Рыбный Мурман. 1953 г. Октябрь.
№ 60, 3 0 октября 1 9 5 3 г. РЫБНЫЙ МУРМАН 8 ОПЫТ РАБОТЫ ЭКИПАЖА ТРАУЛЕРА „КАСАТКА»— ВСЕМ ПРОМЫСЛОВИКАМ 1. Как л\Ьі осуществляем промЬюловое с у д о в оЖд е н и е батамн. Зная глубину у буя и распо- j ров, то после поворота выходим на ложение около него изобат, можно ра- , те же глубины, откуда начали спу- ботать значительное время, не видя скать трал. Таким же образом, при- его. •Мы тщательно анализируем свод ки, сравниваем глубины, на которых держстваясь определенной изобаты и зная хотя бы приблизительно на- праівление и силу течения, можно Успешное проведение рейса во многом зависит от выбора района промысла до выхода судна из порта. Для этого прежде всего надо хорошо представлять себе сезонные продви жения массы рыбы (.миграция рыб ных косяков в различное (время года). Находясь на пути в выбраінный район промысла, я начинаю сам знакомиться с характерными особен ностями данного района. Пособиями Iне уходя из района, меняет глубины t воляет радиус действия радиомаяков являются планшеты, промысловые ;или подымается над придонным | то определяем свое место в пасмур- еводки, записи в дневнике и свои !слоем. В таких случаях некоторые ную погоду по радиопеленгам, промысловые планшеты. Записи в jкапитаны начинают проявлять нер- В штормовое время, если уловы дневнике позволяют восстановить в возность, переходя с тралом от одно- помогают выполнять хотя бы 50 памяти все особенности этого райо- Jго траулера к другому. В результате процентов суточного задания, то мы на, перемещение рыб с одних глу- они оказываются в пролове. Мы в бин на другие и прочие данные, таких случаях уточняем по промыс- Это позволяет легче ориентировать- ловым сводкам, на каких курсах и Решительно улучшить работу тралового флота, ликвидировать отставание работают корабли, устанавливаем :держаться на месте, наилучшие глубины и курсы, на ко- \ При первой возможности опреде- торых удерживаются лучшие подъе- , ляем свое место, не пренебрегая ни мы. Очень часто бывает, что рыба,’ іодной линией положения. Если поз- ся в промысловой обстановке. Затем я подробно знакомлю своих помощников с тем районом, в кото ром нам предстоит работать, показы ваю им планшеты, расположение изобат, сообщаю о направлении и си ле течений и других данных, кото рые могут помочь моим помощникам лучше держаться на заданных кур сах и глубинах, правильно вести счисление. Чрезвычайно важно сейчас же по приходе траулера в район промысла установить, на каких его участках и глубинах имеются наилучшие подъе мы и насколько они устойчивы. Это мы узнаем из радиосводов, на радио- совещаниях или вызываем по радио один из траулеров, имеющий хоро шие подъемы и работающий ритмич но продолжительное время. Если в районе промысла имеется буй, то работу начинаем обязательно от буя. Когда представляется возмож ность, то место буя обязательно оп ределяем астрономическим или нави гационным способом. Обсервоваяное место буя наносим на планшет. От буя делаем два коротких траления разными курсами и глубинами. Вы яснив, на каких курсах и глубинах лучшие уловы, увеличиваем продол жительность траления. Если позво ляет площадь облова, то стараемся ходить с тралом без поворотов. Глу бины первых тралений, произведен ных от буя, наносим на плаіншег. Затем, проведя изобаты, получаем хо тя и грубое, но ясное представле ние о рельефе дна данного участка. Глубины на планшете системати чески уточняются и подправляются. На планшете наносятся имеющиеся задевы и прочие данные, позволяю щие лучше работать в данном райо не. Такой планшет дает более полное представление о данном районе. По окончании работы в этом районе мы не уничтожаем планшета, а сохра няем его для использования в своей дальнейшей работе. Прокладку курсов мы ведем на од ном планшете. Я, как капитан, веду глубинах рыба ловится утром, днем и вечером, устанавливаем, на каких продолжаем промышлять. Для подъе мов организуем шторм-вахты из луч ших матросов. Если наш курс во время шторма располагается против ветра, то мы не идем прямо на ветер Каждый день с моря приходят известия о досрочном выполнении октябрьских заданий по вылову рыбы, выпуску вторичных продук тов, об экономии материалов и промыслового снаряжения. И по мере приближения знаменательной даты список передовиков соревно вания все. увеличивается. Экипажи траулеров «Киров», «Слава», «Ста линская Конституция», «Касатка», «Победа», «Большевик» уже завер шили годовые задания. Моряки бо лее десяти кораблей, став на пред праздничную вахту, успешно спра- Эти и многие другие недостатки в работе отделов управления флота по обслуживанию кораблей в порту приводят к непроизводительным простоям их в море. Об этом хорошо известно и капитанам-наставникам, которые призваны не только руко водить флотом на промысле, но и готовить его в порту. Однако ни один капитан-наставник этим во просом не занимается в порту и не интересуется, как же корабль под готовился к промыслу. Капитаны- наставники плохо руководят кораб лями й в море. До сих пор сырьевая вились с месячным заданием и сеи- база у берегов используется плохо, час одерживают новые победы. хотя ряд кораблей берет здесь вы- курсах и глубинах лучше работали или на волну, а галсами (левым бей- Однако в целом положение с вы - 'со ки е уловы. Так, траулер «Ненец», полнением годового плана остается ' вес рейс работая у берегов, взял тревожным. Задолженность с каж- более 160 тонн рыбы. дым днем не сокращается, а увели- в недостатки в организа- чивается. Неудовлетворительная ра- боты .флота хор(ШІ, известны оота большого количества траулеров < £ б управления - «Красноармеец», «Засольщик», J » Дапекину и парткому «Севгосрыбтрест», «іВайгач», «Но гин», «Москва», «Кремль», «Якутск» и другие — значительно снижает результаты промысловой деятельно сти всего флота. Это говорит о том, флота. Но до -сих пор ни партбюро управления флота, ни партком но дали партийной оценки положению. Ни один из этих виновников не при влечен к. партийной ответственности что внутренние резервы, имеющиеия за непроизводительные простои ко- во флоте в целом и на кораблях в ча- !раддец и плохую их работу. стности, не используются. В большой мере здесь повинны капитаны-на- Сейчас траловый флот вступил в ставники и руководители отделов : завершающий период года. Долг всех управления флота. Они примирен- : моряков производительнее лс- ! чески относятся к отставанию боль - ; пользовать каждый час, сделать все т о й группы кораблей, к укоренив- 0Т нпх зависящее для оез^словного шимея недостаткам. Не так давно на страницах газе ты «Рыбный Мурман» была под вергнута резкой критике работа ве- выполнения государственного плана добычи рыбы, для ликвидации ^от ставания. Экипаж каждого корабля, хозяйственные, партийные и проф- дущих отделов управления флота— союзные руководители флота оояза- отдела кадров, промыслового, техни- НЬІ повести решительную оорьо\ ^ с ческого и отдела главного капитана, j непроизводительными простоями хѵо- Однако их руководители тг. Суобо- 'Рублей в порту и в море, с беспри- тин, Падорин, Копач и Епарин до ; чинными переоежками из района в сих пор не сделали никаких выво- 1район, должны обеспечить реши- дов из критики и не перестроили тыльное повышение промыслового На снимке: капитан траулера «Касатка» тов. В. ЗАКУРДАЕВ. кораоли в это время суток, а затем ориентируемся по полученным дан ным: утром ловим на одних курсах и глубинах, а как только замечаем, что подъемы начинают падать, переключаемся на другие кур сы и глубины. В большинстве слу чае© это себя оправдывает. Если же из сообщений капитанов и из своих наблюдений выясняется, что рыба в определенное время суток поднимается в верхние и средние слои воды, мы не покидаем своего места, а продолжаем ловить, хотя подъемы бывают и незначительные, зато сразу же, как только рыба опу скается на дно, мы снова имеем хо рошие подъемы. Часто корабли в погоне за «боль шой» рыбой бросают двухтонные подъемы и уходят на 'большие, но случайные подъемы другого девиндом, затем правым). Кроме то го, при таком расположении курсов эхолот дает лучшие показания. Время траления распределяем так, чтобы после тралирования по волнам и в обратном направлении притти в исходную точку. Если же погода не дает возможности итти с тралом даже галсами, то работаем с заходом на ветер, а затем опускаемся с тралом по волнам. раооту отделов, не наладили оослу- живание кораблей в порту, ритмич ную работу флота на промысле и не оказали действенной помощи от стающим судам. В результате про стои кораблей на промысле и в режима и тем самым ооеспечитъ увеличение уловов. Нужно также, чтобы наставники-капитаны, меха ники, тралмейстеры, рыбообработчи ки находились непосредственно ^ в море и на месте организовали бы порту попрежнему велики. Они .^ОР^У экипажеи отстающих корао- съедают громадное количество п р о - !ле® за выполнение плана. Сюда же мыслового времени и сокращают должен быть^ перенесен и центр траулера. Мы этого не делаем, тщательный контроль за ведением | подъемы позволяют перевыпол- прокладки и всивремя ее подправляю. ;нять СуТ0чные задания, мы всегда Если место буя определено т о ч -1 но, то я составляю планшет со всеми подробностями, и храню, впо следствии уточняя его новыми дан ными. С этими планшетами знаком лю йотом своих помощников. Когда мы работаем у буя, то ста раемся учитывать дрейф судна, происходящий как от ветра, так и от течения. Добиваемся того, чтобы к бую выходить правильно, на ос новании точной прокладки, а не ра зыскивая его биноклем за 3— 4 мили. Если на основании прокладки вы ходим не к бую, а в сторону от него, то выясняем, почему это произошло, выявляем снос судна ветром и тече нием. Через 2— 3 траления у буя, после соответствующей корректиров ки, прокладка ведется уже точно. Это особенно важно во время тумана или снегопада, когда буя не видно. В таких случаях большую помощь окажет планшет с нанесенными изо- остаемся на своем месте и только при наличии больших ритмичных, устойчивых подъемов в другом квад рате меняем свое место. Практика показала, особенно в зимнее время, что когда уловы не большие, то лучше держаться на по луторатонных подъемах и делать 7— 8 тралений в сутки, чем гсгнять- ся за единичными двух и трехтонны ми подъемами. Зимой, находясь на Медвежке и имея полуторатонные подъемы, мы за сутки брали до 10— 12 тонн, а траулеры, которые го нялись за двух — трехтонными подъемами, имели суточный вылов ниже. Чтобы держаться на косяке во время снегопада и тумана, единст венным средством для определения местонахождения остается правиль ное ведение прокладки и ориентир по изобатам. Если мы начинаем ра ботать на глубине 200 или 100 мет- тяжести всей массово-политическои и культурно-в оспитательной ра бо- ты, проводимой политработниками, партийными и профсоюзными орга низациями. В эти решающие дни, как пи- когда, надо* поднять роль капита- уловы. Только неразворотливостыо отде лов управления флота можно объяс нить тот факт, что сейчас в порту ежедневно стоит более 20 кораблей. Технически готовые к выходу на В прибрежном районе место н а ч а - ' промысел, они сутками простаивают ла спуска трала и взятия ваеров на на рейде потому, что отдел кадров j нов-наставников — организаторов стопор определяем навигационным не укомплектовывает своевременноj передачи передового опыта. Они способом и наносим на карту самого команды, а отдел снабжения не д о - ;должны добиться, чтобы передовой крупного масштаба. Затем через каж- | ставляет на траулеры необходимое опыт не только изучался экипажа- дые пять минут определяем свое ме-1 снаряжение и материалы. Так, и з - з а ; ми отстающих траулеров, но на де- сто и наносим на карту глубины. . неоперативности отдела кадров 27 Если на этом участке грунт более ' октября не могли выйти в море и или менее хороший и наблюдаются простояли более суток на рейде в ле внедрялся в практику. Траловый флот имеет всевозмож- хорошие уловы, начинаем здесь ра- ожидании комплектования команд і н<>сти Р^зко повысить темпы про- ботать. * траулеры «Орион», «Слава», «Мой-1мысла, ликвидировать отставание и В последующем при тралении н а - (ва», «Тралмейстер». Семь дней по чинаем спуск трала с таким расче- требовалось отделу кадро® для того, том, чтобы взять ваера на сто- . чтобы подобрать на траулер пор в том месте, где нача- «Якутск» трех кочегаров, без кото- ли подъем трала. Если для то- рых невозможно было поднять пар в го, чтобы взять ваера на стопор в котлах и опробовать механизмы нужном месте на.до вначале подойти после ремонта, к месту спуска без трала, то подхо- выполнить государственное задание по вылову рыбы. М. ЖУРАВЛЕВ, Н. БРЕДЕ- ЛЕВ. Инструкторы политотдела тра лового флота. дим без него. Пдя с тралом, точно придерживаем ся нанесенных на карту глубин и меняем курс, чтобы не сойти с нуж ных глубин. При нанесенных на . планшете глубинах уже нет необхо-! сельдяного промысла в Северной димости так часто -определять свое место, достаточно делать это 3— 4 раза. Как правило, больших порывов трала мы не имеем, также редко те ряем орудия лова, используя для этого опыт траулера «Слава». Определение места судна, если позволяет масштаб карты, ведем по двум углам с помощью протрактора и таким образом быстро получаем место своего нахождения. Капитан В. ЗАКУРДАЕВ. Повышают качество продукции Выполняя решения пятой сессии j продукции. Проведены также мерз- Верх'ошого Совета СССР, моряки , приятия, которые дают возможность лучше сохранять продукцию в трюмах. Сейчас подведены итоги по сорт ности сдаваемой сельди за 9 меся цев. Лучших показателей по каче ству добились моряки средних создать 'более благоприятные уело- траулеров З у НМ* 341 и 165. Экипаж вия на средних траулерах и плав- среднего траулера № 341, выловив базах для улучшения сортности за 9 месяцев 800 тонн трески и Атлантике, борясь за высокие коли чественные показатели, стремятся обеспечить повышение качества продукции. В этом году проведены мероприятия, которые позволили сельди. Так, на судах засолка сель ди производится на лотках и посо лочных столах. Сельдь тщательно j обваливается в соли, в 'бочках она і пересыпается солью по рядам. Это ' дает возможность избежать порчи сельди, сдал 92,3 процента всей продукции первым сортом. . На среднем траулере № 165 92,8 про цента от всего улова были сданы с хорошими качественными показате лями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz