Рыбный Мурман. 1953 г. Сентябрь.

№ 35, 2 сентября 1953 г. РЫБНЫЙ МУРМАН 3 В С Е С И Л Ы НА В Ы П О Л Н Е Н И Е П Л А Н А Т Р Е Т Ь Е Г О Г О Д А П Я Т О Й П Я Т И Л Е Т К И РЕШИТЕЛЬНО УСТРАНЯТЬ НЕДОСТАТКИ В РАБОТЕ РЫБОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ☆ Смелее использовать сырьевую базу у бере г ов На протяжении ряда последних месяцев в прибрежных (районах наб­ людается хорошая концентрация ры­ бы. Но командование тралового фло­ та почему-то медлит с переключе­ нием кораблей на прибрежную про­ мысловую базу. Конечно, работа в прибрежном районе значительно труднее, чем в открытом море, но этого не нужно бояться. Среди ка­ питанов флота «много старых и опыт­ ных промысловиков, которые успеш­ но могли бы раіботать в сложных условиям прибрежного района. Но тут наблюдается другое явление. Когда отдельные капитаны, прояв­ ляя личную инициативу, просятся у командования направить их в прибрежный район, их просьбы от­ клоняются. Так было у нас в пос­ леднем рейсе. Сначала траулер «Ваер» был направлен в район Гу­ синой банки. Проработав здесь боль­ ше половины рейса, імы оказа­ лись перед явной угрозой невыпол­ нения задания. После настоятель­ ных просьб нам разрешили перейти в прибрежный район, к Харлову. Здесь, работая ©сего три дня, мы выловили 52 тонны рыбы, завершив тем самым рейсовое задание. Трау­ лер своевременно іприбыл в порт, доставив свыше 200 тонн рыбы. Флот неправильно был информи­ рован промысловой разведкой. Было условлено считать основным райо­ ном промысла Гусиную банку. В этом районе ловилась мелкая рыба и нельзя было взять ее под свежье. Уловы резко колебались. Многие корабли не могли выполнять суточ­ ные задания и не справились с рей­ совыми заданиями. В то же время корабли, работавшие у Харлова, вернужсь в порт с полным грузом. Хорошо зная обстановку, которая наблюдалась на Гусиной банке и у берегов, руководители промысла — сначала тов. Маевский, затем тов. Форощук С. С. — почти не обраща­ ли внимания на возможность реши­ тельно поднять вылов рыбы в-сем флотом вместе и каждым кораблем в отдельности. Правда, немало трау- .леров взяли хорошие грузы и на Гусиной банке. Однако это не гово­ рит за то, что следовало пренебре­ гать сырьевой базой у берегов, где, к тому же, ассортимент рыбы был гораздо лучше. Приведенный пример нашей ра­ боты и работы других кораблей под­ тверждает, что нельзя упускать благоприятную обстановку у бере­ гов, позволяющую значительно по­ высить уловы. Но до сих пор коман­ дование тралового флота не считает прибрежный район Харлова заслу­ живающим внимания. С таким от­ ношением к важной сырьевой базе надо покончить. В последнем рейсе, кроме трески, в трал попадалась пикша. Опыт ра­ боты подсказывает, что пикша всегда появляется в этом районе после тре­ ски. Стало' быть, если даже сейчас треска уйдет от побережья, то мож­ но надеяться, •что будет' ловиться пикша. Необходимо в прибрежные райо­ ны направить поисковые корарли. В августе здесь работал всего лишь один поисковик, который не мог, конечно, оказать серьезную помощь промысловым судам, тем более, что у него длительное время не работала связь. ѵ Нередко можно наблюдать, что работающие неподалеку друт от дру­ га несколько траулеров имеют раз­ ные результаты. Тут необходимо, чтобы все капитаны \ своевременно обменивались промысловой информа­ цией и при обнаружении косяка ра­ ботали не в одиночку, а -сообща. В прибрежных районах дно не везде имеет ровные площадки, то и дело возникает опасность потерять про­ мысловое снаряжение. Но если все корабли будут работать строго1 на курсах траулера, которым коман­ дует опытный (капитан, тогда и каждцй из траулеров выловит боль­ ше рыбы и снаряжение будет в со­ хранности. По приходе в порт капитанов су­ дов, которые работали в одном райо­ не, следует собирать на 'совещания, где бЬі они могли делиться опытом, обогащать тактику прибрежного промысла. И надо добиться, чтобы промысел в прибрежной зоне велся организованно’, а не одиночками. П. ЗАДОРИН. Капитан траулера «Ваер». И. КЛЕПЧА. Помполнт. ☆ ☆ Активизировать осенний промысел мурманской сельди На снимке: передовики про­ изводства траулера «Больше­ вик» матрос А. П. КОТОВ (справа) и засольщик К. М. БЕ­ ЛЫЙ. На лромысле в Северной Атлантике Решения пятой сессии Верховного Совета СССР и речь на сессии Пред­ седателя Совета Министров СССР товарища Г. М. Маленкова воодуше­ вили моряков сельдяного флота на новые успехи в труде. Следуя примеру экипажа среднего траулера «Орочел», досрочно вы­ полнившего годовое и экспедицион­ ное задания по вылову сельди, эки­ пажи целого ряда кораблей, работаю­ щих в Северной Атлантике, значи­ тельно повысили темпы і лова. Не­ прерывно совершенствуя организа­ цию труда, увеличивая количество сетей в дрифтерных порядках, уско­ ряя обработку сетей, моряки сред­ него траулера «Астара», например, уже перекрыли годовое задание: при плане 7.495 центнеров они добыли 7.662 центнера рыбы. В успехе коллектива большая заслуга дриф- мейстера тов. Коряпина. Он пра: вильно эксплуатирует промысловое снаряжение, выметку' сетей произ­ водит в строгом соответствии с нор­ мативами, содержит промысловое снаряжение в отличном состоянии. Используя опыт передовых кол­ лективов, успешно ведут промысел сельди и многие другие корабли. В прибрежном ауромысле мурман­ ской сельди наступил наиболее важ­ ный период— период осенних под­ ходов. Как известно, в береговые воды ‘Мурмана сельдь подходит два раза в год. Весной и летом ловится імелкая, летняя сельдь — килька и в осенне-зимний период — более крупная, жирная сельдь длиной 16 — 22 сантиметра, в возрасте два с половиной— четыре с поло- шиной года. Летняя сельдь — тощая, преимущественно калянусная — мало пригодна.для посола. Количест­ во жира в ее Wee колеблется от 4 до 11 процентов. Осенняя сельдь, наоборот, является упитанной, и в ней количество жира доходит до 26 процентов. Осенне-зимняя жирная сельдѣ ле­ том откармливается вдали от бере­ гов. Под влиянием наступающего осенью охлаждения она начинает входить в береговые воды. Под­ ходы происходят одновременно вдоль всего Мурманского побережья. В это время, т. е. в августе, и дол­ жен начинаться ее дрифтерный про­ мысел. В губы сельдь заходит позд­ нее, как правило, не ранее октября. * * От редакции: Дрифтерный лов мур­ манской сельди является очень важ­ ным видом промысла и призван сыграть немалую роль в борь­ бе рыбаков Мурмана за соз­ дание изобилия продуктов пита­ ния в нашей стране. Однако на прибрежном лову очень мало сдела­ но для того, чтобы наиболее полно Использовать имеющуюся сырьевую базу ценной мурманской сельди. Если летом рыбаки-колхозники до­ статочно активно добывали малоцен­ ную рыбу — мойву и кйльку, то, казалось бы, сейчас, когда нача­ лись подходы крупной, нагульной мурманской сельди, они должны бы­ ли еще более активизировать про­ мысел. Об этом, кстати, говорилось и в ответах, которые поступали в ре­ дакцию «Рыбного Мурмана» на статьи и •корреспонденцции по пово­ ду развертывания дрифтерного про­ мысла. В своих ответах по этому j вопросу заместитель начальника 1 Глашмурмаирыбпрома тов. Стрель- Но следует иметь в виду, что если жирная сельдь подходит1, в берего­ вые воды ежегодно, то в губы — далеко не каждый год. Наблюдения Полярного института рыбного хозяйства и океанографии показывают, что перспективы приб­ режного промысла мурманской сель­ ди на осень 1953 года являются вполне благоприятными. Необходимо •поэтому во всю ширь развернуть дрифтерный лов. Основной сырьевой базой для дрифтерного промысла' в прибрежных районах будет являть­ ся сельдь поколения 1951 года и по­ коления 1950 года. Оба эти поко­ ления являются достаточно мощны­ ми и активный облов их, несомнен­ но, даст высокие результаты. Задачей рыбодобывающих органи­ заций Главмурманрыбпрома являет­ ся наиболее полное использование подходов жирной мурманской сель­ ди для облова ее и выработки из этой сельди высококачественной продукции. V Б. ТАМБОВЦЕВ. Старший научный сотруд­ ник ПИНРОГ бицкий, заместитель начальника об­ ластного управления МРС тов. Кле- щев и руководители облрыбакколхоз- союза обещали придать самое серьез­ ное значение осеннему дрифтерно­ му промыслу мурманской сельди. Но часть этих ответов была формальной отпиской. До сих пор сделано далеко не все для разверты­ вания прибрежного дрифтерного ло­ ва. 'Из 'большого колхозного флота и флота Кольского госрыбтреста толь­ ко незначительная часть судов пере­ ключена на дрифтерный лов, ‘кото­ рый к тому же ведется очень мед­ ленно. Это показывает, что руково­ дители прибрежного' лова явно пре­ небрегают имеющимися возможно­ стями, не хотят по-настоящему за­ ниматься активным промыслом мур­ манской сельди. ' . Надо немедленно принять все ме­ ры, чтобы осенний дрифтерный лов мурманской сельди был широко раз­ вернут, велся организованно и ак­ тивно. 1 П и с ь м а и з у п р а в л е н и я т р а л о в о г о ф л о т а 1. В плену формализма С 9 часов утра и до конца рабо­ чего дня в отдел кадров тралового флота приходят штурманы, механи­ ки, тралмейстеры, кочегары, матро­ сы. Некоторые ожидают здесь на­ значения на корабли, другие хотят получить отпускные документы, третьи — разрешить личные вопро­ сы. Здесь же производится оформле­ ние вновь поступающих в траловый флот. Обстановка, царящая в доме, где помещается отдел кадров, оставляет желать много1лучшего. Многочислен­ ные посетители толпятся в тесном и грязном коридоре, в котором нет ни стула, ни стола. Если нужно за­ полнить анкету, написать заявле­ ние, то приходится делать это на улице, иногда под дождем. Подстать внешней обстановке и содержание работы отдела кадров. Не будет преувеличением оказать, что именно здесь начинается борь­ ба за выполнение плана по добыче рыбы. Отдел кадров комплектует экипажи судов, должен следить за тем, чтобы не было текучести, что­ бы флот имел резерв промысловиков равных специальностей. От опера­ тивности и гибкости в его работе нередко зависит своевременный вы­ ход траулеров в море. Все эти обязанности выполняются плохо. Капитаны и помшлиты не­ редко жалуются, что отдел кадров мешает закреплению морян&ов на ко­ раблях, не содействует ликвидации текучести в составе экипажей су­ дов. Причина этих серьезных недо­ статков в первую очередь кроется в формализме, в бюрократическом сти­ ле работы, который установился здесь. Траловый флот испытывает боль­ шой недостаток в кадрах моряков различных профессий. Иногда нель­ зя выпустить корабль в море только из-за того, что на нем нехватает матросов, кочегаров, машинистов. Как правило, отдел кадров в этих случаях с большим трудом комплек­ тует экипажи. Это приводит в целом ряде слу­ чаев к задержкам промысловых ко­ раблей в порту, к потере драгоцен­ ного* времени. Только в период с 24 июля по 23 августа по вине отдела кадров не вышли на промысел в срок, намеченный графиком, три траулера — «Москва», «Нептун» и «Революция», так как на них не были своевременно* укомплектованы команды. Суда потеряли в порту в общей сложности 59 часов. За это время можно было добыть несколько сот центнеров рыбы. При этом исполнявший обязан­ ности начальника отдела кадров тов* Субботин не мог сослаться на отсут­ ствие желающих работать в трало­ вом флоте. У -секретаря отдела тов. Савиной хранятся многочисленные, письма, авторы которых спрашива­ ют, есть ли возможность поступить на промысловые корабли. В числе таких людей встречаются; и опыт­ ные моряки, которые провели зна­ чительную часть своей жизни на море. \ / Но тов. Субботин по совершенно непонятным причинам не пополняет кадры флота за счет таких людей. В большинстве случаев на такие письма отправляются отрицатель­ ные ответы. Так, например, на заяв­ ление' Сердюченко, долгое время пла­ вавшего четвертым механиком, тов. Субботин наложил (короткую резо­ люцию: «отказать». — Машинисты нам не нужны,— говорит он. — Главный инженер тов. Копач считает, что у нас хва­ тает моряков этой специальности. А можно ли , использовать автора этого письма в качестве механика, я не знаю. Совершенно неудовлетворительное объяснение. Вопреки ! утверждению тов. Субботина главный инженер сгов. Копач заявил, что траловый флот нуждается не только в механи­ ках, но и в машинистах паровых установок. Не трудно было также выяснить, имеется ли у Сердюченко диплом механика. Для этого стоило только послать ему короткое письмо с просьбой сообщить о себе необхо­ димые данные. Тов. Субботин не потрудился сде­ лать этого сам и не удосужился по­ ручить кому-либо из своих сотруд­ ников. Нужно оказать, что к письмам, заявлениям и жалобам трудящихся в отделе кадров относятся по-бюро- кратически. Никто не регистрирует поступающие письма, никто не следит за тем, чтобы авто­ ры получали своевременный ответ. Вея корреспонденция, исходящая от частных лиц, складывается в папку и там лежит неделями, а иногда и месяцами. Работа с письмами и заявлениями трудящихся отдана на откуп секре­ тарю отдела кадров и никем не кон­ тролируется. Вот характерные при­ меры. 20 июля матрос тов. Касат­ кин, находясь в отпуске, обратился в отдел кадров по личному вопросу. Ответа на его письмо не последовало 3 течение месяца. До последних дней в папке, кото­ рая называется «Переписка с част­ ными лицами» и хранится у секре­ таря тов. Савиной, лежали 33 пись­ ма и заявления трудящихся по различным вопросам. Среди них не­ мало писем месячной давности. Отдел кадров обязан организовы­ вать техническую учебу .моряков, следить за повышением квалифика­ ции специалистов, направлять луч­ ших промысловиков в. учебвоо-курсо- вой комбинат. Эта серьезная работа возложена на сектор подготовки кад­ ров, которым руководит тов. Дракке. . ‘Но и к подготовке кадров здесь относятся по-'казенному. План по­ вышения квалификации не выпол­ няется. Эт^ тоже является одной из причин того, что траловый флот ис­ пытывает острый недостаток в ква­ лифицированных моряках различных специальностей. Сектор кадров нередко направляет в учебно-курсовой комбинат случай­ ных людей. Так, заведующий учеб­ ной частью комбината тов. Соколов сообщил, что среди лиц, посланных на учебу, встречается немало нару­ шителей трудовой дисциплины. Ад­ министрация кбмбината. вынуждена была исключить за пьянство и про­ гулы курсантов Байона, Цветкова, Рюнне и других. Между тем все эти курсанты имели%положительные ха­ рактеристики, выданные траловым флотом, j •Формальное, бюрократическое от­ ношение к работе — вот что харак­ терна для отдела кадров. Именно по­ этому моряки жалуются на гру­ бость со стороны тт. Субботина, Драікке и ряда других сотрудников. Именно поэтому в коридорах от­ дела, кадров царит беспорядок и по­ сетители простаивают здесь по не­ сколько часов, прежде чем добьются ответа на интересующие их воп­ росы. Плохая работа отдела кадров — одна из причин того, что корабли тралового флота не выполняют пла­ на по добыче рыбы.. М. АЛЕКСАНДРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz