Рыбный Мурман. 1953 г. Сентябрь.
№ 35, 2 сентября 1953 г. РЫБНЫЙ МУРМАН 3 В С Е С И Л Ы НА В Ы П О Л Н Е Н И Е П Л А Н А Т Р Е Т Ь Е Г О Г О Д А П Я Т О Й П Я Т И Л Е Т К И РЕШИТЕЛЬНО УСТРАНЯТЬ НЕДОСТАТКИ В РАБОТЕ РЫБОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ☆ Смелее использовать сырьевую базу у бере г ов На протяжении ряда последних месяцев в прибрежных (районах наб людается хорошая концентрация ры бы. Но командование тралового фло та почему-то медлит с переключе нием кораблей на прибрежную про мысловую базу. Конечно, работа в прибрежном районе значительно труднее, чем в открытом море, но этого не нужно бояться. Среди ка питанов флота «много старых и опыт ных промысловиков, которые успеш но могли бы раіботать в сложных условиям прибрежного района. Но тут наблюдается другое явление. Когда отдельные капитаны, прояв ляя личную инициативу, просятся у командования направить их в прибрежный район, их просьбы от клоняются. Так было у нас в пос леднем рейсе. Сначала траулер «Ваер» был направлен в район Гу синой банки. Проработав здесь боль ше половины рейса, імы оказа лись перед явной угрозой невыпол нения задания. После настоятель ных просьб нам разрешили перейти в прибрежный район, к Харлову. Здесь, работая ©сего три дня, мы выловили 52 тонны рыбы, завершив тем самым рейсовое задание. Трау лер своевременно іприбыл в порт, доставив свыше 200 тонн рыбы. Флот неправильно был информи рован промысловой разведкой. Было условлено считать основным райо ном промысла Гусиную банку. В этом районе ловилась мелкая рыба и нельзя было взять ее под свежье. Уловы резко колебались. Многие корабли не могли выполнять суточ ные задания и не справились с рей совыми заданиями. В то же время корабли, работавшие у Харлова, вернужсь в порт с полным грузом. Хорошо зная обстановку, которая наблюдалась на Гусиной банке и у берегов, руководители промысла — сначала тов. Маевский, затем тов. Форощук С. С. — почти не обраща ли внимания на возможность реши тельно поднять вылов рыбы в-сем флотом вместе и каждым кораблем в отдельности. Правда, немало трау- .леров взяли хорошие грузы и на Гусиной банке. Однако это не гово рит за то, что следовало пренебре гать сырьевой базой у берегов, где, к тому же, ассортимент рыбы был гораздо лучше. Приведенный пример нашей ра боты и работы других кораблей под тверждает, что нельзя упускать благоприятную обстановку у бере гов, позволяющую значительно по высить уловы. Но до сих пор коман дование тралового флота не считает прибрежный район Харлова заслу живающим внимания. С таким от ношением к важной сырьевой базе надо покончить. В последнем рейсе, кроме трески, в трал попадалась пикша. Опыт ра боты подсказывает, что пикша всегда появляется в этом районе после тре ски. Стало' быть, если даже сейчас треска уйдет от побережья, то мож но надеяться, •что будет' ловиться пикша. Необходимо в прибрежные райо ны направить поисковые корарли. В августе здесь работал всего лишь один поисковик, который не мог, конечно, оказать серьезную помощь промысловым судам, тем более, что у него длительное время не работала связь. ѵ Нередко можно наблюдать, что работающие неподалеку друт от дру га несколько траулеров имеют раз ные результаты. Тут необходимо, чтобы все капитаны \ своевременно обменивались промысловой информа цией и при обнаружении косяка ра ботали не в одиночку, а -сообща. В прибрежных районах дно не везде имеет ровные площадки, то и дело возникает опасность потерять про мысловое снаряжение. Но если все корабли будут работать строго1 на курсах траулера, которым коман дует опытный (капитан, тогда и каждцй из траулеров выловит боль ше рыбы и снаряжение будет в со хранности. По приходе в порт капитанов су дов, которые работали в одном райо не, следует собирать на 'совещания, где бЬі они могли делиться опытом, обогащать тактику прибрежного промысла. И надо добиться, чтобы промысел в прибрежной зоне велся организованно’, а не одиночками. П. ЗАДОРИН. Капитан траулера «Ваер». И. КЛЕПЧА. Помполнт. ☆ ☆ Активизировать осенний промысел мурманской сельди На снимке: передовики про изводства траулера «Больше вик» матрос А. П. КОТОВ (справа) и засольщик К. М. БЕ ЛЫЙ. На лромысле в Северной Атлантике Решения пятой сессии Верховного Совета СССР и речь на сессии Пред седателя Совета Министров СССР товарища Г. М. Маленкова воодуше вили моряков сельдяного флота на новые успехи в труде. Следуя примеру экипажа среднего траулера «Орочел», досрочно вы полнившего годовое и экспедицион ное задания по вылову сельди, эки пажи целого ряда кораблей, работаю щих в Северной Атлантике, значи тельно повысили темпы і лова. Не прерывно совершенствуя организа цию труда, увеличивая количество сетей в дрифтерных порядках, уско ряя обработку сетей, моряки сред него траулера «Астара», например, уже перекрыли годовое задание: при плане 7.495 центнеров они добыли 7.662 центнера рыбы. В успехе коллектива большая заслуга дриф- мейстера тов. Коряпина. Он пра: вильно эксплуатирует промысловое снаряжение, выметку' сетей произ водит в строгом соответствии с нор мативами, содержит промысловое снаряжение в отличном состоянии. Используя опыт передовых кол лективов, успешно ведут промысел сельди и многие другие корабли. В прибрежном ауромысле мурман ской сельди наступил наиболее важ ный период— период осенних под ходов. Как известно, в береговые воды ‘Мурмана сельдь подходит два раза в год. Весной и летом ловится імелкая, летняя сельдь — килька и в осенне-зимний период — более крупная, жирная сельдь длиной 16 — 22 сантиметра, в возрасте два с половиной— четыре с поло- шиной года. Летняя сельдь — тощая, преимущественно калянусная — мало пригодна.для посола. Количест во жира в ее Wee колеблется от 4 до 11 процентов. Осенняя сельдь, наоборот, является упитанной, и в ней количество жира доходит до 26 процентов. Осенне-зимняя жирная сельдѣ ле том откармливается вдали от бере гов. Под влиянием наступающего осенью охлаждения она начинает входить в береговые воды. Под ходы происходят одновременно вдоль всего Мурманского побережья. В это время, т. е. в августе, и дол жен начинаться ее дрифтерный про мысел. В губы сельдь заходит позд нее, как правило, не ранее октября. * * От редакции: Дрифтерный лов мур манской сельди является очень важ ным видом промысла и призван сыграть немалую роль в борь бе рыбаков Мурмана за соз дание изобилия продуктов пита ния в нашей стране. Однако на прибрежном лову очень мало сдела но для того, чтобы наиболее полно Использовать имеющуюся сырьевую базу ценной мурманской сельди. Если летом рыбаки-колхозники до статочно активно добывали малоцен ную рыбу — мойву и кйльку, то, казалось бы, сейчас, когда нача лись подходы крупной, нагульной мурманской сельди, они должны бы ли еще более активизировать про мысел. Об этом, кстати, говорилось и в ответах, которые поступали в ре дакцию «Рыбного Мурмана» на статьи и •корреспонденцции по пово ду развертывания дрифтерного про мысла. В своих ответах по этому j вопросу заместитель начальника 1 Глашмурмаирыбпрома тов. Стрель- Но следует иметь в виду, что если жирная сельдь подходит1, в берего вые воды ежегодно, то в губы — далеко не каждый год. Наблюдения Полярного института рыбного хозяйства и океанографии показывают, что перспективы приб режного промысла мурманской сель ди на осень 1953 года являются вполне благоприятными. Необходимо •поэтому во всю ширь развернуть дрифтерный лов. Основной сырьевой базой для дрифтерного промысла' в прибрежных районах будет являть ся сельдь поколения 1951 года и по коления 1950 года. Оба эти поко ления являются достаточно мощны ми и активный облов их, несомнен но, даст высокие результаты. Задачей рыбодобывающих органи заций Главмурманрыбпрома являет ся наиболее полное использование подходов жирной мурманской сель ди для облова ее и выработки из этой сельди высококачественной продукции. V Б. ТАМБОВЦЕВ. Старший научный сотруд ник ПИНРОГ бицкий, заместитель начальника об ластного управления МРС тов. Кле- щев и руководители облрыбакколхоз- союза обещали придать самое серьез ное значение осеннему дрифтерно му промыслу мурманской сельди. Но часть этих ответов была формальной отпиской. До сих пор сделано далеко не все для разверты вания прибрежного дрифтерного ло ва. 'Из 'большого колхозного флота и флота Кольского госрыбтреста толь ко незначительная часть судов пере ключена на дрифтерный лов, ‘кото рый к тому же ведется очень мед ленно. Это показывает, что руково дители прибрежного' лова явно пре небрегают имеющимися возможно стями, не хотят по-настоящему за ниматься активным промыслом мур манской сельди. ' . Надо немедленно принять все ме ры, чтобы осенний дрифтерный лов мурманской сельди был широко раз вернут, велся организованно и ак тивно. 1 П и с ь м а и з у п р а в л е н и я т р а л о в о г о ф л о т а 1. В плену формализма С 9 часов утра и до конца рабо чего дня в отдел кадров тралового флота приходят штурманы, механи ки, тралмейстеры, кочегары, матро сы. Некоторые ожидают здесь на значения на корабли, другие хотят получить отпускные документы, третьи — разрешить личные вопро сы. Здесь же производится оформле ние вновь поступающих в траловый флот. Обстановка, царящая в доме, где помещается отдел кадров, оставляет желать много1лучшего. Многочислен ные посетители толпятся в тесном и грязном коридоре, в котором нет ни стула, ни стола. Если нужно за полнить анкету, написать заявле ние, то приходится делать это на улице, иногда под дождем. Подстать внешней обстановке и содержание работы отдела кадров. Не будет преувеличением оказать, что именно здесь начинается борь ба за выполнение плана по добыче рыбы. Отдел кадров комплектует экипажи судов, должен следить за тем, чтобы не было текучести, что бы флот имел резерв промысловиков равных специальностей. От опера тивности и гибкости в его работе нередко зависит своевременный вы ход траулеров в море. Все эти обязанности выполняются плохо. Капитаны и помшлиты не редко жалуются, что отдел кадров мешает закреплению морян&ов на ко раблях, не содействует ликвидации текучести в составе экипажей су дов. Причина этих серьезных недо статков в первую очередь кроется в формализме, в бюрократическом сти ле работы, который установился здесь. Траловый флот испытывает боль шой недостаток в кадрах моряков различных профессий. Иногда нель зя выпустить корабль в море только из-за того, что на нем нехватает матросов, кочегаров, машинистов. Как правило, отдел кадров в этих случаях с большим трудом комплек тует экипажи. Это приводит в целом ряде слу чаев к задержкам промысловых ко раблей в порту, к потере драгоцен ного* времени. Только в период с 24 июля по 23 августа по вине отдела кадров не вышли на промысел в срок, намеченный графиком, три траулера — «Москва», «Нептун» и «Революция», так как на них не были своевременно* укомплектованы команды. Суда потеряли в порту в общей сложности 59 часов. За это время можно было добыть несколько сот центнеров рыбы. При этом исполнявший обязан ности начальника отдела кадров тов* Субботин не мог сослаться на отсут ствие желающих работать в трало вом флоте. У -секретаря отдела тов. Савиной хранятся многочисленные, письма, авторы которых спрашива ют, есть ли возможность поступить на промысловые корабли. В числе таких людей встречаются; и опыт ные моряки, которые провели зна чительную часть своей жизни на море. \ / Но тов. Субботин по совершенно непонятным причинам не пополняет кадры флота за счет таких людей. В большинстве случаев на такие письма отправляются отрицатель ные ответы. Так, например, на заяв ление' Сердюченко, долгое время пла вавшего четвертым механиком, тов. Субботин наложил (короткую резо люцию: «отказать». — Машинисты нам не нужны,— говорит он. — Главный инженер тов. Копач считает, что у нас хва тает моряков этой специальности. А можно ли , использовать автора этого письма в качестве механика, я не знаю. Совершенно неудовлетворительное объяснение. Вопреки ! утверждению тов. Субботина главный инженер сгов. Копач заявил, что траловый флот нуждается не только в механи ках, но и в машинистах паровых установок. Не трудно было также выяснить, имеется ли у Сердюченко диплом механика. Для этого стоило только послать ему короткое письмо с просьбой сообщить о себе необхо димые данные. Тов. Субботин не потрудился сде лать этого сам и не удосужился по ручить кому-либо из своих сотруд ников. Нужно оказать, что к письмам, заявлениям и жалобам трудящихся в отделе кадров относятся по-бюро- кратически. Никто не регистрирует поступающие письма, никто не следит за тем, чтобы авто ры получали своевременный ответ. Вея корреспонденция, исходящая от частных лиц, складывается в папку и там лежит неделями, а иногда и месяцами. Работа с письмами и заявлениями трудящихся отдана на откуп секре тарю отдела кадров и никем не кон тролируется. Вот характерные при меры. 20 июля матрос тов. Касат кин, находясь в отпуске, обратился в отдел кадров по личному вопросу. Ответа на его письмо не последовало 3 течение месяца. До последних дней в папке, кото рая называется «Переписка с част ными лицами» и хранится у секре таря тов. Савиной, лежали 33 пись ма и заявления трудящихся по различным вопросам. Среди них не мало писем месячной давности. Отдел кадров обязан организовы вать техническую учебу .моряков, следить за повышением квалифика ции специалистов, направлять луч ших промысловиков в. учебвоо-курсо- вой комбинат. Эта серьезная работа возложена на сектор подготовки кад ров, которым руководит тов. Дракке. . ‘Но и к подготовке кадров здесь относятся по-'казенному. План по вышения квалификации не выпол няется. Эт^ тоже является одной из причин того, что траловый флот ис пытывает острый недостаток в ква лифицированных моряках различных специальностей. Сектор кадров нередко направляет в учебно-курсовой комбинат случай ных людей. Так, заведующий учеб ной частью комбината тов. Соколов сообщил, что среди лиц, посланных на учебу, встречается немало нару шителей трудовой дисциплины. Ад министрация кбмбината. вынуждена была исключить за пьянство и про гулы курсантов Байона, Цветкова, Рюнне и других. Между тем все эти курсанты имели%положительные ха рактеристики, выданные траловым флотом, j •Формальное, бюрократическое от ношение к работе — вот что харак терна для отдела кадров. Именно по этому моряки жалуются на гру бость со стороны тт. Субботина, Драікке и ряда других сотрудников. Именно поэтому в коридорах от дела, кадров царит беспорядок и по сетители простаивают здесь по не сколько часов, прежде чем добьются ответа на интересующие их воп росы. Плохая работа отдела кадров — одна из причин того, что корабли тралового флота не выполняют пла на по добыче рыбы.. М. АЛЕКСАНДРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz