Рыбный Мурман. 1953 г. Октябрь.

№ 52, 11 октября 1953 г. РЫБНЫЙ МУРМАН ВСЕ СИЛЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Капитан среднего траулера Плотный, невысокого роста моряк, с молодым открытым лицом, внима­ тельным, изучающим (взглядом, — таков внешний портрет капитана тан. среднего траулера 439 Николая Ивановича Митрофанова. И, не зная Митрофанова б.тизко, трудно дога­ даться о той большой внутренней си­ ле, страстной энергии и упорной на­ стойчивости, которые живут в этом скромном, немногословном, несколько застенчивом человеке. Все это — и энергию, и настой­ чивость, и непреклонную волю к победе — воспитали в Митрофано­ ве Коммунистическая партия, совет­ ская морская дружба и северное студеное море. •Митрофанов начал ходить в море матросом. Потом учился на курсах штурманов малого плавания, работал по специальности на траулерах и транспортных судах, на плавбазе «Тамбов». В октябре 1950 года стал учиться на курсах штурманов даль­ него плавания. Учился — и видел се­ бя в дальних трудных походах, в штормовом полярном море. Его, как одного из лучших и способных кур ­ сантов, направили на переход Север­ ным морским путем на Дальний Вос­ ток. Лучшей школы для молодого штурмана нельзя было и желать. Со­ ветская Арктика с ее скупыми красо­ тами и многими трудностями пред­ стала перед Митрофановым. Он жадно учился у старых ледовых капитанов побеждать эту, не из книг вычитан­ ную, а обыкновенную Арктику... Три месяца длилось это испытание жизнью, — Митрофанов блестяще выдержал его: получил благодар­ ность, премию, грамоту, а главное — был получен опыт, с которым он чувствовал себя в ходовой рубке уверенно и твердо. Доучившись на курсах, получив за успехи похвальную грамоту, в июне 1953 года Митрофанов поднял­ ся на мостик среднего траулера № 439 капитаном и вскоре повел ко­ рабль ів далекую Северную Атланти­ ку на сельдяной промысел. * * Не — Посмотрим, как вы обойдетесь ' выводы. По 10 12 часов неотлуч- без на€, — брюзжали они. ;но простаивал Митрофанов у самопи- — Обойдемся, — заверил капи- щущих приборо®, стараясь проник­ нуть в тайну их записей, потому что эти записи показывали то, что происходит в морской глубине, хра- . . . ГГГГГ-! іШ Капитан СРТ-439 Н. И. МИТРОФАНОВ. нили секрет подводной «обстановки». U надо было во что бы то ни стало разгадать каждую черточку этих за ­ писей, каждый штрих на ленте са­ мописца. И он разгадал их, и первое время очень удивлял штурманов, когда го­ ворил: — Здесь метать порядок нельзя — сельди нет. — Сейчас под нами движутся жиденькие стайки сельди. Уловы на сетку будут мизерные. — Ставить порядок! Быстрее то­ варищи, торопитесь! — весело ко­ мандовал он в третьем случае, и мат­ росы знали, что сельдь есть. •Митрофанов настойчиво учил лю­ дей корабля, учился сам и добился, что и штурманы, и матросы, и меха­ ники понимали его с полуслова. Очень уважали моряки капитана и за то, что он не как другой, который на словах заботится о людях, а на деле за весь рейс не сойдет с мости- Митрофанов поставил на их место . „ рядовых матросов из молодежи... Про- ка» не зайдет в матросский кубрик, вели дрейф, второй, третий... Через >не поговорит, кто чем живет. Митро- пять суток корабль подошел к базе с полным грузом высококачественной Конечно, нашлись такие, которые любили пустить из-под руки слушок 'фанов заботился о людях делом. Он проверит, чистое ли белье застлано на постелях моряков, довольны ли они питанием, хороша ли спецодежда. Он поговорит с каждым так , что тот расскажет, о чем думает, как жи ­ вет, о чем мечтает... Кажется, рас­ ходование заработка — сугубо лич­ ное дело каждого. Но Митрофанов и этим поинтересуется, даст совет, про­ сельди. В эти же первые дни промысла Митрофанов прочитал в книге прика­ зов запись: — матрос такой-то отка­ зался выйти на работу. Факт уди­ вил. Митрофанов сказал себе: — у меня подобного не будет. В первую очередь, он старался 1верит, т а к ли поступил моряк, как лично быть образцом для экипажа: 'следует. на вахту выходил подтянутый, чи - 1 Большое это дело — уметь спло- сто выбритый, был до придирчиво- [тить людей вокруг себя. Митрофанов, сти аккуратен в выполнении своего опираясь на коммунистов корабля, долга. До конца делил с моряками все трудности. И никогда не кричал, не ругался. Но матро­ сы подчинялись беспрекословно: каждый хотел быть похожим на своего капитана. Подкупали его энергия, выдержка и та внутренняя спокойная непреклонность, которая всегда побеждает. Особенно стали о «растерянности» молодого капита-1 уважать моряки своего капитана ______ _ ___~ ____ _________ ___________________________________ ____ ' м ___ ____________ _ _____ _ . t на, о том, что «с таким молодым к а ­ питаном рыбы не наловишь» и т . п. Распуская подобные слухи, они жда­ ли, когда капитан, «провалится» в глазах коллектива. Ждали этого ма­ стер по рыбообработке и дрифмейстер. Они считали себя «крупными спе­ циалистами» без которых на корабле все развалится. Вместо помощи ка ­ питану они отлынивали от дела. — Долго они будут под ногами путаться? — возмущались моряки. Митрофанов раз предупредил заз­ навшихся «специалистов», дру­ гой, — а затем взял и высадил их на плавбазу. когда убедились, что он промысловик. Казалось хороший на актив, добился настоящей мор­ ской спайки экипажа. II в этой спайке сила этого коллек­ тива, секрет его успехов! Моряки среднего траулера 439 ів прошлом году выполнили план, хотя только что осваивали дрифтерный лов и вы ­ шли в океан поздно. Нынче из 9 прошедших месяцев их корабль про­ стоял в ремонте около 5 месяцев, но экипаж уже дал 7 .4 0 0 центнеров Повысить качество службы на судах Одним из серьезных условий для ] ный инженер тралового флота тов. успешного выполнения государст- Летягин. Он наплевательски отно- венвого плана добычи рыбы являют- ' сится к вопросам повышения куль- іся четкая ор гашш ц и я службы, соб­ людение правил судовождения и Устава службы на судах тралового флота. С этой целью и создан при управлении тралового флота отдел главного капитана с груш ами мор­ ских инспекторов и капитанюв-на- ставников. Если технический отдел призван обеспечить бесперебойную работу, «сердца корабля» — машин­ ного отделения, то отдел главного капитана должен позаботиться о четкой работе «мозга» корабля — его администрации. Однако факты показывают, что отдел главного капитана тралового флота, возглавляемый тов. Епари- ным, выполняет свои обязанности крайне неудовлетворительно. Об этом говорят частые случаи грубых нару­ шений правил эксплуатации судов и правил судовождения, что приводит к весьма большим убыткам. Доста­ точно вспомнить случаи, происшед­ шие с траулерами «Херсон», «Баер», «Комсомолец» и другими. Отдел главного капитана флота, а также судовая администрация ряда кораблей самоустранились от изуче­ ния и строгого соблюдения правил технической экшлоатации корпусов судов, судовых устройств и систем, от контроля за содержанием и хра­ нением аварийно-спасательного, н а ­ вигационного и сигнально-отличи- тельного имущества. В результате из строя преждевременно выходят кор­ пуса кораблей, устройства, системы, приборы и т. п . , корабли непроизво­ дительно простаивают в порту, срывают промысловую работу. Ни на одном траулере нет черте­ жей растяжек, которые позволяют организованно контролировать сте­ пень износа каждого отдельного ли­ ста наружной обшивки корабля. В этом серьезно повинен и корабель- туры технической эксплуатации корпусов траулеров. И совсем не уди­ вительно, что суда тралового флота зачастую и совершенно неожиданно выводятся на ремонт из-за сквозных изаосов листов обшивки. Так было, например, с траулерами «Больше­ вик», «Палтус», «М. Горький», «Ленинград» и другими. Такое же положение с эксплуата­ цией судовых устройств и систем. Так, Мурманской инспекцией реги­ стра СССР в этом году были задер­ жаны в порту из-за неисправности рулевых и якорных устройств трау­ леры «Баер», «Грозный», «Россия», «Севгосрыбтрест», «'Касатка» и дру­ гие. Хуже всего обстоит дело с аварий­ но-спасательным имуществом. Почти на всех кораблях оно не укомплекто­ вано, а н а некоторых имеется с из­ лишком и содержится в крайне бе­ зобразном техническом состоянии. У отдела главного капитана тра­ лового флота есть все возможности решительно поднять культуру служ­ бы на судак, культуру технической эксплуатации (корпусов кораблей, систем и устройств. В то же время от­ делу должна быть оказана помощь со стороны главного капитана Глав- мурманрыбпрома тов. Калинина. Он знает правила обслуживания и со­ держания судов, но вместо живого контроля за их выполнением на флоте, занимается только буматами. Он оторвался от флота, превратился в кабинетного работника, на судах не бывает и не видит всех перечис­ ленных недостатков. Отсюда то по­ ложение, которое создалось и кото­ рое сдерживает промысловую работу флота. В. СКУПСКИИ. Старший инспектор регистра. быУно '^что ни д р е й ф - - п о л н ы ™ іры'бы- Зд(? ь за ІО .МО цент- ти сельди! И, главное, Митрофанов нероэ рь™ы в и дад^’т ИХ- ' тан знает: какие бы трудности не встретились, экипаж возьмет их! еще накануне мог сказать, каков бу­ дет улов. Но никто, кроме старшего штур­ мана Евгения Ефимовича Ломако, не знал, сколько бессонных ночей про­ вел их капитан, изучая искусство сельдяног лова. Его интересовало все: погода, течения, температура моря, его живой мир... В его промысловый журнал попадали самые мельчайшие наблюдения, из которых затем скла­ ды вали сь определенные и прочные Моряки знают: в любой обстановке их капитан найдет правильное ре­ шение! На днях средний траулер снова, после ремонта, ушел в Северную Ат­ лантику. Моряки обязались взять до славной годовщины Октября два гру­ за сельди — около 150 тонн. И возьмут! П. МИХАИЛОВ. Как было потеряно 20.000 центнеров сельди М э с т е р а с в о е г о дела С большой теплотой отзываются I .работали с толком, с молодой смет - 1 переднему мосту автомобиля. Он кой. Когда Дундин получал задание, предложил такж е использовать вы- он всесторонне продумывал его, р а с - 1брасываемые в утиль, отслужившие рабочие механической мастерской автобазы рыбного порта о бригадире слесарей — секретаре комсомольской организации Леониде Дундине. Раньше он работал слесарем чет­ вертого разряда, всегда в срок вы ­ полнял задания и не было случая, чтобы его работа была забракована. — У Дундина — золотые руки, — говорили в мастерской. В 1951 году здесь была создана комсомольско-молодежная бригада. Дундина поставили во главе. — Теперь ты должен отвечать не за себя одного, а за коллектив, — сказал ему начальник мастерской. — Смотри, не подкачай. — Я — комсомолец, — коротко ответил Леонид, и в этих словах бы­ ло глубокое понимание своего долга. Коллектив подобрался дружный. Все стремились оправдать звание ставлял людей, учитывая способно­ сти каждого, каждому толково объяснял его задачу. Прошло некоторое время. Бригада сработалась, научилась оперативно выполнять самые сложные задания, накопила опыт. Производительность труда в бригаде с каждым днем росла и нынче она составляет 150— 180 процентов нормы. Недавно бригаде было поручено провести средний ремонт автомаши­ ны ЗИС-150. Несмотря на то, что некоторые слесари из бригады были заняты другой работой, задание бы­ ло выполнено больше чем на сутки раньше срока. Леонид Дундин — один из луч­ ших рационализаторов мастерской. По его предложению успешно внед- комсомольско-молодежной бригады, і ряется подшипник новой системы к свой срок, стаканы поршней для переплавки их и отливки шкивов двигателей. Это предложение было внедрено в жизнь и позволило увели­ чить срок службы шкивов. Ва не­ большой промежуток времени Дун­ дин внес восемь различных пред­ ложений, большая часть которых внедрена в производство. Комсомольцы автобазы избрали Леонида Дундина секретарем органи- зации и он с честью оправдывает j сельди звание комсомольского вожака. Он старается направить работу молоде­ жи на повышение производственных показателей. Члены его бригады и сам он учатся в политкружках. > 36-ю годовщину Великого Октяб­ ря бригада Леонида Дундина обяза­ лась встретить новыми достиже­ ниями в труде. В нынешнем а д у «Мурмансельдь» допустила серьезное отставание. Это отставание не ликвидировано и сей­ час: задолженность составляет свы­ ше 10 .000 центнеров сельди. Откуда эта задолженность? Про­ мысловая обстановка в течение все­ го года позволяла и позволяет си­ стематически перевыполнять суточ­ ные задания. Моряки сельдяной эк­ спедиции активно борются за пол­ ное использование времени и сырье­ вой базы. Но усилия их наталки­ ваются на серьезные препятствия. Не раз писалось о том, что в ны ­ нешнем году работа сельдяных баз поставлена плохо. Суда сельдяной экспедиции теря­ ют промысловое время главным об­ разом на проістоях в ожидании баз или для сдачи улова, или для снаб­ жения всем необходимым. Причем, простои эти исчисляются не часа­ ми, а неделями, простаивают не от­ дельные корабли, а большие группы судов. Вот факты, которые показывают, почему «Мурмансельдь» отстает. В сентябре многие корабли экспеди­ ции простаивали из-за плохой ра­ боты баз и потеряли по 10—:12— 15 суток. Так, средние траулеры 157 . 2 2 2 и 460 простоялл 19— 22 суток. А в общей сложно­ сти. по неполным данным, простой кораблей сельдяной экспедиции только в сентябре составил свышг 800 судосуток. Даже при минималь­ ном суточном вылове за это время можно было добыть 2 0 .0 0 0 центне- Почему это происходит? Только потому, что работа пловучих б а я , обслуживающих сельдяную экспеди­ цию, к ак и прежде, организована крайне плохо. Работники «Мурман- сельди», на которых возложена обя­ занность обеспечивать бесперебойное обслуживание экспедиции базами, зная и видя создавшееся положение, все же не приняли всех мер для предотвращения громадных потерь в уловах сельди. Базы то накапли­ ваются в порту пачками, то почти одновременно появляются на про­ мысле, а затем дружно уходят в порт, оголяя промысел. Получается по поговорке: то густо, то пусто. Экипажи пловучих баз, учитывая обстановку и стремясь как можно скорее оборачиваться между портом и промыслом, обеспечивать быст­ рую, бесперебойную обработку кораб­ лей экспедиции, развернули социа­ листическое соревнование з а скоро­ стные рейсы. Моржи баз нашли у себя возможности досрочно обраба­ тывать приходящие для разгрузки средние траулеры. Почти каждая пловучая база возвращается в порт раньше намеченного срока и с гру­ зом, который превышает плановое задание. Но усилия экипажей баз сводятся на нет неорганизован­ ностью, которая укоренилась в деле снаряжения баз на промысел. То нехватает тары, то нет продовольст­ вия, то сетематериалов и т. д. Руководители «Мурмансельди.; — хозяева этих баз — не знают, как базы работают на промысле, чго надо сделать для того, чтобы ликви­ дировать необеспеченность промыс­ ла пловучими базами. По сутп ;е - ла, никто не несет прямой ответст­ венности за их работу, в руководст­ ве ими существует обезличка. Ни­ кто не несет ответственности к за те 2 0 .0 0 0 центнеров сельди, кото­ рые потеряны из-за неразворотли­ вое™ и безответственности руково­ дителей сельдяного промысла. Надо немедленно принять самые серьезные меры для бесперебойного обеспечения сельдяной экспедиции в Северной Атлантике пловучими ба­ зами. Надо ликвидировать в с е ' и всяческие простои средних трауле­ ров на промысле. П. БЫСТРОУМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz