Рыбный Мурман. 1953 г. Октябрь.
№ 53, 14 октября 1953 г РЫБНЫЙ МУРМАН 3 ВСЕ СИЛЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Как л\Ьі добиваемся вЫсокой вЬірабошки консервов Министерство и ЦК профсоюза рабочих легкой и пищевой промыш ленности присвоили звание брига ды отличного качества коллективу консервщиков большегрузного трау лера «Победа» по итогам работы за второй квартал 1953 года. Мы имеем задание выработать за год 2 6 8 .5 0 0 банок консервов. Ког да, в начале сентября, закончился второй рейс траулера, на нашем счету уже было 2 12 .793 банки, причем большая часть консервов сдана высшим сортом. Наше социа листическое обязательство — дать 325 .000 банок — мы (решили за вершить к 36 -й годовщине Великой Октябрьской социалистической ре волюции. 80 процентов консервов мы обязались сдать высшим сортом. Мы не сомневаемся, что эти задачи будут нами решены. Наша уверенность в успехе осно вывается на той организации труда, которая применяется в рабочем про цессе на траулере «Победа» и це ликом оправдывает себя. На большегруз-ном траулере ус ловия для выпуска консервов не сколько иные, чем на обычном траулере. Мы обязаны обеспечить круглосуточную и ритмичную рабо ту своего консервного цеха. Но большегрузный корабль добывает рыбы в сутки столько же, сколько и обычный, а сырья, т. е. треско вой печени, нам нужно в с у т и в два — три раза больше. Следова тельно, главная наша задача — по стоянно иметь это сырье. От того количества рыбы, кото рое в среднем добывается в сут ки, можно набрать достаточное ко личество печени, чтобы приготовить положенные нам 800 банок консер вов. Однако часто в уловах бывают спады или рыба ловится мелкая. В этих случаях не так просто дать тресковой печени даже на плановое количество консервов. Чтобы обеспечить беспрерывную работу консервного цеха, на нашем корабле создан поток. Зарождается поток на палубе, там, где моряки обрабатывают рыбу. Здесь всегда действует взаимоконтроль и конт роль со стороны вахтенных штурма нов и капитана за сбором тресковой печени. Он направлен на обеспече ние полного использования этого сырья. Ни один кусочек печени, как бы он мал ни был, не пропадает да ром, не уходит за борт. Поэтому, даже при низких уловах или в слу чае, если рыба ловится мелкая, сырья у нас достаточно. В большинстве случаев, конечно, матросы заготовляют печени гораздо больше, чем нужно нам на 800 ба нок консервов. Значит, создаются предпосылки для систематического перевыполнения заданий. Наша за дача — добиться, чтобы все сырье непрерывно поступало в цех и сра зу же обрабатывалось. Задерживать процесс нельзя. Если печень про лежит нечищенной полчаса или больше, то консервы получается низкосортные. Чтобы справиться со своей задачей полного использова ния заготавливаемого сырья, мы ор ганизуем подвахты. Это простое ме роприятие — самое основное усло вие нашего успеха. Печень в боль шом количестве непрерывно заби рается с палубы в цех, немедленно чистится и расфасовывается в бан ки. Вахта и подвахта успевают де лать это. Таким образом, печень, только что вынутая из трески на палубе, через час с небольшим уже законсервирована. Продукция выхо дит очень высокого качества. Не будь подвахты, мы, во-первых, не успели бы заготовить и перерабо тать все поступающее сырье, а, во- вторых, качзство продукции резко снизилось бы. Работа с подвахтой при хороших уловах и обилии сырья дает, нам возможность доводить суточную вы работку консервов до 2— 2 ,5 тысячи банок. Вот откуда у нас отличные пока затели по количеству и качеству консервов. Когда уловы рыбы средние или низкие, подвахта, конечно, не вы зывается. Бригада самостоятельно За высокую культуру судовождения справляется со всем объемом рабо ты. Однако строится она, опять-та- кн, с таким расчетом, чтобы сыірье шло непрерывным потоком от пер вой операции — сбора на палубе, до последней — стерилизации, что бы рабочий поток не прерывался ни на минуту и оборудование дейст вовало бесперебойно. Весь труд в бригаде строго распределен. При этом каждый человек имеет свое основное дело и дополнительное, ко торое дается •старшим мастером в з а висимости от обстановки. В боль шинстве случаев, вся смена при нимает участие в обработке печени, чтобы не задерживать ее расфасов ку и консервирование. Оперативное руководство сменой позволяет быст ро предупредить прорыв, где бы он ни наметался. Есть еще одно условие нашего ус пеха — непрерывное внимание производству консервов и деловая помощь ему со стороны командова ния траулера. Редко случается т а кой день, когда в цехе не побывают капитан корабля или помпожт. Они вникают в наши нужды, наши зап росы, обеспечивают возможность работать ритмично. Если сырье по ступает медленно — принимаются соответствующие меры; если сырье задерживается в обработке — орга низуется подвахта... Короче говоря, бригаде консервщиков на нашем траулере создаются необходимые ус ловия для высокопроизводительного труда. Это очень важно. Такая по становка дела убеждает нас в том, что на всех большегрузных трауле рах можно значительно поднять вы пуск консервов л их качество. В третьем рейсе мы постараемся к 36 -й годовщине Великого Октября завершить свое социалистическое обязательство и тем самым способ ствовать созданию изобилия продук тов питания для советских людей. И. КОЧУР — старший консервный мастер трауле ра «Победа», А. ХРАНИ- JIOB — консервный ма стер, А. МАКЕДОНОВ — мастер по жиротоплению. Успешная промысловая работа немыслима без высокой культуры ! судовождения. Однако факты свиде тельствуют о том, что !в траловом ■флоте все еще слабо ведется борьба с ! аварийностью. Правда, по сравне- Iшію с прошлым годом нынче число t аварий снизилось, но все же они есть. Все аварии происходят исключи т ел ьно из-за нарушения командным (составом коіраблей Устава, службы на jсудах флота рыбной промышленно с т и Союза ССР, правил технической I эксплуатации. Піри этом характер н о , что аварии случаются не столь ко іиз-за незнания Устава и правил, сколько и з -за личной недисципли нированности командиров траулеров. Как раз по этой причине и про изошла авария траулера «Херсон». Если бы капитан этого корабля тов. Михайлов при постановке судна на якорь приказал вытравить достаточ ное количество якорь-цепи, если бы Іон, уходя отдыхать в каюту, отдал все необходимые распоряжения вах тенному штурману и старшему ме ханику на случай усиления ветра, — аварии не было бы. Но так как конкретных указаний от капитана не последовало, то вахтенный штур ман тов. Смирнов и старший меха ник тов. Кузнецов действовали каж дый по-своему. Вадтенный штурман не поетавпл вахтенного матроса наб людать за якорь-цепыо, сам це кон тролировал положение судна, не оп- \ ределял его место по пеленгам, не измерял глубину, не отдал распоря жения держать машину ів готов ности, а старший механик не дер жал машину в готовности. Этот факт говорит о там, что на корабле была низка дисциплина су довождения, что у людей было при туплено чувство ответственности за порученное дело. В траловом флоте бывают и такие аварии, которым ни при ж ш х ус ловиях не должно быть места. В апреле при тихой и ясной погоде в отрьгтом море столкнулись два трау лера — № 16 и № 47 . Вахтенный штурман траулера № 16 тов. Ряб- цовскіий видел впереди себя другое судно в расстоянии одной мили, по этому имел полную возможность и з брать безопасный курс, посторонить ся с пути обгоняемого траулера «N-* 47 . Но он этого не сделал, приб лизился л кораблю и только благо даря наспех принятым мерам уда лось избежать тяжелых последствий. У нас есть целый ряд и таких аварий, которые выводят из строя те или иные механизмы, которые, в конечном счете, также серьезно влияют н а промысловую работу. Все они такж е происходят из-за недис циплинированности капитанов ко раблей и вахтенных командиров, из- за пренебрежения ими установлен ных правил судовождения и экс плуатации. На таких кораблях обыч но слабо борются против нарушений трудовой дисциплины и правил су довождения, за сохранность государ ственного имущества, за сохранность вверенной техники. Сейчас на промысле наступил очень сложный и ответственный период — период осенних штормов. В этих условиях от командного со става траулеров требуется особая четкость и внимательность при ра боте на промысле, На переходах требуется высокая бдительность. Каждый капитан корабля должен мобилизовать коллектив на преду преждение т ж х . бы то ни было аварий, на преодоление трудностей промысла в штормовых условиях. Необходимо обучить всех моряков правилам работы в штормовую пого ду, повысить ответственность судо водителей за качество их труда. Отличные знаіния каждым моряком правил технической эксплуатации судна, крепкая дисциплина на про мысле помогут совершенно лишиди- ровать аварии на флоте и тем 6а- мым поставить в а службу промыслу еще один важный резерв увеличения добычи рыбы. И. АНАНЬИН. Старший морской инспек тор тралового флота. Насущные нужды сельдяной экспедиции Почему сорвано выполнение сентябрьского плана Повысившиеся в июле и августе темпы добычи сельди в Северной Атлантике в сентябре были сниже ны. Месячный план и дополнитель ное задание флот не выполнил. Основная причина снижения тем пов — самоуспокоенность руководи телей экспедиции. Промысловая обстановка в сен тябре сложилась хорошая. Еще с се редины августа флот «стал •на боль шую рыбу» и из пятидневки в п я тидневку перевыполнял задания. Сельдь держалась близко от стоянки приемных баз, что освобождало флот от больших переходов для сда чи улова и снабжения. 3 сентября исследовательское судно ППНРО «Профессор Месяцев» обнаружило очень плотные концентрации сельди на большом пространстве к востоку от района работы флота. Об этом были извещены руководители экспе диции. Найденный -косяк давал воз можность резко повысить добычу сельди, ускорить выполнение ме сячного и годового планов. Следует подчеркнуть, что сен тябрьский план почему-то был зна чительно меньше августовского, хотя в течение уже нескольких лет сен тябрь являлся наиболее производи тельным. Тем не менее план сентяб ря выполнен не был. Даже средний улов на сеть в сентябре нынешнего года составил всего 63 килограмма за дрейф против 89 килограммов в 1952 году. Почему это произошло? Потому, что резко уменьшилось количество обрабатываемых сетей из-за недо статка буев, поводцовото каната и даже сетей. Потому, что объединен ный штаб экспедиции и руководите ли Мурманской флотилии слабо боро лись с трудностями, которые воз никли в сентябре, плохо мобилизо вывали моряков на преодоление пре пятствий, создавшихся в результате недостатка баз. Флот не сумел ис пользовать полностью хорошие кон центрации сельди, найденные иссле довательским судном, снизилось ко личество обрабатываемых сетей и, в конечном счете, добыча. Улучшить приемку сельди Уроки прошлого учат, что назрела необходимость организовать спе циальный транспортный флот для приемки сельди в экспедиции, ина че приемка сельди долго будет сдер живать производительность флота. Организация приемного флота для обслуживания сельдяной экспедиции необходима и с целью повышения . качества продукции, которое нынче резко снизилось. Бесспорно, что ка чество продукции зависит, в первую очередь, от первичной обработки ее на средних траулерах, но не мень шее значение играют и последую щие этапы ее обработки на плову- чих базах и на берегу. В определении сортности при нимаемой сельди очень много отсе бятины. Даже не на всех базах имеются контрольные лаборатории. Желая застраховать себя от возмож ных неприятностей, приемщики з а частую неправильно определяют ка чество рыбы, выгружаемой с кораб лей, а руководители экспедиции обычно стараются быть в стороне от этого «неприятного» вопроса и предоставляют решать его кому и как вздумается. В результате зача стую получается нелепость: базы до ставляют продукцию более высоких сортов, чем приняли ее от моряков, хотя всем известно, что на базах рыба не перерабатывается. 0 какой борьбе с технологически ми потерями на базах и на после дующих этапах обработки может быть речь, когда в результате не правильного определения веса полу фабриката при приемке его с про мысловых судов создаются болыпяе излишки? Так, в прошлом году у «Мурмансельди» «излишек» сельди достиг 10 тысяч центнеров(!) Образование самостоятельного при емного флота в большей степени ре шит и этот крайне важный вопрос. Тогда руководители экспедиции вы нуждены будут по-деловому вмеши ваться в вопросы сдачи продукции. С другой «стороны, правильное опре деление сортности сельди при ее приемке от средних траулеров заста вит технологов всерьез заниматься качеством продукции на базах. Неотложные мероприятия Борьба за досрочное выполнение годового плана и резкое повышение добычи сельди в октябре требуют принятия срочных и серьезных мер. Прежде всего, необходимо усилить разведку. В этот период создается опасность отставания флота от глав ных косяков сельди, движущихся к месту нереста, что может резко сни зить темпы лова. Недалеко и то вре мя, когда сельдь перестанет поды маться на поверхность, и весь флот должен будет производить лов с верхним вожаком. В связи с тем, что еще не все капитаны знакомы с этим способом лова, ППНРО выпустил специаль ную схему, которая должна помочь освоить этот способ установки сетей на большой глубине. Схемой этой обеспечены суда «Мурмансельди» еще в автусте. В настоящее время из печати вышел плакат, составленный специалистами лаборатории про мышленного рыболовства ППНРО, который знакомит с работой сетями на удлиненных иоводцах и показы вает, как применять амортизатор для вожака, смягчающий рывки судна во время штормовой погоды. Применение амортизатора избавит флот от потери многих дрифтерных порядков в штормовой зимний пе риод. К переоснащению флота дриф терными порядками с верхним вожа ком флот еще не готов. До сего вре мени многие суда испытывают недо статок в поводцовом канате. Моряки настойчиво требуют уси ления верхних и боковых подбор се тей для 'Предотвращения массовых порывов их в штормовое время. Это важное мероприятие, которое может сохранить многие сотни сетей от преждевременного износа, еще не проводится в жизнь: Коллектив Тю- вагубской базы должен осуществить эту работу в кратчайший срок. 0со- бо важным в зимнее время являете & прочность вожаковых тросов. Это также поможет 'Сохранить не один дрифтерный порядок. Повысить роль капитанов-флагманов Для дальнейшего повышения вы лова сельди очень важно повысить роль капитанов-флагманов. При воз росшем флоте начальник экспедиции может решать только главные воп росы дислокации флота. Расположе ние же судов на отдельных косяках должно полностью входить в задачу отрядных флагманов. Чтобы сделать их работу полноценной, необходимо предоставить им суда, оснащенные поисковой техникой, которая хорошо оправдала себя в нынешнем году. В таких условиях капитаны-флагманы станут подлинными руководителями своих отрядов. Это большое и важ ное мероприятие следует провести теперь же. Освобождать флагмана от работы на корабле не следует. Он должен быть, прежде всего, полным хозяином корабля. Только тогда он сумеет осуществить расста новку судов отряда. Учитывая боль шой объем работы флагмана, необхо димо выделять ему опытных стар ших помощников. Наступающий зимний период про мысла требует продумать и подгото вить все детали организации про мысла и технического оснащения судов с таким расчетом, чтобы мо ряки могли работать в тяжелых ус ловиях зимы с наибольшей произ водительностью. Ю. МАРТИ. Кандидат биологических наук, лауреат Сталинской премии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz