Рыбный Мурман. 1953 г. Октябрь.
№ 58, 25 октября 1953 г __________________ ___ \ РЫБНЫЙ МУРМАН 3 ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ГАЗЕТЫ „РЫБНЫЙ МУРМАН* За высокие уловы сельди на дрифтерном п р о мы с л е Из доклада дрифмейстера тов. Н. И. Сыщешо На передовом корабле « Состоялось очередное занятие школы передового опыта газеты «Рыбный Мурман». С докладом о работе на сельдяном промысле вы ступил один из лучших дрифмейстеров «Мурмансельди» тов. Сыщенко. Ниже публикуется материал доклада, отражающий "опыт дриф мейстера среднего траулера № 465 тов. Сыщенко. ❖ * * Нынче коллективы многих сред них траулеров борются за вылов 10.000 центнеров рыбы. Такое же обязательство взял на себя и эки паж нашего среднего траулера X* 465. Сейчас на нашем счету — 6.393 центнера сельди, годовой план выполнен на 103,5 процента. Кол лектив судна борется за то, чтобы завершить социалистическое обяза тельство — дать 10.000 центнеров сельди ко дню Сталинской Кон ституции. ПОДГОТОВКА К ПРОМЫСЛУ Средний траулер № 465 все вре мя находился на сельдяном про мысле. И мне хочется поделиться опытом, который накоплен нами в процессе работы. Как известно, тщательная подго товка к любому делу — это верный залог успеха. На нашем корабле именно такая подготовка к промыс лу была проведена до выхода в Северную Атлантику. Получив рейсовое задание, мы провели' производственное общее собрание и собрание комсомольское. До каждого моряка были доведены стоящие перед экипажем задачи, были продуманы и взвешены резер вы, взяты обязательства. Активное участие в сплочении экипажа, в борьбе за повышение вылова сель ди, ее сохранность, за экономию материалов принимала комсомоль ская организация. Так, комсомоль цам тт. Шейну и Мелехову было поручено помочь мне, дрифмейсте- ру, обучить команду дрифтерному промыслу. У нас на судне есть контрольный комсомольский пост, который постоянно следит за расхо дованием сетематериалов, соли, го рючего и смазочных масел. Какие мероприятия проводились непосредственно с моей стороны для обеспечения бесперебойной работы на промысле? Борта корабля с двух сторон бы ли обшиты для выметки и выборки сетей. Чтобы облегчить наборку и выборку сетей, были установлены вторая стрела на шарнирах — ни же главной стрелы, ролики для вы метки вожакового троса и сетей. Были приведены в порядок шпиль и лебедка. В трюме, где хранятся се ти и тросы, мы сделали специаль ные стеллажи. На палубе такие же стеллажи приготовили для хранения бухт троса. Особое внимание я уделил про верке качества промыслового снаря жения. Установлено, что в летний пе риод, когда за Полярным кругом нет ночи, сельдь лучше всего ловится в сети, окрашенные в синий, .голубой и серый цвета. Я старался полу чить таких сетей как можно больше. Я брал на промысел запас по- водцового троса, т. к. сельдь при ходится ловить на различных глу бинах. Сети мы получали с ячеей различных размеров, потому что в марте, апреле и мае сельдь ловится более мелкая, а летом и осенью — крупная. Во время перехода на промысел была организована заготовка повод- цов. С помощью опытных матросов мы заготовили поводцов для 150 сетей, большое количество кухты- лей, буйков. Вместе с этим мы готовили вожаковый трос. Что бы он был более эластичен, мы вы пускали его за борт. На переходе мы приступили к набору сетей, по ставили ролик для выметки дриф терного порядка. Здесь же прикре пили наклонную жердь. Один конец ее присоединили к кронштейну ро лика выше планширя на 15— 20 сантиметров, а второй конец опу стили на палубу около бортового ролика, чтобы он упирался в па лубу в том месте, где укладывают ся нижние поводцы. Такая установ ка шеста позволила изменить поло жение сетей относительно горизонта воды: верхняя подбора оказалась выше нижней. Возможность подре зания сетей и подбор— как верх ней так и нижней — была предуп реждена. При наборе дрифтерного порядка я следил, чтобы средняя и верти кальная подборы ложились обяза тельно близко к борту. Поводцы ук ладывались так, чтобы они занима ли меньше места и чтобы при вы- метке их они следовали цепочкой один за другим. РАБОТА НА ПРОМЫСЛЕ 1 От дрифмейстера зависит значи тельная доля успеха. Надо поста вить дело так, чтобы каждая сеть «работала», чтобы порядок всегда был готов к выметке. В порядке мы ставили 100— 120 сетей. Выметку их- производили хо дом за 15— 20 минут. Когда вымет- ка порядка подходила к концу, ко рабль останавливался и к вожако- вому тросу подвязывались буйки. Чтобы каждая сеть приносила улов, чтобы было как можно мень ше пустых дрейфов, я ставил в дрифтерный порядок те сети, кото рые по своему цвету были в дан ной обстановке наиболее уловисты ми. Ни в коем случае нельзя допу скать смешения сетей в одном по рядке. Все сети своевременно ос матривались и ремонтировались. В штилевую погоду, когда дрейф поч ти не заметен, а сельдь есть, мы всегда делали искусственные дрей фы: в течение всего дрейфа на ма лом ходу тянули порядок, чтобы за ночь продрейфовать большее рас стояние. Этим самым создавались дополнительные условия для повы шения уловов, в каждую сеть по падало больше сельди. Порядок мы располагали поперек идущего косяка. Так как сельдь идет в одном косяке на различных глубинах, мы ставили комбиниро ванный порядок: половину сетей на коротких поводцах, половину — на длинных. Чтобы в ячеях не было перекоса, и сети стояли в воде правиль но, мы вязали порядок по маркам, вожак разбивали на части по 28 метров в каждой и следили, чтобы все сети «работали» полностью. В штормовую погоду, чтобы пре дотвратить потерю дрифтерного по рядка, мы вытравливали воЖаково- I то троса до двух бухт, чем создава ли слабину. Затем подвязывали к нему кухтыли в следующем поряд ке: на расстоянии 30— 40 метров от первой сетки подвязывался по- водец с двумя кухтылями. Длина этого поводца была равна длине верхнего и нижнего поводцов и вы соте сети; на расстоянии 50— 70 метров от первого вожакового повод ца подвязывались снова кухтыли на поводце длиной до 15 метров. По середине пролета между кухты лями подвязывался груз в 10 ки лограммов. Это создавало амортиза цию. Вожаковый трос в полуклюзе обвязывался кожей. Большое внимание уделялось вы борке дрифтерного порядка. Каждый из моряков занимал определенное место. Строгое распределение обя занностей позволяло быстрее выби рать порядок. Улов в 200— 300 килограммов на сеть мы выбираем ходом. Для облегчения процесса выборки по рядка, на колесе дрифтерного рола и шпиля мы просверливали по 3— 4 отверстия, продевали в них трос, завязывали узлами и наматы вали его на колесо. Это позволяло увеличить еиау трения на роле, выбирать сети без остановки, по конвейеру. Все поврежденные сети сразу же вынимались из порядка и заменялись новыми, а поврежден ные тут же чинились. Когда улов большой, мы прибега ли к другому методу. Выбрав 60— 70 сетей и установив, что весь порядок обработать невозможно, мы переходили на второй конец поряд ка и метали обработанные сети, а потом возвращались в исходное по ложение и продолжали обрабатывать сети с уловом. В зимний период приходилось ло вить сельдь, устанавливая вожак по верху. Сети набирали на левый рабочий борт. Нижние поводцы верхней подборы укладывали спосо бом последовательной цепочки. Верхние поводцы собираются в бух ты, связываются и развешиваются, а при выметке пускаются в ход. Выметку сетей с верхним поло жением вожака мы производили так. Выбросив буй и вытравив немного вожак, подвязывали нижний пово- дец, заранее пропущенный в роли ковую раму вожака. Одновременно подвязывался верхний поводец. Рас стояние от верхнего до нижнего по водца было не менее одного метра. На другой конец верхнего поводца подвязывался кухтыль. Проводник устанавливался тогда, когда конча лось вытравливание верхнего повод ца за борт. Отступив от кухтыля один — полтора метра, мы и под вязывали проводник. Конец поводца с кухтылем и подвязанным провод ником выбрасывали за борт в сто рону носа корабля, дальше от вожа- коБого троса. Во время выметки се тей этим способом основным услови ем успеха является строго перпен дикулярное расположение судна к порядку. БОРЬБА ЗА ЭКОНОМИЮ Я, как дрифмейстер, непрерывно старался обеспечить сохранность и экономию промыслового снаряжения. Ва переходах к базам и в порт про изводил просушку снаряжения. Все порванные сети подвергались ре монту и просушке. При выметке и выборке дрифтерного порядка мы следили, чтобы сети не задевали за судно и не рвались. К хорошим се тям дополнительно ставил подборы и поджилины. Запасы промснаряже- ния у нас хранились в сухом и прохладном месте. В результате этих и других про водимых мероприятий мы сберегли 5— 6 процентов сетематериалов, ко торые могли быть нами израсходо ваны. В заключение надо сказать, что на дрифтерном промысле еще мало технических усовершенствований. А эти усовершенствования необхо димы, чтобы повысить уловы сельди. Экипаж среднего траулера № 465 прилагает все силы, чтобы внести наиболее значительный вклад в де ло создания изобилия продуктов пи тания _для трудящихся нашей Со ветской Родины. Каждый из нас бу дет стремиться улучшать методы труда, перенимать передовой опыт и добиваться повышения производи тельности промысловой работы. — Первый порядок будем метать здесь! — сказал капитан Иван Пав лович Груздев, поставив на карте жирную точку. В штурманскую рубку вошел ма стер по добыче тов. Старков. — Сколько сетей поставим? Шестьдесят? А, может быть, сразу все восемьдесят? — Сто десять, —•оказал капитан. Старков посмотрел на своего на чальника с недоумением. — Новички у нас есть, — возра зил он, — многовато будет сто де сять... Не осилим... — Осилим! — улыбнулся Груз дев, — режим работы надо выдер живать с первого дня. Да и к труд ностям лучше привыкать сразу. Сети пошли за борт. На поверхно сти моря закачались резиновые кух тыли. Средний траулер № 441 лег в первый дрейф. ...Капитан Груздев принял суд но 20 апреля. До этого 'он плавал старшим штурманом на среднем тра улере «Магнит». В мае и июне эки паж среднего траулера № 441 сде лал три рейса в прибрежные районы Баренцева моря — за треской. Пер вое плавание было неудачным: на задевах потеряли несколько тралов, задание не выполнили. Зато в по следующих рейсах, когда моржи проанализировали и устранили ошиб ки, повысили культуру промыслово го Судовождения, улучшили работу с тралом, удалось наверстать упущен ное. Команда корабля дважды до ставляла в порт полный груз рыбо продукции. Теперь — на сельдяном промысле — следовало закрепить и развить первый успех. ...Настала пора поднимать поря док. Заработал шпиль. Первая сеть, за ней вторая... четвертая... пятнад цатая... Рыбы не было. — Первый блин—комом,— с горь кой улыбкой пошутил кто-то из мо ряков. Капитан еще раз просмотрел про- , мысловые сводки, детально вник в і работу соседних кораблей. Вскоре ему стало ясно, что район первого дрейфа был выбран неверно — сель дяной косяк уже отошел с этого ме ста. Ко второму дрейфу вся команда готовилась с особой тщательностью: судоводители часто измеряли темпе ратуру воды, отыскивая границу теплого и холодного течений (как известно, сельдь держится в боль шинстве случаев на этой границе), матросы вместе с мастером по добы че и его помощниками проверяли орудия лова. Старания моряков це пропали да ром — во второй раз сети принесли на борт около 25 тонн крупной сель ди. Моряки оживились . и с жаром взялись за ее уборку. Через 16 суток корабль подошел к пловучей базе сдавать первый груз. — Следующий груз должны наб рать быстрее! — решил капитан. — Наберем! — поддержала команда. Судоводители с особой четкостью вели промысловый планшет. Помимо замеров температуры воды и деталь ного анализа промысловых сводок, они ориентировались и на местные признаки. Если, скажем, в море замечены медузы — надо сменить участок промысла: здесь сельди нет. Капитан Груздев выявил любо пытную деталь: мелкая рыба дер жится в верхних слоях воды, а крупная — в более глубоких. Зна чит, если сети принесли только мелкую сельдь, то при очередном дрейфе следует опустить порядок на большую глубину. Своими наблюдениями Груздев на радиосовещаниях поделился с капи танами соседних судов. Чтобы точно узнать в каком слое воды держится рыба, мастер по до быче Старков применил ступенча тый порядок. Длина поводцов у ѳтого порядка колебалась от 1 до 20 мет ров. Это значит, что сети охватыва ли слои іводы почти от самой поверх ности до глубины в 32 метра. Практиковалась также постанов ка дополнительной контрольной сет ки. Она погружалась непосредствен но с борта корабля на капроновом 50-метровом поводце. ‘ Контрольная сетка, позволяла «прощупать» самые глубокие слои воды. Для улучшения условий труда практиковалась перестановка людей; Возьмем, к примеру, выборку дриф терного порядка. Укладка сетей здесь более леТкая операция, а тряска сельди — более трудоемкая. Каждые полчаса моряки, работавшие на ук ладке и на тряске, менялись местами, так люди меньше утомлялись. С особой энергией трудились ма тросы тт. Кошелев, Воронько и Ер- ченко. Воронько одно время заменял рыбного мастера. Он добивался вы сокого качества продукции. Машин ная команда, руководимая старшим механиком коммунистом Константи ном Егоровичем Третьяковым, содер жала судовые агрегаты только в от личном состоянии. Судна всегда име ло такой ход, какой требовали с мо стика. ) Экипаж среднего траулера № 441 ■одержал крупную промысловую по беду: 8 октября — почти на месяц раньше срока, указаняод'о в обяза тельстве,— завершил выполнение годового государственного плана. На счету команды — 9.466 цент неров добытой рыбы, в том числе — 6.046 центнеров атлантической сельди. По общей величине улова экипаж держит второе место среди экипажей «Мурмансельди». — После короткого планового ре монта, — рассказывает капитан тов. Груздев,— мы снова выйдем на про мысел. Впереди у нас — в нынеш нем году — почти два месяца плава ния* За этот срок наша дружная команда сумеет дать стране не одну сотню центнеров рыбы сверх плана. К. НИКОЛАЕВ. Успех поискового траулера На днях из Северной Атлантики в порт вернулся поисковый средний траулер «Кораблестроитель». За плечами экипажа — большая пло дотворная работа. Поддержав почин передового траулера «Касатка», команда «Кораблестроителя» взяла обязательство до конца года найти 30 косяков сельди. Сейчас закончи лась шестимесячная экспедиция ко рабля. На счету экипажа — 18 об наруженных косяков. Успех в. работе решили хорошее техническое оснащение траулера поисковыми приборами, а также большой опыт капитана тов. Дмит риева. Штурманский состав четко выполнял свои обязанности. При обнаружении косяка сельди выме тывали порядок сетей. При помощи приборов и анализа результатов дрейфа моряки определяли, какова концентрация сельди в данном ме сте, а также направление ее дви жения и глубину, на которой сельдь держится. На «Кораблестроителе» постоянно идет техническая учеба кадров. Когда дрифмейстер ушел в отпуск, его заменил тов. Захарцев, хорошо усвоивший приемы и правила дриф терного лова. Мастер по рыбообра ботке тов. Рудаков путем личного показа и постоянного контроля за работой матросов добился высоко качественной обработки сельди. Он подготовил к самостоятельной рабо те мастером матроса тов. Волкова. За время своего пла/вания эки паж траулера «Кораблестроитель» выловил 3.812 центнеров сельди, большая часть которой сдана на плавбазы. Полный груз сельди траулер привез в порт. '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz