Рыбный Мурман. 1953 г. Сентябрь.

N° 39, 11 сентября 1953 г. РЫБ НЫЙ МУРМАН ВСЕ СИЛЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ ПРЕОДОЛЕТЬ ОТСТАВАНИЕ ТРАЛОВОГО ФЛОТА ☆ ☆ До конца использовать резервы повышения вылова рыбы Траловый флот продолжает отста­ вать. Задолженность по вылову ры­ бы перед государством все время растет. Многие корабли систематиче­ ски не справляются с рейсовыми заданиями. Казалось бы, руководители трало­ вого флота обязаны в создавшейся обстановке проявить максимум опе­ ративности и разворотливости, до­ биться высокой четкости в работе всех звеньев предприятия, чтобы до конца использовать имеющиеся бо­ гатые резервы повышения вылова рыбы. Но, несмотря на беспрерыв­ ную критику недостатков работы флота, его руководители продолжают повторять свои ошибки. . Все время, как правило, в управ­ лении флота жалуются на то, что сырьевая база не может удовлетво­ рить потребности флота, что якобы нет условии для выполнения рейсо­ вых заданий каждым кораблем. Од­ нако факты говорят совершенно об­ ратное. Достаточно сослаться хотя бы на один из таких фактов. В рейсе № 8 траулер «Мойва» был направлен вместе -с большой группой судов на Гусиную банку. Как выяснилось, руководители про­ мысла сделали это потому, что на Гусиной банке ожидались подходы «большой рыбы». Вся группа, в том числе и наш траулер, ожидала этой «большой рыбы» несколько суток. В результате целый ряд траулеров не выполнил рейсовых заданий. В это же время в прибрежных районах подъемы рыбы за одно траление до­ стигали 5— 6 и более тонн. Спра­ шивается, зачем нужно было это выжидание? Не лучше ли было пе­ реключить корабли на Гусиную бан­ ку только тогда, когда там дейст­ вительно появилась бы рыба, а время, которое потратили траулеры на выжидание на Гусиной банке, материалы и снаряжение. При на- использовать для промысла там, где рыба была? Вероятно, это' было бы единственно правильным решением. Но руководители промысла поступи­ ли вопреки здравому смыслу и применили не активный метод лова, а пассивный. Они обрекли большую группу траулеров на бездействие стоящей организации этого дела заявка должна быть выполне­ на уже на второй день. Это позво­ лило бы команде корабля подгото­ вить судно к промыслу тщательно и всесторонне. Но прошло несколько дней, а наша заявка все еще не бы­ ла полностью удовлетворена. В день тогда, когда нельзя терять ни одной 1отхода траулера состоялся график, минуты, когда надо усиленно брать на кагором представитель отдела рыбу как можно быстрее, всюду, 1снабжения тов. Денисов заверил нас, где бы она ни появилась. I что к часу, намеченному для выхода Это — не единичный случай пло- корабля в море, заявка будет вы- хой расстановки кораблей на про- полнена до конца. Но это не оправ- мысле, низкого качества руководст- ■далось. Сапоги для моряков были ва промыслом. А каждый такой доставлены на корабль, спустя час случай очень дорого обходится тра- после назначенного для отхода сро- ловому флоту — отставание все : ка. Затем выяснилось, что ^ отдел больше и больше возрастает. снабжения не дал нам буйковые Сырьевая база . Барениово» „о- ре позволяет добиваться высоких 1 в мою- “ , в я “ " уловов. Но для этого нужна очень высокая оперативность, которой ру­ ководители промысла должны н а ­ учиться как можно быстрее. Иначе большие проловы будут и дальше мешать морякам выполнять государ­ ственный план. Вторая причина, тормозящая сей­ час работу флота, — это все те же, известные всем простои кораблей как на промысле, так и в порту. С этими простоями также плохо бо­ рются руководители промысла. Как правило, многие траулеры не управ­ ляются убирать рыбу между очеред­ ными тралениями, особенно, если уловы высокие. Не менее важно лик­ видировать бесконечные задержки кораблей в порту. Уже не раз ука­ зывалось, что корабли простаивают в порту сверх графика большей частью из-за плохой организации снабжения. Можно привести ряд но­ вых примеров в этом отношении. По возвращении из последнего рейса мы подали заявку в отдел снабжения на необходимые нам для нового рейса За массовую рационализацию и изобретательство В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану ука ­ зывается, что необходимо решитель­ но поднять массовое движение изоб­ ретателей и рационализаторов за всестороннюю механизацию произ­ водства, за облегчение и дальней­ шее оздоровление условий труда. В траловом флоте решения съезда по развитию рационализации и изобретательства не выполняются. В 1953 году из многотысячного коллектива работников флота в ра­ ционализации участвовало только 42 человека, из них лишь 17 моря­ ков. Эти цифры говорят о том, что рение 35-метрового трала с укоро­ ченными крыльями, хотя в промыс­ ловой обстановке он дал хорошие результаты. Известно, что сейчас процесс рыбообработки на кораблях резко отстает от добычи. Необходимо было уже давно обратить самое серьезное внимание на ускорение обработки уловов и тем самым дать возмож­ ность морякам сберетать время для промысла. Однако технический со­ вет тралового флота и его главный инженер тов. Копач этим вопросом не занимаются. На траловом флоте плохо обстоит борьба за рационализацию на флоте дело не только с разработкой новых судна заіержался еще на несколько часов. Происходит так потому, что управление тралового флота не контролировало и не контролирует работу отдела снабжения. Кроме того, этот отдел не дает кораблям всего необходимого. Багры, пики для подавания рыбы, топори­ ки для рубки рыбьих голов, — все это предметы, которые крайне необ­ ходимы на корабле, но в которых мы постоянно ощущаем нужду. А руководителям тралового флота должно быть известно, что каждая «мелочь», упущенная на берегу, вы ­ зывает серьезные провалы в рабо­ те на промысле. Использование сырьевой базы и действенная борьба с простоями ко­ раблей — важнейшие резервы по­ вышения вылова рыбы и ликвида­ ции отставания тралового флота. Эти резервы надо привести в дейст­ вие. С. СТРУНИН. Помполит траулера «Мойва». Когда не руководят коллективом •Траулер «Орион» — новый ко­ рабль. Он сделал только четыре рей­ са. Уже первые рейсы показали, что экипаж судна умеет и желает рабо­ тать, что моряки дорожат честью ко­ рабля и хотели бы видеть его в чис­ ле передовых. Но, странное дело, сейчас настроение у многих моря­ ков изменилось, а вместе с этим и з ­ менилось и отношение к кораблю. Произошло так потому, что коман­ диры траулера «Орион» во главе с капитаном А. 3. Маклаковым не ор­ ганизуют1 труд коллектива и не ру­ ководят им. Почти каждый рейс здесь меняются то матросы, то штур­ маны, то боцман. Поэтому на вахтах нет сработанности, спуск и подъем трала производятся медленно, рыба обрабатывается еще медленнее. Мо­ ряки указывают, что даже для того, чтобы обработать одну— -полторы тонны рыбы, вызывается подвахта. Необходимости в этом моряки не ви­ дят; сама вахта с успехом могла бы справиться с этим небольшим коли­ чеством рыбы. На корабле вообще отсутствует какая-либо организация труда. Рас­ писания работы вахт нет; никто из матросов не знает также, что он обязан делать во время стоянки ко­ рабля в порту. На промысле все р у ­ ководство вахтами со стороны штур­ манов и самого капитана сводится к окрикам, ругани. Трудно услышать от них толковые и своевременные распоряжения, дельный совет. Учеба на судне отсутствует. За четыре рейса было только одно занятие по Уставу дисциплинарной службы на суда/х рыболовного флота, а техническая учеба не прово­ дилась совершенно. Моряки не знают, как они работают, за сколь­ ко времени производят спуск и I нарушители дисциплины. И многие подъем трала, где слабые места; мно­ гие не знают своих прямых обязан­ ностей. Социалистическое соревно­ вание не организовано. На ваіхтах нет ни коллективных, ни индивиду­ альных обязательств. Итоги работы за рейс на ^орабле не подводятся. Экипаж здесь не мобилизуется на вскрытие недостатков и внут­ ренних резервов, а капитан тов. А. 3. Маклаков, помполит тов. Дре- свянников не проявляют в этом ог- ношении никакой инициативы. В последнем рейсе корабль не раз лежал в дрейфе но различным при­ чинам. Это не удивительно. Капитан траулера и штурманский состав пло­ хо готовят судно к работе в рейсе. Обычно происходит такая история. Когда траулер вернется с промысла, командиры уходят на берег и яв ­ ляются только перед отходом судна в новый рейс. Правда, в период междурейсовой стоянки и капитан, и штурманы, и помполит загляды­ вают на корабль, но именно загля­ дывают, а не оргаінизуют и не конт­ ролируют ход подготовки к рейсу. А в самый последний момент начинает­ ся суматоха, и, конечно, зачастую оказывается, что промысловое сна­ ряжение недополучено, что нехва- тает то того, то другого. Из четвер­ того рейса, например, «Орион» вер­ нулся 3 сентября. Отход в море был назначен на 10 сентязбря. Но и 8 сентября ничего не было готово к рейсу, хотя времени для этого было больше, чем достаточно. На корабле отсутствует гласность результатов работы. Матросы не ви­ дят приказов, в которых отмечаются лучшие люди или показываются из моряков махнули рукой: как, мол, ни работай, а толк один. В немалой степени повинен во всем этом помполит траулера тов. Дресвянников. Он не занимается по­ литико-воспитательной работой, не использует имеющиеся возможности для проведения бесед на различные темы с целью воспитания у моряков коммунистического отношения к тру­ ду, с целью мобилизации их на вы­ полнение государственного пла­ на, рейсовых заданий. Он, в ос­ новном, занимается только выпуском стенной газеты, иногда выходит на подвахту. Коллектив траулера плохо знает решения XIX съезда КПСС и пятой сессии Верховного Совета СССР и также плохо представляет свои задачи. В результате отсутствия руковод­ ства экипажем со стороны команд­ ного состава, в результате отсутст­ вия заботы о повышении организа­ ции труда и качества всей промыс­ ловой работы, траулер далеко не всегда справляется с рейсовыми за- данияіми, теряет очень много време­ ни из-заі простоев. Руководителям флота необходимо самым серьезным образом взяться за ликвидацию самотека на траулере «Орион», потребовать от ето капи­ тана и иомполита, от его штурма­ нов полной ответственности за на­ лаживание организации труда, за воспитание и обучение коллектива. У траулера «Оірион» есть возмож­ ности быть передовым кораблем. На­ до использовать эти возможности до конца. пущена на самотек. Во флоте в этом году не было ни одного совещания по вопросам рационализации, луч­ шие изобретения и рационализатор­ ские предложения не популяризи­ руются, рассмотрение предложений, изготовление чертежей, опытных об­ разцов в большинстве случаев за ­ держивается. ^ 0 забвении дела рационализации и изобретательства на флоте гово­ рит и тот факт, что список тем по рационализации на 1953 год был разослан на корабли -только в авгу­ сте. Следовательно, восемь месяцев рационализаторы не знали, над чем необходимо работать в первую оче­ редь, какие вопросы требуют неот­ ложного^ решения. Капитаны кораблей и старшие механики по своему служебному положению обязаны проводить разъяснительную работу среди лич­ ного состава, пропагандировать не­ обходимость рационализации и изобретательства, развивать творче­ скую инициативу коллектива. Од­ нако из-за бесконтрольности со сто­ роны главного инженера флота тов. Копач капитаны и старшие механи­ ки судов никакой работы в этом на­ правлении не проводили и не про­ водят. В траловом ф^юте укоренилось вредное мнение, что раз есть трал Михова и доски Матросова, то дру­ гим рационализаторам уже не стоит работать в направлении совершен­ ствования орудий лова. Об этом сви­ детельствует хотя бы отношение ру­ ководителей флота к предложению тралмейстера тов. Тарунтаева, кото­ рое, после долгих странствований, затерялось в канцелярских дебрях. Об этом же говорит и тот факт, что за 8 месяцев было внесено только 50 предложений, а внедрено 12. И это в условиях, когда для рациона­ лизации и изобретательства имеет­ ся самое широкое поле деятельно­ сти, когда многие и многие трудо- вые процессы на флоте остаются не механизированными. В траловом флоте некоторые его работники страдают боязнью нового. Так, до сих пор затягивается внед- ем, но плохо внедряется уже то, что сделано. Так, стопор-блок си­ стемы Монастырского принят на вооружение более двух лет назад, однако и сейчас его имеют не все корабли. Крайне медленно решается вопрос с внедрением в практику ав­ томата системы того же автора для включения и выключения траловых досок. Необходимо сказать, что в ре­ шении этого вопроса удивительную косность проявил директор судовер­ фи тов. Фомин, куда был направ­ лен заказ на изготовление образцов автомата. Тов. Фомин просто-напро­ сто отказал в выполнении заказа. Много лет «решается» вопрос об установке лебедки для сматывания ваёров, и моряки вручную выполня­ ют эту тяжелую работу. Крайне неприглядное положение с изобретательством и рационализа­ цией в траловом флоте объясняется тем, что технический совет пред­ приятия, отделы управления, а также экспериментальная база са­ моустранились от руководства де­ лом рационализации и изобретатель­ ства, Немалая доля вины за запу­ щенность работы по внедрению но­ вого на флоте лежит также на ба­ зовом комитете профсоюза. Базовый комитет в течение последних трех лет ни разу не слушал этот вопрос на своих заседаниях, практически мало помогал его развитию. Обо всем этом говорилось на пос­ леднем заседании базового комитета профсоюза, где были подвергнуты резкой критике и управление фло­ та, и работники комитета профсою­ за. Базовый комитет поставил перед собой задачу решительно улучшить работу по развертыванию рациона­ лизации и изобретательства, обес­ печить выполнение директив XIX съезда КПСС по этому вопросу. М. ФЕДОСЕЕНКО. Председатель базового ко­ митета профсоюза тралово­ го флота. Творчество новатора Большим авторитетом пользуется1карю удалось разработать ориги- в Териберских судоремонтных ма- нальную конструкцию приспособле- стерских старейший работник этого 1 предприятия токарь Борис Констан­ тинович Иванов, Он проработал здесь уже 25 лет, зарекомендовал себя неутомимым рационализатором, передовиком производства. В последние годы колхозный флот обновился более совершенными суда­ ми и состоит сейчас в основном из малых рыболовных траулеров. Ре­ монт двигателей этих кораблей ма­ стерскими не был освоен. Особенно большие трудности встречались при расточіке рамовых подшипников для двигателей ЗД-6. На эту операцию уходило очень много времени. Токарь тов. Иванов решил найти возможность ускорить расточку ра- ния для расточки рамовых подшип­ ников двигателя ЗД-6. Это приспо­ собление обеспечивает исключитель­ ную точность обработки ответствен­ ных деталей, тождественность еди­ ной центровой линии всех подшип­ ников. Теперь токарь проходит од­ ним резцом сразу семь подшипников — весь комплект с одного двигате­ ля, а раньше каждый из них прихо­ дилось обрабатывать в отдельности. Приспособление тов. Иванова во много ч ш ускорило расточку важ­ ных двигателей, повысило качество работ. А это в свою очередь позво­ лило быстрее выпускать промысло­ вые корабли из ремонта. Описание предложения новатора решено включить в сборник, посвя- мовых подшипников. На решение ( этой задачи он направил всю свою ( щенный рационализаторам пред- смекалку и находчивость. После приятий пищевой промышленности, длительных творческих поисков то- - который издается в Москве.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz