Рыбный Мурман. 1953 г. Октябрь.
№ 55, 18 октября 1953 г Р ЫБ Н Ы Й М У Р М А Н 3 В С Е С И Л Ы Н А ВЫ П О Л Н Е Н И Е П Л А Н А Т Р Е Т Ь Е Г О Г О Д А П Я Т О Й П Я Т И Л Е Т К И Моряки „Мурмансельди“! По примеру экипажа „Медузы" добивайтесь новых успехов на сельдяном промысле ПЕРВЫЕ УСПЕХИ С начала года моряки среднего траулера «Медуза» вели промысел трески. Работа шла преимущественно в прибрежных, наиболее сложных районах, большую часть экипажа составляла молодежь. Несмотря на это, мы выполнили план первого квартала на 103 процен та и план второго квартала — на 481 процент. Себе стоимость одного центнера рыбы была снижена почти в два с половиной раза, моряки сэкономили много топлива, промыслового снаряжения, льда и соли. Как известно, зимой треска густо идет к берегам. Мы постарались использовать это явление с наиболь шей пользой для себя. Капитан корабля, промышляв ший в прибрежных районах не первый раз, хорошо знал, где в это время года бывает наилучшая кон центрация рыбы. Из всех районов мы выбирали такой, в котором грунт дна позволял работать, не повреждая тралов. Карта и планшеты, которые прежде велись капитаном, давали возможность без опаски подходить близко к берегу и работать на глубинах 15— 20 мет ров. Именно на этой глубине, вблизи от береговой ли нии, треска держалась наиболее густо. Чтобы добиться высоких суточных уловов, мы делали короткие тра ления и тем самым увеличивали количество их. Так как рыбы было достаточно, каждое траление приноси ло хорошие уловы. Для уборки рыбы мы не вызывали подвахту. На корабле было установлено правило: каждая вахта обя зана убрать весь улов, который был поднят во время ее работы. Это мероприятие позволяло морякам лучше использовать время, отводимое для отдыха, и нацели вало их на наиболее активный труд. За период трескового промысла моряки «Медузы» научились хорошо выполнять все производственные операции, сработались. Это позволило успешно подго товиться к сельдяному промыслу, быстро изучить спе цифику дрифтерного лова и затем добиться высоких результатов на промысле в Северной Атлантике. ВГКЛИМЕНКО. Старший помощник капитана среднего трау лера «Медуза». Обеспечивая условия для соревнования Наш опыт сельдяного промысла По примеру экипажа среднего траулера «Орочел», коллектив «Ме дузы» «с первых дней года упорно боролся за высокие уловы рыбы. Развернув пщроікюе социаллстиче- г,кое софевнование за повышение ігроизводительнояти труда, ироду-1 мадно, творчески относясь к орга- . низа-циіи работы, акшомя время и | направляя его ншооредотвеино на ] промысел, экипаж корабля уже 20 . августа за&оршил годовой план. На еегодняшіний дшь на счету коллек тива 8.285 центнеров рыбы, в том числе 3.609 центнеров сельди. Го довой план по вылову трес-ки и за дание по вылову сельди значитель но перевыполнены. Каким образом нам удалось за 9 месяцев дать такое количество рыбы? Ка® известно, промысел сельди в Северной Атлантике имеет аво® осо бенности. Главная заключается в том, что корабли работают на гро мадной площади и часто должны сами сгбеспечивать себе сырьевую базу. Следовательно, чтобы добить ся высоких уловов, надо умело вести поиски сельди, находить места наи более уловистые и именно в этих местах ставить дрифтерные по рядки. Судоводители «Медузы» хо рошо справились с этой задачей. Поиск сельди мы вели, основываясь на опыте прошлых лет, на анализе текущей обстановки и на данных метеорологических наблюдений. После окончания дрейфа мы немедленно начинали поиск места для нового дрейфа. Для этого, во- первых, анализировали показатели работы соседних кораблей; во-вто рых, анализировали записи прош лых лет и данные промысловых ло ций и учитывали, где именно, в каком месте и при каких условиях была тогда сельдь в это время года. Но больше всего мы опирались на температурные наблюдения. Сельдь, как известно, держится на границе разницы температур, т. е. на гра нице между теплым течением и хо лодным. Через каждые 15 минут мы измеряли температуру воды и, най дя эту граничу, ставили порядок. Когда мы намечали место для вы метай сетей, важно было опреде лить направление движения косяка. Это достигалось путем сравнения уловов на соседних кораблях. Опре делив направление движения сель ди, мы выходили в голову косяка, навстречу ему, и ставили порядок. Это давало возможность добиваться наиболее высоких уловов на каж дую сетку, так как через место, где поставлен порядок, проходил весь косяк или большая часть его. Зная направление косяка и то, что движется он обычно со ско ростью 7— 8 миль в сутки, мы после дрейфа обгоняли косяк на эти 7— 8 миль, снова оказывались в голове его и ставили порядок. В течение всего сельдяного про мысла — т. е. т р и месяца и двад цать дней — на корабле велась упорная борьба за высвобождение времени непосредственно для про мысла. Это позволило нам делать дрейфы каждый день и системати чески иметь хорошие уловы. Эконо мия времени слагалась: из ускоре ния выметки, выборки и обработай порядка, из сокращения затрат вре мени на переходы из района в рай он, к базам и обратно; из наиболее правильных курсов при выметке сетей; из наиболее точного держа ния корабля на косяке, что давало возможность избегать излишнего маневрирования при выходе на ме сто нового дрейфа. Выметку сетей мы производили на малом ходу и успевали поставить парадок из 110— 120 сетей за 15—-20 минут. Продолжительность дрейфов у нас не превышала 12 часов, а обработ ка порядка — 6— 8 часов. Все дрифтерное хозяйство на ко рабле находилось в постоянной го товности. Этот участок обеспечивал дрифмейстер тов. Забелинский. На палубе работа у нас была ор ганизована так,- что обеспечивалась высокая производительность труда на каждом участке. Был применен метод взаимозаменяемости. В ре зультате даже при самых высоких уловах палубная команда успевала обрабатывать весь порядок до сле дующего дрейфа. При средних уло вах на обработку порядка уходило время с 8 часов утра до 2 часов дня. В течение всего рейса на кораб ле велась политико-массовая рабо та, Она заключалась в изучении материалов XIX съезда КПСС, в читках газет, в беседах на различ ные темы, но всегда была связа на с нашими практическими зада чами. Особенно серьезно помогал командованию воірабля сплачивать коллектив председатель судового ко митета профсоюза коммунист тов. Чернов. В заключение необходимо указать на некоторые недостатки, которые мешали нам выловить еще больше сельди. Только в августе и сентябре мы потеряли 25 суток промыслово го времени в ожидании снабжения. Очень плохо работала метеорологи ческая служба. Метеосводки редко соответствовали действительности, а это дезориентировало нас, меша ло пояскам сельди, дрейфам. Руко водителям сельдяной экспедиции надо в дальнейшем позаботиться о том. чтобы все время на щюмысле использовалось непосредственно на облов косяков. С. ЗАРУБИН. Капитан среднего траулера «Медуза». Коща средний траулер «Медуза» вышел на промысел в Северную Атлантику, состоялось общесудовое собрание. На этом собрании были намечены пути социалистического соревнования, указаны конкретные задачи, на решение которых требо валось направить все силы. Каж дый моряк взял на себя индиви дуальное обязательство. Мы рассчитали, что сумеем вы полнить эсиеяиционный план по вылову сельди гораздо раньше за планированного срока. Но для это го надо было обеспечить возмож ность повышения производительно сти труда на всех участкам. Обсу див этот важнейший вопрос со всех сторон, мы решили отказаться от существующей организации труда. Бывший тралмейстер нашего 'ко рабля тов. Спичкин утверждал, что каждый матрос должен специализи роваться только на одном, опреде ленном участке работы. По предло жению матроса тов. Красикова мы применили новый способ организа ции работы. Палубная команда бы ла разбита на три звена — по три человека в каждом. Если первое звено работало сегодня у рола, вы бирало сети, то завтра оно перехо дило на уборку рыбы, а на третий день становилось трясти сети. Та кая организация работы давала возможность каждому матросу ов ладеть всеми операциями и выпол нять поочередно то более трудные, то более легкие работы. Значит, лучше сохранялась работоспособ ность экипажа. Кроме того, созда валась возможность взаимозаменяе мости. Уловы, как правило, были на ко рабле значительные. Значит, тре бовалось обеспечить не только бы струю обработку сетей, но и быст рую уборку сельди. Мы и это пре дусмотрели. Так как в палубной команде у нас было 10 матросов, а ! в звеньях было по три человека, то каждый день оставался свободным ояин человек. Он помогал мастеру по рыбообработке засаливать сельдь. Но мало принять социалистиче ское обязательство и наметить ме роприятия для его выполнения. На до постоянно контролировать ход соревнования, своевременно вскры вать недостатки, выявлять причи ны их и принимать меры к устра нению этих причин. С этой целью судовой комитет профсоюза, после того как корабль набирал полный пруз' и направлялся к базе, соби рался на заседание. На заседаниях детально обсуждалась работа 'кол лектива, оценивался ТРУД каждого моряка. Выявлялись передовики и отстающие. Выявив передовиков, судовой комитет, совместно с коман дованием корабля, организовывал передачу их опыта всему экипажу. Так, у нас изучался опыт старшего механика коммуниста тов. Звягина, боцмана то®. Козшина, дрифмейсте- ра тов. Забелинского, матросов тт. Федорова, Подолинского, Краси кова. Этот опыт передавался прак тически. Выяви® отстающих, судо вой комитет выяснял причины от ставания и затем оказывал помощь этим морякам. Судовой комитет не упускал из поля своего зрения ни с.'ин вопрос жизни экипажа с Ъем, чтобы обес печить морякам наиболее благо приятные условия для выполнения взятых ими обязательств. В ^результате создания необходи мых условий для моряков, делового контроля за ходом соревнования со стороны профсоюзной организации и командования корабля, каждый член экипажа перевыполнил свои индивидуальные обязательства, что позволило добиться высоких уловов. П. ЧЕРНОВ. Председатель судкома еред- I него траулера «Медузе». Вклад машинной команды Еще когда корабль находился на траловом промысле, мы взяли обя зательство повысить квалификацию членов машинной команды и там самым создать условия для наи более грамотной акоплоатации ме ханизмов. Третий механик готовил ся стать вторым, моторист обучался специальности третьего механика, ученик готовился стать мотористом. С этой целью проводилась теорети ческая учеба, подкреплявшаяся практикой. В результате, ко време ни ухода нашего корабля на сель дяной промысел, у нас были хорошо подготовлены все кадры машинной команды. Машинная команда, борясь за бесперебойную работу судовых ме ханизмов, старалась обеспечить минимальный износ машины. Од но время у нас были слу чаи, когда с мостика при выборке порядка в течение часа отдавалось до 60 команд, выполняя которые надо было 60 раз пускать или останавливать машину, увеличи вать или уменьшать скорость хода. Это приводило к перерасходу топ лива, ускоряло износ машины. В дальнейшем мы обсудили этот недо статок вместе с командирами ко рабля, нашли пути сокращения ко личества маневров почти наполови ну. После этого заметно повыси лась экономия топлива, масла, со стояние машины улучшилось. Большое внимание уделялось на ми чистоте машинного отделения. И. ЗВЯГИН. Старший механик среднего траулера «Медуза». III помощник И. И. СРЕБРЯНКИН. Старший механик И. Н. ЗАБЕЛИН. Капитан С. Г. ЗАРУБИН. Матрос А. И. ПОДОЛИНСКИИ. Дрифмейстер И. Г. ЗАБЕЛИНСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz