Рыбный Мурман. 1953 г. Октябрь.

№ 58, 25 октября 1953 г __________________ ___ \ РЫБНЫЙ МУРМАН 3 ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ГАЗЕТЫ „РЫБНЫЙ МУРМАН* За высокие уловы сельди на дрифтерном п р о мы с л е Из доклада дрифмейстера тов. Н. И. Сыщешо На передовом корабле « Состоялось очередное занятие школы передового опыта газеты «Рыбный Мурман». С докладом о работе на сельдяном промысле вы­ ступил один из лучших дрифмейстеров «Мурмансельди» тов. Сыщенко. Ниже публикуется материал доклада, отражающий "опыт дриф­ мейстера среднего траулера № 465 тов. Сыщенко. ❖ * * Нынче коллективы многих сред­ них траулеров борются за вылов 10.000 центнеров рыбы. Такое же обязательство взял на себя и эки­ паж нашего среднего траулера X* 465. Сейчас на нашем счету — 6.393 центнера сельди, годовой план выполнен на 103,5 процента. Кол­ лектив судна борется за то, чтобы завершить социалистическое обяза­ тельство — дать 10.000 центнеров сельди ко дню Сталинской Кон­ ституции. ПОДГОТОВКА К ПРОМЫСЛУ Средний траулер № 465 все вре­ мя находился на сельдяном про­ мысле. И мне хочется поделиться опытом, который накоплен нами в процессе работы. Как известно, тщательная подго­ товка к любому делу — это верный залог успеха. На нашем корабле именно такая подготовка к промыс­ лу была проведена до выхода в Северную Атлантику. Получив рейсовое задание, мы провели' производственное общее собрание и собрание комсомольское. До каждого моряка были доведены стоящие перед экипажем задачи, были продуманы и взвешены резер­ вы, взяты обязательства. Активное участие в сплочении экипажа, в борьбе за повышение вылова сель­ ди, ее сохранность, за экономию материалов принимала комсомоль­ ская организация. Так, комсомоль­ цам тт. Шейну и Мелехову было поручено помочь мне, дрифмейсте- ру, обучить команду дрифтерному промыслу. У нас на судне есть контрольный комсомольский пост, который постоянно следит за расхо­ дованием сетематериалов, соли, го­ рючего и смазочных масел. Какие мероприятия проводились непосредственно с моей стороны для обеспечения бесперебойной работы на промысле? Борта корабля с двух сторон бы­ ли обшиты для выметки и выборки сетей. Чтобы облегчить наборку и выборку сетей, были установлены вторая стрела на шарнирах — ни­ же главной стрелы, ролики для вы­ метки вожакового троса и сетей. Были приведены в порядок шпиль и лебедка. В трюме, где хранятся се­ ти и тросы, мы сделали специаль­ ные стеллажи. На палубе такие же стеллажи приготовили для хранения бухт троса. Особое внимание я уделил про­ верке качества промыслового снаря­ жения. Установлено, что в летний пе­ риод, когда за Полярным кругом нет ночи, сельдь лучше всего ловится в сети, окрашенные в синий, .голубой и серый цвета. Я старался полу­ чить таких сетей как можно больше. Я брал на промысел запас по- водцового троса, т. к. сельдь при­ ходится ловить на различных глу­ бинах. Сети мы получали с ячеей различных размеров, потому что в марте, апреле и мае сельдь ловится более мелкая, а летом и осенью — крупная. Во время перехода на промысел была организована заготовка повод- цов. С помощью опытных матросов мы заготовили поводцов для 150 сетей, большое количество кухты- лей, буйков. Вместе с этим мы готовили вожаковый трос. Что­ бы он был более эластичен, мы вы­ пускали его за борт. На переходе мы приступили к набору сетей, по­ ставили ролик для выметки дриф­ терного порядка. Здесь же прикре­ пили наклонную жердь. Один конец ее присоединили к кронштейну ро­ лика выше планширя на 15— 20 сантиметров, а второй конец опу­ стили на палубу около бортового ролика, чтобы он упирался в па­ лубу в том месте, где укладывают­ ся нижние поводцы. Такая установ­ ка шеста позволила изменить поло­ жение сетей относительно горизонта воды: верхняя подбора оказалась выше нижней. Возможность подре­ зания сетей и подбор— как верх­ ней так и нижней — была предуп­ реждена. При наборе дрифтерного порядка я следил, чтобы средняя и верти­ кальная подборы ложились обяза­ тельно близко к борту. Поводцы ук­ ладывались так, чтобы они занима­ ли меньше места и чтобы при вы- метке их они следовали цепочкой один за другим. РАБОТА НА ПРОМЫСЛЕ 1 От дрифмейстера зависит значи­ тельная доля успеха. Надо поста­ вить дело так, чтобы каждая сеть «работала», чтобы порядок всегда был готов к выметке. В порядке мы ставили 100— 120 сетей. Выметку их- производили хо­ дом за 15— 20 минут. Когда вымет- ка порядка подходила к концу, ко­ рабль останавливался и к вожако- вому тросу подвязывались буйки. Чтобы каждая сеть приносила улов, чтобы было как можно мень­ ше пустых дрейфов, я ставил в дрифтерный порядок те сети, кото­ рые по своему цвету были в дан­ ной обстановке наиболее уловисты­ ми. Ни в коем случае нельзя допу­ скать смешения сетей в одном по­ рядке. Все сети своевременно ос­ матривались и ремонтировались. В штилевую погоду, когда дрейф поч­ ти не заметен, а сельдь есть, мы всегда делали искусственные дрей­ фы: в течение всего дрейфа на ма­ лом ходу тянули порядок, чтобы за ночь продрейфовать большее рас­ стояние. Этим самым создавались дополнительные условия для повы­ шения уловов, в каждую сеть по­ падало больше сельди. Порядок мы располагали поперек идущего косяка. Так как сельдь идет в одном косяке на различных глубинах, мы ставили комбиниро­ ванный порядок: половину сетей на коротких поводцах, половину — на длинных. Чтобы в ячеях не было перекоса, и сети стояли в воде правиль­ но, мы вязали порядок по маркам, вожак разбивали на части по 28 метров в каждой и следили, чтобы все сети «работали» полностью. В штормовую погоду, чтобы пре­ дотвратить потерю дрифтерного по­ рядка, мы вытравливали воЖаково- I то троса до двух бухт, чем создава­ ли слабину. Затем подвязывали к нему кухтыли в следующем поряд­ ке: на расстоянии 30— 40 метров от первой сетки подвязывался по- водец с двумя кухтылями. Длина этого поводца была равна длине верхнего и нижнего поводцов и вы­ соте сети; на расстоянии 50— 70 метров от первого вожакового повод­ ца подвязывались снова кухтыли на поводце длиной до 15 метров. По середине пролета между кухты­ лями подвязывался груз в 10 ки­ лограммов. Это создавало амортиза­ цию. Вожаковый трос в полуклюзе обвязывался кожей. Большое внимание уделялось вы­ борке дрифтерного порядка. Каждый из моряков занимал определенное место. Строгое распределение обя­ занностей позволяло быстрее выби­ рать порядок. Улов в 200— 300 килограммов на сеть мы выбираем ходом. Для облегчения процесса выборки по­ рядка, на колесе дрифтерного рола и шпиля мы просверливали по 3— 4 отверстия, продевали в них трос, завязывали узлами и наматы­ вали его на колесо. Это позволяло увеличить еиау трения на роле, выбирать сети без остановки, по конвейеру. Все поврежденные сети сразу же вынимались из порядка и заменялись новыми, а поврежден­ ные тут же чинились. Когда улов большой, мы прибега­ ли к другому методу. Выбрав 60— 70 сетей и установив, что весь порядок обработать невозможно, мы переходили на второй конец поряд­ ка и метали обработанные сети, а потом возвращались в исходное по­ ложение и продолжали обрабатывать сети с уловом. В зимний период приходилось ло­ вить сельдь, устанавливая вожак по верху. Сети набирали на левый рабочий борт. Нижние поводцы верхней подборы укладывали спосо­ бом последовательной цепочки. Верхние поводцы собираются в бух­ ты, связываются и развешиваются, а при выметке пускаются в ход. Выметку сетей с верхним поло­ жением вожака мы производили так. Выбросив буй и вытравив немного вожак, подвязывали нижний пово- дец, заранее пропущенный в роли­ ковую раму вожака. Одновременно подвязывался верхний поводец. Рас­ стояние от верхнего до нижнего по­ водца было не менее одного метра. На другой конец верхнего поводца подвязывался кухтыль. Проводник устанавливался тогда, когда конча­ лось вытравливание верхнего повод­ ца за борт. Отступив от кухтыля один — полтора метра, мы и под­ вязывали проводник. Конец поводца с кухтылем и подвязанным провод­ ником выбрасывали за борт в сто­ рону носа корабля, дальше от вожа- коБого троса. Во время выметки се­ тей этим способом основным услови­ ем успеха является строго перпен­ дикулярное расположение судна к порядку. БОРЬБА ЗА ЭКОНОМИЮ Я, как дрифмейстер, непрерывно старался обеспечить сохранность и экономию промыслового снаряжения. Ва переходах к базам и в порт про­ изводил просушку снаряжения. Все порванные сети подвергались ре­ монту и просушке. При выметке и выборке дрифтерного порядка мы следили, чтобы сети не задевали за судно и не рвались. К хорошим се­ тям дополнительно ставил подборы и поджилины. Запасы промснаряже- ния у нас хранились в сухом и прохладном месте. В результате этих и других про­ водимых мероприятий мы сберегли 5— 6 процентов сетематериалов, ко­ торые могли быть нами израсходо­ ваны. В заключение надо сказать, что на дрифтерном промысле еще мало технических усовершенствований. А эти усовершенствования необхо­ димы, чтобы повысить уловы сельди. Экипаж среднего траулера № 465 прилагает все силы, чтобы внести наиболее значительный вклад в де­ ло создания изобилия продуктов пи­ тания _для трудящихся нашей Со­ ветской Родины. Каждый из нас бу­ дет стремиться улучшать методы труда, перенимать передовой опыт и добиваться повышения производи­ тельности промысловой работы. — Первый порядок будем метать здесь! — сказал капитан Иван Пав­ лович Груздев, поставив на карте жирную точку. В штурманскую рубку вошел ма­ стер по добыче тов. Старков. — Сколько сетей поставим? Шестьдесят? А, может быть, сразу все восемьдесят? — Сто десять, —•оказал капитан. Старков посмотрел на своего на­ чальника с недоумением. — Новички у нас есть, — возра­ зил он, — многовато будет сто де­ сять... Не осилим... — Осилим! — улыбнулся Груз­ дев, — режим работы надо выдер­ живать с первого дня. Да и к труд­ ностям лучше привыкать сразу. Сети пошли за борт. На поверхно­ сти моря закачались резиновые кух­ тыли. Средний траулер № 441 лег в первый дрейф. ...Капитан Груздев принял суд­ но 20 апреля. До этого 'он плавал старшим штурманом на среднем тра­ улере «Магнит». В мае и июне эки­ паж среднего траулера № 441 сде­ лал три рейса в прибрежные районы Баренцева моря — за треской. Пер­ вое плавание было неудачным: на задевах потеряли несколько тралов, задание не выполнили. Зато в по­ следующих рейсах, когда моржи проанализировали и устранили ошиб­ ки, повысили культуру промыслово­ го Судовождения, улучшили работу с тралом, удалось наверстать упущен­ ное. Команда корабля дважды до­ ставляла в порт полный груз рыбо­ продукции. Теперь — на сельдяном промысле — следовало закрепить и развить первый успех. ...Настала пора поднимать поря­ док. Заработал шпиль. Первая сеть, за ней вторая... четвертая... пятнад­ цатая... Рыбы не было. — Первый блин—комом,— с горь­ кой улыбкой пошутил кто-то из мо­ ряков. Капитан еще раз просмотрел про- , мысловые сводки, детально вник в і работу соседних кораблей. Вскоре ему стало ясно, что район первого дрейфа был выбран неверно — сель­ дяной косяк уже отошел с этого ме­ ста. Ко второму дрейфу вся команда готовилась с особой тщательностью: судоводители часто измеряли темпе­ ратуру воды, отыскивая границу теплого и холодного течений (как известно, сельдь держится в боль­ шинстве случаев на этой границе), матросы вместе с мастером по добы­ че и его помощниками проверяли орудия лова. Старания моряков це пропали да­ ром — во второй раз сети принесли на борт около 25 тонн крупной сель­ ди. Моряки оживились . и с жаром взялись за ее уборку. Через 16 суток корабль подошел к пловучей базе сдавать первый груз. — Следующий груз должны наб­ рать быстрее! — решил капитан. — Наберем! — поддержала команда. Судоводители с особой четкостью вели промысловый планшет. Помимо замеров температуры воды и деталь­ ного анализа промысловых сводок, они ориентировались и на местные признаки. Если, скажем, в море замечены медузы — надо сменить участок промысла: здесь сельди нет. Капитан Груздев выявил любо­ пытную деталь: мелкая рыба дер­ жится в верхних слоях воды, а крупная — в более глубоких. Зна­ чит, если сети принесли только мелкую сельдь, то при очередном дрейфе следует опустить порядок на большую глубину. Своими наблюдениями Груздев на радиосовещаниях поделился с капи­ танами соседних судов. Чтобы точно узнать в каком слое воды держится рыба, мастер по до­ быче Старков применил ступенча­ тый порядок. Длина поводцов у ѳтого порядка колебалась от 1 до 20 мет­ ров. Это значит, что сети охватыва­ ли слои іводы почти от самой поверх­ ности до глубины в 32 метра. Практиковалась также постанов­ ка дополнительной контрольной сет­ ки. Она погружалась непосредствен­ но с борта корабля на капроновом 50-метровом поводце. ‘ Контрольная сетка, позволяла «прощупать» самые глубокие слои воды. Для улучшения условий труда практиковалась перестановка людей; Возьмем, к примеру, выборку дриф­ терного порядка. Укладка сетей здесь более леТкая операция, а тряска сельди — более трудоемкая. Каждые полчаса моряки, работавшие на ук­ ладке и на тряске, менялись местами, так люди меньше утомлялись. С особой энергией трудились ма­ тросы тт. Кошелев, Воронько и Ер- ченко. Воронько одно время заменял рыбного мастера. Он добивался вы­ сокого качества продукции. Машин­ ная команда, руководимая старшим механиком коммунистом Константи­ ном Егоровичем Третьяковым, содер­ жала судовые агрегаты только в от­ личном состоянии. Судна всегда име­ ло такой ход, какой требовали с мо­ стика. ) Экипаж среднего траулера № 441 ■одержал крупную промысловую по­ беду: 8 октября — почти на месяц раньше срока, указаняод'о в обяза­ тельстве,— завершил выполнение годового государственного плана. На счету команды — 9.466 цент­ неров добытой рыбы, в том числе — 6.046 центнеров атлантической сельди. По общей величине улова экипаж держит второе место среди экипажей «Мурмансельди». — После короткого планового ре­ монта, — рассказывает капитан тов. Груздев,— мы снова выйдем на про­ мысел. Впереди у нас — в нынеш­ нем году — почти два месяца плава­ ния* За этот срок наша дружная команда сумеет дать стране не одну сотню центнеров рыбы сверх плана. К. НИКОЛАЕВ. Успех поискового траулера На днях из Северной Атлантики в порт вернулся поисковый средний траулер «Кораблестроитель». За плечами экипажа — большая пло­ дотворная работа. Поддержав почин передового траулера «Касатка», команда «Кораблестроителя» взяла обязательство до конца года найти 30 косяков сельди. Сейчас закончи­ лась шестимесячная экспедиция ко­ рабля. На счету экипажа — 18 об­ наруженных косяков. Успех в. работе решили хорошее техническое оснащение траулера поисковыми приборами, а также большой опыт капитана тов. Дмит­ риева. Штурманский состав четко выполнял свои обязанности. При обнаружении косяка сельди выме­ тывали порядок сетей. При помощи приборов и анализа результатов дрейфа моряки определяли, какова концентрация сельди в данном ме­ сте, а также направление ее дви­ жения и глубину, на которой сельдь держится. На «Кораблестроителе» постоянно идет техническая учеба кадров. Когда дрифмейстер ушел в отпуск, его заменил тов. Захарцев, хорошо усвоивший приемы и правила дриф­ терного лова. Мастер по рыбообра­ ботке тов. Рудаков путем личного показа и постоянного контроля за работой матросов добился высоко­ качественной обработки сельди. Он подготовил к самостоятельной рабо­ те мастером матроса тов. Волкова. За время своего пла/вания эки­ паж траулера «Кораблестроитель» выловил 3.812 центнеров сельди, большая часть которой сдана на плавбазы. Полный груз сельди траулер привез в порт. '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz