных собраниях обсуждались итоги работы на уборке рыбы, на поста­ новке и выборке дрифтерного по­ рядка. Активное участие в сплочении экипажа, в борьбе за повыше­ ние вылова сельди, ее сохран­ ность, за экономию, принимала ком­ сомольская организация. Так, ком­ сомольцам Осаіпалюку іи Воронову, ко­ торые уже были на сельдяном про­ мысле, было поручено помочь дриф- мейстеру обучить команду промыс­ ловому делу. В рейсе прошли три комсомольских собрания. На первом из них был организован комсомоль­ ский пост, который постоянно сле­ дил за расходованием соли, за соблю­ дением технологии посола сельди, за расходованием топлива, за чистотой на судне. Матрос Решетов помогал юнге осваивать свои обязанности. В результате широкой, всесторон­ ней борьбы за высокие уловы эки­ паж нашего среднего траулера № 156 досрочно выполнил квар­ тальное задание и до прихода в порт выловил еще 700 центнеров сельди, как и было решено на общем собра­ нии. Сортность сдаваемой продукции постоянно была высокой. Сейчас на нашем счету 7714 центнеров рыбы, Когда забывают о своем долге годовое задание по вылову сельди перевыполнено более чем в полтора раза. Необходимо отметить исключитель­ но добросовестное, коммунистическое отношение к труду со стороны матро­ сов тт. Гарбуза, Дементьева іиОсапа- люка. Они любое задание -комащова- ния выполняли быстро и хорошо, по­ могали товарищам в работе, обучали их наиболее рациональным методам труда, помогали вскрывать недостат­ ки в организации дела. В целях рас­ пространения передового опыта на корабле, после сдачи каждого груза на базу, проводились общие собра­ ния, на которых рассказывалось о пе­ редовиках социалистического сорев­ нования, о приемах их труда на по­ рученных им участках. Коллектив среднего траулера № 156 мог добиться еще лучших результатов. Но дело* в том, что за­ частую приходилось работать вполо­ вину своих возможностей. Нам меша­ ли все те же недостатки, о которых беспрерывно говорят все моряки «Мурмансельди»: плохое снабжение промысловым снаряжением, спец­ одеждой, а иногда и продовольствием. Недостаток различных видов снаря­ жения заставлял нас чаще преры­ вать промысел и подходить к базам, чтобы как-то восполнить нехватку в снаряжении, в спецодежде, в продо­ вольствии. Мы теряли очень много времени на это, не могли его исполь­ зовать непосредственно для про­ мысла. Вообще надо сказать, что в «Мур­ мансельди» плохо заботятся о моря­ ках сельдяной экспедиции. Здесь нет того внимательного отношения к нуждам тружеников моря, которое требует от руководителей наша Ком­ мунистическая партия. Казалось бы, чего проще наладить регулярную почтовую связь экспедиции с пор­ том? Однако наш экипаж, в частно­ сти, за два с половиной месяца не­ прерывного промысла в открытом океане получил почту всего два раза. Экипаж нашего корабля полон стремления всеми силами способство­ вать быстрейшему решению задач, поставленных перед рыбной промыш­ ленностью XIX съездом партии и пятой сессией Верховного Со­ вета СССР. Непрерывно повы­ шая организацию труда, укреп­ ляя трудовую дисциплину и со­ вершенствуя промысловые навыки, моряки нашего среднего траулера добьются новых успехов в добыче сельди. Старший штурман среднего траулера № 158 В. НИКОЫО- РОВ, дрифмейстер П. СПИ­ РИДОНОВ, председатель су­ дового комитета профсоюза X. ГАЛИМОВ, секретарь ком­ сомольской организации Р. ШУИСКИИ. Траловый флот в большом долгу перед государством. Многие корабли систематически отстают. В их числе находится и траулер «Петрозаводск», командует которым капитан тов. Мошков. За 100 суток плавания экипаж траулера выловил только 18 тысяч центнеров рыбы. План второго квар­ тала был сорван, под угрозой срыва находится и план третьего квартала. Невыполнение рейсовых задании здесь вошло в систему. Командование корабля не беспокоится о перестрой­ ке работы в свете исторических ре­ шений XIX съезда партии и пятой сессии Верховного Совета Союза ССР, не стремится обеспечить повы­ шение количества и качества продук­ ции для народного потребления. На траулере «Петрозаводск» плохо и ловят рыбу и обрабатывают ее. Например, в пятом рейсе ни одного килограмма рыбы не заготовлено выс­ шим сортом. В третьем рейсе 60 проц. консервов изготовлены с нарушением установленных стандартов, а в сле­ дующем рейсе из 9 тысяч банок кон­ сервов 8 тысяч банок были забрако­ ваны. В каждом рейсе из-за халат­ ности штурманского состава и матро­ сов много тресковой печени идет за борт. Корабль имеет все технические данные для успешного промысла. Он оснащен новейшими паросиловыми установками, приборами и аппарату­ рой. Машинная команда (старший механик тов. Коденец) ведет борьбу за безремонтные рейсы, обеспечивая безукоризненную работу всех меха­ низмов, и добивается значительной экономии топлива и смазочных мате­ риалов. В чем же дело? 'B том, что на ко­ рабле отсутствует партийшнполити- ческая и партийно-организационная работа. Здесь семь членов КПСС и 30 членов профсоюза. Но и партийная и профсоюзная организации бездей­ ствуют. Партийные собрания, собра­ ния личного состава, а также произ­ водственные совещания не созыва­ лись. Редколлегия до последнего рей­ са не была избрана, и стенгазета не выходила. Судовой библиотеки, а также наглядной агитации на кораб­ ле нет. Беседы по вопросам внутрен­ него и международного положения СССР с командой не проводятся. В результате отсутствия всякого руководства социалистическим сорев­ нованием оно превращено в пустую формальность. Итоги работы вахт и каждого моряка не подводятся, и люди совершенно не знают ни ре­ зультатов своего труда, ни его недо­ статков. Все это привело к большой теку­ чести кадров, к снижению трудовой дисциплины. Только в текущем году шттшштШ ■ Й Й І В Я на 'корабле из состава команды смени­ лось почти 60 человек. После пятого рейса было заменено по разным при­ чинам 13 человек. Вследствие недисциплинированно­ сти отдельных моряков траулер сис­ тематически простаивает в порту сверх графика и в 1953 году ни ра­ зу своевременно не вышел на про­ мысел. Только в конце августа из-за несвоевременной явки к отходу 19 членов экипажа, во главе со вторым штурманом тов. Гонтаренко, корабль простоял в порту сверх графика свы­ ше суток. Вахтенная служба при стоянке в порту организована край­ не плохо. На. корабле процветают па­ нибратство, обсуждение приказов, которые даются с мостика, пьянство командного состава с подчиненными. Откуда же можно ожидать крепкой дисциплины, высокой организации труда, если командный состав кораб­ ля наплевательски относится к свое­ му долгу. Капитан корабля коммунист чюв. Мошков — опытный промысловик, сам показывает пример дисциплини­ рованности, но, одеащ>, требователь­ ности к подчиненным он не предъявляет. Его помощники тт. Бо­ рисов и Гонтаренко не оказывают ему необходимой помощи в деле улучше­ ния организации труда и укрепления трудовой дисциплины. На корабле не чувствуется сработанности коллекти­ ва. У большинства матросов (Лого- динский, Михеев, Коконин, Механи­ ков, Терво и других) наблюдается халатное отношение к своим обязан­ ностям. Вахты работают с прохлад­ цей, с частыми перерывами на «пе­ рекур». Шкерочные ножи и голово- рубы точатся во время работы. Матросы, как правило, на вахту выходят с большим опозданием. Это приводит к тому, что на траулере при уловах, чуть превышающих по­ лутора тонн крупной трески, вызы­ вается подвахта. Потому на тралиро- вание затрачивают по три и более часа вместо полутора— двух часов по нормативу, чтобы дать возможность морякам убрать предыдущий улов. Траулер «Петрозаводск» имеет все возможности выйти из прорыва, за­ нять место в числе передовых судов флота. Но для этого надо, чтобы ко­ мандный состав и коммунисты ко­ рабля по-деловому взялись за укреп­ ление дисциплины среди личного состава, за улучшение организации труда на промы£ле, за воспитание моряков, за организацию и руковод­ ство социалистическим соревнова­ нием. А. НИКОНОВ. Инструктор политотдела тралового флота. Повышая промысловый режим Х о р о ш о промышляет в этом году экипаж среднего траулера № 4 3 9 Ня снимке (слева направо): передовые люди корабля: капитан Н. И. Митрофанов, матрос пер­ в о г о класса В В. Кузнецов, стар ший помощник капитана Е. Е . Ломако, радиооператор А. В . Лузин. \ Включившись в предоктябрьское социалистическое соревнование, мо­ ряки тралового флота настойчиво борются за увеличение вьглова ры­ бы. На кораблях улучшается про­ мысловый режим, что должно обеспечить систематическое выпол­ нение суточных и пятидневных за­ даний. Уже в пятой пятидневке сен­ тября многие траулеры добились значительных результатов в этом направлении. Так, 27 сентября с промысла вернулся траулер «Сла­ ва». Работая в исключительно слож­ ных условиях прибрежных районов, на тяжелых грунтах, моряки кораб­ ля обеспечили ритмичную работу за счет высокого промыслового режима. Они систематически перевыполняли суточные задания и даліи за пяти­ дневку 1080 центнеров рыбы, что составляет 105,8 процента пяти­ дневного задания. Увеличивая количество тралений, сокращая время на спуск и подъем трала, борясь за ликвидацию раз­ личных непроизводительных про­ стоев в море, отличных результатов добились и моряки многих других кораблей. Так, экипаж траулера «Красноармеец» выполнил пятиднев­ ное задание на 113,9 процента, мо­ ряки траулера «Макрель» дали 114 процентов пятидневной нормы. На траулере «Пикша» пятидневное за­ дание перевыполнили более чем в полтора раза. Этот экипаж уже 'бли­ зок к завершению годового задания. Высоких результатов добились также коллективы траулеров «Боль­ шевик», «Ролик», «Нева», «Ени­ сей» и других судов флота. Эти многочисленные примеры го­ ворят о том, что повышение про­ мыслового режима является надеж­ ным средством решительного подъе­ ма в добыче рыбы. Руководителям тралового флота необходимо обратить самое серьезное внимание на то, чтобы на каждом корабле -система­ тически выполнялись и перевыпол­ нялись все нормативы промысловой работы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz