Рыбный Мурман. 1953 г. Октябрь.
№ 52, 11 октября 1953 г. РЫБНЫЙ МУРМАН ВСЕ СИЛЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Капитан среднего траулера Плотный, невысокого роста моряк, с молодым открытым лицом, внима тельным, изучающим (взглядом, — таков внешний портрет капитана тан. среднего траулера 439 Николая Ивановича Митрофанова. И, не зная Митрофанова б.тизко, трудно дога даться о той большой внутренней си ле, страстной энергии и упорной на стойчивости, которые живут в этом скромном, немногословном, несколько застенчивом человеке. Все это — и энергию, и настой чивость, и непреклонную волю к победе — воспитали в Митрофано ве Коммунистическая партия, совет ская морская дружба и северное студеное море. •Митрофанов начал ходить в море матросом. Потом учился на курсах штурманов малого плавания, работал по специальности на траулерах и транспортных судах, на плавбазе «Тамбов». В октябре 1950 года стал учиться на курсах штурманов даль него плавания. Учился — и видел се бя в дальних трудных походах, в штормовом полярном море. Его, как одного из лучших и способных кур сантов, направили на переход Север ным морским путем на Дальний Вос ток. Лучшей школы для молодого штурмана нельзя было и желать. Со ветская Арктика с ее скупыми красо тами и многими трудностями пред стала перед Митрофановым. Он жадно учился у старых ледовых капитанов побеждать эту, не из книг вычитан ную, а обыкновенную Арктику... Три месяца длилось это испытание жизнью, — Митрофанов блестяще выдержал его: получил благодар ность, премию, грамоту, а главное — был получен опыт, с которым он чувствовал себя в ходовой рубке уверенно и твердо. Доучившись на курсах, получив за успехи похвальную грамоту, в июне 1953 года Митрофанов поднял ся на мостик среднего траулера № 439 капитаном и вскоре повел ко рабль ів далекую Северную Атланти ку на сельдяной промысел. * * Не — Посмотрим, как вы обойдетесь ' выводы. По 10 12 часов неотлуч- без на€, — брюзжали они. ;но простаивал Митрофанов у самопи- — Обойдемся, — заверил капи- щущих приборо®, стараясь проник нуть в тайну их записей, потому что эти записи показывали то, что происходит в морской глубине, хра- . . . ГГГГГ-! іШ Капитан СРТ-439 Н. И. МИТРОФАНОВ. нили секрет подводной «обстановки». U надо было во что бы то ни стало разгадать каждую черточку этих за писей, каждый штрих на ленте са мописца. И он разгадал их, и первое время очень удивлял штурманов, когда го ворил: — Здесь метать порядок нельзя — сельди нет. — Сейчас под нами движутся жиденькие стайки сельди. Уловы на сетку будут мизерные. — Ставить порядок! Быстрее то варищи, торопитесь! — весело ко мандовал он в третьем случае, и мат росы знали, что сельдь есть. •Митрофанов настойчиво учил лю дей корабля, учился сам и добился, что и штурманы, и матросы, и меха ники понимали его с полуслова. Очень уважали моряки капитана и за то, что он не как другой, который на словах заботится о людях, а на деле за весь рейс не сойдет с мости- Митрофанов поставил на их место . „ рядовых матросов из молодежи... Про- ка» не зайдет в матросский кубрик, вели дрейф, второй, третий... Через >не поговорит, кто чем живет. Митро- пять суток корабль подошел к базе с полным грузом высококачественной Конечно, нашлись такие, которые любили пустить из-под руки слушок 'фанов заботился о людях делом. Он проверит, чистое ли белье застлано на постелях моряков, довольны ли они питанием, хороша ли спецодежда. Он поговорит с каждым так , что тот расскажет, о чем думает, как жи вет, о чем мечтает... Кажется, рас ходование заработка — сугубо лич ное дело каждого. Но Митрофанов и этим поинтересуется, даст совет, про сельди. В эти же первые дни промысла Митрофанов прочитал в книге прика зов запись: — матрос такой-то отка зался выйти на работу. Факт уди вил. Митрофанов сказал себе: — у меня подобного не будет. В первую очередь, он старался 1верит, т а к ли поступил моряк, как лично быть образцом для экипажа: 'следует. на вахту выходил подтянутый, чи - 1 Большое это дело — уметь спло- сто выбритый, был до придирчиво- [тить людей вокруг себя. Митрофанов, сти аккуратен в выполнении своего опираясь на коммунистов корабля, долга. До конца делил с моряками все трудности. И никогда не кричал, не ругался. Но матро сы подчинялись беспрекословно: каждый хотел быть похожим на своего капитана. Подкупали его энергия, выдержка и та внутренняя спокойная непреклонность, которая всегда побеждает. Особенно стали о «растерянности» молодого капита-1 уважать моряки своего капитана ______ _ ___~ ____ _________ ___________________________________ ____ ' м ___ ____________ _ _____ _ . t на, о том, что «с таким молодым к а питаном рыбы не наловишь» и т . п. Распуская подобные слухи, они жда ли, когда капитан, «провалится» в глазах коллектива. Ждали этого ма стер по рыбообработке и дрифмейстер. Они считали себя «крупными спе циалистами» без которых на корабле все развалится. Вместо помощи ка питану они отлынивали от дела. — Долго они будут под ногами путаться? — возмущались моряки. Митрофанов раз предупредил заз навшихся «специалистов», дру гой, — а затем взял и высадил их на плавбазу. когда убедились, что он промысловик. Казалось хороший на актив, добился настоящей мор ской спайки экипажа. II в этой спайке сила этого коллек тива, секрет его успехов! Моряки среднего траулера 439 ів прошлом году выполнили план, хотя только что осваивали дрифтерный лов и вы шли в океан поздно. Нынче из 9 прошедших месяцев их корабль про стоял в ремонте около 5 месяцев, но экипаж уже дал 7 .4 0 0 центнеров Повысить качество службы на судах Одним из серьезных условий для ] ный инженер тралового флота тов. успешного выполнения государст- Летягин. Он наплевательски отно- венвого плана добычи рыбы являют- ' сится к вопросам повышения куль- іся четкая ор гашш ц и я службы, соб людение правил судовождения и Устава службы на судах тралового флота. С этой целью и создан при управлении тралового флота отдел главного капитана с груш ами мор ских инспекторов и капитанюв-на- ставников. Если технический отдел призван обеспечить бесперебойную работу, «сердца корабля» — машин ного отделения, то отдел главного капитана должен позаботиться о четкой работе «мозга» корабля — его администрации. Однако факты показывают, что отдел главного капитана тралового флота, возглавляемый тов. Епари- ным, выполняет свои обязанности крайне неудовлетворительно. Об этом говорят частые случаи грубых нару шений правил эксплуатации судов и правил судовождения, что приводит к весьма большим убыткам. Доста точно вспомнить случаи, происшед шие с траулерами «Херсон», «Баер», «Комсомолец» и другими. Отдел главного капитана флота, а также судовая администрация ряда кораблей самоустранились от изуче ния и строгого соблюдения правил технической экшлоатации корпусов судов, судовых устройств и систем, от контроля за содержанием и хра нением аварийно-спасательного, н а вигационного и сигнально-отличи- тельного имущества. В результате из строя преждевременно выходят кор пуса кораблей, устройства, системы, приборы и т. п . , корабли непроизво дительно простаивают в порту, срывают промысловую работу. Ни на одном траулере нет черте жей растяжек, которые позволяют организованно контролировать сте пень износа каждого отдельного ли ста наружной обшивки корабля. В этом серьезно повинен и корабель- туры технической эксплуатации корпусов траулеров. И совсем не уди вительно, что суда тралового флота зачастую и совершенно неожиданно выводятся на ремонт из-за сквозных изаосов листов обшивки. Так было, например, с траулерами «Больше вик», «Палтус», «М. Горький», «Ленинград» и другими. Такое же положение с эксплуата цией судовых устройств и систем. Так, Мурманской инспекцией реги стра СССР в этом году были задер жаны в порту из-за неисправности рулевых и якорных устройств трау леры «Баер», «Грозный», «Россия», «Севгосрыбтрест», «'Касатка» и дру гие. Хуже всего обстоит дело с аварий но-спасательным имуществом. Почти на всех кораблях оно не укомплекто вано, а н а некоторых имеется с из лишком и содержится в крайне бе зобразном техническом состоянии. У отдела главного капитана тра лового флота есть все возможности решительно поднять культуру служ бы на судак, культуру технической эксплуатации (корпусов кораблей, систем и устройств. В то же время от делу должна быть оказана помощь со стороны главного капитана Глав- мурманрыбпрома тов. Калинина. Он знает правила обслуживания и со держания судов, но вместо живого контроля за их выполнением на флоте, занимается только буматами. Он оторвался от флота, превратился в кабинетного работника, на судах не бывает и не видит всех перечис ленных недостатков. Отсюда то по ложение, которое создалось и кото рое сдерживает промысловую работу флота. В. СКУПСКИИ. Старший инспектор регистра. быУно '^что ни д р е й ф - - п о л н ы ™ іры'бы- Зд(? ь за ІО .МО цент- ти сельди! И, главное, Митрофанов нероэ рь™ы в и дад^’т ИХ- ' тан знает: какие бы трудности не встретились, экипаж возьмет их! еще накануне мог сказать, каков бу дет улов. Но никто, кроме старшего штур мана Евгения Ефимовича Ломако, не знал, сколько бессонных ночей про вел их капитан, изучая искусство сельдяног лова. Его интересовало все: погода, течения, температура моря, его живой мир... В его промысловый журнал попадали самые мельчайшие наблюдения, из которых затем скла ды вали сь определенные и прочные Моряки знают: в любой обстановке их капитан найдет правильное ре шение! На днях средний траулер снова, после ремонта, ушел в Северную Ат лантику. Моряки обязались взять до славной годовщины Октября два гру за сельди — около 150 тонн. И возьмут! П. МИХАИЛОВ. Как было потеряно 20.000 центнеров сельди М э с т е р а с в о е г о дела С большой теплотой отзываются I .работали с толком, с молодой смет - 1 переднему мосту автомобиля. Он кой. Когда Дундин получал задание, предложил такж е использовать вы- он всесторонне продумывал его, р а с - 1брасываемые в утиль, отслужившие рабочие механической мастерской автобазы рыбного порта о бригадире слесарей — секретаре комсомольской организации Леониде Дундине. Раньше он работал слесарем чет вертого разряда, всегда в срок вы полнял задания и не было случая, чтобы его работа была забракована. — У Дундина — золотые руки, — говорили в мастерской. В 1951 году здесь была создана комсомольско-молодежная бригада. Дундина поставили во главе. — Теперь ты должен отвечать не за себя одного, а за коллектив, — сказал ему начальник мастерской. — Смотри, не подкачай. — Я — комсомолец, — коротко ответил Леонид, и в этих словах бы ло глубокое понимание своего долга. Коллектив подобрался дружный. Все стремились оправдать звание ставлял людей, учитывая способно сти каждого, каждому толково объяснял его задачу. Прошло некоторое время. Бригада сработалась, научилась оперативно выполнять самые сложные задания, накопила опыт. Производительность труда в бригаде с каждым днем росла и нынче она составляет 150— 180 процентов нормы. Недавно бригаде было поручено провести средний ремонт автомаши ны ЗИС-150. Несмотря на то, что некоторые слесари из бригады были заняты другой работой, задание бы ло выполнено больше чем на сутки раньше срока. Леонид Дундин — один из луч ших рационализаторов мастерской. По его предложению успешно внед- комсомольско-молодежной бригады, і ряется подшипник новой системы к свой срок, стаканы поршней для переплавки их и отливки шкивов двигателей. Это предложение было внедрено в жизнь и позволило увели чить срок службы шкивов. Ва не большой промежуток времени Дун дин внес восемь различных пред ложений, большая часть которых внедрена в производство. Комсомольцы автобазы избрали Леонида Дундина секретарем органи- зации и он с честью оправдывает j сельди звание комсомольского вожака. Он старается направить работу молоде жи на повышение производственных показателей. Члены его бригады и сам он учатся в политкружках. > 36-ю годовщину Великого Октяб ря бригада Леонида Дундина обяза лась встретить новыми достиже ниями в труде. В нынешнем а д у «Мурмансельдь» допустила серьезное отставание. Это отставание не ликвидировано и сей час: задолженность составляет свы ше 10 .000 центнеров сельди. Откуда эта задолженность? Про мысловая обстановка в течение все го года позволяла и позволяет си стематически перевыполнять суточ ные задания. Моряки сельдяной эк спедиции активно борются за пол ное использование времени и сырье вой базы. Но усилия их наталки ваются на серьезные препятствия. Не раз писалось о том, что в ны нешнем году работа сельдяных баз поставлена плохо. Суда сельдяной экспедиции теря ют промысловое время главным об разом на проістоях в ожидании баз или для сдачи улова, или для снаб жения всем необходимым. Причем, простои эти исчисляются не часа ми, а неделями, простаивают не от дельные корабли, а большие группы судов. Вот факты, которые показывают, почему «Мурмансельдь» отстает. В сентябре многие корабли экспеди ции простаивали из-за плохой ра боты баз и потеряли по 10—:12— 15 суток. Так, средние траулеры 157 . 2 2 2 и 460 простоялл 19— 22 суток. А в общей сложно сти. по неполным данным, простой кораблей сельдяной экспедиции только в сентябре составил свышг 800 судосуток. Даже при минималь ном суточном вылове за это время можно было добыть 2 0 .0 0 0 центне- Почему это происходит? Только потому, что работа пловучих б а я , обслуживающих сельдяную экспеди цию, к ак и прежде, организована крайне плохо. Работники «Мурман- сельди», на которых возложена обя занность обеспечивать бесперебойное обслуживание экспедиции базами, зная и видя создавшееся положение, все же не приняли всех мер для предотвращения громадных потерь в уловах сельди. Базы то накапли ваются в порту пачками, то почти одновременно появляются на про мысле, а затем дружно уходят в порт, оголяя промысел. Получается по поговорке: то густо, то пусто. Экипажи пловучих баз, учитывая обстановку и стремясь как можно скорее оборачиваться между портом и промыслом, обеспечивать быст рую, бесперебойную обработку кораб лей экспедиции, развернули социа листическое соревнование з а скоро стные рейсы. Моржи баз нашли у себя возможности досрочно обраба тывать приходящие для разгрузки средние траулеры. Почти каждая пловучая база возвращается в порт раньше намеченного срока и с гру зом, который превышает плановое задание. Но усилия экипажей баз сводятся на нет неорганизован ностью, которая укоренилась в деле снаряжения баз на промысел. То нехватает тары, то нет продовольст вия, то сетематериалов и т. д. Руководители «Мурмансельди.; — хозяева этих баз — не знают, как базы работают на промысле, чго надо сделать для того, чтобы ликви дировать необеспеченность промыс ла пловучими базами. По сутп ;е - ла, никто не несет прямой ответст венности за их работу, в руководст ве ими существует обезличка. Ни кто не несет ответственности к за те 2 0 .0 0 0 центнеров сельди, кото рые потеряны из-за неразворотли вое™ и безответственности руково дителей сельдяного промысла. Надо немедленно принять самые серьезные меры для бесперебойного обеспечения сельдяной экспедиции в Северной Атлантике пловучими ба зами. Надо ликвидировать в с е ' и всяческие простои средних трауле ров на промысле. П. БЫСТРОУМОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz