Рыбный Мурман. 1953 г. Октябрь.

№ 60, 3 0 октября 1 9 5 3 г. РЫБНЫЙ МУРМАН 8 ОПЫТ РАБОТЫ ЭКИПАЖА ТРАУЛЕРА „КАСАТКА»— ВСЕМ ПРОМЫСЛОВИКАМ 1. Как л\Ьі осуществляем промЬюловое с у д о в оЖд е н и е батамн. Зная глубину у буя и распо- j ров, то после поворота выходим на ложение около него изобат, можно ра- , те же глубины, откуда начали спу- ботать значительное время, не видя скать трал. Таким же образом, при- его. •Мы тщательно анализируем свод­ ки, сравниваем глубины, на которых держстваясь определенной изобаты и зная хотя бы приблизительно на- праівление и силу течения, можно Успешное проведение рейса во многом зависит от выбора района промысла до выхода судна из порта. Для этого прежде всего надо хорошо представлять себе сезонные продви­ жения массы рыбы (.миграция рыб­ ных косяков в различное (время года). Находясь на пути в выбраінный район промысла, я начинаю сам знакомиться с характерными особен­ ностями данного района. Пособиями Iне уходя из района, меняет глубины t воляет радиус действия радиомаяков являются планшеты, промысловые ;или подымается над придонным | то определяем свое место в пасмур- еводки, записи в дневнике и свои !слоем. В таких случаях некоторые ную погоду по радиопеленгам, промысловые планшеты. Записи в jкапитаны начинают проявлять нер- В штормовое время, если уловы дневнике позволяют восстановить в возность, переходя с тралом от одно- помогают выполнять хотя бы 50 памяти все особенности этого райо- Jго траулера к другому. В результате процентов суточного задания, то мы на, перемещение рыб с одних глу- они оказываются в пролове. Мы в бин на другие и прочие данные, таких случаях уточняем по промыс- Это позволяет легче ориентировать- ловым сводкам, на каких курсах и Решительно улучшить работу тралового флота, ликвидировать отставание работают корабли, устанавливаем :держаться на месте, наилучшие глубины и курсы, на ко- \ При первой возможности опреде- торых удерживаются лучшие подъе- , ляем свое место, не пренебрегая ни мы. Очень часто бывает, что рыба,’ іодной линией положения. Если поз- ся в промысловой обстановке. Затем я подробно знакомлю своих помощников с тем районом, в кото­ ром нам предстоит работать, показы­ ваю им планшеты, расположение изобат, сообщаю о направлении и си­ ле течений и других данных, кото­ рые могут помочь моим помощникам лучше держаться на заданных кур­ сах и глубинах, правильно вести счисление. Чрезвычайно важно сейчас же по приходе траулера в район промысла установить, на каких его участках и глубинах имеются наилучшие подъе­ мы и насколько они устойчивы. Это мы узнаем из радиосводов, на радио- совещаниях или вызываем по радио один из траулеров, имеющий хоро­ шие подъемы и работающий ритмич­ но продолжительное время. Если в районе промысла имеется буй, то работу начинаем обязательно от буя. Когда представляется возмож­ ность, то место буя обязательно оп­ ределяем астрономическим или нави­ гационным способом. Обсервоваяное место буя наносим на планшет. От буя делаем два коротких траления разными курсами и глубинами. Вы­ яснив, на каких курсах и глубинах лучшие уловы, увеличиваем продол­ жительность траления. Если позво­ ляет площадь облова, то стараемся ходить с тралом без поворотов. Глу­ бины первых тралений, произведен­ ных от буя, наносим на плаіншег. Затем, проведя изобаты, получаем хо­ тя и грубое, но ясное представле­ ние о рельефе дна данного участка. Глубины на планшете системати­ чески уточняются и подправляются. На планшете наносятся имеющиеся задевы и прочие данные, позволяю­ щие лучше работать в данном райо­ не. Такой планшет дает более полное представление о данном районе. По окончании работы в этом районе мы не уничтожаем планшета, а сохра­ няем его для использования в своей дальнейшей работе. Прокладку курсов мы ведем на од­ ном планшете. Я, как капитан, веду глубинах рыба ловится утром, днем и вечером, устанавливаем, на каких продолжаем промышлять. Для подъе­ мов организуем шторм-вахты из луч­ ших матросов. Если наш курс во время шторма располагается против ветра, то мы не идем прямо на ветер Каждый день с моря приходят известия о досрочном выполнении октябрьских заданий по вылову рыбы, выпуску вторичных продук­ тов, об экономии материалов и промыслового снаряжения. И по мере приближения знаменательной даты список передовиков соревно­ вания все. увеличивается. Экипажи траулеров «Киров», «Слава», «Ста­ линская Конституция», «Касатка», «Победа», «Большевик» уже завер­ шили годовые задания. Моряки бо­ лее десяти кораблей, став на пред­ праздничную вахту, успешно спра- Эти и многие другие недостатки в работе отделов управления флота по обслуживанию кораблей в порту приводят к непроизводительным простоям их в море. Об этом хорошо известно и капитанам-наставникам, которые призваны не только руко­ водить флотом на промысле, но и готовить его в порту. Однако ни один капитан-наставник этим во­ просом не занимается в порту и не интересуется, как же корабль под­ готовился к промыслу. Капитаны- наставники плохо руководят кораб­ лями й в море. До сих пор сырьевая вились с месячным заданием и сеи- база у берегов используется плохо, час одерживают новые победы. хотя ряд кораблей берет здесь вы- курсах и глубинах лучше работали или на волну, а галсами (левым бей- Однако в целом положение с вы - 'со ки е уловы. Так, траулер «Ненец», полнением годового плана остается ' вес рейс работая у берегов, взял тревожным. Задолженность с каж- более 160 тонн рыбы. дым днем не сокращается, а увели- в недостатки в организа- чивается. Неудовлетворительная ра- боты .флота хор(ШІ, известны оота большого количества траулеров < £ б управления - «Красноармеец», «Засольщик», J » Дапекину и парткому «Севгосрыбтрест», «іВайгач», «Но­ гин», «Москва», «Кремль», «Якутск» и другие — значительно снижает результаты промысловой деятельно­ сти всего флота. Это говорит о том, флота. Но до -сих пор ни партбюро управления флота, ни партком но дали партийной оценки положению. Ни один из этих виновников не при­ влечен к. партийной ответственности что внутренние резервы, имеющиеия за непроизводительные простои ко- во флоте в целом и на кораблях в ча- !раддец и плохую их работу. стности, не используются. В большой мере здесь повинны капитаны-на- Сейчас траловый флот вступил в ставники и руководители отделов : завершающий период года. Долг всех управления флота. Они примирен- : моряков производительнее лс- ! чески относятся к отставанию боль - ; пользовать каждый час, сделать все т о й группы кораблей, к укоренив- 0Т нпх зависящее для оез^словного шимея недостаткам. Не так давно на страницах газе­ ты «Рыбный Мурман» была под­ вергнута резкой критике работа ве- выполнения государственного плана добычи рыбы, для ликвидации ^от­ ставания. Экипаж каждого корабля, хозяйственные, партийные и проф- дущих отделов управления флота— союзные руководители флота оояза- отдела кадров, промыслового, техни- НЬІ повести решительную оорьо\ ^ с ческого и отдела главного капитана, j непроизводительными простоями хѵо- Однако их руководители тг. Суобо- 'Рублей в порту и в море, с беспри- тин, Падорин, Копач и Епарин до ; чинными переоежками из района в сих пор не сделали никаких выво- 1район, должны обеспечить реши- дов из критики и не перестроили тыльное повышение промыслового На снимке: капитан траулера «Касатка» тов. В. ЗАКУРДАЕВ. кораоли в это время суток, а затем ориентируемся по полученным дан­ ным: утром ловим на одних курсах и глубинах, а как только замечаем, что подъемы начинают падать, переключаемся на другие кур ­ сы и глубины. В большинстве слу­ чае© это себя оправдывает. Если же из сообщений капитанов и из своих наблюдений выясняется, что рыба в определенное время суток поднимается в верхние и средние слои воды, мы не покидаем своего места, а продолжаем ловить, хотя подъемы бывают и незначительные, зато сразу же, как только рыба опу­ скается на дно, мы снова имеем хо­ рошие подъемы. Часто корабли в погоне за «боль­ шой» рыбой бросают двухтонные подъемы и уходят на 'большие, но случайные подъемы другого девиндом, затем правым). Кроме то­ го, при таком расположении курсов эхолот дает лучшие показания. Время траления распределяем так, чтобы после тралирования по волнам и в обратном направлении притти в исходную точку. Если же погода не дает возможности итти с тралом даже галсами, то работаем с заходом на ветер, а затем опускаемся с тралом по волнам. раооту отделов, не наладили оослу- живание кораблей в порту, ритмич­ ную работу флота на промысле и не оказали действенной помощи от­ стающим судам. В результате про­ стои кораблей на промысле и в режима и тем самым ооеспечитъ увеличение уловов. Нужно также, чтобы наставники-капитаны, меха­ ники, тралмейстеры, рыбообработчи­ ки находились непосредственно ^ в море и на месте организовали бы порту попрежнему велики. Они .^ОР^У экипажеи отстающих корао- съедают громадное количество п р о - !ле® за выполнение плана. Сюда же мыслового времени и сокращают должен быть^ перенесен и центр траулера. Мы этого не делаем, тщательный контроль за ведением | подъемы позволяют перевыпол- прокладки и всивремя ее подправляю. ;нять СуТ0чные задания, мы всегда Если место буя определено т о ч -1 но, то я составляю планшет со всеми подробностями, и храню, впо­ следствии уточняя его новыми дан­ ными. С этими планшетами знаком­ лю йотом своих помощников. Когда мы работаем у буя, то ста­ раемся учитывать дрейф судна, происходящий как от ветра, так и от течения. Добиваемся того, чтобы к бую выходить правильно, на ос­ новании точной прокладки, а не ра­ зыскивая его биноклем за 3— 4 мили. Если на основании прокладки вы ­ ходим не к бую, а в сторону от него, то выясняем, почему это произошло, выявляем снос судна ветром и тече­ нием. Через 2— 3 траления у буя, после соответствующей корректиров­ ки, прокладка ведется уже точно. Это особенно важно во время тумана или снегопада, когда буя не видно. В таких случаях большую помощь окажет планшет с нанесенными изо- остаемся на своем месте и только при наличии больших ритмичных, устойчивых подъемов в другом квад­ рате меняем свое место. Практика показала, особенно в зимнее время, что когда уловы не­ большие, то лучше держаться на по­ луторатонных подъемах и делать 7— 8 тралений в сутки, чем гсгнять- ся за единичными двух и трехтонны­ ми подъемами. Зимой, находясь на Медвежке и имея полуторатонные подъемы, мы за сутки брали до 10— 12 тонн, а траулеры, которые го­ нялись за двух — трехтонными подъемами, имели суточный вылов ниже. Чтобы держаться на косяке во время снегопада и тумана, единст­ венным средством для определения местонахождения остается правиль­ ное ведение прокладки и ориентир по изобатам. Если мы начинаем ра­ ботать на глубине 200 или 100 мет- тяжести всей массово-политическои и культурно-в оспитательной ра бо- ты, проводимой политработниками, партийными и профсоюзными орга­ низациями. В эти решающие дни, как пи- когда, надо* поднять роль капита- уловы. Только неразворотливостыо отде­ лов управления флота можно объяс­ нить тот факт, что сейчас в порту ежедневно стоит более 20 кораблей. Технически готовые к выходу на В прибрежном районе место н а ч а - ' промысел, они сутками простаивают ла спуска трала и взятия ваеров на на рейде потому, что отдел кадров j нов-наставников — организаторов стопор определяем навигационным не укомплектовывает своевременноj передачи передового опыта. Они способом и наносим на карту самого команды, а отдел снабжения не д о - ;должны добиться, чтобы передовой крупного масштаба. Затем через каж- | ставляет на траулеры необходимое опыт не только изучался экипажа- дые пять минут определяем свое ме-1 снаряжение и материалы. Так, и з - з а ; ми отстающих траулеров, но на де- сто и наносим на карту глубины. . неоперативности отдела кадров 27 Если на этом участке грунт более ' октября не могли выйти в море и или менее хороший и наблюдаются простояли более суток на рейде в ле внедрялся в практику. Траловый флот имеет всевозмож- хорошие уловы, начинаем здесь ра- ожидании комплектования команд і н<>сти Р^зко повысить темпы про- ботать. * траулеры «Орион», «Слава», «Мой-1мысла, ликвидировать отставание и В последующем при тралении н а - (ва», «Тралмейстер». Семь дней по­ чинаем спуск трала с таким расче- требовалось отделу кадро® для того, том, чтобы взять ваера на сто- . чтобы подобрать на траулер пор в том месте, где нача- «Якутск» трех кочегаров, без кото- ли подъем трала. Если для то- рых невозможно было поднять пар в го, чтобы взять ваера на стопор в котлах и опробовать механизмы нужном месте на.до вначале подойти после ремонта, к месту спуска без трала, то подхо- выполнить государственное задание по вылову рыбы. М. ЖУРАВЛЕВ, Н. БРЕДЕ- ЛЕВ. Инструкторы политотдела тра­ лового флота. дим без него. Пдя с тралом, точно придерживаем­ ся нанесенных на карту глубин и меняем курс, чтобы не сойти с нуж­ ных глубин. При нанесенных на . планшете глубинах уже нет необхо-! сельдяного промысла в Северной димости так часто -определять свое место, достаточно делать это 3— 4 раза. Как правило, больших порывов трала мы не имеем, также редко те­ ряем орудия лова, используя для этого опыт траулера «Слава». Определение места судна, если позволяет масштаб карты, ведем по двум углам с помощью протрактора и таким образом быстро получаем место своего нахождения. Капитан В. ЗАКУРДАЕВ. Повышают качество продукции Выполняя решения пятой сессии j продукции. Проведены также мерз- Верх'ошого Совета СССР, моряки , приятия, которые дают возможность лучше сохранять продукцию в трюмах. Сейчас подведены итоги по сорт­ ности сдаваемой сельди за 9 меся­ цев. Лучших показателей по каче­ ству добились моряки средних создать 'более благоприятные уело- траулеров З у НМ* 341 и 165. Экипаж вия на средних траулерах и плав- среднего траулера № 341, выловив базах для улучшения сортности за 9 месяцев 800 тонн трески и Атлантике, борясь за высокие коли­ чественные показатели, стремятся обеспечить повышение качества продукции. В этом году проведены мероприятия, которые позволили сельди. Так, на судах засолка сель­ ди производится на лотках и посо­ лочных столах. Сельдь тщательно j обваливается в соли, в 'бочках она і пересыпается солью по рядам. Это ' дает возможность избежать порчи сельди, сдал 92,3 процента всей продукции первым сортом. . На среднем траулере № 165 92,8 про­ цента от всего улова были сданы с хорошими качественными показате­ лями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz