Рыбный Мурман. 1953 г. Сентябрь.

№ 45, 25 сентября 1953 г. РЫБНЫЙ МУРМАН 3 ВСЕ СИЛЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ / Морякитраулера„Кремль"рассказываютосвоейработе # ☆ * ВЬісокая слаЖенностЬ— В начале сентября мы вернулись с промысла. При подведении итогов работы в рейсе оказалось, что наша вторая вахта вышла побед«тельни- цей в социалистическом соревно­ вании. , Как мы добились успеха? Отправляясь в рейс, я с первого дня стал внимательно изучать вве­ ренных мне людей. Я, как руководи­ тель вахты, должен был хорошо знать, на что способны моряки вах­ ты, что они знают, чего не знают, чему их следует научить в первую очередь и т. д. Изучив людей, я произвел расстановку их на вахте. При этом, конечно, молодежь была поставлена рядом с опытными моря­ ками, на обязанности которых лежа­ ло научить новичков работать так же хорошо, как они сами. Конечна, сначала у нас шло не все гладко. Но постепенно моряки привыкали к іраіботе друт .трута, пе­ ренимали наиболее правильные приемы труда. Выработалась сла­ женность, при которой каждый по- Л. БЕЛЯКОВ. Второй помощник капитана. нимает друг друга без ело®.' А эта слаженность вскоре позволила нам успешно выполнять свои социали­ стические обязательства. Мы успе­ вали поднимать и спускать трал за 40 минут. При уборке рыбы многие моряки разделывали для засолки за одну минуту по 10 и более рыбин, причем качество обработки всегда было хорошее. Достигалось это тща­ тельным 'распределением производ­ ственных операций между людьми. Каждый матрос совершенствовался, в первую очередь, в каком-нибудь од­ ном, определенном деле. Мы стара­ лись добиться, чтобы все моряки хо­ рошо справлялись с порученными им обязанностями. Поэтому вышло так, что весь коллектив вахты ра­ ботал ритмично, люди не задержи­ вали друг -друга. А это позволяло между тралениями, т. е. за два — два с лишним чаіса, обрабатывать залог успеха до трех тонн рыбы. В конечном сче­ те завалы рыбы на палубе исключа­ лись. После окончания вахты мы обыч­ но собирались в салоне корабля и обсуждаии итоги раіботы. И са­ ми моряки, и я вскрывали недо­ статки, советовались как нам луч­ ше их устранить, что еще можно сделать для повышения производи­ тельности труда. У нас регулярно проводилась тех­ ническая учеба. За рейс вахта изу­ чила устройство некоторых судовых приборов, устройство судна. Моря­ ки принимали активное участие в стенной печати. Наятример, тт. Мо­ роз и Митяпгин не раз писали в стенной газете. В своих заметках они не только критиковали недостат­ ки , но передавали опыт работы. Хорошее знание дела, • высокая слаженность коллектива позволили нам занять первое место в социали­ стическом соревновании, вахт. Имена шести моряков вахты из семи зане­ сены на судовую Доску почета. Когда отсутствует борьба за высокие экономические показатели Обеспечиваем высокое качество продукции Моряки траулера «Кремль» при­ лагают все силы для выполнения задачи, поставленной пятой сессией Верховного Совета СССР. Они стре­ мятся дать трудящимся нашей Ро­ дины высококачественную продук­ цию. ! і - Из последнего рейса мы достави­ ли в порт 997 тонн рыбы, что по­ вышает рейсовое задание на 317 тонн. 96,6 процента всей этой рыбы сданы первым и высшим .сортами. . Такой высокий результат достиг­ нут коллективными усилиями, си­ стематическим контролем за качест­ вом обработки улова и его хране­ нием. ! . і і';; Перед выходом в рейс мы подго­ товили весь рабочий инструмент, трюмы, распределили людей по ме­ стам. Новички и опытные матросы распределяются на каждую вахту равномерно. Поэтому задержек с Н. ЧЕРНОВ. Мастер по рыбообработке. уборкой рыбы у нас не бывает, а это позволяет сохранять качество продукции. Ведь чем быстрее обра­ ботаешь рыбу, тем будет лучше, повысится ее качество. ' При обработке улова мы стараем­ ся убрать сначала крупную и ров­ ную треску. Она заготовляется у нас под первые и высшие сорта. Затем обрабатываем мелкую рыбу. При этом я слежу, чтобы каждая рыби­ на обрабатывалась согласно техно­ логических инструкций. Кроме того, у нас налажен пооперационный контроль. Работу матроса, подающе­ го рыбу, контролирует рыбообра­ ботчик. Засольщики следят за каче­ ством труда рыбообработчика, общий контроль над всеми осуществляю я. Конечно, этого недостаточно, что­ бы всегда обеспечивать высокую сортность продукции. Поэтому мы постоянно стремимся совершенство­ вать мастерство матросов. На кораб­ ле ірегулярно проводятся занятия, на которых 'практически показывается, как следует правильно и быстро разделывать рыбу. Эти замятия про­ водят опытные рыбообіработчикіи- матросы тт. Мороз, Акинышга, Та­ расович. Под их непосредственным наблюдением новички и другие ме­ нее опытные моряки осваивают тех­ нологию рыбообработки. Занятия эти мы проводим в то время, когда уловы не велики. Засольщики и я постоянно конт- • ролируем сохранность продукции в трюмах. Это очень важно; ведь если своевременно заметить какой-либо недостаток и устранить его, качест­ во продукции не снизится. Государственный план для всяко­ го предприятия является законом, и руководители предприятия обязаны обеспечить его выполнение не толь­ ко по количественным, но и по ка- чекиюеиным докавэдэдод. В траловом флоте капитаны мно­ гих кораблей забывают о второй ча­ сти своей задачи — об обеспечении высоких качественных показателей. В этом отношении характерна рабо­ та траулера «Щука». Корабль по добыче рыбы занима­ ет одно из первых мест на флоте, но общие^ итоги работы этого судна неудовлетворительны. Во-первых, команда «Щуки» не использовала имеющихся возможностей I для уве­ личения вылова рыбы. Случилось так потому, что, работая на промыс­ ле, экипаж держал трал в воде не по 13,5 часа в сутки, как предусмот­ рено плашм, а всеіч> лишь 11,5 ча­ са. Это значит, что моряки потеряли по (различным причинам в течение полугодия очень мною нршыслоадч) времени и, следовательно, не выло­ вили того количества рыбы, которое могли бы добыть. Траулер терял время и в период междурейсовых стоянок. Стоянки корабля в порту превышены на 0,3 суток. Если 'бы это время было использовано на ведение промысла, экипаж мог бы увеличить добычу •рыбы за полугодие не менее, чем на, 500 центнеров. Не придавая серьезного значения режиму экономии промыслового вре­ мени, капитан траулера «Щука» тов. Пустовалов совершенно упу­ стил из вида и другие участки ра­ боты, от которых в не меньшей сте­ пени зависит рентабельность то­ рабля. Капитан корабля зайыл о таівдх показателях, ікаік сортность продук- ции, к ж накопление прибылей, вы­ работка рентабельной, очень ценной продукции — консервов и рыбьего жира, и т. д. В результате забвения важнейших вопросов экономиче­ ские показатели у траулера «Щу­ ка» неудовлетворительные. Напри­ мер, план сдачи охлажденной про­ дукции за полугодие был выполнен только на 70,4 процента. Выработ­ ка рыбьего жира и консервов серьезно занижена — корабль за это время дал консервов 89,6 процента, а рыбьего жира только 68,6 процен­ та к заданию. Не выполнен .уста- - новленный план сортности консер­ вов и продущии. В результате отсутствия борьбы за высокую рентабельность своего предприятия, за повышение качест­ ва вырабатываемых товаров, за улучшение их сортности, траулер «Щука» в первом полугодии недо­ дал продукции на 244,9 тысячи рублей и недодал прибылей 85,7 тысячи рублей. Спрашивается, в чем главная причина низкой рентабельности этого траулера? Причина заклю­ чается в том, что, в пер­ вую очередь, капитан кораб­ ля тов. Пустовало® забыл о хозрасчете — могучем средстве по­ вышения экономических показате­ лей предприятия. С 30 апреля тов. Пустовалов представил' документы по хозрасчету только за один рейс, да и то неполностью. Следовательно, на траулере не знают результаты своей работы за все рейсы, начиная с 30 апреля. Личный состав не зна­ ком с положением, которое создалось в результате однобокой хозяйствен­ ной деятельности корабля. Понятно, что, не зная недостатков, нельзя и устранить их, нельзя нацелить кол­ лектив на эту работу. Не интере­ суясь сам экономическими показате­ лями работы корабля, капитан тов. Пустовалов не мог, конечно, ознако­ мить с ними и команду. Траулер «Щука» имеет все воз­ можности работать высокорентабель­ но, перевыполнять государственные задания и по количественным, и по качественным показателям. Для это­ го нужно, чтобы капитан судна про­ никся ответственностью за пору­ ченное дело, полностью обеспечил’ высокую рентабельность своего ко­ рабля — предприятия. Г. БАШКИРОВА. Зам. начальника планово­ экономического отдела тра­ лового 1|>лота. Письма из управления тралового флота 4. О рационализаторах и консерваторах Рационализация и изобретатель­ ство в рыбной пршышлшносто* — крайне необходимое условие для ее прогресса. Добыча рыбы слабо 'меха­ низирована, обработка улова на промысловых судах ведется вруч­ ную и сильно тормозит промысел. Однако в траловом флоте -не жела­ ют признавать всю важность рацио­ нализации и изобретательства и по­ тому это дело поставлено здесь очень плохо. . Согласию положения о рационали­ зации и изобретательстве руковод­ ство этой работой осуществляется администрацией предприятия в ли­ це главного инженера. Но по укоре­ нившейся в траловом флоте плохой традиции главный инженер (вынуж­ ден заниматься совершенно несвой­ ственными ему вопросами. Главный инженер в управлении флота прев­ ращен чуть ли не в диспетчера; он следит за снабжением и отходом ко­ раблей, направляет на них коман­ ду, списывает разбитую посуду, по­ рванную одежду, сапоги и т. д. За бесчисленными мелкими делами остаются без внимания вопросы пер­ спективного развития флота, добы­ чи и обработки рыбы. Это сказы­ вается и на работе технического со­ вета флота. Так как главный инже­ нер не имеет времени им руково­ дить, вся роль технического совета сводится к редким совещаниям по раэбору поступивших рационализа­ торских предложений. Разработанное в 1953 году положение о техниче­ ском совете тралового флота, из-за отсутствия руководства со стороны главного инженера, не выполняется. Руководители секций работают бес­ перспективно, не решают поставлен­ ных перед ними вопросов и этим сводят на нет значение техническо­ го совета. Достаточно сказать, что руководители секций в течение ме­ сяца не могут решить, какие воп­ росы необходимо включить в план работы технического совета на 1954 тод. При огромном объеме производст­ ва управление тралового флота не имеет инженера по рационализации и изобретательству. Исполняющий обязанности инженера по рациона­ лизации вынужден, конечно, больше заниматься своей основной работой. В любой момент его вправе оторвать от решения вопросов, связанных с рационализацией, так <как нет4даже приказа .по флоту, которым ему вме­ нялось бы в обязанность заниматься рационализацией. Нет также i f по­ ложения о его обязанностях. Отделы управления должны при­ нимать самое активное участие в деле совершенствования техники и в быстрейшем ее внедрении на фло­ те. Так должно быть, но так не делается. Отделы не ведут работу по рационализации и не уделяют вни­ мания внедрению новшеств. Не лучше помогают развитию ра­ ционализации и изобретательства в траловом флоте партком и базовый комитет профсоюза. При настоящем положении, когда в бюро по рацио­ нализации нет освобожденной долж­ ности, когда на судах флота нет ответственных уполномоченны? по рационализации, партком и базовый комитет профсоюза флота могли бы оказать огромную практическую по-" мощь делу развития рационализа­ ции. Через секретарей судовых пар­ тийных организаций и . председате­ лей судовых комитетов профсоюза можно было вести контроль за этой работой на кораблях, требовать от капитанов и старших механиков вы­ полнения ими обязанностей, по ра­ ционализации. Подобной работой должны заниматься- и ломполиты. Но ни те, ни другие, .ни третьи ни­ чего не делают в* этом направлении, и потому на кораблях, являющихся самостоятельными предприятиями, рационализации нет и в помине. Профсоюзная организация флота совершенно устранилась от работы по развитию новаторства/ Руководи­ тели базового комитета забыли тре­ бование восьмого пленума ВЦСПС всемерно развивать массовое рабочее изобретательство, своевременно под­ хватывать творческую инициативу масс. Базовый комитет пытадся за­ няться -вопросами рационализации, но эта попытка выразилась лишь в создании комиссии содействия ра­ ционализаторам под председательст­ вом начальника флота тов. Киреева. Однако комиссия осталась на бумаге, и даже не шее ее члены знают, что они в ней состоят. В течение двух лет профсоюзная организация ни ра­ зу не провела проверку работы бюро йо изобретательству. Все заботы местного комитета о рационализа­ ции сводятся лишь -к редким посе­ щениям его председателем тов. Фе- досеенко заседаний технического совета. Отсутствие работающей, ини­ циативной комиссии •по массовому изобретательству привело к тому, что в траловом флоте в течение последних пяти лет не проводилось ни одной конференции рационализа­ торов, нет плакатов и т(раншараінтов, призывающих моряков заниматься рационализацией, нет и массовости в рационализации. Да где уж там до массовости! Базовый комитет профсоюза в течение года не может помочь бюро оформить доску «Луч­ шие рационализаторы». Игнорирование вопросов рациона­ лизации ісо стороны руководителей флота породило обстановку, при ко­ торой моряки не занимаются и не могут заниматься^ совершенствова­ нием имеющейся и созданием новой техники. Это хорошо видно из сле­ дующих примеров. Число предложе­ ний, поданных' работниками берего­ вых предприятий, в три — четыре раза больше поденных работниками с кораблей, причем главная часть предложений внесена техническим персоналом. Таким образом, основ­ ная масса моряков — механиков, машинистов, кочегаров^ тралмейсте­ ров, штурманов, матросов — . не принимает участия в рационализа­ ции. Во флоте за последние годы почти нет притока новых рациона­ лизаторов и изобретателей. С 1952 года в,.управлении трало­ вого флота введен еще один отдел — экспериментальная база. Она должна принимать самое активное участие в работе по изобретатель­ ству, решать сложные предложения рационализаторов, быть в самой гу­ ще новаторов (производства. База охотно бы (взяла на себя решение этих задач, но она поставлена в по­ ложение, яри котором не может быть и речи о плодотворной работе по рационализации. До настоящего времени она не имеет положения о своих обязанностях, у нее — тройст­ венное подчинение. В финансовом отношении она подчинена управле­ нию тралового флота, методическое руководство осуществляется ПИНР0, а план работы утверждается, минуя траловый флот, Главмурманрыбпро- мом, и почти все указания исходят от него. Эта неразбериха приводит к систематическому невыполнению ба­ зой своего планами полному ее от­ рыву от работы с новаторами произ­ водства. * Новаторство, рационализация, изюбретательство — один из основ­ ных двигателей технического прог­ ресса. Администрация флота, пар­ тийная и профсоюзная организации должны покончить с консерватиз­ мом, принять все меры для скорей­ шего приведения этого двигателя в действие. Массовое изобретательство и рационализация помогут реши­ тельно увеличить добычу рыбы и выработку рыбной продукции. М. МОНАСТЫРСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz